ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
119
ГА. КАРИМОВА
Гулбахор Абдусаттаровна КАРИМОВА — аспирантка кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ.
В 2003 г. окончила Университет Лидс (Великобритания).
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — финансы, инвестиции.
^ ^ ^
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН* *
Привлечение иностранных инвестиций является одной из приоритетных задач государственного уровня для стран с транзитной экономикой, в частности и для Узбекистана. Иностранные инвестиции способствуют экономическому росту страны, увеличению валютных поступлений, созданию новых рабочих мест и уменьшению уровня безработицы, повышению конкурентоспособности товаров внутренних производителей и др.
За годы независимости Республика Узбекистан предприняла экономические реформы для перехода к рыночной экономике и привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Можно отметить, что Узбекистан имеет благоприятные условия и факторы для развития бизнеса.
В Республике создана система нормативных правовых документов, обеспечивающих привлечение иностранных инвестиций и защиту прав как национальных, так и иностранных инвесторов. Основными законодательными актами являются законы: «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О банкротстве», «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», «О соглашении о разделе продукции». Наряду с этими документами также были приняты указы Президента Республики Узбекистан и постановления Кабинета министров.
Для иностранных инвесторов Республика может быть привлекательна трудолюбивым и гостеприимным народом, удобным географическим расположением, а также обилием природных ресурсов.
Узбекистан занимает 11-е место в мире по добыче природного газа, 3-е место по экспорту и 6-е место по производству хлопка, 7-е место по запасам урана (4 % мировых запасов урана). Также Узбекистан занимает 4-е место по общим запасам и 9-е место по уровню добычи золота.
Созданные в Республике свободные экономические зоны (СЭЗ) также служат для эффективного привлечения и управления инвестиционных ресурсов. В Узбекистане существует 3 СЭЗ: «Навои», «Ангрен» и «Джиззак». В данных СЭЗ действуют особый таможенный режим, особый валютный режим и особый налоговый режим. Инвесторы освобождены от уплаты земельного налога, налога на имущество, налога на прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, освобождены от уплаты таможенных платежей, на завозимое оборудование, а также сырье,
ГРНТИ 06.73.21 © Г.А. Каримова, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Бочарова.
120
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
материалы и комплектующие изделия для производства продукции на экспорт на весь период деятельности СЭЗ [6].
Анализируя инвестиционную политику Республики Узбекистан, нетрудно заметить, что для государства главной целью является повышение инвестиционной привлекательности страны и стимулирование притока иностранных инвестиций.
Хотя существуют эффективные попытки улучшить инвестиционный климат и привлечь иностранные инвестиции в Республику Узбекистан, можно применить мировой опыт для создания более совершенной инвестиционной программы страны. Здесь следует проанализировать методы и инструменты, применяемые в зарубежных странах для привлечения иностранных инвестиций.
Среди развивающихся стран Китай является ярким примером страны, преуспевшей в привлечении иностранных инвестиций. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока иностранных инвестиций за последнее десятилетие в Китай поступило около 25 % от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны [1, c. 3]. Основным побудительным мотивом инвестирования в китайскую экономику является низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает иностранные инвестиции, а также определяет растущий спрос на китайском рынке, притягивающий эти инвестиции.
Правительство Китая предприняло экономические реформы для поощрения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные и капиталоемкие проекты в соответствии с целями промышленной политики страны. Создание СЭЗ вызвало приток иностранных инвестиций, но в то же время создало огромный разрыв в экономическом развитии прибрежных и центральных провинций, а также привело к эффекту так называемого «раундтриппинга» (вывоз и обратный ввоз) инвестиций. Поэтому в 1992 г. была принята новая политика по отношению к иностранным инвестициям, которая сместила акценты со специального режима для иностранных инвесторов в сторону превращения Китая в страну, привлекательную для иностранных компаний.
В рамках данной стратегии Китай предложил инвесторам множество преференций. Все проекты иностранных инвестиций в Китае оценивались и классифицировались в соответствии с каталогом по проектам, связанным с прямыми иностранными инвестициями исходя из четырех категорий: поощряемые, ограничиваемые, запрещаемые, разрешаемые. Приоритет отдавался экспортоориентированным проектам, а также производству нового оборудования и материалов с использованием новых технологий, в том числе проектам, которые были нацелены на разработку месторождений китайских природных ресурсов или использование относительно дешевой рабочей силы.
В конце 2006 г. в Китае была объявлена новая государственная политика, которая предусматривала переход от количественного подхода в привлечении прямых иностранных инвестиций к качественному. Специальный упор был сделан на переход от иностранных инвестиций, направляемых в производство дешевых экспортных товаров и сборочные производства, к инвестициям в сектора с высокой долей добавленной стоимости. Также пресекалось безудержное и неразборчивое стремление к привлечению иностранных инвестиций местными органами власти, а также ужесточались экологические требования к проектам, осуществляемым иностранными фирмами [см.: 3].
Среди развивающихся стран Азии Индия отличается своей либеральной политикой по привлечению иностранных инвестиций. Большинство иностранных инвестиций могут приходить в страну в так называемом автоматическом режиме. На сегодняшний день только несколько секторов экономики Индии полностью закрыты для прямых иностранных инвестиций в связи с проблемой национальной безопасности (например, розничная торговля, атомная энергетика, лотереи, игорный бизнес и букме-керство, сельскохозяйственная деятельность и др.). Иностранные инвестиции, которые поступают в автоматическом режиме, не нуждаются ни в каком предварительном одобрении ни со стороны центрального правительства, ни со стороны Резервного банка Индии (РБИ) [см.: 2]. Инвесторам только необходимо уведомить региональный офис РБИ в течение 30 дней о поступлении финансовых средств из-за границы и послать документы в данный офис в течение 30 дней после покупки акций. При строительстве зданий, водоснабжении, экологической очистке и ряде других видов деятельности необходимо пройти дополнительное согласование на уровне правительства или местных органов власти. В то же время для ряда секторов и видов деятельности прямые иностранные инвестиции могут поступать только после предварительного одобрения со стороны правительства. В данном случае предложение от инвестора рассматривается Советом по содействию иностранным инвестициям
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
121
в определенные сроки по четко установленным процедурам. Как правило, это проекты, которые требуют получения промышленной лицензии, предложения по приобретению доли в существующей индийской компании, функционирующей в финансовом секторе, и др.
Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению иностранных инвестиций, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиций, идущих в Китай и другие динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Результатом проводимых мер стал существенный рост иностранных инвестиций, а в 2001-2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около 10 млрд долл. США [5, с. 6]. Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность. Инвестиции в промышленность составили 38 % от общего объема иностранных инвестиций, 60 % было направлено в сектор услуг (в основном на развитие здравоохранения, оснащение канализации и водоснабжения, а также вывоз мусора).
После азиатского финансового кризиса Корея приняла новую политику стимулирования прямых иностранных инвестиций, которая предусматривала предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты на НИОКР-проекты, освобождение предприятий на определенный период от арендной платы за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли, или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций. Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50 % данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т. д. Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну может служить средством повышения привлекательности Кореи для иностранных инвестиций, правительство создало Офис инвестиционного омбудсмена в дополнение к Агентству по привлечению инвестиций (KOTRA).
Офис инвестиционного омбудсмена помогает иностранным компаниям преодолевать бюрократические препоны и добиваться решения вопросов, изложенных в жалобе. Как правило, жалобы касаются налогообложения и тарифов, регулирования на рынке труда, таможенных процедур и торговли и т. д. В результате предпринятых Офисом усилий уровень удовлетворения или разрешения жалоб вырос с 27,1 % в 2001 г. до 95,8 % в 2007 г. [там же, с. 7]. К тому же сотрудничество между Офисом инвестиционного омбудсмена и государственными органами привело к существенному улучшению законодательства в области иностранных инвестиций.
Если рассмотреть опыт вышеуказанных стран и сопоставить результаты привлечения ПИИ, то можно сделать следующие выводы. С точки зрения зрелости инвестиционного режима среди развивающихся стран Азии и Латинской Америки Индия является одним из лидеров, поскольку инвестиционный режим Индии достаточно либерален и по этому критерию Индию можно ставить в один ряд с европейскими странами. Однако наличие полностью закрытых для иностранных инвесторов секторов свидетельствует о том, что страна еще не может конкурировать с развитыми странами и поэтому сохраняет ограничения на иностранные инвестиции.
Ошеломляющий успех китайской экономики был связан с огромным внутренним потенциалом рынка и низкой ценой ресурсов.
Как можно заметить, единой системы привлечения иностранных инвестиций не существует, каждая страна строит свою схему привлечения инвестиций в зависимости от обстоятельств, условий, наличия природных ресурсов, менталитета народа, спроса и потребления. На основе анализа мирового опыта можно попытаться применить некоторые инструменты и способы привлечения и стимулирования притока иностранных инвестиций в конкретной стране.
В Узбекистане иностранные инвестиции привлекаются путем предоставления налоговых льгот, а также государственных гарантий посредством включения инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу. После 2006 г. включение инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу имеет второстепенный характер, поскольку иностранным инвестиционным проектам предоставляются финансовые льготы. Такие льготы имеют форму преиму-
122
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
щественно долевого участия со стороны правительства Узбекистана, что является убедительным мотивом гарантии защиты для иностранных инвесторов.
В результате активной инвестиционной политики правительства Узбекистана были привлечены иностранные инвестиции на сумму 56 млрд долл. США за период с 1993 г. до 2014 г. [см.: 7] За этот период общая сумма вложенных инвестиций в экономику Узбекистан оценивается в размере 162 млрд долл. США, из них 34 % приходится на иностранные инвестиции, что равно 56 млрд долл. США [там же, с. 8]. Однако, инвестиционную политику Узбекистана можно охарактеризовать как селективную и осторожную, что продиктовано приоритетами сохранения макроэкономической стабильности, устойчивости и высоких темпов развития в долгосрочной перспективе. На наш взгляд, было бы целесообразным применение в Узбекистане такого инструмента привлечения иностранных инвестиций, как финансовая поддержка переобучения и повышения квалификации персонала. В Узбекистане существуют трудоизбыточные регионы, с массой рабочей силы, которая высококвалифицированна, имеет высшее профессиональное образование, но специализируется в невостребованных в настоящее время традиционных отраслях производства Узбекистана. Поэтому меры правительства по финансированию обучения работников будут служить стимулом для инвесторов. С другой стороны, правительство заинтересовано в повышении уровня квалификации работников, и эти вложения послужат развитию кадрового потенциала Республики. Также интересным представляется опыт открытия офиса инвестиционного омбулдсмена. Такая служба будет способствовать уменьшению бюрократических барьеров и улучшению взаимопонимания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ван Гуаншэн. Иностранный капитал в экономике КНР // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». URL: http://www.vasilievaa.narod.ru/ptpu/current/htm/
2. Зарубежный опыт привлечения иностранных капиталовложений. По материалам United States Information Agency. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N09_93/9_19.HTM
3. Китайское информационное агентство Синьхуа. URL: http://www.russian.xinhuanet.com
4. Мисакян М.Н. Привлечение иностранных инвестиций в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 4.
5. Точицкая И. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций: обзор международного опыта и рекомендации для Беларуси. Аналитическая записка [PP/05/2009]. Исследовательский центр ИМП. Минск, 2009. Октябрь.
6. Указ Президента Республики Узбекистан от 02.12.2008 г. № УП-4059 «О мерах по организации деятельности свободной индустриально-экономической зоны “навои”».
7. Uzinfoinvest. URL: http://www.uzinfoinvest.uz