12. Luna D., Gupta S. F. An integrative framework for cross-cultural consumer behavior // International Marketing Review. - 2001. - Vol. 18 (1). - Р. 45-69.
13. Squires L., Juric B., Cornwell T. B. Level of market development and intensity of organic food consumption: cross-cultural study of Danish and New Zealand consumers. Journal of Consumer Marketing. - 2001. - Vol. 18 (4/5), 392-409.
14. Tausch A. 2016. Globalization really good for public health? // International Journal of Health Planning and Management. - 2016. - Vol. 31 (4). - Р. 511-536.
15. Timokhina G. S., Urkmez T. ^oss-cultural variations in consumer behaviour: literature review // Strategica Local versus Global International Academic Conference. - 2015. - Р. 740-750._
Сведения об авторах Попова Ольга Ивановна, к. ^циол. н., доцент, зам. директора Уральского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия, тел. 89221424831, e-mail: o.popova63@mail.ru
Тимохина Галина Сергеевна, к. э. н.,
доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, тел. 89126524360, e-mail: galinatimok-hina@yandex.ru
Нестерова Зинаида Васильевна, к. э. н., доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, тел. 89122245051, e-mail: zvn@usue.ru
Information about the authors Popova O. I., Candidate of Sciences in Sociology, Deputy Director of Ural Institute of Administration, Brand of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Еkaterinburg, phone: 89221424831, e-mail: o.popova63@mail.ru
Timokhina G. S., Candidate of Sciences in Economics, Associate Professor at the Department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, phone: 89126524360, e-mail: galinatimokhi-na@yandex.ru
Nesterova Z. V., Candidate of Science in Economics, Associate Professor at the Department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, phone: 89122245051, e-mail: zvn@usue.ru
УДК 316.752
ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
THE MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES OF STUDENTS
Л. В. Ребышева, Н. И.Скок, Ю. П. Савицкая
L. V. Rebisheva, N. I. Skok, Yu. P. Saviczkaya
Ключевые слова:
студенческая молодежь; трансформации ценностей; ценностные ориентации
Key words:
student youth; transformation of values; value orientations
Рыночные преобразования привели к серьезным изменениям в России. Одно из них — изменение сознания общества, возникшее вследствие трансформации человеком ценностей базовой культуры.
В российском обществе трансформация ценностных ориентаций больше
отражается в сфере семьи. Они вызывают такое состояние нравственного сознания, которое характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. На фоне переосмысления прошлого у людей возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным изменением социальной действительности. Неспособность адаптироваться к новой социокультурной ситуации отражается на взрослеющей студенческой молодежи, которая, с одной стороны, общается с поколением, где ценность семьи была на первом месте, а с другой — с системой, которая указывает на ценность работы, приносящей материальный доход.
Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме ценностного изучения личности и некоторых сторон ее сознания. Трансформация ценностной ориентации личности позволяет ей активно, творчески включиться в общественную жизнь. От положительного оздоровления ценностного сознания отдельных людей зависит успех всего народа в экономической, политической и культурной областях.
Ценностная проблематика занимает важное место в социологических исследованиях. Многочисленные результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценность семьи, как на институциональном, так и на личностном уровне, неуклонно снижается. Семья как социальный институт перестает выполнять свои основные функции, которые перехватываются другими социальными институтами [4].
И. Г. Кузина и А. В. Винокурова указывают на следующее противоречие, суть которого в содержании ценностных ориентаций современной российской семьи состоит в следующем: с одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни, с другой — наблюдается повышение значимости профессиональной самореализации и достижения высокого социального статуса, не всегда сочетается с качественным выполнением семейных обязанностей. По мнению авторов, в структуре ценностных ориентаций современной семьи можно отчетливо выделить ценностные ориентации в сфере семьи и работы [2].
Актуальность данной проблемы подтверждается и результатами исследования, проведенного Т. Г. Поспеловой и Т. В. Андреевой, в котором определяется место семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи. Они отмечают значительное увеличение доли молодых людей, стремящихся самоутвердиться с помощью повышения своего социального статуса. Так, более 90 % опрошенных студентов стремятся получить самостоятельность, экономическую независимость и возможность профессиональной самореализации, однако ценности семьи у них не являются приоритетными [3].
Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы: психологические и социологические [1].
Понятие «ценностная ориентация» не получило однозначной трактовки. Содержание ценностной ориентации обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Их формирование как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности.
Являясь структурными компонентами вербального осознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения. Ценностные ориентации, выступающие в сознании в форме ценностных представлений, как правило, хорошо осознаются, в силу чего доступны для их экспериментального изучения. Поэтому, осуществляя выбор теоретической основы исследования, в рамках кото-
рой будут интерпретироваться полученные результаты, обратимся к теории М. Вебера об отнесении к ценности или оценке. Данная теория позволяет рассмотреть теоретическую модель предмета исследования, в рамках которой ценность будет обозначена в терминологии М. Вебера как идеальный тип, и ценностная ориентация как образец отнесения к оценке.
Несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема построения типологии на основе целостной иерархии ценностных ориентации, учитывающей динамический характер их системы, имеет многоаспектный характер. Однако из рассмотренных видов ценностей и ценностных ориентаций можно выбрать такой ее вид, который является наиболее общим. На наш взгляд, наиболее общим видом ценностей и ценностных ориентаций, приспособленных для проведения их прикладного обследования семьи в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи, являются терминальные и инструментальные ценности М. Рокича в теории М. Вебера.
По мнению М. Рокича, ценностные ориентации — это устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования [4]. Методика изучения М. Рокича подвергается модификации, а следовательно, и набор ценностей изменяется в соответствии с предметом исследования. Ценности в классификации М. Рокича делятся на терминальные и инструментальные или ценности-цели и ценности-средства. Каждый тип ценностей может быть зафиксирован в сфере семьи и работы у выборочной совокупности.
Эмпирический объект прикладного исследования составили студенты 1-4 курсов вузов города Тюмени. В фокусированном групповом интервью принимали участие 4 группы, ключевой признак — курс обучения: группа студентов 1-го курса, 2-го курса, 3-го курса, 4-го курса. В каждой из групп участвовали от 6 до 8 респондентов.
За основу альтернатив в исследовании быть взяты типы ценностей М. Рокича, а именно те ценностные ориентации, которые определяются респондентом в сфере семьи и работы как ценности-цели (терминальные ценности) или как ценности-средства (инструментальные ценности). Результаты проведенного исследования по проблеме ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере работы свидетельствуют о различном характере их направленности.
Духовные ценностные ориентации студенческой молодежи представлены в исследовании следующими индикаторами: работа как радость, моральное удовлетворение от работы, возможность самореализации, престижность, социальная справедливость, социально-психологический климат на рабочем месте (рис. 1).
Рис. 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере работы
(в % к числу опрошенных)
Анализируя ответы респондентов, можно отметить, что для большинства опрошенных если работа и приносит радость, то, прежде всего, в связи с тем, что удовлетворяет их потребности (78,2 %). Только для 21,8 % опрошенных работа составляет смысл жизни. В связи с этими результатами не вызывает удивления и то, что, по мнению 69 % респондентов, моральное удовлетворение от работы стоит на втором месте после материального, а для 31 % респондентов моральное удовлетворение первично, так как соответствует их устремлениям в поиске смысла жизни.
Для 81 % опрошенных важным элементом трудовой деятельности является также и самореализация, так как, на их взгляд, она приносит дополнительные материальные бонусы, и только 19 % отмечают, что работа должна предоставлять возможность самореализации, и только в этом случае она будет соответствовать их жизненным устремлениям. Работа должна быть престижной, чтобы удовлетворять материальные потребности (91 % респондентов), 9 % опрошенных оценивают престижность выполняемых ими функций в качестве смысла жизни. При этом 92 % респондентов отмечают, что заработная плата тогда справедлива, когда полностью удовлетворяет их потребности, а для 8 % она будет таковой, если будет сочетаться с их ценностными ориентациями. Позитивная атмосфера в профессиональном коллективе является одним из факторов, влияющих на эффективность работы, по мнению 78 % респондентов, однако необходима она как обязательное условие только для 22 % опрошенных.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что духовные ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере их профессиональной деятельности имеют инструментальный характер.
Профессиональные ценности студенческой молодежи определялись по следующим индикаторам: уровень оплаты труда, стабильность заработной платы, условия труда (график работы), наличие социальных услуг, возможность карьерного роста (рис. 2).
Рис. 2. Профессиональные ценности студенческой молодежи (в % к числу опрошенных)
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что для 85 % респондентов оплата труда в профессиональном плане является средством удовлетворения их материальных потребностей, при этом 15 % опрошенных студентов указывают, что оплата труда должна соответствовать их жизненным устремлениям.
Уточняя предыдущую точку зрения, 94 % респондентов отмечают, что заработная плата должна быть стабильной как материальная составляющая профессии, и только незначительная часть из них оценивают стабильность оплаты труда как индикатор их жизненной позиции.
По мнению 89 % респондентов, профессиональный рост и моральное удовлетворение в процессе трудовой детальности — это результат регулярной и стабильной заработной платы, однако для 11 % студентов получение регулярной и стабильной заработной платы является целью жизни. Характеризуя условия труда, 83 % респондентов отмечают, что они являются средством, позволяющим эффективно работать и повышать карьерный рост, и лишь 17 % респондентов, оценивая условия труда на рабочем месте, подчеркивают, что от этого во многом зависит выбор их профессиональной деятельности.
Для 77 % респондентов социальная защита, предоставляемая организацией, является средством удовлетворения материальных потребностей, а для 23 % опрошенных — еще и инструментом социализации, эталоном трудового поведения.
При этом возможность карьерного роста, предоставляемая организацией, является средством удовлетворения потребностей для 67 % опрошенных, а для 33 % опрошенных — способствует лучшему выражению смысла профессиональной деятельности. Следовательно, материальные ценностные ориентации респондентов в сфере работы, также как и их духовные ценностные ориентации в сфере работы имеют характер инструментальных ценностей.
Таким образом, результаты исследования по проблеме ценностных ориентаций студенческой молодежи в сфере профессиональных предпочтений свидетельствуют о различном характере их направленности. Духовные и материальные ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере профессиональной деятельности, к которым относятся: работа как радость, моральное удовлетворение от работы, возможность самореализации, престижность, социальная справедливость, социально-психологический климат на рабочем месте, оплата труда, стабильная зарплата, хорошие условия труда (график работы), социальные услуги, возможность карьерного роста, характеризуются инструмен-тальностью, то есть в основном являются средством достижения устремлений, а не целью. Это значит, что, профессиональные ценностные ориентации студенческой молодежи, как правило, характеризуются убеждениями о том, что образ их профессиональной деятельности с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
Библиографический список__
1. Буслаева Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2 (121). - С. 100.
2. Кузина И. Г., Винокурова А. В. Структура ценностных ориентаций семей Приморского края //Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 6. - С. 26-29.
3. Поспелова Т. Г. Тенденции развития брачно-семейных ориентаций молодежи // Преемственность поколений: диалог культур: материалы науч.-практ. конф. - СПб.: СпбГУ, 2014. - С. 50-52.
4. Рокич М. Методика "Ценностные ориентации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //psylist.net/praktikum/36.htm.
5. Сорокина Ю. Е. Ценностные ориентации в контексте смысловой перспективы проектов жизни // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. -№ 2. - С. 446.
Сведения об авторах Ребышева Лидия Васильевна,
к. социол. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129243030, e-mail: rebisheva_lida@mail.ru
Information about the authors Rebisheva L. V., Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89129243030, e-mail: rebishe-va_lida@mail.ru
Скок Наталья Ивановна, д. социол. н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, e-mail: natalya-skok@mail.ru
Савицкая Юлия Петровна, ассистент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89199584535, e-mail: saviczkaya.y@mail.ru
Skok N. I., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89612106897, e-mail: natalya-skok@mail.ru
Saviczkaya Yu. P., Assistant at the Department of Marketing and Municipal Government, Industrial University of Tyumen, phone: 89199584535, e-mail: saviczkaya.y@mail.ru
УДК 616.89
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
CONDITIONS FOR FORMING SUICIDAL BEHAVIOR IN TEENAGERS: STATEMENT OF THE PROBLEM
Х. Н. Садыкова, И. Ю. Фомичев, А. М. Ермакова, Т. И. Сорокина
H. N. Sadykova, I. Yu. Fomichev, A. M. Ermakova, T. I. Sorokina
Ключевые слова: Key words:
суицид; суицидальное поведение; профилакти- suicide; suicidal behavior; suicide prevention;
ка суицида; семья, родители; подростки; family; parents; teenagers; student youth студенческая молодежь
В последние два десятилетия социологи фиксируют ухудшение социально-психологической ситуации в российском обществе [1]. Это обусловлено происходящими в стране социально-экономическими трансформациями, которые способствуют ослаблению традиционных связей между родителями и детьми, между поколениями, приводя к количественным диспропорциям между поколениями, что часто провоцирует разрыв связей между представителями различных поколений [5], к непониманию между родителями и детьми, взрослыми и подростками, преподавателями и учащимися, и, как следствие, к росту суицидального поведения со стороны подростков и молодежи.
Провозглашенные в 1980-х гг. реформы и их реализация на протяжении последних десятилетий привели к снижению рождаемости по причинам неопределенности настоящего и отсутствия четкого представления о будущих перспективах многих российских семей, несмотря на попытки государства решить данную проблему через выплату материнского капитала в последние десять лет [8]. В процессе трансформации семьи и ее традиционной культуры в современном обществе получили распространение нуклеарные и малодетные семьи. Произошедшее ослабление репродуктивной функции привело к количественным диспропорциям между представителями различных поколений. Наименьшую долю в численности населения (16 %) составляют дети в возрасте до 16 лет. При этом доля молодежи в возрасте от 16 до 29 лет почти соответствует доле пенсионеров по старости (около 20 %), что значительно увеличивает демографическую нагрузку на трудоспособное население. Аналогичную тенденцию выявили и специалисты Росстата. Учитывая данный вывод, следует подчеркнуть, что тенденция снижения численности населения