продукция на детей и молодежь?». По мнению респондентов, современная медиапродукция: помогает налаживать общение (в совокупности 84% мнений), отвлекает от проблем (в совокупности 76%), отвлекает от скучной реальности (в совокупности 74% мнений), обучает, готовит к жизни реальности (в совокупности 62% мнений). Около половины респондентов выбрали ответ, что медиапродукция мешает пониманию между родителями и детьми, но не стоит обольщаться, подростки вовсе не сокрушаются об утрате детско-родительской близости... Этот ответ выбрали и те, кто считают, что родители «не разбираются» в современных гаджетах и не в состоянии оценить их прелести, а также те, кто думает, что родители беспричинно мешают блаженному пребыванию в виртуальном пространстве.
В подобных опросах существует известная доля погрешности, связанная с субъективной трактовкой респондентами вопросов и ответов, но общий массив данных говорит о специфичном ценностно-смысловом пространстве и мировоззренческих ориентирах современных подростков. Опасения родителей, наблюдения учителей подтвердились - подрастающее поколение воспитывают уже не семья и педагоги, а медиапродукция [1]. А тезис о семье как об основном первичном институте социализации следует признать устаревающим... Полагаем, что результаты подобных опросов, тревожные наблюдения девиантогенных эффектов современной медиапродукции, актуализируют исследования, посвященные минимизации вредных медиавлияний [2], стимулируют накопление психолого-педагогического опыта противодействия деструктивному влиянию девиантогенной медиапродукции.
Литература
[1] Бережнова Д.Б. Формирование толерантности подростка как результат готовности педагога к межэтническому взаимодействию // Акмеология. С/в № 3-4. 2014. С. 39-41.
[2] Ус О.А. Формирование самопродуцируемых убеждений как средство превенции аддиктивного поведения // Акмеология. С/в № 3-4. 2014. С. 171-172.
PRESENTATION TEENAGERS ABOUT SOCIALIZING
INFLUENCE OF MODERN MEDIA PRODUCTION
Knizhnikova Svetlana Vitalievna - Ph.D., Associate Professor, Kuban State University; str. Sormovskaya, 173, Krasnodar, Russia, 350080
ABSTRACT
Article is devoted to ideas teenagers about the media-safety. Keywords: deviant behavior, media production, teenagers.
УДК 159.9.072.432
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОДУЛЬНОГО СОЦИОТЕСТА
Ковалёв Вячеслав Владимирович - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; [email protected]. Прокопенко Елизавета Сергеевна - психолог-акмеолог, магистрант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; [email protected] Ключевые слова: ценностно-ориентационное единство, самооценка, антиципация, стратегическое прогнозирование, экспертный опрос, методика 3600, ассессмент-центр, межличностные отношения, модульный социотест.
АННОТАЦИЯ
Описаны способы метрической и качественной оценки ценностно-ориентационного единства группы, параметров самооценки и социальной антиципации её членов и руководителей при помощи модульного социотеста, а также его ис-
пользование как экспертный опрос 3600 в ассессмент-центре организации.
Постановка проблемы. Модульный социотест является современным методом оценки межличностных отношений, индивидуальных и профессионально-деловых качеств в малой группе. Каждый член группы оценивает других по заданным критериям (модулям), используя метрическую шкалу от -5 до 5 (или от 0 до 10). В базовом варианте методика позволяет узнать:
1) неформальный статус членов группы (лидер, выше среднего, средний, ниже среднего, аутсайдер);
2) ранговую позицию по каждому модулю;
3) социально-перцептивные характеристики: адекватность оценки отношения коллег к себе - значительно недооценивает (ЗН), недооценивает (Н), адекватно оценивает (А), переоценивает (П), значительно переоценивает (ЗП); уровни развития социально-перцептивной компетентности - низкий (ЗН+ЗП), средний (Н+П), высокий (А);
4) конфликтность (индекс конфликтности, интенсивность конфликтов, тип конфликтных диад);
5) характеристику межличностных отношений в диадах (от дружбы до острого конфликта). Данных, полученных в результате опроса, достаточно для подготовки развернутого психологического заключения [1, 4-7].
Тем не менее, возможностей углубленной интерпретации получаемых эмпирических данных существует намного больше. Каждая из них разрабатывается под прикладной запрос. Некоторые из них будут рассмотрены далее: 1) определение и оценка ценностно-ориентационного единства группы, 2) оценка социальной рефлексии членов группы, 3) оценка социальной антиципации членов группы и её руководителя, 4) экспертный опрос по методу 360 в ассессмент-центре.
Оценка ценностно-ориентационного единства группы. Для измерения данного показателя в опрос включаются модули «Нравственные качества», «Мешает-помогает», «Личные интересы - Интересы группы», «Альтуизм - эгоизм», «Орга-низаторско-деловые качества», «Организаторские качества в сфере досуга группы». С помощью ранговой корреляции Спирмена выявляются и ранжируются самые сильные связи с общим статусом в группе и между всеми модулями. Выявленным связям дается качественная интерпретация. Различные подразделения одной организации сравниваются между собой.
Оценка социальной рефлексии. Данный вариант предполагает оценку каждым респондентом себя наряду с другими. В общие таблицы ввода данных в программе обработки эти оценки не ставятся, а вписываются справа отдельным столбцом на листе ввода данных. Адекватность самооценки рассчитывается как разность между самооценкой по модулю и персонифицированной средней оценкой по нему. Полученное значение для каждого будет относиться к одной из 5 групп: ЗН при < -1а, Н при -0,5 а ^ -1а, А при ±0,5а, П при 0,5а ^ 1а, ЗП при >1а. Параметры выявления уровня развития социальной рефлексии в сфере самооценивания аналогичны вышеуказанным для социальной перцепции.
Оценка социальной антиципации (СА) членов группы. СА - это один из видов опережающего отражения, проявляющийся в сфере предвосхищения процессов социального взаимодействия и межличностных отношений [2, 3]. Процедура измерения СА: каждый модуль оценивается дважды -текущий момент («Сейчас») и ожидаемое состояние через определённый срок (например, «Ваш прогноз через полгода»), рядом проставляется степень уверенности в этом прогнозе (в шкале от 0 до 10). Повторный опрос проводится через указанный срок. СА членов группы определяется через разность между индивидуальным прогнозом первого опроса и реальной оценкой, полученной при повторном опросе. Показатель точности прогноза и уровней развития СА также аналогичен показателям адекватности социальной перцепции и рефлексии. Помимо рейтинга развитости СА есть возможность посмотреть её особенности в динамике диадных отношений.
Показатель уверенности в своём прогнозе анализируется сопряжёно с точностью прогноза и также ранжируется по уровням и тенденциям. Показатель субъективности прогноза рассчитывается как корреляция между индивидуальными оценками по каждому модулю «Ваш прогноз через полгода» и модулем «Моё отношение». Чем сильнее связь с данным модулем, тем субъективнее прогноз. Показатель объектив-
ности прогноза равен коэффициенту корреляции между индивидуальными оценками по каждому модулю «Ваш прогноз через полгода» и реальным отношением коллег к этому члену группы. Показатели объективности и субъективности сравниваются, больший из них говорит о ведущей стратегии СА этого члена группы.
Социальная антиципация руководителя (САР): Оперативная САР («Сейчас») определяется через разность между прогностическим ожиданием руководителя, как группа оценит своё отношение к её члену по каждому модулю, и реальными средними персонифицированными оценками. Оценка стратегической САР («Ваш прогноз через полгода», необходим ретест): сравниваются ожидания руководителя по первому опросу и реальное отношение группы по второму опросу. Показатели точности и уверенности в прогнозе руководителя (степень уверенности в прогнозе по шкале от 0 до 10) выявляются аналогично этим показателям СА членов группы. Для измерения субъективности прогноза необходимы оценки личного отношения руководителя к каждому члену группы. В остальном расчёт показателей субъективности и объективности прогноза, а также определения ведущей стратегии САР идентичен описанию СА членов группы.
Модульный социотест как экспертный опрос 3600 в ас-сессмент-центре. Оценку по компетенциям (модулям) производят в качестве экспертов предварительно отобранные сотрудники смежных уровней одной коммуникативно-информационной цепи организации, руководители и подчиненные (в случае их наличия). При этом допускается как одностороннее, так и взаимное оценивание. Важным элементом процедуры является самооценивание респондента. Целесообразно исключить из подсчета оценки экспертов, поставивших крайние (наименьшее и наибольшее) и единообразные (все одинаковые) баллы оцениваемому сотруднику. Анализ результатов проводится по средним значениям, стандартным отклонениям, степени соответствия личной и средней экспертной оценок. Процедура также позволяет оценить перцептивные способности [6] и степень искренности экспертов.
Литература
[1] Анцупов А.А., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
[2] Бехтер А.А. Антиципация как ресурс акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 42-43.
[3] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста // Акмеология. № 1. 2015. С. 32-38.
[4] Ковалёв В.В. Структура, технология и особенности проведения социально-психологической оценки персонала // Акмеология. 2015. № 2.
[5] Ковалёв В.В. Теоретико-прикладные основы социально-психологической оценки персонала // Акмеология. № 1. 2015. С. 65-72.
[6] Ковалёв В.В., Чичкова А.В. Развитие социально-перцептивных способностей школьников старших классов // Акмеология. № 1. 2014. С. 42-50.
[7] Ковалёв В.В., Узякаев И.Н. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений в офицерских коллективах // Акмеология. № 3-4 (специальный выпуск). 2014. С. 218-219.
PROMISING RESEARCH POSSIBILITIES OF MODULAR SOCIOTEST
Vjacheslav V. Kovalev - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Service (RANEPA), 84 Vernadsky prosp., Moscow, Russia, 119606; [email protected]
Elizabeth S. Prokopenko - the psychologist-acmeologist, the graduate student of the Department of Acmeology and and Professional Psychology, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Service (RANEPA); 84 Vernadskogo pr., Moscow, Russia, 119606; [email protected]
ABSTRACT
The article describes the ways of modular sociotest using for quantitative and qualitative assessment of the value-orientation unity of groups, of self-esteem parameters, group's members and its head
social anticipation, also for an 3600expert survey in the assessment-center of organization.
Key words: value-orientation unity, self-assessment, anticipation, strategic forecasting, expert survey, method 3600, assessment center, interpersonal relations, modular sociotest.
УДК 378
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
Козина Оксана Викторовна (Барнаул, Россия) - доцент кафедры «Международные экономические отношения», Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, пр. Ленина, 46 [email protected]
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой личности профессионала. В соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню языковой подготовки будущего специалиста, в процессе обучения иностранному языку в вузе создаются специальные условия для его дальнейшего развития и саморазвития. Ключевые слова: языковое развитие личности, профессионал, взаимодействие субъектов учения, условия.
На современном этапе поликультурного и мультилинг-вального общества владение иностранным языком обеспечивает будущему специалисту доступ к профессиональной информации, к деловой коммуникации с зарубежными партнерами, что способствует его профессиональному и личностному росту. В данной связи приоритетной и актуальной задачей модернизации образования является подготовка компетентных, конкурентоспособных, гибких специалистов, профессионализм которых напрямую зависит от уровня и качества языкового развития.
В последнее время в области теории и методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе произошли кардинальные изменения. Совсем недавно в процессе обучения делался акцент на формирование набора знаний, умений и владений (ЗУВ), в настоящее время новый подход апеллирует к развитию и реализации «Я»-концепции, создание специальных условий для развития языковой личности, проявлению (раскрытию) всех ее способностей.
Сложность и взаимозависимость структурных компонентов языковой и профессиональной подготовки заставляют педагогов нового формата решать проблемы развития языковой личности через обучение иностранному языку, в данном случае иностранный язык является специфической интеллектуальной деятельностью для обучающихся, а не просто сумма ЗУВ. Следовательно, функция языка как инструмента приобретения знаний трансформируется в эффективное средство для развития языковой личности будущего специалиста через удвоение возможностей получения информации из глобального культурно-образовательного пространства [1].
В рамках появления новых тенденций в образовательном процессе эффективное педагогическое взаимодействие, как отмечает С.Я. Ромашина должно быть коммуникативным, совместным и диалогичным по форме партнерских отношений [2]. Отсюда следует, что процесс диалогового общения должен протекать в условиях понимания, открытости, искренности, доброжелательности, эмпатии, которые приведут обучающихся к самосовершенствованию, самопознанию, самораскрытию и иным «самостям» [3].
Следует подчеркнуть, что важнейшим условием для достижения такого уровня развития личности является фаси-литирующее общение преподавателя иностранного языка с обучающимися. Под понятием «фасилитирующее общение» понимается «новый, относительно устойчивый, коммуникативно-гуманистический вид межличностного педагогического взаимодействия, где реализуется такая система методов, приемов, способов общения между субъектами учения, которая помогает педагогу развиваться самому, развивать других посредством эффективного дидактического коммуникативного воздействия, с учетом принципов диалогичности, преемственности и интеграции в условиях гуманизации образования. Ха-