Научная статья на тему 'Стимулирование регионального развития при помощи организации экономических зон (мировой опыт)'

Стимулирование регионального развития при помощи организации экономических зон (мировой опыт) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ведмедь И. Ю.

В статье рассматриваются основные способы организации экономических зон в мире и в России для достижения эффективного регионального развития, а также финансовые инструменты, используемые при этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCITEMENT OF THE REGIONAL DEVELOPMENT BASED ON THE ECONOMIC AREAS FOUDATION

Principle ways of economic areas foundation both in the world and in Russia to achieve effective regional development alongside with the financial instruments involved are considered in the article

Текст научной работы на тему «Стимулирование регионального развития при помощи организации экономических зон (мировой опыт)»

ЭКОНОМИКА

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОМОЩИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

(МИРОВОЙ ОПЫТ)

Ведмедь И.Ю.

В статье рассматриваются основные способы организации экономических зон в мире и в России для достижения эффективного регионального развития, а также финансовые инструменты, используемые при этом.

INCITEMENT OF THE REGIONAL DEVELOPMENT BASED ON THE ECONOMIC AREAS FOUDATION

I. Yu. Vedmed

Principle ways of economic areas foundation both in the world and in Russia to achieve effective regional development alongside with the financial instruments involved are considered in the article.

Создание особых экономических зон -наиболее эффективная и используемая в мире практика по развитию конкретных территорий. Так, в настоящее время создано около 3000 ОЭЗ в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн. человек. Причем их возникновение началось еще в 30-е годы XX века. Создание зон свободной торговли, получившее широкое распространение в США, предусмотрено специальным законом 1934 года; с точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.

Особенно большое количество свободных торговых зон появляется в мире в 196070-е гг. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур в мае 1973 г. (Киотская конвенция) заложила в основу создания зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с ним зона свободной торговли определялась как часть территории страны, в которой товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. Это достигалось взаимодействием различных финансовых инструментов: налогообложе-

нием, таможенным режимом, банковской деятельностью, имущественными отношениями, предоставлением концессий, гарантии прав инвесторов.

В 1970-80-е гг. в мире и особенно в развивающихся странах распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Определение экспортно-производственных зон дает Всемирный банк (1992) - это встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспорто-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ, режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование.

В настоящее время в мировой экономике существует до двадцати пяти разновидностей экономических зон, среди которых наиболее распространенными являются: свободные таможенные зоны; свободные экономические зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; беспошлинные экспортно-производственные зоны; свободные производственные зоны; зоны экономического благоприятствования; пред-

принимательские зоны; зоны совместного предпринимательства; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; технико-внедренческие зоны; научно-промышленные парки; оффшорные зоны; международный оффшорный финансовый центр; свободные банковские зоны; эколого-экономические регионы; туристские центры.

Специальные таможенные зоны - одна из простейших форм экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Специальные торгово-промышленные зоны представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Зоны технико-внедренческого развития используют современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Близким по организации и особенностям функционирования являются зоны развития новой и высокой технологии. Наибольшее число таких находится в США, Японии, Китае. Они ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции.

Согласно исследованию Организации по международному развитию при ООН (ЮНИДО), современными факторами привлечения финансовых средств в национальную экономику стран мира являются: в меньшей степени традиционные факторы (богатая ресурсная база, изобилие дешевого труда), в большей степени развитая финансовая инфраструктура, компетентная бюрократия, устойчивая политика макроэкономической стабилизации, проработанная система финансовых стимулов.

В мировой экономике используется два альтернативных метода создания свободных зон. Первый - это создание в соответ-

И.Ю.

ствии с государственной программой и на бюджетные средства (Китай, Южная Корея). Во втором случае (он распространен чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

Анализ результатов деятельности особых экономических зон показывает, что привлечение инвестиций в ОЭЗ невозможно без организации системы финансирования проектов и компаний. К ее созданию привлекаются ведущие банки. Одним из основных источников формирования инвестиционного потенциала является венчурное финансирование. Необходимые для его развития финансовые ресурсы могут быть аккумулированы с помощью специализированных фондов, создаваемых бизнес-структурами при участии государственных и муниципальных органов власти.

Можно выделить общие финансовые инструменты для особых экономических зон, которые используются в мировой экономике: таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций; налоговое стимулирование - порядок исчисления налоговой базы, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, пониженный уровень налоговых ставок, постоянное или временное освобождение от налогообложения, предоставление налоговых кредитов; финансовые преференции, в том числе государственные субсидии, предоставляемые в прямом виде - за счет бюджетных средств и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д (табл. 1).

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Формы стимулирования регионального развития через организацию экономических зон

(мировой опыт)

Место (название) Дата образования Финансовые инструменты Нефинансовые инструменты и ограничения Полученный результат

КНР ОЭЗ (пять) Гуандун и Фуцзянь (3 и1) остров Хайнань зоны технико-экономического развития (более 50) специальные таможенные зоны (13) Особый статус "Новый район развития Пудун" (Шанхай) в конце 70-х годов апрель 1988 г. Иностранные инвесторы пользуются таможенными и налоговыми льготами на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления производится около 3% ВВП страны, доля ОЭЗ в экспорте 13%, в иностранных инвестициях 20%. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% продукции. Позволяют приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать методы управления производством, получать информацию о положении на мировых рынках, повышать уровень подготовки кадров.

Инновационные сети и кластеры в Южной Корее Конец 90-х Правительство поддерживает технологические компании, которые тесно сотрудничают с высшей школой, НИИ и частными фирмами. Корпоративные исследовательские центры, сетевое взаимодействие с НИИ. Партнеры малых инновационных фирм - университеты (39%), гос. лаборатории (20%), нац. корпорации (35%), иностранные фирмы (6%).

Сингапур Программа поддержки технологических инвестиций ТИ Страхование возможных убытков от инвестиций начинающих компаний. TII выпускает сертификат для инвесторов на инвестиции свыше 3 млн. долл., они могут вычесть потери от инвестиций из налогооблагаемого дохода. Статус не более 5 лет.

Мексика свободные экспортно-производственные зоны, "макиладорас" 90-е годы предоставление иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт практически основной рычаг экономического роста

Испания свободные экономические зоны (4) в г. Барселоне; в г. Кадис и г. Виго и на Канарских островах различные таможенные, налоговые и экономические льготы расположены в районах крупных портовых городов, промышленный полигон, "свободный склад" и "зона свободной торговли"

Гана экспортные промышленные ОЭЗ 1995 год Сектор ОЭЗ Ганы является полностью частным, компания может относится к компаниям внутри ОЭЗ, если она экспортирует более 70% продукции Товары, передвигающиеся между свободными зонами и другими странами, освобождаются от действия законов об импорте/экспорте, а также от прямых и косвенных налогов и сборов. Инвесторы и наёмные работники освобождаются от двойного налогообложения. Предприятия на 10 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, после этого гарантируется максимальный размер налога на прибыль не выше 8%, держатели акций освобождаются от уплаты налогов на дивиденды. Инвесторам разрешается открывать в Гане валютные счета. Гарантируется беспрепятственный перевод прибыли за границу, процентов от капиталовложений, оплаты торговых сделок, кредитов и соглашений по продаже технологий. ориентированы на выпуск экспортной продукции, на привлечение зарубежных инвестиций роль государства ограничена регулированием, корректированием и облегчением процедур деятельности: обеспечением юридической поддержки и физической инфраструктуры. Национальные и иностранные инвесторы наделяются равным статусом в пределах ОЭЗ, предоставляется тем и другим право 100% владения предприятиями. Предоставляется гарантия, что собственность, находящаяся в ОЭЗ, не будет национализирована и экспроприирована.

США SBIR Государство вкладывает в малые фирмы до 850 тыс. долл., до 4 лет За 5-9 лет продукт развивается до коммерческого

Франция ANVAR 1979 год Правительственное агентство с промышленно-коммерческим статусом. Ежегодный бюджет 215 млн. евро. Беспроцентный заем на 5-6 лет, при успехе - возврат, покрывает до 50% затрат, предоставление грантов до 38000 евро Поддержка для 22 000 компаний, профинансировано 34 000 инновационных проекта, стоимость 3,13 млрд. евро. Возвращается 40-50% кредитов.

Фонд Чили 1976 год Сделка между правительством и компанией ITT, начальные инвестиции 50 млн. долл. Фонд - частная коммерческая организация с государственным финансированием (инкубация инновационных компаний в нишах технологий среднего уровня). Источники финансирования - гос. бюджет на НИОКР, средства частных компаний и лиц, собственные ресурсы. Создание инновационной управленческой команды, диверсификационная структура бизнеса, венчурное предпринимательство Доля самоокупаемости проектов -87%, за 20 лет создана 61 фирма, 2/3 из них проданы на рынке.

Израиль Программа поддержки высокотехнологичных компаний Yozma 1993 год Государственная инвестиционная компания выступает как фонд фондов, ее капитал вложен в 10 ИФ, у правительства 40% пакет акций - 100 млн. долл. + 150 млн. долл. От частного сектора. Параллельно - программа инкубаторов при крупных ВУЗах, финансируемая государством. Профессиональные венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, совет директоров из представителей государства. Методика и принципы инвестирования - от американских и европейских компаний. Юридическая и техническая поддержка на срок до 2 лет. За 2 года выросла капитализация инновационного сектора с 256 млн. долл. до 2,9 млрд. долл. Число технологических компаний - более 4 тыс. 23 инкубатора, гранты до 150 тыс. долл. Инкубаторы выпустили 735 компаний.

Канада Программа содействия промышленным исследованиям 1ИЛР 90-е годы 150 млн. долл. в год, до 5 лет. Стратегический доступ предприятий к информации, ресурсам. Поддержано более 4300 проектов, малые фирмы имеют на 2-% высокий уровень выживаемости.

Ведмедь И.Ю.

Швеция Шведский фонд промышленного развития IDF Кредитование и прямые инвестиции в малые фирмы, оборот до 400 млн. шведских крон. Проекты не менее 4 млн. шведских крон. Кредит покрывает до 50% стоимости. Конвертация кредита в акции компании. Специальная правовая среда Инвестиции более, чем в 300 компаний, акций на сумму 390 млн. евро, инвестиции на сумму 210 млн. евро.

Финляндия Финский национальный фонд исследований и развития SITRA Независимый государственный фонд, финансирует венчурным способом в обмен на долю акций от 15 до 40%, на суммы от 200 тыс. до 2 млн. евро. Ежегодные инвестиции 50 млн. евро. Около 70 копаний, участие в 6 региональных фондах.

Великобритания свободные зоны и зоны предпринимательства 1991 г. Товары, произведенные вне стран - членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС Импортные пошлины и НДС взимаются и уплачиваются лишь, если товары вывозятся из СЗ на рынок стран ЕС, включая Великобританию, или используются либо потребляются непосредственно в зоне. В СЗ не применяются какие-либо другие налоговые льготы, включая местные. Под зоной предпринимательства понимается определенная Правительством на срок 10 лет ограниченная территория, в целях стимулирования экономической деятельности и на которой наблюдался значительный спад экономической активности (30). Освобождение от корпоративного и подоходного налогов средств, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и др. виды услуг). Освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов. заявки от фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС; создание таможенных складов).

Бразилия Манаус Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ "Манаус" Фактически СЭЗ "Манаус" была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67 зона свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г. Устранены глобальные годовые ограничения импорта, образован Международный торговый порт СЭЗ "Манаус". Освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ;- освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне; - освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет; - освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт; - освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ; -выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов. Стратегические задачи: - использовать возможность привлечения инвестиций; - привлекать частных инвесторов. Добиваться признания регионального, а также международного статуса СЭЗ как одного из путей привлечения инвестиций. Стимулировать вложения в создание инфраструктуры "Манаус" как частных, так и государственных инвесторов. Контролировать промышленный парк СЭЗ "Манаус". Повышать коммерческую активность по развитию сферы услуг.

Латвийская Республика Четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны Закон о Вентспилсско м свободном порте (принят Сеймом 19 декабря 1996 обнародован Президентом ЛР 3 января 1997 г.); Закон о Рижском свободном порте (принят Сеймом 9 марта 2000 г. обнародован Президентом ЛР 28 марта 2000 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)). I. Льготы по косвенным налогам: НДС 0-процентной ставкой НДС облагаются: товары, которые поставляются предпринимательскому обществу ОЭЗ, лицом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, а также товары, которые экспортируются с территории свободной зоны и т.д. Освобождаются от акцизного налога: - нефтепродукты, которые поставляются предпринимательским обществам ОЭЗ, управлениям ОЭЗ, пока нефтепродукты находятся на территории свободной зоны предпринимательских обществ ОЭЗ; Налог на недвижимое имущество Предпринимательское общество ОЭЗ в отношении имеющегося в его собственности, владении или пользовании недвижимого имущества, находящегося на территории ОЭЗ, имеет право применять скидку по налогу на недвижимое имущество в размере 80% от исчисленной (без применения других скидок) суммы налога. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет)

ЭКОНОМИКА

Италия таможенные зоны, наиболее крупная из которых - зона свободного порта г. Триеста ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги; при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке; используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций. владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления; - товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время; для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие операции с товаром; для осуществления промышленной переработки товара требуются разрешения таможенных органов, связанные с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от обычного режима временного импорта при осуществлении таких операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей на всю партию товара, ввезенного в режиме временного импорта;

Япония Сакаиминато предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое регион, развиваемый в рамках законодательства "по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций"

Россия особые экономические зоны технико-внедренческого типа промышленно-производственные зоны туристско-рекреационные портовые особые экономические зоны г. Красноярск, г. Ульяновск, порт Советская Гавань /Хабаровский край/ 22.07.2005 2 июня 2008 Снижение издержек резидента ОЭЗ до 20% за счет налоговых и таможенных льгот + государственное финансирование инфраструктуры: режим свободной таможенной зоны (иностранное оборудование размещается и используется без уплаты таможенных пошлин и НДС, отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции), освобождение от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога, ставка налога на прибыль 20%, полное освобождение от уплаты транспортного налога, в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применяется специальный коэффициент (не выше 2), расходы на научные исследования, признаются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, сняты ограничения по переносу убытков снижение административных барьеров - Резидентами не могут быть некоммерческие организации и унитарные предприятия; - Резидент должен быть зарегистрирован на определенной территории, не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами; - Резидент не вправе передавать свои права и обязанности по ведению деятельности и договору аренды земельного участка другому лицу; - резидент - арендатор земельного участка, не вправе сдавать его в субаренду, предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал; Цели создания с точки зрения государства Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала. Развитие экспортной базы. Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Также имели место неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода зон не увенчались успехом, многие из них перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести политические причины, продиктованные общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий, а также финансовые причины -чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство, наличие многочисленных процедур.

Используя собственный неудачный опыт

создания экономических зон, а также опыт их создания в мире, в России была предпринята вторая попытка использования этой финансовой стратегии регионального развития.

В настоящее время в России в соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ действует ряд ОЭЗ следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

Основной финансовый стимул для развития этих территорий - это снижение издержек резидента ОЭЗ до 20% за счет налоговых и таможенных льгот, а также государственное финансирование инфраструктуры.

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ в России. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. Указом Президента 5 октября 2009 года упразднено Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Правопреемником РосОЭЗ стало Министерство экономического развития РФ, в ведении которого ранее и находилось Агентство и которому теперь переданы все его функции, в том числе: отбор заявок на создание особых экономических зон, мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ, регистрация резидентов особой экономической зоны, контроль за выполнением ими соглашений о ведении промышлен-но-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Особый режим предпринимательской деятельности, реализуемый в ОЭЗ, открывает значительные перспективы для сотрудничества между государством и бизнесом. Одно из важнейших условий успешной реализации государственных программ - это создание в ОЭЗ полного комплекса объектов инфраструктуры, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета. Задача по осуществлению этого условия в совокупности с рядом функций по управлению и эксплуатации объектов ОЭЗ возложена на ОАО «Особые экономические зоны», полный пакет акций которого находится в государственной собственности.

Кроме того, предпринята попытка создания прорывного инновационного региона в России. Так, Указ Президента от 11 февраля 2010 года запустил работу над проектом Центра науки и разработок «Сколково». В Сколково введены нулевые налоги: на

И.Ю.

прибыль, на имущество организаций, земельный, транспортный, НДС. При этом сохранятся обязательные страховые взносы в размере 14%. С 2011 г. проект получил отдельную строку в бюджете: объем финансирования на 2,5 года может составить 5060 млрд. рублей. Для управления территорией образован фонд (некоммерческая организация), который учредили Российская академия наук, Роснано, Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, собственник земли (государство через Фонд содействия ЖКХ), а также некоммерческая организация, которую образуют вузы.

В целом сравнительный инвестиционный потенциал ряда регионов в части иностранных инвестиций позволяет рассчитывать на реализацию эффективных проектов, направленных на эксплуатацию природных ресурсов, и международное сотрудничество. Это возможно осуществить благодаря значительной государственной поддержке регионов на начальном этапе в виде создания особых экономических зон сроком на 20 лет и создания предпосылок развития на принципах самофинансирования в более дальней перспективе.

По всему миру свободные экономические зоны имеют ряд общих черт развития. Во-первых, они имеют тенденцию к расширению своих границ и укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. Кроме того, они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых, особый режим управления СЭЗ становится все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ. В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-

ЭКОНОМИКА

четвертых, на первый план выдвигаются СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработкой новой и высокой технологии. Достаточно эффективно привлечение к страхованию региональных инвестицион-

ных рисков Международного инвестиционного гарантийного агентства (МИГА), членом которого является Россия. МИГА предоставляет страхование под политические риски максимально на 15 лет при совместных инвестиционных проектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики. // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. №9 (сентябрь).

2. Островский А. Китай. Особые экономические зоны - удачный социально-экономический проект. // Человек и Труд. 2004. №6.

3. Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России. - Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. №7.

4. Российский союз промышленников и предпринимателей: «Об актуальных вопросах развития и оптимизации функционирования особых экономических зон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.