Научная статья на тему 'Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся'

Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОЕКТНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ / КОНФОРМИЗМ / ОГРУППЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ / НЕОПТИМАЛЬНАЯ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ / КВАЗИАКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / SCHOOL GROUP PROJECT WORK / DEVELOPMENTAL POTENTIAL / PROJECT GROUP / NEGATIVE SIDE EFFECTS / SOCIAL LOAFING / CONFORMITY / GROUPTHINK / INADEQUATE SELF-SUFFICIENCY / PSEUDO-ACTIVITY / DESTRUCTIVE CONFLICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова О.А.

Групповой проектной деятельности школьников имманентно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности учащихся на основе межсубъектных отношений. Ее наиболее значимыми социально-педагогическими эффектами являются развитие у школьников навыков межличностного и делового общения, сотрудничества и взаимопомощи, критического мышления, социальной активности, эмпатии и толерантности. Вместе с тем, реализации развивающего потенциала групповой проектной деятельности школьников могут препятствовать возникающие в процессе взаимодействия участников проектной группы негативные побочные эффекты, такие как: социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность и деструктивный конфликт. В основе возникновения указанных негативных побочных эффектов лежат различия в системе ценностей участников проектной группы, асимметричность их взаимоценностных позиций и диффузия ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND NEGATIVE SIDE-EFFECTS OF SCHOOL GROUP PROJECT WORK

School group project work immanently possesses substantial pedagogical potentialities for developing schoolchildren’s skills and abilities due to its interactive nature. Its most significant educational effects include the development of learners’ communication skills, cooperativeness, critical thinking, social activity, empathy and tolerance. However, the realization of the developmental potential of school group project work may be hindered by a number of negative side effects emerging in the process of project group interaction, such as social loafing, conformity, groupthink, pseudo-activity, inadequate self-sufficiency and destructive conflict. These negative side effects are caused by the diffusion of responsibility in group project work, asymmetry of trust among the members of a project group, as well as differences in their values and attitudes to work.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал и негативные побочные эффекты групповой проектной деятельности учащихся»

УДК 371.3

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ И НЕГАТИВНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

О.А.Гребенникова

DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND NEGATIVE SIDE-EFFECTS OF SCHOOL GROUP PROJECT

WORK

O.A.Grebennikova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Oxana.Grebennikova@novsu.ru

Групповой проектной деятельности школьников имманентно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности учащихся на основе межсубъектных отношений. Ее наиболее значимыми социально-педагогическими эффектами являются развитие у школьников навыков межличностного и делового общения, сотрудничества и взаимопомощи, критического мышления, социальной активности, эмпатии и толерантности. Вместе с тем, реализации развивающего потенциала групповой проектной деятельности школьников могут препятствовать возникающие в процессе взаимодействия участников проектной группы негативные побочные эффекты, такие как: социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность и деструктивный конфликт. В основе возникновения указанных негативных побочных эффектов лежат различия в системе ценностей участников проектной группы, асимметричность их взаимоценностных позиций и диффузия ответственности.

Ключевые слова: групповая проектная деятельность учащихся, развивающий потенциал, проектная группа, социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность, деструктивный конфликт

School group project work immanently possesses substantial pedagogical potentialities for developing schoolchildren's skills and abilities due to its interactive nature. Its most significant educational effects include the development of learners' communication skills, cooperativeness, critical thinking, social activity, empathy and tolerance. However, the realization of the developmental potential of school group project work may be hindered by a number of negative side effects emerging in the process of project group interaction, such as social loafing, conformity, groupthink, pseudo-activity, inadequate self-sufficiency and destructive conflict. These negative side effects are caused by the diffusion of responsibility in group project work, asymmetry of trust among the members of a project group, as well as differences in their values and attitudes to work.

Keywords: school group project work, developmental potential, project group, negative side effects, social loafing, conformity, groupthink, inadequate self-sufficiency, pseudo-activity, destructive conflict

Включение проектной деятельности учащихся Сущностной характеристикой проектной дея-

в основную образовательную программу школы как тельности является самостоятельный выбор школь-

обязательное требование Федеральных образова- никами формы организации познавательной деятель-

тельных стандартов общего образования определя- ности — групповой или индивидуальной, позволяя

ется стратегическими целями российского образова- учащимся, не имеющим изначально выраженных по-

ния. Современная школа призвана обеспечить под- знавательных интересов, включаться в процесс соз-

готовку выпускников, способных гибко адаптиро- дания группового проекта. Создание индивидуально-

ваться в быстроменяющихся социально- го проекта некоторым школьникам представляется

экономических и культурных условиях, самостоя- затруднительным, что может провоцировать отказ за-

тельно решать проблемы с позиции личностной со- ниматься проектной деятельностью, тогда как в груп-

причастности и ценностных ориентиров, активно повой деятельности, предусматривающей достижение

взаимодействовать с социумом в различных сферах общей цели совместными усилиями, можно самореа-

жизнедеятельности, а также готовых к сотрудниче- лизоваться в выполнении части работы, обеспечив

ству и саморазвитию. Реализация проектной дея- тем самым свое личностное развитие.

тельности в урочной и внеурочной работе школы По данным анкетирования 246 учащихся об-

должна содействовать достижению значимых долго- щеобразовательных организаций Великого Новгоро-

срочных результатов в образовании благодаря раз- да, групповая форма организации проектной деятель-

витию у школьников социальной активности и фор- ности является предпочтительной для большинства

мированию «умения учиться». школьников (71% участвовавших в опросе). Участни-

ки групповых проектов обосновывают свой выбор:

— во-первых, стремлением комплексно изучить исследуемую проблему с разных точек зрения, охватив больший по объему материал и лучше его представив (отмечая, в частности, что «в группе возникает больше идей, идет обмен мнениями, каждая деталь продумывается тщательнее»; «когда делаешь все сам, никто не мешает, но можно упустить самое главное, а в группе — все видят пробелы в работе»);

— во-вторых, возможностью разделить обязанности между участниками (в результате чего — «меньше объем работы», «дополняешь свои способности способностями других»);

— в-третьих, желанием пообщаться и лучше узнать одноклассников (например, «групповой проект интересен тем, что исследуемая проблема сразу же становится темой для разговоров», «возрастает интенсивность общения с одноклассниками, из чего свои последствия (в хорошем смысле)», «в процессе создания можно пообщаться, подискутировать», «узнаешь точку зрения одноклассника по интересующему тебя вопросу», «объединяет учеников» и др.);

— в-четвертых, убеждением в том, что групповая работа продуктивнее («одна голова — хорошо, а две — лучше») и легче индивидуальной («проще систематизировать», «легче защищать» и т.д.).

Как показывает анализ литературы (Л.В.Головина, Л.Р.Мунавирова, Е.С.Полат, И.С.Сергеев и др.), групповой проектной деятельности имманентно присущи значительные педагогические возможности в развитии личности учащихся на основе межсубъектных отношений [1-4]. Групповая проектная деятельность позволяет школьникам приобрести ценный опыт совместной работы и освоить функциональный потенциал различных социальных ролей — как управленческих, так и исполнительских: в ходе проектирования каждый учащийся может выступить и в качестве ситуативного лидера, и в качестве рядового члена проектной группы, уважающего и при необходимости тактично критикующего мнение партнеров по проекту. В процессе общения, обмена знаниями и опытом участники группового проекта овладевают навыками межличностной коммуникации и продуктивного делового сотрудничества, учатся на практике взаимопомощи в труде, расширяют свой кругозор за счет взаимообмена идеями и мнениями, развивают критическое мышление, эмпатические и толерантные качества. Как отмечает Л.В.Головина, участие в групповом проекте учит ребенка многому из того, что ему пригодится не только и не столько в учебной деятельности, сколько в жизни за пределами школы и учебного процесса, а именно: целеполага-нию, планированию своей деятельности, умению согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, оказывать своевременную помощь и поддержку тем, кто в ней в настоящий момент нуждается [1, с. 138-139].

С точки зрения учащихся, принимавших участие в создании групповых проектов в школах Великого Новгорода, групповая проектная деятельность «помогает научиться общаться с другими людьми», «развивает чувство коллективизма и ответственно-

сти», «учит отстаивать свою точку зрения», «дает возможность продемонстрировать свои умения», «позволяет преподнести себя», «развивает воображение и творческие способности», обеспечивает «тренировку силы воли». В качестве значимых социально-педагогических эффектов групповой проектной деятельности школьники также отмечают развитие познавательной самостоятельности («сам анализируешь, а не берешь готовое», «создавать что-то свое всегда интереснее, чем заучивать то, что кто-то придумал до нас», «самостоятельное изучение темы способствует лучшему усвоению материала») и социальной активности («разрабатываются интересные идеи, которые могут быть воплощены в жизнь», «необходимо реально применять знания по предмету»).

Вместе с тем, как показывает анализ взаимодействия участников проектных групп, реализации педагогических возможностей групповой проектной деятельности учащихся могут препятствовать возникающие в процессе создания проекта негативные побочные эффекты, снижающие эффективность совместной деятельности и, как следствие, сдерживающие личностный рост каждого участника. По данным анкетирования 175 учащихся, участвовавших в создании групповых проектов в общеобразовательных организациях Великого Новгорода, 56% участников проектных групп испытали на себе воздействие таких негативных побочных эффектов, как: социальная леность, конформизм, огруппление мышления, неоптимальная самодостаточность, квазиактивность и деструктивный конфликт. Рассмотрим каждый негативный побочный эффект групповой проектной деятельности учащихся, обращая особое внимание на причины его возникновения.

Намерение учащегося участвовать в групповом проекте может маскировать его нежелание заниматься проектной деятельностью, либо стремление затратить минимум усилий для ее осуществления. Групповой проект, предусматривающий единое поощрение для всех участников (в виде отметки или сертификата), позволяет некоторым учащимся «спрятаться» в группе, избегая порицания, способствуя проявлению эффекта социальной лености — тенденции прилагать меньше усилий при групповой работе, нежели в случае индивидуальной ответственности. Подобная позиция приводит к перекладыванию ответственности на других участников проекта и пассивному участию в групповой деятельности, что в целом является рискованным для продуктивности группы и личностного развития каждого ее члена. По данным анкетирования учащихся, принимавших участие в создании групповых проектов, социальная леность характерна для 39% участников проектных групп. В частности, учащиеся отмечают, что в групповом проекте «можно положиться на товарища», «я — ленивый, а в проекте можно работать с отличниками», «в случае индивидуального проекта ответственность была бы больше». О проявлении социальной лености некоторых участников групповых проектов свидетельствуют также ответы членов группы, которые были «вынуждены выполнять практически весь проект в одиночку», например, «весь материал нашла и оформила сама, а

оценки получили одинаковые», «некоторые в нашей группе ничего не делали».

Стремление быть принятым в группе может мотивировать учащихся, считающих других участников проекта ценностью более высокого порядка (пользующихся авторитетом, доверием или просто упорно отстаивающих свои доводы), к сдерживанию собственных, альтернативных воззрениям большинства точек зрения и способов действия, способствуя проявлению конформизма. Указание на него содержится в ответах 6% участвовавших в опросе членов проектных групп; например, показательны такие высказывания: «при создании проекта я проявляла сдержанность, так как хуже, чем другие, разбираюсь в информатике», «следующий проект я предпочел бы делать индивидуально, мне не нравится подчиняться другим».

Вследствие подавления членами проектной группы собственных мнений может возникнуть эффект огруппления («выравнивания») мышления, препятствующий продуктивной реализации проектной деятельности. Иллюзорное единомыслие участников группового проекта мешает поиску и принятию значимой для всех цели, всестороннему анализу проблемы проекта и обсуждению разных вариантов ее решения, не позволяя учащимся в полной мере актуализировать свой субъектный опыт и познавательные интересы, значимые как для их личностного развития, так и для обогащения опыта других членов. О наличии данного негативного побочного эффекта групповой проектной деятельности свидетельствуют ответы 11% участвовавших в опросе школьников. В частности, учащиеся отмечают: «у меня было несколько достаточно оригинальных идей, которые в итоге могли бы улучшить проект, но они так и остались не высказанными, так как я боялась насмешек со стороны более продвинутых учеников»; «у нас была одна задумка, и мы старались сосредоточиться только на ней, если бы мы обсуждали предложения каждого из нас, у нас бы был полный разброд».

Как показывает анализ мотивов выбора групповой формы организации проектной деятельности, ряд учащихся (8% участвовавших в нашем анкетировании) отдают ей предпочтение, руководствуясь стремлением самоутвердиться в группе, которое обычно проявляется в их более активной позиции в процессе группового взаимодействия. Желание поддержать или повысить свой статус в группе мотивирует некоторых школьников к принятию всей ответственности за ход и результаты проектирования на себя, способствуя проявлению эффекта неоптимальной самодостаточности, подавляющей познавательную инициативу других членов. Заметная инициативность одного из участников проекта, «выручающего» группу своей познавательной активностью, нередко приводит к социальной лености и конформизму других членов группы, препятствуя их личностному развитию. В частности, некоторые участвовавшие в опросе члены проектных групп указывают, что в случае создания индивидуального проекта его качество не изменилось бы, аргументируя это тем, что, например, «руководила процессом я», «материал

нашел сам, а делали все равно долго».

В то же время высокая активность одного или нескольких участников группового проекта, инициируемая непознавательными мотивами (стремлением поскорее «закончить» проект, самоутвердиться в группе и др.), рассматриваемая нами как квазиактивность, может также отрицательно повлиять на деятельность группы как целостного образования, в результате чего личностное развитие каждого ее члена не произойдет или будет случайным. Так, сильная потребность власти побуждает некоторых участников проекта к настойчивому отстаиванию оригинальных, как правило, рискованных для группы идей, с которыми без особых возражений соглашаются члены группы, не имеющие определенных позиций. Примером подобного негативного влияния может служить предложение учащегося, пытающегося добиться признания со стороны группы, пойти по линии наименьшего сопротивления и воспользоваться готовым продуктом из Интернета, проектом учащихся другой школы, редкой книгой и т.д. А поскольку при групповой работе индивиды испытывают меньшую личную ответственность за решения, вырабатываемые всей группой [6], данная возможность скорее будет рассматриваться учащимися как оптимальная, экономящая их силы, время и ресурсы. На этот негативный момент указывает в своей статье Л.В.Головина; описывая опыт организации группового итогового проекта в начальной школе, она отмечает, что в силу жестких временных рамок в ряде групп дети пошли по пути наименьшего сопротивления: в выборе темы и стилистики своего проекта они последовали за имевшимся материалом [1, с. 143]. В нашем исследовании 4% участвовавших в анкетировании учащихся выразили неудовлетворенность от участия в групповом проекте, отметив: «обидно, что мы делали все сами, а получили ту же оценку, что и группа..., которая скачала все из Интернета», «сложно было защищать проект, так как сделать его нам помогла мама N. и мы в нем плохо разобрались».

В ряде случаев в процессе взаимодействия членов проектной группы, имеющих высокое мнение о себе и своих возможностях в проектной деятельности, может возникнуть противостояние учащихся, твердо отстаивающих собственные позиции любыми, вплоть до переходящими «на личности» способами. Вследствие этого усилия участников сосредотачиваются не на конструктивном совместном поиске единого решения проблемы проекта, а на выяснении межличностных отношений и создании помех друг другу. Деструктивный конфликт членов проектной группы мешает полноценному осуществлению совместной деятельности, снижая общую удовлетворенность от участия в проектной деятельности, и, как следствие, нивелирует ее развивающий потенциал. Указание на наличие деструктивного конфликта при создании группового проекта содержится в ответах 18% участников опроса. Они не удовлетворены ходом и результатами проектирования в группе, поскольку «должны были постоянно отвлекаться на ненужные споры и разногласия, которые мешали и отвлекали от сути», и при создании следующего проек-

та предпочли бы работать индивидуально («так как меньше споров — больше дела»).

В целом проведенный анализ негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности позволяет выделить источники их возникновения:

— нарушения симметричности взаимоценностных позиций участников проекта, испытывающих разную степень доверия по отношению к себе и к другим;

— диффузия ответственности, связанная с «размытостью» в группе индивидуального вклада каждого участника;

— различная система ценностей членов проектной группы, определяющая их отношение к значимым для групповой жизнедеятельности объектам.

В силу этого педагогам, организующим и координирующим проекты учащихся в системе общего и дополнительного образования, необходимо обеспечить устранение указанных причин возникновения негативных побочных эффектов групповой проектной деятельности, способствуя актуализации ее развивающего потенциала. Эффективной техникой, в частности, может служить предварительное обсуждение с учащимися качеств личности, необходимых для включения в групповую деятельность по разработке и реализации проектов. Оно позволит членам проектной группы сопоставить свои ценностные позиции, осознать ожидания, испытываемые другими участниками по отношению к их поведению, и таким образом сориентирует их на реализацию этих личностных качеств в ходе проектирования.

На наш взгляд, успешность групповой проектной деятельности учащихся может быть достигнута за счет актуализации участниками проекта своего субъектного опыта и организации их взаимодействия на основе комплементарности (взаимодополнительности), симметричного взаимодоверия и высокого ценностно-ориентационного единства. Формирование этих характеристик должно ставиться учителями как

важная педагогическая цель при организации и координации проектной деятельности учащихся и достигаться как ее значимый результат, обеспечивающий успешность проектирования.

1. Головина Л.В. Групповой конструкторский проект «Детская площадка» как форма оценки сформированности метапредметных действий учащихся начальной школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40. С. 138-143.

2. Мунавирова Л.Р. Специфика групповой работы в процессе использования проектной технологии обучения // Заметки ученого. 2015. № 1. Т. 2. С. 87-91.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2009. 268 с.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2010. 76 с.

5. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. 680 с.

References

1. Golovina L.V. Gruppovoi konstruktorskiy proekt "Detskaya ploschadka" kak forma otsenki sformirovannosti metapredmetnih deistviy uchaschihsya nachalnoi shkoli ["The Playground" design group project as an evaluation method of the development of meta-disciplinary skills performed by primary school pupils]. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosi pedagogiki i psihologii, 2014, no. 40, pp. 138-143.

2. Munavirova L.R. Spetsifika gruppovoi raboti v protsese ispol'zovaniya proektnoi tehnologii obucheniya [Specifics of group work in the process of project-based learning]. Zametki uchenogo, 2015, no. 1, pp. 87-91.

3. Polat E.S. (ed.). Novie pedagogicheskie i informatsionnie tehnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and informational technologies in the educational sphere]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 268 p.

4. Sergeev I.S. Kak organizovat' proektnuyu deyatel'nost' uchaschihsya [How to organize schoolchildren's project work]. Moscow, ARKTY Publ., 2010. 76 p.

5. Newstrom J.W., Davis K. Organizational behavior. 10th ed. New York, McGraw Hill, 1997. 587 p. (Russ. ed.: Nyustrom Dj.V., Devis K. Organizatsionnoe povedenie. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 280 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.