Научная статья на тему 'Условия формирования познавательной мотивации младших школьников'

Условия формирования познавательной мотивации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2195
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувалдина М. М.

Рассмотрен комплекс заданий проблемно-творческо-го характера, направленный на личностное развитие каждого учащегося и отвечающий специфике изучаемого предмета (в данном случае иностранного языка). Показано, что такой комплекс является необходимым условием формирования познавательной мотивации младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования познавательной мотивации младших школьников»

УДК 37.03

М.М.Кувалдина

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вятский государственный гуманитарный университет, г.Киров

The complex of tasks of problematically creative character, directed to the personal development of each pupil and respondent to the specification of subject matter (in this case of foreign language), is regarded in the present article. It is shown that this very complex is a necessary condition for formation of cognitive motivation of junior pupils.

В настоящее время в обществе востребован активный, инициативный, творческий человек, способный самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для их выполнения. Повышение уровня активности человека непосредственно связано с проблемой повышения уровня его мотивации. Мотивация обеспечивает личности ее активную сущность,

способность преобразовывать окружающий мир и побуждает к самосовершенствованию.

Изучение мотивации показывает, что основным мотивом учебной деятельности у большинства школьников является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохие отметки, не сдать экзамены, оказаться несостоятельными в глазах более

успешных одноклассников. Собственно познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания и определяющие эффективность учебного процесса и развития личности в целом, занимают очень небольшое место в ответах учащихся [1-3].

Мы считаем, что важно актуализировать именно познавательные мотивы, которые во многом определяют направленность учащихся на расширение кругозора, способствуют активному освоению знаний, их углублению и систематизации. Под познавательной мотивацией мы понимаем вид учебной мотивации, в основе которой лежит совокупность внутренних побудителей, направляющих личностную активность на содержание и способы деятельности с целью самосовершенствования и саморазвития.

Существуют различные определения термина «педагогические условия». Мы понимаем под педагогическими условиями совокупность обстоятельств, способствующих формированию познавательной мотивации младших школьников.

Изучив психолого-педагогическую литературу [1-5], мы заключили, что важными и необходимыми условиями формирования познавательной мотивации у младших школьников в учреждениях дополнительного образования могут быть: 1) индивидуальный подход к учащимся, предполагающий знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; 2) комплекс заданий проблемно-творческого характера, направленный на личностное развитие каждого учащегося и отвечающий специфике изучаемого предмета; 3) использование содержательной оценки; 4) развивающая образовательная среда, стимулирующая целостное развитие учащихся.

Кроме того, мы выделяем три последовательных этапа формирования познавательной мотивации: мотивационно-стимулирующий, содержательный и рефлескивно-оценочный.

Рассмотрим более подробно второе условие — комплекс заданий проблемно-творческого характера, направленный на личностное развитие каждого учащегося и отвечающий специфике изучаемого предмета (в данном случае иностранного языка).

Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения. По мнению А.К.Марковой, главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте — «научиться учиться» [6]. Чтобы научить младших школьников учиться, необходимо использовать такие задания, которые будут стимулировать развитие психических процессов, вооружат способами самостоятельного приобретения знаний, научат творчески и с интересом решать возникающие проблемы. Данным требованиям, мы убеждены, отвечают проблемно-творческие задания, которые развивают память, внимание, воображение и мышление, дают возможность проявить умственную самостоятельность, инициативность и активность, способствуют развитию находчивости и творчества.

Опираясь на ряд исследований [2,3,5], мы сформулировали основные требования, которым должен

отвечать комплекс заданий проблемно-творческого характера, способствующий формированию познавательной мотивации у младших школьников. Эти задания должны быть направлены на развитие языковой личности ученика, его реальные потребности и мотивы; на развитие всех психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения (так как они тесно связаны с развитием иноязычных способностей); они должны вырабатывать умение учиться языку, т. е. приводить к овладению эффективными способами и приемами деятельности; обеспечивать каждому ученику понимание смысла предлагаемых действий и осознание целей деятельности; оказывать положительное эмоциональное воздействие; развивать способности ученика к межкультурному общению; развивать самостоятельность. Исходя из этого, в комплекс мы включили следующие виды заданий, способствующие активизации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на занятиях по иностранному языку:

— поисково-игровые задания (построенные на основе известных в психологии задач на сообразительность);

— коммуникативно-ориентированные речевые

игры;

— языковые игры (орфографические, лексические, фонетические и грамматические);

— сказку и драматизацию.

Использование поисково-игровых заданий на

уроках иностранного языка позволяет развивать у школьников определенные качества восприятия, мышления, воображения, внимания и памяти; отрабатывать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование и т.п.; автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать коммуникативно-речевые умения.

Коммуникативно -ориентированные (речевые) игры направлены на развитие у обучаемых навыков диалогической и монологической речи, а также обогащение их знаниями о различных аспектах культуры поведения человека в ситуациях бытового общения. В основе данных игр лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета.

Формирование лексических, грамматических, орфографических и произносительных навыков требует огромных усилий и многократных повторений учениками различных грамматических и лексических структур. Применение языковых игр поможет сделать этот процесс более увлекательным, творческим и эффективным. Считаем важным подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения.

Младшим школьникам можно предложить игровые задания, в основу которых положены психологические закономерности организации обучения, обоснованные В.Я.Гальпериным в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий

[7].

Например, мы выбирали из анкет и бесед с учащимися любимых сказочных героев и располагали задания «от них» (опираясь на мнение детей) от про-

Система заданий младшим школьникам «от» сказочных героев

от Мальчика-с-пальчик от Карлсона от Винни Пуха от Маугли от Золушки

Выполнение задания по образцу Выполнения задания без образца Выполнение задания с измененными условиями Выполнение задания с самоконтролем Контрольное выполнение задания с элементами творчества

стого к сложному (см. табл.). Назначение сказочных персонажей обсуждается заранее с учащимися, чтобы они имели представление о том, к чему они должны стремиться.

В каждой колонке учитель проставляет те задания, которые считает нужным. Задания выполняются поэтапно: от простого к сложному. Если учитель видит, что ученик справляется с первой группой заданий и уже не делает ошибок на выполнение по образцу, он предлагает ему задания без образца и т.д.

Сказка наиболее эффективна при изучении грамматических явлений и правил чтения, так как она благодаря образной ассоциативной основе позволяет в доступной и понятной форме представить грамматический материал, объяснить, почему, например, в английском языке некоторые буквы в слове не читаются или читаются по-разному в разных сочетаниях. Сказочная интерпретация грамматических явлений и правил чтения, употребление образных эпитетов позволяют наглядно представить абстрактные языковые понятия учащимся, при этом обостряется восприятие, улучшается запоминание.

Драматизация помогает ученикам пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повыша-

ет эффект их усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции.

Такой комплекс проблемно-творческих заданий возрастающей сложности, которые направлены на стимулирование продуктивной мыслительной деятельности младших школьников в процессе выработки у них гибких коммуникативно -ориентированных умений, по нашему мнению, является необходимым условием формирования познавательной мотивации.

1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.Р.Благонадежина. М.: Педагогика, 1972. С.7-44.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.

3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 144 с.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образоваетльная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 296 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Знание, 1974. 64 с.

6. Маркова А.К. Указ. соч. С.69.

7. Гальперин В.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Теория учения: Хрестоматия. М., 1998. С.46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.