Научная статья на тему 'Проблема формирования прогностического мышления у курсантов военных учебных заведений'

Проблема формирования прогностического мышления у курсантов военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулаков Алексей Владимирович

Статья содержит концептуальный взгляд на процесс формирования прогностического мышления у курсантов военных образовательных организаций. Это особенно актуально в настоящее время, когда к решению задач по предотвращению внешних и внутренних угроз привлекаются подразделения внутренних войск. Выполнение любой профессиональной задачи зависит не только от существующей профессиональной компетентности специалиста, но и от возникающей способности к предвидению, предугадыванию вероятного характера поведения субъектов деятельности. Для офицера внутренних войск эта задача осложняется тем, что некоторые лица вступают в противостояние с правоохранительными органами. Поэтому развитое прогностическое мышление является для него составной частью профессиональной компетентности, способствующей эффективному решению служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шулаков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования прогностического мышления у курсантов военных учебных заведений»

УДК 378+355/359

Шулаков Алексей Владимирович

Старший преподаватель Новосибирского военного института внутренних войск МВД России, shulaaleks@ngs.ru, Новосибирск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИя ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИя У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. Статья содержит концептуальный взгляд на процесс формирования прогностического мышления у курсантов военных образовательных организаций. Это особенно актуально в настоящее время, когда к решению задач по предотвращению внешних и внутренних угроз привлекаются подразделения внутренних войск. Выполнение любой профессиональной задачи зависит не только от существующей профессиональной компетентности специалиста, но и от возникающей способности к предвидению, предугадыванию вероятного характера поведения субъектов деятельности. Для офицера внутренних войск эта задача осложняется тем, что некоторые лица вступают в противостояние с правоохранительными органами. Поэтому развитое прогностическое мышление является для него составной частью профессиональной компетентности, способствующей эффективному решению служебно-боевых задач.

Ключевые слова: прогностическое мышление, прогностические задачи, имитационные игры

Shulakov Alexey Vladimirovich

Chief instructor of Novosibirsk Military Academy of Interior Troops of the Ministry for Internal Affairs of Russia, shulaaleks@ngs.ru, Novosibirsk

THE PROBLEM OF FORMATION OF TIME PERSPECTIVE THINKING OF CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract. The article contains a conceptual view of the process of formation of time perspective thinking of cadets of military educational institutions; the essence and specifics of time perspective thinking in conditions of a military educational institution are considered. Keywords: prognostic thinking, prognostic tasks, simulation games

В условиях модернизации Вооруженных сил, внутренних войск МВД России одной из актуальных является проблема формирования прогностического мышления у офицеров внутренних войск. Это связано с тем, что в сложнейших международных отношениях мир еще не отказался от ставки на военные силы в решении государственных конфликтов. Более того, усиление влияния террористических угроз внутри страны как никогда актуализирует роль прогностического мышления у офицеров внутренних войск МВД России.

Подготовка офицерских кадров внутренних войск МВД России, готовых и способных профессионально решать сложные задачи внутренней политики государства, с одной стороны, определена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. С другой стороны, управление воинскими подразделениями осуществляется в условиях выполнения крайне сложных

боевых задач, как мы понимаем, даже с применением оружия, хотя это следует отнести к разряду чрезвычайных ситуаций. В таких условиях выполнение воинского долга зависит не только от существующей профессиональной компетентности офицера, но и от возникающей способности к прогнозированию, предвидению вероятного характера поведения лиц, вступающих в противостояние с правоохранительными органами.

Поэтому развитое прогностическое мышление офицера является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности, способствующей эффективному решению служебно-боевых задач, носящих высокую степень неопределённости. В связи с этим педагогическая наука требует от исследователей развёрнутого концептуального видения формирования прогностического мышления военного специалиста.

Анализ терминологического аппарата

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

свидетельствует о том, что палитра понятий «прогностическое мышление» очень разнообразна, имеет множество аспектов, так что их прямое сопоставление не всегда корректно [2; 3; 7]. Сложность введения «прогностического мышления» в военно-профессиональный контекст обусловлена большим разнообразием уже существующих определений этого педагогического явления. Эта сложность обусловлена смысловой нагрузкой применяемых терминов. Научные понятия в различных контекстах (философском, педагогическом, историческом) имеют разные значения и множество смысловых оттенков-нюансов.

Разные школы, научно-педагогические направления, независимые авторы в своих текстах демонстрируют широту значений одного и того же понятия. Так, В. К. Коноплёв, Ю. Б. Михайлов, Ю. В. Чуев, Л. С. Семейко и др. рассматривают вопросы военного прогнозирования в узком смысле, в русле компоненты профессиональной деятельности. В то же время проблематика эффективного формирования прогностического мышления как составляющей компетентности будущего офицера, с учетом специфики профессии военного остается незамеченной. О важности прогнозирования в процессе управления писал Б. С. Гершунский «Предвидение необходимо, чтобы управлять - управлять с должной мерой надёжности, управлять оптимально, т.е. наилучшим образом в данных конкретных условиях» [4, с. 125].

Проведя анализ источниковой базы по данной теме, можно сказать, что проблема развития прогностического мышления курсантов военных образовательных организаций ещё не стала предметом специального научного исследования.

Выделим ряд нерешённых научно-педагогических задач. Во-первых, не выявлены сущностные характеристики прогностического мышления выпускников военных образовательных организаций и механизмы его развития. Во-вторых, не созданы педагогические условия проектирования комплекса педагогических технологий, формирующих прогностическое мышление и другие [5; 6; 8].

Отметим, что одним из важных этапов формирования прогностического мышления является создание психолого-педагогических условий. К их числу относятся:

- реализация принципа перспективной

преемственности, вектор которого направлен на формирование модели «потребного будущего» военного специалиста;

- специальное структурирование содержания военно-профессионального образования на основе задач прогностического характера;

- организация проектной деятельности курсантов, направленная на построение образа будущего специалиста, с мобильностью и прогностической активностью;

- использование имитационных игр для формирования профессиональной компетентности как мотивированной готовности военного специалиста к самоорганизации и саморазвитию.

Представленные условия взаимосвязаны между собой. Рассмотрим некоторые из них. Анализ научной литературы показал многообразие исследований, посвященных прогностическим задачам. Так, Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская выделяют прогностические задачи в обучении и воспитании, решение которых предполагает самостоятельное конструирование некоторых «проектов будущего». Несколько иной аспект в анализе понятия «прогностическое мышление», выделяет Г. А. Балл. В своей работе он ставит задачи, «требования которых - получение прогноза в различных формах».

В работе Л. А. Регуш, выделено три основания для классификации прогнозов в педагогической деятельности: требования прогностической задачи, время упреждения прогноза, цели использования прогноза. Раскроем и прокомментируем данную позицию.

Виды прогностических задач по первому основанию соответствуют тем видам действий, которые, по нашему мнению, необходимы и достаточны для осуществления прогнозирования: установление причинно-следственных связей, преобразование представлений в соответствии с поставленной целью, выдвижение и анализ гипотез, планирование. Вторым основанием классификации прогностических задач является временное упреждение прогноза. В соответствии с ним прогностические задачи могут быть разделены на оперативные, краткосрочные, перспективное прогнозирование. Третьим основанием классификации прогностических задач является цель использования прогноза. При этом прогнозирование выступает одновременно в двух своих функциях: когнитивной и регулятивной, поскольку

124

Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2014

в основе прогноза - знания о будущем, и при этом с его помощью осуществляется регуляция деятельности (подготовка, корректировка, преднастройка, установка и т. п.) [2; 7].

Уже в выделенных нами видах прогностических задач заложены объективные возможности для проявления способности к прогнозированию явлений, поскольку решение подобных задач предполагает владение профессиональными знаниями и развитие соответствующих качеств мыслительных процессов.

Характерными признаками прогностических задач являются: во-первых, масштаб прогнозирования; во-вторых, временные рамки «горизонта ожидания» (по Г.-Х. Га-дамеру); в-третьих, характер выполняемой военно-профессиональной задачи; в-четвёртых, функциональный признак профессиональной активности и степень неопределённости объектов прогнозирования; в-пятых, характер развития явления по времени и пространству, то есть своеобразный хронотоп (в терминологии Г. Г. Шпета) явления, а также степень информационной обеспеченности прогностической деятельности и др.

Использование имитационных игр для формирования профессиональной компетентности зачастую связано с тем, что в практике работы офицера нередко возникают ситуации, в которых условия деятельности не могут быть полностью выявлены за счёт непосредственного наблюдения и действия. Особенно часто такие ситуации возникают в процессе выполнения служеб-но-боевых задач в крайних, экстремальных условиях. Для того чтобы более тщательно разобраться в природе и механизмах функционирования объекта воздействия, офицеру приходится перейти к внутренней (психической) активности. Ярким примером такого вида действия выступает работа офицера на карте, тренажёрах, использование имитационных программ. Так, действия командира по оценке местности предполагают обязательное использование в качестве ориентиров для принятия решения одновременно двух типов реальности:

- непосредственной реальности окружающей обстановки;

- модельного представления этой реальности в виде условных обозначений на карте.

Специфика такого рода деятельности заключается в том, что она предполагает наличие у офицера достаточно высокой степени

образного мышления, с последующим переключением на прогностическое мышление. Даже в случае принятия решения непосредственно на местности командир обязан построить мысленный образ пространственной ситуации [1; 9].

Реализация такого рода условий позволяет участникам педагогического процесса осуществлять предвосхищение будущего с позиции как наиболее вероятного предположения о развитии событий в профессиональной деятельности.

Все выше обозначенное позволило нам прийти к пониманию огромной государственной и общественной важности формирования прогностического мышления будущего офицера новой России. Реализация представленных условий позволит в процессе обучения не только сформировать у курсантов прогностическое мышление, но и эффективно использовать его в процессе решения служебно-боевых задач.

Библиографический список

1. Бархаев Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Во-ениздат, 2006. - 488 с.

2. Булдакова Н. В. Развитие прогностической способности студентов педагогических колледжей. - Киров: ВСЭИ, 2009. - 140 с.

3. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15533. - ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 18.05.2014).

4. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2003. - 768 с.

5. Забегалина С. В. Изменение прогностического мышления в ходе обучения в вузе // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №39-2. - С. 203-218.

6. Морозова О. П. Эвристический потенциал системы ДПО в формировании профессионально-педагогического сообщества // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №6. - С. 89-93.

7. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПб, Речь, 2003. - 352 с.

8. Романова К. Е. Психологические факторы развития педагогического мастерства будущих учителей // Научный поиск. - 2013. - №1. - С. 10-14.

9. Шрамченко А. Ф. Командир и формирование личности: учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.