Научная статья на тему 'Условия формирования профессиональной ИКТ-компетентности у будущих учителей физической культуры'

Условия формирования профессиональной ИКТ-компетентности у будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL ACTIVITY / FORMATION / PROFESSIONAL IC T-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченская Людмила Григорьевна, Родионова Ольга Владимировна, Ситникова Людмила Дмитриевна, Орехов Андрей Игоревич

Раскрывается специфика работы учителя физической культуры и особенности его профессиональной подготовки. Решаются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в школьной практике на уроках физической культуры. Предложены компоненты профессиональной ИКТкомпетентности с предметно-педагогической направленностью и возможные Интернет-технологии для их формирования. Представлены сущность, структура и условия формирования необходимого уровня профессиональной ИКТ-компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченская Людмила Григорьевна, Родионова Ольга Владимировна, Ситникова Людмила Дмитриевна, Орехов Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR BUILDING PROFESSIONAL ICT COMPETENCE FOR FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The article reveals the specifics of the work of physical education teachers and the peculiarities of their professional training. The problems of using information and communication technologies in school practice at the lessons of physical culture are solved. The components of professional ICT-competence with subject-pedagogical orientation and possible Internet technologies for their formation are proposed. The essence, structure and conditions of formation of the necessary level of professional ICT-competence are presented.

Текст научной работы на тему «Условия формирования профессиональной ИКТ-компетентности у будущих учителей физической культуры»

УДК 796.011

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.Г. Демченская, О.В. Родионова, Л.Д. Ситникова, А.И. Орехов

Раскрывается специфика работы учителя физической культуры и особенности его профессиональной подготовки. Решаются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в школьной практике на уроках физической культуры. Предложены компоненты профессиональной ИКТ-компетентности с предметно-педагогической направленностью и возможные Интернет-технологии для их формирования. Представлены сущность, структура и условия формирования необходимого уровня профессиональной ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: учитель физической культуры, профессиональная деятельность, формирование, профессиональная ИКТ-компетентность.

Л.Н. Толстой как-то высказал мысль, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большое сердце и большие знания. Однако в современном стремительно меняющемся мире «большое сердце» должно быть чрезвычайно гибким, податливым, открытым каждому ученику - учитель должен быть готов признавать свои ошибки, быть толерантным, с уважением относиться к детям. «Большие знания» должны сочетаться с желанием всегда их обновлять и развивать - учитель должен быть движущей силой в новое, наставником, человеком, с которого хочется брать пример.

Естественно, что изменения требований к учителю меняют траекторию развития современного образования. Так, одним из актуальных образовательных проектов на сегодняшний день является проект «Цифровая школа». «Это глобальная задача, ведь речь идет не только о техническом аспекте - «оцифровке» отдельных процессов, а об изменении структуры и содержания образовательного процесса..., для этого нужно, чтобы сами учителя научились мыслить по-новому, учитывать в своей работе постоянно меняющийся цифровой ландшафт» (Матвиенко В.). Это, несомненно, еще больше актуализирует необходимость формирования способности эффективно применять различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности будущих учителей всех предметных направлений, в том числе физической культуры.

Профессиональная деятельность учителя физической культуры имеет свои специфические особенности. Такой учитель в процессе обучения должен формировать у учащихся не только двигательные умения, но и личность школьника. Основные функции учителя физической культуры - это осуществление учебного процесса в соответствии с

особенностями учащихся (организация уроков физической культуры), ведение внеурочной деятельности (работа в спортивных секциях, проведение спортивных соревнований и т. д.), осуществление контроля за темпами реального развития школьников, материальное обеспечение процесса физического воспитания (приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое). Не стоит забывать, что по сравнению с учителями других специальностей, учитель физической культуры работает в специфических условиях - психической напряженности, физической нагрузки, а также условиях, связанных с внешнесредовыми факторами.

Естественно, такие особенности деятельности накладывают отпечатки на использование учителем физической культуры информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Вопросы использования ИКТ в учебном процессе учителем физиче -ской культуры рассмотрены в работах многих ученых. Так, можно выделить исследования педагогического контроля за индивидуальной физической подготовленностью школьников с использованием компьютеров (С.В. Фролов, 1988, 1993), компьютерных консультаций по оздоровительной физической культуре (Ф.В. Викторов, 1990; В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин, 1990, 1995; С.И. Изаак, Т.В. Панасюк [5]), использования информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со школьниками (С.П. Киршев, 1993; П.А. Виноградов, В.П. Моченов [3]) и для оценки их физического состояния (А.Н. Тяпин с соавт., 1993, 2000; Л.И. Лубышева [4]; С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, 2007, Т.В. Каткова [2]), применения информационно-компьютерных технологий в физическом воспитании старших дошкольников и младших школьников (С.В. Гурьев, 2006) [8].

Анализируя современную школьную практику и научно-методическую литературу, можно выделить основные направления использования средств ИКТ в процессе физического воспитания школьников: использование ИКТ для повышения эффективности процесса обучения физической культуре, чаще ИКТ применяется для наглядного получения новых теоретических знаний, моделирования и анализа спортивных ситуа -ций, контроля за результатами обучения; использование различных информационных систем, поддерживающих организацию и прозрачность процесса обучения; использование специальных программных средств, осуществляющих анализ состояний, результатов обучающегося для последующей коррекции и развития; использование средств для обработки и визуализации результатов соревнований и исследований.

Однако при таком многообразии направлений существует еще и ряд проблем использования ИКТ в учебном процессе по физическому воспитанию.

1. При имеющемся оборудовании учителя неохотно используют компьютер, интерактивную доску, видеокамеру, например, для анализа и моделирования спортивных ситуаций.

2. В основном происходит использование основного набора прикладных программ, а именно, текстовые, табличные редакторы, программы подготовки презентаций MSOffice, OpenOffice, при этом недостаточное внимание уделяется средствам для гаджетов, а также специальным программным средствам.

3. Использование программных средств в основном происходит для объяснения теории и демонстрации двигательных умений, отсутствуют системы мероприятий с помощью средств ИКТ для формирования лично -стных достижений учащегося в спорте, здоровом образе жизни.

4. Обнаруживается недостаточное количество методических материалов для учителей физической культуры по использованию современных средств ИКТ в учебном процессе

Процесс формирования ИКТ-компетентности у будущих учителей физической культуры также имеет ряд специфических особенностей.

Вопросы подготовки педагога к применению информационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности, методологии и методики обучения информатике, формирования информационной культуры педагога исследовались в работах Г.А. Бордовского, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, В.А. Далингера, Т.В. Добудько, В.Л. Извозчикова, В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, В.Л. Матросова, А.В. Петрова и др. [7].

Анализ подготовки специалистов по физической культуре и спорту с использованием средств информационных и коммуникационных технологий содержится в работах таких ученых, как Л.Н. Акулова, В.И. Баюров,

B.Ю. Волков, О.Б. Дмитриев, Н.Н. Воскресенская, Г.В. Лазаренко,

C.Ж. Козлова, Л.Б. Мануковская, С.С. Филиппов, Т.В. Хованская, Е.А. Широбакина и др. [1].

Нами были выделены специфические особенности обучения ИКТ -дисциплинам студентов факультета физической культуры педагогического вуза.

Специфика контингента студентов, обучающихся на факультете физической культуры, состоит в том, что значительная часть их является действующими спортсменами, и помимо занятий в университете они посещают спортивные тренировки и участвуют в соревнованиях. Это обстоятельство существенно сокращает объем их свободного времени и нередко отрицательно сказывается на успеваемости. Следует также упомянуть тех студентов, которые обучаются по индивидуальному плану и в связи со своей спортивной деятельностью (частые выезды на тренировочные сборы и соревнования) вынуждены пропускать учебные занятия. В данных условиях резко снижается качество образования. Если

лекционным материал в какой-то мере студент может изучить, используя дополнительную литературу, то знания, умения и навыки, приобретаемые на лабораторных занятиях, становятся для него практически недоступными (исключая случаи, когда студент имеет возможность работать за компьютером вне университета).

Недостаточно высокая мотивация к изучению математических и ИКТ-дисциплин.

На основании проведенного опроса студентов факультета физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого на предмет отношения к современным ИКТ нами были получены результаты, свидетельствующие о положительном отношении студентов к использованию ИКТ в жизни, в профессии (рисунок).

Нужна ли информатика и ИТ в профессии учителя физической культуры

да/нет

Результаты опроса студентов факультета физической культуры

По результатам проведенной беседы студенты также высказываются о необходимости и важности ИКТ в современном мире. Однако на вопрос «Нравится ли Вам ИКТ» многие из опрошенных не знают, что ответить, чаще - из-за негативного опыта, полученного в школе. Также будущие учителя физической культуры совершенно не представляют, где в профессиональной деятельности они смогут использовать ИКТ, какие задачи решать. У обучающихся даже выявляется некое противоречие

между необходимостью использовать ИКТ, которое часто влечет вредное воздействие, и одной из главных целей физической культуры -формирование здорового образа жизни. Все это негативно сказывается на мотивации к изучению ИКТ-дисциплин.

Несомненным плюсом в работе со студентами спортсменами является присущий им высокий уровень самодисциплины и самоконтроля. Они могут реально оценить свой образовательный уровень и при правильно составленном индивидуальном графике обучения вместе с преподавателем использовать оптимальные методы его повышения. Тем не менее, студентов нужно убедить в необходимости непрерывного самообразования. Они, как люди привычные к планомерной работе над совершенствованием своего спортивного мастерства, понимают, что добросовестное выполнение индивидуального тренировочного плана приводит к высоким результатам на соревнованиях. Преподавателю нужно построить свою работу так, чтобы студент осознал (спроецировав имеющийся жизненный опыт на новую область), что точно так же и самостоятельные занятия по общеобразовательным дисциплинам, в том числе и информатическим, способствуют достижению положительного результата, то есть получению знаний.

При изучении информатики и ИКТ на факультете физической культуры преподаватели сталкиваются с тем, что очень велик разрыв в первоначальном уровне знаний, умений и навыков по предмету у разных студентов. Это связано, прежде всего, во-первых, с недостаточно хорошей оснащенностью школ Тулы и области техникой надлежащего качества, во -вторых, с разными подходами школ к выбору модели организации обуче -ния информатике.

Вопросы формирования компетентности в области ИКТ рассматривались в работах многих ученых. В исследованиях выделяются различные виды компетентностей в области информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя: информационная (В.А. Адольф, В.Л. Акуленко, А.А. Ахаян, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, Е.В. Иванова, О.А. Кизик, И.Ю. Степанова, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых, Е.И. Трофимова и др.); информационно-компьютерная (К.В. Коробкова, А.А. Узденова и др.); информационно-профессиональная (И.С. Геллер, Г.Н. Диомидова, Н.Б. Зиновьева, К.К. Колина, В.А. Лопатина, И.А. Мейжис, В.А. Минкина, И.Г. Моргенштерн, А.И. Остапова, В.В. Скворцова и др.).; информационно-технологическая (И.Б. Мылова, П.В. Беспалов, О.И. Москалева и др.); информационно-коммуникативная (С.А. Агишева, Л.В. Бочарова, А.В. Вишнякова, Е.В. Данильчук, Е.В. Дос-тавалова А.Г. Каспаржак, М. Танась, и др.); информационно-коммуникационная (М.Ю. Богданов, С.А. Бояшова, Е.А. Вострикова, М.Б. Лебедева, С.И. Макаров, Н.Н. Огольцова, И.С. Пахомов, В.А. Перевалов, А.К. Скуратов, О.В. Урсова, Е.К. Хеннер, А.В. Хорошилов, В.В. Ярных

и др.) [7].

В данном исследовании структура и сущность профессиональной ИКТ-компетентности учителя физической культуры определяются согласно проекту профессионального стандарта педагога и трактуются как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно [6]. Структурные же компоненты представлены как: общепользовательские, общепедагогические и предметно-педагогические ИКТ-компетнтности. Ниже нами выделены основные составляющие всех компонентов с предметно-педагогическим наполнением (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие профессиональной ИКТ-компетентности учителя

физической культуры

Профессиональная ИКТ-компетентность

Общепользовательская Общепедагогическая Предметно-педагогическая

Основы работы с техническими и программными средствами ИКТ Реализация всех компонентов педагогической деятельности и обязательное отражение результатов в информационной среде Организация мониторинга и своего продвижения и роста в здоровом образе жизни с учетом особенностей своего возраста и здоровья

Учет нравственно-этических норм при использовании ИКТ Использование обучающих систем по различным видам спорта для организации тренировок во внеурочное время

Видео- и аудиофиксация учебного процесса Использование средств ИКТ, моделирующих особенности функционирования организма человека для объяснения сущности двигательных умений

Осуществление коммуникаций средствами ИКТ

Поиск информации в базах данных и Интернет

Использование средств ИКТ для решения личных и профессиональных задач

С учетом особенной особенности процесса обучения будущих учителей физической культуры, приведенных выше, видим, что одним из главных факторов повышения качества обучения является индивидуализация образовательного процесса, которая должна стать основным способом получения образования. Студент начинает учиться в режиме тех условий, из которых пришел. Занятия со студентами, работающими по индивидуальному плану, строятся с учетом их личного темпа обучения (то есть по мере выполнения заданий), чему немало способствует достаточно хорошая обеспеченность кафедры методической литературой и использование

обучающих программ. Методы и формы обучения также выбираются с учетом индивидуальности студента с целью достижения оптимальных образовательных результатов. За счет применения различных вариантов учебных и контрольных заданий можно более точно определить уровень развития конкретного студента. Для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения важно учитывать особенности мотивации студентов как основы для формирования активного отношения к учебе. Одной из форм активизации познавательной деятельности является самостоятельная работа, при которой деятельность студента из репродуктивной становится продуктивной. Минимизируется разделение на усвоение знаний и их практическое применение. У студентов формируется способность переносить на новые условия не только знания и навыки, но и сам способ их получения, что, в свою очередь, является элементом формирования их профессиональной ИКТ-компетентности. На наш взгляд, особое место также должно отводиться видам средств ИКТ. Для обеспечения эффективного процесса обучения студентов факультета физической культуры возможно использование Интернет-технологий, так как именно их использование в такой ситуации адекватно.

Ниже представлены составляющие профессиональной ИКТ-компе-тентности учителя физической культуры и возможные Интернет-технологии для их формирования (табл. 2-4). В основном были отобраны бесплатные средства ИКТ.

Таблица 2

Интернет-технологии для формирования общепользовательской

ИКТ-компетентности

Общепользовательская ИКТ-компетентность Примеры программных средств

Основы работы с техническими и программными средствами ИКТ - Клавиатурный тренажер Sense-lang.org; - графические редакторы Pixlr, Paint.net, Krita, Gimp, Ян-декс.Краски, Яндекс.Фотосервис; - документ-сервисы, включающие работу в текстовом редакторе, редакторе презентаций, работу с таблицами Ян-декс.Диск, Google.Документы; - презентации Prezi; - анимация Мультатор; - обработка видео, Видеоредактор.youtube, Loopster; - создание сайта Google^m; Wix

Видео- и аудиофикса-ция учебного процесса - Создание скринкастовGoView

Осуществление коммуникаций средствами ИКТ - Работа с электронной почтой; - общение посредством Viber, WhatsApp, Discord; - ведение и общение посредством блога Blogger

Окончание табл. 2

Общепользовательская ИКТ-компетентность Примеры программных средств

Поиск информации в базах данных и Интернет - Работа с информационно-поисковой системой Яндекс, Google; - работа в библиотеках, Мировая цифровая библиотека, Президентская библиотека, eLibrary

Использование средств ИКТ для решения личных и профессиональных задач - Работа с сервисами Госуслуги, Сбербанк. Онлайн, возможность осуществлять покупку билетов на РЖД, рабо -тать с сайтом Пенсионного фонда, искать билеты на самолет Skyscanner, бронирование отелей и мест для путешествий booking.com, airbnb, работа в социальных сетях, работа с онлайн-календарем Google.Календарь и др.

Таблица 3 Интернет-технологии для формирования общепедагогической ИКТ-компетентности

Общепедагогическая ИКТ-компетентность Примеры программных средств

Реализация всех компонентов педагогической деятельности и обязательное отражение результатов в информационной среде - Работа с Сетевой Город.Образование; - работа со средствами визуализации процесса обучения Cacoo; - работа со средствами предоставления знаний ментальными картами MindMeister, Bubble.us; - работа с программами по разработке средств контроля знаний и развития Google Формы, SocrativeTeacher, Plick-ers; - разработка различных интерактивных средств обучения LearningApps, Quizlet, Треники; - работа со средствами для интерактивной доски ElitePanaboard; - работа с системами дистанционного обучения Moodle; - работа с Антиплагиат.ру; - работа с картами путешествий и лентами времени Google.Карты, TripLine, TimeRime, TimeToast; - работа со статистическими средствами Онлайн-калькуля-тор по статистике, Statistica

Таблица 4

Интернет-технологии для формирования предметно-педагогической

ИКТ-компетентности

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность Примеры программных средств

Организация мониторинга и своего про -движения и роста в здоровом образе жизни с учетом особенностей своего возраста и здоровья Приложения для смартфонов для отслеживания личных достижений при различных занятиях Runtastic, Seven, Endo-mondo и др.

Окончание табл. 4

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность Примеры программных средств

Использование обучающих систем по различным видам спорта для организации тренировок во внеурочное время Системы для тренера с возможностью организации процесса тренировок The-TrainingNotebook, LumonFitVirtuagym, FitnessMgr (для 20 участников 20-50$)

Использование средств ИКТ, моделирующих особенности функционирования организма человека для объяснения сущности двигательных умений Моделирующие системы Blender, MakeHuman

Описанные выше особенности работы учителя физической культуры, проблемы использования ИКТ в школьной практике на уроках физической культуры, особенности и проблемы подготовки будущих учи -телей физической культуры в области ИКТ, а также сущность и структура профессиональной ИКТ-компетентности учителя физической культуры позволили выделить условия формирования необходимого уровня профессиональной ИКТ-компетентности:

1. Обязательное следование профессиональному стандарту педагога в отношении профессиональной ИКТ-компетентности, учет необходимости формирования общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогических компонентов.

2. Возможное увеличение зачетных единиц на ИКТ-дисциплины, а также включение тем, связанных с ИКТ в дисциплины предметно -содержательного модуля.

3. Учет особенностей контингента обучающихся, включение индивидуального подхода, использование методов и средств обучения с учетом высокого уровня самодисциплины и самоконтроля, присущих студентам факультета физической культуры.

4. Четко спланированная самостоятельная работа как оптимальная форма обучения для многих студентов, находящихся на индивидуальных образовательных графиках.

5. Наличие лабораторных занятий в компьютерных аудиториях, где преподаватель организует работу студентов с использованием интерактив -ных методов обучения, таким образом, повышая мотивацию к учению и способствуя формированию профессиональной ИКТ -компетентности.

6. Средствами ИКТ для занятий в области информатики и ИКТ могут стать Интернет-технологии, которые полностью освобождают обучаемого от стационарного программного обучения и позволяют решить весь спектр профессиональных задач учителя.

7. Обязательным требованием к содержанию практических заданий должно введение элементов и собственно профессиональных задач учи -теля физической культуры.

Список литературы

1. Илясова А.Ю. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в цикле информатических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2016. 204 с.

2. Каткова Т.В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе подготовки специалистов в вузах физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2007. 178 с.

3. Киршев С.П., Киршева Н.В. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lib.sportedu.ru. (дата обращения: 11.07.19).

4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17.

5. Панасюк Т.В., Крючков А.С. Годичная динамика физической работоспособности младших школьников при конституциональном подходе к их физическому воспитанию // Медико-биологические и психологические аспекты физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 60-летию каф. медико-биол. дис. Воен. ин-та физ. культуры и 170-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта. СПб., 2007. С. 138-142.

6. Проект: Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: https://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_ id=4980 (дата обращения: 4.07.19).

7. Ситникова Л.Д. Методическая система формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов на основе контекстного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2010. 187 с.

8. Фролов С.С. Информационно-компьютерные технологии в совершенствовании образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 159 с.

Демченская Людмила Григорьевна, канд. пед. наук, доц., L02081967@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Родионова Ольга Владимировна, канд. физ.-мат. наук, доц., rodionovaov@ mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Ситникова Людмила Дмитриевна, канд. пед. наук, доц., sitnlud@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Орехов Андрей Игоревич, канд. пед. наук, доц., lena.orekhova.63@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

CONDITIONS FOR BUILDING PROFESSIONAL ICT COMPETENCE FOR FUTURE

PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

L.G. Demchenskaya, O.V. Rodionova, L.D. Sitnikova, A.I. Orekhov

The article reveals the specifics of the work of physical education teachers and the peculiarities of their professional training. The problems of using information and communication technologies in school practice at the lessons of physical culture are solved. The components of professional ICT-competence with subject-pedagogical orientation and possible Internet technologies for their formation are proposed. The essence, structure and conditions of formation of the necessary level of professional ICT-competence are presented.

Key words: teacher of physical culture, professional activity, formation, professional ICT-competence.

Demchenskaya Ludmila Grigorievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, L02081967@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rodionova Olga Vladimirovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, rodionovov@mail. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Sitnikova Lyudmila Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sitnlud@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Orekhov Andrei Igorevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, lena. orekhova. 63@mail. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

References

1. Ilyasova A.Yu. Metodika formirovaniya informacionnoj kompetentnosti bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Fizicheskaya kul'tura» v cikle informaticheskih discipline [The methodology for the formation of information competence of bachelors in the direction of training "Physical Culture" in the cycle of information disciplines]: dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2016. 204 p.

2. Katkova T.V. Razrabotka i realizaciya elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v obrazovatel'nom processe podgotovki specialistov v vuzah fizicheskoj kul'tury [The development and implementation of electronic educational-methodical complex in the educational process of training specialists in universities of physical education]: dis. ... cand. ped. sciences. Smolensk, 2007. 178 p.

3. Kirshev S.P., Kirsheva N.V. Komp'yuter kak sredstvo povysheniya effektivnosti uchebnogo processa [Computer as a means of increasing the effectiveness of the educational process] [Electronic resource]. URL: http: // www.lib.sportedu.ru (accessed: 07/11/19).

4. Lubysheva L.I. Koncepciya fizkul'turnogo vospitaniya: metodologiya razvitiya i tekhnologiya realizacii [The concept of physical education: development methodology and implementation technology] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Education, Training]. 1996. No. 1. P. 11-17.

5. Panasyuk T.V., Kryuchkov A.S. Godichnaya dinamika fizicheskoj rabotosposobnosti mladshih shkol'nikov pri konstitucional'nom podhode k ih fizicheskomu vospitaniyu [Annual dynamics of the physical performance of primary schoolchildren with a constitutional approach to their physical education] // Biomedical and psychological aspects of physical culture and sport: materials of All-Russian. scientific Conf., dedicated to the 60th anniversary of the cafe. biomedical dis. the military. Institute of physical culture and the 170th anniversary of the birth of P.F. Lesgaft. St. Petersburg, 2007. P. 138-142.

6. Proekt: Professional'nyj standart pedagoga [Project: Professional standard of the teacher] [Electronic resource]. URL: https://lomonholding.ru/articles/detail/7catalogue_ id=12&item id = 4980 (accessed: 04/07/19).

7. Sitnikova L.D. Metodicheskaya sistema formirovaniya informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti budushchih uchitelej nachal'nyh klassov na osnove kontekstnogo podhoda [Methodical system for the formation of information and communication competence of future primary school teachers based on the contextual approach]: dis. ... cand. ped. sciences. Tula, 2010. 187 p.

8. Frolov S.S. Informacionno-komp'yuternye tekhnologii v sovershenstvovanii obrazovatel'nogo processa po uchebnomu predmetu «Fizicheskaya kul'tura» v nachal'noj shkole [Information and computer technology in improving the educational process on the subject "Physical Culture" in elementary school]: dis. ... cand. ped. sciences. Tambov, 2009. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.