Научная статья на тему 'К вопросу о формировании способности офицера внутренних войск к прогнозированию'

К вопросу о формировании способности офицера внутренних войск к прогнозированию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / СПОСОБНОСТИ / ABILITIES / СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ / FORECASTING CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шулаков Алексей Владимирович

В данной статье поднимается вопрос о необходимости формирования способности к прогнозированию у офицера внутренних войск в связи с изменяющимся характером войн. Представлены результаты анализа, позволяющие уточнить понятие способности к прогнозированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF FORECASTING CAPABILITY TRAINING OF OFFICER OF THE INTERNAL TROOPS

The issue of necessity forecasting capability of officer of the internal troops in connection with the changing nature of wars is presented in the article. The results of the analysis allow to specify the concept of forecasting capability are brought up.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании способности офицера внутренних войск к прогнозированию»

№ 4 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 159.92+351.74-057.36

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБНОСТИ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ

А. В. Шулаков

ФГБВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала

И.К. Яковлева МВД России» (г. Новосибирск)

В данной статье поднимается вопрос о необходимости формирования способности к прогнозированию у офицера внутренних войск в связи с изменяющимся характером войн. Представлены результаты анализа, позволяющие уточнить понятие способности к прогнозированию.

Ключевые слова: прогнозирование, способности, способности к прогнозированию.

Шулаков Алексей Владимирович — старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью ФГБВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала И.К. Яковлева МВД России», e-mail: shulaaleks@ngs.ru

В условиях модернизации Вооруженных сил, внутренних войск МВД России одной из актуальных является проблема формирования способности офицера к прогнозированию. Это связано с тем, что в сложнейших международных отношениях мир еще не отказался от решения государственных конфликтов посредством военной силы. Проблема формирования способности офицера к прогнозированию вызвана перманентно изменяющимся характером войн, когда от войн прошлого, для которых были свойственны позиционность, маневренность, большое скопление техники и личного состава, мировое сообщество переориентировалось на сетецентрические войны, предусматривающие увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающие участников операций достоверной и полной информацией об обстановке в реальном времени [14].

Более того, усиление влияния террористических угроз внутри страны, активизации провокационной деятельности со стороны ряда зарубежных государств как никогда актуализирует роль прогностических способностей у офицеров внутренних войск МВД Российской Федерации. В связи с этим в выступлении президента РФ В. В. Путина четко

обозначены требования к уровню подготовки военного специалиста. Путин считает, что «нам необходима инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня... С учетом интересов вызовов и угроз интересам нашей страны» [7]. В соответствии с характером выполняемых задач, а также требований государства и общества, от офицера внутренних войск требуется не только наличие компетенций, но и наличие определенной системы ценностных ориентаций, активного положительного отношения к своей профессиональной деятельности, а также способности к прогнозированию, предвидению вероятного характера поведения лиц, вступающих в противостояние с правоохранительными органами.

Справедливости ради укажем на то, что советский психолог Б. М. Теплов в своей работе отмечал следующее: «Полководцу при планировании и принятии решения в быстроменяющейся обстановке помогают, во-первых, способность предвидения и, во-вторых, способность быстро находить новые решения при непредвиденном изменении обстановки» [13].

Таким образом, возникает необходимость изучения способности к прогнозированию в контексте военно-профессиональной деятельности.

Отметим, что прогнозирование как явление получило свое развитие в 1960 годах, в период проведения исследований вероятностного прогнозирования (А. Ю. Акопов, О. А. Конопкин, Н. Н. Лобанова, Д. Н. Меницкого, А. В. Родионова и др.). В дальнейшем рассматриваемое явление изучалось с позиций психологического подхода (А. В. Брушлинский, И. В. Бестужев-Лада, Ю. Н. Кулюткин, Л. А. Регуш, Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков и др.). Непосредственно вопросы военного прогнозирования в русле компоненты профессиональной деятельности рассматривались в работах таких военных ученых, как В. К. Коноплёв, Ю. Б. Михайлов, Ю. В. Чуев, Л. С. Семейко [10].

Рассматривая исследуемый феномен с позиций деятельностного подхода, необходимо отметить, что прогнозирование в большинстве своем рассматривается как один из видов антиципации. Подтверждение этому мы находим в исследованиях отечественных психологов Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, А. В. Брушлинского, Л. А. Регуш.

В свою очередь анализ ситуационного подхода позволяет нам обратить внимание на то, что служебные задачи настолько многообразны и связаны с таким количеством непредсказуемых ситуаций, что офицеру постоянно приходится сталкиваться с проблемной ситуацией, разрешение которой осуществляется за счет поиска нового способа действия. Умение прогнозировать развитие ситуаций межличностного общения, предугадывать изменения в развитии жизненных ситуаций, умение выдвигать гипотезы представлены в работах таких ученых, как М. Ю. Краева, А. А. Бодалева, В. Н. Куницына [3]. В связи с этим рассмотрение ситуационного подхода подтверждает необходимость развития у субъекта деятельности умения предвидения ситуации, ее прогнозирования.

Исследуя феномен с позиции профессиографического подхода, представителями которого являются А. А. Деркач, Л. И. Анцыферова, К. А. Абульханова-Славская, необходимо отметить, что для специалиста характерны «развитые до высокого уровня способности к предвидению и прогнозированию», и в то же время, для личности, которая определяет жизненную стратегию, характерно «постоянное предвидение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни» [1, 8].

Таким образом, представленный анализ работ свидетельствует о том, что в настоящее время проблеме способности к прогнозированию уделяется достаточно внимания.

Способность к прогнозированию в широком смысле отражает деятельность по осуществлению прогноза, а в узком — способность, позволяющую эффективно осуществлять прогностическую деятельность. Справедливости ради укажем, что в ракурсе заявленной темы способность к прогнозированию у офицера как явление еще недостаточно изучено и требует уточнения.

В первую очередь мы обратились к трудам Б. М. Теплова, который под способностями понимает «такие индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется определенная деятельность, и при меньших затратах труда достигаются большие результаты» [12].

Проведенный анализ понятия способность показал, что сущность способности раскрывается через психологические особенности, определяющие успешность деятельности, но в отношении каждой способности необходима конкретизация [11]. В связи с чем в целях конкретизации психологических особенностей мы провели анализ дефиниций «антиципация», «предвидение» и «прогнозирование». Справедливости ради укажем, что для представленных выше понятий общей категорией является «опережающее отражение действительности», введенной П. К. Анохиным [2]. Утверждение П. К. Анохина позволило нам рассмотреть исследуемый феномен не только с позиции прогнозирования, но и с позиции предвидения и антиципации. Понятие антиципация с позиций психологического подхода рассматривается как «опережающее отражение на всех уровнях психического отражения в фило- и антропогенезе», а так же как «способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении будущих событий».

В свою очередь понятие предвидение (прогнозирование) с позиций философского подхода интерпретируется как «предсказание тех или иных событий, предположительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но еще не зафиксированы в опыте». Представленное понятие позволяет нам выделить содержательный компонент, основу которого составляют знания.

Под научным предвидением представители психологического подхода, в частности Л. А. Регуш, понимают форму конструктивной деятельности мозга, направленную на воссоздание картины эмпирически наблюдаемого явления; имеет в качестве своего содержания информационную модель будущих событий и может выступать как способ научного познания [12].

В свою очередь Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров рассматривают предвидение как прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности ребенка, предвосхищение возможного хода событий в педагогическом взаимодействии [11].

В работе В. И. Загвязинского прогнозирование рассматривается как «процесс получения опережающей информации об объекте, опирающейся на научно обоснованные положения и методы» [9].

И. В. Бестужев-Лада в своей работе под прогнозированием понимает «форму конкретизации научного предвидения, процесс разработки прогноза, целью которого является предвосхищение идеально предполагаемого, желаемого результата из множества других путем решения на основе предварительных оценок и сравнений» [4].

В военном энциклопедическом словаре предвидение представляет собой определение и учет заблаговременного будущего развития процессов военной теории и практики, возможных изменений в стратегической, оперативной или тактической обстановке.

В связи с чем считаем, что для успешного и качественного решения служебно-боевых задач по предназначению офицеру необходима способность ставить перед собой цели, выходящие за рамки текущих потребностей, осознавать как его деятельность будет сказываться на конечном результате, и соответствующим образом эту деятельность строить. Однако офицер не будет способен к прогнозированию, если он не будет учитывать следующие факторы: большое количество и разнообразный характер неопределенностей; сложность, а в некоторых случаях невозможность проведения эксперимента, большая цена ошибок и ограниченное время.

Таким образом, анализ вышеприведенных определений позволяет нам сделать следующий вывод:

• во-первых, для субъекта деятельности характерна активность, но не ситуативная,

а надситуативная, предполагающая способность у личности подниматься над уровнем требований ситуации;

• во-вторых, для осуществления прогноза субъекту деятельности необходимы способности, позволяющие ему действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении будущих событий. Именно такие умения являются основой прогностических способностей;

• в-третьих, параметры точности и времени противоречат друг другу, но из этого вытекает особенность исключительной роли командира в прогнозировании и принятии решения.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что палитра понятий «прогностическая способность» очень разнообразна, имеет множество аспектов, так что их прямое сопоставление, как считает А. Н. Дахин, «не всегда приемлемо» [6].

Так, в работе Н. В. Булдаковой прогностические способности выступают как «интегративное индивидуально-психологическое качество личности...» [5]. В. Е. Курочкина рассматривает прогностические способности как «психологический показатель личности...». С позиции Н. Л. Сомовой прогностические способности есть «совокупность мыслительных качеств, позволяющих решать различные виды прогностических задач ...». В контексте М. Ю. Краевой прогностические способности — это сложное образование, конструкт, присущий субъекту...«.

Анализ работ, раскрывающих сущность способности к прогнозированию с позиций различных подходов, позволил нам уточнить рабочее понятие способности к прогнозированию и рассмотреть его как базовую часть системного профессионального социально-психологического образования личности, которое на основании его психологических особенностей позволяет действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении будущих событий в целях успешного выполнения служебно-боевых задач в мирное и в военное время.

Таким образом, все обозначенное выше позволило нам прийти к пониманию огромной государственной и общественной важности формирования способности офицера к прогнозированию, позволяющее предвидеть возможный характер угроз и ситуаций в процессе выполнения служебно-боевых задач.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

2. Анохин П. К. Избранные труды : кибернетика функциональных систем / П. К. Анохин.

— М. : Медицина, 1998. — 400 с.

3. Бодалев А. А. Психология общения : избранные психологические труды / А. А. Бодалев.

— Москва-Воронеж, 1996.

4. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование : курс лекций / И. В. Бестужев-Лада, Р. А. Наместникова. — М. : Педагогическое общество России, 2002.

5. Булдакова Н. В. Развитие прогностической способности как интегративного качества у студентов педагогических колледжей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Булдакова. — Киров, 2006. — 24 с.

6. ДахинА. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и ... неопределённость / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002.

— № 4. — С. 22-26.

7. Доклад президента РФ В. В. Путина на Госсовете РФ 8 февраля 2008 года «О стратегии развития России до 2020 года». — Режим доступа : (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml). — Дата обращения : 01.08.2015.

8. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих : учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М. : Изд-во РАГС, 2006.

— 108 с.

9. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение / В. И. Загвязинский. — М. : Знание, 1987. — 80 с.

10. Коноплёв В. К. Научное предвидение в военном деле / В. К. Коноплёв. — М. : Воениздат, 1974. — 198 с.

11. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. —М. : Издат. центр «МарТ», 2005. — 448 с.

12. Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего / Л. А. Регуш.

— СПб. : Речь, 2003. — 352 с.

13. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985. — Т. 1.

— 328 с.

14. Cebrowski Arthur K. Network-Centric Warfare: Its Origins and Future / K. Arthur Cebrowski, John J. Garstka. — U. S. NavallnstituteProceedings, January. — 1998.

ISSUE OF FORECASTING CAPABILITY TRAINING OF OFFICER OF THE INTERNAL TROOPS

A. V. Shulakov

FSBMEIHPE «Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after gen. of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior Russia» (Novosibirsk)

The issue of necessity forecasting capability of officer of the internal troops in connection with the changing nature of wars is presented in the article. The results of the analysis allow to specify the concept of forecasting capability are brought up.

Keywords: forecasting, abilities, forecasting capabilities.

About authors:

Shulakov Alexey Vladimirovich — senior teacher of chair of daily activity management at FSBMEI HPE «Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after gen. of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of the Interior Russia», e-mail: shulaaleks@ngs.ru

List of the Literature:

1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Life strategy / K. A. Abulkhanova-Slavskaya. — M. : Mysl, 1991. — 299 p.

2. Anokhin P. K. Selectas : cybernetics of functional systems / P. K. Anokhin. — M. : Medicine, 1998. — 400 p.

3. Bodalev A. A. Psychology of communication : psychological selectas / A. A. Bodalev.

— Moscow-Voronezh, 1996.

4. Bestuzhev-Lada I. V. Social forecasting : course of lectures / I. V. Bestuzhev-Lada, R. A. Namestnikova. — M. : Pedagogical society of Russia, 2002.

5. Buldakova N. V. Development of prognostic ability as integrative quality at students

of teacher training colleges : theses.... cand. of ped. science / N. V. Buldakova. — Kirov, 2006. — 24 p.

6. Dakhin A. N. Pedagogical modeling: essence, efficiency and ... uncertainty / A. N. Dakhin // Standards and monitoring in education. — 2002. — N 4. — P. 22-26.

7. The report of the Russian President V. V. Putin on the State Council of the Russian Federation on February 8, 2008 «About strategy of development of Russia till 2020».

— Access mode : (http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml). — Access date : 01.08.2015.

8. Acmeological assessment of professional competence of public servants : guidance / Under general edition of A. A. Derkacha. — M. : Publishing house of RASS, 2006. — 108 p.

9. Zagvyazinsky V. I. Pedagogical anticipation / V. I. Zagvyazinsky. — M. : Knowledge, 1987.

— 80 p.

10. Konoplyov V. K. Scientific anticipation in military science / V. K. Konoplyov. — M. : Voyenizdat, 1974. — 198 p.

11. Kodzhaspirova G. M. The dictionary on pedagogics: for the student. Of secondary and high

educational institutions / G. M. Kodzhaspirova, A. Y. Kodzhaspirov. — M. : Publishing center Mart, 2005. — 448 p.

12. Regush L. A. Psychology of forecasting : achievements in knowledge of the future / L. A. Regush. — SPb. : Speech, 2003. — 352 p.

13. Teplov B. M. Celectas : in 2 P. / B. M. Teplov. — M. : Pedagogics, 1985. — Vol. 1. — 328 p.

14. Cebrowski Arthur K. Network-Centric Warfare : Its Origins and Future / K. Arthur Cebrowski, John J. Garstka. — U. S. NavallnstituteProceedings, January. — 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.