Евсюков Владимир Васильевич, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Финуниверситет,
Облаухова Инга Вячеславовна, главный кредитный аналитик, ingachka28@,mail. ru, Россия, Курск, банк ВТБ
TOOLS OF AN ADEQUATE VALUATION OF THE COMPANY IN THE IMPLEMENTATION OF TRANSACTIONS ON MERGE AND ABSORPTION IN MODERN
CONDITIONS
V.V. Evsujkov, I. V. Obloukova
Complex conditions of the Russian economy aggravated the problem of adequate valuation of the company in the implementation of transactions on merge and absorption. The efficiency used in the valuation of instruments in modern conditions has significantly decreased. The paper presents a comparative analysis of the efficiency of classical method and data mining techniques, are used to generate the valuation of the company.
Key words: the company valuation, discounted cash flow method by, a neural network, data mining, modeling.
Evsujkov Vladimir Vasilevech, candidate of technical sciences, docent, evsvlayandex.ru, Russia, Tula, FinUniversity,
Obloukova Inga Vyacheslavovna, chief credit analyst, ingachka28amail. ru, Russia, Kursk, RPO "Kursk" branch No. 3652 VTB 24.
УДК 339.92
ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Н.А. Горюнова
Рассматриваются инструменты политики привлечения иностранных инвестиций, используемые в России и за рубежом.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, стимулирование иностранных инвестиций, инструменты стимулирования иностранных инвестиций.
Последние десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции. В связи с этим повышение инвестиционной привлекательности конкретной отрасли и отдельного предприятия для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является серьезным вопросом для национальных правительств и региональных администраций и требует от них разработки и реализации новых комплексных мер экономической политики [1].
Основные тенденции в притоках ПИИ определяются крупнейшими ТНК и, несмотря на то, что международные компании из развивающихся
стран и стран с переходной экономикой возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в начале 2000-х годов. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки, наиболее крупных государств Южной Азии, а также некоторых стран Ближнего Востока. Особенностью деятельности ТНК развивающихся стран в этот период являлась их активная деятельность по размещению их филиалов в других развивающихся странах своего или близлежащих регионов[2].
Регулирование процесса привлечения ПИИ в экономику стран осуществляется на основе принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанных МБРР совместно с МВФ. Эти принципы неодинаково реализуются в национальных законодательствах принимающих стран. В развитых странах специальные законы об иностранных инвестициях отсутствуют, а к иностранным инвестициям применяются нормы национального законодательства. В развивающихся странах, имеющих специальные законы об иностранных инвестициях, общей тенденцией развития национального законодательства об иностранных инвестициях является его либерализация.
Методы государственного регулирования привлечения ПИИ включают в себя:
- методы стимулирования иностранных инвестиций (табл.1);
- систему мер, ограничивающих приток иностранного капитала.
Таблица 1
Методы и инструменты стимулирования иностранных инвестиций
Метод Инструменты стимулирования
1 2
Режим функционирования иностранного капитала на территории страны реципиента - Национальный режим; - режим наибольшего благоприятствования
Система государственных гарантий для иностранных инвесторов - Гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранные инвестиции; - гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности; - гарантии, касающиеся порядка рассмотрения споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций
195
Окончание табл.1
1 2
Налоговое регулирование - Налоговый кредит; - инвестиционные скидки; - налоговые каникулы; - ускоренная амортизация; - инвестиционные субсидии; - льготы косвенного налогообложения
Валютное регулирование - Административные инструменты (валютный контроль, валютные ограничения); - рыночные инструменты
Таможенное регулирование - Таможенный тариф, ввозные и вывозные таможенные пошлины; - паратарифные меры
Финансовое регулирование - Субсидирование расходов; - субсидированные займы; - гарантии на предоставляемые кредиты и займы; - государственное страхование экспорта, - преференциальные государственные контракты
Как следует из табл.1, практика стимулирования иностранных инвестиций включает разнообразные методы и инструменты.
Развитыми странами в основном применяются финансовые стимулы, поскольку их использование требует значительных затрат, а также -налоговые льготы, в частности, ускоренная амортизация и снижением налоговых ставок. Инструментами стимулирования ПИИ, характерными для развивающихся стран, являются снижение налоговых ставок и ставок таможенных пошлин, возврат сумм уплаченных налогов, предоставление налоговых каникул, а также льготы для особо значимых для развития национальной экономики инвестиционных проектов.
Система мер, ограничивающих приток иностранного капитала, включает меры административного и экономического характера.
В Российской Федерации деятельность иностранных инвесторов регулируется Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3], которым установлен перечень гарантий и льгот иностранным инвесторам, направленных на стимулирование притока иностранных инвестиций в РФ. К ним относятся гарантии: от неблагоприятного изменения законодательства; обеспечения надлежащего рассмотрения споров; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; компенсации при национа-
лизации и реквизиции имущества; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов; предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество и другие. В соответствии со статьей 16 иностранному инвестору, а также российским организациям с иностранными инвестициями, осуществляющим приоритетный инвестиционный проект, должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов.
Следует отметить, что установление различных льгот и преференций, касающихся иностранных инвестиций, в некоторых государствах постсоветского пространства разработано более детально и четко, чем в РФ. Примером может служить Республика Казахстан.
В большинстве стран за стимулирование притока иностранных инвестиций отвечают организационные структуры, взаимодействующие с правительствами. Страны выбирают различные формы организации агентств по привлечению (или стимулированию) инвестиций: государственную, частную или смешанную. При проведении активной инвестиционной политики необходимо учитывать не только законодательную, ресурсную, технико-экономическую, финансовую составляющие реализуемой стратегии, но и типы институциональной организации национальных агентств по привлечению ПИИ.
В РФ для активизации притока ПИИ в страну созданы Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), целью которого является привлечение иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики, и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», одним из направлений его деятельности является улучшение инвестиционного климата и поддержка инвесторов. Перед Правительством РФ стоит задача трансформировать экономику, основанную на добыче и экспорте природных ресурсов, в инновационную экономику.
Стимулирование инвестиций связано со следующими видами деятельности: проектный анализ, маркетинг, правовое обеспечение и обслуживание инвесторов. Успешное осуществление деятельности по стимулированию привлечения ПИИ требует использования современных методов управления и быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.
Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и являются важным инструментом создания положительного имиджа страны на международном уровне и формирования делового климата.[4]
В табл.2 приведены результаты анализа подходов ряда стран к привлечению прямых иностранных инвестиций [5].
Таблица 2
Инструменты политики привлечения (стимулирования) прямых иностранных инвестиции в разных странах
Страна Инструменты политики привлечения (стимулирования) ПИИ
1 2
КНР Создание СЭЗ; преференции для ПИИ: налоговые льготы для совместных предприятий; право свободно импортировать сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства; упрощение процедур лицензирования; правительственные гарантии; отмена ряда обременительных местных сборов
Индия Упрощение и сокращение времени прохождения процедуры одобрения ПИИ; создание организаций, отвечающих за привлечение ПИИ; преференции для ПИИ: налоговые каникулы, налоговые льготы, разрешение на использование ускоренной амортизации
Южная Корея Налоговые каникулы, денежные гранты для проектов в сфере НИОКР, финансовая поддержка на цели найма и обучения работников, освобождение на определенный период от арендной платы за землю или ее снижение, создание Офиса инвестиционного омбудсмена в дополнение к Агентству по привлечению инвестиций (КОТКА)
Япония Субсидии иностранным компаниям, осуществляющим высокорентабельный бизнес; финансовые программы на приобретение основных фондов (земельных участков, зданий, машин и оборудования), а также для проведения НИОКР; служба омбудсмена в сфере торговли и инвестиций; налоговые льготы
США Предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования, инновационных грантов; программа стимулирования национальных и иностранных инвестиций в экономику США «SelecШSA» (предусматривает снижение административных барьеров на пути ПИИ, оказание информационного содействия зарубежным инвесторам)
Бразилия Снижение или освобождение от налогов на доход в виде процентов и дивидендов, секторальные, региональные стимулы, создание особых зон экспорта
Окончание табл.2
1 2
Великобритания Создание «свободных зон» и «предпринимательских зон», в пределах которых действуют упрощенные таможенные и административные процедуры и льготные налоговые ставки; программы, реализуемые Агентствами регионального развития, предусматривающие предоставление деловой недвижимости компаниям малого и среднего бизнеса на льготных условиях; льготные условия получения виз и вида на жительство для иностранных инвесторов
Ирландия Низкий налог на прибыль корпораций, гранты на покупку оборудования, земли, зданий, обучение персонала, НИОКР, налоговые льготы для иностранных компаний, открывающих филиалы в стране
Германия Налоговые льготы, налоговые каникулы, льготная система амортизационных отчислений, получение кредитов на особо выгодных условиях
Франция Политика создания и поддержки инновационных кластеров, создание ОЭЗ - технопарков, помощь иностранным инвесторам со стороны государственных служб, гарантии по налогам и административным условиям
Польша Освобождение от уплаты налога на прибыль и на собственность в СЭЗ, инвестиционные гранты, льготы, относящиеся к приобретению и созданию новых технологий
Словакия Плоская шкала налога на доходы, отсутствие налога на дивиденды и доход в виде процентов, предоставление государством помощи иностранным инвесторам, возможность участия иностранных компаний в государственных программах по НИОКР
Таким образом, принимающая страна предоставляет иностранным и отечественным инвесторам финансовые, налоговые и другие льготы, поэтому в государственной политике стимулирования притока ПИИ можно выделить два направления:
1) повышение инвестиционной привлекательности стран за счет распространения информации о состоянии экономики и потенциальных возможностях страны по привлечению ПИИ;
2) предоставление государством зарубежным инвесторам комплексного пакета услуг по поддержанию и развитию их инвестиционной
деятельности.
Иностранный капитал несет в страну прогрессивные технологии, современную технику и эффективные методы управления, способствует развитию рынка отечественных инвестиций, что ускоряет экономический рост. Опыт многих стран показывает, что часто подъем национальной экономики происходит при активном привлечении иностранного капитала.
Список литературы
1. Горюнова Н.А. Привлечение иностранных инвестиций российскими промышленными предприятиями // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.5. Ч1.. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014. С. 156161.
2. Горюнова Н.А., Рудаков А.О., Ермоленко А.С. Особенности процесса прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Изд-во: НП "СибАК", 2015. 30-37.
3. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 16283/
4. Булавко О.А. Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной сферы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Вып.2. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://cyberl eninka. ru/ artide/n/zambezhnyy-opyt-reguHrovaniya-i-stimunrovaniya-investitsionnoy-sfery
5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru
Горюнова Наталья Алексеевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
TOOLS TO PROMOTE THE ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS
IN RUSSIA AND ABROAD
N.A. Goryunova
Discusses policy instruments to attract foreign investments used in Russia and
abroad.
Key words: foreign investments, the foreign investment promotion, foreign investment incentive tools
Goryunova Natal'ya Alekseevna, candidate of technical sciences, docent, gor-na@,tula.net, Russia, Tula, Tula State University