Научная статья на тему 'Условия функциионирования транснациональных корпораций в России'

Условия функциионирования транснациональных корпораций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Вера Альбертовна, Казанская Наталья Николаевна

На эффективность транснациональных корпораций влияет среда функционирования дочерних компаний. Анализ географических, экономических, организационно-правовых и финансовых условий, сложившихся в России, показал, насколько они привлекательны для прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в Россию этими корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning conditions of multinational corporations activityvation Russia

The Multinational Corporations efficiency are under the influence of environment of subsidiaries functioning. The analysis of geographical, economic, legal and financial conditions reveal how much their conditions are favourable for direct investments effected by the corporations to Russia.

Текст научной работы на тему «Условия функциионирования транснациональных корпораций в России»

УДК 334.753(100)

В. А. Кузнецова, Н. Н. Казанская

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ

На эффективность транснациональных корпораций влияет среда функционирования дочерних компаний. Анализ географических, экономических, организационно-правовых и финансовых условий, сложившихся в России, показал, насколько они привлекательны для прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в Россию этими корпорациями.

Наиболее благоприятной для эффективного функционирования транснациональных корпораций является среда, способствующая реализации их особенностей, к которым можно отнести:

- достаточно крупный масштаб деятельности, позволяющий использовать весь арсенал средств эффективного международного функционирования;

- монопольное положение на международных рынках;

- интернациональную производственную структуру с развитым внутрифирменным разделением труда;

- значительную долю зарубежных операций, их транснациональный характер;

- сложную организационно-управленческую структуру, преимущества и гибкость которой обусловлены международным разделением труда;

- глобальную стратегию, основанную на международном характере бизнеса и обеспечивающую сочетание интересов отдельных производственных единиц транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в разных странах, с общекорпоративными целями.

- внутрикорпоративное трансфертное ценообразование;

- возможность маневрирования финансовыми ресурсами за счет использования различий в финансовых условиях разных стран.

Поскольку Россия заинтересована в развитии международного бизнеса, в том числе в привлечении на свою территорию ТНК, рассмотрим, какие условия для этого сложились.

Масштаб страны, богатая сырьевая база позволяют сделать предположение о привлекательности географических условий. Однако следует отметить, что транснациональные корпорации предпочитают инвестировать средства в центральные районы России. Вследствие этого наблюдается неравномерное региональное распределение иностранного капитала (табл. 1).

Так, в 2004 г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа, достигла 44,6% их общего притока в страну, Западно-Сибирского округа - 17,5 %. Далее в порядке убывания следуют федеральные округа: Дальневосточный -

12.5 %, Восточно-Сибирский - 4,7 %, Поволжский - 4,6 %, Северо-Западный - 4%, Северный - 3,7 %, Уральский -

3.5 %, Центрально-Черноземный - 3%, Северо-Кавказский - 1,4%, Волго-Вятский - 0,4 %, Калининградская область - 0,1 %.

Сложившуюся ситуацию можно объяснить разным уровнем инфраструктуры, имеющей немаловажное значение для ТНК. Поэтому Центральный федеральный округ получил больше иностранного капитала, чем вся ази-

атская часть страны с ее природными богатствами. А на Востоке поступающий иностранный капитал достается отдельным богатым сырьем регионам - Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округам, Красноярскому краю, Республике Саха (Якутия). Двенадцать регионов вообще не привлекли внимания зарубежных инвесторов.

Вместе с тем, и в ведущих российских регионах приток иностранного капитала пока не стал достаточно весомым фактором активизации инвестиционного процесса. Так, по оценке журнала «Эксперт», в 2002 г. привлечь иностранные инвестиции в пропорции, соответствующей инвестиционному типу развития, смогли только 3 региона - г. Москва, Московская и Сахалинская области.

Наличие квалифицированных и дешевых трудовых ресурсов, а также достаточно емкий рынок свидетельствуют о привлекательности экономических условий. Зарубежные инвесторы также отмечают, что их внимание привлекают недвижимость, земля и логистика, которые значительно дешевле европейских. В то же время сложившийся в России уровень инфляции является основанием для установления высоких ставок доходности на инвестиции транснациональных корпораций.

О создании организационно-правовых условий можно судить, прежде всего, по уровню правового регулирования прямых иностранных инвестиций, осуществляемых транснациональными корпорациями в Россию, поскольку именно эта форма вложения капитала характерна для них.

На уровне внутреннего законодательства приток в Россию иностранного капитала регламентируется Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях» от 4.12.1991 г. и Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999 г. В этих актах специальные положения по регулированию деятельности ТНК отсутствовали, но была признана «концепция транснациональности». В конце 1995 г. вступил в силу Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции», в соответствии с которым иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органами РФ о разделе произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором. В соглашении оговаривается особый порядок налогообложения, при котором отменяется взимание сборов, пошлин и других платежей за исключением налогов на прибыль и право пользования недрами. Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений нефти по проекту «Сахалин-2» на основе соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация «Сахалин энерджи», крупнейшими акционерами которой яв-

ляются американские и японские ТНК «Маратон», «Мак Дермотт» «Мицуи» и «Мицубиси».

Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК, на наш взгляд, является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны принимающего государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК в России применяют двусторонние инвестиционные соглашения, направленные на поощрение прямых иностранных инвестиций путем установления правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между государствами. Как дополнительный механизм регулирования используются также договоры об избежании двойного налогообложения.

На субрегиональном уровне принят важный официальный документ, в котором ТНК не просто затрагиваются, а составляют главный объект внимания - Конвенция о транснациональных корпорациях. Этот документ, относящийся к группе международных соглашений, был подписан в марте 1998 г. Россией совместно с Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной. В общественных кругах Конвенция была расценена как новый значительный шаг в создании общей для стран Содружества правовой базы формирования крупных корпоративных объединений с участием хозяйствующих субъектов постсоветских республик.

Таким образом, в настоящее время в целом завершен процесс создания нормативно-правовой базы, направленной на юридическое решение проблем защищенности прав собственности иностранных инвесторов в России. Здесь стоит упомянуть «Гражданский кодекс РФ» и ФЗ «Об акционерных обществах», которые по своей сути близки правовым нормам западных стран.

Однако в принятии решений об иностранных инвестициях превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедрятся в важные секторы российской промышленности. Примером тому является борьба вокруг закона «О разделе продукции», завершившаяся принятием этого акта в редакции, не позволяющей осуществлять значительные инвестиции.

Более того, иностранному инвестору требуются огромные усилия и затраты времени на открытие завода в Рос-

Региональная структура

сии, не говоря уже о бюрократических препонах. Так, чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине, зарубежной корпорации «Марс» потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Министерством экономики.

К сожалению, у зарубежных инвесторов не сформировалось мнение о России, как стабильно развивающейся стране, несмотря на рост основных макроэкономических показателей. Поэтому зарубежные инвесторы вкладывают средства в отрасли с быстрой оборачиваемостью и окупаемостью капитала - кондитерскую, пивоваренную, табачную, где они уже заняли ведущие позиции.

В пивоваренной отрасли в 2005 г. консолидация достигла такой степени, что независимость от иностранных холдингов удалось сохранить только двум предприятиям

- «Очаково» и «Красному Востоку». В конце 2005 г. после долгих переговоров скандинавский концерн Baltik Beverages Holding смог выкупить блок-пакет акций «Ярпива», а голландская пивоваренная компания «Heinehen» довела свою долю на российском рынке до 10%, став владельцем пивоваренного комбината «Степан Разин».

Вместе с тем, в машиностроение, где высока доля оборонных производств, иностранных инвесторов не допускают, о чем свидетельствуют трудности концерна Siemens с приобретением пакета акций санкт-петербургских «Силовых машин» (табл. 2). На конец 2004 г. по доле в накопленном объеме иностранных инвестиций лидировали промышленность (49,8 %), оптовая и розничная торговля (32,2 %), операции с недвижимым имуществом (6,3 %). В роли аутсайдеров оказались строительство (0,8 %), сельское хозяйство (0,2 %), и прочие отрасли, такие как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (0,5 %), здравоохранение и социальные услуги (0,1%) и т. д.

Таким образом, в сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, который по-прежнему тяготеет к торгово-финансовому сектору. Это приводит к недоинвес-тированности отраслей реального сектора, старению их производственного аппарата, растущей аварийности. Вместе с тем, вложения больших объемов инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры способствует ее укреплению и продвижению реформ.

Некоторое повышение доли прямых иностранных инвестиций в промышленность произошло за счет их расту-

Таблица 1

ностранных инвестиции

Регион России Иностранные инвестиции

1995 г., % 2000 г., % 2003 г., % 2004 г., %

Северный 2,7 1,6 2,2 3,7

Северо-Западный 6,8 13,8 4,0 4,0

Центральный 57,9 41,9 52,7 44,6

Волго-Вятский 2,2 0,8 0,5 0,4

Центрально-Черноземный 0,2 0,7 0,2 3,0

Поволжский 9,6 4,8 1,2 4,6

Северо-Кавказский 1,8 10,1 2,1 1,4

Уральский 2,1 8,7 8,5 3,5

Западно-Сибирский 8,8 10,7 17,0 17,5

Восточно-Сибирский 0,8 1,4 1,7 4,7

Дальневосточный 6,6 5,3 9,6 12,5

Калининградская область 0,5 0,2 0,2 0,1

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

щего притока в топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и энергосырьевые отрасли, прежде всего нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным.

Важнейшим организационным условием эффективного функционирования ТНК является уровень подготовки руководителей, способных ориентироваться в новых условиях. Российская экономика долгое время была изолирована от западного опыта в области менеджмента, и сейчас компаниям трудно переходить на новые стандарты управления, внедрять организационные структуры новейшего типа из-за своей неподготовленности и отсутствия доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям.

Помимо этого можно отметить, что организация регулирования процессов вложения и функционирования иностранного капитала в экономике России несовершенна. Так, решение задач по содействию притока иностранных инвестиций возложено на Министерство экономического развития и торговли РФ и Российскую финансовую корпорацию, которые обладают разным правовым статусом. Помимо названных структур в регулировании иностранных инвестиций задействованы Комитет по иностранным инвестициям, Государственный центр содействия инвестициям, Государственная инвестиционная корпорация, Комиссия Правительства РФ по международному инвестиционному сотрудничеству, Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков, Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, ФГУП «Агентство содействия торговле и инвестициям - «Ин-формВЭС». Такое количество институтов вызывает затруднения у иностранных инвесторов, так как в ряде случаев им сложно определить, с каким из органов исполнительной власти необходимо взаимодействовать.

Финансовые условия функционирования ТНК в России формируют валютное, налоговое и таможенное законодательства.

Валютное законодательство определяет права и обязанности иностранных компаний при осуществлении расчетов и переводов в иностранной валюте и российских рублях, а также при покупке и продаже ценных бумаг. Под это же законодательство подпадают вложения капитала в форме прямых инвестиций, которые считаются

таковыми, если на долю иностранного инвестора приходится свыше 10 % акций (долей) в уставном капитале коммерческой организации. Однако если вклад в уставный капитал зарубежный инвестор осуществляет в виде товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, то эта сделка регламентируется таможенным законодательством, согласно которому «.. .товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала».

Можно обратить внимание на то, что законодательные нормы цитируемого постановления несколько расходятся с соответствующей нормой Закона о таможенном тарифе, которая не ограничивает круг товаров, подпадающих под льготный режим налогообложения, только товарами, ввозимыми в уставный капитал иностранным учредителем.

Закон об иностранных инвестициях, вступивший в силу в 1999 г., вместо конкретных условий, при наличии которых могут быть предоставлены льготы по таможенным платежам, содержит норму, отсылающую к таможенному и налоговому законодательствам: «Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах».

Этим законом введен в оборот термин, новый для правоотношений в таможенной сфере, - «приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ».

Следовательно, появилось еще одно препятствие для получения льгот по таможенным платежам - участие иностранного инвестора в приоритетном инвестицион-

Таблица 2

Распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики РФ

Иностранные инвестиции

Отрасль экономики РФ 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.,

% % % %

промышленность 43,1 37,1 41,5 49,8

сельское хозяйство 0,4 0,2 0,3 0,2

строительство 0,8 0,6 0,9 0,8

транспорт 9,3 0,9 1,4 1,2

торговля 17,8 44,5 25,4 32,2

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 2,5 6,9 11,5 6,3

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 2,5 0,7 2,2 2,5

Прочие отрасли 22,4 8,2 16,8 7,0

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

ном проекте, перечень которых правительством до сих пор не утвержден. Это свидетельствует об отсутствии стабильности для иностранных инвесторов, невозможности использования льготных условий и режима финансирования в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. В результате вложение средств в российскую экономику теряет свою привлекательность для иностранных инвесторов.

Применение еще одной нормы таможенного законодательства вызывает у иностранных инвесторов серьезные трудности - таможенные платежи при ввозе товаров для пополнения в уставный капитал. Конфликт возникает при определении льгот, так как товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал, считаются условно выпущенными и могут использоваться только в тех целях, в соответствии с которыми предоставлены льготы, т. е. их получение сопряжено с ограничениями в распоряжении товарами, по которым эти льготы предоставлены.

Наглядным примером служат нефтяные ТНК, которым постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а сами льготы действуют в течение ограниченного срока, после чего процесс начинается сначала. Но и получение согласия по льготе не означает, что оно будет выполнено. Так, американская Occidental Company приостановила инвестиции в СП «Парманефть» (Республика Коми) после того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное оборудование, начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного конкурса на право недропользования.

Таким образом, можно отметить отсутствие четкого законодательного и нормативного регулирования многих вопросов, связанных с реализацией прав на льготы по таможенным платежам иностранных компаний, осуществляющих прямые иностранные инвестиции в Россию.

Проблему создают и терминологические неточности таможенного законодательства. В частности, не ясно, какое оборудование, ввозимое по инвестиционным проектам в Россию, может быть классифицировано как технологическое. В результате новейшая техника не подпадает в соответствующий перечень, а значит, на нее не распространяются таможенные льготы.

Валютное регулирование в России осуществляется на основе принятого в 2003 г. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Действовавший ранее закон подразделял все валютные операции на текущие и капитальные. Текущие операции предприятия могли осуществлять без ограничений, а на проведение капитальных операций требовалось разрешение Центробанка. Новый Закон не предусматривает такого разделения. Согласно ст. 5 Закона все валютные операции, порядок проведения которых не определен органами валютного регулирования, могут осуществляться без ограничений.

С одной стороны, отсутствие дифференциации операций на текущие и капитальные упростит осуществление некоторых валютных операций, например, привлечение и возврат иностранных инвестиций. Ранее такие сделки контролировались Банком России, а теперь необходимость в их регулировании отпала, поскольку эта ва-

лютная операция отсутствует в списке операций, подлежащих ограничению.

С другой стороны, отсутствие в новом Законе определения «текущей операции» не столь положительное изменение, как может показаться. Несмотря на то, что в Законе перечислены ограничиваемые операции по движению капитала, на практике может возникнуть ситуация, когда в отношении некоторых валютных операций правительство и Банк России установят специальный порядок их осуществления. Оспорить такое решение сложно, поскольку необходимо будет доказывать текущий характер операции, а такого определения в Законе нет.

Также, характеризуя особенности валютного регулирования в России, можно отметить, что в настоящее время национальная денежная единица страны является частично конвертируемой. Под полной конвертируемостью денежной единицы понимается свободный двусторонний обмен ее на иностранные валюты без ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и (или) видов внешнеэкономических операций является частичной. Частичная конвертируемость рубля введена в России с 1992 г. Это внутренняя конвертируемость по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями. Они постепенно ослаблялись, в первую очередь, по текущим операциям. В 1996 г. Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Соглашения МВФ, включая разд. 2 (а), согласно которому «ни одно государство-член МВФ не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом». Ст. VIII подписали уже около 160 стран. Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В России часть экспортной выручки подлежит обязательной продаже, хотя ее норматив снижен с 75% до 10%, а с 2007 г. она отменяется.

Таким образом, в настоящее время перед Правительством и Банком России поставлена задача добиться полной конвертируемости рубля. Появление рубля в корзине свободно конвертируемых валют - не только показатель политического и экономического престижа, но и фактор повышения инвестиционной привлекательности «рублевой зоны» и снижения страновых рисков.

В отношениях государства с транснациональными корпорациями особая роль отводится налоговому регулированию. Правоотношения в сфере налогообложения иностранного капитала регулируются внутренним законодательством РФ, а также международными договорами, участницей которых является Россия. При этом следует иметь в виду, что нормы международного договора в силу ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 Налогового кодекса имеют приоритет над нормами российского законодательства. Среди них можно выделить соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, торговые соглашения с зарубежными государствами, соглашения, действующие в рамках СНГ (Соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии).

В настоящий момент Россия является участницей более 56 соглашений об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения заключены с крупнейшими экономическими партнерами РФ - США, ФРГ, Великобританией, Италией, Францией и рядом других стран.

Особенности налогообложения иностранных инвесторов в России связаны с действием стабилизационной оговорки, защищающей от ужесточения национального законодательства, которое регулирует режим инвестиций. При неблагоприятном изменении национального законодательства иностранный инвестор может рассчитывать на то, что данные изменения не будут применяться к ним в течение определенного периода времени. Стабилизационная оговорка была закреплена в ст. 14 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.

Стабилизационная оговорка распространяется на коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранных инвесторов в уставном капитале которых превышает 25 %, а также на иностранных инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты.

В привлечении транснациональных корпораций положительную роль может сыграть ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где предусмотрена возможность создания свободных экономических зон с льготным налогообложением.

Однако создание и развитие открытой экономической зоны (ОЭЗ) рассматривается как задача регионального характера, поэтому инициатором создания ОЭЗ должен быть субъект РФ. А поскольку отбор заявок на создание ОЭЗ

Характеристика условий фу]

предусмотрено осуществлять на конкурсной основе, можно предположить, что основным критерием для определения победителя конкурса станет минимизация доли федерального бюджета в финансировании создания инфраструктуры ОЭЗ. Но этот закон вступает в противоречие с законом об иностранных инвестициях, запрещающим иностранным фирмам выступать в качестве резидентов ОЭЗ.

В целом, можно отметить, что изменения в российском налоговом законодательстве за последние пять лет характеризуются снижением налогового бремени, что является благоприятным условием для привлечения ТНК в Россию.

К особым условиям функционирования ТНК можно отнести так называемые внутренние рынки, когда на уровне единой макроструктуры формируются трансфертные цены, по которым осуществляются поставки товаров и услуг между филиалами и дочерними фирмами.

Формирование транснациональными корпорациями внутренних трансфертных цен позволяет повысить рентабельность функционирования зарубежных филиалов. При этом отсутствие четкой системы контроля за возможным переводом прибыли с использованием внутрифирменных операций делает их особенно привлекательными. Однако на практике, насколько нам известно, вопрос относительно «обходов» транснациональными корпорациями налоговых и таможенных барьеров при выходе на российский рынок не возникал. Запутанность и нестабильность налоговых и таможенных тарифов являются серьезным препятствием в развитии транснациональной деятельности на территории России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

ционирования ТНК в России

Условия Характеристика

о к о а г В й а и о а и Масштаб страны Природные ресурсы Россия располагает огромными территориями и является самым крупным по площади государством на земном шаре (17,1 млн км2) с численностью населения 147,5 млн чел. Кроме того, географическое расположение России обеспечивает территориальную связь между Востоком и Западом, поэтому перспективным является развитие транспортной инфраструктуры Разнообразие форм рельефа, обширности территории, различие геологического строения и природно-климатических условий обусловливает наличие большого спектра полезных ископаемых, представленных в недрах России

Экономические Трудовые ресурсы Средства производства Рынок сбыта Уровень инфляции в стране Квалифицированные и дешевые относительно зарубежных стран Недвижимость, земля, логистика дешевле, чем в европейских странах Емкий рынок сбыта, низкий уровень конкуренции Несмотря на тенденцию к снижению, уровень инфляции остается довольно высоким

Организационно -правовые Нормативно-правовая база по регулированию деятельности иностранных инвесторов Менеджмент Нормативно-правовое законодательство приближается к международным стандартам, однако его незавершенность и противоречивость формируют повышенные риски для иностранного капитала Отсутствие современных управленческих структур и неподготовленность руководителей к работе в новых условиях. В процессе регулирования иностранного капитала заняты многочисленные организации, выполняющие одинаковые функции, что создает почву для коррупции и связанные с ней проблемы

Финансовые Таможенный режим Налогообложение Национальная валюта Запутанность и нестабильность таможенных тарифов, субъективизм в предоставлении льгот Высокий уровень налогообложения предприятий с тенденцией к снижению Российский рубль не является свободно конвертируемой валютой

Приведена краткая характеристика сложившихся в России условий для привлечения и функционирования транснациональных корпораций (табл. 3).

Таким образом, сложившиеся в России условия можно охарактеризовать в целом как достаточно привлекательные для ТНК, но при этом необходимо выделить ряд проблем, требующих решения:

- отсутствие четкого законодательного и нормативного регулирования многих вопросов по налоговым и таможенным тарифам, по реализации прав на льготы по таможенным платежам иностранных компаний является серьезным препятствием в развитии транснациональной деятельности на территории России;

- неоправданно высокий уровень затрат времени и усилий иностранными инвесторами на открытие предприятий в России;

- неспособность российского менеджмента работать в новых, быстро меняющихся условиях, использовать современные информационные и коммуникационные технологии;

- отсутствие целостного организационно-правового механизма, регламентирующего создание и функционирование ТНК на российском рынке;

- частичная конвертируемость национальной денежной единицы;

- уровень инфляции, несмотря на тенденцию к снижению, остается довольно высоким;

- отсутствие доверия к России со стороны иностранных инвесторов, что отрицательно сказывается на отраслевом распределении иностранных инвестиций. ТНК предпочитают инвестировать капитал в отрасли с быстрой оборачиваемостью и окупаемостью.

V. A. Kuznetsova, N. N. Kazanskaya

FUNCTIONING CONDITIONS OF MULTINATIONAL CORPORATIONS ACTIVITY IN RUSSIA

The Multinational Corporations efficiency are under the influence of environment of subsidiaries functioning. The analysis of geographical, economic, legal and financial conditions reveal how much their conditions are favourable for direct investments effected by the corporations to Russia.

УЦК 331.1

Д. В. Ковалев

РЕГУЛЯТОРЫ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагается классификация регуляторов мотивации инновационной деятельности. Рассматриваются регуляторы мотивации для персонала. Выделяются этапы и отличительные признаки мотивации инновационной деятельности по каждой инновационной технологии.

Активизация экономических процессов в России привела к обострению конкуренции, что заставляет участников рынка искать более эффективные пути экономического роста. В современных условиях хозяйствования инновационный менеджмент является одним из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий.

Инновационный менеджмент невозможен без знания, понимания и использования факторов мотивации (побудительных сил), подталкивающих как отдельных работников, так и отдельные организации к повышению инновационной активности и интенсивности инновационных преобразований. Все это говорит о необходимости исследования проблем инновационных технологий менеджмента в промышленности, тем более что выход отечественной экономики из затяжного кризиса невозможен без ее интенсификации, а также повышения инновационной активности предприятий. Мотивация деятельности является одной из важнейших функций менеджмента. Эффективность управленческих решений предопределяется тем, насколько в них учтены побудительные силы к тому или иному виду деятельности.

Концепция инновационной деятельности промышленных предприятий имеет значение как для развития теоретических основ управленческой практики в России, так и для прикладных разработок, модели будущего в проводимых реформах и развитии экономики. Важное значение в современных российских условиях хозяйствования приобретает углубленное изучение мирового опыта инновационного менеджмента. Вместе с тем, механическое копирование методов, используемых зарубежными промышленными фирмами, будет вряд ли эффективным, так как условия, на которых базируются хозяйственные механизмы страны с развивающимися рыночными отношениями и стран с рыночной экономикой являются далеко не одинаковыми.

Для эффективного управления инновационной деятельностью на предприятии следует сформировать систему регуляторов мотивации, адекватную ценности интеллектуальной собственности, заложенной в инновацию. Специфика этих регуляторов состоит в том, что они оказывают непосредственное влияние на поведение людей в сфере осуществления нововведения, отражая как действие системы материального стимулирования иннова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.