В 2008 г. одинаковое количество респондентов младшего и старшего поколений (62,3 и 66,8 %) высказали мнение, что противоречий между поколениями нет. По сравнению с 2007 годом, число респондентов младшего поколения, придерживающихся аналогичного мнения, увеличилось на 44,3 %. Мнения представителей старшего поколения оказались примерно одинаковыми: половина из них (47,6 %) считает, что противоречия существуют, а другие (42,4 %) полагают, что противоречий нет.
В 2009 г. произошло увеличение числа респондентов среднего поколения, считающих, что противоречий не существует, их количество составило три четверти от всех опрошенных. Подобный рост произошел также среди опрошенных представителей старшего поколения (58,3 %), что на 15,9 % больше по сравнению с предшествующим годом. Среди младшего поколения, напротив, произошло сокращение числа респондентов, считающих, что противоречий не существует на 33,7 %, и, соответственно, увеличение числа респондентов, придерживающихся противоположного мнения на 15,5 %. Мнения респондентов по рассмотренному вопросу в течение исследуемого периода времени нестабильны. Это связано с причинами субъективного и объективного характера, которые будут анализироваться в других работах.
На втором этапе исследования (2012 г.) для изучения поколенческих изменений ценностных ориентаций автор использовал когортное интервью. В процессе интервью отобрано и обработано 357 текстов с ответами, в том числе 117 интервью с лицами 60 лет и старше; 119 — с лицами в возрастном интервале 40-45 лет; 121 — с молодежью в возрасте 18-23 года. В единый для всех трех групп вопросник были включены вопросы, призванные обеспечить автора информацией следующего содержания:
1) общие сведения об информанте: год рождения, пол, национальность, образование, семейный статус, место жительства, занятость к моменту интервью, оценка материального положения, общая характеристика жилищно-бытовых условий;
2) оценочные суждения информанта: что он понимает под словом «ценности», отношение к семье, семейному благополучию, к собственному здоровью и здоровью детей, воспитанию детей, отдыху, общению с друзьями и родными; что он вкладывает в понятия внутренняя потребность к труду, высокий заработок, карьерный рост, уважение и признание коллег по работе.
Произведенный анализ контента интервью выявил полярные поколенческие различия в ценностных ориентациях опрошенных. По собранным материалам интервью сделаны аргументированные обобщения в зависимости от возраста, пола, семейного положения, национальности, места жительства информантов. В следующих статьях автор представит некоторые сюжеты информации, полученные методом когортного исследования.
Список литературы
1. Социология молодежи. В 3 кн. - М., 1995.
2. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. - СПб., 1998.
3. Муртазина Л. Р. Апробация метода «реального поколения» в демографическом исследовании / Качественные и безанкетные методы исследования социальных проблем: Коллективная монография. - Казань: Изд-во КГТУ, 2012. -С. 186-209.
4. Хайруллина Н. Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. - 476 с.
Сведения об авторах
Садыкова Хадия Нургалиевна, ассистент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 89222661199
Хаматханова Макка Алаудиновна, к. с. н., доцент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 89222663467, е-mail: a_ahilgov@mail.ru
Sadykova H. N., assistant of the chair «Commodity markets economics», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89222661199
Khamathanova M. A., Candidate of Social Sciences, associate professor of the chair «Economics of commodity markets», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89222663467, е-mail: a_ahilgov@mail.ru
УДК 323.15
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ ТАТАР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
INTERETHNIC MATRIMONIES OF THE TATARS IN TYUMEN REGION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
Ф. Ф. Сайфуллин F. F. Saifullin
Ключевые слова: этнос, этнические культуры, межэтнический брак, однонациональный брак,
татары Тюменской области Key words: ethnos, ethnic cultures, interethnic matrimony, one-nation matrimony, the Tatars in Tyumen region
Анализируется актуальная проблема современности — отношение представителей различных национальностей к смешанным бракам. Автор выбрал качественный метод исследования — анализ эссе студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. Анализ творческих работ показал, что в дальнейшем число межэтнических браков будет расти. Межэтнические браки, с одной стороны, будут способствовать этнокультурному сближению, а с другой — углублению ассимиляционных процессов.
The paper analyses the actual present-day problem, in particular, the attitude of the representatives of various nationalities towards the mixed matrimonies. The author has chosen a qualitative method of studies — the analysis-essay of students of Tyumen State Oil and Gas University. The analysis of creative works shows that in future a number of interethnic matrimonies will grow. The interethnic matrimonies on one hand will promote the closer ethnocultural relations and on the other hand deepening of assimilation processes.
Сегодня в Тюменской области проживает более З млн человек, из которых около 250 тыс. являются представителями сибирских татар. Кроме татар и русских в области проживают украинцы, башкиры, казахи, узбеки, чеченцы, ингуши и представители других национальностей. При сложившемся разнообразии этнического состава происходит сближение культур людей различных национальностей. В результате наблюдается рост межэтнических браков и в среде татарского населения области.
Исторически среди татар межнациональные браки считались недопустимыми, они вызывали осуждение окружающих и родственников. В основном преобладали браки между татарами и казахами и другими представителями близких по языку и религии народов. По мнению Н. А.Томилова, это происходило из-за приверженности большинства к мусульманской религии, которая не поощряла межэтнические браки. Но после установления советского режима, пропагандирующего атеизм, повсеместное введение русского языка и создание единой советской нации, количество межэтнических браков начинает увеличиваться. В большом количестве смешанные браки появились уже в 40-50-е годы XX столетия [1]. Раньше среди межэтнических браков преобладали такие, в которых муж был татарин, а жена другой национальности. В таких семьях, отмечает Ф. Т. Валеев, нередко и жена, и дети свободно говорили по-татарски, усваивали нравы, обычаи татар и некоторые элементы их материальной культуры. Впоследствии увеличилось количество браков, в которых муж и жена были представителями разных национальностей [1].
Одной из причин, приводящей к увеличению количества смешанных в этническом отношении браков, Н. Г. Хайруллина и А. Р. Салихова называют изменение роли женщин в обществе, многие из которых стремятся к равноправию с мужчинами. К примеру, если раньше у татар женихов для девушек выбирали родители, не спрашивая их согласия, то с изменением социальных условий отношения между мужчинами и женщинами различных национальностей, стали другими, более разносторонними, мобильными и современными. Другой причиной, приводящей к увеличению межэтнических браков, можно назвать активную миграцию, связанную с промышленным освоением Севера, с большими
чем в других регионах, размерами заработка. Совместная трудовая деятельность, проведение свободного времени, обучение в одних образовательных учреждениях, общие интересы — все это способствует сближению сибирских татар с представителями других национальностей. Нельзя не сказать и о том, что в настоящее время национальности придают значение лишь немногие [2].
В результате смешанных семей в быту супругов появляются качественно новые черты. В первую очередь, из обихода исчезает родной язык одного из супругов, формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта семей, к которым ранее принадлежали супруги.
Из опыта общения со взрослыми представителями татарской национальности выяснилось, что в межэтнических семьях наиболее уязвимо положение детей. Общение у детей идет на двух языках и они, как правило, легко усваивают их. В практике встречаются случаи, когда родители не могут прийти к согласию при выборе имени ребенку. Известны случаи, когда при рождении именем нарекает мулла, а позднее родители супруга тайно в церкви крестят ребенка и на шею надевают крестик.
Н. Г. Хайруллина указывает, что межэтнические браки оказывают существенное влияние на динамику численности взаимодействующих друг с другом народов. В результате смешанных браков резко нарушается этнический быт одного из супругов [3].
Следует отметить, что смешанные браки реже заключаются в сельской местности. В деревне, где большую часть населения составляют татары, адаптация людей другой национальности к татарской среде (как среди мужчин, так и среди женщин) происходит быстрее. Они усваивают татарский язык, принимают участие в обрядовой жизни и отмечают мусульманские праздники. В смешанных поселениях адаптация происходит сложнее. Иногда степень адаптации зависит от национального окружения, если семья проживает в городе, то адаптация к татарской среде затруднена. Это зависит, по мнению Н. А. Томилова,
от национального самосознания одного из членов семьи, от его желания продолжить семейные обычаи и традиции [4].
Во втором поколении межэтнических семей иногда происходит полное слияние татар с иноэтническим населением. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство детей из смешанных семей не называет себя татарами. Чаще татарами себя определяют подростки из татаро-башкирских и татаро-чувашских семей [2].
В 2010-2011 гг. автор статьи анализировал эссе 224 студентов Тюменского государственного нефтегазового университета с целью выявления их отношения к межэтническим бракам. В написании творческой работы участвовали студенты очной и заочной форм обучения специальностей «управление персоналом», «сооружение нефтегазохранилищ», получающие высшее профессиональное образование, а также студенты специальности «экономика и бухгалтерский учет» очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование. Автор проанализировал эссе 128 девушек и 96 юношей. Кроме того, работу писали студенты различных национальностей: 129 студентов русские, 54 — представители татарского населения, 26 — представители кавказских диаспор, 15 — представители других национальностей (украинцы, казахи, башкиры, чуваши, ханты и манси). Эссе писали студенты в возрасте от 17 до 36 лет.
Анализ эссе показал, что три четверти студентов к межэтническим бракам относятся положительно. В своих работах половина студентов, высказавших позитивное отношение к смешанным бракам, признались, что уже состоят в браке с представителем другой национальности, каждый третий живет в гражданском браке, остальные готовы вступить в межэтнический брак с представителями другой национальности. Анализ показал, что в межэтническом браке чаще состоят женщины, чем мужчины. В гражданском браке с представительницами другой национальности живут чаще мужчины, чем женщины.
В зависимости от национальности студентов отношение к межэтническому браку меняется. Студенты русской национальности независимо от получаемой специальности и формы обучения готовы заключать смешанный брак с представителями других национальностей и с татарами, и с украинцами. Большинство студентов татарской национальности не выразили готовности к заключению брака с русскими, украинцами. Но при этом они готовы заключить брак с представителями своей религии — башкирами, казахами, ингушами, чеченцами. В своих работах они чаще указывают, что родители будут против смешанного брака, не дадут согласия на брак, не будут помогать, не простят. При этом родители приводят многочисленные примеры неудачных браков, когда супруги, принадлежащие к разным вероисповеданиям, разводились из-за разногласий при заключении брака, рождении ребенка и выборе имени, соблюдении традиций и обычаев.
Анализируя творческие работы студентов возрастной категории 17-20 лет, выявили, что они не уделяют данной проблеме должного внимания. По их мнению, если молодые люди любят друг друга, то родители обязаны смириться с их желанием и помогать молодой семье. Какие проблемы могут возникнуть после заключения межэтнического брака, они пока представляют плохо. Студенты возрастной категории старше 25 лет к исследуемой проблеме отнеслись более серьезно, они рассуждают с позиции взрослых людей, имеющих определенный житейский опыт.
Выявленные в ходе анализа эссе тенденции не противоречат результатам анкетного опроса, проведенного под руководством Н. Г. Хайруллиной среди татар Тюменской области при анализе их отношения к межнациональным бракам. В 2001 г. равное количество опрошенных относились к межэтническим бракам отрицательно и положительно (34,7 и 33,7 % соответственно), каждый четвертый (26,6 %) — безразлично; 2,7 % согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга (супруги); 2,4 % затруднились дать оценку. Следует отметить, что мужчины относились к межэтническим бракам отрицательно, а женщины — положительно [3].
Эксперты в 2002 г. высказали иное мнение. По их данным 48,7 % выразили отрицательное отношение, каждый четвертый (26,3 %) — положительное, 13,2 % — безразличное, 9,2 % — были согласны на такой брак, но в зависимости от национальности супруга(и) и 2,6 % — затруднились дать оценку. В 2003 году участники анкетного опроса положительно отнеслись к межэтническим бракам (таблица).
Отношение участников анкетного и экспертного опросов к межнациональным бракам в зависимости от пола, в процентах к общему числу опрошенных
Отношение 2001 год 2003 год
мужчины женщины мужчины женщины
Положительное 13,8 19,9 11,2 22,4
Отрицательное 16,2 18,5 5,9 9,3
Безразличное 10,4 16,2 14,4 22,9
Согласен, но в зависимости от национальности супруга (супруги) 1,0 1,7 1,3 7,2
Затрудняюсь ответить 0,3 2,0 2,1 3,3
В последние годы многие писатели, исследователи, политики, представители национальной интеллигенции высказывают опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрыву основ существования некоторых этносов, это опасение выражает и автор. Одновременно с этим этнос не может оставаться абсолютно неизменным: он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где существует взаимодействие между этносами и диалог культур.
В заключение следует отметить, что в дальнейшем число межэтнических браков будет продолжать расти. Межэтнические браки, с одной стороны, будут способствовать этнокультурному сближению, а с другой — углублению ассимиляционных процессов.
Список литературы
1. Томилов Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1978.
2. Хайруллина Н. Г., Салихова А. Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. - 78 с.
3. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466 с.
4. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. - Казань: Татарск. кн. изд-во, 1993. - 208 с.
Сведения об авторе
Сайфуллин Фаниль Фаемович, ассистент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень, тел.: 8(3452)453526
Saifullin A F., assistant of chair of social sciences, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526
УДК 069
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ МУЗЕЙНОГО ПРОДУКТА (НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА)
ISSUES OF SOCIAL DEMAND OF THE MUSEUM PRODUCT (ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK CULTURE PRESERVE)
С. Ю. Сидорова
S. Yu. Sidorova
Ключевые слова: приобщение, востребованность, музейная деятельность, музейный продукт, социальные категории,
посетитель музея, посещаемость.
Key words: familiarizing, demand, museum activity, museum product, social categories, visitor of a museum, attendance
Проанализирована ситуация приобщения населения к историко-культурному наследию региона и страны, рассмотрены проблемы востребованности музейного продукта на примере Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
In the article the attempt was made to analyze a situation of familiarizing the population to historical and cultural heritage of the region and the country. The problems of a museum product demand on the example of the Tobolsk historical and architectural museum are also considered.
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся проведением административной, бюджетной и социальной реформ, выдвигает требование повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления учреждений и организаций, в том числе и учреждений культуры. Музей как культурная институция пытается адаптировать свои сложившиеся функции к относительно новым для него условиям рынка. Сегодня наблюдается усиливающаяся тенденция развития экономической деятельности культурного учреждения, а стратегия общества направлена на производителей продукта, партнеров и потребителей. Музей остается только производителем специфического продукта, связанного непосредственно с широким пространством досуга.
Музею, обладающему особым продуктом, информационным и эмоциональным, приходится актуализировать его через материальность музейного предмета. Музейный посетитель становится потребителем продукта, лояльным или нелояльным. Выработать в этой сфере свои отличительные черты,