Научная статья на тему 'Антиципация как акмеологический феномен: теоретико-методический анализ'

Антиципация как акмеологический феномен: теоретико-методический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
783
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / ANTICIPATION / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ / ANTICIPATORY REFLECTION / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ИНТУИЦИЯ / INTUITION / ПРЕДВИДЕНИЕ / FORESIGHT / СОЦИАЛЬНАЯ АНТИЦИПАЦИЯ / SOCIAL ANTICIPATION / АНТИЦИПАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ / LEADER'S ANTICIPATION (MANAGER'S ANTICIPATION) / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНВАРИАНТ / ACMEOLOGICAL INVARIANT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Елизавета Сергеевна

В статье представлен теоретико-методологический и методический анализ проблемы антиципации в отечественной науке. Отражены краткие итоги обзора 283 диссертаций по 15 наукам с 1980 по 2015 год, посвящённых различным аспектам предвосхищения будущего, то есть антиципации (прогнозированию, интуиции и др.). Дана акмеологическая характеристика феномена, сравнены психолого-акмеологические модели антиципации, предложена авторская модель. Рассмотрен методический инструментарий для оценки и развития антиципации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокопенко Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICIPATION AS THE ACMEOLOGICAL PHENOMENON (THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS)

The article presents the theoretical and methodological analysis of the anticipation problem in Russian science. The brief summary 283 dissertations review of 15 fields of sciences since 1980 to 2015 are demonstrated, they devoted to various aspects of anticipation the future (forecasting, intuition, etc.). In the article there are acmeological characteristics of phenomenon, compared psycho-acmeological models of anticipation and the author’s model. The methodical tools for evaluation and development of anticipation were considered.

Текст научной работы на тему «Антиципация как акмеологический феномен: теоретико-методический анализ»

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (РАБОТЫ НАЧИНАЮЩИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)

To the treatment of the problem of future studies (the work of beginners researchers)

УДК 159.9

АНТИЦИПАЦИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Прокопенко Елизавета Сергеевна, психолог-акмеолог, магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАН-ХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; е-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье представлен теоретико-методологический и методический анализ проблемы антиципации в отечественной науке. Отражены краткие итоги обзора 283 диссертаций по 15 наукам с 1980 по 2015 год, посвящённых различным аспектам предвосхищения будущего, то есть антиципации (прогнозированию, интуиции и др.). Дана акмеологическая характеристика феномена, сравнены психолого-акмеологические модели антиципации, предложена авторская модель. Рассмотрен методический инструментарий для оценки и развития антиципации.

Ключевые слова: антиципация, опережающее отражение, прогнозирование, интуиция, предвидение, социальная антиципация, антиципация руководителя, акмеологический инвариант.

Антиципация — одно из базовых свойств психики, выраженное в опережающем отражении реальности; также это познавательный психический процесс, протекающий частично сознательно, частично бессознательно. Научное изучение антиципации ведётся с XVII века. Несмотря на вневременную высокую актуальность и значимость её разработки, были продолжительные периоды, когда не публиковалось ни одной солидной научной работы в отечественной и зарубежной психологии. Западная психология описывает феномены антиципации в русле психоаналитического, гештальт- и когнитивного подходов. Работы отечественных школ освещают антиципацию в ракурсах нейро-физиологического, медико-психологического и рационально-когнитивного прогнозирования деятельности и построения жизненного пути. Почти неохваченным остаётся интуитивно-бессознательный аспект антиципации.

Высокий уровень развития антиципации — один из общих (универсальных) акмеоло-гических инвариантов профессионализма, наряду с силой личности, умением принимать решения, адекватной высокой мотивацией достижения и развитыми рефлексивностью, саморегуляцией, креативностью. Его теоретико-методологической разработкой занимались и продолжают заниматься ведущие школы и видные учёные: отечественные (К.А. Абуль-ханова-Славская, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.Г. Зазыкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Мен-делевич, Я.А. Пономарёв, Л.А. Регуш, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и др.) и западные (К.Г. Юнг, К. Левин, К. Дункер, Ж. Пиаже, У. Найссер и др.). Однако теме антиципации

как акмеологическому инварианту посвящено наименьшее количество научных диссертаций, монографий и учебников. Недавно созданные программы по её развитию в среде общего и профессионального образования (А.Л. Лихтарников, 1998; В.И. Дубровина, 1999; И.А. Николаева, 2010 и др.) реализуются по очаговому принципу в отдельно взятых учебных заведениях. В связи с вышеизложенным считаем, что необходимо углублённое системное акмеологическое изучение антиципации.

Объект исследования — антиципация, предмет — её психолого-акмеологические аспекты. Цель работы — системное обобщение отечественных психолого-акмеологиче-ских разработок в области личностного прогнозирования. Задачи исследования: теоретико-методологический анализ отечественных диссертаций, выделение акмеологических аспектов явления, анализ методов изучения антиципации. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, контент-анализ, типологизация, категоризация, мысленное моделирование.

В отечественной психологии антиципация стала систематически изучаться с 1960-х годов. 1970-е годы характеризуются интеграцией знаний из психологии, физиологии, нейрофизиологии («функциональные системы», «акцептор действия», «языки мозга») (П.К. Анохин, К. Прибрам). Также с конца 1960-х годов в общепсихологических концепциях С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева антиципация, не являясь предметом специальных исследований, занимает особое значимое место. 1980-е годы — системно-структурный подход к антиципации как к специфической системной многоуровневой психической деятельности в контексте профессиональной деятельности (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков). В 1980 году вышла первая в СССР основополагающая работа, посвящённая прогностической деятельности [9]. В конце 1990-х — начале 2000-х годов антиципация изучается с более узких ракурсов: как познавательный психический процесс (Л.А. Регуш, Н. Л. Сомова) и как «форма упреждающего копинга» (В.Д. Менделевич, Н.П. Ничипоренко). В.Д. Менделевич создал «антиципационную концепцию неврозогенеза». Исследуются границы нормы и патологии антиципационной состоятельности [11, 12]. 2010-е годы — время осмысления антиципации в акмеологической парадигме как компетентности, потенциала, акмеологического инварианта.

Б.Г. Ананьев1 установил опосредующую, связующую роль антиципации между всеми познавательными психическими процессами. Системная разработка видов, форм и уровней антиципации представлена в работах [9, 13]. Обзор развития философско-пси-хологических воззрений с античности до наших дней приведён в работах [2, 4], типология подходов изучения антиципации в психологии описана в [3, 4].

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ

По всем диссертациям (1980-2015 гг.), в теме или ключевых словах которых встречались понятия «антиципация», «прогнозирование»2, «прогностические действия/ умения/ способности/ потенциал/ компетентность», «интуиция/ интуитивность», «предвидение», «пророчество», «временная перспектива», нами была собрана статистика (каталог диссертаций Российской государственной библиотеки по состоянию на 15.05.2015). Результаты её анализа могут быть обобщены следующим образом:

• 15 наук изучают это проблемное поле: физико-математические, биологические, технические, исторические, экономические, философские, филологические, юридические,

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001 (Серия «Мастера психологии»); Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001 (Серия «Мастера психологии»).

2 В связи с чрезмерно широким толкованием термина «прогнозирование» поиск по нему осуществлялся только среди диссертаций на соискание научных степеней по психологии, педагогике и философии.

педагогические, медицинские, психологические, социологические, культурологические, а также искусствоведение и архитектура.

• Всего — 283 работы. Науки, по которым защищено наибольшее количество диссертаций: философские (86 работ), психологические (81), педагогические (75). Вместе они составляют 85,5% от общего числа, по другим дисциплинам — менее 10 работ в каждой.

• 31 докторская диссертация, из них по философии — 14, по педагогике — 10, по психологии — 4.

• Количественное распределение по кластерам: антиципация — 24, прогностически-рациональные компоненты — 151 (из них прогнозирование — 125, прогностические аспекты — 26), иррациональные компоненты — 88, временная перспектива — 20.

По терминам «прогностическое умение» (6), «прогностическая компетентность» (3) защищены исключительно кандидатские диссертации по педагогике, по «прогностическому потенциалу» большая часть диссертаций также в сфере педагогики (три кандидатские и одна докторская) и ни одной — по психологии.

Таким образом, исследованием антиципации в различных её проявлениях занимаются 15 наук, большая часть публикаций по ним приходится на XXI век. Психология — одна из ключевых. Однако по ней защищено крайне мало докторских диссертаций. Большая часть работ посвящена рационально-когнитивному прогнозированию и в значительно меньшей степени — антиципационной состоятельности и интуитивным компонентам.

Анализ четырёх ключевых монографий (Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков, В.Д. Менделевич, Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко) и 81 диссертации по психологии прогнозирования, защищён-ных в СССР и РФ к 2015 году, показал следующее:

1) с начала XXI века зафиксирован рост научного интереса к этой теме, появились новые научные школы и подходы, новый понятийно-терминологический аппарат, присущий почти каждой школе;

2) наиболее разработаны следующие понятия: «прогнозирование» (32 работы), «временная перспектива» (16), «антиципация» (включая «антиципационную состоятельность») (11), «интуиция/ интуитивность» (8), «прогностические способности» (6). Также есть работы по «предвидению» (2), «прогностическим действиям» (1) и «самопрогнозированию» (1). Научное обобщение на уровне докторских диссертаций касалось только тем прогнозирования (2), интуитивности (1) и временной перспективы (1);

3) отсутствует единообразие в названии явлений: схожие процессы авторы разных школ и подходов называют по-разному, в то время как близкие по семантическому значению термины обозначают принципиально разные психологические образования;

4) в целом продемонстрирован рационально-когнитивный уклон изучения того, как человек предвосхищает будущее вместо освещения системно-комплексного интуитивно-рационального психического свойства человека (и не только его, но и животных, о чём писал П.К. Анохин). Другими словами, недооценены роль и влияние бессознательно протекающих антиципационных процессов;

5) преобладает традиция чётко разделять и не допускать взаимопроникновения индивидного, личностного и субъектного уровней описания и анализа. Текущие акме-ологические тенденции свидетельствуют об обратном: взаимопроникновение, взаимовлияние и компенсивность характеристик одних уровней признаками, присущими другим уровням (например, проявление субъектности в санационных мероприятиях, в отношении к своей телесности). Также в силу традиций не выражен дополнительный уровень —ценностно-смысловой (экологический, духовный), наличие которого также соответствует современной акмеологической парадигме. Субъект прогнозирования пока ещё не рассматривается как биопсихосоциодуховная целостность.

Кроме того, в большинстве других диссертаций, посвящённых различным формируемым и развиваемым психолого-акмеологическим феноменам, в моделях этих явлений есть рефлексивный компонент, но отсутствует его цикличное продолжение в виде анти-ципационного элемента (что противоречит доказанному единству механизма рефлексии и антиципации [6]).

Анализ моделей антиципации. М.Ю. Краева [8] в структуре прогностической способности выделяет три уровня: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и два подуровня: общий и специальный, то есть индивидно-личностный и субъектно-деятельност-ный. Однако для акмеологической модели не хватает как минимум ценностно-смыслового ядра как четвёртого уровня. В.Д. Менделевич [11] выделяет следующие компоненты ан-тиципационной состоятельности: пространственный, временной, личностно-ситуативный (то есть коммуникативный) и общий. Модель прогностической компетентности студентов Е.В. Макаровой включает [10]:

I. Компоненты (и одноимённые критерии сформированности):

1) мотивационно-регулятивный,

2) операционально-когнитивный,

3) операционально-поведенческий.

II. Группы показателей, конкретизирующих содержание и проявление каждого критерия соответственно:

1) мотивацию достижения, толерантность к неопределённости, готовность к риску, установку на положительный прогноз в общении и деятельности, особенности ценностных ориентаций;

2) прогностическую способность, интернальность, рефлексивность, профессиональную жизненную перспективу (определённость, контролируемость, спланированность, долговременность), многовариантность прогноза развития ситуации;

3) многовариативность поведения.

В других исследованиях приведена примерно аналогичная структура антиципаци-онной компетентности (с некоторыми различиями в выбранных показателях), из которой следуют очевидные выводы. Во-первых, рефлексивность включена как подчинённый элемент, а не равнозначный (что приводит к противоречию с ранее доказанным единством механизма рефлексии и антиципации [6]). Во-вторых, в подобной модели учтена только рациональная сторона прогнозирования и либо почти полностью игнорируется иррациональная сторона (как аспект деятельности, так и интуитивность как личностное свойство), либо выражается как эмоциональный компонент антиципации.

Таким образом, в психологии защищены пока только четыре докторские диссертации и изданы четыре ключевые монографии по проблемам антиципации. Наиболее разработаны понятия «прогнозирование», «временная перспектива» и «антиципация». Выявлено недостаточное освещение тем иррационального предвосхищения. Намечается тенденция-потребность привести понятийно-категориальный аппарат и модели феномена в соответствие современной акмеологической парадигме.

Акмеологические основания модели антиципации. Антиципационные процессы, как и все психические процессы, развиваются гетерохронно и проходят фазы активного качественного преобразования и фазы стабилизации. Была установлена определяющая роль будущего времени в процессах отбора и организации процессов памяти [9, с. 11]. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, субъективное время течёт из будущего в прошлое. Однако доказано, что антиципация и рефлексия — это два взаимосвязанных механизма, две части единого процесса [6], и что антиципацией в значительной мере выступает приобретённый ранее опыт, экстраполированный в будущее. Таким образом, прошлое определяет будущее, а будущее формирует настоящее.

Разделение пространственно-временного континуума на три зоны обусловлено развитием представлений и речи на разных этапах онтогенеза [9]. На схеме 1 отражено развёртывание временной перспективы и ретроспективы в самосознании, по данным исследований А. Гезелла (1953) и П.И. Яничева (1989) [13, с. 59].

Таким образом, у нормально развивающегося ребёнка к возрасту 9-12 лет заканчивается формирование рефлексивно-антиципационного психического новообразования, в раннем подростковом периоде он осознаёт себя и временную обусловленность жизни. В Я-концепции сохранены устойчивые образы «Я» во временном континууме. Утрата представлений «Я» из какой-либо части этого континуума неминуемо ведёт к нарушению

Несколько десятков лет Будущее

£-4 1 год 1д. 7 дн. мес. | ^ i i ,т г 1^1 Ч" i 012 3 4 5 6 7 8 | 9 | х г Возраст, в годах

I .....'<........'1 Í-1 t

1 день 1 мес. - - "" 1 V Прошлое

^ - " * — 2 года

Интерес к предыстории, историям родителей

Схема 1. Временные характеристики сознания в онтогенезе

динамично-устойчивой целостности Я-концепции, а в дальнейшем — к нарушениям сознания. Из вышеизложенного следует целесообразность внедрения технологий развития рефлексивно-антиципационного механизма с 7-8-го класса средней школы.

К 2015 году выявлены следующие системообразующие факторы антиципирующего процесса: проблемные задачи [9], личностные качества [6, 13, 14], надсистемный фактор, связанный с тендерными особенностями [12]. Н.П. Ничипоренко и В.Д. Мен-делевич доказали, что он проявляется в том, что мужчины с развитой прогностической компетентностью при наступлении затруднительной ситуации чаще будут использовать конструктивные стратегии, чем женщины с таким же высоким уровнем развития антиципации [12]. В связи с этим требует более тщательного изучения гипотеза о том, что в целях успешной адаптации у женщин более развита стратегическая антиципация, а у мужчин — оперативная.

Акмеологическую закономерность, присущую всем интегративным личностным характеристикам, отмечают и в прогностической компетентности. Её высокий уровень развития характеризуется следующими особенностями [12]:

1) взаимообусловленность личностных черт становится нелинейной, опосредуется большим количеством факторов; происходит увеличение «степеней свободы»;

2) повышается компенсивность (способность к взаимозаменяемости, компенсации);

3) формируется более гибкая и сложноорганизованная система психической адаптации.

Низкий уровень развития прогностической компетентности характеризуется ригидностью, дефицитарностью и невысокой эффективностью адаптационной системы личности.

Таким образом, антиципация, развиваясь гетерохронно, формируется к раннему подростковому возрасту. Вместе с рефлексией и копингом она образует сложную надсистему, которая в конечном итоге связана с успешностью самореализации человека.

Акмеологическая модель антиципации. Акмеология предполагает гетерохронное достижение человеком вершин в индивидуальном развитии как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности [5], в последнее время актуализировалось рассмотрение и духовно-экологического (метаиндивидуального) акме. Антиципация выступает в качестве одного из универсальных акмеологических инвариантов, необходимых для достижения профессионального акме в любой сфере деятельности [1, с. 61;5]. Поэтому антиципационная компетентность может включать следующие компоненты:

А) компетенции: общепрогностическую, прогностичность в общении, прогностич-ность в деятельности, прогностичность в пространстве, прогностичность во времени, рациональность прогнозирования, интуитивность прогнозирования;

Б) личностные качества: способность к прогнозированию, толерантность к неопределённости, готовность к риску, временную ориентированность (в прошлом/ настоящем или будущем), беспристрастность (объективизм/ субъективизм как стратегия прогнозирования) [7], отсутствие негативной установки прогнозирования общения и деятельности.

Показатели различаются у каждой компетенции и соответствуют измеряемым показателям отечественных и адаптированных зарубежных методик. Уровни развития компетенций и личностных качеств: дефицитарно-низкий, средний и высокий. Также необходим учёт условий и факторов: внешних (специфика профессиональной деятельности, условия труда, наличие проблемных задач) и внутренних (половозрастные особенности протекания познавательных психических процессов, общий уровень личностного развития, степень личностной зрелости, наличие стремления к достижению акме и саморазвитию и др.).

На базе методики модульного социотеста нами была разработана оценка социальной антиципации и социальной антиципации руководителя [7]. Социальная антиципация (СА) — один из видов опережающего отражения, проявляющийся в сфере предвосхищения процессов социального взаимодействия и межличностных отношений. Социальная антиципация руководителя (САР) — это профессионально-специфическое предвосхищение межличностных отношений и особенностей социального взаимодействия, связанное с управленческой деятельностью в сфере «человек — человек» и «человек — группа». САР подразделяется на оперативную и стратегическую.

В более широком контексте антиципация — это часть единого рефлексивно-антици-пационного психического образования (комплекса), которая опосредует все познавательные психические процессы и реализуется на всех системных уровнях [9,12]. Согласно идеям синергетической акмеологии (С. Бранский, А. Пожарский), человека следует рассматривать как открытую самоорганизующуюся биопсихосоциодуховную систему (Е.В. Гришунина). Для такой системы уместно выделить следующие онтологические уровни и соответствующие им аспекты «образа Я»: психофизиологический (Я-телесное), индивидуально-психологический (Я-экзистенциальное/ Я для себя), социально-психологический (Я в группе), профессионально-акмеологический (Я-профессиональное или варианты по сферам жизни: Я-политическое, Я-экономическое и др.), духовно-экологический (Я-трансцендентное/ Я в мире). Интегральными критериями для всех этих уровней могут быть целостность (в полярности «фрагментарность — единство образа» на ценностном, когнитивном, аффективном, поведенческом уровнях), многовариантность, субъективная значимость и субъектность.

Таким образом, антиципация в акмеологии может быть рассмотрена в узко прикладном аспекте как общий акмеологический инвариант профессионализма (с одним онтологическим уровнем — профессиональным) или в более широком контексте (с пятью онтологическими уровнями анализа), что актуально для разработки индивидуальных планов личностно-профессионального развития.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

В изученных нами исследованиях применялись следующие методики3: «Пространственная антиципация» (Е.Н. Сурков, Г.В. Суходольский, А.З. Гафаров), «Прогностическая задача»* (Л.А. Регуш, Н.Л. Сомова), «Способность к прогнозированию» (Л.А. Регуш), «Открытый конверт» (Э. Кестер), «Игра 5» (В.Н. Пушкин), «Определение площади фигуры» (Л.А. Регуш), методика «Выраженность отрицательного прогноза в общении и деятельности» (О.А. Сычёв), методика «Интуитивные видеоклипы»* (О.В. Степано-сова), шкала «Доверие интуиции» (С. Эпстайн, в адапт. О.В. Степаносовой), опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР) (Т.В. Корнилова), шкала толерантности к неопределённости» (Д. Маклейн, в адаптации Е.Н. Осина), тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (В.Д.Менделевич), опросник «Оценка уровня интуитивности» (Е.А. Науменко), модификация модульного социотеста (А.Я. Ан-цупов, Е.С. Прокопенко). В исследованиях, посвящённых социально-перцептивным аспектам оценки и развития антиципации (Е.К. Черанева, 2002; Л.А. Регуш, 2008), акмео-

3 Проективные методики отмечены звёздочкой — *. Специальный диагностический аппарат для оценки выраженности иррационального способа опережающего отражения выделен курсивом.

логическое воздействие осуществлялось на показатели наблюдательности и проницательности студенческих выборок. В изученных нами диссертациях, монографиях и научных статьях неоднократно отмечалось использование наблюдения, беседы, анкетирования и экспертного опроса, однако не приводились ни схемы наблюдений, ни образцы анкет, ни критерии и модели отбора экспертов. Методику написания эссе использовали в своих исследованиях по личностному прогнозированию только некоторые учёные (в частности, при изучении самопрогнозирования).

Таким образом, в отечественной психологии и акмеологии представлены все виды методик (объективные, субъективные и проективные) изучения различных аспектов антиципации (прогностических и интуитивных, временных и пространственных).

Итак, антиципация — это базовое свойство психики любого живого организма, проявляющееся в опережающем отражении действительности. В высшем своём проявлении (ВНД) она представляет собой познавательный психический процесс, опосредующий все другие процессы и протекающий частично сознательно и целенаправленно (прогнозирование), частично бессознательно (интуиция). Антиципация формируется к раннему подростковому возрасту и вместе с рефлексией и копингом образует сложную надсистему, которая в конечном итоге связана с успешностью самореализации человека.

Научное изучение антиципации ведётся с XVII века, сейчас её аспекты разрабатывают 15 наук — от физико-математических до искусствоведения, но наибольший вклад (свыше 85%) вносят философия, психология и педагогика. В психологии защищены пока только четыре докторские диссертации и изданы четыре ключевые монографии по проблемам антиципации. Наиболее разработаны понятия «прогнозирование», «временная перспектива» и «антиципация». Выявлено недостаточное освещение тем иррационального предвосхищения. Намечается потребность приведения понятийно-категориального аппарата и моделей феномена в соответствие современной акмеологической парадигме. В методическом аспекте организации исследований представлены все виды методик изучения различных аспектов антиципации.

Антиципация в акмеологии может быть рассмотрена в узко прикладном аспекте как общий акмеологический инвариант профессионализма или в более широком контексте личностно-профессионального развития.

ССЫЛКИ

[1]. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.

[2]. Белицкая А.А. Антиципация деятельности как условие достижения профессионального акме // Акмеология. 2007. № 3. С. 79-80.

[3]. Бехтер А.А. Антиципация как ресурс акмеологического развития специалиста // Акмеология. 2014. № 3-4 (специальный выпуск).С.42-43.

[4]. Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. 2015. № 1. С. 32-38.

[5]. Деркач А.А. Акмеологический словарь. — М.: Изд-во РАГС, 2004.

[6]. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2000.

[7]. Ковалёв В.В., Прокопенко Е.С. Перспективные научно-исследовательские возможности модульного социотеста // Акмеология. 2015. № 3(55). Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной школы. С. 88-89.

[8]. КраеваМ.Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Астрахань, 1999.

[9]. ЛомовБ.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М., 1980.

[10]. Макарова Е.В. Формирование прогностической компетентности студентов аграрных вузов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Ульяновск, 2012.

[11]. Менделевич В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) -экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим

расстройствам // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1. С. 35-40.

[12]. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Антиципационная состоятельность в структуре со-владающего поведения личности // Неврологический вестник. 2010. T.XLII, № 3. С. 47-50.

[13]. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб.: Речь,

2003.

[14]. Сычёв О.А. Личностная обусловленность прогнозирования. Дисс. ... канд. психол. наук. — Бийск, 2009.

ANTICIPATION AS THE ACMEOLOGICAL PHENOMENON (THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS)

Elizabeth S. Prokopenko — Psychologist-Acmeologist, a Graduate student of the Acmeology and Professional Psychology Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskiy pr. 84, Moscow, 119606, Russia; [email protected]

ABSTRACT

The article presents the theoretical and methodological analysis of the anticipation problem in Russian science. The brief summary 283 dissertations review of 15 fields of sciences since 1980 to 2015 are demonstrated, they devoted to various aspects of anticipation the future (forecasting, intuition, etc.). In the article there are acmeological characteristics of phenomenon, compared psycho-acmeological models of anticipation and the author's model. The methodical tools for evaluation and development of anticipation were considered.

Keywords: anticipation, anticipatory reflection, forecasting, intuition, foresight, social anticipation, leader's anticipation (manager's anticipation), acmeological invariant.

REFERENCES

[1]. Akmeologija: Ucheb. posobie / A. Derkach, V. Zazykin. SPb.: Piter, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2]. BelickajaA.A. Anticipacija dejatel'nosti kak uslovie dostizhenija professional'nogo akme// Akmeologija. 2007. № 3. S.79-80.

[3]. Bekhter A.A. Antitsipation as acmeological resource of development of the specialist // Acmeology, 2014. № 3-4 (special edition). P. 42-43.

[4]. Bekhter A.A., Goncharova E.V. Phenomenon of antitsipation in the context of the expert's akme-ological development // Acmeology, 2015. № 1. P. 32-38.

[5]. Derkach A.A. Akmeologicheskij slovar'. — M.: Izd-vo RAGS, 2004.

[6]. Zhukova N.V. Edinstvo anticipacii i refleksii kak psihologicheskij mehanizm reguljacii mysh-lenija studenta v kontekstnom obuchenii: avtoref. diss. .. .kand. psihol. nauk. — M., 2000.

[7]. Kova^v V.V., Prokopenko E.S. Promising research possibilities of modular sociotest // Acmeology. 2015. № 3 (55). P. 88-89.

[8]. Kraeva M.Ju. Dinamika prognosticheskih sposobnostej u studentov-psihologov v obrazova-tel'nom processe vuza: avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. Astrahan', 1999.

[9]. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipacija v strukture dejatel'nosti. — M., 1980.

[10]. Makarova E.V. Formirovanie prognosticheskoj kompetentnosti studentov agrarnyh vuzov: avtoref. diss. .kand. ped. nauk. Ul'janovsk, 2012.

[11]. Mendelevich V.D. Test anticipacionnoj sostojatel'nosti (prognosticheskoj kompetentnosti) — jeksperimental'no-psihologicheskaja metodika dlja ocenki gotovnosti k nevroticheskim rasstrojstvam // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. 2003. № 1. S.35-40.

[12]. Nichiporenko N.P., Mendelevich V.D. Anticipacionnaja sostojatel'nost' v strukture sovlada-jushhego povedenija lichnosti// Nevrologicheskij vestnik. 2010. T. XLII. № 3. S.47-50.

[13]. RegushL.A. Psihologija prognozirovanija: uspehi v poznanii budushhego. SPb.: Rech', 2003.

[14]. Sychjov O.A. Lichnostnaja obuslovlennost' prognozirovanija. Diss. .kand. psihol. nauk. Bi-jsk, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.