Научная статья на тему 'Условия и факторы развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи'

Условия и факторы развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Яна Андреевна

В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности молодежи. Проведен анализ теоретико-методологических источников, а также исследования современной практики развития гражданской активности молодежи и обозначен ряд педагогических условий оптимизации воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи»

Раздел I. Психология и педагогика

Я.А. Акулова

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»)

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности молодежи. Проведен анализ теоретико-методологических источников, а также исследования современной практики развития гражданской активности молодежи и обозначен ряд педагогических условий оптимизации воспитательного процесса.

Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодежь, педагогические условия, модель.

Y.A. Akylova

CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE CIVIL ACTIVITY OF

STUDENT'S YOUTH

Annotation. In article the problem of development of creative civil activity of youth reveals. The analysis of teoretiko-methodological sources and also researches of modern practice of development of civil activity of youth is carried out and a number of pedagogical conditions of optimization of educational process is designated.

Key words: civil activity, student's youth, pedagogical conditions, model.

Вопросы формирования и развития гражданской активности молодежи, выявления условий и факторов, способствующих эффективности этого процесса находились в поле зрения социологов, педагогов и психологов во все периоды существования общества. Однако в различные исторические периоды общепризнанные в обществе представления о гражданской активности личности несколько отличались: в исследованиях разных лет предпринимались попытки, с одной стороны, осуществить анализ содержания понятия «гражданская активность», с другой стороны, обозначить условия и факторы, способствующие ее созидательному проявлению [1, с.11].

Современные теоретические и методологические источники, а также исследование современной практики развития гражданской активности молодежи позволило нам выделить ряд педагогических условий, способствующих развитию созидательной гражданской активности студенческой молодежи.

В ходе анализа нами отмечено, что развитие гражданской активности студентов высшей школы будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

- модернизации содержания и практики добровольческой деятельности как фактора развития гражданской активности студентов в социокультурной среде высшей школы;

- включении обучающихся в образовательно-воспитательные проекты, ориентированные на развитие гражданской активности, возможности роста личностного потенциала студентов, сотрудничества и обмена современными практиками в социокультурной среде вуза;

- повышение квалификации педагогов образовательной организации к развитию гражданской активности студентов в социокультурной среде вуза; установлено, что на эффективность формирования гражданской активности обучающихся влияет уровень социального интеллекта, способность и готовность преподавателей к проведению специально-организованной деятельности в образовательно-коммуникативном пространстве вуза, осознание педагогом своей роли в достижении поставленной цели, умение совершенствовать свои компетенции, потребность и желание внедрять инновационные формы и методы во взаимодействии с обучающимися.

Рассмотрение научно-исследовательской литературы позволило нам обозначить также конструктивность использования таких социально-педагогических условий, как:

- активность не только студента, но и педагога-воспитателя, оба должны стать активными участниками педагогического процесса, в рамках которого будет прослеживаться его гражданское мировоззрение и позиция; развивать гражданскую активность обучающихся способен педагог, имеющий лидерские задатки, коммуникативные умения, использующий активные формы и методы воспитания, создающий развивающую среду в вузе;

- взаимодействие педагога и обучающихся будет организовано в соответствии с особенностями программ, ориентированных на мотивацию педагога к активно-конструктивным действиям в рамках взаимодействия со студентами в вопросе формирования их гражданственности;

- обучающиеся будут включены в социальную практику с целью совершенствования освоенных ими в рамках теории знаний, умений и навыков гражданских действий;

- будут адаптированы методики по развитию у обучающихся следующих социокультурных компетенций: способность строить конструктивный диалог с окружающими в решении общественно-признанных проблем, проявлять гражданско-патриотические действия, готовность принятия на себя ответственности за судьбу своей Родины, неравнодушие к ее будущему;

- будет разработана и внедрена в воспитательный процесс вуза модель развития гражданской активности обучающихся.

Отметим исследованиями В.А.Грибановой, которая описывает модель развития гражданской активности молодежи, в рамках которой процесс воспитательной работы прослеживается в соответствии с особенностями «прохождения» поступательных этапов (теоретико-процессуальный, этап интериоризации и экстериоризации), ориентированных на приобретение теоретической, практической и личностной готовности студентов к выражению созидательной гражданской активности. В рамках каждого этапа преследуются определенные цели, психолого-педагогические условия, педагогические средства и формы работы. В рамках указанного подхода представляется возможным структурировать гражданскую активность как трехчаст-ное единство, объединяющее познавательный, потребностно-мотивационный и личностно-рефлексивный компоненты. Автор характеризует уровни сформированности гражданской активности студентов как поисково-познавательный, субъектно-оценочный, социально-личностный. Среди критериев их определения используются: наличие теоретических гражданско-мировоззренческих знаний, потребностно-мотивационной составляющей, интереса и желания в проявлении гражданской активности, личного мнения по гражданско-мировоззренческим вопросам жизни общества, готовности и умения проявлять гражданскую деятельность, опыта выполнения гражданских обязанностей и поручений [2, с 135-136].

Таким образом, отметим, что высшее образование сегодня не может быть сконцентрировано только на образовательных услугах и научно-исследовательской деятельности. В условиях современности оно должно стать «катализатором» социокультурного развития общества, формирования мировоззренческого восприятия окружающихся, воспитания «человека XXI века» (социально и личностно ответственного, конструктивно мыслящего, культурного, способного к созидательным преобразованиям).

Формирование гражданской активности обучающихся в условиях вуза становится решающим фактором прогрессивного социально-культурного развития общества, потому как качество подготовки выпускника влияет на факторы экономического, политического прогрессов, состояние культуры и духовности социума. Считаем, что проведенное исследование обуславливает осознание воспитательной проблематики, а также способствует выявлению условий развития созидательной гражданской активности студентов высшего учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. -в 2-х ч. : Ч. 2. - 307 с.

2. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе// Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). - С. 133-143.

3. Современные подходы к развитию гражданской активности молодежи в общественно-активной школе [электронный ресурс http://pandia.ru/text/78/646/1115.php! (дата обращения 30.04.2019г.)

В.С. Анохина, И.С. Левкович

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития тонких движений кисти и пальцев рук. Проанализированы основные этапы становления мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необходимость разработки и апробации программы дополнительной образовательной деятельности по совершенствованию ручной умелости. На основе первичной диагностики автором составлена программа дополнительной образовательной деятельности «Умелые пальчики».

Ключевые слова: мелкая моторика, ручная умелость, специфика мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, этапы становления мелкой моторики, уровни развития ручной умелости, диагностика уровня развития мелкой моторики, программа дополнительной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.