К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И.А. Ашмаров, канд. экон. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Одной из главных точек экономического роста любой страны, и Россия здесь не является исключением, является стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе привлечение внешних инвестиций. Государство должно сформировать благоприятную для инвесторов среду и систему экономических отношений и институтов, чтобы развитие национальной экономики не испытывало наблюдаемого сегодня дефицита капиталов. В статье проанализировано текущее положение дел в инвестиционной сфере нашей страны, сделаны выводы из мировой инвестиционной практики, позволяющие усовершенствовать российский опыт
Непременным условием достижения стабильного экономического роста и повышения уровня и качества жизни в России является включение страны в мирохозяйственные связи, прежде всего, в международную инвестиционную деятельность, которая в условиях глобализации становится системообразующим фактором развития национальной экономики. Оставаясь в мировом хозяйстве в качестве поставщика энергоресурсов и потребителя готовой продукции, Россия не может противостоять экономической экспансии зарубежных стран и эффективно включаться в процессы экономической, особенно инвестиционной, интеграции. Поэтому вопросы, связанные с инвестиционным делом в нашей стране, и ролью государственных ин-статутов в регулировании инвестиционной деятельности, являются одними из самых актуальных вопросов, как для отечественной науки, так и для деловой практики.
Немного истории. Процесс становления и развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации прошёл несколько этапов: первый этап — 1991-1998 гг.; второй этап — 1999-2008 гг.
Серьёзные ошибки и просчёты, допущенные на первом, начальном этапе рыночных реформ в России, негативно сказались на инвестиционной деятельности всех хозяйствующих субъектов, что выразилось в спаде объёма инвестиций в реальный сектор экономики. Важную роль в повышении инвестиционной привлекательности России, сыграла деятельность по совершенствованию и модернизации нормативно -правовой базы для инвесторов, в том числе иностранных, которая заметно активизировалась во второй половине 1990-х гг.
Произошедшие в национальной экономике качественные изменения позволили мировому сообществу признать Россию страной с рыночной, то есть открытой экономикой, ориентированной на мировой рынок. Очевидно, что после преодоления текущего мирового финансово-экономического кризиса начнётся следующий - третий этап, который будет началом нового витка развития инвестиционной деятельности в нашей стране.
Подытоживая результаты переустройства российской экономики за годы проведённых реформ,
нельзя не заметить того, что она приобрела новые современные черты, характерные для наиболее развитых экономик стран мира. Преобразования российской экономики создали новые условия для осуществления инвестиционной деятельности и сформировали новый тип воспроизводства, а именно — расширенное воспроизводство.
На втором этапе, который длился до начала мирового кризиса осенью 2008 г., происходили позитивные сдвиги в инвестиционной деятельности, особенно в высокодоходных областях национальной экономики. Этому способствовала благоприятная внешняя конъюнктура на мировых рынках, принятие государством федеральных программ (например, государственной поддержки малого предпринимательства), а также региональных программ поддержки ведущих отраслей экономики, целевых программ жилищного строительства и т. д.
Пока российская экономика находилась на подъёме, происходил значительный прирост так называемых прочих инвестиций — займов посредством синдицированного кредитования. Основными заёмщиками синдицированных кредитов (среднесрочных кредитов, предоставленных международным банковским синдикатом (объединением банков) одному заёмщику) традиционно выступали нефтегазовые и сырьевые компании: Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, РУСАЛ, ТНК-ВР, а также крупные российские банки: Сбербанк России, Альфа-Банк, Банк Москвы, структуры ВТБ. В сентябре 2006 г. международное агентство «81аМа^&Роог’8» присвоило суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации «ВВВ+», «прогноз стабильный», что в целом увеличило привлекательность России для западных инвесторов и кредиторов. Повышение кредитного рейтинга России позволило отечественным крупным «игрокам» взять в долг уже по «новым расценкам». Только за 2006 год российскими заёмщиками было привлечено около 50 млрд. долларов в виде синдицированных кредитов. Таким образом, происходило увеличение уровня корпоративного долга в целом и особенно долга компаний, контролируемых государством. Сохранялась зависимость российской национальной экономики от сырьевого сектора, который всегда требует крупных капи-
таловложений в развитие производственной базы и т. д. [7]. В течение всего этого периода государственное регулирование инвестиционной деятельности в России имело чисто номинальное значение, и не было явно выраженным.
Вообще государственное макроэкономическое регулирование присутствует в каждой стране, но имеет определённые особенности, так сказать, национальную специфику, присущую каждой экономической системе. Госрегулирование включает набор мероприятий: прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, финансовый и налоговый учёт и контроль. Государство сохраняет в своём арсенале и такой мощный инструмент регулирования экономики, как национализация частных компаний. Наглядный тому недавний пример — покупка активов нефтяной компании «ЮКОС» компанией с госучастием «Роснефть».
Цель государственного регулирования — придать объективно идущим процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, а также отстаивать государственные, общественные интересы и интересы отдельных граждан.
Основным принципом государственного регулирования экономики должно быть такое воздействие на социально-экономические процессы, в том числе инвестиционную деятельность, которое не разрушает рыночные основы, обеспечивает сбалансированный рост экономики и благосостояние всего населения страны. (Это в какой-то мере сродни медицинской заповеди «не навредить»).
Воздействие государства на инвестиционную деятельность осуществляется с помощью совокупности административных и экономических методов.
1. Под административными методами управления понимают способы и формы прямого воздействия на инвестиционный процесс, в основе которых лежит нормативное администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху, а также санкции.
2. Экономические методы представляют собой способы и формы косвенного воздействия на участников инвестиционного процесса через механизмы реализации их экономических интересов. Сюда относятся: цены, налоги и налоговые ставки, размер ссудного процента, создание благоприятных условий для инвестирования, в том числе организация и открытие свободных (особых) экономических зон и др.
Наглядным подтверждением интенсификации инвестиционной деятельности при непосредственном участии и руководстве государства может служить практика учреждения Особых экономических зон (ОЭЗ) в России. Например, в 2006 г. была создана
ОЭЗ «Липецк» промышленно-производственного типа для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В текущем 2009 г. происходит увеличение площади ОЭЗ «Липецк» в два раза до 20 кв. км, так как интерес инвесторов к федеральной зоне вырос, несмотря на кризис. Сегодня в ОЭЗ зарегистрированы и реализуют свои проекты пятнадцать предприятий-резидентов с объёмом заявленных инвестиций, превышающим 45 млрд. руб. [4]. Государственным регулятором этого направления содействия инвестициям выступает Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, имеющее территориальные управления в субъектах Российской Федерации.
Для современной экономики смешанного типа, сложившейся в большинстве развитых стран мира, наиболее характерны экономические методы государственного регулирования, особенно инвестиционной деятельности. Бизнес-практика показывает, что эффективное управление инвестиционной деятельностью на макроуровне в значительной мере обеспечивается посредством программно-целевого подхода к решению инвестиционных проблем. Важным моментом в разработке государственных программ является гармоничное сочетание общегосударственных интересов и коммерческих интересов частных инвесторов, «создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства», создание благоприятного инвестиционного климата.
Общеправовую основу государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система законодательных и подзаконных актов, содержащих нормы, прежде всего, гражданского, административного и финансового права. Наличие нормативно-правовой базы — необходимое условие эффективного государственного регулирования инвестиций.
Традиционно базовой отраслью в системе законодательства, регулирующей инвестиционную деятельность как имущественные отношения равноправных сторон (физических и юридических лиц) и как одну из составляющих разновидностей предпринимательской деятельности в целом, является гражданское законодательство. Гражданский кодекс РФ, определяя основные начала российского гражданского законодательства, устанавливает, что:
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обес-
печения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора;
3. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории России;
5. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и пр.
Гражданский кодекс РФ устанавливает также, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников [1].
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения различных видов работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом наряду с регулированием хозяйственной деятельности и имущественных отношений с участием российских физических и юридических лиц, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что правила и нормы гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных субъектов: граждан, лиц без гражданства.
Институты государственной власти, осуществляющие регулирование инвестиционной деятельности
в России, формируют национальную институциональную систему инвестиционных отношений. Сюда относятся:
1. Правительство Российской Федерации как центральный орган исполнительной власти, вырабатывающий основы макроэкономической финансовой и инвестиционной политики;
2. Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) как институт валютного регулирования и валютного контроля, играющий важнейшую роль в регулировании инвестиционной деятельности;
3. Федеральная Таможенная служба (ФТС РФ);
4. Российский фонд федерального имущества (РФФИ);
5. Администрации субъектов РФ и муниципалитеты и т. д.
Функции, осуществляемые в сфере регулирования инвестиционной деятельности органами государственной власти, весьма разнообразны и варьируют от разработки общих принципов инвестиционной политики до конкретных мероприятий в сфере валютного и налогового контроля и т. д.
Государство оказывает прямое и косвенное регулирующее воздействие на инвестиционную деятельность в следующих основных формах:
1. Административное, или прямое, государственное регулирование инвестиционной деятельности;
2. Общеэкономическое, или косвенное, государственное регулирование инвестиционной деятельности: финансово-кредитное и валютное регулирование инвестиционной деятельности; фискально-налоговое регулирование инвестиционной деятельности, в том числе инвестиционный налоговый кредит и др.
3. Национальное нормативно-правовое регулирование посредством издания законов и нормативно -правовых актов;
4. Международно-правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Институты государственной власти применяют разнообразные формы контроля за реализацией инвестиционных проектов в рамках государственных программ:
1. Административный контроль. Осуществляется администрациями, министерствами, ведомствами, комитетами, в задачи которых входит разработка и утверждение ведомственных документов;
2. Банковский контроль. Контроль со стороны центрального банка за целевым использованием государственных кредитов коммерческими банками;
3. Финансовый контроль. Министерство финансов РФ контролирует предоставление финансовых ресурсов исполнителям в сроки и объёмах, утверждённых программой. Федеральное казначейство регулирует целевое и рациональное использование
бюджетных средств, направляемых на бюджетные инвестиции.
Государство выступает не только в качестве глобального регулятора инвестиционной деятельности, но и в качестве одного из основных субъектов инвестирования. Госзакупки и госинвестиции способствуют стабилизации и расширению спроса, как со стороны государства, так и со стороны населения (спрос на жильё, потребительские товары и т. д.). Это — наиболее действенные механизмы государственного стимулирования спроса на внутреннем рынке, обоснованные в своё время английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883-1946). Госзаказ — это гарантированный рынок сбыта для отечественных предприятий, которые в результате гарантированного спроса со стороны государства получают возможность увеличить объём производства в рамках государственной политики импортозамещения. Общая сумма федеральных закупок в 2009 г. составит около 2 трлн. руб. Другой механизм стимулирования спроса — госинве-стиции, доля которых в общем объёме инвестиций в текущем году возрастёт до 25%. Эти средства будут направлены на строительство инфраструктуры, объектов социальной сферы, дорожное строительство, стимулирование рынка жилищного строительства [4].
«В целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории Российской Федерации инвестиционных товаров Правительство Российской Федерации вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления» [2].
Привлечение и функционирование иностранных инвестиций в Российской Федерации к настоящему времени регулируется довольно широким спектром нормативно-правовых документов, которые можно с определенной степени условности разбить на четыре основные группы: международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия; базисные нормативные акты общефедерального характера; нормативные документы, непосредственно регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России, в том числе подзаконные акты федеральных министерств и ведомств, и, наконец, различного рода региональные нормативные акты, об инвестиционной деятельности на территории субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация является участницей ряда международных договоров, конвенций и соглашений, которые направлены на защиту, поощрение, гарантии и т. д. взаимных инвестиций.
Многосторонние соглашения. К примеру, Вашингтонская Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами была подготовлена при участии Всемирного банка и действует с 1966 г. Конвенция предусматривает создание Международного Центра по Урегулированию Инвестиционных Споров при МБРР в Вашингтоне (International Center for the Settlement of Investment Disputes - ICSID). Число госу-дарств-участников Конвенции близко к 100, и в случае возникновения разногласий между ними и действующими на их территориях иностранными инвесторами последние могут не прибегать к защите государства своего происхождения, а обратиться в Международный Центр. Россия подписала Вашингтонскую Конвенцию в 1992 г.
Другим важнейшим документом является Сеульская Конвенция 1985 г., вступившая в силу в 1988 г. Благодаря этому документу система частного и государственного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. Согласно Сеульской Конвенции, создано Многостороннее Агентство по Гарантиям Инвестиций (МАГИ). В функции Агентства входит заключение договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергнуться инвестиции стран-участниц Конвенции. Агентство также может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны-участницы Конвенции, которые рассматриваются как развивающиеся для целей этой Конвенции. Россия подписала и ратифицировала Конвенцию в 1992 г.
Двусторонние соглашения. Среди таких соглашений — соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций. По типовому проекту таких договоров в последние годы Россией были подписаны соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией. Подготовлены также (взамен устаревших) соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, а также с Норвегией, Швецией, Австралией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого, Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным ещё во время СССР.
Другими соглашениями в этом ряду следует назвать нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с
которыми Россия заключила такие соглашения — Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и другие (всего более 70 государств).
Документы общефедерального характера в большинстве своем не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако, очевидно, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь должна подчиняться именно им. Среди документов такого типа — Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и многие другие.
Действие этих документов в отношении иностранного капитала можно проиллюстрировать следующим образом. Так, в Гражданском кодексе даются определения основных организационно-правовых форм, которые могут принимать субъекты хозяйственной деятельности в России, в том числе и предприятия с иностранным капиталом. Для последних на сегодняшний день наиболее приемлемыми являются хозяйственные общества — общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.
Налоговый кодекс России содержит статьи, определяющие порядок предоставления хозяйствующим субъектам налогового кредита, порядок уплаты налогов участниками соглашений о разделе продукции. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» содержит норму, согласно которой предприятиям с иностранным инвестициями может предоставляться ряд льгот при перемещении ими товаров через таможенную границу России и т. д. К документам, напрямую регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов, работающих на территории Российской Федерации, относится наибольшее число документов, среди которых: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств — инструкции, приказы, письма, циркуляры и т. д. Цель и задача последних состоит, главным образом, в детализации, разъяснении и/или уточнении механизма действия статей законов, указов и постановлений, носящих, как правило, общий констатирующий характер.
Основными инструментами региональной политики привлечения иностранного капитала являются разработка собственных программ внешнеэкономиче-
ского и в том числе инвестиционного сотрудничества, презентация конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства, проведение специализированных инвестиционных выставок в странах - потенциальных партнерах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных, предоставление инвесторам и отдельным проектам специальных льгот и т. д.
Во многих субъектах Российской Федерации действует собственное инвестиционное законодательство (в пределах предоставленной компетенции), способствующее улучшению предпринимательского климата, созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Основными мерами при этом являются такие, как освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий; отсрочка налоговых, арендных и иных платежей; предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др.
В июле 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Рассматриваемый закон регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации, в том числе образовательные, благотворительные или религиозные, настоящим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях.
В законе специально вводится понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это — проекты, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и которые могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций, составляющим не менее 1 млрд. руб. (или эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ); проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб.
Один из приоритетных инвестиционных проектов в России реализует американская компания «Pep-siCo», которой принадлежит пять заводов по розливу прохладительных напитков, производству чипсов и соков. Год назад состоялась сделка по приобретению 100% голосующих акций ОАО «ЭКЗ «Лебедянский». Это — самое крупное приобретение, которое компа-
ния «PepsiCo» когда-либо делала за пределами США. В процессе реструктуризации общества был выделен соковый бизнес, теперь принадлежащий «PepsiCo», и бизнес детского питания и воды, базирующийся в ОАО «Прогресс». Год работы определил дальнейшую стратегию компании: в течение ближайших трёх лет «PepsiCo» планирует инвестировать в Россию 1 миллиард долларов [6].
Таким образом, огромные возможности для привлечения иностранных инвестиций раскрываются для России не только в Москве и Московской области, но и в других регионах, например, в Липецкой области.
Правительство России определяет порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов, а также осуществляет контроль за их исполнением иностранными инвесторами и предприятиями с их участием. Поэтому формирование инвестиционных проектов в рамках государственных программ развития выступает одним из важнейших направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в России. Их отбор проводится по определённым критериям, среди которых наиболее важными являются следующие:
1) эффективность затрат;
2) социальная значимость проектов (снижение социальной напряженности в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест, целевой поддержки лиц, потерявших работу, их обучение и переквалификация, финансовое и ресурсное обеспечение деятельности предприятий социальной сферы);
3) рентабельность инвестиций;
4) уровень инвестиционного риска (для снижения степени риска долгосрочного вложения капитала частных инвесторов предусматривается создание частных страховых компаний, организацию юридической службы сопровождения инвестиционных проектов);
5) возможность укрепления хозяйственных связей в регионе;
6) сочетание территориальных и общегосударственных интересов.
Другим направлением госрегулирования деятельности инвесторов выступает практика предоставления инвестиционного налогового кредита, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога. При этом организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон» [3].
Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляется правовой режим не менее благоприятный, чем таковой для отечественных инвесторов, однако с изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами России. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только федеральными законами из соображений защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, то есть дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды и порядок предоставления льгот устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Особо отмечается, что иностранный инвестор, владеющий не менее 10% доли в уставном капитале (прямой инвестор) и осуществляющий реинвестирование своей части прибыли, в полной мере пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим законом. При этом российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (предприятия с иностранными инвестициями — ПИИ) со дня вхождения в ее состав представителей иностранного инвестора и, соответственно, пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, вытекающими из настоящего закона. В то же время ПИИ утрачивает свой статус со дня выхода иностранного инвестора из его состава (последнего из участников при наличии нескольких), с этого же момента для предприятия прекращается действие предоставлен-
ных гарантий и льгот. Во-первых, в результате разгосударствления и приватизации созданы альтернативные секторы экономики с преобладанием негосударственных форм собственности. Во-вторых, появилась система рынков со свободными ценами, был введен единый валютный курс и осуществлена либерализация сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В-третьих, сформировалась двухуровневая банковская система с широкой сетью коммерческих банков, финансово-кредитных учреждений и появились новые инструменты финансового рынка: ценные бумаги, страховые услуги, векселя и др. В-четвертых, создана налоговая система, адаптированная к рыночным условиям хозяйствования.
Мировая практика, а также опыт рыночного реформирования экономики России позволяют сделать следующие принципиально важные выводы, касающиеся избранной темы:
1) формирование конкурентного рынка невозможно без соответствующего вмешательства государства, поощрения предпринимательства и становления малых предприятий, работающих при относительно малых инвестициях;
2) эффективная рыночная экономика невозможна без государственного регулирования, предупреждения и ограничения чрезмерного «разлива» рыночной стихии путем формирования цивилизованного рынка, исключающего любую форму «дикого либерализма», который чреват деструктивными результатами;
3) антимонопольное законодательство может быть действенным лишь при условии жесткого государственного контроля за его выполнением. В России санкции за нарушение Федерального закона «О конкуренции» в некоторых отраслях промышленности были весьма значительными и способствовали формированию конкурентной среды. Однако в целом степень монополизации производства в российской экономике остается чрезвычайно высокой: по основным видам машиностроительной продукции она достигает 70-100% (например, по мотоциклам — 99,9%);
4) из-за пренебрежения опытом развитых зарубежных стран необходимые рыночные преобразования государственного сектора в России были неоправданно минимизированы, так как проводились посредством одномоментной либерализации всей сложнейшей гаммы внутренних и внешних экономических отношений. При этом без убедительных оснований были абсолютизированы монетарные и другие методы макрорегулирования, что привело к отказу от проведения рациональной инвестиционной, структурной и промышленной политики, а также к непомерному преувеличению роли конкурентного рынка.
В заключение следует отметить, что в настоящее время весьма актуальной является проблема создания в России конкурентной рыночной среды со всей необходимой для инвесторов инфраструктурой. Решение данной проблемы должно осуществляться на основе нормативно обеспеченного, но всё же косвенного государственного воздействия. Для совершенствования инвестиционной деятельности в едином комплексе экономических отношений должны быть и государственные заказы, и качественный антимонопольный контроль и др. В деле привлечения и регулирования инвестиций, особенно иностранных инвестиций в национальную экономику без участия государства не только не обойтись, но, наоборот, бизнесу следует опираться на созданные государством правовые и экономические институты, и как можно более эффективно их использовать в общественных и коммерческих целях. В России исторически сложились давние, сохраняющие и сегодня прочные позиции традиции вмешательства государства в общественную, в том числе экономическую жизнь. В свете последних событий текущего мирового финансовоэкономического кризиса государственному присутствию в современной мировой экономике, в том числе в экономике России, надлежит только укрепляться. В частности, сохраняется тенденция к национализации частных компаний, которая будет способствовать новым сделкам слияний и поглощений в негосударственном секторе экономики.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. Ст. 2.
2. Таможенный кодекс РФ. Ст. 195.
3. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1. Ст. 66-67.
4. Королёв О.П. Россия выйдет из кризиса окрепшей / О.П. Королев // Липецкая газета. 2009. № 123 (23501). С. 1-2.
5. Невейкина Н. В. Приоритеты импортозаме-щения // Липецкая газета. 2009. № 82 (23460). С. 2.
6. Петров В. «Кризис инвестициям не помеха» // Липецкая газета. 2009. № 133 (23511). С. 1-2.
7. Рогов А. Бум на рынке синдицированного кредитования // Чужие деньги. 2007. № 2 (47). С. 5.
э 8-903-850-32-89
Ключевые слова: макроэкономическое регулирование, направления, формы и методы государственного регулирования инвестиций, институциональная система инвестиционных отношений