Научная статья на тему 'Условия формирования способности офицера внутренних войск МВД России к прогнозированию'

Условия формирования способности офицера внутренних войск МВД России к прогнозированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ / CAPABILITY TO FORECASTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулаков Алексей Владимирович

В данной статье раскрываются условия, позволяющие сформировать способность офицера внутренних войск МВД России к прогнозированию для последующего решения служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORECASTING CAPABILITY TRAINING OF OFFICER OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The conditions allowing to creating forecasting capability of officer of the internal troops of the Ministry of the Internal Affairs of Russia for the subsequent solution to office and fighting tasks in office and in the field are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Условия формирования способности офицера внутренних войск МВД России к прогнозированию»

№ 4 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 159.92+351.74-057.36

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

А. В. Шулаков

ФГБВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала

И.К. Яковлева МВД России» (г. Новосибирск)

В данной статье раскрываются условия, позволяющие сформировать способность офицера внутренних войск МВД России к прогнозированию для последующего решения служебно-боевых задач.

Ключевые слова: условия, формирование, прогнозирование, способность к прогнозированию.

Шулаков Алексей Владимирович — старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью ФГБВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала И.К. Яковлева МВД России», e-mail: shulaaleks@ngs.ru

В современных условиях, когда актуальной является проблема способности офицера к прогнозированию, большое значение имеет определение условий, при которых становится возможной создание и реализация модели формирования необходимой для офицера способности. Справедливости ради укажем на то, что в научной литературе нет единого понимания дефиниции «условие», в связи с чем мы обратились к работе

H. В. Ипполитова и Н. А. Стерхова, в которой ученые на основе комплексного анализа определили сущность и дали классификацию понятию «педагогические условия» [5]. Так в работе ученых сущность «условия» в педагогическом аспекте была охарактеризована следующими положениями:

I. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Исходя из сущности условий представленных выше, мы определили те, которые позволят наиболее эффективно реализовать созданную нами модель. Заметим, что определению условий способствовало понимание нами того, что весь процесс мы рассматриваем с позиций культурологического подхода. О необходимости применения

культурологического подхода высказался философ и культуролог современности В. С. Библер, который считает, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры — это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник нашей школы» [1]. Понимание нами культуры, как культуры формирования, трансформации и преобразования, позволяет нам создать не просто модель формирования способности к прогнозированию, а модель формирования культуры исследуемого нами явления и рассматривать его в единстве позиций воспитания, обучения и развития. Рассмотренное выше, а также проведенный ретроспективный анализ формирования способности офицера к прогнозированию позволяет нам в большей степени формировать способности к прогнозированию за счет воспитательного контекста. Подтверждение этому мы находим в работе Г. Е. Глезерман, в которой ученый отмечает, что «это процесс, происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей... Формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора» [4].

Приступая к определению условий, необходимо отметить, что в формировании способности к прогнозированию у курсантов важная роль принадлежит образовательно-воспитательной среде — окружающим их условиям жизни. Так, В. П. Кобляков отмечает, что «ни одно из воспитательных средств не может привести к созданию цельных, гармоничных людей, если среда обитания человека, образ жизни общества не являются достаточно гармоничными и приспособленными к целям всестороннего и гармонического развития личности» [6]. Установлено, что понятие «воспитание» выступает центральной категорией научного осмысления педагогического процесса формирования способности к прогнозированию у курсантов, которое понимается как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств [3]. Акцентируем внимание на том, что в процессе формирования способности к прогнозированию воспитанием будет пронизана вся сфера деятельности обучаемого в рамках образовательно-воспитательной среды как в учебное, так и во вне учебное время.

Тем не менее, для формирования способности к прогнозированию одного погружения в образовательно-воспитательную среду недостаточно. Исходя из понимания нами данного утверждения, мы определили условия, комплексное применение которых позволит эффективно реализовать созданную нами модель.

Модель формирования способности к прогнозированию будет малоэффективна, если в содержании обучения не будет прогностической направленности. Прогностическая направленность реализуется через дидактическое обеспечение, включающее не только образовательные программы, тематические планы, но и учебно-методические комплексы. В качестве одного из условий считаем необходимым включить в вариативную часть военно-профессионального цикла образовательной программы учебно-методический комплекс «Формирование способности офицера к прогнозированию у курсантов в процессе воспитания».

Справедливости ради укажем на то, что формирование способности к прогнозированию необходимо провести через механизм решения комплексных тактических задач. Применительно к исследуемой нами проблеме комплексные тактические задачи будут являться задачами прогностической направленности, определение и основания для классификации которых даны в работах Г. А. Балл, Ю. Н. Кулюткина, Л. А. Регуш, Г. С. Сухобской и др. Так по утверждению Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской,

к прогностическим задачам относятся те, в которых «решение обязательно предполагает самостоятельное конструирование некоторых «проектов будущего». В свою очередь Г. А. Балл в своей работе под прогностическими задачами понимал такие задачи, «требования которых — получение прогноза в различных формах». Отметим, что особенностью прогностических задач является наличие неизвестного в требованиях, преобразование которого позволяет получить новые знания. Подтверждение этому мы находим в работе Л. А. Регуш, которая выделяет в классификации задач такое основание, как требование прогностической задачи. Именно в процессе решения данного вида задачи проявляются умения в установлении причинно-следственных связей, преобразовании представлений, выдвижении и анализе гипотез, планировании. Подчеркнем, что решение комплексных тактических задач рассматривается как процесс моделирования управления подразделением в ходе реальных боевых действий. В связи с чем считаем, что структурирование учебно-методического комплекса, исходя из задач прогностической направленности, будет являться необходимым условием, позволяющим реализовать задачу по формированию прогностических умений [8].

Подчеркнем, что немаловажным условием в процессе обучения также является изучение боевого опыта. Изучение боевого опыта позволяет курсанту и офицеру, исходя из уровня знаний, необходимой информации посредством сопоставления ситуации с прошлым опытом преобразовывать действительность и упреждать события, происходящие в будущем.

Укажем также на то, что разрешение ситуаций неопределенности осуществляется офицером в условиях повышенной ответственности, дефицита времени и напряженности. Данные факторы требуют от офицера психологической готовности, позволяющей принимать решение в любых условиях обстановки и под воздействием различных факторов. В связи с чем будущего офицера необходимо психологически готовить как в объеме учебной деятельности, так и в процессе воспитательной работы. Наиболее эффективным направлением в формировании психологической готовности офицера в процессе прогнозирования является применение в процессе обучения имитационных игр. Технология проведения имитационных игр достаточно полно раскрыта в работе Г. К. Селевко, в которой описывается порядок имитации деятельности в процессе обучения. Применительно к исследуемой нами проблеме использование имитационной игры позволяет формировать умения прогностической направленности в процессе управления подразделения офицером в различных условиях обстановки. Таким образом, использование имитационных игр в процессе обучения также способствует формированию способности к прогнозированию.

В свою очередь подчеркнем прикладной характер реализации мероприятий по формированию способности к прогнозированию у курсантов, проявляющийся в соответствующих формах, методах и средствах, которые мы рассмотрим ниже.

Справедливости ради отметим, что способность к прогнозированию предполагает готовность офицера к самоанализу своей деятельности. Готовность к рефлексивному анализу позволяет офицеру проанализировать свою деятельность с последующим преломлением в опыт [7]. Отметим, что готовность к рефлексии также может быть выделена в качестве условия.

Обобщая написанное, необходимо подчеркнуть, что комплекс условий будет не полон, если в процессе формирования не будет диалогического взаимодействия между офицерами и курсантами (будущими офицерами). Стиль работы командиров курсантских подразделений, педагогических работников, содержание их требований значительно

влияют на процесс формирования способности к прогнозированию. Данное утверждение вызвано тем, что в связи с особенностью обучения во 2-м и 3-м семестрах у курсантов происходит переоценка выбора профессии, которая проявляется в противоречии: желание окончить военный институт и стать офицером, с одной стороны, и необходимость преодоления трудностей учебы и воинской службы для достижения этой цели — с другой. В связи с чем с первых дней обучения в военном институте необходимо активно поддерживать стремления курсанта к овладению профессиональной деятельностью. Как считает С. В. Бунин, «анализ трудностей на различных этапах становления профессиональной направленности личности курсантов показывает, что она может быть устойчивой при отсутствии противоречий между потребностями, мотивами и целями, стремлениями и установками, их внутреннего согласования между собой» [2, 9].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что только в совокупности выделенные нами условия, входящие в состав конструированной модели, в комплексе позволят эффективно решить задачу по формированию способности офицера к прогнозированию.

Список литературы

1. Школа диалога культур : Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ. ред. В. С. Библера.

— Кемерово, 1993. — С. 21.

2. Бунин С. В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров

к выполнению служебно-боевых задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук / C. В. Бунин.

— Новосибирск, 2005. — 24 с.

3. Военная психология и педагогика : учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. — М. : Изд-во «Совершенство», 1998. — 153 с.

4. Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности / Г. Е. Глезерман // Вопросы философии. — 1986. — № 4. — 28 с.

5. Ипполитова Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education.

— 2012. — № 1. — С. 8-14.

6. Кобляков В. П. Диалектика образа жизни и ценностных ориентации личности / В. П. Кобляков // Философия в процессе научно-технической революции / В. П. Кобляков ; под ред. В. Г. Марахова, В.Д. Комарова. — Л., 1976. — 111 с.

7. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М. : «Эгвес», 2004. — 120 с.

8. Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего / Л. А. Регуш.

— СПб. : Речь, 2003. — 352 с.

9. Шевченко И. В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России / И. В. Шевченко. — Саратов, 1999. — 98 с.

CONDITIONS FOR FORECASTING CAPABILITY TRAINING OF OFFICER OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

A. V. Shuiakov

FSBMEIHPE «Novosibirsk Military Institute of the Internai Troops named after gen. of the Army I.K. Yakoviev of the Ministry of the Interior Russia» (Novosibirsk)

The conditions allowing to creating forecasting capability of officer of the internal troops of the Ministry of the Internal Affairs of Russia for the subsequent solution to office and fighting tasks in office and in the field are revealed in the article.

Keywords: conditions, formation, forecasting, capability to forecasting.

About authors:

Shulakov Alexey Vladimirovich — senior teacher of chair of daily activity management at FSBMEI HPE «Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after gen. of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior Russia», e-mail: shulaaleks@ngs.ru

List of the Literature:

1. School of dialogue of the cultures : Ideas. Experience. Problems / Under a general edition of V. S. Bibler. — Kemerovo, 1993. — P. 21.

2. Bunin S. V. Improvement of vocational training of future officers to performance of office and fighting tasks : theses.... cand. of ped. science / C. V. Bunin. — Novosibirsk, 2005.

— 24 p.

3. Military psychology and pedagogics : guidance / Under the editorship of P. A. Korchemny, L. G. Laptev, V. G. Mikhaylovsky. — M. : Publishing house «Perfection», 1998. — 153 p.

4. Glezerman G. E. Formation, education, self-education of the person / G. E. Glezerman // Philosophy issues. — 1986. — N 4. — 28 p.

5. Ippolitova N. V. Analysis of the concept «pedagogical conditions» : essence, classification / N. V. Ippolitova, N. A. Sterkhova // General and Professional Education. — 2012. — N 1. — P. 8-14.

6. Koblyakov V. P. Dialectics of lifestyle and valuable orientations of person / V. P. Koblyakov // Philosophy in the course of scientific and technical revolution / V. P. Koblyakov ; under the editorship of V. G. Marakhov, V. D. Komarov. — L., 1976. — 111 p.

7. Novikov A. M. Educational project (methodology of educational activity) / A. M. Novikov, D. A. Novikov. — M. : «Egves», 2004. — 120 p.

8. Regush L. A. Psychology of forecasting: achievements in knowledge of the future / L. A. Regush. — SPb. : Speech, 2003. — 352 p.

9. Shevchenko I. V. Problems of preparation of officer personnel in higher education

institutions of the Interior Troops of the Ministry of Russia / I. V. Shevchenko. — Saratov, 1999. — 98 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.