Научная статья на тему 'Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР'

Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1126
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / ПОЛИТИКА ОТКРЫТОСТИ / ПОЯС ПРИГРАНИЧНОЙ ОТКРЫТОСТИ / ПРИГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванов Сергей Александрович

Стремительное превращение типичных китайских деревень на границе с Россией в современные города в 90-е годы ХХ века стало символом успешного развития российско-китайских приграничных торговых и экономических отношений. Тем не менее, ускоренное развитие таких городов как Суйфэньхэ, Хэйхэ, Хуньчунь, Маньчжоули стало возможно во многом благодаря последовательной политике центрального и провинциальных правительств Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР»

УДК 327 (471+510)

Иванов С.А.

Формирование приграничного с Россией пояса открытости КНР1

Forming of Chinese openness belt bordering with Russia

Стремительное превращение типичных китайских деревень на границе с Россией в современные города в 90-е годы ХХ века стало символом успешного развития российско-китайских приграничных торговых и экономических отношений. Тем не менее, ускоренное развитие таких городов как Суйфэньхэ, Хэйхэ, Хуньчунь, Маньчжоули стало возможно во многом благодаря последовательной политике центрального и провинциальных правительств Китая.

Ключевые слова: Китай, Россия, политика открытости, пояс

приграничной открытости, приграничные отношения.

Sweeping transformation of China's typical villages on the border with Russia into modern cities in 1990s has become the symbol of prosperous development of Sino-Russian frontier trade and economy cooperation. Though the accelerated development of such cities as Suifenhe, Heihe, Hunchun etc. succeeded mostly due to the consecutive policy of central and provincial government of China.

Key words: China, Russia, openness policy, border openness policy, trans-border relations.

В течение долгого периода приграничные территории2 КНР вследствие удаленности от основных экономических центров страны и проведения изоляционистской политики были не в состоянии вступить в общегосударственное интеграционное пространство. Согласно статистике на 1998 г. в приграничный пояс КНР входило 135 уездов, национальных уездов, городов и городских округов. Их суммарный валовой региональный продукт (ВРП) составил 82,6 млрд. юаней, 1,1% от общегосударственного ВВП. Средний ВРП на душу населения приграничных территорий составлял 3983 юаней, что на 36,3% ниже общегосударственного уровня [6]. Очевидно, что территории Китая, примыкающие к государственной границе, уступали по своему экономическому потенциалу восточным районам Поднебесной. Перед приграничными городами и уездами стояли общие проблемы, которые затрудняли их дальнейшее

1 Работа выполнена при поддержке гранта ДВО РАН № 09-Ш-А-11-556

2 В статье под "приграничными территориями" (приграничным поясом) понимается пояс административных образований Китая уездного уровня: уезды, автономные уезды, города уездного уровня — которые по суше граничат с сопредельными странами и имеют соответствующую пограничную инфраструктуру.

развитие: отсутствие специализации, недостаточная изученность стран и территорий по другую сторону границы, непродуманное планирование развития.

В этой связи политика открытости была распространена и на приграничные территории КНР и стала определяющим фактором их развития. С началом осуществления реформ в отношении пограничных районов проводится курс на "открытие севера посредством соединения с югом, выхода на запад через вхождение на восток и всесторонней открытости", цель которого заключалась в построении прочных экономических связей между стремительно развивающимися юго-восточными районами Китая и остальными территориями страны, ограниченными в возможностях выхода на международный рынок. Положительным фактором развития приграничных территорий стала нормализация и потепление отношений с соседними странами [21].

Общая граница Китая с Россией составляет более 4200 км, и ее основная часть приходится на такие китайские провинции, как Хэй-лунцзян и Цзилинь, а также Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) (с Россией также граничит Синьцзян-Уйгурский автономный район, однако в данной статье он не рассматривается). В АРВМ с Россией непосредственно граничат два города: г. Маньчжоули и г. Эрцзина, в провинции Цзилинь — г. Хуньчунь, а основная часть границы приходится на приграничные города провинции Хэйлунцзян: г. Мишань, г. Хулинь, г. Суйфэньхэ, г. Тунцзян, р-он Айхуй г. Хэйхэ и уезды — Дуннин, Суйбинь, Жаохэ, Цзидун, Цзяинь, Фуюань, Сунькэ, Суньу, Хума, Тахэ, Мохэ [5].

Первый этап "открытия" рассматриваемых территорий пришелся на середину 1980-х — начало 1990-х гг. Возобновилось активное движение грузов через г. Суйфэньхэ и г. Маньчжоули. В 1982 г. был восстановлен пункт пропуска Хэйхэ, а в 1983 г. правительства КНР и СССР обменялись нотами по восстановлению движения через пограничные переходы двух стран. С 1986 г. через пункт пропуска Хэйхэ стала осуществляться перевозка грузов на основе межгосударственной и межрегиональной торговли. В 1988 г. г. Хэйхэ и советский г. Благовещенск стали осуществлять перевозки по речному льду в зимнее время [20]. В 1986 г. Госсовет КНР учредил пункт пропуска Тунцзян, и за несколько последующих лет через него было перевезено более 550 т. грузов на сумму более 3 млн. шв. франков [19].

В 1988 - 1989 гг. целый ряд городов и уездов получили право осуществлять транзит грузов через свои пропускные пункты: г. Хуньчунь, г. Мишань, уезды Жаохэ, Мохэ, Дуннин и т.д.

Открытие пропускных пунктов в приграничных городах привлекло первую волну инвестиций — государство стало активно вкладывать деньги в развитие инфраструктуры как самих контрольно-пропускных пунктов (КПП), так и городов. Например, в начале 90-х годов Министерство железнодорожного сообщения совместно с Управлением железных дорог г. Харбина и правительством г. Суйфэньхэ вложили в увеличение пропускной способности железнодорожного перехода г. Суйфэньхэ около 68 млн. юаней. В 1999 г. было вложено еще 10 млн. юаней, при этом ежегодный доход КПП от перевозок к началу ХХ1 в. составил 120 млн. юаней. Затем за следующие несколько лет было вложено еще более 480 млн. юаней в расширение пропускной способности железнодорожного перехода [18].

В начале 1990-х г. происходит переход ко второму этапу проведения политики приграничной открытости, который характеризовался расширением полномочий приграничных территорий по ведению международной торгово-экономической деятельности и формированием особых

льготных условий для осуществления международной торговли.

В октябре — ноябре 1990 г. на основе различных ведомств Госсовета была организована исследовательская группа по изучению приграничной торговли, которая посетила провинции Хэйлунцзян, Юньнань, Гуанси-Чжуанский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы. В результате работы группы в 1991 г. Госсовет принял "Уведомление в отношении предложений по укреплению и процветанию приграничных районов посредством активного развития приграничной торговли и экономического сотрудничества", в основе которого стояла идея "возрождения границ посредством торговли" [7]. 5-я статья этого документа разрешала провинциям и автономным районам в целях упрощения приграничной торговли и пересечения границы на начальном этапе определить 1 — 2 города или округа, входящих в их состав, для получения приоритетного права на ведение приграничной торгово-экономической деятельности.

На российско-китайской границе такими городами стали Мань-чжоули, Хуньчунь, Хэйхэ и Суйфэньхэ. На вышеуказанные приграничные территории в целях укрепления и процветания границы возлагалась задача по "активному расширению приграничной и местной торговли с Россией и странами СНГ, развитию инвестиционного и технико-экономического сотрудничества, а также сотрудничество в области трудовых ресурсов, разумного использования местных преимуществ для развития перерабатывающей промышленности и третичного сектора экономики" [9]. С санкции Госсовета КНР с 1995 г. для этих городов были уменьшены отчисления в бюджет с целью стимулирования их экономического роста, предоставлено право самостоятельно утверждать создание предприятий с размером иностранных инвестиций до 10 млн. долларов [1, с. 117].

Основной формой развития этих городов стало создание на их территории зон приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС). Для предприятий из южных провинций, инвестирующих в развитие ЗПЭС, предоставлялись льготы. Народный банк Китая обязался ежегодно (в ходе реализации восьмого пятилетнего плана) выделять кредиты на сумму 40 млн. юаней (по 10 млн. юаней для каждого города) на строительство и развитие инфраструктуры ЗПЭС; также в течение 8-й пятилетки все доходы от деятельности зон оставались у местных властей [9].

Каждый из городов обозначил эту зону по-своему: г. Хэйхэ — островом Дахэйхэ (площадь — 0,87 кв. км), г. Маньчжоули — равниной, на которой железная дорога пересекает границу (площадь — 100 тыс. кв. км). А г. Суйфэньхэ принял решение включить в нее весь участок от своей железнодорожной станции до дороги на Харбин, то есть практически весь город площадью 6,5 кв. км [3, с. 231]. Деньги, вкладываемые центральным и провинциальными правительствами в обустройство ЗПЭС, возвращались с большой прибылью. Так, за 6 лет (с 1993 по 1998 гг.) в развитие г. Хэйхэ (зоны Дахэйхэ) было вложено 212,4 млн. юаней. На конец 1998 г. совокупный объем внешней торговли г. Хэйхэ с момента ее начала в 1987 г. составил 1,66 млрд. дол., в казну поступило свыше 900 млн. юаней таможенных пошлин и иных сборов, из которых в местный бюджет ушло 150 млн. юаней [4, с. 177].

С 1996 г. после принятия Госсоветом КНР "Уведомления по вопросам приграничной торговли" была сформулирована новая концепция приграничного экономического сотрудничества, которая соответственно наложила отпечаток на дальнейшее развитие приграничных территорий Китая. Основными принципами этой концепции являлись:

• Ограничение территории, на которую распространялся режим

приграничной торговли;

• Отмена 50-процентной налоговой льготы для участников приграничной торговли (в связи с переходом к единому таможенному тарифу);

• Либерализация системы лицензирования и квотирования товаров в рамках приграничной торговли;

• Расширение прав местных органов власти в регистрации компании, имеющих право ведения приграничной торговли;

• Повышение "потолка" индивидуальных сделок в рамках приграничной торговли, не облагаемых таможенной пошлиной [4, с. 222-223].

Вышеуказанное "Уведомление" также определило, что народная взаимная торговля должна осуществляться в пределах 20-километровой приграничной полосы на специализированных площадках [8]. Оно послужило толчком к созданию зон взаимной торговли ("хуши маои цюй") на приграничных территориях, что стимулировало дальнейшее упорядочивание торговой деятельности. На китайской границе с Россией было создано 12 подобных районов, из них 10 находились в основных городах и уездах провинции Хэйлунцзян, граничащих с Россией: г. Хэйхэ, г. Суйфэньхэ, уезд Дуннин, г. Тунцзян, г. Фуюань, г. Хулинь, г. Мишань, уезды Жаохэ, Сунькэ, Лобэй; одна — в г. Хуньчунь провинции Цзилинь; и еще одна — в г. Маньчжоули АРВМ [22]. Их основной функцией стала народная торговля товарами с включением в один комплекс вспомогательных функций: складирования, финансовых и бытовых услуг и т.д. На основе зон предполагалось развивать не только торговлю и туризм, но и переработку, высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг [12].

Интенсивное создание промышленности на рассматриваемых территориях началось еще в 90-е г. ХХ в., однако о масштабном и централизованном создании производственных мощностей можно говорить только с принятием Госсоветом КНР в 2003 г. программы по возрождению старых промышленных баз, которая положила начало третьему этапу приграничной открытости.

Именно в третий период развития приграничного с Россией пояса открытости, наряду с совершенствованием традиционных секторов экономики, которые связаны с туризмом и торговлей с Россией, происходит ускоренная индустриализация приграничного пояса, при этом развивается промышленность, которая ориентирована на Россию. Как отмечается в Программе 11-го пятилетнего плана г. Суйфэньхэ, "российско-китайская приграничная торговля вступила в новый этап своего развития, когда импортируется российское сырье, производится его глубокая переработка с помощью китайской рабочей силы и технологий, и затем готовая продукция экспортируется в Россию, США, Японию, Южную Корею, страны СНГ, ЕС и другие страны" [13].

В начале XXI в. в приграничном поясе провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и АРВМ создается целый ряд районов экспортной обрабатывающей промышленности. В 2005 г. провинцией Хэйлунцзян был принят проект по созданию пяти "баз экспортной обрабатывающей промышленности, ориентированной на Россию", три из которых сосредоточены в приграничной зоне: Хэйхэ, Дуннин, Суйфэньхэ [17]. В целях создания инфраструктуры подобных баз, обычно включающих несколько районов экспортной обрабатывающей промышленности разной специализации, провинциальное правительство только в 2005 г. выделило 102 млн. юаней [16]; не меньшие суммы поступают посредством банковских кредитов и частных инвестиций. К концу 2007 г. в провинции Хэйлунцзян было создано 96 районов экспортной обрабатывающей промышленности, значительная часть которых расположена в приграничной зоне [15]. Основной специализацией данных районов является производство электрообо-

Таблица 1

Рост добавленной стоимости промышленного производства1 за 2001 - 2008 гг. в городах Суйфэньхэ и Хэйхэ, %

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 1-4 месяцы 2009

Суйфэньхэ Рост промышленности 17.9 36.0 35.8 27.4 65.0 68.8 33.3 12.0

Рост ВРП 14.0 15.7 24.2 28.9 24.0 46.2 32.0 25.6 8.2

Хэйхэ Рост промышленности 8.5 13.5 8.2 9.3 15.2 20.5 18.1 42.9 23.3

Рост ВРП 8.0 8.5 7.2 11.6 10.8 10.7 11.4 15.2 14.1

КНР в целом Рост промышленности 8.9 10.2 12.6 9.5 11.4 12.5 13.5 9.5 5.5

Таблица составлена на основании материалов электронных ресурсов Государственного управления статистики КНР (URL: http://www.stats.gov.cn), Комитета экономического развития и реформ г. Суйфэньхэ (URL: http://www.sfhfgj.gov.cn) и Народного правильства г. Хэйхэ (URL: http://www.heihe. gov.cn).

1 Добавленная стоимость промышленного производства — основной показатель объема промышленного производства в Китае, учитывающий только конечные результаты хозяйственной деятельности промышленных предприятий без промежуточных операций.

рудования, текстиля, строительных материалов, сельскохозяйственной продукции и т.д.

В районах экспортной обрабатывающей промышленности действует специальная льготная политика в отношении инвесторов, они полностью обустроены для осуществления хозяйственной деятельности. Например, в г. Хэйхэ крупные производственные предприятия, которые входят в зону городского планирования, освобождаются от подоходного налога на три года, а на 4-й и 5-й года уплачивают всего 50% подоходного налога; на 5 лет они освобождаются от уплаты местных административных налогов; предприятиям также возвращается 50% арендной платы за землю [21].

Происходит привлечение крупных китайских компаний в вышеуказанные зоны. Например, в г. Суйфэньхэ строят свои мощности одна из крупнейших деревообрабатывающих компаний Китая "Дая", один из крупнейших производителей электротехники компания "Ланчао" и т.д. Благодаря созданию в г. Суйфэньхэ производственной зоны электротехнических товаров "Хайду", в которой создают свои мощности крупные компании Китая по производству электротехники, город впервые наладил высокотехнологичное производство [14].

Об успехах индустриализации можно судить по росту промышленного производства в крупных центрах приграничного пояса: городах Суйфэньхэ и Хэйхэ. С 2000 по 2008 гг. он составил в среднем 39% в г. Суйфэньхэ и 17.7% в г. Хэйхэ, что выше общекитайских показателей соответственно на 27.9% и 6.6% и выше среднего роста ВРП этих городов. В условиях мирового экономического кризиса развитие промышленности в приграничном поясе замедлилось, однако осталось на достаточно приемлемом уровне и заметно превышает средний рост промышленного производства Китая (см. Табл. 1).

Ускоренное социально-экономическое развитие позволяет приграничным территориям не только возрастающими темпами увеличивать внешнеторговый оборот, но и удерживать позиции в общей торговле Китая с Россией. По данным таможенного управления Китая, за 2007 — 2008 гг. мелкая приграничная торговля провинции Хэйлунцзян с Россией, которая согласно законодательству Китая может осуществляться только через пограничные города и уезды, составила 5,5 млрд. долларов, т.е. более 50% от объема торговли всей провинции с Россией или около 10% объема российско-китайской торговли. Тем не менее, местные правительства абсолютного большинства рассматриваемых территорий на протяжении нескольких лет пытаются диверсифицировать внешнеторговые связи и снизить зависимость от России, на которую традиционно приходится более 90% их внешнего товарооборота. Однако на данный момент эта задача так и не решена.

Объективно, приграничные города и уезды КНР вступили на путь осуществления политики открытости на десять лет позже приморских регионов востока страны. Несмотря на это, в отношении данных территорий были приняты меры, во многом схожие с мероприятиями политики "открытости приморских районов", как, например, создание районов приграничного экономического сотрудничества, внедрение преференций во внешнеторговой деятельности, развитие инфраструктуры и т.д. Политика открытости приграничного с Россией пояса КНР прошла три этапа своего развития: 1) непосредственное открытие приграничных территорий, 2) становление и развитие трансграничной торговли, 3) создание производственных мощностей, ориентированных на импорт в Россию и экспорт из России, а также углубление внешнеэкономических связей. Непосредственным результатом этой политики стало ускоренное развитие внешней торговли и промышленности названных территорий КНР.

Литература

1. Александрова М.В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ. М.: Издательство "ОГНИ", 2005. 262 с.

2. Го Ли. "Соединить Север с Югом и сделать его открытым": о сотрудничестве провинции Хэйлунцзян со странами Северо-Восточной Азии // Россия и АТР. Владивосток. 2003. № 2. с. 121-125

3. Ивасита Акихиро. 4000 километров проблем. Российско-китайская граница. М.: АСТ: Восток - Запад, 2006. 336 с.

4. Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона: Российско-китайские отношения на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Владивосток: Дальнаука, 2006. 424 с.

5. Вого луди бяньцзин сянь, ци, ши, шисяцюй фэньбу цинкуан [Информация о расположении приграничных уездов, городов, национальных уездов и районов городского подчинения Китая] // Государственный комитет по делам национальностей КНР. 06.07.2004. URL: http://www.seac.gov.cn/gjmw/ mzjj/2004-07-06/1168929053870779.htm [Дата обращения: 13.05.2008]

6. Вого луди бяньцзин сянь, ци, ши, шисяцюй цзинцзи фачжань гайкуан [Общая информация об экономическом развитии приграничных уездов, городов, национальных уездов и районов городского подчинения Китая] // Государственный комитет по делам национальностей КНР. 06.07.2004. URL: http://www.seac.gov.cn/gjmw/mzjj/2004-07-06/1168929053870779.htm [Дата обращения: 13.05.2008]

7. Гоуюань баньгунтин чжуаньфа вайцзинмаобу дэн бумэнь гуаньюй цзицзи фачжань бяньцзин маои хэ цзинцзи хэцзо цуцзинь бяньцзян фаньжун вэньдин ицзянь дэ тунчжи [Уведомление Канцелярии Госсовета Министерству внешней торговли и экономического сотрудничества и другим ведомствам о Предложениях по укреплению и процветанию приграничных районов посредством активного развития приграничной торговли и экономического сотрудничества] // Правовой департамент Гуанси-Чжуанского автономного района. URL: http://www.gx-law.gov.cn/news_show.asp?id=6987 [Дата обращения:

23.02.2008]

8. Гоуюань гуаньюй бяньцзин мои югуань вэньти дэ тунчжи [Уведомление Госсовета по вопросам приграничной торговли] // Инвестиционный справочник Китая. URL: www.fdi.gov.cn/pub/FDI/zcfg/jck/ybxgd/P020060619700932656137. pdf [Дата обращения: 12.08.2008]

9. Гоуюань гуаньюй цзиньибу дуйвай кайфан хэйхэ дэн сы гэ бяньцзин чэнши дэ тунчжи [Уведомление Госсовета о дальнейшем проведении политики внешней открытости в четырех приграничных городах, включая г. Хэйхэ] // Правовой департамент Гуанси-Чжуанского автономного района. URL: http:// www.gx-law.gov.cn/news_show.asp?id=6031 [Дата обращения: 23.02.2008]

10. Суйфэньхэши гоминь цзинцзи хэ шэхуй фачжань ди ши гэ у нянь гуйхуа ганяо [Программа социально-экономического развития г. Суйфэньхэ на 10-й пятилетний план] // Комитет экономического развития и реформ г. Суйфэньхэ. URL: http://www.sfhfgj.gov.cn/showarticle.php?id=256 [Дата обращения:

19.04.2009]

11. Суйфэньхэши гоминь цзинцзи хэ шэхуй фачжань ди шии гэ у нянь гуйхуа [11-й пятилетний план социально-экономического развития г. Суйфэньхэ] // Комитет экономического развития и реформ г. Суйфэньхэ. URL: http://www. sfhfgj.gov.cn/showarticle.php?id=290 [Дата обращения: 19.04.2009]

12. Суйфэньхэши хайду цзидянь чаньпинь чэн цзяньшэ сусе [Стремительное строительство района по производству электрооборудования "Хайду" г. Суйфэньхэ] // Управление информационных технологий г. Муданьцзян. 01.04.2008. URL: http://www.mdj.gov.cn/public/AA/index.jsp?TemplateNameN =AA&TemplateXMLName=1&CNumberN=18564&ArtideTitleN=2831 [Дата обращения: 02.04.2008]

13. Хэйлунцзян дуй э мои тупо бай и мэйюань — ваньчэн ди и цзедуань

чжаньлюе мубяо [Торговля провинции Хэйлунцзян с Россией превысила 10 млрд. долларов США: стратегические задачи первого этапа выполнены] // Информационный портал "Возрождение Северо-Востока" агентства Синьхуа. [сайт]. 19.12.2007. URL: http://chinaneast.xinhuanet.com/2007-12/19/ content_11980767.htm [Дата обращения: 20.12.2007]

14. Хэйлунцзян тоужу 1 и до юань цзыцзинь — дацзао дуй э цзиньчукоу цзягун юаньцюй [Провинция Хэйлунцзян вкладывает более 100 млн. юаней в создание ориентированных на Россию районов экспортной обрабатывающей промышленности] // Информационный портал "Возрождение Северо-Востока" агентства Синьхуа. [сайт]. 23.03.2005. URL: http://chinaneast.xinhuanet. com/2005-03/23/content_3928394.htm [Дата обращения: 27.05.2006]

15. Хэйлунцзяншэн жэньминь чжэнфу гуаньюй туйцзинь дуй э цзинмао кэцзи хэцзо чжаньлюе шэнцзи дэ ицзянь [Предложения Народного Правительства провинции Хэйлунцзян по усовершенствованию стратегии научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с Россией] // Народное правительство провинции Хэйлунцзян. 30.05.2005. URL: http://www. hlj.gov.cn/ljtz/zfwj/t20050530_17102.htm [Дата обращения: 03.03.2007]

16. Хэйлунцзяншэн суйфэньхэ коуань цзяньцзе [Информация о пункте пропуска Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян] // Народное правительство провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.hlj.gov.cn/zejl/kajs/200804/ t20080410_108390.htm [Дата обращения: 05.05.2008]

17. Хэйлунцзяншэн тунцзян коуань цзяньцзе [Информация о пункте пропуска Тунцзян провинции Хэйлунцзян] // Народное правительство провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.hlj.gov.cn/zejl/kajs/200804/t20080410_108402.htm [Дата обращения: 05.05.2008]

18. Хэйлунцзяншэн хэйхэ коуань цзяньцзе [Информация о пункте пропуска Хэйхэ провинции Хэйлунцзян] // Народное правительство провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.hlj.gov.cn/zejl/kajs/200804/t20080410_108342.htm [Дата обращения: 05.05.2008]

19. Хэйхэши чжаошан иньцзи юхуй чжэнцэ [Льготная политика г. Хэйхэ по привлечению инвестиций] // Канцелярия пропаганды Постоянного комитета КПК г. Хэйхэ. [сайт]. 31.10.2006. URL: http://heihe.northeast.cn/ system/2006/10/31/050592894.shtml [Дата обращения: 22.12.2007]

20. Ши лунь яньбянь кайфан дицю чэнши гуйхуа дэ синь вэньти юй синь дуйцэ [Новые проблемы и их решение при проведении политики открытости приграничных районов и городов] // Информационный портал общественных районов г. Пекин. URL: http://xw.bjcs.gov.cn/jdgz/jdgzDetail.go?lm=tszs&jbshj_ id=766395 [Дата обращения: 15.02.2008]

21. "Элосы шану жи" цзыляо: чжунэ бяньцзян маои [Материалы "Дней российской коммерции": российско-китайская приграничная торговля] // Правительственный портал для малых и средних предприятий г. Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян. URL: http://www.ds.smehlj.gov.cn/site/sites/ sfh/2269632603286/content.fdp?contentId=2365524585347 [Дата обращения: 19.04.2009]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.