Научная статья на тему 'Применение зарубежного опыта привлечения иностранных инвестиций для совершенствования инвестиционного климата Республики Узбекистан'

Применение зарубежного опыта привлечения иностранных инвестиций для совершенствования инвестиционного климата Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1121
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ОМБУДСМЕН / FOREIGN INVESTMENTS / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / FINANCIAL EXEMPTIONS / AUTOMATIC MODE / INVESTMENT OMBUDSMEN / TAX EXEMPTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Гулбахор Абдусаттаровна

В статье рассматривается зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций на примере стран, наиболее успешно привлекающих иностранные инвестиции. Проводится сравнительный анализ эффективности инвестиционной политики и их особенности в разрезе стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of foreign experience in attracting foreign investments to improve the investment climate of Uzbekistan

In this paper, we consider foreign experience of attracting foreign investment on the example of countries, which had attracted ones’ most successfully. It was explained conclusions of comparative analysing efficiency of investment policy and its features on the example some countries.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного опыта привлечения иностранных инвестиций для совершенствования инвестиционного климата Республики Узбекистан»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

119

ГА. КАРИМОВА

Гулбахор Абдусаттаровна КАРИМОВА — аспирантка кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПбГЭУ.

В 2003 г. окончила Университет Лидс (Великобритания).

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — финансы, инвестиции.

^ ^ ^

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН* *

Привлечение иностранных инвестиций является одной из приоритетных задач государственного уровня для стран с транзитной экономикой, в частности и для Узбекистана. Иностранные инвестиции способствуют экономическому росту страны, увеличению валютных поступлений, созданию новых рабочих мест и уменьшению уровня безработицы, повышению конкурентоспособности товаров внутренних производителей и др.

За годы независимости Республика Узбекистан предприняла экономические реформы для перехода к рыночной экономике и привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Можно отметить, что Узбекистан имеет благоприятные условия и факторы для развития бизнеса.

В Республике создана система нормативных правовых документов, обеспечивающих привлечение иностранных инвестиций и защиту прав как национальных, так и иностранных инвесторов. Основными законодательными актами являются законы: «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О банкротстве», «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», «О соглашении о разделе продукции». Наряду с этими документами также были приняты указы Президента Республики Узбекистан и постановления Кабинета министров.

Для иностранных инвесторов Республика может быть привлекательна трудолюбивым и гостеприимным народом, удобным географическим расположением, а также обилием природных ресурсов.

Узбекистан занимает 11-е место в мире по добыче природного газа, 3-е место по экспорту и 6-е место по производству хлопка, 7-е место по запасам урана (4 % мировых запасов урана). Также Узбекистан занимает 4-е место по общим запасам и 9-е место по уровню добычи золота.

Созданные в Республике свободные экономические зоны (СЭЗ) также служат для эффективного привлечения и управления инвестиционных ресурсов. В Узбекистане существует 3 СЭЗ: «Навои», «Ангрен» и «Джиззак». В данных СЭЗ действуют особый таможенный режим, особый валютный режим и особый налоговый режим. Инвесторы освобождены от уплаты земельного налога, налога на имущество, налога на прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, освобождены от уплаты таможенных платежей, на завозимое оборудование, а также сырье,

ГРНТИ 06.73.21 © Г.А. Каримова, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.В. Бочарова.

120

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

материалы и комплектующие изделия для производства продукции на экспорт на весь период деятельности СЭЗ [6].

Анализируя инвестиционную политику Республики Узбекистан, нетрудно заметить, что для государства главной целью является повышение инвестиционной привлекательности страны и стимулирование притока иностранных инвестиций.

Хотя существуют эффективные попытки улучшить инвестиционный климат и привлечь иностранные инвестиции в Республику Узбекистан, можно применить мировой опыт для создания более совершенной инвестиционной программы страны. Здесь следует проанализировать методы и инструменты, применяемые в зарубежных странах для привлечения иностранных инвестиций.

Среди развивающихся стран Китай является ярким примером страны, преуспевшей в привлечении иностранных инвестиций. В результате проводимой правительством политики по стимулированию притока иностранных инвестиций за последнее десятилетие в Китай поступило около 25 % от общего объема инвестиций, направляемых в развивающиеся страны [1, c. 3]. Основным побудительным мотивом инвестирования в китайскую экономику является низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает иностранные инвестиции, а также определяет растущий спрос на китайском рынке, притягивающий эти инвестиции.

Правительство Китая предприняло экономические реформы для поощрения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные и капиталоемкие проекты в соответствии с целями промышленной политики страны. Создание СЭЗ вызвало приток иностранных инвестиций, но в то же время создало огромный разрыв в экономическом развитии прибрежных и центральных провинций, а также привело к эффекту так называемого «раундтриппинга» (вывоз и обратный ввоз) инвестиций. Поэтому в 1992 г. была принята новая политика по отношению к иностранным инвестициям, которая сместила акценты со специального режима для иностранных инвесторов в сторону превращения Китая в страну, привлекательную для иностранных компаний.

В рамках данной стратегии Китай предложил инвесторам множество преференций. Все проекты иностранных инвестиций в Китае оценивались и классифицировались в соответствии с каталогом по проектам, связанным с прямыми иностранными инвестициями исходя из четырех категорий: поощряемые, ограничиваемые, запрещаемые, разрешаемые. Приоритет отдавался экспортоориентированным проектам, а также производству нового оборудования и материалов с использованием новых технологий, в том числе проектам, которые были нацелены на разработку месторождений китайских природных ресурсов или использование относительно дешевой рабочей силы.

В конце 2006 г. в Китае была объявлена новая государственная политика, которая предусматривала переход от количественного подхода в привлечении прямых иностранных инвестиций к качественному. Специальный упор был сделан на переход от иностранных инвестиций, направляемых в производство дешевых экспортных товаров и сборочные производства, к инвестициям в сектора с высокой долей добавленной стоимости. Также пресекалось безудержное и неразборчивое стремление к привлечению иностранных инвестиций местными органами власти, а также ужесточались экологические требования к проектам, осуществляемым иностранными фирмами [см.: 3].

Среди развивающихся стран Азии Индия отличается своей либеральной политикой по привлечению иностранных инвестиций. Большинство иностранных инвестиций могут приходить в страну в так называемом автоматическом режиме. На сегодняшний день только несколько секторов экономики Индии полностью закрыты для прямых иностранных инвестиций в связи с проблемой национальной безопасности (например, розничная торговля, атомная энергетика, лотереи, игорный бизнес и букме-керство, сельскохозяйственная деятельность и др.). Иностранные инвестиции, которые поступают в автоматическом режиме, не нуждаются ни в каком предварительном одобрении ни со стороны центрального правительства, ни со стороны Резервного банка Индии (РБИ) [см.: 2]. Инвесторам только необходимо уведомить региональный офис РБИ в течение 30 дней о поступлении финансовых средств из-за границы и послать документы в данный офис в течение 30 дней после покупки акций. При строительстве зданий, водоснабжении, экологической очистке и ряде других видов деятельности необходимо пройти дополнительное согласование на уровне правительства или местных органов власти. В то же время для ряда секторов и видов деятельности прямые иностранные инвестиции могут поступать только после предварительного одобрения со стороны правительства. В данном случае предложение от инвестора рассматривается Советом по содействию иностранным инвестициям

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

121

в определенные сроки по четко установленным процедурам. Как правило, это проекты, которые требуют получения промышленной лицензии, предложения по приобретению доли в существующей индийской компании, функционирующей в финансовом секторе, и др.

Начиная с 1998 г. Южная Корея проводит агрессивную политику по привлечению иностранных инвестиций, одна из целей которой состоит в «перехвате» инвестиций, идущих в Китай и другие динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Результатом проводимых мер стал существенный рост иностранных инвестиций, а в 2001-2007 гг. в страну их поступало ежегодно в среднем около 10 млрд долл. США [5, с. 6]. Они направлялись преимущественно в электронику (производство жидкокристаллических экранов и телевизоров) и химическую промышленность. Инвестиции в промышленность составили 38 % от общего объема иностранных инвестиций, 60 % было направлено в сектор услуг (в основном на развитие здравоохранения, оснащение канализации и водоснабжения, а также вывоз мусора).

После азиатского финансового кризиса Корея приняла новую политику стимулирования прямых иностранных инвестиций, которая предусматривала предоставление инвесторам широкого набора стимулов. Они включали освобождение от налогов и их снижение, финансовую поддержку на цели найма работников и их обучения, денежные гранты на НИОКР-проекты, освобождение предприятий на определенный период от арендной платы за землю или же ее снижение. Основные налоговые привилегии предоставлялись проектам в области высоких технологий, НИОКР, имеющим статус поддерживающих развитие отрасли, или же предприятиям, расположенным в зонах иностранных инвестиций. Данные привилегии включали налоговые каникулы по налогу на прибыль, предоставляемые сроком на 5 лет с момента получения прибыли, и последующее сокращение на 50 % данного налога сроком на 2 года. Для такого рода проектов также выделялась финансовая поддержка на цели найма работников и их обучения и т. д. Понимая, что предоставление иностранным компаниям помощи и после их прихода в страну может служить средством повышения привлекательности Кореи для иностранных инвестиций, правительство создало Офис инвестиционного омбудсмена в дополнение к Агентству по привлечению инвестиций (KOTRA).

Офис инвестиционного омбудсмена помогает иностранным компаниям преодолевать бюрократические препоны и добиваться решения вопросов, изложенных в жалобе. Как правило, жалобы касаются налогообложения и тарифов, регулирования на рынке труда, таможенных процедур и торговли и т. д. В результате предпринятых Офисом усилий уровень удовлетворения или разрешения жалоб вырос с 27,1 % в 2001 г. до 95,8 % в 2007 г. [там же, с. 7]. К тому же сотрудничество между Офисом инвестиционного омбудсмена и государственными органами привело к существенному улучшению законодательства в области иностранных инвестиций.

Если рассмотреть опыт вышеуказанных стран и сопоставить результаты привлечения ПИИ, то можно сделать следующие выводы. С точки зрения зрелости инвестиционного режима среди развивающихся стран Азии и Латинской Америки Индия является одним из лидеров, поскольку инвестиционный режим Индии достаточно либерален и по этому критерию Индию можно ставить в один ряд с европейскими странами. Однако наличие полностью закрытых для иностранных инвесторов секторов свидетельствует о том, что страна еще не может конкурировать с развитыми странами и поэтому сохраняет ограничения на иностранные инвестиции.

Ошеломляющий успех китайской экономики был связан с огромным внутренним потенциалом рынка и низкой ценой ресурсов.

Как можно заметить, единой системы привлечения иностранных инвестиций не существует, каждая страна строит свою схему привлечения инвестиций в зависимости от обстоятельств, условий, наличия природных ресурсов, менталитета народа, спроса и потребления. На основе анализа мирового опыта можно попытаться применить некоторые инструменты и способы привлечения и стимулирования притока иностранных инвестиций в конкретной стране.

В Узбекистане иностранные инвестиции привлекаются путем предоставления налоговых льгот, а также государственных гарантий посредством включения инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу. После 2006 г. включение инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу имеет второстепенный характер, поскольку иностранным инвестиционным проектам предоставляются финансовые льготы. Такие льготы имеют форму преиму-

122

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

щественно долевого участия со стороны правительства Узбекистана, что является убедительным мотивом гарантии защиты для иностранных инвесторов.

В результате активной инвестиционной политики правительства Узбекистана были привлечены иностранные инвестиции на сумму 56 млрд долл. США за период с 1993 г. до 2014 г. [см.: 7] За этот период общая сумма вложенных инвестиций в экономику Узбекистан оценивается в размере 162 млрд долл. США, из них 34 % приходится на иностранные инвестиции, что равно 56 млрд долл. США [там же, с. 8]. Однако, инвестиционную политику Узбекистана можно охарактеризовать как селективную и осторожную, что продиктовано приоритетами сохранения макроэкономической стабильности, устойчивости и высоких темпов развития в долгосрочной перспективе. На наш взгляд, было бы целесообразным применение в Узбекистане такого инструмента привлечения иностранных инвестиций, как финансовая поддержка переобучения и повышения квалификации персонала. В Узбекистане существуют трудоизбыточные регионы, с массой рабочей силы, которая высококвалифицированна, имеет высшее профессиональное образование, но специализируется в невостребованных в настоящее время традиционных отраслях производства Узбекистана. Поэтому меры правительства по финансированию обучения работников будут служить стимулом для инвесторов. С другой стороны, правительство заинтересовано в повышении уровня квалификации работников, и эти вложения послужат развитию кадрового потенциала Республики. Также интересным представляется опыт открытия офиса инвестиционного омбулдсмена. Такая служба будет способствовать уменьшению бюрократических барьеров и улучшению взаимопонимания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван Гуаншэн. Иностранный капитал в экономике КНР // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». URL: http://www.vasilievaa.narod.ru/ptpu/current/htm/

2. Зарубежный опыт привлечения иностранных капиталовложений. По материалам United States Information Agency. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N09_93/9_19.HTM

3. Китайское информационное агентство Синьхуа. URL: http://www.russian.xinhuanet.com

4. Мисакян М.Н. Привлечение иностранных инвестиций в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. 4.

5. Точицкая И. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций: обзор международного опыта и рекомендации для Беларуси. Аналитическая записка [PP/05/2009]. Исследовательский центр ИМП. Минск, 2009. Октябрь.

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 02.12.2008 г. № УП-4059 «О мерах по организации деятельности свободной индустриально-экономической зоны “навои”».

7. Uzinfoinvest. URL: http://www.uzinfoinvest.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.