УДК 159.95;159.922 © С. В. Забегалина, А. В. Чигарькова, 2017
Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности:
подход и стратегии
Светлана Викторовна Забегалина,
кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры психологии Ульяновского государственного университета.
Ульяновск, Россия. e-mail: svetlanviktorovn@mail.ru
Анна Владимировна Чигарькова,
психолог войсковой части 45097-2.
Саратов, Россия. Е-mail: AnyutkaC@rambler.ru
В статье рассматриваются феномен прогнозирования и подходы к его пониманию. Анализируются родственные для прогнозирования понятия: предвидение, антиципационная состоятельность. Особое внимание уделяется стратегиям вероятностного прогнозирования (рефлекторно-бессознательное, интеллектуально-логическое, интуитивное, прогнозирование в особых состояниях сознания).
Ключевые слова: прогнозирование, предвидение, вероятностное прогнозирование, антиципационная состоятельность, способность к прогнозированию; прогнозирование рефлекторно-бессознательное, интеллектуально-логическое, интуитивное; прогнозирование в особых состояниях сознания; деятельность.
Для цитирования: Забегалина С. В., Чигарькова А. В. Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности: подход и стратегии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 87-91.
Прогнозирование — разработка прогноза, вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком значении — специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, как правило, с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления .
В науке существует еще несколько трактовок понятия «прогнозирование» . Так, И . В. Бестужев-Лада, представляя развернутую классификацию процессов научного предвидения, выделяет прогнозирование как одну из форм предсказания (наравне с предчувствием и предугадыванием). При таком подходе прогнозирование означает «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [1, с. 8]. Ф . И . Кевля рассматривает прогнозирование как высшую ступень предвидения, познавательный процесс целенаправленного осознания будущего, теоретическое обоснование прогноза, т е как прогностическую способность и как прогностическую деятельность .
Научное предвидение как родовое понятие по отношению к прогнозированию выделял В. А. Лисичкин. Он отмечал: «научное предвидение — форма конструктивной деятельности мозга, направленной на воссоздание картины эмпирически ненаблюдаемого явления; имеет в качестве своего содержания информационную модель будущих событий и может выступать как способ научного познания» [2, с. 87]. Понятия «предсказание» и «прогноз» следует разделять по наличию способа верификации прогностического высказывания и априорной оценки вероятности появления прогнозируемого события, а также рассматривать ряд условий, при которых высказывание о будущем может называться прогнозом. Итак, в определении прогнозирования и научного предвидения можно выделить признаки, составляющие их сущность, которые будут характерны и для познавательной психической деятельности
Прогнозирование понимается исследователями, во-первых, в качестве процесса исследования и стороны познавательной деятельности, т е как познавательная деятельность человека
Во-вторых, как познавательная деятельность, которая приводит к знанию будущего при определенных условиях К ним относятся:
а) создание оснований прогнозирования (знание закономерностей, научной теории, систематическое исследование);
б) преобразование оснований и соотнесение их с конкретными данными о прогнозируемом объекте (учет текущей информации, условий проявления закономерностей);
в) форма получения знаний о будущем (понятие, образ, предложение, дедукция высказывания)
В-третьих, прогнозирование определяется как познавательная прогностическая деятельность, результат которой имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы [3, с. 63].
Прогностическую деятельность следует понимать как вид познавательной деятельности по разработке прогноза Она включает интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты, специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. Результат деятельности — прогноз, т. е . знание, отражающее специфику будущего, имеющее вероятностный характер Как и всякий прогноз, цель, будучи направленной на будущее, обусловлена прошлым. Цель всегда основана уже достигнутым в прошлом уровнем овладения деятельностью Поэтому одна из характеристик цели — достаточность информации для ее определения. Человеческой деятельности присуща цель, она всегда прогноз, значит в процессе целенаправленной и сознательной деятельности осуществляется прогнозирование
Большинством теоретиков в области научного предвидения понятие «прогнозирование» употребляется в узком значении, т. е . как специально организованное исследование, направленное на воссоздание перспектив развития какого-либо процесса или явления. При этом указывается, что прогнозируемый объект не выступает эмпирически наблюдаемым явлением, а процесс прогнозирования основан на знании прогнозистом объективных закономерностей развития изучаемого процесса в прошлом и настоящем [4]. Точность прогноза обусловлена более глубоким проникновением в сущность процесса или явления, не зависит от личного опыта и наблюдательности субъекта прогнозирования, может распространяться не только на ближние, но и на далекие перспективы развития
Более корректным (применительно к эмпирическим прогностическим процессам) будет употребление термина «предвидение» Понятие предвидения является более общим по отношению к прогнозированию, включает в себя как прогнозы, основанные на житейском опыте (эмпирические прогнозы), так и организованные научные исследования перспектив развития (прогнозирование)
Наиболее отчетливо процессы эмпирического предвидения можно проследить на основе анализа такой сферы человеческой деятельности, как «человек-человек», деятельности, строящейся на основе общения
Л. Хьелл и Д. Зиглер писали, что представитель когнитивистского направления G . Kelly рассматривает прогнозирование будущих событий как основу всего поведения личности в «теории личностных конструктов», согласно которой поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Процессы конкретного человека (в психологическом плане) направляются по тем каналам, в русле которых он интерпретирует события Прогнозирование происходит на основе истолкования, особенно это касается повторяющихся явлений окружающего мира. Каждый человек выстраивает свою систему конструктов. Они помогают интерпретировать мир и остаются те конструкты, которые помогают правильно прогнозировать изменения, иначе конструкт пересматривается или даже исключается вовсе [5]. Вот как говорит о конструктах и их значении в жизни человека G . Kelly: «Человек судит о своем мире с помощью понятных систем или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его» [6, р . 8-9].
Процесс прогнозирования, согласно теории личностных конструктов, строится по циклу «ориентировка — выбор — исполнение» . Если следовать данной теории, то первоначально человек, ориентируясь в ситуации, рассматривает несколько конструктов, которые он может использовать для интерпретации наблюдаемого Затем, ограничивая количество альтернативных гипотез, он делает выбор в пользу необходимых для данной
ситуации конструктов. Во время фазы исполнения происходит осуществление действий и контроль поведения . Так получается, что личность прогнозирует все события внешнего мира, в том числе и поведение других людей, опираясь на выстроенную ею самой систему репрезентативных схем
Философы А. Бауэр, Г. Кребер, В . Эйхгорн и др . [7] утверждают, что для человека сознание не только является отражением окружающего мира, но и одновременно поднимается до предвидения будущего. Применительно к нашей проблеме, чтобы разумно относиться к окружающему миру, человеку необходимо теоретически спрогнозировать точные или возможные результаты своих действий, а также их последствий, представить концепцию (план), которая станет руководящей идеей практической деятельности. Из этого следует, что поведение личности постоянно детерминировано не только окружающим миром и его изменением, но и предвосхищением изменений, прогнозом
Сознание выполняет антиципирующую роль, которая характеризует уровень развития свободы человека, антиципация служит и развитию продуктивных потенциальных возможностей [8, с. 14-17].
Принцип единства сознания и деятельности в приложении к аспектам прогнозирования предполагает, что человеческая деятельность обязательно включает прогнозирование как способность, которая зарождается, проявляется, формируется в ней, определяя ее успешность, что выражается в единстве способности и деятельности
Прогнозирование — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления В отличие от других форм опережающего отражения, прогнозирование имеет целенаправленный характер, при этом сознательно ставится цель получения прогноза, исследуются или подбираются основания для его построения, иногда определяется форма, в которой должен быть получен прогноз. Это может быть прогностическое умозаключение, образ будущего в виде модели, план будущего, гипотеза и т п
Существенные признаки прогнозирования:
— родовые — познавательная деятельность;
— видовые — знания о прошлом, преобразование знаний;
— результат деятельности — прогноз, т. е . знание, отражающее специфику будущего, имеющее вероятностный характер
Способность к прогнозированию может выступать как общая и как специальная способность . Общей она является как компонент любой деятельности, поскольку построение прогноза — составная часть любой деятельности, а в качестве специальной прогностическая способность выступает тогда, когда построение прогноза — цель деятельности личности
Прошлый опыт и наличествующая ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, причем каждой из них приписывается определенная вероятность . В соответствии с таким прогнозом осу-
ществляется преднастройка — подготовка к действиям в предстоящей ситуации, что с наибольшей вероятностью приводит к достижению некоторой цели [9].
В деятельности человека практически нет ситуаций, в которых вероятностное прогнозирование не играло бы существенной роли
Основная необходимость в прогностических способностях — адаптация к окружающей среде, а также возможность менять эту среду в соответствии с поставленной целью
Выделяют четыре стратегии вероятностного прогнозирования, которые будут рассмотрены ниже:
1) рефлекторно-бессознательная;
2) интеллектуально-логическая;
3) интуитивная;
4) прогнозирование в особых состояниях сознания.
Вероятностное прогнозирование входит в систему
проблем, разработка которых была начата Н . А. Бернштей-ном [10, с . 121-124], П . К. Анохиным [11], Б. Ф . Ломовым [12, с .73-81] и другими учеными .
Характеризуя вероятностное прогнозирование, Г. Д . Бабушкин описывает основные положения данного подхода, в их числе: охват прогнозированием событий, на которые субъект может влиять, а также результатов собственных действий; прогнозирование действий соперников и партнеров; учет вероятности достижения планируемого результата; соотнесение при прогнозировании вероятности и значимости результатов, а также величины собственных затрат для реализации действий [13, с. 49-52]. Само понятие «вероятностное прогнозирование» он определяет как «предвосхищение будущего, основанное на прошлом опыте человека и характере наличествующей ситуации» [13, с . 49]. Другими словами, основой вероятностного прогнозирования выступает прошлый опыт в виде знаний, умений, навыков и особенностей настоящего
Способность к вероятностному прогнозированию можно отнести к результатам биологической эволюции в вероятностно организованной среде . Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий, способствовать адаптации, поэтому они адекватны именно тем переменным, тем изменяющимся характеристикам среды, от которых зависит успешность действия Прогнозирование развития событий и планирование собственных действий для достижения желаемых результатов являются неотъемлемыми моментами всей деятельности человека, входят во многие концептуальные системы науки о поведении, по-разному преломляясь в различных теориях [11; 10, с. 121-124; 14; 15; 16; 17; 18]. Понятие вероятности оказалось важным для многих наук, а теория вероятности стала инструментом для исследования различных повторяющихся явлений, с которыми приходится сталкиваться довольно часто. Теория вероятности призвана показать, как устанавливается закономерность даже в тех вещах, которые кажутся нам обязанными случаю; обнаруживаются скрытые, но постоянные причины, обусловливающие эту закономерность Использование теории вероятности оказалось плодотворным и в психологии
Прогнозирование на надсознательном уровне (как и рефлекторно-бессознательное прогнозирование собственных действий в изменяющейся среде) отличается от обычного действия, основанного на принципе «стимул — реакция» . С опытом приобретаются новые реф-лекторно-бессознательные способности к прогнозированию в новых ситуациях.
Стратегия рефлекторно-бессознательного прогнозирования действует без участия воли, интеллекта и сознания, основываясь исключительно на личном опыте и приобретенных установках и навыках, а надсозна-тельное прогнозирование задействует и высшие психические функции, велика роль интуиции [19, с. 11-15].
Особенностями интеллектуально-логического прогнозирования являются три основных фактора:
1) активное использование сознания, мышления, воли и интеллектуального аппарата;
2) информацией для логического оперирования служат не только данные собственного опыта, но и опыт других людей, известные законы, теории, утверждения авторитетных лиц и причинно-следственные связи;
3) ориентированность сознания на конкретную цель .
Существует прогнозирование и в особых состояниях
сознания с использованием интуиции, но, в отличие от работы мышления на надсознательном уровне, сознание индивида находится в весьма пассивном состоянии и не вмешивается в интерпретацию полученной информации
Вероятностно-прогностические способности в изменяющихся условиях являются одной из важнейших психических функций. Они способствуют адаптации к окружающей среде, помогают адаптировать эту среду под свои потребности Выбирая стиль поведения в повседневной жизни, человек должен учитывать изменчивость ситуации, прогнозировать не только свои действия, но и действия других участников событий Высокая степень изменчивости условий деятельности требует выделения в системе деятельности такой подсистемы, как деятельность ожидания, экстраполяции со своей собственной системой действий и операций
Антиципационная состоятельность — это определенное состояние и характеристика системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности в целом. К ним относятся конституционально обусловленные свойства (особенность нервной системы и темперамента), когнитивные ресурсы (познавательные процессы, формально-логический и социальный интеллект), аффективный, волевой и поведенческий потенциалы личности [20, с. 107-114].
Несмотря на наличие множества определений прогностической способности человека, указывающих на ее когнитивную природу, в психологической науке остается вопрос о характере связей антиципационной состоятельности и интеллектуальных функций. Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упре-ждением[20, с. 108].
В настоящее время исследования антиципации и прогнозирования сконцентрированы в следующих областях Интенсивно ведутся научные изыскания в аспекте онтогенетического развития антиципации [21], в клиническом направлении, в контексте профессиональной педагогической деятельности [22], продолжают интересовать исследователей психофизиологические основы антиципационной деятельности [23, с. 47-50].
Остается неразрешенным вопрос: является ли прогностическая способность компонентом интеллекта, или же она существует и функционирует как автономное образование, имеющее когнитивную природу, но отличное от интеллекта и мышления?
Известным является подход Л. А. Регуш [24]. Оценивая прогностические способности, она обосновывает их как совокупность шести качеств мышления: глубины, аналитичности, осознанности, гибкости, перспективности, доказательности При таком подходе есть опасность свести прогнозирование к дискурсивному мышлению, а прогностические способности — к особенностям (развитости) такого типа мышления. Ее методика — одна из немногих существующих в данной области
В реальных ситуациях субъект прогнозирования часто сталкивается с жесткими объективными условиями, с лимитом времени, высокой ответственностью за принятое и реализованное решение . Дискурсивное мышление в этом случае оказывается медленным, что ведет к неудачам Логично предположить, что прогностические способности связаны не только с дискурсивным мышлением и его качественными особенностями,
но и с интуитивным Развитое интуитивное мышление имеет существенные преимущества для деятельности в особых условиях, хотя во многом зависит от индивидуального опыта, апперцепции [25, с. 123-128].
Все более очевидна перспективность изучения прогнозирования в системе свойств личности будущего профессионала, а также уже действующих специалистов Этот ракурс позволит лучше понять сущность прогностических способностей, их взаимосвязь с другими индивидуально-психологическими особенностями, возможности развития прогностических способностей Отметим и необходимость прогнозирования развития будущих специалистов, в частности, осуществляющих деятельность в особых условиях, что необходимо делать уже на этапе профессионального отбора Однако прогноз в этом плане не является влияющим фактором в полной мере: число абитуриентов, зачисленных в вузы МВД России из нерекомендованных групп, составляет от 45 до 50% [26, с. 3-10].
В настоящее время проблема прогнозирования нашла свое отражение в рассмотрении развития личности в ходе образовательного процесса В работах Н . И. Калакова в центре внимания остаются вопросы прогностических способностей и прогностического потенциала представителей различных сфер профессиональной деятельности, соотношение потенциального и актуального в достижении профессионализма, например, применительно к специалистам, осуществляющим свою деятельность в особых условиях, при повышенной напряженности, лимите времени, соревновании и т д [22]
Список л
1. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию . М. , 2002.
2. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М. , 1972.
3. Психология и педагогика. Военная психология : учеб . пособие / под ред. А. Г. Маклакова. СПб . , 2005.
4. Колодич Е. Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач : дис . ... канд . психол . наук . Минск, 1992.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб . , 1997.
6 . Kelly G. A. The psychology of personal constructs (Vol. 1 and 2). N. -Y. , 1955.
7. Философия и прогностика. М. , 1971.
8. Сумина Н. Е. Взаимосвязи антиципационной состоятельности с личностными свойствами и их влияние на семейные взаимоотношения // Психология. 2007. № 14.
9 . Краева М. Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд . пед . наук, Астрахань, 1999.
10 . Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Новые линии развития в физиологии и биологии активности : хрест. по психологии / сост. В. В . Мироненко ; ред. А. В. Петровский. М . , 1977
11. Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем : избр . тр . / под ред . К. В. Судакова. М. , 1998.
12 . Ломов Б. Ф. Память и антиципация // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии . М., 1991.
13. Бабушкин Г. Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39).
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность . М. ,2005.
15. Прибрам К. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / пер с англ Я . Н . Даниловой и Е . Д . Хомской ; под ред . А. Р. Лурия. М. , 1975.
16 . Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание . Человек и мир СПб , 2003
17. Соколов Е. Н. Очерки по психофизиологии сознания. М. ,2010 .
18 . Узнадзе Д. Н. Психология установки . СПб . , 2001.
19 . Забегалина С. В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010 . № 2(41).
20 . Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал . 1996. № 4.
21 . Брушлинский A. B. Психологический анализ мышления как прогнозирование : дис____д-ра психол. наук. М. , 1977.
22. Калаков Н. И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России : монография : в 5 т. Ульяновск-М. , 2006. Т. 4.
23. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Антиципа-ционная состоятельность в структуре совладающего поведения личности // Неврологический вестник. 2010 . № 3 .
24 . Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего, СПб . , 2003.
25 . Забегалина С. В. Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4 .
26 . Караваев А. Ф., Бабушкин Г. Д., Солдатов И. В. Концептуальные аспекты профессиональной ориентации школьников на специальности в системе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2(16).
Probabilistic forecasting as a prognostic activity: approach and strategies
Zabegalina Svetlana V.,
Cand. Sci. (Psychology), senior lecturer of the department of Psychology, Ulyanovsk State University.
Ulyanovsk, Russia. e-mail: svetlanviktorovn@mail.ru
Chigarkova Anna V.,
psychologist, military unit no. 45097-2 Saratov, Russia. e-mail: AnyutkaC@rambler.ru
The article deals with the phenomenon of forecasting, as well as approaches to its understanding. Under examination are forecast-related concepts: prediction and anticipation viability. Special attention is paid to the strategies of probabilistic forecasting (reflex and unconscious forecasting, intellectually-logical forecasting, intuitive forecasting, forecasting in special states of consciousness).
Keywords: forecasting, prediction, probabilistic forecasting, anticipation viability, ability to forecast, reflex and unconscious forecasting, intellectually-logical, intuitive, forecasting in special states of consciousness, activity.
Citation: Zabegalina S. V., Chigarkova A. V. Probabilistic forecasting as a prognostic activity: approach and strategies. Psychopedagogics in law enforcement. No. 1(68) 2017. P. 87-91.