Г.В. Яковлева
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой развития дошкольного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Условия интегрированного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении, теоретические предпосылки и практические результаты
Несмотря на то, что проблемы интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовые дошкольные образовательные учреждения широко и прочно вошли в современную образовательную практику, нормативно-правого, инструктивно-методического, инструктивно-управленческого обеспечения этого процесса явно недостаточно.
В массовые дошкольные образовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками все чаще поступают дети с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата, ЗПР, нарушениями интеллекта и эмоциональноволевой сферы. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вошедшим в силу с 1 сентября 2013 г., закреплено право родителей (законных представителей) ребенка в выборе того образовательного учреждения, где он будет получать образование. В этой связи актуализируется проблема создания условий в общеобразовательных ДОУ и массовых группах для воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждена как форма инновационная деятельность педагогов. В этой связи все большее количество образовательных учреждений включаются в процесс инноваций. В рамках такой инновационной деятельности в г. Челябинске реализуется сетевой проект муниципальных дошкольных образовательных учреждений Центров развития ребенка детских садов № 440, 398, 263, Областного центра диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической комиссии Калининского района по теме «Условия интегрированного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном дошкольном образовательном учреждении».
Цель проекта: разработать, апробировать и описать необходимые условия для интеграции детей с ЗПР, нарушениями зрения, тотально слепых детей, детей с нарушениями слуха, интеллекта, нарушениями эмоционально-волевой сферы в дошкольные образовательные учреждения.
Задачи проекта:
• изучить состояние проблемы в психолого-педагогических исследованиях и позитивной педагогической практике городской образовательной системы;
• разработать и апробировать условия интеграции детей с особыми образовательными потребностями (с нарушением зрения, тотально слепых, с нарушениями слуха, интеллекта, эмоционально-волевой сферы,
331
НОДА) в массовые дошкольные образовательные учреждения: управленческие, организационные, кадровые, программно-методические, информационные.
Система управленческих условий включает в себя подготовку нормативно-правовой базы организации интегрированного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. В процессе реализации данного условия были разработаны и предложены практикам «Положение о группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ, тотально слепых детей»; «Договоры с родителями (законными представителями) об организации коррекционной помощи детям», «Положение о ПМПк учреждения».
Кадровые условия обеспечивают готовность педагогов к организации интегрированного образования детей с ОВЗ в массовых группах и общеобразовательном ДОУ. Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что воспитатель массовой группы не знает клинико-психологических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, интегрированного в массовую группу, не владеет информацией об отборе содержания образования такого ребенка (с учетом основного и сопутствующего диагнозов, степенью выраженности заболевания), не может в полном объеме реализовать содержание образовательной программы группы в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи основным условием обеспечения готовности педагогов к интегрированному образованию детей с ОВЗ является курсовая подготовка педагогов в образовательных организациях дополнительного профессионального образования и внутрифирменное повышение их квалификации. Данное условие реализуется через систему управления проектированием и реализацию персонифицированных программ повышения квалификации педагогов ДОУ.
Материально-технические условия интегрированного образования -это создание безбарьерной образовательной среды для воспитания, обучения и развития особого ребенка. Для тотально слепых детей - это особые дидактические материалы, тьюторское сопровождение ребенка в образовательном учреждении.
Основой пребывания ребенка в массовой группе детского сада должна стать индивидуальная коррекционно-развивающая программа и индивидуальный образовательный маршрут, содержащий базовое образование и систему коррекционно-развивающих мероприятий (начиная с обследования ребенка, формирования карты сопровождения его развития, выстраивания системы образования на учебный год, выявления динамики развития). Это программно-методические условия интегрированного образования. Результатом работы в данном направлении стали индивидуальные коррекционно-развивающие образовательные программы для слабовидящего и тотально слепого ребенка.
Основное содержание образования, заложенное в образовательную программу массовой группы, переносится в содержание предметноразвивающей среды. В этой связи следующим условием интеграции ребенка с ОВЗ в массовую группу становится создание предметноразвивающей коррекционной среды. В массовой группе не выстроена
332
предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям развития интегрированного ребенка, структуре его заболевания, уровню развития. Воспитатели таких интегрированных групп должны владеть моделью построения насыщенной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей индивидуальный подход и коррекционную поддержку ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1; 2].
При создании пространственной предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья были учтены следующие принципы:
• развития, который отражает взаимосвязь всех сторон личностного развития; его целостность, готовность личности к дальнейшему развитию;
• природосообразности воспитания, который требует соответствия педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ, понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии;
• психологической комфортности, который определяет создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ, обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия», модель личностно ориентированного взаимодействия, где ребенок рассматривается как субъект воспитания;
• взаимодействия, который требует установления глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители), воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия;
• доверительного сотрудничества, который соотносится с отсутствием давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ним: открытость, искренность в сотрудничестве;
• диалогического общения, который определяет диалог как способ самоопределения партнеров по общению, способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций в общении; развивающее содержание общения;
• взаимного развивающего влияния педагога и ребенка, при котором обеспечивается взаимная связь воспитателя и воспитуемого, творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности, установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей;
• ненасилия в воспитании, который требует отсутствия любых форм насилия над ребенком, обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности, преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности;
• приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка -обеспечивает воспитание образованного и культурного человека через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям, создает гуманные условия для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка с опорой на внутреннюю мотивацию;
333
• культурно-деятельностный - обеспечивает развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности, способствует организации деятельности ребенка в пространстве культуры;
• обучения деятельности - обеспечивает овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению», обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем, формирование готовности к самостоятельному познанию у детей;
• приоритетности общественного дошкольного образования - определяет гуманистический характер содержания дошкольного образования, адаптивность ее системы к индивидуальным особенностям детей, гибкое реагирование на социокультурные изменения среды;
• преемственности образования - выстраивает содержательную преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивает личностное развитие воспитанника, создает единое культурно-образовательное пространство личностного развития;
• здоровьесберегающий - требует обеспеченияо заботы о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии, психологического комфорта, устранения стрессогенных факторов, а также факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка [1; 2].
Следующие условия интегрированного образования - информационные. Информированность педагогов ДОУ о развитии процесса интегрированного образования в России, знакомство с позитивным опытом организации интегрированного образования на местах, наличие сведений о научно-методических, методических продуктах по данной проблеме, обсуждение ее на методических совещаниях, педагогических советах -все это обеспечивает не только готовность педагогов к организации интегрированного образования, но и его качество.
Таким образом, проблему интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения, тотально слепых, с нарушением слуха, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и НОДА) в массовых дошкольных образовательных учреждениях возможно разрешить при выполнении ряда условий: нормативных, управленческих, кадровых, организационных, программно-методических, информационных, дидактических.
Список литературы
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 13-19.
334