Научная статья на тему 'Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста'

Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1075
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / УРОВНИ АНТИЦИПАЦИИ / LEVELS OF ANTITSIPATION / ФУНКЦИИ АНТИЦИПАЦИИ / FUNCTION OF ANTITSIPATION / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT OF EXPERT / ANTITSIPATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бехтер Анна Александровна, Гончарова Елена Викторовна

Теоретическое осмысление феномена антиципации и её роли в акмеологическом развитии специалиста. Определение основных характеристик антиципации посредством теоретико-методологического анализа психологических подходов и концепций. Анализ терминов, отражающих основные проявления антиципации прогнозирование, предсказание, предвосхищение, интуиция. Два подхода к антиципации психологический и философский. Проанализированы основные психологические подходы к феномену антиципации, выделены сущностные характеристики антиципации. Описаны уровни антиципации в трёхкомпонентной модели акмеологического развития специалиста. Основные функции антиципации в профессиональном развитии специалиста коммуникативная, регулятивная, познавательная и адаптационная. Значение антиципации в жизни и акмеологическом развитии специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF ANTITSIPATION IN THE CONTEXT OF THE EXPERT'S AKMEOLOGICAL DEVELOPMENT

The article reflects theoretical comprehension of the anticipation's phenomenon and its role in acmeology development of specialists. The main objective of research is definition of the main characteristics for anticipating by means of the theoretical and methodological analysis of psychological approaches and concepts. The analysis of the terms reflecting the main demonstration of antitsipation forecasting, prediction, anticipation and intuition has been realized. Two approaches to antitsipation psychological and philosophical are discussed. The main psychological approaches to antitsipation phenomenon has been analyzed (system, activity, personal, acmeological). Essential characteristics of antitsipation are emphasized in each approach. The authors described in detail the antitsipation levels in three-component model for the expert's acmeological development. The main functions of antitsipation in professional expert development communicative, regulatory, cognitive and adaptational are discovered. The main conclusions about value of antitsipation for life, and acmeology development of the specialist are formulated.

Текст научной работы на тему «Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Personal and professional specialist development

УДК 159.956

ФЕНОМЕН АНТИЦИПАЦИИ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Бехтер Анна Александровна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета; ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]

Гончарова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Дальневосточного государственного гуманитарного университета; ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Теоретическое осмысление феномена антиципации и её роли в акмеологическом развитии специалиста. Определение основных характеристик антиципации посредством теоретико-методологического анализа психологических подходов и концепций. Анализ терминов, отражающих основные проявления антиципации — прогнозирование, предсказание, предвосхищение, интуиция. Два подхода к антиципации — психологический и философский. Проанализированы основные психологические подходы к феномену антиципации, выделены сущностные характеристики антиципации. Описаны уровни антиципации в трёхкомпонентной модели акмеологического развития специалиста. Основные функции антиципации в профессиональном развитии специалиста — коммуникативная, регулятивная, познавательная и адаптационная. Значение антиципации в жизни и акмеологическом развитии специалиста.

Ключевые слова: антиципация, уровни антиципации, функции антиципации, акмеоло-гическое развитие специалиста.

Современная жизнь не обходится без ситуации, когда человек поступает не по логическим законам, а, предвосхищая событие, следует особому чувству — интуиции. Способность к прогнозированию — одна из важнейших способностей педагогов, психологов, врачей, следователей, спортсменов и других профессионалов, специалистов различных профилей. Изучение роли антиципации и уровней её проявления в том или ином виде деятельности расширяет представление о скрытых, резервных возможностях личности. Большое значение антиципация играет в целеполагании личности, а без этого процесс саморазвития невозможен. Под акмеологическим развитием специалиста мы пониманием такое развитие, которое приводит к акме — высшему уровню профессионально-личностного роста. Поэтому данное исследование актуально в проблематике психологии профессионального развития и акмеологии.

Предмет исследования — антиципация как феномен в контексте акмеологического развития специалиста. Цель исследования состоит в описании основных характеристик антиципации посредством теоретико-методологического анализа психологических подходов и концепций. Соответственно цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть антиципацию в различных психологических исследованиях и выявить основные подходы к этому феномену; описать уровни и функции антиципации в акмеологическом развитии специалиста.

Интерес к исследованию проблемы прогнозирования поведения возник относительно недавно, однако неоднозначность формулировок, спутанность теоретико-методологических подходов, полимодальность психического содержания нацеливают на систематизацию подходов к данному феномену. В рамках различных подходов к проблеме «опережающего отражения действительности» авторы выделяют следующие его производные: предвидение, прогнозирование, экстраполяция. В современной психологической науке эти характеристики соотносятся с понятием «антиципация». Антиципация (от лат. — anticipatio) — некое объективное опережающее отражение поступков, событий, безотносительно к субъекту, и целеполагание как опережающее отражение, включённое в деятельность субъекта. Теоретическую базу исследования антиципации составили положения и взгляды отечественных психологов: П. Анохина, А. Брушлинского, Б. Ломова, Е. Сергиенко, Е. Суркова и др., рассматривающих антиципацию как объективное свойство психики, обладающей способностью к опережающему отражению явлений действительности.

Антиципация как научное понятие рассматривается неоднозначно. В психологической науке антиципацию трактуют как способность предвосхищать (прогнозировать) будущее, ожидать результаты действия ещё до его осуществления. В основе понимания термина лежат идеи, разработанные Б.Ф. Ломовым (как способность субъекта действовать и принимать решения с определённым временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий). Процессы антиципации не только вплетены в структурные компоненты деятельности, но и являются необходимым условием её планирования [13].

Для внесения терминологической ясности, следует пояснить, что в психологической литературе антиципация обозначается как «экстраполяция», «вероятностное прогнозирование», «предвидение», «предвосхищение», «прогнозирование», «интуиция» и другие. Все эти феномены отражают либо уровни антиципации, либо её формы проявления [2; 8]. В философском понимании антиципации мы можем выделить иррациональное объяснение (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.) [6]. В психологии сложилось интегратив-ное направление (иррациональное и рациональное объяснение), в русле которого описывались и исследовались процессы антиципации. На основе теоретико-методологического анализа можно выделить несколько психологических подходов к антиципации личности.

Согласно системному подходу, антиципация — это системное психическое свойство, проявляющееся в различных уровнях и имеющее определённые функции (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко): «... способность человека (в широком смысле слова) действовать и принимать те или иные прогностические решения с определённым временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» [13, с. 53]. Опираясь на системный подход к психике, исследователи выделяют уровни антиципации: сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений, вербально-логический и субсенсорный. Выделенные уровни иерархически организованы и взаимосвязаны.

В деятельностном подходе антиципация рассматривается как определённое предвосхищающее действие: «аппарат опережения повторяющихся явлений внешнего мира» (П.К. Анохин), «модель потребностного будущего» (Н.А. Бернштейн), «психологическая однозначность в автоматических действиях, основанных на процессах памяти» (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), «опережающее отражение» (В.М. Русалов) [11]. Таким образом, механизм антиципации связан с процессом создания потенциальных программ действия, отражает их качество.

Личностный подход предполагает рассмотрение антиципации как свойства или ресурса личности. В работах Б.Г. Ананьева и К.К. Платонова антиципация обозначается как некая способность извлекать из подсознания необходимую информацию, как предвосхищение мыслительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев), как фантазии на тему будущего (Л.С. Выготский). В более поздних работах антиципация рассматривается Л.А. Регуш и Н.Л. Сомовой (прогнозирование), К.А. Абульхановой-Славской («экстраполяция себя в будущее»), Е.И. Головахой и А.А. Кроником (прогностические способности прошлого — настоящего — будущего), С.Т. Посоховой (адаптационные свойства, упреждающие будущее), Е.А. Науменко и И.В. Васильевой (интуиция) и др.[8; 13].

В русле акмеологического подхода к антиципации, где она рассматривается как необходимое условие развития специалиста в профессиональной деятельности, можно выделить работы Л.А. Регуш, Т.В. Корниловой, Н.Л. Сомовой, С.А. Гильманова (прогнозирование в педагогической среде), И.В. Васильевой, В.И. Волкова (интуиция в работе следователя) [4], В.Д. Бирюкова и Б.М. Теплова (интуиция в военном деле), Я.А. Пономарёва (прогнозирование в профессиональных задачах руководителя), О.Я. Коробовой (антиципация в музыкальной деятельности), А.А. Деркача (прогнозирование в психолого-педагогической деятельности) [8; 9], В.Г. Асеева (временной аспект антиципации профессионала) [1], В.Д. Шадрикова (интеллектуальные операции, в том числе планирование и прогнозирование в профессиональной деятельности), И.М. Фейгенберг («ожидание»), В.Д. Менделевича («прогностическая деятельность» и «антиципационные способности»), Н.Е. Сумина (антиципационная состоятельность) [10].

Анализируя основные психологические теории, описывающие психику человека и её развитие, мы находим «следы» антиципации как свойства человеческой психики. В психоаналитической теории антиципация представлена как «потенциальное знание», которое базируется на бессознательном уровне, но может быть извлечено и осознано (З. Фрейд). Иррациональные функции по К. Юнгу (сенсорика и интуиция) и рациональные (мышление и эмоции) обусловливают определённые типы личностей в зависимости от преобладания одних функций над другими. Э. Фромм вводит понятие «социального бессознательного», минуя которое как фильтр иррациональное знание рационализируется и осознаётся [12].

В гуманистической теории антиципацию можно представить как результат определённых умственных действий узнавания (инсайтов), которые связаны с восприятием действительности как целостности в пространственно-временном континууме (Л.М. Веккер, К. Дункер, К. Левин). В ряде когнитивистских теорий антиципация связывается с моделями интеллекта и протеканием умственных операций по типу «вероятностного прогнозирования» (Ж.Ж. Пиаже) перцептивного цикла с приблизительной информацией о будущем (У. Найссер) [8].

Таким образом, антиципацию мы определяем как свойство личности, которое заключается в опережающем отражении действительности, базируется на различных уровнях и проявляется в различных формах. Антиципация имеет свои функции в психической жизни человека. В работах В.Г. Асеева, Л.А. Регуш, В.Н. Панферова, Е.Н. Суркова, Е.А. Сергиенко указаны следующие: познавательная или когнитивная (проявляется как предвосхищающее событие, инсайт), коммуникативная (участвует в межличностном взаимодействии, помогая «почувствовать» человека и выстраивать с ним отношения), адаптационная (предчувствие трудных ситуаций, подготовка к ним), регулятивная (связана с временной структурой сознания в разном возрасте) [1].

Для развивающего специалиста все указанные функции антиципации встраиваются в его повседневную профессиональную деятельность. Общая способность к прогнозированию на разных уровнях антиципации позволяет профессионалу сформулировать и осознать свои цели деятельности, рефлексировать свои действия, интуитивно понять «проблемные места» деятельности, бессознательно следовать «правильному пути» к успеху и т.д. [13]. Одним из регуляторов жизни любого специалиста выступает потребность в самореализации, которая обусловливает те резервы «Я», которые находятся в нераскрытом состоянии. Совершенствование себя и свой деятельности (стремление к «акме») уже со-

держит идеальный образ (Л.А. Регуш), то есть то, чего нет в реальности, но существует в воображении личности. Достигая этого идеала, специалист испытывает удовлетворение и отмечает, что это то, к чему он стремился, и то, что интуитивно желал достичь. Таким образом, идеальные образы в жизни человека становятся регулятором его деятельности, особенно отчётливо это видно в профессиональном развитии специалиста.

По мысли Б.Ф. Ломова, накопление изменений происходит в органических живых системах, где трансформированный результат формирования каждой предшествующей стадии включается в последующую, подготавливая качественные изменения в психическом развитии [13]. Анализируя функции антиципации в акмеологическом развитии специалиста, мы можем выделить следующие: познавательную (когнитивную), коммуникативную, регулятивную и адаптационную. Эти функции связаны между собой и играют в процессе саморазвития специалиста важную роль.

Так, в профессиональной направленности, включающей мотивы, интересы, ценностно-смысловые ориентации, профессиональную позицию, находит своё отражение познавательная (когнитивная) функция антиципации. В ходе профессиональной деятельности перед специалистом неизбежно возникают новые задачи, которые необходимо решать. Образы-представления цели способствуют выстраиванию деятельности в логике её направления. Постоянное сличение с эталоном (по Н.А. Бернштейну) позволяет удерживать цель и решать конкретные профессиональные задачи от этапа к этапу. Отметим, что познавательное функционирование антиципации происходит на базе интеллектуальных и рефлексивных процессов, в которых главным образом участвует память как связующее звено прошлого — будущего — настоящего (Б.Ф. Ломов) [13]. Таким образом, для развития антиципации важно не только запоминание материала, но его рефлексивная обработка («пропускание» через себя, или осознавание). Чем лучше информация отрефлексирована, тем эффективнее построение так называемой «матрицы» рефлексии. Эта матрица позволяет при первых признаках конкретной задачи интуитивно понимать её решение или направление, которое приведёт к успешному её завершению [7; 9; 10].

В этом же ключе работает и регулятивная функция антиципации — она регулирует весь ход деятельности, не позволяя специалисту «выпадать» из поля профессиональной задачи, направляя его действия к достижению цели. Одними из стойких регуляторов жизни человека являются жизненные ориентации (ориентация на удовольствие, на самореализацию и самосовершенствование, стремление к идеалам) [10]. Появляющиеся эмоции удовольствия и предвосхищения от указанных ориентаций способствуют мотивации и регулированию деятельности по достижению цели. Прогнозируя ситуацию, при которой будут получены положительные эмоции от ситуации, человек активно к ним стремится. Акмеологическое развитие специалиста как достижение самореализации демонстрирует данную функцию антиципации. Человек, осознавая свои возможности и ресурсы, ставит цели, которые и ориентируют его в деятельности, и регулируют её. Одновременно с этим не только цели выступают ориентирами, но и идеальный «Я-образ». Он прочно входит в сознание и становится регулятором поведения и деятельности специалиста [12; 13]. Без идеала (или желаемого образа Я) самореализация специалиста невозможна, потому как не образуется потребности и, соответственно мотивации, цели быть лучше в своей профессии [9].

Коммуникативная функция антиципации, по мнению Б.Ф. Ломова, состоит в готовности, планировании и предсказуемости процессов общения [13]. Развитие человека проходит в социальном взаимодействии. В процессе общения вырабатываются определённые стереотипы восприятия человека, которые по своему характеру являются прогностическими. В ходе профессиональной совместной деятельности, в процессе восприятия одного человека другим происходят изменения — от недифференцированного образа другого человека до суждения о нём. Формирование суждений о другом индивиде обслуживает множество других связанных с ним процессов — перцептивных, сенсорных, интеллектуальных [12]. Наличие определённого стереотипа восприятия у конкретного человека будет говорить о его способности воспринимать и обрабатывать информацию сенсорно-

перцептивного характера в процессе межличностного взаимодействия (поведение человека, голос, позы, жестикуляция и т.п.). Протекание процессов социальной перцепции носит прогностический характер, иногда оно может быть ошибочным (например, при первом восприятии человека). В процессе акмеологического развития специалист сталкивается с различными проблемами социального взаимодействия, и интерпретация поведения конкретных людей зависит от его способности прогнозировать на основе имеющихся данных или впечатлениях, полученных от общения [2; 3; 5; 7].

В процессе жизни и профессионального развития нередки ситуации трудные и непредсказуемые, которые требуют от специалиста напряжения при их решении. Адаптация к жизненным трудностям требует изменения самой личности специалиста, с опорой на его ресурсы и возможности [2; 4; 6]. Предчувствуя ту или иную сложную ситуацию, человек имеет время подготовиться. Именно прогнозирование таких ситуаций отражает адаптационную функцию антиципации. Опережающее отражение может выступать в качестве механизма адаптации, считает Л.А. Регуш [10]. И по её мнению, чем быстрее меняется окружающая действительность, тем больше требуется чувство будущего или интуиция.

Следуя акмеологической модели конкурентоспособного специалиста (А.А. Деркач, В.Н. Марков, Е.В. Селезнева и др.) [11], отметим те компоненты, которые так или иначе процессуально связаны с явлениями антиципации — индивидные, личностные, субъектные. Используя разработанные Е.Н. Сурковым уровни психического отражения антиципации, мы можем понять её проявления в акмеологическом развития специалиста (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение уровней антиципации в компонентах модели акмеологического развития специалиста

Компоненты модели акмеологического развития специалиста Уровни антиципации Проявления в акмеологическом развитии

Индивидный Субсенсорный Идеомоторные акты, равновесие, формирование навыка и т.д.

Сенсомоторный Простые сенсомоторные реакции, зрительно-моторное слежение и т.д.

Личностный Перцептивный Своевременное переключение на движение или задачу, точность воспроизведения временных интервалов

Представлений «Панорамное видение», координирован-ность действий в пространстве и времени

Субъектный Речемыслительный Решение задач проблемного типа, рефлексивный самоконтроль, эффект прогностического понимания решения профессиональной задачи

На основе теоретико-методологического анализа основных концепций и подходов к антиципации мы сделали следующие выводы:

1. Антиципация — свойство личности, имеющее уровни и функции в акмеологиче-ском развитии специалиста и заключающееся в опережающем отражении собственной деятельности и событий в пространно-временном контексте. Это свойство базируется на сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и рефлексивных процессах, обеспечивающих протекание антиципации и встраивание её в профессиональное сознание специалиста.

2. Антиципация проявляется как профессиональное целеполагание, прогнозирование ситуаций, что обеспечивает профессиональную адаптацию, общение и самореализацию специалиста в акмеологическом развитии.

3. Значение антиципации в акмеологическом развитии в том, что она участвует в рефлексивном процессе постановки цели профессионального развития, позволяет удерживать в памяти идеальный образ своего акме, выстраивать деятельность на основе предвосхищающих результатов деятельности согласно внутреннему «плану».

Перспектива исследования состоит в том, что изучение антиципации как свойства опережающего отражения важно в понимании механизмов мобильности и гибкости специалиста при быстро меняющихся условиях жизни и труда. Обучение прогнозированию как профессиональной способности имеет значение для педагога, врача, психолога и других специалистов, где антиципация является неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Асеев А.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 16-25.

[2]. Васильева И.В. Интуитивность как фактор деятельности следователя: дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.03. / Васильева Инна Витальевна. — СПб., 2006.

[3]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 54-59.

[4]. Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стратегий будущих психологов посредством рефлексивных методов обучения // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. — 2014. — № 3. — С. 90-96.

[5]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности в деятельности: энвай-ронментальная составляющая // Вестник Российского университета дружбы народов / Серия: Психология и педагогика. — 2013. — № 3. — С. 5-13.

[6]. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 20-23.

[7]. Гришунина Е.В. Критерии эффективности преодоления сложных профессиональных ситуаций // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 83-89.

[8]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. — 2011. — № 3. — С. 5-12.

[9]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. — М.: МПСИ — Воронеж: Модэк, 2010.

[10]. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. — СПб.: Речь, 2003.

[11]. Селезнёва Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 28-35.

[12]. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: монография. — М.: Наука, 1992.

[13]. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980.

PHENOMENON OF ANTITSIPATION IN THE CONTEXT OF THE EXPERT'S AKMEOLOGICAL DEVELOPMENT

Anna A. Bekhter, Ph.D. in Psychology, Senior Lecturer of the Psychology Department, Far East State Humanitarian University, 68, K.-Marks St., Khabarovsk, 680000, Russia, [email protected] Elena V. Goncharova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Psychology Department, Far East Humanitarian University, 68, K.-Marks St. Khabarovsk, 680000, Russia, [email protected].

ABSTRACT

The article reflects theoretical comprehension of the anticipation's phenomenon and its role in acmeology development of specialists. The main objective of research is definition of the main characteristics for anticipating by means of the theoretical and methodological analysis of psychological approaches and concepts. The analysis of the terms reflecting the main demonstration of antitsipation — forecasting, prediction, anticipation and intuition has been realized. Two approaches to antitsipation — psychological and philosophical are discussed. The main psychological approaches to antitsipation phenomenon has been analyzed (system, activity, personal, acmeological). Essential characteristics of antitsipation are emphasized in each approach. The authors described in detail the antitsipation levels in three-component model for the expert's acmeological development. The main functions of antitsipation in professional expert development — communicative, regulatory, cognitive and adaptational are discovered. The main conclusions about value of antitsipation for life, and acmeology development of the specialist are formulated.

Keywords: antitsipation, levels of antitsipation, function of antitsipation, acmeological development of expert.

REFERENCES

[1]. AseevA.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. — 2014. — № 1. — S. 16-25.

[2]. Vasil'eva I.V. Intuitivnost' kak faktor dejatel'nosti sledovatelja: dis. ... kand. psihol. nauk 19.00.03 / Vasil'eva Inna Vital'evna. — Sankt-Peterburg, 2006.

[3]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja refleksija v professional'noj podgotovke bakalavrov psihologii // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 54-59.

[4]. Gagarin A.V., Behter A.A. Razvitie koping-strategij budushhih psihologov posredstvom refleksivnyh metodov obuchenija//Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov / Serija: Psihologija i pedagogika. — 2014. — № 3. — S. 90-96.

[5]. Gagarin A.V., Raickaja L.K. Razvitie informacionnoj lichnosti v dejatel'nosti: jenvajronmental'naja sostavljajushhaja // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov/ Serija: Psihologija i pedagogika. — 2013. — № 3. — S. 5-13.

[6]. Gagarin A.V., Kuzin A.A. Professional'no-jekologicheskaja kul'tura lichnosti: sushhnost', integral'nyj kriterij projavlenija, akmeologicheskie uslovija razvitija // Akmeologija. — 2012. — № 1 (41). — S. 20-23.

[7]. Grishunina E.V. Kriterii jeffektivnosti preodolenija slozhnyh professional'nyh situacij // Akmeologija. — 2014. — № 1. — S. 83-89.

[8] DerkachA.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. — 2011. — № 3. — S. 5-12.

[9]. Derkach A.A., Sajko Je.V. Samorealizacija — osnovanie akmeologicheskogo razvitija. — M.: MPS; Voronezh: Modjek, 2010.

[10]. Regush L.A. Psihologija prognozirovanija: uspehi v poznanii budushhego. — SPb.: Rech', 2003.

[11]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 28-35.

[12]. Sergienko E.A. Anticipacija v rannem ontogeneze cheloveka: monografija. — M.: Nauka, 1992.

[13]. Lomov В.F., Surkov E.N. Anticipacija v strukture dejatel'nosti. — M.: Nauka, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.