Научная статья на тему 'Условия и перспективы развития приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества в зоне российско-китайского порубежья'

Условия и перспективы развития приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества в зоне российско-китайского порубежья Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приграничные регионы / развитие приграничных регионов / приграничное сотрудничество / пограничные переходы / межрегиональное сотрудничество / зона российско-китайского порубежья / border regions / development of border regions / cross-border cooperation / border crossings / interregional cooperation / Russian-Chinese border zone

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ян Юйсинь, Су Фанюнь, Камышанченко Елена Николаевна

Поиск дополнительных резервов для экономического и социального развития регионов России является постоянной задачей для системы регионального управления. Регионы обширной зоны Российско-Китайского порубежья образуют специфический пространственный периметр со своими особенностями, проблемами и факторами ускорения социально-экономической динамики. Проблемам регионального социально-экономического развития субъектов Российско-Китайского порубежья уделяется в отечественной науке недостаточно внимания в силу дефицитарного характера эмпирической базы, сложности наблюдения самого объекта, отдаленности полигона от основных научно-исследовательских центров и отсутствия фундаментальных наработок научно-методологического и прикладного характера. Именно по этим причинам проблемы социально-экономической динамики пространственного периметра Российско-Китайского приграничья до сих пор не получили должного научно-методического обеспечения. Исходя из этого, целью предпринятого исследования является получение достоверных эмпирических оценок, позволяющих вскрыть перспективы пространственно-экономического развития приграничных регионов Российско-Китайского порубежья. Исследование проводилось на основе методологии пространственного анализа функционирования границ как элементов экономического каркаса. В результате исследования были сформулированы рекомендации по активизации пространственно-экономического взаимодействия рассматриваемых регионов. Установлен дефицитарный характер инфраструктурного обеспечения периметра Российско-Китайского межрегионального взаимодействия. Результаты исследования вносят вклад в научно-методическое обеспечение пространственной и региональной экономики, могут быть использованы при разработке документов, активизирующих и регламентирующих социально-экономическое развитие приграничных территорий в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions and Prospects for the Development of Cross-Border and Interregional Trade and Economic Cooperation in the Russian-Chinese Border Zone

The search for additional reserves for the economic and social development of Russian regions is a constant task for the regional management system. The regions of the vast zone of the Russian-Chinese border form a specific spatial perimeter with their own characteristics, problems and factors for accelerating socio-economic dynamics. The problems of regional socio-economic development of the subjects of the Russian-Chinese border are not given enough attention in Russian scientific works due to the scarce nature of the empirical base, the complexity of observing the object itself, the remoteness of the test site from the main research centers and the lack of fundamental developments of a scientific, methodological and applied nature. It is for these reasons that the problems of socio-economic dynamics of the spatial perimeter of the Russian-Chinese border area have not yet received proper scientific and methodological support. Based on this, the purpose of the undertaken research is to obtain reliable empirical estimates that will reveal the prospects for the spatial and economic development of the border regions of the Russian-Chinese border. The study was conducted on the basis of the methodology of spatial analysis of the functioning of borders as elements of the economic framework. As a result of the study, recommendations were formulated to enhance spatial and economic interaction between the regions under consideration. The scarce nature of infrastructure support for the perimeter of Russian-Chinese interregional interaction has been established. The results of the study contribute to the scientific and methodological support of spatial and regional economics and can be used in the development of documents that activate and regulate the socio-economic development of border territories in Russia.

Текст научной работы на тему «Условия и перспективы развития приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества в зоне российско-китайского порубежья»

УДК 336.018 (045)

DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-1-45-55

Условия и перспективы развития приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества в зоне российско-китайского порубежья

Юйсинь Ян, Фанюнь Су, Камышанченко Е.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 E-mail: 13356261599@163.com, kamysh64@mail.ru

Аннотация. Поиск дополнительных резервов для экономического и социального развития регионов России является постоянной задачей для системы регионального управления. Регионы обширной зоны Российско-Китайского порубежья образуют специфический пространственный периметр со своими особенностями, проблемами и факторами ускорения социально-экономической динамики. Проблемам регионального социально-экономического развития субъектов Российско-Китайского порубежья уделяется в отечественной науке недостаточно внимания в силу дефицитарного характера эмпирической базы, сложности наблюдения самого объекта, отдаленности полигона от основных научно-исследовательских центров и отсутствия фундаментальных наработок научно-методологического и прикладного характера. Именно по этим причинам проблемы социально-экономической динамики пространственного периметра Российско-Китайского приграничья до сих пор не получили должного научно-методического обеспечения. Исходя из этого, целью предпринятого исследования является получение достоверных эмпирических оценок, позволяющих вскрыть перспективы пространственно-экономического развития приграничных регионов Российско-Китайского порубежья. Исследование проводилось на основе методологии пространственного анализа функционирования границ как элементов экономического каркаса. В результате исследования были сформулированы рекомендации по активизации пространственно-экономического взаимодействия рассматриваемых регионов. Установлен дефицитарный характер инфраструктурного обеспечения периметра Российско-Китайского межрегионального взаимодействия. Результаты исследования вносят вклад в научно-методическое обеспечение пространственной и региональной экономики, могут быть использованы при разработке документов, активизирующих и регламентирующих социально-экономическое развитие приграничных территорий в России.

Ключевые слова: приграничные регионы, развитие приграничных регионов, приграничное сотрудничество, пограничные переходы, межрегиональное сотрудничество, зона российско-китайского порубежья.

Для цитирования: Юйсинь Ян, Фанюнь Су, Камышанченко Е.Н. 2024. Условия и перспективы развития приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества в зоне российско-китайского порубежья. Экономика. Информатика, 51(1): 45-55. DOI 10.52575/26870932-2024-51-1-45-55

Conditions and Prospects for the Development of Cross-Border and Interregional Trade and Economic Cooperation in the Russian-Chinese Border Zone

Yuxin Yang, Fanyun Su, Elena N.Kamyshanchenko

Belgorod State National Research University Russia, 308015, Belgorod, st. Pobeda, 85 E-mail: 13356261599@163.com, kamysh64@mail.ru

Abstract. The search for additional reserves for the economic and social development of Russian regions is a constant task for the regional management system. The regions of the vast zone of the Russian-Chinese

border form a specific spatial perimeter with their own characteristics, problems and factors for accelerating socio-economic dynamics. The problems of regional socio-economic development of the subjects of the Russian-Chinese border are not given enough attention in Russian scientific works due to the scarce nature of the empirical base, the complexity of observing the object itself, the remoteness of the test site from the main research centers and the lack of fundamental developments of a scientific, methodological and applied nature. It is for these reasons that the problems of socio-economic dynamics of the spatial perimeter of the Russian-Chinese border area have not yet received proper scientific and methodological support. Based on this, the purpose of the undertaken research is to obtain reliable empirical estimates that will reveal the prospects for the spatial and economic development of the border regions of the Russian-Chinese border. The study was conducted on the basis of the methodology of spatial analysis of the functioning of borders as elements of the economic framework. As a result of the study, recommendations were formulated to enhance spatial and economic interaction between the regions under consideration. The scarce nature of infrastructure support for the perimeter of Russian-Chinese interregional interaction has been established. The results of the study contribute to the scientific and methodological support of spatial and regional economics and can be used in the development of documents that activate and regulate the socio-economic development of border territories in Russia.

Keywords: border regions, development of border regions, cross-border cooperation, border crossings, interregional cooperation, Russian-Chinese border zone.

For citation: Yuxin Yang, Fanyun Su, Kamyshanchenko E. N. 2024. Conditions and Prospects for the Development of Cross-Border and Interregional Trade and Economic Cooperation in the Russian-Chinese Border Zone. Economics. Information technologies, 51(1): 45-55. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-1-45-55

Введение

Китай и Россия установили стратегическое партнерство между регионами в 1996 году. Были подписаны стратегические соглашения, в числе которых Китайско-Российский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2023 году исполнилось 22 года с момента его ратификации [Договор о добрососедстве, дружбе..., 2001].

Согласно этому документу (статьи 7, 9, 16) ряд императивов касаются приграничных районов. Например, статья 16 гласит, что «договаривающиеся стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, в ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес, содействуют развитию приграничного и межрегионального сотрудничества в периметре Российско-Китайского порубежья и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия» [Договор о добрососедстве, дружбе., 2001].

Далее инициатива со стороны России была сосредоточена в развитии «Большого Евразийского партнерства», а инициатива Китая была сформулирована тезисом «Один пояс, один путь». Это сформировало мощный импульс для развития приграничного сотрудничества.

23 июня 2016 года в столице Узбекистана Ташкенте главами государств Китая, Монголии и России была подписана «Программа создания экономического коридора Китай -Монголия - Россия». Были уточнены конкретное содержание, источники финансирования и механизм реализации строительства экономического коридора, его пространственные границы и характеристики, а также согласованы 32 ключевых проекта сотрудничества, охватывающих инфраструктурное взаимодействие, промышленное сотрудничество, модернизацию портов, энергетическое сотрудничество, таможенно-инспекционно-карантинную деятельность, экологическую охрану окружающей среды, науку и технологическое образование, культурные обмены, сельскохозяйственное сотрудничество, медицину и здравоохранение и другие [Программа создания., 2016].

Таким образом, на институциональном уровне были сформированы стабильные политико-конъюнктурные предпосылки для ускорения и диверсификации социально-экономического, инфраструктурного, технико-технологического и пространственного

развития регионов в периметре Российско-Китайского порубежья. Именно потенциал приграничного сотрудничества и пространственно-экономической конвергенции может служить значимым резервом для ускорения динамики обозначенных регионов. Следовательно, перспективы их развития и совершенствования механизмов, его обеспечивающих, нуждаются в агрегации современным научно-методическим и аналитико-эмпирическим обеспечением.

Объекты и методы исследования

В статье представлена пространственно-значимая характеристика социально-экономического развития территориальной зоны Китайско-Российского порубежья. Исследование проведено на основе методологии пространственного и пространственно-экономического анализа и включения фактора «границ» в концептуальную основу аналитических подходов. Исходя из этого в статье дана оценка перспективам развития приграничного и межрегионального сотрудничества двух стран, что является резервом для ускорения динамики социально-экономического развития Российских регионов в периметре изучаемого порубежья.

Объектом исследования является территориально-очерченная административными и экономическими границами зона китайско-российского порубежья. Целью исследования является изучение детерминант и закономерностей, а также условий и перспектив пространственного социально-экономического развития регионов в китайско-российском порубежье с позиций имплантации пространственно-экономических факторов стабилизации и ускорения социально-экономической динамики.

Оценка условий и перспектив развития приграничного и межрегионального сотрудничества в зоне китайско-российского порубежья проведена на основе общенаучных и специальных методов исследования, совокупность которых формировалась на основе принципов системной методологии, эволюционного и ретроспективного подходов, трансформационной парадигмы и воспроизводственного подхода. Результативно, в соответствии с основным методологическим правилом, применены методы логических суждений, единства количественных и атрибутивных оценок, документальных и визуальных наблюдений, экономико-статистического анализа; приемы стратегического позиционирования, графического отображения редуцированного пространства многомерных данных.

Результаты и их обсуждение

Для развития приграничного сотрудничества необходимо картографически определить, какие регионы России и Китая граничат между собой в административно-территориальном плане: на востоке российско-китайская граница пролегает в пределах нескольких приграничных регионов России и Китая. Российская Федерация имеет шесть регионов, относящихся к Российско-Китайскому порубежью: Амурская область, Еврейская автономная область Республика Алтай, Забайкальский, Хабаровский, Приморский края [Дорошенко, 2020].

Китай имеет 4 провинции, граничащие с Россией: Синьцзян-Уйгурский автономный район, Внутренняя Монголия, провинция Хэйлунцзян, провинция Цзилинь.

Рассмотрим уровень социально-экономического развития четырех провинций Китая, расположенных в зоне китайско-российского порубежья. В таблице 1 приведен показатель ВВП четырех провинций на китайско-российских приграничных регионах за 2018-2022 гг.

Согласно материалам таблицы 1, с 2018 по 2022 год ВВП четырех провинций Китая демонстрировал тенденцию к росту, в том числе: Внутренняя Монголия - средний темп роста -107,6 % за 2018-2022 гг., Синьцзян-Уйгурский автономный район - средний темп роста 108,5 % за 2018-2022 гг., Хэйлунцзян средний темп роста - 105,5 % за 2018-2022 гг., Цзилинь средний темп роста 103,8 % за 2018-2022 гг.

Таблица 1 Table 1

Показатель ВВП четырех провинций на китайско-российских приграничных регионах

за 2018-2022 гг., 100 млн юань The GDP indicator of the four border provinces of China for the period 2018-2022,

Провинция годы Средний темп роста за 2018-2022 гг.

2018 2019 2020 2021 2022

Внутренняя Монголия 17289,2 17212,5 17359,8 20514,2 23159 107,6 %

Темп роста, % к предыдущему году - 99,6 % 100,9 % 118,2 % 112,9 %

Синьцзян-Уйгурский автономный район 12809 13597 13801 16312 17741 108,5 %

Темп роста, % к предыдущему году - 106,2 % 101,5 % 118,2 % 108,8 %

Хэйлунцзян 12846,5 13544,4 13698,5 14858,2 15901 105,5 %

Темп роста, % к предыдущему году - 105,4 % 101,1 % 108,5 % 107,0 %

Цзилинь 11253,8 11726,8 12256,0 13163,8 13070,2 103,8 %

Темп роста, % к предыдущему году - 104,2 % 104,5 % 107,4 % 99,3 %

Примечание. Расчеты авторов по материалам

Statistical Bulletin., 2023]

По данным, представленным на рисунке 2, доля первичного сектора экономики в провинции Цзилинь увеличится в 2022 году, а доля третичного сектора уменьшится. Доля отраслей промышленности Синьцзяна в 2022 году будет 44,9 %. Доля третичного сектора экономики в Хэйлунцзяне - 48,1 %. Наибольшая доля вторичной промышленности приходится на автономный район Внутренняя Монголия - 48,5 %.

В 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) провинции Цзилинь составит 1307,02 млрд юаней, при этом на первичную промышленность приходится 12,9 %, на вторичный сектор приходится 35,4 %, а на третичные сектора - 51,7 %.

В 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) провинции Хэйлунцзян составит 1590,1 млрд юаней, 22,7 % от первичного сектора экономики, 29,2 % от вторичного сектора экономики и 48,1 % от третичного сектора.

В 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) Внутренней Монголии 2315,9 млрд юаней, при этом на промышленность приходится 11,5 %, на вторичный сектор приходится 48,5 %, а на третичную сферу экономики - 40,0 %.

В 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) Синьцзян-Уйгурского автономного района составил 1774,134 млрд юаней, при этом на первичный сектор приходится 14,1 %, на вторичный сектор экономики - 41,0 %, а доля третичного составила 44,9 %.

Российские регионы, граничащие с Китаем, как уже было отмечено, представлены шестью субъектами. Это Амурская область, Еврейская автономная область, Республика Алтай, а также Забайкальский, Хабаровский, Приморский края. С одной стороны, все они территориально удалены от центров административной и экономической активности страны на значительное расстояние, характеризуются значительными издержками на его преодоление, с другой - имеют потенциал тяготения к межстрановым полюсам экономического роста и развития, получая от них дополнительные импульсы социально-экономического, технико-технологического и другого характера.

Провинция Цзилинь

Провинция Хэйлунцзян

10.0% 8.0% 6.0% 4.0% 2.0% 0.0%

4.9% 5.0% 4.9% 5.0% 4.8%

2.5%

2.8% 2./% 2./% 2.9%

2.3% 2.4% 2.5% 2.3% 2.3%

2018 2019 2020 2021 2022

I третичный сектор экономики (сфера услуг) I вторичный сектор экономики I первичный сектор экономики;

Рис. 1. Доля добавленной стоимости трех отраслей в региональном ВВП четырех провинций на китайско-российских приграничных регионах за 2018-2022 гг.

Fig. 1. The share of value added of three industries in the regional GDP of four provinces in the Chinese-Russian border regions for 2018-2022. Примечание. Визуализировано авторами по материалам [Statistical Bulletin..., 2023]

Для понимания социально-экономического «портрета» российских регионов Китайско-Российского порубежья приведем их макроэкономические параметры -динамику ВРП за 2018-2022 гг. в абсолютных и относительных величинах (табл. 2).

Российские регионы Китайско-Российского порубежья по показателю ВРП находятся на подъеме. Средний темп роста за 2018-2022 гг.: Амурская область - 116,69 %, Еврейская автономная область - 112,98 %, Республика Алтай - 109,68 %, Забайкальский край -112,77 %, Хабаровский край - 109,03 %, Приморский край - 110,68 %.

История межрегионального взаимодействия в территориальной зоне Российско-китайского порубежья берет отсчет в 1991 году. Так, согласно положениям «Уведомления Главного управления Государственного совета Китая, препровождающее мнения Министерства экономики и торговли и других ведомств об активном развитии приграничной торговли и экономического сотрудничества в целях содействия процветанию и стабильности границы», выпущенное Государственным управлением в 1991 году, дальнейшее развитие приграничного взаимодействия имеет большое значение для содействия экономическому развитию территорий порубежья [Opinions on actively., 1991].

Таблица 2 Table 2

Производство ВРП шести российских регионов российско-китайского приграничья

за 2018-2022 гг., миллионов рублей Production of the gross regional product of six Russian regions of the Russian-Chinese border

area for 2018-2022, million rubles

Регионы РФ Годы Средний темп роста за 20182021 гг.

2018 2019 2020 2021 2022

Амурская область 334164,4 395617,2 449317,5 530947,8 - 116,69 %

Темп роста, % к предыдущему году - 118,39 % 113,57 % 118,17 % -

Еврейская автономная область 54577,8 56847,6 63177,1 78701,6 - 112,98 %

Темп роста, % к предыдущему году - 104,16 % 111,13 % 124,57 % -

Республика Алтай 54069,4 57064 62850,8 71336,2 - 109,68 %

Темп роста, % к предыдущему году - 105,54 % 110,14 % 113,50 % -

Забайкальский край 339838,9 369476,5 422734,5 487422,9 - 112,77 %

Темп роста, % к предыдущему году - 108,72 % 114,41 % 115,30 % -

Хабаровский край 761589,2 805215,6 856904,8 987186,5 - 109,03 %

Темп роста, % к предыдущему году - 105,73 % 106,42 % 115,20 % -

Приморский край 965485,2 1069330,7 1105672, 6 1308884,1 - 110,68 %

Темп роста, % к предыдущему году - 110,76 % 103,40 % 118,38 % -

Примечание. Расчеты авторов по материалам [Федеральная служба государственной статистики, 2023]

В 1992 были предприняты дальнейшие институциональные действия по формированию периметра Российско-Китайского приграничья. Были сняты ограничения с ряда территорий на транснациональное и межрегиональное взаимодействие. Так, было принято «Уведомление Государственного Совета Китая о дальнейшем открытии четырех приграничных городов»: открытие четырех приграничных переходов в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ, провинция Хэйлунцзян, Хуньчунь, провинция Цзилинь и Маньчжурия, автономный округ Внутренняя Монголия [Notice of the State Council.. .,1992].

Наряду с этим развивалась инфраструктура контактно-барьерного типа для обеспечения межрегионального пространственно-экономического сотрудничества. Экономика приграничных переходов (включая сухопутные) - это трансграничная, межрегиональная, межотраслевая и многоуровневая комплексная инфраструктурная система, ядром которой являются порты и отрасли, их обслуживающие. Экономика приграничных переходов должна быть взаимоувязана с экономикой взаимодействующих регионов [Li Qi, 2010].

К настоящему времени сложилось несколько модельных механизмов межрегионального взаимодействия в периметре Российско-Китайского приграничья. Так, ратифицировано создание ключевой пилотной зоны развития Суйфэньхэ-Дуннин, комплексной таможенной зоны Суйфэньхэ, таможенного логистического центра Хэйхэ (тип B) и таможенного логистического центра Муданьцзян (тип B) в приграничной зоне

провинции Хэйлунцзян, а также ведется строительство двух проектов национального уровня в Хэйхэ и Суйфэньхэ [Guofa, 2019].

В зоне Российско-Китайского приграничного взаимодействия утверждены и созданы 10 китайско-российских приграничных зон взаимной торговли в приграничных портовых городах и уездах: Дуннин, Хэйхэ, Суйфэньхэ, Тунцзян, Луобэй, Фуюань, Хулин, Мишань, Жаохэ и Сюньке. Китай создал в России 16 зон китайско-российского экономического и торгового сотрудничества. Среди них Уссурийская зона экономического и торгового сотрудничества России, Китайско-российская зона сотрудничества в области сельскохозяйственной промышленности и Зона экономического и торгового сотрудничества лесного хозяйства Лунъюэ в России являются зарубежными зонами экономического и торгового сотрудничества с Россией национального уровня, а 5 зарубежных парков были включены в российскую зону опережающего развития и пользуются льготной политикой России [Zhu Mengmeng, Lin Zihua, 2022].

Суйфэньхэ расположен на юго-востоке провинции Хэйлунцзян, рядом с Владивостоком (крупным городом на Дальнем Востоке России). Порт Суйфэньхэ — погранпереход, связанный с Россией автомобильным транспортом.

Автор Ван Е отмечала, что приграничные города являются важными узлами для развития торгово-экономических союзов с зарубежными странами, а также важными каналами взаимного использования энергоресурсов или обмена производственным сырьем, повышения стоимости и реорганизации с другими приграничными странами. Создание инфраструктуры транзита материальных потоков в приграничных городах имеет далеко идущее значение и играет жизненно важную роль в всестороннем развитии локальной и мезо-экономики в приграничных районах [Wang Ye, 2013].

Город Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, Китай, находится через реку от Благовещенска, столицы Амурской области России. Используя стратегические возможности инициативы «Один пояс, один путь», эти два места совместно проводят различные выставки, торговые переговоры и т. д.

По мнению Бийе Фрэнк, на протяжении 4000 км российско-китайской государственной границы местом, где пространственные структуры урбанистического каркаса оказываются ближе всего, являются маньчжурские города — Благовещенск (Россия) и Хэйхэ (Китай), расположенные на противоположных берегах реки Амур. Несмотря на экономическую взаимозависимость, эти города не являются близнецами в полном смысле [Бийе Ф., 2014].

Приграничные города активно расширяли приграничную торговлю и местную торговлю в других странах, развивали различные формы экономического сотрудничества, такие как инвестиционное сотрудничество, технические обмены и сотрудничество в сфере трудовых услуг, и рационально использовали местные преимущества для развития перерабатывающей, обрабатывающей промышленности и третичного сектора, улучшая условия жизни людей в приграничных районах и продвигая процветание и стабильность местного сообщества.

С тех пор, как была предложена инициатива «Один пояс, один путь», сотрудничество по проектам приграничной инфраструктуры достигло огромного прогресса. Было инициировано и реализовано значительное количество инфраструктурных проектов с барьерными и контактными функциями, обслуживающими пограничный режим межрегионального взаимодействия [Joint Statement., 2023].

Всесторонний анализ условий и перспектив развития пространственных взаимодействий в регионах Китайско-Российского порубежья представлен в матрице SWOT-анализа (табл. 3).

Периметр регионов Российско-Китайского порубежья становится мегаполисом активного роста и развития в связи с «поворотом на Восток». Межрегиональное взаимодействие в этой связи является катализирующим фактором, требующим своего

включения в программы и проекты инфраструктурного, социально-трудового, энергетического и производственного характера. Осмысливая сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для взаимного развития регионов Российско-Китайского порубежья, отметим, что в перспективе целесообразным выглядит разработка и реализация специальной стратегии пространственного социально-экономического регулирования и стимулирования приграничных субъектов.

Таблица 3 Table 3

SWOT-анализ перспектив развития китайско-российских приграничных регионов SWOT analysis of development potential of Chinese-Russian border regions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Strengths (сильные стороны) Weaknesses (слабые стороны)

Преимущество географического положения; Ресурсные преимущества; Приграничная торговля, туризм и т. д.; Рост иностранных инвестиций ТНК на строительство предприятий; Благоприятные исторические и политические преимущества международной среды Промышленная база на китайско-российской границе отсутствует; Узкий ассортимент производимой продукции; Производство товара с низкой добавленной стоимостью; Отсутствие пропаганды и рекламы; Политика протекционизма и высокие таможенно-тарифные барьеры

Opportunities (возможности) Threats (угрозы)

Быстрое экономическое развитие; Благоприятная политическая среда открывает возможности для взаимовыгодного сотрудничества; Политическая поддержка, такая как стратегия «Один пояс, один путь»; Международная экономическая интеграция способствует развитию приграничных территорий; Приграничная торговля осуществляет расчеты в местной валюте Вопросы общественной безопасности; Угроза нелегального перехода границы; Угроза террористической атаки; Разные подходы к регулированию приграничной торговли; Эмиграция населения региона

Примечание. Составлено авторами.

Заключение

Проведенные исследования, собственные наблюдения и критическое осмысление полученных первичных и обработанных данных позволили авторам сформулировать ряд выводов и обобщений рекомендательно-прикладного плана.

Основными препятствиями, которые ограничивают развитие приграничного и межрегионального сотрудничества в зоне китайско-российского порубежья, являются: очевидный отток населения и серьезная нехватка трудовых ресурсов; дисбаланс и неравномерности в развитии между приграничными регионами; инфраструктурные ограничители и дефициты; отставание в информационно-технологическом развитии профессиональных рынков; дефицит регионального человеческого и креативного капитала и др.

Для решения этих комплексных, инерционно-хроникализированных проблем необходимы системные мероприятия на уровне институтов управления региональным развитием в РФ. Их ключевыми векторами могут служить следующие императивы и ориентиры системно-стратегического плана.

Во-первых, ускоренное развитие проектов привлечения талантов, сосредоточение внимания на решении проблемы их удержания и привлечения. Требуется внимание в доктринальной поддержке приграничных районов, а именно, совершенствование политики занятости и поощрения выпускников бакалавриата, имеющих регистрацию домохозяйств в

приграничных районах, стимулирование возвратной миграции на работу в свой родной город, внедрение принципов адресной работы и обучения талантов в приграничных регионах; совершенствование системы трудоустройства иностранных талантов, чтобы обеспечить удобные условия въезда, выезда и проживания для иностранных агентов, работающих и открывающих бизнес в приграничных регионах.

Во-вторых - ускорить строительство инфраструктуры пространственного взаимодействия, выполняющей контактные и барьерные функции в приграничных регионах: железных дорог и дорог общего пользования, насыпей и других средств борьбы с наводнениями на малых и средних реках, инфраструктуры борьбы с эрозией почв и естественными факторами изменения национальных границ в приграничных районах. Отдельный аспект в инфокоммуникационной составляющей: требуются информационные платформы и комплексные рынки обслуживания населения в сельской местности, расширенный информационный сервис в приграничных районах, строительство базовых станций передачи сигнала в районах, где сигналы мобильных телефонов недоступны в условиях приграничья.

В-третьих, ускорить развитие доминирующих отраслей промышленности и сформировать эффективную систему промышленной структуры. Ускорить развитие индустрии производства экологически чистых продуктов, энергично развивать торговую логистику и электронную коммерцию, а также активно содействовать созданию рынков спотовой и фьючерсной торговли товарами. Оказывать поддержку предприятиям складской, перерабатывающей и холодильной логистики в приграничных районах для решения проблем с вывозом продукции в приграничные районы. Активно развивать характерные торговые рынки для интеграции внутренней и внешней торговли в приграничных районах, осуществлять углубленное трансграничное сотрудничество в области электронной коммерции, ускорять развитие глобального туризма и отдавать предпочтение реализации взаимовыгодных проектов, созданию совместных фондов.

В-четвертых, повысить уровень открытости внешнему миру и дальше улучшать условия для открытости внешнему миру. Активизировать строительство пилотных китайско-российских зон свободной торговли, демонстрационных зон для трансграничного сотрудничества и открытых зон для развития вдоль границы. Повысить уровень внешней инфраструктуры в приграничных районах, улучшить инфраструктуру, такую как складирование и логистика, портовый обмен и инспекционные объекты.

В-пятых, улучшить систему поставок туристских продуктов, модернизировать инфраструктуру туристских услуг, усилить продвижение туристических брендов, сотрудничать в развитии международного туристского рынка и оптимизировать условия развития туристической торговли.

Принятие за основу данных направлений, их закрепление на уровне федеральных, региональных и локальных документов стратегического территориального планирования и целеполагания создаст условия для перспективного развития приграничного и межрегионального сотрудничества в зоне российского-китайского порубежья, будет служить катализатором ускорения социально-экономической динамики субъектов этого периметра.

Список источников

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 18.01.2024).

Программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/80c240c6a439ba99e9b254fa9254317f/programma_eko nomicheskogo_koridora_kitay_mongoliya_rossiya.pdf (дата обращения: 18.01.2024). Федеральная служба государственной статистики РФ. URL:

https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 18.01.2024).

Heilongjiang Statistical Bulletin. URL: https://www.hlj.gov.cn/hlj/c108419/zfxxgk.shtml (дата обращения: 18.01.2024).

Jilin Provincial Bureau of Statistics - Annual Bulletin. URL: http://tjj.jl.gov.cn/tjsj/tjgb/ndgb/ (дата обращения: 18.01.2024).

Joint Statement by the President of the People's Republic of China and the President of the Russian Federation on the development plan of the key Directions of China-Russia Economic cooperation before 2030. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2023-03/22/content_5747725.htm (дата обращения: 18.01.2024).

Notice of the State Council of China on Issuing the Overall Plan for the Establishment of Six New Pilot Free Trade Zones Guofa [2019] No. 16. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2019-08/26/content_5424522.htm (дата обращения: 18.01.2024).

Notice of the State Council on further opening up Heihe and other four border cities to the outside world, Guohan [1992] No. 21 [Электронный ресурс].иКЬ: https://www.gov.cn/zhengce/content/2010-12/27/content_4966.htm?trs=1

Opinions on Actively Developing Border Trade and Economic Cooperation to Promote Border Prosperity and Stability Guobanfa [1991] No. 25 [Электронный

ресурс].URL:https://www.gov.cn/zhengce/content/2010-12/23/content_4990.htm

Statistical Bulletin of the Statistics Bureau of Inner Mongolia Autonomous Region. URL: http://tj.nmg.gov.cn/tjyw/tjgb/ (дата обращения: 18.01.2024).

Statistical Bulletin of the Statistics Bureau of Xinjiang Uygur Autonomous Region. URL: https://tjj.xinjiang.gov.cn/tjj/tjgn/ist.shtml (дата обращения: 18.01.2024).

Wang Ye. Research on the development of border cities in Northern China [D]. Shaanxi Normal University,

Бийе Ф. 2014. Современность в пространственном измерении: открытые рынки, герметичность и вертикальность в двух приграничных городах России и Китая. Экономическая социология,

Дорошенко С.В. 2020. Приграничные регионы России и Китая: проблемы и приоритеты развития.

Россия: тенденции и перспективы развития, 15-1: 662-668. Li Qi. 2010. China and Central Asia: The foreign-related characteristics of the border port Economy-- A Bird's eye view of the development of the Khorgos Port in Xinjiang. Journal of Xinjiang Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition), 31(04): 25-31.

Zhu Mengmeng, Lin Zihua. 2022. Status quo and optimization strategy of Sino-Russian border trade cooperation[J]. Open Herald, (01): 97-103. DOI:10.19625/j.cnki.cn44-1338/f.2022.0001.

Biye F. 2014. Modernity in spatial dimension: open markets, tightness and verticality in two border cities

of Russia and China. Economic Sociology, 2: 76-98. (in Russian) Doroshenko S. V. 2020. The border regions of Russia and China: problems and priorities of development.

Russia: Trends and Prospects of development, 15-1: 662-668. (in Russian) Li Qi. 2010. China and Central Asia: The foreign-related characteristics of the border port Economy-- A Bird's eye view of the development of the Khorgos Port in Xinjiang. Journal of Xinjiang Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition), 31(04): 25-31. Zhu Mengmeng, Lin Zihua. 2022. Status quo and optimization strategy of Sino-Russian border trade cooperation[J]. Open Herald, (01): 97-103. DOI:10.19625/j.cnki.cn44-1338/f.2022.0001.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported

Поступила в редакцию 05.12.2023 Received December 05, 2023

Поступила после рецензирования 25.02.2024 Revised February 25, 2024 Принята к публикации 03.03.2024 Accepted March 03, 2024

2013.

Список литературы

2: 76-98.

References

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ян Юйсинь, аспирант кафедры прикладной Yang Yuxin, postgraduate student of the Department

экономики и экономической безопасности, of Applied Economics and Economic Security,

Белгородский государственный национальный Belgorod State National Research University,

исследовательский университет, г. Белгород, Belgorod, Russia Россия

Су Фанюнь, аспирант кафедры прикладной Su Fangyun, postgraduate student of the

экономики и экономической безопасности, Department of Applied Economics and Economic

Белгородский государственный национальный Security Belgorod State National Research

исследовательский университет, г. Белгород, University, Belgorod, Russia Россия

Камышанченко Елена Николаевна, доктор Elena N. Kamyshanchenko, Doctor of Pedagogical

педагогических наук, доцент, заведующий Sciences, Associate Professor, Head of the

кафедрой мировой экономики, Белгородский Department of World Economics, Belgorod State

государственный национальный National Research University, Belgorod, Russia

исследовательский университет, г. Белгород, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.