Научная статья на тему 'Проблемы преодоления периферийности российско-китайского трансграничья'

Проблемы преодоления периферийности российско-китайского трансграничья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
425
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ГРАНИЦА / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / СЕВЕРО-ВОСТОК КИТАЯ / SINO-RUSSIAN BORDER / CROSS-BORDER REGION / RUSSIAN FAR EAST / NORTH-EAST OF CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чубаров Илья Георгиевич, Михайлова Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются административно-территориальные и демоурбанистические аспекты положения российско-китайского трансграничья (РКТ), а также анализируется пространственная компонента государственных планов преодоления его периферийности. Многоуровневость административно-территориального деления (АТД) двух стран определяет сосуществование нескольких вариантов выделения состава РКТ площадью от 3,5 млн км2 до 211 тыс. км2 с населением от 95 млн до 3,6 млн жителей. На макроуровне (единицы первого уровня АТД) численность населения китайской части приграничья в 17 раз выше, чем российского, на окружном уровне разница снижается до 8,7 раза и до 2 раз в случае рассмотрения РКТ на уездном уровне. При выборе любого из рассмотренных масштабов и российская, и китайская части по уровню экономического развития относятся к наиболее периферийным территориям своих стран. Учёт многоуровневой структуры РКТ позволяет избежать спекуляций и получить более точную характеристику диспропорций развития сопредельных территорий России и Китая. Сопоставление принятых планов территориального развития и преодоления периферийности российской и китайской частей приграничья показывает, что оба государства используют модель полюсов роста, которыми являются четыре приграничных урбанизированных региона (Забайкальск Маньчжоули, Благовещенск Хэйхэ, Хабаровск Фуюань Тунцзян, юг Приморского края Суйфэньхэ Хуньчунь), обладающих наилучшими перспективами реализации выгод приграничного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the Peripherality at the Sino-Russian Borderland

The article looks at the Sino-Russian borderland as a cross-border region and characterizes its demographic and urban features, as well as its place in strategic doctrines and bilateral agreements of Russia and China. Due to differences in administrative division of neighbouring states we suggest four possible layers of cross-border region: one macro-level (with total inclusion of border regions), two mezzo-levels (one with Chinese districts and another with Chinese counties as counterparts of Russian municipalities) and one micro-level (that encompasses administrative units that accommodate border crossing points). Depending on the layer of cross-border region, the Sino-Russian borderland may cover area from 3.5 mln km2 to 211.000 km2 with population varying from 95 mln to 3.6 mln inhabitants. This implies that if one compares demographic features of the Russian and Chinese parts of borderland, the latter will be 17 times more populous than the former at the macro-level, 8.7 times more populous at the district mezzo-level and only two times more populous at the county mezzo-level. Based on comparison of strategies and plans of territorial development, we reveal that recent governmental policies focus on the micro-level of cross-border region. Both sides expect four urban areas that are the most populous and the closest to the border to become growth poles of the cross-border region.

Текст научной работы на тему «Проблемы преодоления периферийности российско-китайского трансграничья»

Проблемы преодоления периферийности

v v Л

российско-китайского трансграничья1

Илья Георгиевич Чубаров,

кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, Москва. E-mail: [email protected]

Екатерина Владимировна Михайлова,

научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший лаборант-исследователь Института Дальнего Востока РАН, Москва. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются административно - территориальные и демоурба -нистические аспекты положения российско - китайского трансграничья (РКТ), а также анализируется пространственная компонента государственных пла -нов преодоления его периферийности. Многоуровневость административ -но - территориального деления (АТД) двух стран определяет сосуществова -ние нескольких вариантов выделения состава РКТ площадью от 3,5 млн км2 до 211 тыс. км2 с населением от 95 млн до 3,6 млн жителей. На макроуровне (единицы первого уровня АТД) численность населения китайской части при -граничья в 17 раз выше, чем российского, на окружном уровне разница сни -жается до 8,7 раза и до 2 раз в случае рассмотрения РКТ на уездном уровне. При выборе любого из рассмотренных масштабов и российская, и китай -ская части по уровню экономического развития относятся к наиболее пери -ферийным территориям своих стран. Учёт многоуровневой структуры РКТ позволяет избежать спекуляций и получить более точную характеристику диспропорций развития сопредельных территорий России и Китая. Сопо -ставление принятых планов территориального развития и преодоления пе риферийности российской и китайской частей приграничья показывает, что оба государства используют модель полюсов роста, которыми являются че тыре приграничных урбанизированных региона (Забайкальск — Маньчжо -ули, Благовещенск — Хэйхэ, Хабаровск — Фуюань — Тунцзян, юг Приморско -го края — Суйфэньхэ — Хуньчунь), обладающих наилучшими перспективами реализации выгод приграничного положения.

Ключевые слова: российско - китайская граница, трансграничный регион, Дальний Восток России, Северо Восток Китая

1 Исследование проведено в рамках гранта Президента РФ по государственной под -

держке молодых учёных — кандидатов наук № МК - 2007.2017.6. Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам за ценные замечания и предложения.

Overcoming the Peripherally at the Sino-Russian Borderland

Ilya Chubarov, Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow,

Russia. E-mail: [email protected].

Ekaterina Mikhailova, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; Institute of Far Eastern Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. Email: [email protected].

The article looks at the Sino - Russian borderland as a cross - border region and characterizes its demographic and urban features, as well as its place in strategic doctrines and bilateral agreements of Russia and China. Due to differences in administrative division of neighbouring states we suggest four possible layers of cross - border region: one macro - level (with total inclusion of border regions), two mezzo levels (one with Chinese districts and another with Chinese counties as counterparts of Russian municipalities) and one micro level (that encompasses administrative units that accommodate border crossing points). Depending on the layer of cross border region, the Sino Russian borderland may cover area from 3.5 mln km2 to 211.000 km2 with population varying from 95 mln to 3.6 mln inhabitants. This implies that if one compares demographic features of the Russian and Chinese parts of borderland, the latter will be 17 times more populous than the former at the macro - level, 8.7 times more populous at the district mezzo level and only two times more populous at the county mezzo level. Based on comparison of strategies and plans of territorial development, we reveal that recent governmental policies focus on the micro level of cross border region. Both sides expect four urban areas that are the most populous and the closest to the border to become growth poles of the cross border region. Keywords: Sino - Russian border, cross - border region, Russian Far East, North -East of China

Взгляд на приграничные регионы РФ и КНР как на взаимодействующие территориальные системы, образующие единый трансграничный реги -он, активно используется научным сообществом [2, 8, 15], однако опреде -лённости в отношении состава российско - китайского трансграничья (РКТ) пока не достигнуто. В этой статье на основе анализа геодемографических и урбанистических характеристик приграничных территорий предприня -та попытка выделить уровни РКТ и проследить, как современные меры государственной политики по преодолению периферийности Забайкалья и Дальнего Востока России и Северо - Востока Китая (Дунбэя) соотносятся с предложенной многоуровневой структурой трансграничья.

ТРАНСГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН НА РОССИЙСКО - КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ

Руководствуясь определением В.Л. Ларина, под РКТ мы понимаем «зо -ну тесного соприкосновения и взаимопроникновения экономик и социумов России и Китая, территорию их общих интересов, гуманитарного и куль турного взаимодействия и взаимозависимости» [15]. Такое прочтение это -го термина указывает на интенсивность, продолжительность, устойчивость

и значимость связей приграничных территорий в экономической и социо -культурной сферах, что принято считать ключевой отличительной чертой трансграничного региона [7, 9, 12, 14, 15].

Примечательно, что оценка уровня развития социокультурного сотрудни -чества в РКТ варьируется в научных трудах в зависимости от их дисциплинар -ной направленности. Экономико - географы (Л.Б. Вардомский [5] и др.), поли -тологи (К.В. Верхоланцева [6] и др.) и правоведы (П.Е. Доронина [10] и др.) в своих публикациях отмечают ограниченное распространение и низкий уро -вень развития гуманитарных связей на азиатских рубежах России, в частно -сти на границе с Китаем. Социологи и антропологи, напротив, на протяжении многих лет пишут о тесных трансграничных связях России и Китая и считают налаженную систему формальных и неформальных контактов с сопредель ным государством основой региональной идентичности приграничной тер ритории этих двух стран. Например, И.О. Пешков пишет, что «Северо - Вос -точный Китай выстраивался как особая гибридная культурная зона, отличная от других частей страны контактом с западной (русской) и японской куль турами» [22]. Л.Е. Бляхер и К.В. Григоричев говорят о системе «культурных зеркал» [3, с. 29] и постепенном сближении «русского» (Северо - Восточного) Китая и «китайской» (Дальневосточной) России с точки зрения социальных и хозяйственных практик, языка и особенностей этикета [3, с. 31].

Описывая подобные процессы формирования трансграничного региона, который представляет собой не столько периферийную часть собственного государства или придаток сопредельной страны, сколько территорию с но выми характеристиками, вобравшими в себя черты обеих сторон, учёные часто предлагают особое название для такого объекта. Например, для обо -значения быстро растущего урбанизированного пространства на американо -мексиканской границе между Сан Диего и Тихуаной в литературе использу ют метафоры «трансграничный метрополис» [27] и «Bajalta California» [28] (что можно перевести как «нижне верхняя» Калифорния), тем самым под чёркивая взаимосвязь и взаимовлияние соседних районов2. На российско -норвежской границе за формирующимся сегодня трансграничным регионом закрепилось название «Русвегия», которое стало использоваться в качестве заголовка страницы в социальной сети, служащей основной платформой для дискуссий жителей смежных приграничных муниципальных образований3. В качестве аналогичного символического обозначения российско китайско го трансграничья Л.Е. Бляхер и К.В. Григоричев предлагают название «Жел -тороссия» — термин, использовавшийся на рубеже XIX и XX вв. для обозна -чения «русского элемента в культуре Северного Китая» [3, с. 35].

Для трансграничных регионов характерна полиядерность и наличие па раллельных структурных элементов ввиду существования барьера между образующими его территориями [7, с. 52]. Гетерогенность трансграничного

2 Такое наименование является отсылкой к названиям этих территорий до их разгра -ничения американо - мексиканской границей, когда обе Калифорнии, Нижняя (исп. Baja) и Верхняя (исп. Alta), входили в состав Мексики.

3 RUSVEGIA — DIALOG // социальная сеть Facebook. URL: https://www.facebook.com/ groups/rusvegia/ (дата обращения: 17.09.2017).

региона нарастает по мере удаления от государственной границы в глубь сопредельных государств, что обусловлено снижением интенсивности трансграничных связей. В следующем разделе представлены варианты гео графических рамок РКТ, отличающиеся степенью вовлечённости структур ных элементов в трансграничные взаимодействия.

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКО - КИТАЙСКОГО ТРАНСГРАНИЧЬЯ

Как известно, российско - китайская граница состоит из двух секций — короткой западной и протяжённой восточной. В силу особенностей ланд шафта западного участка (граница проходит по Алтайским горам) и отсут ствия на нём пунктов пропуска (ПП) взаимодействие Республики Алтай и Синьцзян -Уйгурского автономного района незначительно и эти админи -стративные единицы редко рассматриваются в качестве составной части российско китайского трансграничья. В этой статье мы также не включа ем их в состав РКТ.

О существовании территории тесного социально - экономического взаи -модействия между Россией и Китаем можно говорить лишь в контексте восточной части российско -китайской границы. Здесь к рубежу двух стран примыкают пять субъектов РФ, а именно Приморский, Хабаровский и За -байкальский края, Амурская область и Еврейская автономная область, и про винции Хэйлунцзян, Цзилинь и автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) Китая. Эти регионы общей площадью более 3,5 млн км2 с численно -стью населения более 95 млн жителей составляют макроуровень РКТ. Такой административный подход к определению рамок РКТ соответствует поло жениям недавно вступившего в силу закона «Об основах приграничного со трудничества», вторая статья которого содержит нормативную дефиницию субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации. Это оп ределение предусматривает три основные категории участников пригранич ного сотрудничества: Российскую Федерацию, её приграничные субъекты и расположенные на их территории муниципальные образования, а также указывает на возможность утверждения дополнительных категорий субъ ектов приграничного сотрудничества в международных договорах РФ [26].

С другой стороны, рассмотрение РКТ в разрезе административных еди -ниц высшего уровня (субъектов РФ и провинций КНР) провоцирует спе куляции. Получаемое соотношение, явно демонстрирующее превосход ство южного соседа по демографическому потенциалу (по численности населения китайские провинции, граничащие с Россией, опережают со предельные субъекты РФ более чем в 17 раз), удобно, чтобы обосновать необходимость поддержания барьерности российско китайской грани цы. Неудивительно, что представление показателей развития пригранич -ных территорий России и Китая на макроуровне довольно распространено в работах, затрагивающих тему государственной безопасности, для иллю -страции «демографического давления» «перенаселённого» Северо Востока

Китая на «пустеющую» Сибирь и Дальний Восток России из - за «нехватки жизненного пространства» [1, с. 195; 24, с. 19].

В более узком смысле российская часть приграничья включает 43 непо -средственно имеющих общую границу с КНР муниципальных района и го -родских округа РФ. С 2015 г. (районы Байкальского региона — с 2017 г.) они объединены на федеральном уровне в рамках единой концепции разви -тия приграничных территорий ДФО и Байкальского региона [13]. Как вид -но из табл. 1., дальневосточный участок приграничного пояса является более заселённым и урбанизированным, чем забайкальский: плотность населения первого в три раза выше второго и составляет 6,97 чел./км2. Это значение в 1,5 раза выше средней плотности населения, рассчитанной для российской части РКТ, что подтверждается при изучении особенностей системы расселе -ния Забайкалья и Дальнего Востока России. Южная часть российских регионов, соседствующих с Китаем, является наиболее освоенной и урбанизированной.

Таблица 1

Основные характеристики граничащих с КНР муниципальных образований РФ, 2016 г.

Площадь, тыс. км2 Население, млн чел. Муниципальные районы Городские округа Города Е- Г Е Сельские населённые пункты

Дальний Восток 258,1 1,80 29 7 11 36 860

Байкальский регион 67,8 0,15 7 0 2 8 141

Всего 325,9 1,95 36 7 13 44 1001

Сост. по: [13, 19, 23].

АТД Китая на один уровень «глубже» российского, что означает два различных варианта выделения состава приграничных территорий «в па ру» к российскому муниципальному: на более высоком окружном (нахо дится в непосредственном подчинении провинциальным властям) и на бо лее низком уездном уровне (может находиться в подчинении как окружных, так и провинциальных властей).

ОКРУЖНОЙ УРОВЕНЬ КИТАЙСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

На окружном уровне (ди цзи) выход к границе с РФ имеют десять адми -нистративных единиц, восемь из которых расположены в провинции Хэй -лунцзян и по одной в АРВМ и Цзилине. Их суммарная площадь составляет чуть более 600 тыс. км2, из которых около 40% приходится на монгольский округ Хулун Буир, а общая численность населения равна 17 млн жителей (см. табл. 2). Таким образом, на окружном уровне китайское приграничье в 1,9 раза больше по площади и в 8,7 раза — по населению, чем российское.

Таблица 2

Основные характеристики граничащих с РФ единиц окружного уровня КНР, 2016 г.

№ Административное подчинение Регион Административ -ный статус Площадь, тыс. км2 Население, тыс. чел.

1 АРВМ Хулун-Буир Городской округ 253,0 2 528

2 Провинция Хэйлунцзян Большой Хинган Округ 83,0 472

3 Хэйхэ Городской округ 66,8 1 278

4 Ичунь Городской округ 32,8 1 176

5 Хэган Городской округ 15,0 1 056

6 Цзямусы Городской округ 26,4 2 375

7 Шуанъяшань Городской округ 22,5 1 445

8 Цзиси Городской округ 22,5 1 807

9 Муданьцзян Городской округ 40,6 2 751

10 Провинция Цзилинь Яньбянь-Корейский АО Автономный округ 43,3 2 120

ВСЕГО 605,9 17 008

Сост. по: 1) Доклады о социально - экономическом развитии за 2016 г. упомяну -тых городов; 2) Официальные сайты упомянутых городов.

УЕЗДНЫЙ УРОВЕНЬ КИТАЙСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

На уездном уровне (сянь цзи) приграничными с РФ являются 24 ад -министративных единицы общей площадью более 250 тыс. км2 и числом жителей почти 4 млн человек (см. табл. 3). При таком способе выделения китайское приграничье в 1,3 раза меньше по площади, чем российское, и в 2 раза более населённое.

Таким образом, мезоуровень РКТ, в зависимости от способа выделения, занимает площадь от 580 до 930 км2, а на его территории проживают от 6 до 19 млн человек. В таких рамках трансграничный регион целесообраз но рассматривать при учреждении финансовых и административных ме -ханизмов поддержки резидентов приграничных территорий — при запуске программ поддержки малого и среднего бизнеса, программ льготного кре дитования, налогообложения и т.д. Выбор окружного или уездного уровня для создания системы преференций для жителей приграничных террито рий главным образом обусловлен двумя причинами. Во первых, такой мас штаб позволяет охватить население, жизнь которого подвержена влиянию границы — как положительному (участие в приграничной торговле за счёт использования ассортиментных и ценовых различий по разные стороны границы), так и отрицательному (например, риску трансграничной преступ -ности), и минимизировать предоставление преференций лицам, проживаю щим на неприграничных территориях регионов, примыкающих к государ ственной границе. Во вторых, использование мезоуровня создаёт условия для экономической синергии между приграничными округами по одну

Таблица 3

Основные показатели граничащих с РФ единиц уездного уровня КНР, 2016 г.

№ Административное подчинение Регион Административный статус Площадь, тыс. км2 Население, тыс. жите -лей

1 Хулун-Буир Шинэ - Барга - Юци Хошун 25,2 35,1

2 Маньчжоули Городской субокруг 0,7 172,1

3 Шинэ - Барга - Цзоци Хошун 22,0 42,1

4 Чэнь - Барга - Ци Хошун 22,2 56,4

5 Аргунь Городской уезд 28,4 81,0

6 Большой Хинган Мохэ Уезд 18,2 84,4

7 Тахэ Уезд 14,1 102,0

8 Хума Уезд 14,3 48,9

9 Хэйхэ Айгунь Район 14,4 188,0

10 Суньу Уезд 4,3 97,0

11 Сюнькэ Уезд 17,3 99,0

12 Ичунь Цзяинь Уезд 6,7 81,0

13 Хэган Лобэй Уезд 6,8 230,0

14 Суйбинь Уезд 3,3 179,5

15 Цзямусы Тунцзян Городской уезд 6,2 211,6

16 Фуюань Городской уезд 6,3 156,0

17 Шуанъяшань Жаохэ Уезд 6,8 150,0

18 Цзиси Хулинь Городской уезд 9,3 281,1

19 Мишань Городской уезд 7,7 427,0

20 Цзидун Уезд 3,2 289,3

21 Муданьцзян Мулин Городской уезд 6,2 300,0

22 Дуннин Городской уезд 7,1 230,0

23 Суйфэньхэ Городской субокруг 0,4 70,7

24 Яньбянь-Ко-рейский АО Хуньчунь Городской уезд 4,9 228,3

ВСЕГО 256,0 3840,5

Сост. по: 1) доклады о социально - экономическом развитии за 2016 г. упомяну -тых городов; 2) официальные сайты администраций упомянутых городов.

сторону границы, что было бы невозможно в случае опоры на микроуро -вень РКТ, состоящий из изолированных друг от друга (ввиду разрежённо -сти пограничных пунктов пропуска) смежных приграничных территорий.

В микроуровень трансграничных регионов принято включать насе -лённые пункты, непосредственно выходящие на государственную грани цу [4]. Учитывая низкую плотность населения в приграничных районах За -байкалья и Дальнего Востока РФ, при составлении геодемографического портрета микроуровня РКТ мы систематизировали информацию об адми -нистративных единицах низового уровня, на территории которых распола гаются пограничные пункты пропуска (см. табл. 4).

Таблица 4

Основные характеристики административных единиц муниципального и уездного уровня РФ и КНР, имеющих действующие пограничные пункты пропуска, 2016 г.

№ Пункт пропуска Административная единица Площадь, тыс. км2 Население, тыс. жите -лей

1 Забайкальск Забайкальский район ЗК 5,3 21,3

Манчжоули городской субокруг Маньчжоули 0,7 35,1

2 Олочи Нерчинско - Заводский район ЗК 8,9 9,7

Шивей городской уезд Аргунь 28,4 81,0

3 Староцурухайтуй Приаргунский район ЗК 4,7 20,6

Хэйшаньтоу городской уезд Аргунь 28,4 81,0

4 Сковородино Сковородинский район ЗК 20,5 27,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мохэ уезд Мохэ 18,2 84,4

5 Благовещенск городской округ Благовещенск АО 0,3 224,3

Хэйхэ район Айгунь 14,4 188,0

6 Поярково Михайловский район АО 3,0 14,0

Сюнькэ уезд Сюнькэ 17,3 99,0

7 Амурзет Октябрьский район ЕАО 9,9 10,0

Лобэй уезд Лобэй 6,8 230,0

8 Нижнеленинское Ленинский район ЕАО 6,0 18,4

Тунцзян городской уезд Тунцзян 6,2 211,6

9 Хабаровск городской округ Хабаровск ХК 0,4 611,0

Фуюань городской уезд Фуюань 6,3 156,0

10 Покровка Бикинский район ХК 2,4 22,6

Жаохэ уезд Жаохэ 6,8 150,0

11 Марково Лесозаводский городской округ ПК 3,0 43,8

Хулинь городской уезд Хулинь 9,3 281,1

12 Турий Рог Ханкайский район ПК 2,7 22,6

Мишань городской уезд Мишань 7,7 427,0

13 Пограничный Пограничный район ПК 3,7 22,6

Суйфэньхэ городской субокруг Суйфэньхэ 0,4 70,7

14 Полтавка Октябрьский район ПК 1,7 28,0

Дуннин городской уезд Дуннин 7,1 230,0

15 Краскино Хасанский район ПК 4,1 32,1

Хуньчунь городской уезд Хуньчунь 4,9 228,3

ВСЕГО РФ 76,6 1128,5

КНР 134,5 2472,2

РКТ 211,1 3600,7

Сост. по: 1) данные Сибирского и Дальневосточного таможенных управлений Федеральной таможенной службы России; 2) официальные сайты администраций упомянутых административных единиц.

Видно, что на микроуровне, в разрезе непосредственно примыкающих к местам осуществления приграничных связей районов и уездов, РКТ за нимает площадь в 211,1 тыс км2 и население 3,6 млн чел. Китайская часть в два раза больше и населённее, чем российская. Степень концентрации населения вокруг пропускных пунктов с обеих сторон границы пример но одинаковая — это 57% населения всех приграничных районов в России и 64% населения всех приграничных уездов в КНР.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПОПЫТКИ СНИЖЕНИЯ ПЕРИФЕРИЙНОСТИ

Правительства обеих стран не первое десятилетие прикладывают уси лия по снижению периферийности территорий, примыкающих к рос сийско китайской границе. При этом в разное время и для разных целей в качестве уровня преобразований Москва и Пекин выбирали различные административно - территориальные единицы. Первые шаги по развитию экономики приграничных с Россией территорий КНР были локализованы на микроуровне РКТ и предпринимались в рамках программ по развитию всего приграничного пояса страны. В 1992 г. 14 китайским приграничным городам был присвоен статус открытых, по аналогии с открытыми в 1984 г. приморскими городами. В их число вошли и расположенные на границе с РФ Хуньчунь, Суйфэньхэ, Хэйхэ и Маньчжоули.

Постепенно микроуровень дополнился также мерами на мезоуровне. Например, в 2013 г. Государственный комитет по реформе и развитию (ГКРР) опубликовал «План развития приграничных районов провинции Хэйлунцзян и северо - восточной части Внутренней Монголии» с периодом действия до 2020 г. и с горизонтом планирования до 2025 г. [27]. Терри -ториальный охват этого документа включает провинцию Хэйлунцзян и го -родской округ Хулун - Буир АРВМ общей площадью 707 тыс. км2. Россия на 40 страницах документа упоминается 43 раза, что характеризует важ ность внешних связей для региона. Для углубления сотрудничества ки тайская сторона предлагает рассмотреть вопрос о создании консульских структур в Харбине и Маньчжоули, а также наладить прямое общение меж ду граничащими муниципалитетами двух стран путём открытия офици альных представительств. Такие представительства уже действуют в ря де дальневосточных городов. Например, в Биробиджане в 2004 г. открыты представительства городов Ичунь и Цзямусы, а в 2013 г. города Хэган [17]. Среди целевых показателей этой программы к 2020 г., помимо индикато -ров общего социально - экономического развития (среднедушевой ВВП 84 500 юаней в год (13,6 тыс. амер. долл. по курсу 2013 г.), присутствуют показатели, отражающие интенсивность и эффективность взаимоотноше ний с Россией: объём торговли должен составить 70 млрд долл., а ежегод -ный рост инвестиций в РФ ожидается на уровне 20%.

В пространственном отношении выделяется два пояса развития: глав ный непосредственно вдоль границы с РФ и вспомогательный — от Мань -чжоули до Суйфэньхэ. Первый включает в себя четыре территориальные группировки, или «полюса» приграничного сотрудничества (см. табл. 5).

Таблица 5

Четыре китайских региона приграничного сотрудничества с РФ

Регион Муданьцзян — Суйфэньхэ Саньцзянский (Сунгарийский) Хинганский Хулун-Буир — Маньчжоули

Входящие в состав единицы АТД городской округ Цзиси; уезды Суйфэньхэ, Му-лин, Дуннин и центральная часть городского округа Муданьцзян городской округ Хэган; уезды Фуюань, Хуачуань, Фуц-зинь, Тунцзян и центральная часть городского округа Цзямусы; уезд Жаохэ городского округа Шуанъяшань округ Большой Хинган; центральная часть и уезд Цзяин городского округа Ичунь; центральная часть (Айгунь) и уезды Бэйань, Удаляньчи, Сюнькэ и Суньу городского уезда Хэйхэ приграничная часть городского округа Хулун-Буир: город Маньчжоули, уезд Аргунь, хошуны Шинэ-Барга-Цзоци, Чэнь-Бар-га-Ци и Шинэ-Барга-Юци

Население, тыс. чел. 3407 2475 1908 387

Площадь, км2 39,3 45,5 142,9 97,5

Конкурентные преимущества и факторы роста Близость к экономическому центру и крупнейшему порту ДВ г. Владивостоку, высокая плотность ПП, высокий транзитный и обрабатывающий потенциал, наработанные гуманитарные связи Близость к г. Хабаровску и богатым лесным и минеральным ресурсам, развитое с/х, транспортная инфраструктура, высокая плотность ПП Близость к г. Благовещенску и его научно-образовательным ресурсам, богатство лесом и минеральным сырьём, туристические возможности, наработанные гуманитарные связи, базовая инфраструктура международного энергетического сотрудничества Близость к г. Чите и богатым природным ресурсам, большая мощность ПП, богатые природные и энергоресурсы, наработанные гуманитарные связи

Цели региональной политики Регион — логистический центр, торгово-инвести-ционная площадка, база экспортно-импортной обрабатывающей промышленности, популярное направление международного туризма Образцовый регион современного сельского хозяйства, база совместного использования зарубежных ресурсов, узел международной логистики Регион — внешне ориентированный промышленный кластер, распределительный центр экспортных товаров, рекреационная дестинация Регион — центр экспортно-импортной обрабатывающей промышленности, разработки и модернизации энергетических ресурсов, международного торгового сотрудничества, база трансграничного международного туризма

Сост. по: [28].

В развитие заложенных Планом идей в конце 2015 г. Госсовет одобрил разработанные ГКРР совместно с Министерством коммерции «Некоторые предложения о мерах по поддержке развития ключевых приграничных ре -гионов» [29], где были уточнены цели и задачи, а также обозначены и сис -тематизированы основные «точки приложения сил» вдоль всех границ КНР. Были выделены пять типов ключевых приграничных регионов: пять откры -тых пилотных районов, 72 пункта пропуска (11 железнодорожных и 61 ав -томобильный) национального уровня, 28 приграничных городов4, 17 зон приграничного экономического сотрудничества и одна зона трансгранич -ного экономического сотрудничества Хоргос. Некоторые, например Мань -чжоули, одновременно попадают в несколько категорий (см. табл. 6).

Таблица 6

Ключевые приграничные регионы КНР на границе с РФ

Открытые приграничные пилотные районы Железнодорожные КПП нацио -нального уровня Автомобильные КПП национального уровня Зоны приграничного экономического сотрудничества

Маньчжоули Маньчжоули, Суйфэньхэ, Хуньчунь Маньчжоули, Хэйшаньтоу, Шивэй, Хулинь, Мишань, Суйфэньхэ, Дуннин, Хуньчунь Маньчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ, Хуньчунь

Сост. по: [29].

Российская сторона на протяжении нескольких десятилетий принима ет меры по развитию Дальнего Востока и преодолению периферийности приграничных с Китаем территорий [11]. Уже упомянутая «Концепция раз -вития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, вхо -дящих в состав ДФО», стала первым документом федерального уровня, уточняющим цели, задачи, механизмы и основные направления государст венной политики в сфере развития приграничных территорий на опреде лённом участке государственной границы. Одной из целей названо форми -рование и развитие конкурентных преимуществ приграничных территорий ДФО перед приграничными территориями сопредельных стран [13, с. 3], то есть данный документ ориентирован скорее на соперничество, чем на кооперацию и достижение синергетического эффекта с приграничны ми территориями КНР и КНДР. Несмотря на приверженность конкурент ному подходу в выстраивании отношений смежных приграничных терри -торий, принятие данной Концепции само по себе является важным этапом в процессе развития документов стратегического планирования в России, поскольку в ней приграничные территории рассматриваются в качестве от дельного объекта государственной политики.

4 Включены как городские округа, так и городские уезды.

Одной из проблем российского приграничья государство видит неэф фективное использование приграничного положения и слабую интеграцию с международной экономической системой. Для развития кооперацион -ных связей с сопредельными территориями соседних государств планиру ется выявить точки роста, привлечь население и улучшить демографичес кую ситуацию в регионе.

В качестве приоритетных для увеличения трансграничных контактов в Концепции определены четыре крупные городские агломерации: Хаба ровск, Благовещенск, Уссурийск и Краснокаменск, а также четыре при граничных района Приморского края, вошедших в зону свободного пор та Владивосток (Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский). Для создания совместных туристско рекреационных зон наиболее пер спективны о. Большой Уссурийский, города Благовещенск, Краснокаменск и Забайкальск. Перечисленные объекты располагаются на территории муниципальных образований, либо входящих в микроуровень РКТ, либо со седних с ними, то есть имеют наименьшую дистанцию от пограничных пунктов пропуска.

Одним из инструментов преодоления приграничной периферийности на микроуровне РКТ является сотрудничество между смежными (близко расположенными) населёнными пунктами двух стран, так же известное, как сотрудничество в формате «городов близнецов». Ускоренный экономичес кий рост подобных трансграничных территориальных образований возмо жен за счёт суммирования их потенциалов, координации планов и механиз мов развития. На российско - китайской границе сложились относительно благоприятные условия для формирования подобных связей, наиболее зре лым примером за счёт уникального географического и административного положения на данном этапе является трансграничная городская агломера ция Благовещенск — Хэйхэ [18]. Примечательно, что ещё в 1999 г. обеи -ми сторонами был одобрен проект создания трёх торгово экономических комплексов: Пограничный — Суйфэньхэ, Благовещенск — Хэйхэ и Забай кальск — Маньчжоули, предусматривающих краткосрочные безвизовые по ездки граждан обеих стран [25]. Заморозка этого проекта обеими сторона -ми (безвизовый въезд возможен только для россиян и только в Хэйхэ, т.е. из шести направлений функционирует одно) стала одним из препятствий на пути формирования трансграничных связей подобного типа.

В документах стратегического планирования и межгосударственных соглашениях чаще всего речь идёт о «большом» или даже «расширенном» РКТ (с привлечением неприграничных регионов Забайкалья и Дальнего Востока России, например с Иркутской областью, Якутией и др.). Приме ром тому может служить принятая в 2009 г. «Программа сотрудничест -ва между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Севе ро - Востока КНР на 2009—2018 гг.». Её появление можно трактовать как попытку придать новый импульс развитию приграничного (шире — меж регионального) партнёрства через «координацию усилий по реализации стратегий регионального развития» двух стран [21]. По всей видимости,

предполагалось, что согласованные на высоком уровне приоритеты взаи модействия будет проще перевести в практическое русло, чем инициати вы снизу. Хотя период действия программы практически подошёл к концу, по большинству запланированных к реализации проектов сотрудничест -во не начиналось [20]. В настоящее время программа требует обновления с учётом изменившихся реалий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детальное рассмотрение демоурбанистических характеристик РКТ позволило сделать вывод, что в его структуре целесообразно выделять несколько уровней. Макроуровень РКТ состоит из приграничных регио -нов — субъектов РФ и провинций КНР, часть административной границы которых совпадает с российско китайской границей. Мезоуровень РКТ с российской стороны включает муниципальные образования, примыкаю щие к государственной границе, а с китайской стороны имеет два масшта ба рассмотрения — окружной и уездный. Микроуровень РКТ представляет собой административные единицы низового уровня (муниципальные об разования России и уезды КНР), находящиеся в непосредственной близо сти от пограничных пунктов пропуска.

Многоуровневый подход к РКТ позволяет получить более точную ха рактеристику демографических диспропорций сопредельных территорий России и Китая. Если на макроуровне численность населения китайского приграничья в 17 раз выше российского, на мезоуровне при учёте адми нистративных единиц окружного уровня разница снижается до 8,7 раза и до двух раз в случае рассмотрения уездного уровня. На микроуровне (районы, где расположены пункты пропуска) разница также составляет около двух раз, при этом степень концентрации населения в районах во круг пунктов пропуска очень близка (57—64%).

Сравнительный анализ плановых документов российской и китайской стороны показывает их совпадение на отраслевом уровне, что свидетель ствует о слабости механизма согласования и учёта интересов партнёра. На пространственном уровне схожий набор «точек роста» является зна ком достаточно зрелой территориальной схемы организации трансгранич ных связей, не прослеживается явных противоречий в целях региональной политики двух стран в этом регионе. Это создаёт потенциал для совмест -ного развития. На данном этапе необходимо более плотное пригранич ное сотрудничество не только на уровне стран и регионов, но и на уровне муниципальных образований, с учётом их полномочий по международ ному сотрудничеству и особенностей бюджетных систем сотрудничаю щих стран.

В России высокая приоритизация развития Дальнего Востока со сторо -ны федеральных властей даёт региону возможность в среднесрочной пер спективе переломить устоявшиеся тенденции и снизить периферийность.

В условиях внешнеэкономической нацеленности стратегий развития обе их приграничных территорий крайне важны консультации и выработка со гласованной политики, которая позволит избежать непродуктивной конку ренции за инвестиции и дублирования отраслевой структуры.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Арсентьева И.И. Приграничные регионы в системе национальной безопасности России (на примере Забайкальского края) // Известия Российского государствен -ного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 108. С. 191 — 198.

2. Бакланов П.Я., Романов М.Т. Геополитические факторы развития трансгранич -ных регионов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 60—71.

3. Бляхер Л.Е., Григоричев К.В. Вглядываясь в зеркала: смысловые трансформа -ции образа Китая в российском социуме // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2015. № 1 (76). С. 24—38.

4. Болотов Д.А., Межевич Н.М., Шураев В.В. Приграничное (международное) со трудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд во По литехнического ун - та, 2005. 118 с.

5. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 216 с.

6. Верхоланцева К.В. Опыт участия российских регионов в европейских трансгра ничных пространствах (на примере еврорегиона «Карелия») // Власть. 2009. № 3. С. 70—73.

7. Волынчук А.Б. Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 4. С. 49—55.

8. Ганзей С.С. Трансграничные геосистемы юга Дальнего Востока России и Северо Востока КНР. Владивосток: Дальнаука, 2004. 231 с.

9. Герасименко Т.И., Лапаева М.Г. Формирование трансграничных регионов как про странственно - временной результат трансграничного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 298—302.

10. Доронина П.Е. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации: особен -ности публично правового регулирования. Архангельск: Поморский университет, 2009. 160 с.

11. Киреев А.А. Пограничная политика России на Дальнем Востоке: динамика задач и результатов // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 3. С. 95—108.

12. Колосов В.А. Политическая география. Проблемы и методы. М., 1988. 190 с.

13. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Феде -рации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утвержде на распоряжением Правительства РФ от 28.10.2015. № 2193 - р. В редакции от 28.12.2016 г. (Распоряжение Правительства РФ № 2883 р). Опубликована на официальном сайте Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/20380/ (дата обращения: 03.09.2017).

14. Корнеевец В.С. Международные транснациональные и трансграничные регионы: признаки, особенности, иерархия // Вестник Российского государственного уни -верситета им. И. Канта. 2010. № 1. С. 27—34.

15. Ларин В.В. Российско - китайское трансграничье в контексте проектов евразий -ской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 12. С. 69-81. DOI: 10.20542/0131- 2227 - 2016 -60 -12 -69 -81.

16. Лесконцева К.В. Интерпретация понятия «трансграничный регион» через призму современной социологической методологии // Вестник Забайкальского государ -ственного университета. 2013. № 8. С. 60—70.

17. Международные соглашения Хабаровского края и Еврейской автономной об -ласти. Официальный сайт Представительства МИД России в Хабаровске // KHABAROVSK.MID.RU: официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: https://khabarovsk.mid.ru/mezdunarodnye - soglasenia (дата обращения: 09.09.2017).

18. Михайлова Е.В. Формирование терминологического аппарата в сфере изуче -ния трансграничных территориальных образований // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 7—16.

19. Основные показатели социально - экономического положения муниципальных об -разований. Показатель 38. Среднегодовая численность постоянного населения городского округа, муниципального района. Официальный сайт Забайкалрайста -та. Дата публикации 03.04.2017 // CHITA.GKS.RU: официальный сайт террито -риального органа Федеральной службы государственной статистики по Забай кальскому краю. URL: http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/ municipal_statistics/main_indicators/ (дата обращения: 09.09.2017).

20. О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Вос тока и Восточной Сибири РФ и Северо - Востока КНР (2009—2018 гг.) в 2014 г. // ASSOC.KHV.GOV.RU: официальный сайт Межрегиональной ассоциации эко -номического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье». URL: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign - economic - activities/russian - chinese -cooperation - program - monitoring/788 (дата обращения: 03.09.2017).

21. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо Востока Китайской Народной Респуб лики (2009—2018 гг.) от 23.09.2009 г. // 1SN.RU: информационное агентство «SakhaNews». URL: http://www.1sn.ru/35602.html (дата обращения: 09.09.2017).

22. Пешков И.О. Новое прошлое для новых горожан: следы российского присутствия в приграничных городах Китая // Вестник Томского государственного универси -тета. История. 2015. № 5. С. 113—119. DOI 10.17223/19988613/37/16.

23. Реестр административно - территориальных единиц и населённых пунктов Забайкаль -ского края по состоянию на 01.07.2017 года // МИНТЕР.ЗАБАЙКАЛЬСКИЙКРАЙ.РФ: официальный сайт Министерства территориального развития Забайкальского края. URL: http://минтер.забайкальскийкрай.рф/administrativno_territorialnoe_ ustroystvo_zabaykalskogo_kraya/reestry_administrativno_territorialnyh_edinic_i_ naselennyh_punktov_zabaykalskogo_kraya/2017_god.html (дата обращения: 09.09.2017).

24. Ромахина Ю.М. К вопросу о миграционных процессах в Дальневосточном феде -ральном округе // Власть. 2012. № 6. С. 17—20.

25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительст вом Китайской Народной Республики о распространении практики упрощённо го пропуска граждан Российской Федерации в торговые комплексы в гг. Хэйхэ и Суйфэньхэ, действующие по китайскую сторону российско китайской гра ницы, в форме обмена нотами от 2 июня 1999 года (Пекин, 2 июня 1999 г.) // KDMID.RU: официальный сайт Консульского департамента МИД РФ. URL: http:// www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/02061999_Agreement_Russia_ China.aspx (дата обращения: 09.09.2017).

26. Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» от 26.07.2017. № 179 - ФЗ. Опубликован на официальном сайте Президента РФ. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/42132 (дата обращения 03.09.2017).

27. Herzog L.A. Cross - national urban structure in the era of global cities: the US - Mexico transfrontier metropolis // Urban Studies. 1991. Vol. 28. No. 4. P. 519-533.

28. Postborder City: Cultural Spaces of Bajalta California / ed. by M. Dear, G. Leclerc. Routledge, 2013. 305 p.

29. предло -жения Госсовета КНР о мерах по поддержке развития ключевых приграничных регионов. Госсовет КНР. Документ № 72 (2015) от 24.12.2015 г. URL: http://www. gov.cn/zhengce/content/2016 -01/07/content_10561.htm.

30. План развития приграничных районов Хэйлунцзяна и северо - восточной части Внутренней Монголии. Государ -ственный комитет по реформе и развитию. № 1532 [2013] от 09.08.2013. При -ложение 1. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2013-09/23/content_2493029.htm.

REFERENCES

1. Arsent'eva I.I. Prigranichnye regiony v sisteme natsional'noy bezopasnosti Ros -sii (na primere Zabaykal'skogo kraya) [Border regions in the national security sys -tem of Russia (for example, the Trans - Baikal Territory)]. Izvestiya Rossiyskogo gos-udarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 108, pp. 191-198. (In Russ.)

2. Baklanov P.Ya., Romanov M.T. Geopoliticheskie faktory razvitiya transgranichnykh regionov [Geopolitical factors of development of transboundary regions]. Tamozhen -naya politika Rossii na Dal'nem Vostoke, 2010, no. 2, pp. 60—71. (In Russ.)

3. Blyakher L.E., Grigorichev K.V. Vglyadyvayas' v zerkala: smyslovye transformat -sii obraza Kitaya v rossiyskom sotsium [Looking at the mirrors: the semantic trans -formations of the image of China in the Russian society]. Zhurnal politicheskoy fi-losofii i sotsiologii politiki «Politiya. Analiz. Khronika. Prognoz», 2015, no. 1 (76), pp. 24—38. (In Russ.)

4. Bolotov D.A., Mezhevich N.M., Shuraev V.V. Prigranichnoe (mezhdunarodnoe) sotrudnichestvo v sisteme mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya [Cross - border (in -ternational) cooperation in the system of inter municipal cooperation]. Saint Peters burg, Izd - vo Politekhnicheskogo un - ta Publ., 2005, 118 p. (In Russ.)

5. Vardomskiy L.B. Rossiyskoe porubezh'e v usloviyakh globalizatsii [Russian border -lands in the context of globalization]. Moscow, Knizhnyy dom «LIBROKOM» Publ., 2009, 216 p. (In Russ.)

6. Verkholantseva K.V. Opyt uchastiya rossiyskikh regionov v evropeyskikh trans granichnykh prostranstvakh (na primere evroregiona «Kareliya») [The experience of participation of Russian regions in European transboundary spaces (on the example of the Euroregion Karelia)]. Vlast', 2009, no. 3, pp. 70—73. (In Russ.)

7. Volynchuk A.B. Transgranichnyy region: teoreticheskie osnovy geopoliticheskogo issledovaniya [Transboundary region: theoretical foundations of geopolitical re -search]. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibirii na Dal'nem Vostoke, 2009, no. 4, pp. 49—55. (In Russ.)

8. Ganzey S.S. Transgranichnye geosistemy yuga Dal'nego Vostoka Rossii i Seve-ro - Vostoka KNR [Transboundary geosystems of the south of the Far East of Russia and the northeast of China]. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2004, 231 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gerasimenko T.I., Lapaeva M.G. Formirovanie transgranichnykh regionov kak pros -transtvenno -vremennoy rezul'tat transgranichnogo vzaimodeystviya [Formation of transboundary regions as a spatio - temporal result of transboundary interaction]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 298—302. (In Russ.)

10. Doronina P.E. Prigranichnoe sotrudnichestvo v Rossiyskoy Federatsii: osobennosti publichno-pravovogo regulirovaniya [Cross - border cooperation in the Russian Fed -eration: features of public law regulation]. Arkhangel'sk, Pomorskiy universitet Publ., 2009, 160 p. (In Russ.)

11. Kireev A.A. Pogranichnaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke: dinamika zadach i rezul'tatov [Russia's Border Policy in the Far East: Dynamics of Problems and Re -sults]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2017, no. 3, pp. 95—108. (In Russ.)

12. Kolosov V.A. Politicheskaya geografiya. Problemy i metody [Political geography. Problems and methods]. Moscow, 1988, 190 p. (In Russ.)

13. Kontseptsiya razvitiya prigranichnykh territoriy sub'ektov Rossiyskoy Federatsii, vkhodyashchikh v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga [The strategy of development of the border territories of the constituent entities of the Russian Fede ration that are part of the Far Eastern Federal District]. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 28.10.2015. № 2193 - r. V redaktsii ot 28.12.2016 g. (Rasporyazhe -nie Pravitel'stva RF № 2883- r). Available at: http://government.ru/docs/20380/ (ac -cessed 03.09.2017). (In Russ.)

14. Korneevets V.S. Mezhdunarodnye transnatsional'nye i transgranichnye regiony: priznaki, osobennosti, ierarkhiya [International transnational and transboundary re -gions: signs, features, hierarchy]. VestnikRossiyskogogosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta, 2010, no. 1, pp. 27—34.

15. Larin V.V. Rossiysko - kitayskoe transgranich'e v kontekste proektov evraziyskoy inte -gratsii [Russian - Chinese cross - border in the context of projects of Eurasian integra -tion]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, no. 12, pp. 69—81. DOI: 10.20542/0131- 2227 - 2016 -60-12 -69 -81. (In Russ.)

16. Leskontseva K.V. Interpretatsiya ponyatiya «transgranichnyy region» cherez prizmu sovremennoy sotsiologicheskoy metodologii [Interpretation of the concept of "trans -boundary region" through the prism of modern sociological methodology]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 8, pp. 60—70. (In Russ.)

17. Mezhdunarodnye soglasheniya Khabarovskogo kraya i Evreyskoy avtonomnoy oblasti [International agreements of the Khabarovsk Territory and the Jewish Auto -nomous Region]. Available at: https://khabarovsk.mid.ru/mezdunarodnye - soglasenia (accessed 09.09.2017). (In Russ.)

18. Mikhaylova E.V. Formirovanie terminologicheskogo apparata v sfere izucheniya trans -granichnykh territorial'nykh obrazovaniy [Formation of the terminological appara tus in the field of study of transboundary territorial entities]. Vestnik Astrakhansk-ogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, Seriya "Ekonomika", 2015, no. 2, pp. 7—16. (In Russ.)

19. Osnovnye pokazateli sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya munitsipal'nykh ob-razovaniy [The main indicators of the socio - economic status of municipalities]. Po -kazatel' 38. Srednegodovaya chislennost' postoyannogo naseleniya gorodskogo ok ruga, munitsipal'nogo rayona. 03.04.2017. Available at: http://chita.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/municipal_statistics/main_indicators/ (accessed 09.09.2017). (In Russ.)

20. O khode realizatsii Programmy sotrudnichestva mezhdu regionami Dal'nego Vostoka i Vostochnoy Sibiri RF i Severo - Vostoka KNR (2009-2018 gody) v 2014 g. [On the implementation of the Program of Cooperation between the Far East and Eastern

Siberia regions of the Russian Federation and the Northeast of the PRC (2009—2018) in 2014]. Avaliable at: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign - economic - activities/ russian - chinese - cooperation - program - monitoring/788 (accessed 03.09.2017). (In Russ.)

21. Programma sotrudnichestva mezhdu regionami Dal'nego Vostoka i Vostoch-noy Sibiri Rossiyskoy Federatsii i Severo - Vostoka Kitayskoy Narodnoy Respubliki (2009—2018 gg.) ot 23.09.2009 g. [Program of cooperation between the regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and the Northeast of the People's Republic of China (2009—2018)]. Avaliable at: http://www.1sn.ru/35602. html (accessed 09.09.2017). (In Russ.)

22. Peshkov I.O. Novoe proshloe dlya novykh gorozhan: sledy rossiyskogo prisutstviya v prigranichnykh gorodakh Kitaya [A new past for new citizens: traces of Russian presence in the border cities of China]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. lstoriya, 2015, no. 5, pp. 113—119. DOI 10.17223/19988613/37/16 (In Russ.)

23. Reestr administrativno-territorial'nykh edinitsinaselennykhpunktovZabaykal'skogo kraya po sostoyaniyu na 01.07.2017 g. [Register of administrative - territori -al units and settlements of the Trans - Baikal Territory as of 01.07.2017]. Available at: http://minter.zabaykarskiykray.rf/administrativno_territorialnoe_ustroystvo_ zabaykalskogo_kraya/reestry_administrativno_territorialnyh_edinic_i_naselennyh_ punktov_zabaykalskogo_kraya/2017_god.html (accessed 09.09.2017). (In Russ.)

24. Romakhina Yu. M. K voprosu o migratsionnykh protsessakh v Dal'nevostochnom federal'nom okruge [On the issue of migration processes in the Far Eastern Federal District].Vlast', 2012, no. 6, pp. 17—20. (In Russ.)

25. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Kitayskoy Narodnoy Respubliki o rasprostraneniipraktiki uproshchennogo propuska grazhdan Rossiyskoy Federatsii v torgovye kompleksy vgg. Kheykhe i Suyfen'khe, deystvuyu-shchie po kitayskuyu storonu rossiysko - kitayskoy granitsy, v forme obmena notami ot 2 iyunya 1999 goda (Pekin, 2 iyunya 1999 g.) [Agreement between the Govern -ment of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on the extension of the practice of the simplified admission of citizens of the Russian Federation to shopping centers in the city. Heihe and Suifenhe, operating on the Chinese side of the Russian - Chinese border]. Available at: http://www.kdmid. ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/02061999_Agreement_Russia_China.aspx (ac -cessed 09.09.2017) (In Russ.)

26. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh prigranichnogo sotrudnichestva» ot 26.07.2017 № 179-FZ. [The federal law "On the basics of cross - border cooperation"]. Published on official web - site of the President of Russiain Federation. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/ 42132 (In Russ.)

27. Herzog L.A. Cross - national urban structure in the era of global cities: the US - Mexico transfrontier metropolis //Urban Studies. 1991. Vol. 28, no 4, pp. 519—533. (In Eng.)

28. Postborder City: Cultural Spaces of Bajalta California / ed. by M. Dear, G. Leclerc. Routledge, 2013, 305 p. (In Eng.)

29. [Opinions of the State Council on several measures to support development and opening up of the key bor -der areas]. State Council. Guo Fa 72 (2015). 24.12.2015. URL: http://www.gov.cn/ zhengce/content/2016 -01/07/content_10561.htm (In Chin.)

30. M^ffWft^^ktßÄKiüÄ^ÄM [Plan for development and open -ing up of border regions of Heilongjiang province and North eastern part of In ner Mongolia]. National Development and Reform Commission. Fa Gai Di Qu 1532 [2013]. 09.08.2013. Appendix 1. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2013-09/23/ content_2493029.htm (In Chin.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.