Научная статья на тему 'Условия и факторы эффективности профессионального развития преподавателя иностранных языков'

Условия и факторы эффективности профессионального развития преподавателя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FACTORS OF DEVELOPMENT / AN INTEGRATIVE MODEL / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна, Лобаева Ксения Александровна

В данной статье рассматриваются условия, при которых возможен профессиональный рост преподавателя иностранных языков в современной системе образования. Основной упор делается на интегративную модель развития, которая позволяет создать целостный образ преподавателя, отвечающего требованиям нового времени. Также определены факторы и ценностные ориентиры, помогающие преподавателю иностранных языков достичь эффективности в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND FACTORS OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The paper deals with the conditions for the professional development of the foreign language teacher. The special attention is paid to the model of the professional development which allows to imitate the integrative image of the modern teacher. The factors and values of the effective professional activity are also identified in the paper.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы эффективности профессионального развития преподавателя иностранных языков»

Педагогика

УДК: 371.146

кандидат педагогических наук, доцент Фирсова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола); магистрант Лобаева Ксения Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный технологический университет» (г. Йошкар-Ола)

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия, при которых возможен профессиональный рост преподавателя иностранных языков в современной системе образования. Основной упор делается на интегративную модель развития, которая позволяет создать целостный образ преподавателя, отвечающего требованиям нового времени. Также определены факторы и ценностные ориентиры, помогающие преподавателю иностранных языков достичь эффективности в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: преподаватель иностранных языков, профессиональное развитие, условия, факторы развития, интегративная модель, профессиональные компетенции.

Annotation. The paper deals with the conditions for the professional development of the foreign language teacher. The special attention is paid to the model of the professional development which allows to imitate the integrative image of the modern teacher. The factors and values of the effective professional activity are also identified in the paper.

Keywords: a foreign language teacher, professional development, factors of development, an integrative model, professional competences.

Введение. В современном мире стремительными темпами растет спрос на изучение иностранных языков. Данная тенденция связана в первую очередь с глобализацией, а в частности с необходимостью вступать в межкультурный диалог. По этой причине перед преподавателями встает новая задача - обучить человека иностранному языку максимально быстро и качественно.

Данные особенности, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку, напрямую влияют на условия развития преподавателя как специалиста в своей области. Более того, принимая во внимание тот факт, что подходы к лингвистическому образованию ввиду некоторых причин непрерывно меняются, условия преподавания также подлежат постоянной адаптации. К подобным причинам можно отнести как общие факторы, среди которых развитие информационных технологий, так и частные или, другими словами, экстралингвистические факторы: культурные особенности стран изучаемых языков, политическая корректность использования лексических единиц и многое другое [11.

Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылками к эффективному профессиональному развитию преподавателя иностранных языков служат владение не только лингвистическими, но и внеязыковыми компетенциями.

Формулировка цели статьи. При определении условий и факторов, влияющих на профессиональную деятельность преподавателя, необходимо ответить на два вопроса: 1) от каких условий зависит профессиональный рост преподавателя иностранных языков, и 2) какие факторы способствуют его эффективному развитию? Определяя условия эффективности профессионального развития преподавателя иностранных языков развития особое внимание следует сосредоточить на требованиях, которые выдвигаются перед преподавателем иностранных языков в современной системе образования.

Изложение основного материала статьи. Владение определенным набором компетенций гарантирует повышение уровня профессиональной подготовки в сфере двуязычной коммуникации. В условиях изменяющихся тенденций к лингвистическому образованию на данный момент к выпускникам педагогических учреждений и педагогам-практикам выдвигается следующий ряд требований: 1) профессиональная компетентность, 2) ценностные ориентации, 3) способность к самореализации. Рассматривая компетентность преподавателя иностранных языков, наряду с лингвистическими компетенциями особое внимание в системе непрерывного профессионального образования уделяется лингвокультурологической компетенции [21.

Обобщенное определение профессиональной квалификации преподавателя иностранных языков также включает:

• знания о языке и системе языка;

• предметные знания;

• педагогическую и методическую компетентность;

• ИКТ - компетентность;

• организацию контроля;

• непрерывное профессиональное развитие;

• научную работу.

Поэтому одной из важных целей преподавателя является овладение необходимыми компетенциями, которые в свою очередь повышают эффективность его профессионального развития. Данный процесс возможен лишь в условиях инновационной образовательной среды и реализации интегративной модели развития преподавателя иностранных языков [31.

Инновационная образовательная среда включает себя ряд совокупность существующих и специально создаваемых условиях, необходимых для эволюции образовательного учреждения и личностного и профессионального развития обучаемых.

По существу, интегративная модель представляет собой собранные воедино знания, умения, навыки, творчество, стандарт и индивидуальность преподавателя [41. На основе всех этих качеств преподаватель меняет свое мышление, у него возникает новое видение предмета, активизируется профессионально-педагогический контакт с обучающимися. Поэтому важной функцией образовательного процесса является

создание таких условий, при которых будет формироваться профессиональная компетентность преподавателя.

Другим немаловажным аспектом интегративного развития преподавателя иностранных языков является его профессиональная мобильность, которая является одним из факторов конкурентоспособности специалиста. К основным характеристикам мобильности относятся такие качества, как: открытость новому; готовность к профессиональной рефлексии; мотивация успеха; способность к интерпретации; способность к внутренне свободному выбору в ситуации принятия ответственных решений; включённость в непрерывный процесс образования и самообразования [51.

Таким образом, на основе изложенного можно сделать вывод, что условием профессионального роста преподавателя иностранных языков является обеспечение процесса интеграции как в содержательном, так и в процессуальном плане, что выражается во взаимодействии компетенций преподавателя и его профессиональной мобильности.

Однако соблюдение условий профессионального развития преподавателя возможно лишь при наличии определенных факторов, способствующих его эффективному развитию. Все эти факторы можно разделить на две категории. Во-первых, фактор образованности, который включает в себя научно-методические знания, научную степень, и, во-вторых, личностный фактор, который выражается в способности преподавателя мотивированно побудить студента работать над собой [61.

Оба данных фактора включают в себя ряд критериев, по которым ориентируются образовательные учреждения, выпускающие преподавателей иностранных языков. Интересный подход к определению таких критериев применяет Крупченко А. К. в своей работе «Профессиональное развитие учителя иностранного языка». Она выделяет три фактора, среди которых формирование готовности преподавателя к реализации системно-ценностных требований соответствует фактору образованности, ценностное самоопределение педагога - личностному фактору, а также отдельный фактор наличия гражданско-правовой позиции [71.

На основании этих трех факторов были разработаны ценностные ориентиры, объединяющие в себе учебную, методическую, научно-исследовательскую, организационную и международную виды деятельности. Данные направления, по которым следует осуществлять свою деятельность преподавателям иностранных языков, являются основополагающими факторами эффективного профессионального развития. К ним относятся:

1. Гражданско-правовая позиция педагога. Данное положение включает в себя развитие лингвокультурологических знаний, помогающих вступать в диалог с представителями разных этнических групп.

2. От научного исследования к инновационной практике. Данное положение помогает сформировать педагогу способность исследовать, моделировать и управлять процессом образования, что является немаловажным в постоянно изменяющихся условиях.

3. Разработка инновационных моделей и программ ПК. Интерактивные технологии в преподавании иностранного языка занимают лидирующие позиции, а потому умение пользоваться ими для современного преподавателя является неотъемлемой частью профессионального развития.

4. Ценностный потенциал современных образовательных технологий. В отличие от предыдущего положения данный аспект предполагает расширение возможностей преподавания посредством дистанционного, а также очно-заочной формой обучения.

5. Подготовка педагогических кадров высшей категории через аспирантуру. Данный этап создает условия для научно-профессионального самосовершенствования преподавателя.

6. Проведение научно-практических мероприятий, которые способствуют популяризации и обмену опытом между участниками.

7. Ценностное самоопределение преподавателя. На данном этапе создаются условия мотивации к самообразованию и эффективной профессиональной деятельности [71.

Особая роль в системе компетенций преподавателя отводится методической компетенции как ключевому компоненту профессиональной компетенции [51. Формирование и развитие данной компетенции непосредственно связаны с реализацией компетентностного и интегративного подходов. Это обусловлено тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт разработан с учетом плогткт компетентностного подхода и предполагает использование данного подхода в образовательном процессе, а интегративный подход подразумевает целостно-личностное развитие преподавателя в инновационной образовательной среде.

Под методической компетентностью преподавателя понимается способность и готовность педагога к проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на развитие иноязычного межличностного и межкультурного общения, а также рефлексию собственной педагогической деятельности. Обозначенная компетенция развивается на основе следующих принципов [51:

1) автономности - умении преподавателя самостоятельно принимать решения относительно выбора стратегии и методов обучения и контроля, действовать исходя из сложившейся педагогической ситуации;

2) проблемного обучения - организации учебного процесса как системы усложняющихся задач, стимулирующих обучаемых к анализу, размышлению, обобщению и сравнению;

3) междисциплинарности - обеспечении межпредметных связей и интеграции знаний, получаемых в процессе изучения смежных дисциплин;

4) адаптивности - определения методы обучения адекватно поставленным целям и задачам и разработке индивидуальные образовательные маршруты для обучаемых;

5) контекстности - осуществлении обучения в соответсвии с конкретными потребностями учеников (личными или профессиональными).

Успешное профессиональное развитие преподавателя иностранных языков возможно на только на основе тщательного и систематического планирования. Мы предлагаем следующую модель планирования, включающую следующие этапы:

1) Самооценка, позволяющая определить как хорошо развитые профессиональные компетенции, так и «точки роста». На этом этапе также можно использовать отзывы экспертов, коллег, учеников и родителей. Полезными будут также специальные шкалы и дискрипторы профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков, разработанные Кэмбриджским оценочным центром, Британским Советом, Департаментом по языковой политике Европейского Союза.

2) Определение результатов необходимого развития на основе самоанализа и самооценки. Важно, чтобы данные результаты могли быть измеряемы в определенных единицах.

3) Исследование имеющихся источников и ресурсов для профессионального развития (Интернет-источники, курсы повышения квалификации, специальная литература и периодическая печать) и определение наиболее адекватных целям развития.

4) Детальная разработка плана действий, включающего как краткосрочные задачи, так и цели на перспективу.

5) Заполнение определенных печатных форм (таблиц, отчетов, дневников) для мониторинга реализации плана профессионального развития.

6) Рефлексия, направленная на анализ результатов выполнения программы с целью определения способов и условий для применения полученных знаний.

7) Подведение итогов, заключающееся в измерении полученных результатов и определении зон для дальнейшего планирования.

8) Повторение описанного алгоритма для планирование последующего этапа развития (на следующий учебный год).

Описанные выше положения являются основополагающими факторами на пути к профессиональному росту преподавателя иностранных языков. В условиях интегративной модели развития данные ценностные ориентиры позволяют достичь результатов как в совершенствовании компетенций, так и в формировании профессиональной мобильности.

Выводы. Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков возможно лишь в условиях непрерывного самообразования при тщательном планировании и анализе. Данная необходимость объясняется тем, что иностранные языки играют значительную роль в современном мире, который постоянно меняется. Вместе с ним изменяется не только структура языка, но и культурные особенности стран, по причине чего преподавателю и следует находиться в постоянном самосовершенствовании. Поэтому на смену традиционной модели преподавания иностранных языков приходит интегративная, в условиях которой можно адаптироваться под требования времени.

Вспомогательными факторами в процессе повышения профессионализма служат различного рода образовательные программы, включающие в себя научную деятельность, семинары, конференции, использование информационных технологий, а также личностный фактор, мотивирующий преподавателя и студентов к активной плодотворной деятельности, а также неформальные способы получения знаний и развития компетенций - посещение вбинаров, волонтерская работа, участие в проектной деятельности, публикация статей, изучение новых иностранных языков. В совокупности все эти факторы и условия позволяют решить проблему эффективности профессионального роста преподавателя иностранных языков.

Литература:

1. Сыромолотова Е. М. Влияние экстралингвистических факторов на развитие современного английского языка [Электронный ресурс1 / Е. М. Сыромолотова // Студенческий научный форум - 2014 -Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/767/6682. - (Дата обращения: 03.09.2017).

2. Фоменко Н. А. Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс|. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-lingvokulturologicheskoi-kompetentsii-prepodavatelya-inostrannogo-yazyka-vuza-v-sis. - <Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat>. - (Дата обращения: 03.09.2017).

3. Рогатина Н. А. Профессиональное развитие преподавателей иностранных языков // Проблемы современного образования - 2016 - № 5. - С. 142-148.

4. Иванова Л. Ф. Интегративная модель развития профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в системе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс1. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/integrativnaya-model-razvitiya-professionalnoi-kompetentnosti-prepodavatelya-inostrannogo-ya. - <Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat>. - (Дата обращения: 04.09.2017).

5. Люботинский А.А. Формирование методической компетенции у будущих учителей иностранных языков в условиях инновационной образовательной среды: автореферат дис. канд.пед. наук: 13.00.01. -Санкт-Петербург, 2014. - 27 с.

6. Палехина С. В. Рзвитие социально-профессиональной мобильности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-sotsialno-professionalnoi-mobilnosti-budushchego-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-pe. - <Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat>. - (Дата обращения: 04.09.2017).

7. Русанова Е. А. Аспекты и факторы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в университетах Канады // Человек и образование - 2014 - № 1 (38) - С. 156-163.

8. Скорко В. Н. Факторы успешности профессионального развития преподавателя иностранного языка // Вестник Омского университета - 2004 - № 3 - С. 182-183.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Фокин Александр Михайлович

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт - Петербург); кандидат педагогических наук, профессор Фетисова Светлана Лаврентьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт - Петербург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНОШЕЙ-СПОРТСМЕНОВ 16-17 ЛЕТ В ЕДИНОБОРСТВАХ СМЕШАННОГО СТИЛЯ

Аннотация. Психологическая подготовка, является одним из основных компонентов системы спортивной тренировки и зависит от других ее видов. Пробелы в психологическом компоненте подготовки приводят к тому, что спортсмен не формируется психологически, а значит и не может реализовать максимум своих возможностей. В статье рассматриваются вопросы психологической подготовки юношей-спортсменов 16-17 лет в единоборствах смешанного стиля.

Ключевые слова: психологическая подготовка, единоборства смешанного стиля, юноши-спортсмены 1617 лет.

Annotation. Psychological training is one of the main components of the sports training system and depends on its other types. Gaps in the psychological component of training lead to the fact that the athlete is not formed psychologically, and therefore can not realize the maximum of his capabilities. The article deals with the psychological preparation of youth athletes aged 16-17 in martial arts of mixed style.

Keywords: psychological preparation, single combat of mixed style, young athletes 16-17 years old.

Введение. Единоборства смешанного стиля (ЕСС) являются молодым видом спорта и характеризуются сложным взаимодействием физических и психических факторов, непредсказуемостью результата и высоким эмоциональным напряжением деятельности. Во всероссийский реестр видов спорта ЕсС был включен 27 сентября 2012 года.

Изложение основного материала статьи. Для данного вида спорта характерна экстремальность как в соревновательных, так и в тренировочных ситуациях, которые несут значительные психические нагрузки для спортсменов. В виду того, что возрастная категория 16-17 лет является переходной во взрослую категорию, это не может не оказывать влияние на важность и первостепенность психологической подготовки. В наше время, степень изученности такой проблемы, как психологическая подготовка в единоборствах смешанного стиля, остается открытой [1; 2; 5]. Беря за основу, что этот вид спорта недавно зарегистрированный, просматривая и проводя анализ учебно-тренировочного плана, мы пришли к выводу, что нет окончательно сформировавшейся методики психологической подготовки юношей - спортсменов к такому виду экстремальной деятельности, как единоборства смешанного стиля. Поэтому проблема диагностики и управления психическим состоянием спортсменов юношей 16-17 лет в единоборствах смешанного стиля, а именно в экстремальных условиях поединка является актуальной [2; 4; 6].

Объектом исследования в работе выступает тренировочный процесс в смешанных единоборствах у юношей - спортсменов 16-17 лет.

Предмет исследования - психологическая подготовка юношей-спортсменов 16-17 лет в единоборствах смешанного стиля.

Целью исследования является разработка и внедрение методики психологической подготовки у юношей - спортсменов 16-17 лет в единоборствах смешанного стиля.

Эксперимент проводился в два этапа и был направлен на разбор, внедрение и разучивание средств, способствующих регуляции оптимального психофизического состояния и практическое применение полученных знаний в обстановке экстремальной деятельности (вспомогательные средства психологической подготовки). Первый этап был направлен на разбор, внедрение и разучивание средств, способствующих регуляции оптимального психофизического состояния. Второй этап включал в себя практическое применение полученных знаний в обстановке экстремальной деятельности, наряду с этим были применены вспомогательные средства психологической подготовки.

Тренировки проводились три раза в неделю по два часа. Основными средствами и методами подготовки спортсменов выступали: аутогенная тренировка, анализ и разбор соревновательной деятельности, мастер-классы, спарринги (таблица 1).

Таблица 1

Основные средства и методы психологической подготовки на первом этапе

Понедельник Среда Пятница

Аутогенная тренировка: приемы самовнушения и самоубеждения, приемы психической концентрации и мобилизации, мышечная релаксация, визуализация, ментальная тренировка, регуляция дыхания, идеомоторные представления коронных действий Теоретическая подготовка: индивидуальные и коллективные беседы с приглашенными спортсменами профессионалами, анализ и разбор соревновательной деятельности, мастер-классы Тренировки со спортсменами старшей возрастной категории, спарринги с одноклубниками включающие в себя различные тренировочные задачи и установки, средства контроля со стороны

На первом этапе по понедельникам проводился разбор и изучение средств аутогенной тренировки: ментальная тренировка и приемы самоконтроля.

По средам проходила теоретическая подготовка, которая включала просмотр выступлений испытуемых, где решающим фактором для проигрыша послужил недостаточный контроль психического состояния и не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.