Научная статья на тему 'Условия нейтрализации негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности школьников'

Условия нейтрализации негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ / РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОЕКТНАЯ ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕГАТИВНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ / СИММЕТРИЧНОЕ ВЗАИМОДОВЕРИЕ / КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО / PROJECT WORK AT SCHOOL / GROUP PROJECT / DEVELOPING POTENTIAL / PROJECT GROUP / INTERACTION / NEGATIVE SIDE-EFFECTS / EQUAL MUTUAL TRUST / COMPLEMENTARITY / VALUE-ORIENTATION UNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова О. А.

Актуальность организации проектной деятельности учащихся в системе общего и дополнительного образования обусловлена потребностями современного общества и развивающейся образовательной практики в подготовке выпускников школ, способных самостоятельно решать проблемы окружающей действительности, готовых к сотрудничеству и саморазвитию. Групповой проектной деятельности, являющейся предпочтительной для школьников, имплицитно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности участников на основе межсубъектных отношений. Вместе с тем реализации развивающего потенциала проектной деятельности могут препятствовать возникающие в процессе группового взаимодействия негативные побочные эффекты, такие как социальная леность, огруппление мышления, конформизм, деструктивный конфликт, квазиактивность и неоптимальная самодостаточность. Анализ взаимодействия участников групповых проектов позволяет выявить источники возникновения данных побочных эффектов: асимметричность взаимоценностных позиций участников, различия в системе их ценностей, диффузия ответственности. Негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности могут быть нейтрализованы и ее развивающий потенциал актуализирован, если проектная группа соответствует следующему комплексу условий: симметричное взаимодоверие и комплементарность участников проекта; высокое ценностно-ориентационное единство группы. Наличие этих характеристик в проектной группе обеспечивает кооперативный характер взаимодействия, способствуя, с одной стороны, достижению совокупного, личностно значимого для всех участников результата совместной деятельности, а с другой личностному развитию каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF NEUTRALIZING NEGATIVE SIDE-EFFECTS OF SCHOOLCHILDREN’S GROUP PROJECT WORK

The importance of organizing project work both in class and as an extra-curricular activity lies in the needs of the present society and developing education to prepare school-leavers who are capable of solving various problems on their own and who are ready for cooperation and self-development. Group project work, which is considered preferable for schoolchildren, implicitly possesses considerable pedagogical potentialities for developing students in the process of interaction and sharing life experiences. However, the realization of the developing potential of project work may be hampered by a number of negative side-effects arousing in the process of group interaction, which include social loafing, groupthink, conformity, destructive conflict, pseudo-activity, and inadequate self-sufficiency. The analysis of project group interaction reveals the causes of such negative side-effects: diffusion of responsibility, asymmetry of trust towards the members of a project group, differences in their values and attitudes to work. The negative side-effects of group project work can be neutralized and its developing potential actualized if a project group meets the following conditions: equal mutual trust and complementarity of the participants, high value-orientation unity of the group. The occurrence of these characteristics in a project group guarantees the cooperative nature of interaction, which enables to achieve a synergistic result of work, as well as valuable personal development of each participant.

Текст научной работы на тему «Условия нейтрализации негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности школьников»

УДК 371.3

УСЛОВИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

О.А.Гребенникова

THE CONDITIONS OF NEUTRALIZING NEGATIVE SIDE-EFFECTS OF SCHOOLCHILDREN'S GROUP

PROJECT WORK

O.A. Grebennikova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Oxana.Grebennikova@novsu.ru

Актуальность организации проектной деятельности учащихся в системе общего и дополнительного образования обусловлена потребностями современного общества и развивающейся образовательной практики в подготовке выпускников школ, способных самостоятельно решать проблемы окружающей действительности, готовых к сотрудничеству и саморазвитию. Групповой проектной деятельности, являющейся предпочтительной для школьников, имплицитно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности участников на основе межсубъектных отношений. Вместе с тем реализации развивающего потенциала проектной деятельности могут препятствовать возникающие в процессе группового взаимодействия негативные побочные эффекты, такие как социальная леность, огруппление мышления, конформизм, деструктивный конфликт, квазиактивность и неоптимальная самодостаточность. Анализ взаимодействия участников групповых проектов позволяет выявить источники возникновения данных побочных эффектов: асимметричность взаимоценностных позиций участников, различия в системе их ценностей, диффузия ответственности. Негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности могут быть нейтрализованы и ее развивающий потенциал актуализирован, если проектная группа соответствует следующему комплексу условий: симметричное взаимодоверие и комплементарность участников проекта; высокое ценностно-ориентационное единство группы. Наличие этих характеристик в проектной группе обеспечивает кооперативный характер взаимодействия, способствуя, с одной стороны, достижению совокупного, личностно значимого для всех участников результата совместной деятельности, а с другой — личностному развитию каждого из них. Ключевые слова: проектная деятельность учащихся, групповой проект, развивающий потенциал, проектная группа, взаимодействие, негативные побочные эффекты, симметричное взаимодоверие, комплементарность, ценностно-ориентационное единство

The importance of organizing project work both in class and as an extra-curricular activity lies in the needs of the present society and developing education to prepare school-leavers who are capable of solving various problems on their own and who are ready for cooperation and self-development. Group project work, which is considered preferable for schoolchildren, implicitly possesses considerable pedagogical potentialities for developing students in the process of interaction and sharing life experiences. However, the realization of the developing potential of project work may be hampered by a number of negative side-effects arousing in the process of group interaction, which include social loafing, groupthink, conformity, destructive conflict, pseudo-activity, and inadequate self-sufficiency. The analysis of project group interaction reveals the causes of such negative side-effects: diffusion of responsibility, asymmetry of trust towards the members of a project group, differences in their values and attitudes to work. The negative side-effects of group project work can be neutralized and its developing potential actualized if a project group meets the following conditions: equal mutual trust and complementarity of the participants, high value-orientation unity of the group. The occurrence of these characteristics in a project group guarantees the cooperative nature of interaction, which enables to achieve a synergistic result of work, as well as valuable personal development of each participant.

Keywords: project work at school, group project, developing potential, project group, interaction, negative side-effects, equal mutual trust, complementarity, value-orientation unity

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года утверждается, что развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью. Новый социальный заказ находит отражение и в ряде государственных инициатив по модернизации российского образования, включая национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и ФГОС общего образования второго поколения. Согласно этим документам, выпускник школы сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В связи с этим в системе общего и дополнительного образования всё большую популярность

приобретает проектная деятельность учащихся. Анализ педагогической литературы и образовательной практики свидетельствует о том, что проектная деятельность обладает значительным потенциалом в развитии личности школьников и формировании «умения учиться», поскольку носит творческий, интерактивный и социальный характер, а также предполагает самостоятельность учащихся на всех этапах проектирования.

Проектная деятельность позволяет школьникам самостоятельно выбирать форму организации проекта — групповую или индивидуальную, стимулируя учащихся, не имеющих изначально выраженных познавательных интересов, включаться в процесс создания группового проекта. Групповая деятельность привлекает учащихся возможностью общения, обмена знаниями и опытом между участниками про-

екта. Мотивирующим фактором при выборе групповой формы организации проектной деятельности для многих школьников выступает потребность в самоутверждении в группе. Создание индивидуального проекта некоторым учащимся представляется затруднительным, что может провоцировать отказ заниматься проектной деятельностью, тогда как в групповой деятельности, предусматривающей достижение цели совместными усилиями, можно самореализоваться в выполнении части общей работы, обеспечив тем самым свое личностное развитие.

Групповой проектной деятельности имплицитно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности учащихся на основе межсубъектных отношений, однако их реализации могут препятствовать возникающие в ходе группового взаимодействия негативные побочные эффекты, такие как: социальная леность, огруппление мышления, конформизм, деструктивный конфликт, квазиактивность и неоптимальная самодостаточность. В проектные группы, как правило, объединяются учащиеся, хорошо знающие друг друга и имеющие на основании предыдущего опыта определенные ожидания относительно действий других участников. Эти ожидания наряду с оценкой собственной значимости в групповой деятельности во многом определяют характер взаимодействия и в ряде случаев способствуют появлению негативных побочных эффектов, препятствующих продуктивному осуществлению совместной деятельности и личностному росту каждого участника.

Решение учащегося участвовать в групповом проекте может маскировать его нежелание заниматься проектной деятельностью либо стремление затратить минимум усилий для ее осуществления. Групповой проект, предусматривающий единое поощрение для всех участников (в виде отметки, сертификата и др.), позволяет некоторым учащимся «спрятаться» в группе, избегая порицания, способствуя проявлению эффекта социальной лености — тенденции прилагать меньше усилий при групповой работе, нежели в случае индивидуальной ответственности. Подобная позиция приводит к перекладыванию ответственности на других участников проекта и пассивному участию в групповой деятельности, что в целом является рискованным для продуктивности группы и личностного развития каждого ее члена.

Стремление быть принятым в группе может мотивировать учащихся, считающих других участников проекта ценностью более высокого порядка, к сдерживанию собственных точек зрения и способов действия, способствуя проявлению эффекта огруп-пления («выравнивания») мышления. Огруппление мышления, т.е. иллюзорное единомыслие участников проекта, возникающее вследствие изоляции ими мнений, альтернативных воззрениям большинства, мешает значимому для личностного развития каждого члена группы обсуждению разных вариантов решения проблемы проекта. Как отмечают К.Дэвис и Дж.Ньюстром, в целях поддержания «группового духа» некоторые члены склонны конформно присоединяться к точке зрения наиболее влиятельных (поль-

зующихся авторитетом, доверием или упорно отстаивающих свои доводы) участников, создавая иллюзию единомыслия внутри группы [1].

Конформизм участников группового проекта, проявляющийся в изменении их убеждений в направлении большего согласия с группой в результате ее реального или воображаемого давления, препятствует продуктивной реализации проектной деятельности (поиску и принятию значимой для всех цели, всестороннему анализу проблемы проекта, разных вариантов ее решения и т.д.), не позволяя учащимся в полной мере актуализировать свой субъектный опыт и познавательные интересы, значимые как для их личностного развития, так и для обогащения опыта других членов.

При выборе групповой формы организации проектной деятельности ряд учащихся руководствуется стремлением самоутвердиться в группе, которое обычно проявляется в их более активной позиции в процессе группового взаимодействия, вызывая доверие со стороны других участников. Желание повысить или поддержать свой статус в группе мотивирует некоторых учащихся к принятию всей ответственности за ход и результаты проектирования на себя, способствуя проявлению эффекта неоптимальной самодостаточности, лимитирующей познавательную активность других членов. Заметная инициативность учащихся с высокой степенью самодостаточности на начальном этапе взаимодействия, а также ожидания, испытываемые другими участниками по отношению к их поведению, вызывают доверие группы, которое в случае недооценки участниками собственной значимости в групповой деятельности и / или недоверия к ним со стороны авторитетного лица препятствует их активному участию в проектной деятельности. Таким образом, неоптимальная самодостаточность одного из участников проекта, «выручающего» группу своей продуктивной активностью, может привести к социальной лености и конформизму других членов группы, препятствуя их личностному развитию.

Высокая активность одного или нескольких участников группового проекта, инициируемая непознавательными мотивами (стремлением самоутвердиться в группе, поскорее «закончить» проект и др.), рассматриваемая нами как квазиактивность, может также негативно повлиять на деятельность группы как целостного образования, в результате чего личностное развитие каждого ее члена не произойдет или будет случайным. Так, сильная потребность власти, выражающаяся в стремлении завоевать доминирующее влияние в групповой деятельности, мотивирует некоторых участников к настойчивому отстаиванию оригинальных, как правило, рискованных для группы идей, с которыми без особых дискуссий соглашаются члены группы, не имеющие определенных позиций. Примером подобного негативного влияния может служить предложение учащегося, пытающегося добиться признания со стороны группы, «пойти по линии наименьшего сопротивления» и воспользоваться готовым продуктом из Интернета, редкой книгой, проектом учащихся другой школы и т. д. Данная воз-

можность в условиях диффузии ответственности при групповой работе, когда индивид испытывает меньшую личную ответственность за решения, вырабатываемые всей группой, скорее будет рассматриваться учащимися как оптимальная, экономящая их время, силы и ресурсы.

В ряде случаев процесс группового взаимодействия демонстрирует конфликт позиций его участников. Проблемный характер проектной деятельности в группе может привести к деструктивному конфликту ее членов — расшатывающему групповое взаимодействие противостоянию участников, отстаивающих собственные мнения любыми, вплоть до переходящими «на личности» способами и своими практическими действиями препятствующих друг другу. Деструктивный конфликт мешает полноценному осуществлению совместной деятельности (поиску и принятию значимой для всех цели, всестороннему рассмотрению проблемы проекта, различных вариантов ее решения, реализации и аргументированной оценке созданного продукта), снижая общую удовлетворенность от участия в проектной деятельности, в результате чего ее развивающий потенциал может быть нивелирован.

В целом возникающие в процессе взаимодействия проектной группы негативные побочные эффекты препятствуют продуктивному осуществлению совместной деятельности ее участниками, на основании чего можно сделать вывод, что не любая проектная группа является той благоприятной средой, в которой происходит развитие личности учащихся. Поиск условий, обеспечивающих нейтрализацию негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности учащихся, обуславливает необходимость выявления источников их возникновения.

Как показывает анализ взаимодействия проектной группы, в основе возникновения негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности лежат нарушения симметричности взаимоценностных позиций участников, испытывающих разную степень доверия по отношению к себе и к другим. Социальная леность, конформизм и огруппление мышления членов проектной группы, как правило, проявляются при взаимодействиях, где участники испытывают меньшее доверие по отношению к себе, чем к другим. Ряд учащихся в процессе создания проекта, наоборот, доверяет себе больше, чем другим членам группы (считает себя ценностью более высокого порядка), что приводит к появлению таких негативных побочных эффектов, как неоптимальная самодостаточность и деструктивный конфликт участников. Таким образом, можно утверждать, что при условии симметричности взаимодоверия участников проекта (когда каждый из них в ходе взаимодействия относится как к ценности и к себе, и к партнерам) в группе устанавливается сотрудничество, что обеспечивает нейтрализацию негативных побочных эффектов и актуализацию развивающего потенциала проектной деятельности.

Симметричное взаимодоверие участников группового взаимодействия, как указывают Дж.Максвелл и Т. П. Скрипкина, является основанием

для установления открытого общения в группе, необходимого для творчески продуктивного осуществления совместной деятельности. Ученые отмечают, что атмосфера общения, протекающего на фоне признания участниками значимости друг друга, позволяет спокойно высказывать предложения и критику, свободно обмениваться информацией и обсуждать идеи, способствуя повышению продуктивности группы. Паритетное взаимодоверие членов группы обеспечивает конструктивный характер осуществляемой деятельности: возникающие разногласия центрируются вокруг идей, а не личностей, и решаются совместно, с обязательным учетом мнения каждого [2, 3].

Проявлению побочных эффектов групповой проектной деятельности способствует также диффузия ответственности, связанная с «размытостью» в группе индивидуального вклада каждого участника. Диффузия ответственности приводит к социальной лености учащихся, сдерживанию ими собственных, альтернативных взглядам большинства мнений, конформному подчинению наиболее влиятельным участникам, а также к повышению готовности группы принять рискованное решение. На наш взгляд, диффузия ответственности может быть преодолена при условии организации проектной группы по принципу комплементарности (взаимодополнительности), предполагающему, с одной стороны, четкую согласованность ролей участников на разных этапах проектирования, каждый из которых имеет собственную, выбранную с учетом личных интересов и индивидуальных характеристик роль или «нишу», дополняющую деятельность других членов группы по реализации общей цели, а с другой — гибкость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников проекта, проявляющуюся в их готовности менять в случае необходимости заданную ролевую дифференциацию, дополняя усилия друг друга.

По мнению А.И.Донцова, Е.М.Дубовской и И.М.Улановской, ролевая дифференциация участников группового взаимодействия дает им возможность интерпретировать и оценивать работу друг друга (каждый становится подотчетным группе за выполнение своей роли), что, во-первых, приводит к повышению их собственной продуктивности (связанной с осознанием личного вклада в совместную деятельность как незаменимого) и, во-вторых, позволяет своевременно оказывать помощь членам, испытывающим затруднения в реализации своих функций [4]. В работе Д.Бодди и Р.Пэйтона подчеркивается, что реализуемая через ролевое распределение взаимодополнительность участников способствует формированию командной взаимозависимости, существенной для достижения общего результата [5]. На основании проведенного анализа можно утверждать, что реализация принципа комплементарности в проектной деятельности школьников может способствовать нейтрализации негативных побочных эффектов, позволяя достичь значимых результатов в личностном развитии ее участников.

Анализ негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности также показывает, что в основе их возникновения лежит различная система

ценностей участников проекта, определяющая их отношение к значимым для групповой жизнедеятельности объектам. Для ряда учащихся значимым в групповой проектной деятельности является удовлетворе-ние познавательных потребностей, для других — самоутверждение в группе и, наконец, для третьих — возможность «спрятаться» среди других участников, избегая порицания. Результатом подобного различия в системе ценностей участников проекта является низкое ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы, проявляющееся в разобщенности ее членов, разном видении целей группового взаимодействия и своей роли в нем, что провоцирует появление ряда негативных побочных эффектов. На основании этого можно предположить, что при условии высокого ЦОЕ группы, выражающегося в согласованности у участников проекта основной системы ценностей, связанной с процессом группового взаимодействия, негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности будут нейтрализованы, что приведет к актуализации ее развивающего потенциала.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно утверждать, что развивающий потенциал групповой проектной деятельности может быть актуализирован и негативные побочные эффекты нейтрализованы, если проектная группа соответствует следующему комплексу условий: симметричное взаимодоверие и комплементарность участников, высокое ценностно-ориентационное единство группы. Воплощение этих характеристик в ткань совместной деятельности участников проекта обеспечивает кооперативный характер их взаимодействия, способствуя, с одной стороны, достижению совокупного, лич-ностно значимого для всех участников результата

проектной деятельности, а с другой — личностному развитию каждого из них (посредством самореализации в выполнении выбранной роли и обогащения знаниями и опытом других участников).

1. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. 680 с.

2. Максвелл Дж.С. Шеф и его команда: Как создать команду своей мечты. СПб.: Питер Ком, 1998. 246 с.

3. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. 1999. № 5. С.21-30.

4. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. №2. С.61-71.

5. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999. 816 с.

References

1. Newstrom J.W., Davis K. Organizational behavior. 10th ed. New York, McGraw Hill, 1997. 587 p. (Russ. ed.: Nyustrom Dj.V., Devis K. Organizatsionnoe povedenie. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 280 p.).

2. Maxwell J.C. Developing the leaders around you. Nashville, Thomas Nelson Incorporated, 1995. 206 p. (Russ. ed.: Maks-vell Dj.S. Shef i ego komanda: Kak sozdat' komandu svoei mechti. Saint Petersburg, Piter Kom Publ., 1998. 246 p.).

3. Skripkina T.P. Vzaimodoverie kak osnovanie mezhlichnost-nih vzaimodeistvii [Mutual trust as the basis for interpersonal interactions]. Voprosi psihologii, 1999, no. 5, pp. 21-30.

4. Dontsov A.I., Dubovskaya E.M., Ulanovskaya I.M. Paz-rabotka kriteriev analiza sovmenstnoi deyatel'nosti [The development of the criteria for analyzing cooperative activity]. Voprosi psihologii, 1998, no. 2, pp. 61-71.

5. Boddy D., Paton R. Management: an introduction. London, Prentice Hall, 1998. 730 p. (Russ. ed.: Boddi D., Peiton R. Osnovi menedzhmenta. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999. 816 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.