Психолого-педагогические науки
• • •
109
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 3. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1989. 5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 7. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 8. Выготский Л. С. Педология школьного возраста. М., 1996. 9. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М., 1977. 10. Целковников Б. М. Человек и музыка в познании друг друга (философско-антропологический аспект)//Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: Мат-лы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 г., СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. Ставрополь, 2006.
Статья поступила в редакцию 10.11.2010 г.
УДК 378
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
©гою ижаева Л.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются педагогические условия развития личной и музыкальной культуры, музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, овладения разнообразными методами и приемами музыкального воспитания учащихся.
The author of the article considers the problem of substantiating the pedagogical conditions, the development of the personal and musical culture, musical pedagogical knowledge, abilities and skills, mastering the various methods and techniques of schoolchildren’s musical education.
Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-
педагогическая культура, музыкально-педагогические знания, умения и навыки.
Keywords: pedagogical conditions, professional pedagogical culture, musical pedagogical knowledge, abilities and skills.
Понятия «условия» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условия составляют среду, обстановку, в которой это явление или процесс возникают, существуют и развиваются.
Условия формирования профессионально-педагогической культуры
учителя музыки могут быть благоприятными и неблагоприятными, направленными на качественное изменение содержания деятельности преподавателя и его личности, характеризуются как необратимое и направленное на повышение уровня профессионализма воздействие [1, 4].
Условия развития профессионально-педагогической культуры учителя музыки как характеристика
110
Известия ДГПУ, №4, 2010
образовательного пространства разнообразны и многоплановы, поскольку включают исторические, социально-правовые, экономические, мо-рально-психологи-ческие, географические, демографические, дидактические, санитарно-гигиенические, материальные и другие характеристики. При этом объективные условия способствуют правовому и материальному обеспечению развития профессионально- педагогической культуры, моральному стимулированию деятельности, поскольку документы, регламентирующие эти процессы, отражают требования современной социальной ситуации, перспективы общественного и культурного развития общества, развития и профессионального роста учителя и т.д.
Социально-правовые условия развития профессионально-
педагогичес-кой культуры преподавателей отражены в Законе РФ «Об образовании», нормативных документах, таких, например, как «Типовое положение о повышении квалификации педагогических кадров», призваны гарантировать права на совершенствование профессионального мастерства в постоянно изменяющихся социально-историчес-ких условиях.
Формирование должного уровня профессионально-педагогической культуры учителя на практике требует материально-финансового обеспечения, наличия в учреждении возможности для повышения квалификации, материально-технического сопровождения музыкального и художественного образования, возможностей использования современных технологий музыкальнопедагогической деятельности, обеспеченности техническими средствами обучения и т.д. Кроме того, необходимо создать коммуникативно-информационные предпосылки, содействующие развитию профессионально-педагогической культуры, к которым относятся: современное научно-
методическое, справочное, техническое и другое информационное обеспечение процесса формирования профессионально-
педагогической культуры, обобщения и обмена опытом, наличие и доступность психолого-педагогичес-кой,
методической и специальной литературы и т.д.
Исследования разных авторов показывают, что самые совершенные педагогические средства не могут полностью обеспечить высокую результативность, если в них не содержится стимулирующее начало, вследствие чего важным условием выступает необходимость сочетания материального и морального стимулирования, без которого учитель не способен работать продуктивно и повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать методику познавательной деятельности, мобилизовать волю и сознание учащихся [3].
Следовательно, профессиональное развитие учителя музыки предполагает использование комплекса методов и средств, направленных на актуализацию профессионально значимых знаний, умений и навыков личности, обеспечение перехода на более высокий уровень готовности к деятельности через развитие про-фессионально-педаго-гической культуры. Выбор же средств личностного становления основан на обеспечении соотношений цели деятельности, содержания обучения и индивидуальных возможностей во взаимодействии.
Таким образом, педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры нами разделены на группы: интрообъ-ективные, внешне заданные и внутренне обусловленные, включающие обновление содержания музыкальноэстетического образования с точки зрения обеспечения новых подходов к преподаванию музыки, импликации музыкальной, психологической и педагогической профессиональной
Психолого-педагогические науки
111
• • •
деятельности педагога; инновационную направленность деятельности преподавателя, внедрение вариативных продуктивных музыкальнопедагогических новшеств.
Важным резервом оптимизации процесса формирования профессионально-педагогической культуры является внедрение различных форм и методов активного обучения; моделирование ситуаций; использование диалогических форм обучения (круглые столы, конференции, конкурсы, защиты проектов и др.) и т.д. При этом формы и методы активного обучения должны исключать поверхностный и упрощенный подход к анализу и обсуждению теоретических и практических вопросов, значительно расширять возможности интенсификации процесса формирования профессионально-педагогической культуры, что позволит увеличить объем информации за счет ее систематизации, обобщения, создания действенных возможностей для экономии времени, решения большего числа практических задач и упражнений [6].
Таким образом, актуальное значение приобретает: четкое представление и понимание модели личности учителя музыки; определенность содержания подготовки с позиций развития профессионально-
педагогической культуры личности учителя с учетом профиля специальности; разработка форм и методов активизации познавательной деятельности будущего учителя музыки; расширение спектра самостоятельной работы студентов; использование технических средств обучения; изучение, обобщение и распространение передового опыта по формированию педагогического мастерства будущего учителя музыки; создание научно-методических предпосылок для реального повышения эффективности педагогической деятельности и т.д.
В этом же аспекте необходимо отметить включение будущего учителя в
инновационную деятельность по освоению и внедрению педагогических новшеств, в которых заложен большой потенциал, связанный со следующими основными параметрами: способностью будущего учителя генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их с позиций практических форм деятельности; культурноэстетической образованностью, предполагающей интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень грамотности педагога; открытостью личности к новому, иному, основанному на толерантности личности, гибкости и панорамности его мышления [2].
Следовательно, инновационная деятельность, участие в опытноэкспериментальной и исследовательской деятельности, изучении, обобщении и распространении опыта работы является одними из эффективных путей развития профессионально-педагогической культуры будущего учителя музыки.
Эффективное общение порождает чувство личной ответственности, выступает дополнительными источниками информации, способом закрепления знаний, проверки их правильности и становится действенным средством формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя музыки, личных взглядов по самым различным вопросам, индивидуальности в интерпретации музыкально-
художественного материала и исполнительства.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формирование профессионально-педагогической культуры современного учителя основывается на инновационных моделях организации учебного процесса, обеспечивающих сформированность компонентов, и осуществляется наиболее успешно при наличии определенных педагогических условий.
Ш2холого-педагогические науки
• • •
Примечания
1. Абдулин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М. : Изд-во «Прометей», 1990. 186 с. 2. Баренбойм Л. А. Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства. Л. : Музыка, 1969. 288 с. 3. Горюнова Л. В., Маслова Л. П. Урок музыки - урок искусства. Книга для учителя: Учебное пособие. М. : Изд-во «Прометей», 1989. 104 с. 4. Злобин Н. С. Деятельность-труд-культура. М. : Политиздат, 1990. 365 с. 5. Ильенков Э. В. Философия и культура. Мыслители XX века. М. : Изд-во политической литературы, 1991. 459 с. 6. Железовская Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика. 1995. С. 55-60.
УДК 378
Статья поступила в редакцию 17.10.2010 г.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА
©гою Магомедов М.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье обоснована необходимость переориентации системы профессионального образования будущих менеджеров туризма на использование новых эффективных моделей подготовки, в основе которых лежат развивающие технологии. Раскрыты основные виды развивающих технологий и обосновано включение будущих менеджеров туризма в проектную деятельность.
The author of the article proves the necessity of the reorientation of the system of future tourism managers’ professional training for using the new effective training models, the bases of which are developing technologies. He reveals the main types of developing technologies and proves future tourism managers’ involving into the projective activity.
Ключевые слова: развивающие технологии, профессиональная подготовка, менеджер туризма, проектное обучение, творческий проект.
Keywords: developing technologies, professional training, tourism manager, projective training, creative project.
Приоритет знаний и ценностных ориентаций, преобладание творческой и предпринимательской деятельности человека, характерные для современного общества, оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и интеллектуальную самостоятельность будущего специалиста, обусловливают необходимость формирования у него готовности к созидательной деятельности, а также к принятию решений в нестандартных ситуациях. Качества личности формируются в сфере образования, которое должно быть нацелено на познание окружающей действительности через усвоение
знаний о мире и его законах, обеспечение готовности к восприятию и освоению новых знаний и форм профессиональной деятельности, а также на раскрытие творческого потенциала и инициативности личности, выработку предприимчивости, восприимчивости к новизне и готовности изменять мир и себя.
Между тем сложившаяся ситуация в экономике Республики Дагестан, в частности в туристском секторе, ставшем в последнее время менее доходным из-за нестабильной обстановки региона, определяет необходимость переориентации системы профессионального образования на