Белоновская И.Д., Филиппова Е.О.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
Представлены педагогические средства формирования актуального аспекта профессиональной компетентности будущего юриста - его прогностических умений в правовой деятельности. В этом аспекте дан анализ профессиограммы юристов различных квалификаций и профилей с ориентацией на подготовку бакалавров и магистров. Анализируются процедуры и результаты диагностики антиципационной способности студентов. Оцениваются возможности ситуационного моделирования как фактора интенсификации прогностической подготовки в сфере юриспруденции. Специфика моделей проблемных ситуаций представлена на примерах прикладных отраслей юриспруденции.
Ключевые слова: будущий юрист, прогностическая подготовка, антиципационная способность, проблемная ситуация, моделирование в юриспруденции.
Вызовы быстро меняющегося общества предъявляют новые требования к личности юриста и его роли в социальном процессе. Будущий юрист должен действовать в пространстве современной демократии, уметь предвидеть результат изменений экономики, прогнозировать ход развития социального процесса, обеспечивая укрепление законности и правопорядка стране. В этой связи профессиональная педагогика уделяет все большее внимание формированию компетентности юриста.
Характерная особенность профессиональной деятельности будущего юриста состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события не только настоящего, но из прошлого или будущего. Таким образом, успех познавательной деятельности юриста во многом определяется надежностью прогноза будущих или прошлых событий, с которыми она связана. Действенными способами активизации прогностических умений будущего профессионала в педагогике являются методы моделирования, использования ситуаций, проблемный подход. Перспективным направлением признана интеграция этих методов, которая исследуется в нашей работе -моделирование проблемных ситуаций.
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки и актуальности прогностические умения будущих юристов отразили в своих работах И.И. Аминов, К.М. Левитан, Ю.В. Чуфаровский, В.Л. Васильев, В.Н. Волков, В.В. Романов, Г.А. Торгашев и другие.
Вместе с тем следует констатировать, что большая часть исследований, при всей их теоретической и практической значимости в пони-
мании процесса становления личности будущего юриста, лишь аспектно затрагивает проблему прогностической подготовки. Другие же научно-педагогические, психологические, социальные исследования ориентированы на подготовку в иных направлениях: будущих психологов (М.Ю. Краева - 1999 г.); будущих педагогов (Л.А. Регуш - 2003 г., А.Ф. Присяжная -2002 г., А.В. Захаров - 2009 г., Н.В. Булдакова -2006 г.); будущих экономистов (Е.В. Постникова -2006 г.); инженеров-электроэнергетиков (Я.Г. Стельмах - 2010 г.).
В этой связи указанные исследования могут служить лишь ориентиром для решения проблемы формирования прогностических умений будущих юристов в системе высшего профессионального образования. В то же время в приведенных исследованиях, как и во многих других, указывается перспективный подход, обеспечивающий формирование прогностических умений - моделирование проблемных ситуаций.
Таким образом, анализ теории и практики подготовки будущих юристов выявил противоречие между растущей потребностью общества в обеспечении правопорядка в будущем непрерывного социально-экономического развития и недостаточной готовностью юридических кадров к научно-обоснованному прогнозированию общественного развития в правовом аспекте, что и обосновывает актуальность нашего исследования.
Осуществляя любую деятельность, человек постоянно прогнозирует ее результат и предвосхищает ход событий. Структура деятельно-
сти, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой специфический набор действий и последовательность их осуществления и может быть представлена следующим образом:
1) постановка цели (осознание конкретной задачи);
2) планирование работы (определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля);
3) выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
4) проверка и оценка результатов деятельности;
5) сопоставление полученных результатов с запланированными, коррекция действий.
Первый и второй компоненты структуры деятельности непосредственно включают в себя элементы предвидения, которое связано с целе-полаганием, а появление цели и есть предвосхищение результата деятельности. Сразу же за постановкой цели следует поиск возможных вариантов ее достижения, один из которых -оптимальный - ложится в основу разработки схемы планирования, после чего человеческая деятельность проецируется в будущее в виде развернутого плана. Хотя предвидение и не представлено отдельным, самостоятельным компонентом структуры деятельности, оно в этом процессе играет весьма важную роль. В определенной степени эффективность деятельности может зависеть от умения предвидеть ее конечный результат.
Способность действовать с упреждением относительно ожидаемых событий в психологии получила название антиципации. Вероятностное прогнозирование рассматривается психологами как одна из форм антиципации. Существуют работы по исследованию антиципации в физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Е.И. Соколов, И.М. Фейгенберг), в исследованиях развития интеллекта и в процессах мышления (Дж. Брунер, Wundt, Wilhelm, Б.М. Теплов, А.В. Брушлинский), в общетеоретических концепциях деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов), а также многочисленные исследования на их основе.
Для определения действительной роли и места прогностических умений в профессии юриста нами проанализированы основные виды и стороны деятельности юристов различных специальностей на основе анализа профес-сиограмм, описанных В.Л. Васильевым, В.Н. Волковым, В.В. Романовым, Ю.В. Чуфа-ровским и другими (табл. 1).
Анализ данных таблицы показывает, что прогнозирование является если не основным, то необходимым этапом деятельности юриста при решении профессиональных задач.
Сопоставление приведенных умений и общего определения антиципации позволяет уточнить педагогическую сущность прогностических умений будущего юриста: это востребованное профессионально-значимое качество, оно реализуется как универсальные и специфические элементы антиципации в различных видах юридической деятельности, обеспечивает достоверные научно-обоснованные прогнозы прошлых и будущих событий в социально-правовой среде.
Профессиографический анализ юридической деятельности определяет структуру прогностических умений будущего юриста. Она включает аналитические, диагностические, оценочные, рискологические, рефлексивные, результирующие, удостоверительные и коррекционные умения, которые интегративно обеспечивают выдвижение правовых целей и задач, отбор способов достижения правовоохранительных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) правового процесса, распределение времени юридической деятельности.
Формирование прогностических умений будущего юриста представляет собой процесс овладения прогностической деятельностью, состоящей в получении научно-обоснованного варианта развития юридической ситуации в прошлом или будущем, интегрирующий юридические знания (основания прогнозирования), действия в социально-правовой среде (процесс прогнозирования), профессиональные, социальные и личностные ценности (определяют выбор варианта прогноза).
Поиск продуктивных средств формирования прогностических умений определил такие варианты, как проектная деятельность, решение задач, разбор проблемных ситуаций, реализация различных профессионально-ориенти-
Таблица 1
Профессии и специальности в сфере юриспруденции Деятельность, включающая значительный объем прогностических умений
Адвокат Предполагать возможные исходы и интерпретации представленных фактов, прогностический выбор информации, благоприятной для подзащитного.
Инспектор по делам несовершеннолетних Прогнозировать варианты развития личности подростка, предупреждать правонарушения.
Инспектор ГИБДД Умение предвидеть аварийную ситуацию по некоторым, не замечаемым другими признакам: по движению автомобиля, за рулем которого может оказаться неопытный, нетрезвый или больной человек; по изменениям дорожного покрытия (обледенение, загрязнение и др.).
Инспектор таможни Умение мгновенной предварительной оценки ситуации, принятия упреждающих оперативных решений на основе проницательности и профессионального чутья.
Инспектор уголовного розыска Умение быстро ориентироваться в сложной оперативной обстановке (особенно при задержании), быстро действовать в соответствии с произошедшими изменениями, определять причины и условия, способствовавшие преступлению; а также разработка мер и средств, которые могли бы затруднить или вообще исключить совершение преступлений конкретными способами.
Нотариусы Умение предупреждать последствия совершаемых нотариальных действий для клиентов.
Прокурор Является гарантом законности на предварительном следствии, определяя объективность выдвинутых обвинений, реальность представленных фактов и событий.
Следователь Умение вести предварительное (до суда) следствие, т.е. выяснение, расследование обстоятельств, связанных с преступлением. Умение вычленять из окружающей среды криминалистически значимую информацию, которая дает следователю возможность представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. Умение восстанавливать картины прошлого по его доказательствам и следам, оставшимся в настоящем.
Сотрудник по борьбе с экономическими преступлениями Умения «идти к преступлению», отыскивая его по малозаметным признакам, прогнозировать как преступные схемы и механизмы, так и субъектов возможных преступлений.
Судья Вынесение справедливого приговора или решения по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств и в соответствии с действующим законодательством. Судья определяет прогноз влияния на следующие аспекты общественного мнения: - формирование у граждан правосознания; - создание уголовным процессом социально-психологической атмосферы неотвратимости наказания; - создание вокруг преступника и его пособников атмосферы морального осуждения, посредством высокой культуры судебного процесса; - стимулирование судебным процессом общественного мнения к выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления. Судья также должен обладать избирательностью и переключаемостью внимания, большим объемом долговременной памяти, а также эмоциональной памятью, позволяющей воспроизводить пережитое преступником, жертвой. Необходимость анализировать и интуитивно догадываться в ходе судебного процесса требует от людей этой профессии развитого логического и интуитивного мышления.
Эксперт-криминалист Умения определения способствовавших преступлению причин и условий; а также разработка мер и средств, способных затруднить или вообще исключить совершение преступлений конкретными способами. Прогнозирование способа совершения преступления тесно связано с выдвижением предположений о появлении в будущем новых орудий, предметов посягательств, а также новых обстоятельств, которые могут способствовать совершению преступлений.
Юрисконсульт Умение участвовать в урегулировании претензий в досудебном порядке, составлении обоснованных ответов на претензии и отзывов на исковые заявления. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения дел в суде, прогнозирует успешность судебных дел и мировых соглашений.
Криминолог Умение научного предсказания основных изменений (тенденций, закономерностей) развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в обозримом будущем.
рованных элементов учебной деятельности. Сопоставление этих педагогических средств со спецификой юридической деятельности, а также известными в юриспруденции методиками специализированных прогнозов, позволяет выделить в качестве перспективного средства моделирование проблемных ситуаций.
Моделирование проблемных ситуаций в подготовке будущих юристов представляет собой процесс имитации событий, содержащих элементы противоречия, неопределенности, неизвестности, новизны или многообразия вариантов развития правового процесса, в целях активизации процессов рефлексии и антиципации будущих специалистов.
Моделирование проблемных ситуаций обеспечит формирование прогностических умений юриста при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
- моделирование проблемных ситуаций имитирует в учебном процессе события, содержащие элементы противоречия, неопределенности, неизвестности, новизны или многообразия вариантов развития правового процесса;
- разработан и используется комплекс усложняющихся проблемных ситуаций, соответствующих профессиональным функциям юри-
ста при научно-обоснованном прогнозировании событий в правовом поле;
- организована подготовка преподавателей к совместному со студентами моделированию проблемных ситуаций с использованием информационно-сетевых технологий.
Комплекс усложняющихся проблемных ситуаций содержательно соответствует профессиональным функциям юриста, ориентирован на прогнозы событий в правовом поле, поддерживается сетевыми информационными технологиями, последовательно усложняется при насыщении ситуаций проблемным тематическим, моно-предметным и межпредметным содержанием.
Активное участие будущих юристов в моделировании проблемных ситуаций обеспечивается в ходе производственных и судебных практик, информационных обменов, научноисследовательской работы, являющихся источниками юридического контекста проблемных ситуаций.
Подготовка преподавателей к совместному со студентами моделированию проблемных ситуаций включает повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих разнообразие при создании моделей проблемных ситуаций.
контрольная
экспериментальная
49,0%
43,0%
28,3%
17,1%
8,0%
ш
высоким
уровень
констатирующим эксперимент
формирующий эксперимент
70,0%
60,0%
54,6%
50,0%
40,0%
30,0%
20,0%
10,0%
Рисунок 1. Сравнение результатов диагностики прогностической компетентности будущих юристов в констатирующем и формирующем эксперименте
В целях реализации представленных положений было разработано пособие «Моделирование проблемных ситуаций в криминологии и прогностике (практикум для будущих юристов»). Кратко представим экспериментальную часть работы. Исследование проводилось в ОГУ на юридическом факультете и в гуманитарном юридическом колледже в период с 2006 по 2011 годы. В нем участвовало 579 студентов с 3 по 5 курсы. Ежегодно в исследовании участвовало от трех до пяти групп. Были выделены контрольные и экспериментальные группы. Для оценки прогностических умений в группах на констатирующем эксперименте проводилось анкетирование по методике В.Д. Менделевича (кафедра психологии личности Института исследований проблем психического здоровья Казанского государственного медицинского университета) с использованием анкеты «Ан-тиципационная состоятельность». Была установлена статистическая неразличимость экспериментальных и контрольных групп по критерию хи-квадрат с применением программного комплекса «Педагогическая статистика». В формирующем эксперименте проверялась ги-
потеза исследования. На материале, предложенном студентами и адаптированном нами к методике проблемных ситуаций были моделированы ситуации с противоречиями, неопределенностью, новыми способами решения, различными вариантами решения. Было организовано взаимодействие в проблемных ситуациях в компьютерном он-лайн общении через сайт «Юридическая Россия».
В результате была проведена оценка сфор-мированности прогностических умений будущих юристов. Мы использовали для оценки общих прогностических умений тесты на прогностическую компетентность, а для специальных прогностических умений - проблемные ситуации. Выявлено, что уровень сформирован-ности прогностических умений в экспериментальных группах вырос в среднем на 27-31%. Глубина прогноза событий юридического плана увеличилась - от краткосрочных (75%) до среднесрочных (до 46%). Таким образом, моделирование проблемных ситуаций является действенным педагогическим средством в формировании прогностических умений будущего юриста в вузе.
12.09.2011
Список литературы:
1. Аминов, И.И. Психология деятельности юриста Уч.пос. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 615 с.
2. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
3. Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. - М.: Мысль, 1989. - 230 с.
4. Булдакова, Н.В. Развитие прогностической способности как интегративного качества у студентов педагогического колледжа: Дис.с... канд. пед. наук / Н.В. Булдакова. - Киров: Вятский гос. гуманит.ун-т. - 2006. - 204 с.
5. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. - Питер, 2009. - 431с.
6. Волков, В.Н. Юридическая психология. - М.:Юнити-Дана, 2009. - 368 с.
7. Жукова, Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении: Дисс.... канд. психол. наук. спец. 19.00.07 (педагогическая психология). - М., 2000. - 23 с.
8. Захаров, А.В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза: на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: Диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Захаров Антон Викторович; [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.]. - Ишим, 2009.- 210 с.
9. Краева, М. Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе вуза. 1999 кандидат психологических наук Астрахань 19.00.07 Педагогическая психология: 205
10. Лаптинская, С.В. Формирование личности специалиста-юриста: Дис. доктора пед. наук. - М., 2006. - 340 с.
11. Левитан, К.М. Юридическая педагогика: учебник / К.М. Левитан. - М.: Норма, 2008. - 432 с.
12. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
13. Лукьянова, М.И. К вопросу о развитии прогностической компетентности специалистов // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - Выпуск №3. - 2010. - С. 39-43.
14. Международный кодекс этики Международной ассоциации юристов (International Bar Association) // Электронный ресурс: http://www.ibanet.org/
15. Менеделевич, В.Д. Влияние прогностической компетентности на эффективность профессиональной деятельности и сохранение профессионального здоровья // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». - Казань, 2006. - С. 257-264.
16. Миронова, М.В. Формирование прогностических умений студентов педвуза в процессе педагогической практики
17. Панфилов, М.А. Профессиональное становление юриста как социально-педагогическая проблема // Регионология. -2008. - №2. - С. 33-47.
18. Постникова, Е.В. Формирование умений прогнозирования у студентов - будущих экономистов
19. Присяжная, А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых [текст] / А. Ф. Присяжная // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 71-78.
20. Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006—2010 годы // Юридическое образование и наука. - 2006. - С. 3—9.
21. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего.- СПб., Речь, 2003. - 352 с.
22. Рождественский, А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема: Дис... канд. пед. наук / А.В. Рождественский. - М., 2005. - 149 с.
23. Романов, В.В. Юридическая психология. - М.: Орайт, 2010. - 361с.
24. Стельмах, Я.Г. Прогностический потенциал как условие успешной деятельности будущего инженера-электроэнергетика [Текст] / Я.Г. Стельмах // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педа-гогические науки». - Самара: Изд-во СамГТУ, 2010. - №3(13). - С. 171-178.
25. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. - М.: Российская академия правосудия, 2010. -271 с.
26. Анисимова Т. И., Потапова С. А. К вопросу о профессионально важных личностных качествах юриста // Юридическое образование и наука. - 2003. - С. 2-6.
27. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 320 с.
Сведения об авторе:
Белоновская Изабелла Давидовна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, е-mail: [email protected] Филиппова Елена Олеговна, старший преподаватель кафедры уголовного права Оренбургского государственного университета, е-mail: [email protected]
UDC 378
Belonovsky I.D., Filippova E.O.
Orenburg state university, [email protected]
MODELING OF PROBLEM SITUATIONS IN THE PROGNOSTIC TO PREPARATION OF THE FUTURE LAWYER
Pedagogical means of formation of actual aspect of professional competence of the future lawyer - its prognostic abilities in legal activity are presented. In this aspect the analysis of structure of professional work of lawyers of various qualifications with orientation to preparation of bachelors and masters is given. Procedures and results of diagnostics of prognostic ability of students are analyzed. Possibilities of situational modeling as factor of an intensification of prognostic preparation in jurisprudence sphere are estimated. Specificity of models of problem situations is presented on examples of applied branches of jurisprudence.
Keywords: the future lawyer, prognostic preparation, prognostic ability, a problem situation, modeling in jurisprudence.
Bibliography:
1. Bestuzhev I.V. Social forecasting. A course of lectures. - M: the Pedagogical society of Russia, 2002. - 392 p.
2. Brushlinsky A.B. Thinking and forecasting: the Logiko-psychological analysis. - М: - Thought, 1989. - 230 p.
3. Buldakov, N.V. Development of prognostic ability as qualities at students of teacher training college - Kirov: - 2006. 204 p.
4. Vasilev V. L. Legal psychology: the textbook for high schools. - Peter, 2009. - 431с.
5. Wolves of Century Н. Legal psychology. - The M textbook.: 2009. 368с.
6. Zaharov, A.V. Formirovanie of prognostic abilities of students of pedagogical high school: - Ishim, 2009. - 210 p.
7. Levitan, K. M. Legal pedagogics: the textbook - М: Norm, 2008. - 432 with.
8. Lomov B. F/, Marmots Е.Н. Antitsipatsija in activity structure. - M. Nauka, 1980. - 279 p.
9. Lukjanova M. I. To a question on development of prognostic competence of experts//the Pedagogical science: history, the theory, practice, development tendencies »/ Release №3, 2010. - С. 39-43
10. The international code of ethics of the International association of lawyers (International Bar Association).http:// www.ibanet.org/
11. Menedelevich, V.D. Vlijanie of prognostic competence on efficiency of professional work and preservation of professional health//materials of III International congress «Young generation of the XXI-st century: actual problems of socially-psychological health», Kazan, 2006, P. 257-264
12. Jury And. Ф. Prognostic competence of teachers and trainees [text] / And. Ф, Jury//Pedagogics. - 2005. - №5. - P.71-78.
13. Regush L.A. Psychology of forecasting: successes in future knowledge. - SPb., speech, 2003. - 352 с.
14. Romanov of Century of Century Legal psychology. - М: 2010. - 361 p.
15. Stelmah, J.G. Prognostic potential as a condition of successful activity the future engineer-electric power industry [Text] / J.G.Stelmah//The Bulletin of the Samara state technical university. A series «Psihologo-pedagogical sciences». -Samara: Publishing house Sam GtU, 2010. - №3 (13). - P. 171-178.
16. Chufarovsky JU.V. legal psychology. The manual. - М: Эксмо, 2005. - 320 p.