Научная статья на тему 'Практика формирования профессионально-педагогической культуры учителя музыки'

Практика формирования профессионально-педагогической культуры учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижаева Лариса Муслимовна

В статье рассматривается проблема формирования профессионально-педагогической культуры учителя музыки через комплекс методов и средств, оказывающих влияние на профессионально направленную мотивацию и ценностные ориентации, а также на совершенствование качеств и свойств личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика формирования профессионально-педагогической культуры учителя музыки»

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

© 2012 Ижаева Л. М.

Чеченский государственный педагогический институт

В статье рассматривается проблема формирования профессиональнопедагогической культуры учителя музыки через комплекс методов и средств, оказывающих влияние на профессионально направленную мотивацию и ценностные ориентации, а также на совершенствование качеств и свойств личности педагога.

The author of the article consider the problem of forming the musical teacher’s professional pedagogical culture with methods and means complex, influencing the professionally directed motivation and value orientations, as well as the improving the teacher’s personal qualities and properties.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, музыкальная психология, психолого-педагогическая подготовка, музыкальная деятельность.

Keywords: professional pedagogical culture, musical psychology, psychological and pedagogical training, musical activities.

Профессионально-педагогическая культура личности является целостной и комплексной системой, формирование которой требует многогранности и многоаспектности учета

психофизиологических особенностей педагога, характеризующих готовность к профессионально-педагогической деятельности, смене позиции и т. д.

Программа формирования

профессионально-педагогической культуры учителя музыки предполагает: психолого-педагогическую подготовку, методико-практическую и

самообразовательную деятельности, что актуализирует внедрение в содержание курсов подготовки педагогических, музыкальных, музыкально-

педагогических заданий, использование большого количества форм и методов, направленность которых меняется в зависимости от целей и задач. При этом в качестве эффективных форм выступают: лекции, теоретические и

практические семинары, дискуссии и «круглые столы» и т. д.

Следует отметить значимость одного из основных педагогических условий формирования профессионально-педагогической культуры, в качестве которого выступает импликация музыкальной, психологической и педагогической деятельности учителя музыки. Исследование показывает, что 90% учителей музыки нуждаются в дополнительных психолого-

педагогических знаниях, 69% не читают педагогической, а 84% -

психологической литературы. Сами учителя понимают, что без овладения приведенными знаниями невозможно стать высококвалифицированным

специалистом. При этом, отмечая низкий уровень психолого-педагогической

подготовки, практически все учителя музыки отдают предпочтение подготовке по предмету, считая ее основной.

Проведенные на базе СОШ № 39 г. Грозный встречи с учителями музыки, где наряду с лекционными широко использовались активные

практикоориентированные формы и методы учебно-воспитательной работы, показали, что в деятельности учителя музыки важное место занимают дискуссии на темы «Техника игровых движений музыканта и рационально осознаваемые действия», «Техника игровых движений вырастает из общей звуковой картины музыкального произведения», «Для осмысления своей деятельности музыканту необходимо знать законы психологии», «Для того, чтобы играть, не обязательно знать законы психологии» и т. д. На семинарах учителям также предлагались

педагогические задания: на основании психолого-педагогической характеристики учащегося

сформулируйте цели музыкальнопедагогического воздействия; на основании психолого-педагогичес-кой характеристики ситуации и цели педагогического воздействия опишите педагогическую ситуацию; на основании педагогической ситуации, исходя из предмета деятельности, цели,

сформулируйте педагогические задачи.

Необходимо отметить, что в деятельности педагога-музыканта есть сфера эмоциональных личностных отношений педагога с учащимися, не осознаваемая другими. По мнению Г. С. Тарасова, позиция педагога-музыканта должна быть ориентирована на учет детской психологии и понимание того, что учащиеся не только должны исполнять его педагогические намерения, но и оценивать его работу в классе, а также музыку как искусство, не существующее вне процесса социальной коммуникации, поскольку она, прежде всего, искусство человеческого общения [7, 8].

Традиционные представления о детском мышлении в условиях нарастающего потока информации требуют обновления содержания педагогических воздействий, для чего на семинарских занятиях с учителями

музыки особенное внимание уделялось проблеме психологии воспитания

школьников младшего и среднего

возраста, знакомству с методами исследований возрастной психологии, которые направлены на то, чтобы помочь педагогу в обеспечении

индивидуального подхода к ученику. Важную роль при этом в структуре деятельности учителя играет мотивация, характеризующая систему отношений к миру, себе, единство поведения и

деятельности. При этом необходимо выработать в себе привычку оценивать достижения и неудачи на педагогическом поприще как

необходимое условие успешного совершенствования педагогического мастерства.

Ключевым стало обсуждение

способности к эмоциональной

идентификации с учеником на уроке, для чего наблюдение использовалось в процессе экспериментальных открытых уроков. Результаты показывают, что у некоторых учителей данная функция достаточно ограничена по причине следования созерцательной симпатии, без вмешательства в эмоциональную сферу переживаний.

Таким образом, в формировании профессионально-педагогической культуры учителя музыки важное место занимает решение конкретных профессиональных ситуаций, их анализ, конструирование и оценка, для чего используется технология составления внутришкольной вариативной

программы, направленной на развитие активной интеллектуальной, личностной и профессиональной позиций

преподавателя. При этом

внутришкольная рефлексивная

программа, на наш взгляд, способствует созданию условий для

совершенствования профессиональнопедагогической культуры. В процессе работы по программам использовались результаты специально проведенных исследований, опросов, анкетирования именно в своей школе, что вызывало у учителей действительный интерес, чему свидетельством результаты круглого

стола «Проблемы музыкальнопедагогического общения», а также практического тренинга, где

обеспечивалось формирование культуры чувств, умения понимать состояния и мысли другого, откликаться на переживания автора музыкального произведения, стремление разделить с ним радость и горе. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившиеся механизмы общения, в связи с чем ставилась задача овладения технологией педагогического общения.

В рамках круглого стола по обсуждению проблем музыкально-педагоги-ческого общения

осуществлялось знакомство с приемами и способами игры на каком-либо инструменте, формирование духовных и эмоциональных свойств, управление обучением и домашней работой, постоянное поддерживание

заинтересованности учащихся на уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативные

взаимоотношения с коллективом, с учеником, снятие эмоциональной напряженности. При этом музыкально-педагоги-ческое общение

рассматривалось как многоплановый процесс, протекающий непосредственно лицом к лицу, приобретающий для участников личностное измерение и

потому необходимый для овладения учителями музыки технологией

педагогического общения.

Деятельность учителя музыки требует культуры речи - четкой дикции, «поставленного голоса», правильного дыхания и разумного использования мимики и жестикуляции, в совокупности стимулирующих эмоциональную и мыслительную сферу психической деятельности учеников, владения различными методами и приемами

постижения художественно-

музыкального образа и жизненного содержания произведения.

Подводя итоги, следует сказать, что профессионально-педагогическая культура как система характеризуется тем, что музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки не сводится к какой-либо технологии, а обладает единством и взаимосвязью приемов и методов, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности.

Примечания

1. Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки. Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1984. 2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. Л. : Музыка, 1971. 3. Давыдкина В. В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. М., 2004. 4. Злобин Н. С. Деятельность - труд - культура. Деятельность: теории, методология, проблемы / сост. И. Т. Касавин. М. : Политиздат, 1990. 5. Ильенков Э. В. Философия и культура. Мыслители ХХ века. М., 1991. 6. Копылова А. В. Современная технология преподавания музыки как целостная система совершенствования педагогического мастерства: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2002. 7. Тарасов Г. С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя // Вопросы психологии. 1983. № 3. 8. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. № 4.

Статья поступила в редакцию 16.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.