согласованностью работы «команды» специалистов и родителей, комплексностью мероприятий, направленных на максимальную компенсацию нарушений, образование и социальную адаптацию.
13. Показано, что эффективность ранней педагогической помощи детям от одного до трёх лет с церебральным параличом определяется использованием современных интерактивных коррекционно-развивающих технологий, направленных на образование и социальную активность такого ребенка.
14. Показана объективная необходимость подготовки специалистов, обладающих широким спектром полифункциональных медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП в первые годы жизни.
15.Реализация своевременной ранней коррекционно -развивающей помощи детям с церебральным параличом позволит в полной мере использовать в системе образования и здравоохранения принцип социальной обусловленности аномального развития и сформировать и социализировать личность такого ребенка, способного активно функционировать в современном обществе.
Список литературы
1. Бадалян Л. О. Детская неврология - М.: Медицина, 1984.
2. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.
3. Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Особенности современной системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией / Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. - № 1 (16). - 2007. - С. 98-104.
4. Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999.
5. Сологубов Е. Г. Комплексная реабилитация детей с невролого-ортопедической патологией в условиях медицинского стационара / Коррекцион-ная педагогика: теория и практика. - № 3 (27). - 2008. - С. 16-21.
УДК 373.2-056.264 ББК 74.1
Т. С. Овчинникова
Проблемы обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных дошкольных учреждений
В статье освещается вопрос об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные дошкольные учреждения. Автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией обучения и воспитания данной категории детей.
The article deals with the problem of integration of children with limited health opportunities in general infant schools. The author considers the most actual problems connected with the organization of training and education of this category of children.
Ключевые слова: дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, образовательный стандарт, образовательная модель, качество образования.
Key words: preschool children with limited health opportunities, integration, educational standard, educational model, quality of education.
Социально-экономическое и общественно-политическое переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет за собой изменения в духовной жизни людей, в мотивах их поведения, ценностных ориентациях, социальных установках. Перед системой образования встает проблема перехода от традиционной педагогической парадигмы к обучению инновационного типа, в основе которого должна лежать, прежде всего, забота о здоровье и развитии дошкольников, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации (В. И. Слободчиков [4]).
Однако решение данной проблемы в рамках существующей системы образования осложнено тем, что не сформулированы требования к процессу дошкольного образования вообще, и в частности не определены:
• образовательный стандарт для дошкольников и допустимые соотношения в нем инвариантной и вариативной частей;
• параметры состояния, в которое переходит воспитанник ДОУ в результате получения дошкольного образования;
• критерии и параметры оценки ресурсного обеспечения образовательного процесса: психолого-педагогические условия воспитания и обучения детей в детском саду, адекватные и эксклюзивные содержание и методы дошкольного образования для всех категорий детей, характер взаимодействия педагогов с детьми и способы построения развивающей среды.
Особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения - это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования (Д. И. Бойков, В. З. Кантор, Л. М. Кобрина, А. Н. Малофеев, Г. В. Никулина, Г. Н. Пеннин). В мас-
совых ДОУ находится более 30 % детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:
•недиагностированные дети, их «интеграция» обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;
• дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:
• необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;
• нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и неразработанностью системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;
• необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.
Интеграция детей с ОВЗ осуществляется в условиях децентрализации управления, диверсификации видов образовательных учреждений, развития вариативности форм и методов, расширения спектра образовательных услуг, поэтому одной из центральных про -блем обучения этих детей является качество образования.
Качество работы любой системы, и педагогической в том числе, определяется ее результативностью, которая может быть определена, если сформулированы требования к «выпускаемому образцу». Традиционно, уровень развития дошкольника определяли ЗУНы (знания, умения и навыки), а в возрасте 6-7 лет школьные навыки, которые были конечной целью образования дошкольников и определяли его качество. В авторской концепции результатом образовательной деятельности являются не ЗУНы, а уровень сформированности новообразований, которые характерны для определенного возраста ребенка, поскольку каждый возраст, если он
полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится развитие в следующем возрастном этапе. Если ранее ЗУНы были целью образования и являлись ценностными ориентирами при обучении дошкольников, то сейчас мы их рассматриваем как операционный уровень развития ребенка.
Задача педагогов - так организовать образовательную работу, чтобы каждому ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию, Выполнение этой задачи позволит реализовать основополагающий принцип обучения: дошкольник учится по мере того, как программа педагога становится его собственной програм -мой. «Социальный портрет выпускника ДОУ» как целевой ориентир представлен с позиций гармоничного целостного подхода к физическим, интеллектуальным и личностным качествам развития, сформированным в процессе обучения и воспитания. Готовность обучения ребенка к школе можно считать сформированной на фоне полного физического, психологического, и социального благополучия, если ребенок:
• не имеет соматических заболеваний, соответствует всем возрастным нормам по антропометрическим показателям, обладает развитыми физическими качествами и сформированными двигательными умениями;
• владеет всеми школьными навыками: считает, читает, рисует и пробует писать, умеет на вербальном уровне делать сравнения и обобщения, выделять существенные признаки предметов и явлений, имеет большой словарный запас и грамотную связную речь;
• хочет учиться в школе, обладает усидчивостью, контролирует свои эмоции, обладает всеми навыками адаптивного поведения, вынослив и терпелив.
Представляя педагогическую систему как сложную конструкцию (рис. 1), находящуюся в перманентном состоянии совершенствования и развития, стремящуюся к такому качеству образования, которое адекватно имеющимся нормам, требованиям, стандартам, а также будущим потребностям общества и личности, можно изобразить ее в виде абстрактной модели и проанализировать все компоненты. Характеристиками образовательного процесса традиционно являются:
• функции и позиции взрослого по отношению к ребенку;
•образовательная модель обучения и воспитания;
• структура среды.
Коммуникативная среда
Коррекционно-развивающая среда
Управляющие действия Коррекционно-рефлексивные действия
рродитель
°
Д ) дитя -—ч педагог
Рис. 1. Модельное представление образовательного процесса в ДОУ
Показатели психического, физического, психологического и социального здоровья воспитанников являются системообразующими осями в модели, объединяющей все элементы в целостное единство, целенаправляющими и стимулирующими изменение и развитие всей системы.
Управляющими параметрами в организации ДОУ являются состояние предметной, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред:
• критериями состояния предметной среды является коэффициент соответствия нормативам СанПин;
• критериями коррекционно-развивающей среды является коэффициент психологической безопасности среды и показатели групповой динамики изменений всех показателей здоровья (психического, физического и социального) воспитанников;
• критерием коммуникативной среды является благополучие и отсутствие невротизации и психического напряжения всех субъектов педагогического процесса.
Критериями эффективности образовательного процесса в ДОУ для детей с ОВЗ в условиях интеграции или промежуточными результатами являются новые качества, возникающие у ребенка, в процессе обучения и воспитания, на основе критериально-ориентированной диагностики. К таким качествам относятся динамические показатели:
• изменения заболеваемости;
• степени приближения к единице показателя психологического благополучия;
• степени приближения к возрастной норме всех параметров психического развития детей в группах;
• устойчивости суммарного отклонения от аутонормы, соответствующей высокой работоспособности и отсутствию утомления и тревожности детей.
В соответствии с эффективно организованной системой воздействий и контрольно-рефлексивных действий осуществляется гибкое регулирование образовательным процессом на основании принципов:
• гомеостаза, позволяющего сохранять целостность образовательного пространства;
• иерархичности, который реализуется в стратегии многоуровневого целеполагания, планирования и координации всех служб образовательного процесса;
• открытости, позволяющей осуществлять дифференцированный отбор содержания для реализации идей индивидуального образовательного маршрута для всех категорий детей с зависимости от их психофизического состояния;
• неустойчивости, который позволяет рассматривать педагогическую систему ДОУ в постоянном эволюционировании и изменении с помощью комплементарно-матричного анализа объекта изучения, управлять и организовывать адекватный задачам, гибкий, универсальный образовательный процесс;
• эмерджентности (динамической иерархичности), который реализуется в стратегии оценки эффективности функционирования на основе контрольно-рефлексивных взаимодействий;
• наблюдаемости, обеспечивающий саморегуляцию системы на основании результатов мониторинга.
Таким образом, качество образования (КО) в ДОУ мы определяем как суммарную оценку показателей качества ресурсного обеспе-
121
чения (КРО), качества процессуального обеспечения (КПО) и ства результата (КР):
КО = КРО+КПО+КР,
где
КРО представляет собой состояние материальной базы учреждения и его кадровый ресурс;
КПО - состояние всех компонентов педагогической системы (содержания технологий и методик, форм реализуемой деятельности) и процессов организации коррекционно-развивающей работы: планирования, координации и мотивации сотрудников;
КР - степень удовлетворенности всех участников педагогического процесса его результатами.
Удовлетворенность всех участников педагогического процесса в его результатах проявляется в следующем:
• для детей - удовлетворенность от коррекционно-развивающих, оздоровительных мероприятий проходящих в совместной с педагогом игровой форме;
• для родителей - эффективное обучение и качественная подготовка детей к школе;
• для воспитателей - положительная оценка деятельности руководителями ДОУ и родителями;
• для руководителя - высокая оценка деятельности педагогического состава родителями, повышение тем самым престижа детско -го сада.
Качество образования определяется, с одной стороны, степенью соответствия целей и результатов образования на уровне кон -кретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения, с другой - соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного воспитанника. Повышение качества образования зависит от многих факторов обеспечения (научно-методического, финансово-экономического, технического, кадрового), но, прежде всего, организационно-управленческого.
Исследования по вопросам управления образовательными системами, раскрывая природу, закономерности и принципы педагогического управления, позволили вплотную подойти к решению проблемы организации образовательного процесса в ДОУ для детей с ОВЗ в условиях их интеграции.
Для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо, чтобы в условиях обучения познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное и социально-нравственное развитие были представлены равными долями в инвариантной (базисной) и вариативной частях образовательной программы ДОУ. Для осуществления адекватного возможностям детей
индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеразвивающего ДОУ, проведен анализ образовательных моделей и определены наиболее оптимальные условия для интеграции детей с ОВЗ.
Анализ ситуации позволил выделить в качестве объекта исследования дошкольные образовательные учреждения, которые различаются в соответствии с реализуемой программой приоритетом своей деятельности, образовательной моделью - интеллектуальной, эстетической и двигательной - которые оценивались с позиций организации условий здоровьесбережения по реализации двигательной активности детей (рис. 2).
двигательная
6%
20%
45%
29%
эстетическая
8%
17%
22%
53%
интеллектуальная
10%
3% 20%
67%
Рис. 2. Характеристики образовательных моделей
В группах с интеллектуальной образовательной моделью приоритеты отдаются познавательно-речевому развитию, (в наборы предметов входят: экология, валеология, английский язык, шахматы, развитие и др.), при этой модели обучения увеличиваются статические нагрузки и уменьшаются динамические - ребенок получает психическое и физическое переутомление.
В группах с эстетической моделью преобладают предметы искусства: пение, хореография, керамика, ритмопластика, музееведение и др. Развитие детей при этом происходит естественным путем, ребенок достаточно много двигается, но интеллектуально развивается недостаточно. У детей, воспитанных подобным образом, дольше сохраняется отставание в формировании учебной деятельности, и они отличаются крайним инфантилизмом. При двигательной модели в режим ДОУ преимущественно включают различные оздорови -тельные процедуры в ущерб эстетике и интеллекту.
В условиях интеграции детей с ОВЗ в ДОУ с разными образовательными моделями необходимо решить следующие проблемы при организации.
На уровне содержания:
• разработать образовательную модель, позволяющую уравновешивать инвариантную и вариативные компоненты образовательной программы в соответствии с адресными потребностями воспитанников;
•реализовывать принцип гармонизации развития ребенка за счет обеспечения баланса двигательных, интеллектуальных, эстетических воздействий;
• обеспечить более высокий уровень дифференцированного обучения.
На уровне образовательной среды:
• обеспечить планирование учебной нагрузки и контроль интен -сивности обучения;
• обеспечить координацию программ всех специалистов и систему сопровождения каждого ребенка, которая даст возможность осуществить подбор индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
На уровне коммуникативных отношений и взаимодействий:
• повысить мотивацию персонала и родителей в получении более высококачественного конечного продукта;
• изменить стратегии взаимодействия с детьми, основанные на социальной ценности здоровья;
• обеспечить грамотность педагогов в вопросах коррекционной педагогики, охраны и укрепления здоровья;
• обучить технологиям обучения и воспитания с детьми разных категорий с ОВЗ.
Решение этих задач возможно при качественно новом подходе к организации всей системы ДОУ, который представлен в настоящей публикации, и заключается в применении технологий управления в модели организации педагогической системы ДОУ.
Список литературы
1. Интегративные тенденции современного специального образования / под ред. Н. Н. Малофеева, А. Н. Коноплевой, Л. С. Лазгиевой. - М.: Полиграф сервис, 2004.
2. Кобрина Л. М. Интегрированное образование как приоритетное направление современной образовательной политики / Л. М. Кобрина // Известия РАО. - 2006. - № 2 (4).
3. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России. Аналитический обзор / под ред. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
4. Слободчиков В. И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / под ред. В. И. Слободчикова. - М.: Б.и., 1999. - С. 44-48.
УДК 378.1-27.541 ББК 74.580.41
И. В. Гайдамакина
Особенности внедрения контроллинга в управленческую деятельность регионального вуза
В статье обоснована необходимость использования контроллинга в управленческой деятельности регионального вуза, определены его цели и этапы внедрения.
This article proves the necessity of using controlling in management activity of regional institute of higher education, and determines goals and stages of its introducing.
Ключевые слова: контроллинг, управленческая деятельность, конкурентоспособность региональных вузов.
Key words: controlling, management activity, competitive ability of regional institutes of higher education.
Необходимость осуществления деятельности в современных рыночных условиях, непрерывное повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг, стремительный рост кон -куренции между вузами обусловливает постоянный поиск новых, современных подходов к управлению высшим образованием, обеспечивающих эффективность педагогических, экономических и организа-
125