Научная статья на тему 'Аналитическое исследование создания трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем'

Аналитическое исследование создания трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
309
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЗОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВ / RUSSIA / CHINA / TRANS-BORDER AREAS OF ECONOMIC COOPERATION / 俄罗斯 / 中国 / 跨境经济合作区

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цзоу Сютин

Для России и Китая создание трансграничных парков является перспективной возможностью. Обе страны имеют не только надежные политические отношения, долгосрочные экономические и торговые обмены, но также обладают твердой поддержкой внутри страны и превосходные базовые условия. Исходя из особенностей и преимуществ открытия приграничных территорий двух стран, а также на основе развития приграничных торговых зон и зон приграничного экономического сотрудничества, российско-китайская зона приграничного экономического сотрудничества будет осуществлять особый таможенный надзор с созданием благоприятных политических условий для промышленного сотрудничества и реализации двустороннего заполнения приграничных районов посредством стыковки приграничных районов, а также для ускорения развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical Research of Creating Trans-border Zones of Economic Cooperation Between Russia and China

For Russia and China, creating trans-border parks is a lucrative opportunity. The both countries have not only safe political relations, long-term economic and trade exchanges, but they also possess steady support inside their countries and splendid basic conditions. In view of the features and advantages of opening trans-border territories of the two countries, as well as on the basis of developing trans-border trade zones and zones of trans-border economic cooperation, the Russo-Chinese zone of the trans-border economic cooperation will perform specific customs surveillance with creating favorable terms for industrial cooperation and implementation of bilateral filling-up of the trans-border areas by means of matching of the trans-border areas as well as for increasing the development of the region.

Текст научной работы на тему «Аналитическое исследование создания трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем»



УДК 339.9(470+510)

Э01: 10.17150/2587-7445.2019.3(4).17-27

Аналитическое исследование создания трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем

Аннотация. Для России и Китая создание трансграничных парков является перспективной возможностью. Обе страны имеют не только надежные политические отношения, долгосрочные экономические и торговые обмены, но также обладают твердой поддержкой внутри страны и превосходные базовые условия. Исходя из особенностей и преимуществ открытия приграничных территорий двух стран, а также на основе развития приграничных торговых зон и зон приграничного экономического сотрудничества, российско-китайская зона приграничного экономического сотрудничества будет осуществлять особый таможенный надзор с созданием благоприятных политических условий для промышленного сотрудничества и реализации двустороннего заполнения приграничных районов посредством стыковки приграничных районов, а также для ускорения развития региона.

Ключевые слова. Россия, Китай, трансграничные зоны экономического сотрудничества.

Цзоу Сютин

Институт по изучению России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян,

г. Харбин, КНР

Дата поступления: 05.09.2019

Дата принятия к печати: 11.12.2019

Дата онлайн-размещения: 28.12.2019

!7D

№01^2019^12^110

2019^12^280

mm о

© Цзоу Сютин, 2019

17

Analytical Research of Creating Trans-border Zones of Economic Cooperation Between Russia and China

Tszoy Syutin

Institute of Studies of Russia, Academy of Social Sciences, Heyluntsyan Province, Harbin, PRC

Received: September 5 2019 Аccepted: December 11 2019 Available online: December 28 2019

Abstract. For Russia and China, creating trans-border parks is a lucrative opportunity. The both countries have not only safe political relations, long-term economic and trade exchanges, but they also possess steady support inside their countries and splendid basic conditions. In view of the features and advantages of opening trans-border territories of the two countries, as well as on the basis of developing trans-border trade zones and zones of trans-border economic cooperation, the Russo-Chinese zone of the trans-border economic cooperation will perform specific customs surveillance with creating favorable terms for industrial cooperation and implementation of bilateral filling-up of the trans-border areas by means of matching of the trans-border areas as well as for increasing the development of the region.

Key words. Russia, China, trans-border areas of economic cooperation.

Трансграничные зоны экономического сотрудничества подразумевают (в соответствии с характеристиками и преимуществами открытия приграничных территорий между двумя странами) определение границ конкретных территорий, в рамках которых данной территории предоставляется особая налогово-бюджетная, инвестиционная, торговая и поддерживающая промышленность политика, привлекая сюда такие факторы производства, как человеческий поток, логистика, поток капитала, технологический поток, поток информации и так далее. Исходя из особенностей и преимуществ открытия приграничных территорий двух стран, а также на основе развития приграничных торговых зон и зон приграничного экономического сотрудничества, российско-китайская зона приграничного экономического сотрудничества будет объединять особый таможенный надзор с созданием благоприятных политических условий для промышленного сотрудничества и реализации двустороннего заполнения приграничных районов посредством стыковки приграничных районов, для ускорения раз-

вития региона, способствуя развитию близлежащих территорий посредством эффекта влияния.

При строительстве трансграничных парков следует учитывать следующие принципы. Во-первых, страны с трансграничным взаимодействием имеют хорошие политические отношения и сильное стремление к трансграничному региональному сотрудничеству. Во-вторых, территория расположена недалеко от портов и имеет давнюю историю трансграничных обменов. Учитывая долгую историю трансграничных обменов, лучше всего проводить такие трансграничные виды экономической деятельности, как приграничная торговля и приграничное экономическое и технологическое сотрудничество. В-третьих, порт относительно развит, что может оказать экономическую поддержку развитию парка.

Для России и Китая возможно и желательно создать трансграничные парки. Они имеют не только хорошие политические условия, долгосрочные экономические и торговые обмены, но и твердую поддержку внутри стран.

I. Строительство приграничной зоны экономического сотрудничества между Россией и Китаем имеет прочную политическую основу

В 1990-х гг. Россия и Китай пережили процесс перехода от добрососедства и дружбы к конструктивному партнерству, а затем и к стратегическому партнерству. После вступления в новый век В.В. Путин занял пост президента России, и отношения между Россией и Китаем еще более углубились. В июле 2001 г. главы государств подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». Прочная политическая основа России и Китая проявляется в следующих важных моментах:

1. Плавное решение пограничных вопросов между двумя странами

Пограничный вопрос является наилучшим показателем отношений между государствами. В 2008 г. Россия и Китай мирным путем урегулировали территориальные споры, которые преследовали их на протяжении многих лет, разграничили границу более чем в 4 300 км и принципиально устранили самую большую скрытую опасность для стабильного развития двусторонних отношений.

2. Создание механизма регулярных встреч между двумя странами на всех уровнях

В настоящее время Россия и Китай запланировали ежегодные регулярные встречи на различных уровнях, таких как между главами государств, премьер-министрами, спикерами парламентов и министрами иностранных дел. В 1996 г. Россия и Китай достигли консенсуса по принципу регулярных встреч. В том же году была создана система регулярных встреч премьер-министров России и Китая, созданы подкомитеты по экономике, торговле, энергетике и транспорту. После создания механизма регулярных встреч премьер-министры России и Китая проводят ежегодные встречи. Впоследствии обе страны также создали механизмы сотрудничества на высоком уровне, такие как механизм встреч парламентских лидеров и консультации по во-

просам стратегической безопасности. Количество подкомитетов и рабочих групп, созданных в рамках механизма регулярных встреч премьер-министров, увеличивается, охватывая практически все сферы российско-китайского сотрудничества. Это механизм консультаций с высочайшими техническими характеристиками, наиболее полной организационной структурой и самым широким кругом областей в зарубежном сотрудничестве Китая [1]. К концу 2018 г. премьер-министры России и Китая провели 23 регулярных встречи.

3. Сотрудничество между двумя странами в сфере безопасности

Китай на протяжении многих лет сохраняет статус России как крупнейшего импортера оружия и обсуждает с ней ряд совместных проектов по разработке вооружений. Обе стороны также провели серию мероприятий сотрудничества, таких как консультации на высоком уровне, в том числе более 20 совместных военных учений, проведенных в последнее десятилетие в рамках двустороннего сотрудничества и в рамках Шанхайской организации сотрудничества на предмет борьбы с терроризмом. За последние 20 лет тысячи китайских солдат были направлены в Россию для обучения. Российские офицеры среднего и высшего звена также приезжали в Военный университет Министерства обороны Китая для аналогичной краткосрочной подготовки.

В настоящее время Россия и Китай установили более 140 пар отношений дружественных городов, провинций и регионов, а также десятки пар отношений между провинциями и регионами в сфере экономики и торговли. Отношения между Россией и Китаем стали образцом межгосударственных отношений в мире, играющих важную роль в поддержании международного мира, безопасности и стабильности. Отношения между двумя странами вступили во всеобъемлющий, быстрый и углубленный путь развития. В июне 2019 г. на саммите G20 в Осаке президент Путин и председатель Си Цзиньпин перевели российско-китайские отношения во «всеобъемлющее стратегическое партнерство сотрудничества России и Китая в новую эпоху».

II. Российско-китайская трансграничная зона экономического сотрудничества имеет долгосрочную основу для торгово-экономического сотрудничества

С конца XX века на протяжении более 20 лет торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем непрерывно расширяется, и объем торговли и инвестиций между двумя странами существенно возрос. С тех пор, как Китай стал крупнейшим торговым партнером России в 2010 г., он остаетсял крупнейшим торговым партнером России в течение всех последующих лет. Стороны планируют сотрудничество в области атомной энергетики, совместного авиастроения, высокоскоростного железнодорожного транспорта, строительства инфраструктуры и в других областях, а также начали сотрудничество на новых многосторонних финансовых платформах, таких как Азиатский инвестиционный банк, Новый банк развития, а также в создании фонда для непредвиденных расходов группы государств БРИКС.

Российско-китайская торговля имеет давнюю историю. В 1990-е гг. объемы импорта и экспорта России и Китая были относительно небольшими и колебались в пределах десяти млрд долл. (См. Таблицу 1) С 2000 г. торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем достигло значительных успехов и в целом сохраняет положительную динамику. Мы можем условно разделить его на три этапа:

1. 2000—2008 гг. В течение этого периода общий объем импорта и экспорта России и Китая неуклонно рос с 8 млрд долл. до 56,91 млрд долл., при этом среднегодовые темпы роста составили 27,8 %. Среди них общий объем экспорта Китая в Россию увеличился с 2,23 млрд долл. до 33,08 млрд долл. со среднегодовым темпом роста 40,1 %. Между тем общий объем импорта Китая из России также вырос с 5,77 млрд долл. до 23,83 млрд долл. Среднегодовой темп роста в 100 млн долл. составляет 19,4 % (Таблица 1).

Таблица 1

Статистика импорта и экспорта России и Китая с 1992 по 2008 г. (ед. изм. 100 млн долл.)

Год Объем импорта и экспорта Объем экспорта Китая Объем импорта Китая

1992 58,6 23,4 35,2

1993 76,7 26,9 49,8

1994 50,75 15,80 34,95

1995 54,63 16,64 37,99

1996 68,44 16,92 51,52

1997 61,24 20,38 40,86

1998 54,81 18,40 36,41

1999 57,20 14,97 42,23

2000 80,03 22,33 57,70

2001 106,69 27,10 79,59

2002 119,27 35,21 84,07

2003 157,58 60,30 97,28

2004 212,26 90,98 121,27

2005 291,01 132,11 158,90

2006 333,87 158,32 175,54

2007 481,55 284,66 196,89

2008 569,09 330,76 238,33

Источник: по данным «Статистического ежегодника Китая» за прошедшие годы

Таблица 2

Статистика импорта и экспорта России и Китая с 2009 по 2018 г. (ед. изм. 100 млн долл.)

Год Импорт и экспорт Импорт Китая Экспорт Китая

Стоимость импорта и экспорта По сравнению с аналогичным периодом (%) Стоимость импорта По сравнению с аналогичным периодом (%) Стоимость экспорта По сравнению с аналогичным периодом (%)

2009 387,49 - 30,6 175,21 - 47,0 212,33 - 10,9

2010 554,50 43,1 296,10 69,0 258,40 21,7

2011 792,50 42,7 389,00 31,4 403,50 55,6

2012 881,60 11,2 427,50 9,9 457,80 13,4

2013 892,10 1,1 495,90 12,6 396,2 - 10,1

2014 952,80 6,8 536,80 8,2 416,10 4,9

2015 680,70 - 28,6 348,00 - 35,2 332,60 - 20,0

2016 695,30 2,2 373,00 7,3 322,30 - 3,1

2017 840,70 20,8 428,80 14,8 412,00 27,7

2018 1 070,00 27,1 479,70 12,0 590,80 42,7

Источник: Центр хранения и обработки данных торговли Министерства коммерции Китая, Главное таможенное управление Китая

2. 2009—2014 гг. В этот период под влиянием международного финансового кризиса российско-китайский товарооборот в 2009 г. значительно сократился по сравнению с предыдущим годом. Однако с постепенным восстановлением международного рынка условия торговли между Россией и Китаем улучшились, а импорт и экспорт продолжают неуклонно расти. В 2009 г. общий объем импорта и экспорта России и Китая составил 38,75 млрд долл. В 2014 г. этот показатель вырос до 95,28 млрд долл., при этом среднегодовой темп роста составил около 20 %. Кроме того, ежегодные темпы роста общего экспорта и импорта между Китаем и Россией достигли 25 % и 14 % соответственно (Таблица 2).

3. 2015 г. — настоящее время. В этот период из-за экономических санкций, введенных западными странами в отношении России, в сочетании с давлением резкого падения мировых цен на нефть и девальвацией рубля, российско-китайская торговля получила сильный удар. Из данных за 2015 г. мы видим, что общий объем импорта и экспорта значительно сократился по сравнению с предыдущим годом. Но в 2016 г. эти показатели значительно

улучшились (Таблица 2). В 2018 г. объем двусторонней торговли между Россией и Китаем увеличился на 27,1 %, достигнув рекордного уровня в 107 млрд долл., и это первый раз, когда он превысил порог в 100 млрд долл.

Россия планирует увеличить двустороннюю торговлю между Россией и Китаем до 200 млрд долл. к 2024 г. Между тем, достигнут значительный прогресс в сотрудничестве по крупным стратегическим проектам в области энергетики, атомной энергетики, авиации, аэрокосмической промышленности и инфраструктуры. Обе стороны также активно продвигают сотрудничество в новых областях, таких как цифровая экономика и развитие Арктики. Что касается межрегионального сотрудничества, обе стороны, воспользовавшись возможностью проведения годов регионального сотрудничества России и Китая, для активного расширения стыковки сотрудничества использовали ключевые выставочные площадки, такие как Российско-Китайское ЭКСПО и Российский восточный экономический форум, добившись хороших результатов.

В 2017 г. товарооборот Китая с Россией в Дальневосточном федеральном округе пре-

высил 7,7 млрд долл. Китай участвовал в более чем 30 проектах территорий опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока России и в свободном порту «Владивосток», с запланированными инвестициями, превышающими 4,0 млрд долл. Китай для российско-китайского регионального сотрудничества и развития создал на первоначальном этапе инвестиционный фонд в 10,0 млрд юаней с последующим общим объемом в 100,0 млрд юаней [2]. Китай готов работать с Россией, чтобы поддержать работу фонда, способствовать реализации крупных проектов и сделать его важной платформой для российско-китайского регионального сотрудничества.

III. Строительство приграничной зоны экономического сотрудничества между Россией и Китаем имеет сильную внутреннюю поддержку

Между Россией и Китаем существует более 20 пограничных портов, большая их часть находится в провинции Хэйлунцзян, которая является «пилотной зоной» и «экспериментальной зоной» по сотрудничеству Китая с Россией, имеет границу с Россией протяженностью 2981 км, где расположены 15 пограничных с Россией портов. Приграничный район стал важной точкой роста экономического развития в провинции Хэйлунцзян. В провинции Хэйлунцзян насчитывается 18 приграничных округов и городов, что составляет 9,38 % от общей численности населения. В связи с развитием и открытием прилегающих к России приграничных районов быстро развиваются смежные отрасли в приграничных районах, постепенно улучшаются общие функции городов и поселков, и уровень жизни людей постоянно повышается. Приграничные районы стали наиболее динамичными в экономическом развитии всей провинции. В 2017 г. общая стоимость импорта и экспорта 18 приграничных городов и округов достигла 23,34 млрд юаней, что составляет 30,9 % от общего объема импорта и экспорта провинции1 в Россию. Экономика портов относительно развита и может

1 Провинция Хэйлунцзян приложила все усилия для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией: интернет издание Hong Kong commercial news. URL: http://hkcd.com/content_p/2018 -03/09/content_ 55563.html.

оказать экономическую поддержку развитию трансграничных зон экономического сотрудничества. Возьмем порты Суйфэньхэ и Хэйхэ в качестве примеров:

1. Порт Суйфэньхэ

Результаты всестороннего мониторинга экономического и социального развития округа в провинции Хэйлунцзян в 2017 г. показывают, что по численности город Суйфэньхэ занимает первое место в провинции (приграничный открытый тип). В 2017 г. валовой внутренний продукт (ВВП) Суйфэньхэ достиг 14,87 млрд юаней, увеличившись на 7,5 % по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. Среди них первичный сектор экономики вырос на 7,3 %, вторичный сектор экономики на 10,5 % и третичный сектор экономики на 7,1 %. Структура трехсекторной модели экономики составила 1,0:11,0:88,0. Вклады первичного, вторичного и третичного секторов экономики в рост ВВП составляют 0,8 %, 15,5 % и 83,7 % соответственно. ВВП на душу населения всего города достиг 211,1 тыс. юаней (по данным зарегистрированного населения), увеличившись на 8,6 % по сравнению с предыдущим годом2.

В Суйфэньхэ планируется построить полную логистическую систему, включающую внутренние порты, зарубежные перевалочные порты и порты логистической информации. В настоящее время уже завершено планирование функциональных портовых зон, таких как Комплексный логистический индустриальный парк в западной части комплексной таможенной зоны Суйфэньхэ, строительство системы сбора и распределения портов будет продвигаться в качестве основного приоритета.

С наступлением эры высокоскоростных железных дорог и аэропортов Суйфэньхэ активно интегрируется в 1-часовой экономический круг Суйфэньхэ — Муданьцзян, 2-часовой экономический круг Харбин — Суйфэньхэ, 1-часовой трансграничный экономический круг Суйфэньхэ — Владивосток, 2-часовой экономический круг Суйфэньхэ — Корея —

2 Статистический бюллетень по национальному эко-

номическому и социальному развитию города Суйфэньхэ в 2017 г. URL: http://tjj.suifenhe.gov.cn/contents/10/ 577.html.

Японии, чтобы отразить важное положение Суйфэньхэ в Северо-Восточной Азии. В комплектации слабых мест функций портов Суйфэньхэ добился положительных результатов. Расширение и преобразование автомобильных и железнодорожных портов будет завершено в ближайшее время, что увеличит пропускную способность порта Суйфэньхэ с 13,0 до 38,5 млн т [3].

2. Порт Хэйхэ

В 2017 г. ВВП Хэйхэ достиг 5,42 млрд юаней, увеличившись на 6,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди них первичный сектор экономики вырос на 7,9 %, вторичный сектор экономики вырос на 1,1 % и третичный сектор экономики вырос на 6,8 %. Инвестиции в основной капитал составили 29 млрд юаней, увеличившись на 5,3 % в годовом исчислении, а общий объем розничных продаж потребительских товаров увеличился на 9,3 % в годовом исчислении3.

Хэйхэ ускорил открытие основного канала сотрудничества с Россией и способствовал объединению и функциональной совместимости таких объектов, как реконструкция железной дороги Бэйань - Хэйхэ, строительство железнодорожных каналов вдоль границы, большой автодорожный мост через реку Амур (Хэйлунцзян), трансграничная канатно-подвес-ная дорога через реку, «восточный» маршрут газопровода «Сила Сибири» и международный аэропорт Хэйхэ. Строительство автодорожного моста через реку Амур (Хэйлунцзян) началось в декабре 2016 г. и, как ожидается, будет завершено и открыто для движения в декабре 2019 г. В проекте трансграничной канат-но-подвесной дороги через реку китайская сторона уже выполнила стартовые условия. Российская сторона завершила геологическое изучение выбранной площадки проекта, установку несущих башен канатной дороги, здания станции и большого зала совместной проверки. В проекте «восточного» маршрута газопровода «Сила Сибири» выполнены два сквозных туннеля и сварка труб. Длина про-

3 Статистический бюллетень по национальному экономическому и социальному развитию Хэйхэ — 2017 / Статистическое управление города Хэйхэ. 2018. 17 мая. URL: http://heihe.gov.cn/._

кладываемого газопровода в городе Хэйхэ составляет 200 км. Строительство международного аэропорта Хэйхэ осуществляется при поддержке Государственной канцелярии пунктов пропуска.

IV. Россия и Китай имеют превосходные базовые условия для создания трансграничных зон экономического сотрудничества 1. Преимущество местоположения Строительство трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем имеет естественные географические преимущества, особенно на российском Дальнем Востоке. Провинция Хэйлунцзян, прилегающая к российскому Дальнему Востоку, всегда была в авангарде сотрудничества Китая с Россией. После распада Советского Союза в 1991 г. экономическое и торговое сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией быстро развивалось, особенно приграничное торговое сотрудничество, которое занимает абсолютное лидирующее положение в стране. К концу 2017 г. у провинции Хэйлунцзян в России было 674 инвестиционных проекта, а объем прямых нефинансовых инвестиций в Россию составил 2,979 млрд долл.4 Завершен и введен в эксплуатацию продвигаемый провинцией Хэйлунцзян в России крупномасштабный проект строительства в Амурской области цементного завода мощностью 600,0 тыс. т. Введено в эксплуатацию деревообрабатывающее отделение забайкальского лесопромышленного комплекса «Амазарский целлюлозно-бумажный комбинат». Первая очередь Тувинского проекта рудника по разработке полиметаллической руды компаний «Лунсин» запущена в эксплуатацию, и начался второй этап проектных работ. Запущен проект комплекса по переработке, хранению и транспортировке нефтепродуктов через границу Амур—Хэйхэ китайской компании Мэн Лань Син Хэ (Menglan Galaxy Energy Corporation). В 2018 г. общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию увеличилась на 64,7 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув 12,26 млрд юаней,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Провинция Хэйлунцзян приложила все усилия для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией: интернет издание Hong Kong commercial news. URL: http://hkcd.com/content_p/2018 -03/09/content_ 55563.html.

что составляет 69,8 % от общей стоимости импорта и экспорта провинции в Россию за тот же период и 17,3 % от общей стоимости импорта и экспорта Китая в Россию за тот же период [4].

2. Преимущества трансграничной транспортной инфраструктуры

В последние годы провинция Хэйлунцзян инвестировала значительные средства в инфраструктуру. В 2019 г. были сделаны крупные прорывы в строительстве коридоров, произошло соединение железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе села Нижнеленинское и г. Тунцзян провинции Хэйлунцзян, произошла стыковка автомобильного моста через реку Амур «Благовещенск — Хэйхэ». Провинция Хэйлунцзян открыла маршруты грузового контейнерного поезда «Китай — Россия», «Китай — Европа», а также сухопутно-морской путь по маршруту «Харбин — Суйфэньхэ — Владивосток». В 2017 г. их объем грузоперевозок составил 38 174 стандартных контейнера на сумму 1,455 млрд долл.5 В дополнение ко всему вышеперечисленному еще были открыты грузовые чартерные авиарейсы по маршруту «Харбин — Екатеринбург», «Харбин — Новосибирск», а также смешанный грузовой и пассажирский авиарейс по маршруту «Харбин — Екатеринбург». Количество рейсов из аэропорта Харбина в Россию увеличилось до 13. В 2017 г. объем грузовых чартерных рейсов из Харбина в Россию составил 2 912 т, увеличившись на 32,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года6. В то же время Россия также активно участвует в строительстве трансграничной инфраструктуры. В январе 2017 г. правительство РФ утвердило создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», предложив модернизировать пограничную инфраструктуру, такую как порты, КПП, автомобильные и железные дороги, и значительно упростить процедуры транзита товаров между Китаем и Россией.

5 Провинция Хэйлунцзян приложила все усилия для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества с Россией: интернет издание Hong Kong commercial news. URL: http://hkcd.com/content_p/2018 —03/09/content_ 55563.html.

6 Объем грузоперевозок из Харбина в Россию соста-

вил 2912 тонн в 2017 г. URL: http://news.carnoc.com/ list/431/431069.html._

V. Поддержка на уровне регионального сотрудничества строительства проекта «Российско-китайская трансграничная зона экономического сотрудничества»

В последние годы Россия еще более усилила свою стратегию «Поворот на Восток» и надеется активно интегрироваться в экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Создание территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток и Восточного экономического форума является важным символом. Для того чтобы лучше достичь стратегической цели «Поворота на Восток» и более эффективно решить долгосрочную проблему «отсталости» на российском Дальнем Востоке, для России стало приоритетом содействие торговому, инвестиционному и инфраструктурному сотрудничеству с Китаем в этом регионе. В то же время перед Китаем стоит задача оптимизации своей экономической структуры. В частности, восстановление и возрождение старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае должно мобилизовать ресурсы для всех аспектов его продвижения. Поэтому укрепление практического сотрудничества с Дальним Востоком России стало важным вариантом экономической трансформации и модернизации Китая. Сотрудничество между Дальним Востоком России и Северо-Восточным Китаем в области торговли, инвестиций, транспорта и людских ресурсов будет и далее углубляться и расширяться [5].

Сотрудничество между провинцией Хэйлунцзян и российским Дальним Востоком углубляется. Например, приграничный приморский регион России давно взаимодействует с китайскими предприятиями в сфере экономики, науки и техники, гуманитарных наук и т.д. Здесь работает более 200 китайских предприятий. Объем торговли между приграничным приморским регионом России и Китаем составляет более 50 % объема внешней торговли всей приграничной зоны, и эта цифра по-прежнему растет. В настоящее время в прибрежной приграничной зоне реализуется масштабный национальный проект — проект «Свободный порт Владивосток» и четыре проекта территорий опережающего социально-экономического развития, которые привлекают многие из финансируемых

в Китае предприятий, рассчитывающих на налоговые льготы. Министерство экономического развития и внешних связей российского правительства Амурской области заявило, что ищет инвесторов и планирует построить транспортно-логистический комплекс возле моста через реку Амур, соединяющего Благовещенск и город Хэйхэ.

В апреле 2018 г. во Владивостоке состоялся форум по росийско-китайской трансграничной зоне экономического сотрудничества, организованный совместно с народным правительством провинции Хэйлунцзян и Министерством развития Дальнего Востока России. Целью данного форума являлось информирование друг друга о текущем прогрессе в работе над проектом «Российско-китайская трансграничная экономическая зона», которая должна быть создана, об условиях, преимуществах и новых идеях, а также достижение консенсуса в создании «Российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества» с целью развития торговли и обмена между провинцией Хэйлунцзян и прилегающими территориями России.

VI. Политическая поддержка в создании «Российско-китайской трансграничной зоны экономического сотрудничества»

В декабре 2015 г. Государственный совет издал «Мнения Государственного совета по политике и мерам в поддержку развития и открытия ключевых приграничных районов», в которых отмечается, что сосредоточение внимания на развитии открытых пилотных зон, приграничных переходах государственного значения, приграничных городах, приграничных зонах экономического сотрудничества, трансграничных зонах экономического сотрудничества и других ключевых приграничных районах является для Китая важной платформой для углубления сотрудничества с соседними странами и регионами, а также важной поддержкой для экономического и социального развития приграничных районов7.

Россия всегда придавала большое значение развитию Дальнего Востока. В политике,

7 Мнения Государственного совета по политике и мерам поддержки развития и открытия ключевых приграничных территорий: веб-сайт Информ. бюро Гос. совета. 2016. 15 янв. URL: scio.gov.cn._

системе и механизмах предпринимаются постоянные усилия для оказания решительной поддержки развитию Дальнего Востока. В конце 2014 г. президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в котором планируется создание зон опережающего развития на Дальнем Востоке. В настоящее время на Дальнем Востоке создано 18 зон опережающего развития, которые расположены вдоль границы, вдоль примыкающих территорий и вдоль дорог между Китаем и Россией. В то же время впервые в истории развития российского Дальнего Востока порт Владивосток стал свободным портом. В настоящее время Дальний Восток России активно строит зоны опережающего развития и свободный порт Владивосток, поддерживает налоговые льготы и другие льготные политики, предоставляет необходимую инфраструктуру. В настоящее время Хэйлунцзян пользуется льготными политиками в 5 территориях опережающего развития из 18 российских зон экономического и торгового сотрудничества. 146 предприятий стали резидентами данных территорий, уплатив различные налоги и сборы в размере 300 млн долл. и создав более 5 000 рабочих мест8. В 2016 г. Государственный комитет по развитию и реформам КНР опубликовал «Программу создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия». «Программа» эффективно способствует стратегической стыковке между Китаем, Монголией и Россией в рамках «Одного пояса и одного пути», повысит уровень экономического сотрудничества и торговли трех стран и принесет пользу трем экономикам. В 2018 г. Министерство коммерции Китая и Министерство развития Дальнего Востока России подписали программный документ «План развития сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке (2018—2024 гг.)» для сотрудничества между двумя странами на Дальнем Востоке России.

8 Сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией вступило во всестороннюю эру, территориальное сотрудничество поднялось на новую ступень. URL: http://heihe.gov.cn/ info/1185/87781.htm._

Таким образом, мы видим, что политика и меры России и Китая по развитию приграничных территорий предоставляют редкую возможность для российско-китайского сотрудничества, особенно в области промышленности, парков и трансграничной

логистики. Укрепление строительства трансграничных зон экономического сотрудничества и расширение трансграничной производственной цепочки должно стать важным направлением сотрудничества между Россией и Китаем.

Список использованной литературы

1. Синь Вэнь. Механизм регулярных встреч премьер-министров России и Китая / Синь Вэнь. - URL: http://news.china.com.cn/2014-10/04/content_33680378.html.

2. Дин Сяосин. Новая историческая возможность для российско-китайского регионального сотрудничества / Дин Сяосин. — URL: http://cssn.cn/zx/201809/ t20180915_4560871.shtml.

3. Ли Явэнь. Всеобъемлющая сила быстрого экономического развития Суйфэньхэ занимает первое место в провинции/ Ли Явэнь, Фу Вэй. — URL: https://heilongjiang.dbw.cn/ system/2017/10/25/057817003.shtml.

4. Лю Шутао. Общая стоимость импорта и экспорта провинции Хэйлунцзян в Россию в 2018 году составляет 122,06 млрд юаней / Лю Шутао, Цюй Цзин. — URL: https://heilongjiang.dbw.cn/system/2019/02/17/058152360.shtml.

5. Гуань Сюэлин. Содействие развитию российско-китайских торгово-экономических отношений на новом этапе — написано на закрытии IV Восточного экономического форума / Гуань Сюэлин. — URL: http://world.people.com.cn/n1/2018/0914/c1002-30293949.html.

References

1. Sin' Ven'. Mechanism of regular meetings of prime-ministers of Russia and China. Available at: http://news.china.com.cn/2014-10/04/content_33680378.html. (In China).

2. Din Syaosin. New historical opportunity for Russo-Chinese regional cooperation. Available at: http://cssn.cn/zx/201809/t20180915_4560871.shtml. (In China).

3. Li Yaven', Fu Vei. Comprehensive power of rapid economic development of Suyfenhe takes the first place in the province. Available at: https://heilongjiang.dbw.cn/ system/2017/10/25/057817003.shtml. (In China).

4. Lyu Shutao, Tsyui Tszin. Total cost of import and export of Heyluntszyan Province to Russia in 2018 makes up 122,06 billions of yuans. Available at: https://heilongjiang.dbw.cn/ system/2019/02/17/058152360.shtml. (In China).

5. Guan' Syuelin. Contribution to development of Russo-Chinese trade and economic relations at the new stage - written at the closure of IV Eastern Economic Forum.. Available at: http://world.people.com.cn/n1/2018/0914/c1002-30293949.html. (In China).

Информация об авторе

Цзоу Сютин — старший научный сотрудник Института по изучению России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Харбин, КНР, e-mail: [email protected]

[email protected]

Author

Tszoy Syutin Ш^Ш — Leading Research Worker, Institute of Studies of Russia, Academy of Social Sciences, Heyluntsyan Province, Harbin, PRC; e-mail: [email protected]

Для цитирования

Цзоу Сютин. Аналитическое исследование создания трансграничных зон экономического сотрудничества между Россией и Китаем / Сютин Цзоу // Российско-китайские исследования. — 2019. — Т. 3, № 4. — С. 17—27.

For citation

Tszoy Syutin. Analytical Research of Creating Trans-border Zones of Economic Cooperation Between Russia and China. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 4, pp. 17—27. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.