Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыкова Хадия Нургалиевна, Фомичев Игорь Юрьевич, Ермакова Анна Михайловна, Сорокина Татьяна Ивановна

В связи с ростом завершенных подростками суицидов предлагается провести исследование с целью выявления условий формирования у них суицидального поведения. Исследование будет проводиться как количественными, так и качественными методами. Это предполагает анализ результатов массового анкетного опроса тюменских школьников, а также результатов интервью, которые планируется провести среди тюменских школьников, их родителей и учителей общеобразовательных школ областного центра. Это позволит предложить меры для снижения суицидальных мыслей среди детей, подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садыкова Хадия Нургалиевна, Фомичев Игорь Юрьевич, Ермакова Анна Михайловна, Сорокина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMING SUICIDAL BEHAVIOR IN TEENAGERS: STATEMENT OF THE PROBLEM

In connection with the growth of suicides completed by adolescents, it is proposed to conduct a study to determine the conditions for the formation of suicidal behavior in them. The study will be conducted both quantitatively and qualitatively. This involves analyzing the results of the mass questionnaire survey of Tyumen schoolchildren, as well as the results of the interviews, which are planned to be conducted among Tyumen schoolchildren, their parents and teachers of secondary schools of the regional center. This will suggest measures to reduce suicidal thoughts among children, adolescents and youth.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

Скок Наталья Ивановна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, e-mail: natalya-skok@mail.ru

Савицкая Юлия Петровна, ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89199584535, e-mail: saviczkaya.y@mail.ru

Skok N. I., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89612106897, e-mail: natalya-skok@mail.ru

Saviczkaya Yu. P., Assistant at the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89199584535, e-mail: saviczkaya.y@mail.ru

УДК 616.89

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

CONDITIONS FOR FORMING SUICIDAL BEHAVIOR IN TEENAGERS: STATEMENT OF THE PROBLEM

Х. Н. Садыкова, И. Ю. Фомичев, А. М. Ермакова, Т. И. Сорокина

H. N. Sadykova, I. Yu. Fomichev, A. M. Ermakova, T. I. Sorokina

Ключевые слова: Key words:

суицид; суицидальное поведение; профилакти- suicide; suicidal behavior; suicide prevention;

ка суицида; семья, родители; подростки; family; parents; teenagers; student youth студенческая молодежь

В последние два десятилетия социологи фиксируют ухудшение социально-психологической ситуации в российском обществе [1]. Это обусловлено происходящими в стране социально-экономическими трансформациями, которые способствуют ослаблению традиционных связей между родителями и детьми, между поколениями, приводя к количественным диспропорциям между поколениями, что часто провоцирует разрыв связей между представителями различных поколений [5], к непониманию между родителями и детьми, взрослыми и подростками, преподавателями и учащимися, и, как следствие, к росту суицидального поведения со стороны подростков и молодежи.

Провозглашенные в 1980-х гг. реформы и их реализация на протяжении последних десятилетий привели к снижению рождаемости по причинам неопределенности настоящего и отсутствия четкого представления о будущих перспективах многих российских семей, несмотря на попытки государства решить данную проблему через выплату материнского капитала в последние десять лет [8]. В процессе трансформации семьи и ее традиционной культуры в современном обществе получили распространение нуклеарные и малодетные семьи. Произошедшее ослабление репродуктивной функции привело к количественным диспропорциям между представителями различных поколений. Наименьшую долю в численности населения (16 %) составляют дети в возрасте до 16 лет. При этом доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет почти соответствует доле пенсионеров по старости (около 20 %), что значительно увеличивает демографическую нагрузку на трудоспособное население. Аналогичную тенденцию выявили и специалисты Росстата. Учитывая данный вывод, следует подчеркнуть, что тенденция снижения численности населения

влияет на изменение пропорций в сторону увеличения лиц старше трудоспособного возраста (рисунок), несмотря на меры по стимулированию рождаемости, предпринятые российским правительством.

Рисунок. Прогноз численности населения по отдельным возрастным группам

(на начало каждого года) [4]

Трудно не согласиться, что сеть Интернет в начале нашего тысячелетия стала почти повсеместной, что привело к значительному увеличению доли населения, общающейся в виртуальной реальности. Не ошибемся, если укажем, что большинство (скорее всего, все) школьников вовлечены в витруальное общение, когда географическое местоположение, прошлое и будущее людей утрачивают привычные формы и роли. В настоящее время широкое распространение получили такие формы взаимодействия, как форумы, чаты, блоги, oнлайн-игры, социальные сети, которые позволяют не только формировать, но и деформировать индивидуальные идентичности в первую очередь подрастающего поколения.

Информационные возможности формируют принципиально новые для каждого поколения формы социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни россиян. С одной стороны, повсеместное распространение сети Интернет и других глобальных информационных сетей позволяет проявлять в первую очередь подросткам свою индивидуальность, не опасаясь за свою публичную и частную жизнь: подросток у себя дома имеет возможность общаться через персональный компьютер, ноутбук, планшет или телефон со всем миром в любое время суток. С другой стороны, учитывая активное и повсеместное распространение современных средств связи и передачи информации, а так же готовность большинства родителей показать, что их дети могут иметь телефоны не хуже, а зачастую лучше сверстников их детей, следует понимать, что эти и другие факторы предоставляют дополнительные возможности подросткам проводить (почти круглосуточно) время в социальных сетях.

Данные обстоятельства диктуют необходимость исследования условий формирования суицидального поведения у подростков, и в первую очередь среди учащихся общеобразовательных учреждений.

Методика исследования. Исследование будет проводиться как количественными, так и качественными методами. Количественный метод заключается в анализе результатов массового анкетного опроса среди тюменских школьников для получения информа-

ции от непосредственного изучаемого субъекта. Качественный метод заключается в анализе результатов интервью, которые планируется провести среди тюменских школьников, их родителей и учителей общеобразовательных школ областного центра.

Кроме того, будут проанализированы данные опроса, проведенного среди жителей в возрасте от 15 до 75 лет (700 человек), проживающих в городе Тюмени и на юге Тюменской области. В целях осуществления сравнительного анализа поколенческих групп исследование было проведено по стратифицированной многоступенчатой выборке со связанными параметрами: пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, что обеспечило ошибку репрезентативности не более 5 %.

Х. Н. Садыкова предложила классифицировать респондентов анкетного опроса по четырем базовым категориям с некоторыми условными допущениями [4], учитывая временные интервалы социализации индивидов, детерминированные происходящими в России социально-экономическими и идеологическими переменами:

• поколение советской эпохи (51 год и старше) — поколение «S» (Soviet). Воспитанные в духе идейно-классовой борьбы с коллективистскими ценностными установками и с вполне категорично заявленными дальними целями общественного развития и т. д.;

• перестроечное поколение (31-50 лет) — поколение «P» (Perestroika). Активная интеграция в общественное экономическое взаимодействие пришлась на начало 90-х годов прошлого века — рубеж смены вектора социально-экономических отношений, разрушение имеющихся идейных и нравственных догматов, поиск альтернативных путей саморазвития и т. д.;

• постперестроечное поколение (18-30 лет) — поколение «PP». Восприятие новых социальных и экономических установок, ориентированных на зарубежные идеоло-гемы, свобода выбора жизненных вариантов развития при частичном отказе государства от социальных обязательств и гарантий для молодежи, уничтожение бесплатного образования, медицины, перспектив профессионального развития и т. д.;

• транзитивное поколение (15-17 лет) — поколение «E» (Eve). Люди потребительской ориентации, насыщаемые мировыми культурными ценностями, зачастую имеющими транснациональное и транскультурное выражение, активно включенные в социальные коммуникации посредством электронных средств связи, подверженные влиянию научно-технического прогресса без возможностей объективно-мотивированного анализа окружающей ситуации и т.д.

В ходе предстоящего исследования будут учтены и результаты интервью со 102 студентами Тюменского индустриального университета, проведенного в январе — марте 2017 года. Из числа опрошенных девушки составили 60 %, юноши — 40 %. В ходе интервью была выявлена специфика социализационных процессов, внутрисемейных и межпоколенческих коммуникаций, реализуемых в процессе передачи жизненного опыта для выявления условий формирования суицидального поведения.

Результаты исследований. Рассматривая роль семьи в формировании суицидальных тенденций у тюменских подростков, следует провести анализ результатов анкетного опроса, проведенного при участии авторов статьи в 2014-2015 гг. в городе Тюмени и на юге Тюменской области. Респондентам был задан вопрос «Какие ценности важны для Вас и какие ценности, на Ваш взгляд, сегодня утрачены?». Был предложен перечень из 16 ценностей, рассмотрим анализ только тех ценностей, которые нас интересует в рамках исследуемой проблемы. Ценность «стабильность традиционной семьи» важна только четверти опрошенных подростков в возрасте 15-17 лет (26,6 %), утраченной назвали данную ценность около половины опрошенных данной возрастной категории (42,9 %). Для сравнения приведем оценку данной ценности представителями возрастной категории 41-50 лет. По нашему мнению, это возможный возраст родителей 15-17-летних подрост-

ков. Ценность «стабильность традиционной семьи» важна для 61,8 % респондентов, утраченной назвали данную четверть опрошенных данной возрастной категории (27,6 %).

Следующая ценность — «взаимопомощь со стороны детей (родителей)» — важна для 42,9 % 15-17-летних подростков и для 71,1 % представителей возрастной категории 41-50 лет. Утраченной данную ценность считают 14,9 % 15-17- летних подростков и 14,4 % представителей возрастной категории 41-50 лет.

И еще одну ценность представим для анализа — «преемственность поколений, использование опыта предшествующих поколений». Указанная ценность важна только для четверти опрошенных подростков в возрасте 15-17 лет (28,6 %), утраченной ее назвали 14,3 %. Для 63,2 % представителей возрастной категории 41-50 лет эта ценность важна, а для 22,4 % — утрачена.

Представим первые результаты проведенных среди студентов Тюменского индустриального университета интервью. На вопрос интервью «Считаете ли Вы, что за последнее десятилетие наблюдается рост самоубийств среди подростков и молодежи в возрасте от 17-24 лет?» большинство опрошенных студентов (86 %) ответили утвердительно. Противоположную точку зрения (нет, не увеличилось) высказал каждый десятый студент. И только один участник интервью признался, что не может ответить на данный вопрос. Отметим, что большинство участников интервью свой ответ аргументировали.

Далее интервьюируемым был задан открытый вопрос «Испытывали ли они суицидальные мысли в прошлом или настоящем?», на который авторам статьи хотелось получить достоверный ответ. Анализ ответов показал, что чуть более половины опрошенных (63 %) никогда не испытывали ни в прошлом, ни в настоящее время суицидальных мыслей. Противоположное мнение — да, испытывал — высказали чуть более трети студентов (37 %). По нашему мнению, не все студенты откровенно ответили на поставленный вопрос, да и надеяться, что они смогут перешагнуть через психологический барьер — признаться посторонним, взрослым людям о себе, о своих, хоть и в прошлом, тайных чувствах, которые они скрывали от родных, близких людей, — не приходится. Здесь показательны ответы двух девушек, которые сказали, что «каждый человек в своей жизни испытывает тягу к смерти, хотел свести счеты с жизнью, которую считал несправедливой» (22 года, студентка); «мне кажется, каждый человек об этом думал» (21 год, студентка).

В заключение отметим, что в настоящее время мы планируем провести массовый анкетный опрос тюменских школьников и студентов на основе авторского инструментария, который позволит предложить меры для снижения суицидальных мыслей среди детей, подростков и молодежи, а родителям осознать, что жизнь их детей зависит не столько от школы, от окружения, а в первую очередь от них самих.

Библиографический список_

1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. - Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

2. Исламшина Т. Г., Хамзина Г. Р. Изменения российского общества: поколенческая перспектива / Российское общество 2010-х годов: связь времен и поколений: моногр. / Науч. ред. и сост. О. А. Максимова. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014. - 468 с.

3. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г. С. Банников [и др.] // Суицидология. - 2015. - Т. 6, - № 4 (21). -С. 21-31.

4. Садыкова Х. Н., Хаматханова М. А. Поколенческие изменения ценностных ориента-ций: методика и результаты исследования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. - С. 58-61.

5. Условия формирования суицидального поведения у студентов медицинского вуза / [Д. Ф. Хритинин и др.] // Суицидология. - 2016. - Т. 7, № 2 (23). - С. 49-54.

6. Устинова О. В. Государственное управление воспроизводством населения / Факторы устойчивого развития регионов России: моногр. / Л. Х. Абазова, А. А. Авдеева, Е. В. Бобровская и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Книга 17. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 166-183.

7. Хайруллина Н. Г., Садыкова Х. Н. Межпоколенческая организация современного общества: региональный анализ // Российское общество 2010-х годов: связь времен и поколений: моногр. /науч. ред. и сост. О. М. Максимова. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014. - С. 76-86.

8. Хайруллина Н. Г. Свободное время: оценка и мнение тюменцев // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 63-67._

Сведения об авторах Садыкова Хадия Нургалиевна,

к. социол. н., ассистент кафедры экономики товарных рынков, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89222661199

Фомичев Игорь Юрьевич, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89222629211, e-mail: ifomic@mail.ru

Ермакова Анна Михайловна, к. э. н., доцент кафедры землеустройства и кадастра, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел 89129297061, e-mail: ermakovaa82@mail. ru

Сорокина Татьяна Ивановна, к. э. н., доцент кафедры экономики организации и управления АПК, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень

Information about the authors Sadykova H. N., Candidate of Sociology, Assistant at the Department of Economy of Commodity Markets, Industrial University of Tyumen, phone: 89222661199

Fomichev I. Ju., Doctor of Sociology, Professor of the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89222629211, e-mail: ifomic@mail.ru

Ermakova A. M., Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Land Management and Cadastre, Industrial University of Tyumen, phone: 89129297061, e-mail: ermako-vaa82@mail.ru

Sorokina T. I., Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Economics, Organization and Management of Agriculture, Northern Trans-Ural State Agricultural University, Tyumen

УДК 314.5

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ КАК ФАКТОР МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ETHNIC MARRIAGE AS A FACTOR OF INTER-ETHNIC INTERACTIONS: PROBLEM STATEMENT

Н. Г. Хайруллина, А. В. Артюхов, О. В. Кирилова

N. G. Khairullina, A. V. Artyukhov, O. V. Kirilova

Ключевые слова: Key words:

межэтнические браки; межэтнические взаи- interethnic marriages; interethnic interactions;

модействия; северные этносы; демографиче- northern ethnoses; demographic situation;

ская ситуация; этнокультурные процессы ethno-cultural processes

Происходящие реформы в социальной структуре общества приводят к изменениям в этнической структуре населения и сопровождаются негативными тенденциями. Данная проблема актуальна для Тюменской области, поскольку в годы интенсивного освоения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.