Научная статья на тему 'Дуализм в привлечении транснационального капитала в экономику принимающей страны'

Дуализм в привлечении транснационального капитала в экономику принимающей страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Николаевна, Фальченко Оксана Дмитриевна

Анализируется зарубежный опыт по привлечению и регулированию транснационального капитала. Систематизированы основные меры и механизмы регулирования иностранного капитала в экономике принимающей страны. Основное внимание уделено изучению зарубежной практики в области привлечения транснациональных корпораций и регулированию прямых иностранных инвестиций (на примере стран БРИК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуализм в привлечении транснационального капитала в экономику принимающей страны»

БОРИСОВА Елена Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 e-mail: kafedra_meo_usue@mail.ru

ФАЛЬЧЕНКО Оксана Дмитриевна

Ассистент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 e-mail: falchenko@gmail.com

Дуализм в привлечении транснационального капитала в экономику принимающей страны

Ключевые слова: иностранный капитал; прямые иностранные инвестиции; транснациональные корпорации; транснациональный капитал; экономика принимающей страны; зарубежный опыт; инвестиционный климат; государственное регулирование.

Аннотация. Анализируется зарубежный опыт по привлечению и регулированию транснационального капитала. Систематизированы основные меры и механизмы регулирования иностранного капитала в экономике принимающей страны. Основное внимание уделено изучению зарубежной практики в области привлечения транснациональных корпораций и регулированию прямых иностранных инвестиций (на примере стран БРИК).

Формирование транснациональных корпораций (ТНК), а также сетей их филиалов по всему миру является одним из важнейших проявлений современного процесса глобализации. Одна из сущностных характеристик транснационализации - движение капитала между странами в различных формах, наиболее предпочтительной из которых считают прямые иностранные инвестиции, приходящие в страну с долгосрочным экономическим интересом.

Перемещение транснационального капитала сопровождается приходом новейших производственных технологий, а также инноваций в области менеджмента и маркетинга. Таким образом, ТНК выполняют функции транслятора научно-технического прогресса (НТП) от центра к периферии, поскольку этот процесс осуществляют, как правило, ТНК, базирующиеся в развитых странах, относительно принимающих стран, выходящих группу развивающихся стран и стран с развивающимся рынком.

Привлечение капитала ТНК в экономику принимающей страны обусловлено тем, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) содействуют экономическому росту регионов, отраслей и страны в целом [1].

Однако необходимо обратить внимание на возможное негативное влияние ТНК на экономику принимающей страны, которое выливается в следующие риски:

• риск диспропорционального развития экономики принимающей страны (например, за счет экспансии ТНК в отрасли, обеспечивающие максимальный доход при минимальных рисках (стратегические, добывающие));

© Борисова Е. Н., Фальченко О. Д., 2010

• риск недобросовестной конкуренции ТНК (например, демпинг);

• риск вытеснения национальных производителей;

• угроза экономической безопасности (риск «захвата» отдельных секторов и отраслей) и т. п.

В результате положительных и отрицательных проявлений деятельности ТНК возникает серьезное противоречие интересов транснационального капитала и принимающих стран. Борьба этих интересов вынуждает правительства стран балансировать, смещая экономическую политику либо в сторону либерализации международного движения капитала, либо в направлении протекционизма и ужесточения мер регулирования. Дуализм в привлечении транснационального капитала принимающими странами проиллюстрирован изменениями, которые были внесены в национальные режимы регулирования за последние семнадцать лет (табл. 1).

Таблица 1

Изменения, внесенные в национальные режимы регулирования в 1992-2009 гг.

[2. С 77]

Показатель Среднегодовые показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

1992- 1994 1995- 1999

Число стран, внесших изменения в свои режимы регулирования 49 66 70 71 72 82 103 92 91 58 55 50

Число изменений в режимах регулирования 95 132 150 207 246 242 270 203 177 98 110 102

Более благоприятные изменения 94 121 147 193 234 218 234 162 142 74 85 71

Менее благоприятные изменения 1 11 3 14 12 24 36 41 35 24 25 31

Очевидны следующие противоречивые тенденции: страны продолжают неуклонно вводить в действие новое законодательство и нормы регулирования, чтобы сделать свой инвестиционный климат более привлекательным для инвесторов (число благоприятных изменений превышает число неблагоприятных), в то же время в последние годы процент негативных изменений в инвестиционных режимах стран в общем количестве изменений растет. Так, в 2000 г. доля негативных изменений в национальных режимах составляла 9% от общего числа изменений, а в 2007 г. - уже 32% (рис. 1).

Исследование изменений в инвестиционных режимах стран Группы 20 (С20), проведенное в период с ноября 2008 г. по июнь 2009 г., свидетельствует о том, что подавляющее большинство мер, прямо и (или) косвенно касающихся инвестиций, не носили ограничительный характер по отношению к ввозу/вывозу ПИИ. Кроме того, большее количество мер было направлено на облегчение притока инвестиций, а также их вывоз. Вместе с тем были приняты меры, которые ограничивают частные иностранные инвестиции в некоторые высокочувствительные сектора или привносят новые требования в отношении прямых иностранных инвестиций, связанные с соображениями национальной безопасности [2].

Исследование международной практики в области регулирования движения транснационального капитала также подтверждает двойственный характер инвестиционной политики, прежде всего принимающих стран. Одновременно принимаются меры с целью дальнейшей либерализации инвестиционной деятельности и ее поощрения,

с одной стороны, и меры по ужесточению режима регулирования инвестиций в интересах экономической безопасности стран - с другой.

2 Более благоприятные изменения - Линейная (более благоприятные изменения)

Н Менее благоприятные изменения ----Линейная (менее благоприятные изменения)

Рис. 1. Изменение национальных инвестиционных режимов в 1992-2009 гг., % к общему количеству изменений1

Внесение изменений в режим регулирования перемещения транснационального капитала позволяет стране улучшить инвестиционный климат, увеличить приток инвестиций и в то же время использовать возможность минимизации негативных последствий от «проникновения» иностранных ТНК в национальную экономику. В табл. 2 мы попытались систематизировать механизмы и инструменты регулирования деятельности ТНК в принимающих странах.

Таблица 2

Инструменты и механизмы регулирования деятельности ТНК в принимающей стране

Механизмы Инструменты регулирования

1. Налоговое регулирование Преференциальная политика в отношении иностранных компаний: предприятие с участием иностранного капитала ставится в более благоприятные условия по сравнению с отечественными предпринимателями в отношении налогов. Применяется в основном развивающимися странами, нуждающимися в иностранном капитале (например, льготное кредитование); национальный режим: предприятия с иностранным капиталом находятся в равных условиях с остальными. Используется в основном в развитых странах. Более того, многие развитые страны не принимают специальное налоговое законодательство для иностранных предприятий

2. Структурное регулирование Выделение ряда отраслей, которые полностью или частично закрыты для иностранных ТНК (например, связь, внутренний водный и воздушный транспорт, атомная энергетика, отрасли, связанные с национальной безопасностью, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, СМИ); баланс власти между центром и регионами

3. Таможенное регулирование Тарифное регулирование (например, освобождение от взимания импортных пошлин при ввозе товаров, необходимых для деятельности иностранной компании на местном рынке); нетарифное регулирование (например, упрощение процедур лицензирования, снятие валютных ограничений в отношении сделок с валютой)

1 График построен по данным табл. 1.

Окончание табл. 2

Механизмы Инструменты регулирования

4. Антимонопольное регулирование Ограничения на слияние и поглощение компаний при участии иностранного капитала

5. Гарантии защиты прав иностранных инвесторов Предоставление государственных гарантий иностранным корпорациям от национализации; страхование имущества иностранного предприятия и отдельных видов рисков предпринимательской деятельности

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой заинтересованы в дополнительных источниках финансирования и развития, которые они могут получить, привлекая иностранные ТНК в свою экономику. Эти страны упрощают процедуру регистрации предприятий, расширяют число отраслей, доступных для иностранного капитала, основывают специальные зоны, где практикуется льготный режим для иностранных инвестиций. Иностранным инвесторам предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Тем не менее, чтобы противостоять массированному притоку иностранного капитала и уберечь отечественных производителей от жесткой конкуренции ТНК, они вынуждены проводить ограничительную политику. Местные органы власти обычно активно участвуют в отборе инвестиционных проектов, отдавая предпочтение тем, которые принесут национальной экономике наибольшую пользу. Эти утверждения можно проиллюстрировать на примере стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая). Приток ПИИ в эти страны быстро увеличивается во многом благодаря проводимым там экономическим преобразованиям по смягчению инвестиционного климата и либерализации инвестиционного законодательства (рис. 2).

2009

2008

2007

2006

2005

2004

2003

2002

2001

2000

125,9

38,7

»95,0

45,1

-# 75,5

■~Ч|25Т0"

^®55Г

Л 20,3 *18,8

тй-*12’9 ——015,1

§72,7

|72,4

*15>4 ---------#18,1

-#60,6

^Щ1

М3,5

-#46,9

^Л2’7з,

----Китай -------Россия .......Индия---------Бразилия

Рис. 2. Приток ПИИ в страны БРИК в 2000-2009 гг., млрд дол. [3]

Безусловным лидером в группе стран БРИК является Китай, затем идут Россия, Индия и Бразилия. На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается рост притока ПИИ в эти страны, и лишь данные за 2009 г. показывают некоторое падение, которое можно объяснить прежде всего последствиями мирового экономического кризиса 2008 г. и ужесточением национальных инвестиционных режимов. В табл. 3

резюмированы основные меры и инструменты инвестиционной политики стран БРИК.

На наш взгляд, особый интерес представляет китайский опыт привлечения транснационального капитала и регулирования ПИИ. Ожидается, что в 2010 г. на долю Китая придется 30% от 250 млрд дол. ПИИ, направленных в развивающиеся страны Азии [2]. В 2009 г. в Китай поступило 95 млрд дол. ввезенных ПИИ, благодаря чему Китай занял 2-е место в мире по притоку ПИИ после США и 1-е место среди стран БРИК [2. С. 4]. Основными побудительными мотивами инвестирования в экономику Китая для иностранных транснациональных корпораций являются:

• низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает ищущие ресурсы инвестиции, а также растущий спрос на китайском рынке, притягивающий ищущие рынки ПИИ;

• возможность участия иностранных инвесторов в процессе приватизации государственных предприятий.

Однако с 1979 г. политика в области регулирования деятельности иностранных компаний на территории Китая претерпела ряд серьезных изменений. Начиная с 2007 г. Китай переходит от количественного подхода в привлечении иностранного капитала к качественному [4]. На сегодняшний день в Китае регулирование деятельности иностранных ТНК идет по двум путям: в рамках политики импортозамещения и в рамках политики стимулирования экспорта.

В рамках политики импортозамещения Правительство Китая выдвигает требования о постепенной локализации производства - использовании местных ресурсов, компонентов (хотя подобные ограничения запрещены ТРИМС). Политика стимулирования экспорта направлена на ограничение конкуренции местных производителей с ТНК. В рамках этой политики в Китае используются налоговые льготы для компаний с иностранным капиталом, определенная доля продукции которых идет на экспорт (налоговые каникулы до 5 лет). Созданы специальные экономические территории: экспортно-производственные или свободные экономические зоны, позволяющие ввозить товары с минимальными пошлинами или вовсе без их уплаты. Правительство, в свою очередь, выдвигает требование обязательного экспорта всей или части продукции, произведенной в таких зонах. Политика стимулирования экспорта направлена, в том числе, на получение новых технологий. Так, в Китае по условиям большого числа инвестиционных проектов иностранный инвестор обязуется передать технологию национальному правительству спустя несколько лет функционирования производства (см. табл. 3).

Исследование российского опыта привлечения иностранного капитала и одновременно способов его ограничения дает следующую картину. В 2009 г. Российская Федерация занимала 6-е место в списке главных объектов приложения инвестиций в мире и 2-е место после Китая по притоку ПИИ среди стран БРИК. Ввоз ПИИ в Российскую Федерацию составил 38,7 млрд дол. в 2009 г. [2. С. 4].

С ноября 2009 г. по июль 2010 г. в экономике России произошел инвестиционный промышленный бум: за этот период начато или запущено 137 крупных инвестиционных проектов (с суммой инвестиций более 20 млн дол.). Номинальная сумма данных проектов составляет 45,7 млрд дол., более 60% из которых - проекты с участием иностранного капитала [5]. Эти данные свидетельствуют об усилении экспансии иностранного капитала в промышленность России: американские, азиатские и европейские ТНК начали закладывать основы своего посткризисного продвижения на российские рынки, непременным атрибутом которого должно стать собственное производство в России.

Повышение интереса иностранных ТНК к российскому рынку связано прежде всего с возобновлением тенденции экономического роста в мировой экономике после мирового финансово-экономического кризиса и с либерализацией политики РФ

Таблица З

Сравнительная характеристика инвестиционных режимов в странах БРИК

Меры и инструменты инвестиционной политики Китай Индия Бразилия Россия

Гарантии защиты прав иностранных инвесторов Установлены законодательством Установлены законодательством Установлены законодательством Установлены законодательством

Режим доступа для иностранных инвесторов Специальный режим для иностранных компаний (приоритет - привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные отрасли)1 Автономный режим - нет необходимости в предварительном одобрении со стороны правительства. Режим предварительного одобрения со стороны правительства (для ряда стратегически важных отраслей) [6] Национальный режим по отношению к иностранному капиталу Национальный режим по отношению к иностранному капиталу (однако существуют изъятия, установленные федеральным законом) [7]

Ограничение доступа иностранного капитала в отрасли национальной экономики Упор делается на привлечении иностранного капитала в сектора с высокой долей добавленной стоимости, а инвестиции в традиционные отрасли запрещаются. Введена система классификации проектов с участием ПИИ на 4 класса (поощряемые, ограничиваемые, запрещаемые, разрешаемые) [4] Полностью закрыты для прямых иностранных инвестиций по политическим причинам и в связи с вопросом национальной безопасности такие отрасли, как розничная торговля, атомная энергетика, лотереи, игорный бизнес и букмекерство, сельскохозяйственная деятельность [6] Участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено (например, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность, авиаперевозки на внутренних линиях, разработка месторождений полезных ископаемых, владение и управление газетами, телевидением, радиостанциями, а также услуги почты и телеграфа, здравоохранения) [8; 9; 10] 42 стратегически важные отрасли, куда ограничен доступ иностранного капитала (производство оружия; изготовление и реализация наркотических веществ; возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические вещества; переработка руд радиоактивных и редкоземельных элементов и драгоценных металлов; услуги связи (кроме сети Интернет); полиграфическая деятельность и т. п.) [7]

Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов Иностранным компаниям предоставляется право беспошлинно импортировать сырье, материалы, оборудование, необходимые для производства. Упрощение процедур лицензирования2 Ряд таможенных льгот для иностранных компаний, работающих в особых экономических зонах (ОЭЗ) (например, освобождение от уплаты импортных пошлин на товары, которое необходимо для целей развития компании). Упрощение процедур лицензирования [11] Программа «ех-&гШ>> (при ввозе капитального оборудования, не имеющего аналогов в стране, импортный тариф взимается по пониженной ставке). Льготы для иностранных компаний, работающих в особых зонах экспорта (освобождение на 20 лет от уплаты таможенного тарифа). Упрощение процедур лицензирования [8] Таможенные льготы по перемещению товаров предприятиями с иностранным капиталом через таможенную границу РФ. Таможенные льготы по товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал. Льготы по международному лизингу [7]

Меры и инструменты инвестиционной политики Китай Индия Бразилия Россия

Налоговое регулирование деятельности иностранных инвесторов Ликвидация налоговых преференций для иностранных фирм и унификация налога на прибыль (с 2007 г.)3 [4] Налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию. Налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в том числе на НИОКР) [6]. Льготный налоговый режим для иностранных компаний, работающих в свободных экономических зонах (СЭЗ) [9] Специальное налогообложение экспорта технологических информационных услуг. Специальные налоговые стимулы для экспортоориентированных компаний с ПИИ при приобретении ими основных средств и оборудования. Специальные налоговые стимулы для компаний, занимающихся производством компьютеров, при осуществлении ими инвестиций в новые технологии. Финансовые стимулы для новых проектов, реализуемых в северных и северо-восточных регионах Бразилии [10]. Налоговые льготы для компаний, работающих в зонах свободной торговли и специальных зонах экспорта Инвестиционный налоговый кредит (по налогу на прибыль и по ряду региональных и местных налогов). Льготы по финансированию иностранными инвесторами капитальных вложений производственного назначения. Налоговые льготы для компаний, работающих в СЭЗ [7]

Режим специальных экономических территорий Режим экспортно-производственных или СЭЗ (таможенные льготы и налоговые преференции) [10] Режим СЭЗ (налоговые и таможенные льготы) [4] Режим зоны свободной торговли (таможенные и налоговые льготы на уровне правительства, штатов и муниципалитетов) [10]; режим специальных зон экспорта (упрощение таможенных и налоговых процедур) [9] Режим СЭЗ - промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые, курортно-рекреационные (налоговые, таможенные, административные льготы для иностранных предприятий) [7]

Отраслевое и секторальное регулирование иностранного капитала Поощрение иностранных инвестиций в ряд отраслей (экспортоориентированные отрасли, производство нового оборудования и материалов с использованием новых технологий, разработка месторождений китайских природных ресурсов, инфраструктура, сельское хозяйство) [4] Поощрение иностранных инвестиций в ряд отраслей (в основном высокотехнологичный сектор) [6] Поощрение иностранных инвестиций в ряд отраслей (автомобильная промышленность, агропромышленный комплекс, инфраструктура, тяжелое машиностроение, компьютерная промышленность и др.) - налоговые и таможенные стимулы [8] Поощрение иностранных инвестиций в ряд отраслей (например, автомобильная промышленность - постепенная локализация производства; инновационные предприятия - налоговые, таможенные, административные преференции) [7]

Меры и инструменты инвестиционной политики Китай Индия Бразилия Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональное регулирование иностранного капитала Пресечение безудержного и неразборчивого стремления к привлечению ПИИ местными органами власти через изменение структурной политики [4] Региональные преференции предоставляются иностранным компаниям, действующим в секторах, куда могут быть привлечены инвестиции с учетом национальных приоритетов [6] Региональные стимулы направлены на поощрение экономического и социального развития отдельных, относительно менее развитых районов страны (льготы на уровне штатов и муниципалитетов) [10] Разработка собственных региональный программ внешнеэкономического, в том числе инвестиционного, сотрудничества (наличие в ряде регионов собственного инвестиционного законодательства). Презентация конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства. Проведение специализированных инвестиционных выставок в странах -потенциальных партнерах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных. Предоставление инвесторам и отдельным проектам специальных льгот и т. д. [7]

Примечания.

1 Это закреплено в промышленной политике КНР (с 2007 г.) [4].

2 Эти требования постепенно ужесточаются для иностранных компаний в традиционных отраслях [4].

3 Сохранение ряда льгот для иностранных фирм, действующих в СЭЗ и открытых прибрежных регионах; сохранение ряда налоговых льгот для фирм, использующих новые технологии.

в области привлечения иностранного капитала. В своем законодательстве Россия последовала общемировой тенденции и провозгласила либеральный режим, согласно которому число секторов и регионов, где прямые иностранные инвестиции ограничиваются, минимально. Российское законодательство предоставляет достаточную защиту и гарантии для иностранных инвесторов, за исключением вопроса о правах собственности, где иностранцы ограничены в правах использования земли (см. табл. 3).

Таким образом, несмотря на то что в России сложилась определенная система регулирования иностранного капитала, на сегодняшний день все же существует ряд проблем, которые мешают получению инвестиций от крупного международного бизнеса. Это прежде всего чрезмерная «зарегулированность» государством экономических отношений, т. е. ситуация, когда реализация любого сравнительно крупного инвестиционного проекта требует поддержки на правительственном или региональном уровне.

По-своему уникален индийский опыт привлечения транснационального капитала и методов его регулирования. Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от таких стран, как Япония, Южная Корея и Китай. В то время как ее азиатские конкуренты делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась страна медленнее, чем соседи. Однако сегодня ситуация начинает меняться. В результате мер по либерализации климата для иностранных инвестиций, предпринимаемых индийским правительством с 1991 г., страна превратилась в одно из наиболее привлекательных мест для ПИИ. В 2009 г. Индия заняла 9-е место по притоку ПИИ в мире и 3-е место среди стран БРИК: в экономику страны поступило порядка 35 млрд дол. [2. С. 4]. Меры по привлечению и регулированию иностранного капитала в экономике Индии представлены в табл. 3. Таким образом, в Индии создана эффективная система привлечения иностранного капитала, основная цель которой - направление потоков ПИИ в развитие национального производства и инноваций (так, в Индии успешно функционирует Бангалорский кластер в области высоких технологий).

В заключение обратимся к бразильскому опыту привлечения и регулирования иностранного капитала. Бразилия традиционно занимает 1-е место среди стран Латинской Америки по притоку иностранного капитала в форме ПИИ и 4-е место среди стран БРИК. В 2009 г. Бразилия привлекла 25,9 млрд дол. ПИИ [2. С. 4]. Обширный рынок сбыта является основным мотивом для инвестирования в экономику Бразилии. Бразилия - пример того, что транснациональный капитал может приходить в страну и без предоставления специальных стимулов, в большей степени благодаря проведению либерализации и структурных реформ, приватизации и дерегулированию. Так, основная часть инвестиций была сделана в форме слияний и поглощений, связанных с приватизацией в таких секторах, как электроэнергетика, телекоммуникации и финансовый сектор.

В целом в Бразилии отсутствуют ограничения, связанные с притоком капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Правительство Бразилии предприняло значительные усилия по созданию либерального режима для ПИИ и привлекательных условий для инвестирования. В стране применяется национальный режим по отношению к иностранному капиталу: налоговые льготы и прочие привилегии предоставляются бразильским правительством и местными органами власти без дискриминации как иностранным, так и национальным фирмам. Однако участие ПИИ в некоторых видах деятельности ограничено или даже запрещено. Кроме того, на сегодняшний день Бразилия - одна из немногих стран, не имеющая агентства, отвечающего за привлечение инвестиций как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Агентство по иностранным инвестициям 1пуе81еБга8П существовало в стране только с 1999 по 2002 г. На сегодняшний день информацию о инвестиционных возможностях в Бразилии предоставляет национальная сеть информации для инвесторов.

Таким образом, политика Бразилии в отношении привлечения ПИИ направлена прежде всего на стимулирование экспорта и развитие НИОКР. К примеру, основными мерами по стимулированию экспорта являются налоговые стимулы (льготы), предоставляемые иностранным ТНК, производство которых ориентировано на экспорт. Кроме того, для развития отдельных отсталых регионов страны разрабатываются программы развития (например, через создание зон свободной торговли или особых зон экспорта). Немалая роль отводится развитию отдельных секторов экономики (автомобильная промышленность, инфраструктура и т. п.).

Исследование привлечения транснационального капитала в экономику принимающих стран и его регулирования правительственными органами выявило двойственную природу данных процессов. Экономически обоснованная и в конечном счете эффективная политика привлечения транснационального капитала должна умело балансировать между либеральными и протекционистскими инструментами при формировании инвестиционных стратегий. Не забывая об экономической безопасности национальной экономики, следует помнить о высокой конкуренции на рынке капитала и необходимости улучшения инвестиционного климата.

Источники

1. Лучко М. Прямые иностранные инвестиции: движение и значение // Экономист. 2003. № 3.

2. UNCTAD World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Режим доступа : www.unctad.org/en/docs/wir.

3. UNCTAD FDI Statistical Database Online. Режим доступа : stats.unctad.org/fdi.

4. Keenan T. An Overview of Foreign Direct Investment Law and Process in China. Min-terEllison, 2009.

5. Лебедев В., Сиваков Д. Деньги есть, ума не хватает // Эксперт. 2010. № 38 (722).

6. Manual on Foreign Direct Investment in India - Policy and Procedures. Режим доступа : www.dipp.nic.in/manual/manual_0403.pdf.

7. Правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа : www.consultant.ru/online.

8. Brazil Tax Guide 2010. Режим доступа : www.pkf.com/site/webdav/site/pkf/shared/ Publications.

9. Cherniak Cyndee Todgham. Do Brazil’s Export Processing Zone Laws Bestow an Illegal Export Subsidy? Trade lawyers. Режим доступа : www.books.google.com.

10. Official website of Manus Free Trade Zone. Режим доступа : www.suframa.gov.br/ publicacoes/site_suframa/english/pagina_05.htm.

11. Background Note Special Economic Zones in India. Режим доступа : www.indosay.jp/ images/3history/speech/20080912/06zone.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.