Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ТАТАРЫ / ТАТАРСТАН / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусина Розалинда Нуриевна, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

Представлен анализ материалов этносоциологических исследований, проведенных в РТ и Тюменской области в течение более 20 лет. Данные показывают тенденцию роста религиозного компонента массового сознания основных этнических групп, выраженного положительной динамикой трех, почти параллельных процессов - подъемом уровня религиозного сознания, конфессиональной идентичностью и конфессиональной солидарностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ETHNOCONFESSIONAL SITUATION IN THE POST-SOVIET TATARSTAN

The analysis of materials ethnosociological studies conducted in the Republic of Tatarstan and Tyumen region for more than 20 years. The data show the growth trend of the religious component of the mass consciousness of the main ethnic groups expressed positive dynamics of three almost parallel processes - the rise of the level of religious consciousness, religious identity and religious solidarity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ»

Сведения об авторах

Машкова Лариса Александровна, к. филолог. н., доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики, г. Москва

Садыкова Хадия Нургалиевна, ассистент кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, тел. 89222661199, e-mail: hadia87@mail.ru

Mashkova L. A., Candidate of Science in Philology, associate professor, National Research University «Higher School of Economics», Moscow,

Sadykova Kh. N., assistant of the chair «Goods market economics», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89222661199, e-mail: hadia87@mail.ru

УДК 316.1

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ

FEATURES OF ETHNOCONFESSIONAL SITUATION IN THE POST-SOVIET TATARSTAN

Р. Н. Мусина, Н. Г. Хайруллина

R. N. Musina, N. G. Khairullina

Ключевые слова: этноконфессиональная ситуация; религия; религиозное возрождение; татары;

Татарстан; Тюменская область Key words: ethno-confessional situation; religion; religious revival; Tatars; Tatarstan; Tyumen region

Представлен анализ материалов этносоциологических исследований, проведенных в РТ и Тюменской области в течение более 20 лет. Данные показывают тенденцию роста религиозного компонента массового сознания основных этнических групп, выраженного положительной динамикой трех, почти параллельных процессов — подъемом уровня религиозного сознания, конфессиональной идентичностью и конфессиональной солидарностью.

The analysis of materials ethnosociological studies conducted in the Republic of Tatarstan and Tyumen region for more than 20 years. The data show the growth trend of the religious component of the mass consciousness of the main ethnic groups expressed positive dynamics of three almost parallel processes - the rise of the level of religious consciousness, religious identity and religious solidarity.

Этноконфессиональная ситуация в России постсоветского периода характеризуется ростом значимости религии в общественной и частной жизни ее граждан. Однако в различных регионах страны в силу особенностей их этнодемографического состава, исторического развития, региональной этнокультурной политики современные процессы в рассматриваемой сфере обладают определенной спецификой.

В Татарстане и Тюмени, где основными этническими группами являются татары и русские (вкупе они составляют по данным переписи 2010 г. 92,9 % населения Татарстана и 87,1 % Тюменской области), представляющие ислам и православие. Именно они главным образом определяют характер этноконфессиональных процессов в данных регионах.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ на 1 сентября 2014 г. в Республике Татарстан (РТ) зарегистрировано 1737 религиозных организации, из которых почти 1640 приходится на мусульманские и православные (РПЦ) организации, ссоответственно 1 313 и326 [1]. По состоянию на 28 марта 2013 г. в Тюменской области зарегистрировано 268 религиозных организаций различных конфессий.

Материалы этносоциологических исследований, проведенных в РТ в течение более 20 лет, показывают тенденцию роста религиозного компонента массового сознания основных этнических групп, выраженного положительной динамикой трех почти параллельных процессов — подъемом уровня религиозного сознания, конфессиональной идентичностью и конфессиональной солидарностью [2, 3]. Аналогичные результаты получены в ходе социологических исследований, проводимых в Тюменской области с 2002 года под руководством одного из авторов [4-6]. Основным эмпирическим материалом для написания данной работы являются результаты исследовательских проектов 2011-2012 гг. («Конфессиональный фактор идентификационных процессов в Республике Татарстан» — рук. Р. Н. Мусина, «Гражданская, региональная и этническая идентичность и проблемы интеграции российского общества» — рук. Л. М. Дробижева), которые были скоординированы, что позволило расширить изучение связей переменных. Опрошено 1 700 человек. В работе использованы также

№ 4, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

материалы исследования «Религиозные практики и ценностные ориентации этнических и социальных групп населения РТ» (2013 г., рук. Р. Н. Мусина). Опрошено 1 200 человек.

Таким образом, к началу второго десятилетия 2000-х гг. в качестве верующих самоопределились около 84 % респондентов в городах республики, половину из которых составляли старающиеся соблюдать религиозные обычаи и обряды. Сельские жители несколько чаще относили себя к верующим — 91 % опрошенных татар и 90,6 % русских. Причем среди них несколько больше, чем среди горожан, практикующих верующих (они составили 59,8 % татар-сельчан и 48,3 % русских). Хотя при этом доля строго выполняющих все предписания ислама или православия невелика — не более 6-8 % среди опрошенных в 2011/2012 гг. Чаще религиозное поведение характеризуется эпизодическим приобщением к повседневным религиозным практикам.

В настоящее время у татар юга Тюменской области наблюдается подъем интереса к религиозным обрядам, традициям, активизация этнического самосознания. В городах и населенных пунктах строятся мечети, у мусульман появилась возможность совершать паломничество в Мекку. Все чаще представителей молодого поколения можно встретить в мечетях. Политика сохранения традиционных для этноса верований, ставших неотъемлемой частью его психологии и образа жизни, содействует сохранению этноса. На вопрос «Сегодня много говорят о религиозном возрождении у нас в стране. В Вашем окружении это заметно? Как Вы считаете, с чем это связано?» верующие Тюменской области ответили следующим образом. «Молодежь старается при вступлении в брак сделать никах, дают детям мусульманские имена, заводят не одного, а троих и более детей, обращают внимание на традиции своего народа. В моем окружении тоже заметно. Родственники держат пост, читают намаз, проводят поминальные мероприятия, помогают нуждающимся» (муж., служащий, 47 лет); «Повышается национальное самосознание у людей, через религию почувствовали себя мусульманами» (муж., пенсионер, 67 лет); «Сын с 16-ти лет встал на намаз, женился на татарской девушке, она теперь тоже читает намаз, дочери и зять с сыном держат пост, проводят наши мероприятия, приносят в жертву баранов в Курбан, детям дают мусульманские имена. Не пьют спиртное, не курят. Видите, в моей семье это заметно. Они ведут исламский, с одной стороны, и здоровый, с другой стороны, образ жизни» (муж., предприниматель, 57 лет); «Мой двоюродный брат, глядя на меня, встал на намаз, женился на татарке, у нас совместный бизнес. Все мои друзья также в исламе. У некоторых две и три жены, они обеспечивают их одинаково. Ходим все на пятничный намаз. Это связано с тем, что Россия становится открытым, демократическим государством» (муж., директор ЧП, 29 лет).

Религиозное возрождение, происходящее на волне подъема этнического самосознания, с начала 1990-х гг. проявлялось чаще в форме этноконфессионализации, исходя из историко-культурной традиции своего народа, нежели по религиозно-мировоззренческой убежденности. Данные нашего исследования подтверждают этот процесс. При ответе на вопрос, почему респондент относит себя именно к этой, а не к какой-либо другой религии, наиболее массовыми ответами стали «это религия моего народа» (76 % среди татар и 67,2 % среди русских) и «эту религию исповедуют в моей семье» (70,5 % среди татар и 70,3 % среди русских).

Тем не менее, уже в конце 1990-х — начале 2000-х гг. усиливается мировоззренческая религиозная идентичность. В исследовании 2011-2012 гг. была выделена доля убежденно верующих, выразивших согласие с суждением «Я знаю, что Бог существует, и не испытываю в этом никаких сомнений». Они составили в республике 64 % среди татар и 60 % среди русских. В наибольшей степени безусловная вера в Бога характерна для сельских татар, в меньшей — для татар-горожан. Среди русского населения убежденно верующих в городе несколько больше, чем в селе, хотя различие статистически незначимо (не более 3 %). Отметим, что по данным Левада-Центра доля согласных с приведенным суждением среди всего опрошенного в 2009 г. населения России составила 36 % [2], а среди православных — 42 % [7].

Также в республике выше и уровень конфессиональной солидарности: 65,8 % русских и 68,3 % татар Татарстана отметили, что они в значительной степени ощущают связь с людьми своей веры, тогда как по данным Всероссийского опроса сильное чувство групповой сопричастности к единоверцам испытывают 41 % россиян [8].

Эти данные свидетельствуют о более значимой роли религии для населения Республики Татарстан, как татар, так и русских, что, вероятно, связано с особенностями их демографического представительства в структуре населения, а также с действием оппозиции «мы — они», когда более раннее повышение уровня религиозности татар в начале 1990-х гг. постепенно стимулировало аналогичные процессы у русских.

В условиях актуализации этноконфессиональной идентичности и религиозных чувств особую значимость приобретает проблема этнического и конфессионального взаимодействия. Сопоставительный анализ данных исследований 1994 г. и 2011-2012 гг. по шкале Богардуса показал, что готовность русских и татар республики принять человека другой национальности в качестве жителя республики, коллеги по работе, начальника, соседа по дому, близкого друга выросла за эти годы с 50-70 до 99-92 % . На 15-16 % уменьшилась межэтническая дистанция и более чем в 1,5-2 раза — межконфессиональная, а доля назвавших представителей соседствующих этноса и конфессии близкими и очень близкими достигла 90 % в первом случае и около 80 % во втором.

Достаточно высокими являются и показатели межгруппового доверия: около 90 % татар и русских, опрошенных в городах РТ в 2011 г., доверяют друг другу (объединение ответов «полностью доверяю» и «скорее доверяю»). Результаты исследования не выявили статистически значимых различий по уровню доверия татар к мусульманам, а русских к православным (77 % опрошенных татар доверяют православным и 80 % русских доверяют мусульманам). При этом следует отметить более высокую степень доверия, выраженную верующими с высоким уровнем религиозности, то есть практикующими верующими.

Таким образом, в Татарстане и Тюменской области религия не способствует дезинтеграции и дестабилизации общества. Факторами позитивного характера этноконфессионального взаимодействия выступают многовековой опыт межэтнического общения и существенная доля этногетерогенных браков, которые составляют до одной трети от числа ежегодно заключаемых. Важным фактором, определяющим этно-конфессиональные взаимоотношения в Татарстане, является также этнодемографический состав его населения, в течение многих лет характеризующийся почти равным представительством основных этнических групп. Добрососедские уважительные отношения сложились и между православными и мусульманскими религиозными институтами, в том числе ДУМ РТ и Татарстанской митрополией. В значительной степени толерантный характер этноконфессиональных отношений в республике обеспечивает политика соблюдения баланса культур и конфессий, осуществляемая органами власти Татарстана и Тюменской области.

Список литературы

1. Текущие данные Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики.

2. Мусина Р. Н. Этноконфессиональные процессы в городах РТ: тенденции развития в постсоветский период // Этнологические исследования в Татарстане. Вып. 5. - Казань, 2011. - С. 326-346.

3. Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность/ рук. проекта и отв. ред. Р. Н. Мусина. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Издательство «Артифакт», 2014. - 328 с.

4. Татары Тюменской области: динамика социокультурной ситуации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 208 с.

5. Хайруллина Н. Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского севера (результаты социологического исследования) // Нефть и газ. - 2000. -№ 3. - С. 117.

6. Хайруллина Н. Г., Койше К. К. Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 1. - С. 116-120.

7. Общественое мнение — 2009. - М.: Левада-Центр, 2009. - С.138.

8. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Апрель-июнь 2009. - № 2. - С. 72.

9. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

Сведения об авторах

Мусина Розалинда Нуриевна, к. социол. н., профессор, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, тел. 89053155874, e-mail: rnmusina@mail.ru

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, д. социол. н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) им. маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ, тел. 8(3452)453526; e-mail: nursafa@inbox.ru

Musina R. N. Doctor of Social Sciences, Professor, of the Institute of History named after Sh. Mardjani (Kazan), phone: 89053155874, e-mail: rnmusina@mail.ru

Khairullina N. G., Doctor of Social Sciences, Professor, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen Higher Military Engi-neerin Command School (Military Institute) named after Marshal of Engineering Troops A. I. Proshlyakova, phone: 8(3452)453526, e-mail: nursafa@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.