Научная статья на тему 'Условия формирования мотивации к изучению английского языка будущими экономистами'

Условия формирования мотивации к изучению английского языка будущими экономистами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖЬЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / POSITIVE MOTIVATION / FOREIGN LANGUAGES / HIGHER SCHOOL / TEACHING STUDENTS / NON-PHILOLOGICAL PROFILE OF TRAINING / TEACHING EXPERIENCE ABROAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирожкова Алёна Олеговна

В статье раскрывается роль формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у будущих специалистов экономического направления подготовки, проанализирован зарубежный опыт обучения будущих экономистов английскому языку. Рассмотрены такие понятия, как мотив, студенчество, оценка, отметка. Описаны необходимые психолого-педагогические условия формирования положительной учебной мотивации к изучению иностранных языков среди обучающихся нефилологических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирожкова Алёна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF THE FORMATION OF MOTIVATION FOR STUDYING ENGLISH BY FUTURE ECONOMISTS

The article reveals the role of formation of stable motivation to the English language learning by future specialists of economic direction of training. Foreign experience of training of future economists of English is analyzed. Such terms as “motive”, “students”, “mark” are considered. We describe the necessary psycho-pedagogical conditions of formation of positive learning motivation to learn foreign languages among students of non-philological specialties.

Текст научной работы на тему «Условия формирования мотивации к изучению английского языка будущими экономистами»

8. Развивающий портал Детидома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://detidoma.net/melkaya-motorika-i-razvitie-rebenka-avtor-stati-olga-olgakrakovskay/ (дата

обращения: 25.03.2017)

Педагогика

УДК [37.015.3:005.32]-057.875:811.111

кандидат педагогических наук, доцент Пирожкова Алёна Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

БУДУЩИМИ ЭКОНОМИСТАМИ

Аннотация. В статье раскрывается роль формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у будущих специалистов экономического направления подготовки, проанализирован зарубежный опыт обучения будущих экономистов английскому языку. Рассмотрены такие понятия, как мотив, студенчество, оценка, отметка. Описаны необходимые психолого-педагогические условия формирования положительной учебной мотивации к изучению иностранных языков среди обучающихся нефилологических направлений подготовки.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная мотивация, иностранные языки, высшая школа, обучение английскому языку, нефилологический профиль подготовки, педагогический опыт зарубежья.

Annotation. The article reveals the role of formation of stable motivation to the English language learning by future specialists of economic direction of training. Foreign experience of training of future economists of English is analyzed. Such terms as "motive", "students", "mark" are considered. We describe the necessary psycho-pedagogical conditions of formation of positive learning motivation to learn foreign languages among students of non-philological specialties.

Keywords: Psycho-pedagogical conditions, positive motivation, foreign languages, higher school, teaching students, non-philological profile of training, teaching experience abroad.

Введение. Обучение иностранным языкам в образовательных учреждениях высшего образования не может быть доступным, посильным, интересным и легким абсолютно для всех. Это связано как с индивидуально-психологическими способностями, так и со степенью мотивированности обучающихся. Данному вопросу посвящено много трудов отечественных и зарубежных учёных. Тем не менее, недостаточно внимания уделяется формированию мотивации к изучению иностранного языка обучающимися нефилологических направлений подготовки. В частности, не в полной мере раскрыты особенности формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка через нетрадиционные подходы к работе с обучающимися нефилологических направлений подготовки.

Цель данной статьи - сформулировать психолого-педагогические условия, влияющие на формирование мотивации к изучению иностранных языков у обучающихся нефилологических направлений подготовки.

Изложение основного материала статьи. Мотив (фр. motif - побудительная причина, повод) -побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [9, с. 89]. В качестве мотива выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Система и типизация мотивов глубоко изучена в работах С. Малик [12], Н. Фоминых [13].

Поскольку в данной работе мы рассматриваем работу с обучающимися образовательного учреждения высшего образования, рассмотрим определение студенчества. Л. Подоляк предлагает такое определение студенчеству как возрастной группе: «Студенчество - это молодежь, которая проходит стадию персонализации на основе целенаправленного усвоения учебных, профессиональных и социальных функций путём осознанного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками» [5, с. 23].

По мнению И. Шаповаленко «...преподаватель должен знать особенности мотивационной сферы определенного возраста, учитывать их при обучении, потому что интерес обучающихся к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, как эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в своей профессиональной деятельности» [8, с. 76].

Интерес обучающихся к изучению иностранных языков обусловливает внимание и ассоциации по сходству, смежности, контрасту, что способствует непроизвольному запоминанию. Интерес и внимание находятся в тесной взаимозависимости с количеством и сложностью материала. Слишком трудные и большие тексты ослабляют интерес к чтению; быстрая речь учителя, переполненная незнакомой лексикой и грамматическими структурами, негативно влияет на удержание внимания обучающихся. В то же время, заниженные требования и задачи, не учитывающие возможностей обучающихся, развивают безразличие и пассивность.

Как известно, студенческий возраст (18-25 лет), с точки зрения физиологии, является сенситивным периодом, т. е. наиболее благоприятным для завершения формирования психофизических и личностных качеств, т. к. именно в студенческом возрасте происходит переоценка ценностей, формирование мировоззрения, завершение процесса формирования личности под влиянием накопленного жизненного опыта [13, с. 12075].

В этот период имеющиеся интересы или меняются и уходят безвозвратно, ассоциируясь с детскими и подростковыми, или же, напротив, углубляются и сопровождают человека большую часть жизни. Период студенчества - один из последних этапов взросления, в который можно привить интерес к изучению иностранных языков, независимо от того, будет ли иностранный язык связан непосредственно с будущей

профессией, или опосредовано. В любом случае, владение одним и более иностранными языками благотворно влияет на карьерный рост и личные успехи любого специалиста.

Сформулируем психолого-педагогические условия формирования мотивации к изучению иностранных языков у обучающихся нефилологического профиля подготовки.

Центральным психологическим новообразованием студенческого возраста можно считать первоначальное самоопределение, выбор профессиональной деятельности, построение жизненных планов на будущее. У обучающихся возникает явный интерес к учебной деятельности, усиливается потребность в самостоятельном приобретении общих и профессиональных знаний, интерес к разноплановым источникам информации, усиливается познавательные интересы, которые приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Индивидуальная направленность обучающихся и избирательность интересов связана на прямую с жизненными планами на будущее [8]. Таким образом, для большинства обучающихся образовательного учреждения высшего образования одним из условий формирования мотивации является наличие очевидной связи между изучаемой дисциплиной и будущей профессией.

И. Аршавский, Б. Беляев, И. Зимняя, А. Леонтьев исследовали значимость и эффективность учёта возрастных и психологических особенностей при обучении иностранному языку. Учёные утверждают, что непременной предпосылкой и основой для эффективного обучения студентов иностранному языку является учёт психологических и возрастных особенностей данной возрастной группы. Из этого следует, что учёт психологических и возрастных особенностей поспособствует успешному овладению иностранным языком обучающихся неязыковых направлений подготовки, так как преподаватель будет подбирать учебный материал, учитывая профессиональные интересы студентов, выберет тот материал, который будет способствовать эффективному обучению, учитывать мотивационную сферу данного возраста и профессиональной направленности, что повысит уровень овладения иностранным языком не только в рамках обучения в вузе, но и в личностно-значимом плане для каждого студента.

Следующим условием формирования внутренней положительной мотивации к изучению иностранных языков является систематическое обращение к иностранному языку под влиянием внешних факторов, что благотворно влияет на формирование устойчивого интереса к языку.

Кроме того, замена приоритета внешнего контроля перед формированием сознательного отношения к изучению иностранного языка, знакомство со сферами применения иностранного языка в профессиональной деятельности.

Формирование положительного микроклимата в процессе работы с обучающимися, что осуществляется через выполнение творческих заданий, учёт индивидуальных способностей и преобладание значимости оценки перед отметкой, выражающейся в количественном эквиваленте. Это достигается в том числе, исходя из требований, интересов и устремлений обучающегося. Атмосфера сотрудничества, взаимного доверия и уважения между одногруппниками и преподавателем иностранного языка способствует формированию позитивной мотивации.

Личность преподавателя иностранного языка, работающего на нефилологических специальностях, очень важна для формирования позитивной мотивации обучающихся. Педагог должен быть образцом внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к иностранному языку и интересом к его изучению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, демонстрирующим уважение к большому количеству профессий и дисциплин.

Всё разнообразие мотивов, выявляемых в процессе психолого-педагогических исследований, учёные подразделяют на внешние (статусно-позиционные, традиционно-исторические, социально-ценностные); и внутренние (познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные и утилитарно-практические).

Как отмечает А. Каменский «...студенты неязыкового вуза довольно редко имеют положительную внешнюю мотивацию к изучению иностранного языка, не связывая свою будущую профессиональную деятельность ни со знанием иностранного языка, ни со знанием его культуры» [2]. Созданию положительной мотивации при обучении способствует такая организация учебно-педагогического процесса, при котором каждый шаг обучения является для обучающихся посильным и способствует продвижению к достижению цели, а именно овладению иноязычными речевыми навыками.

Отрицательная внешняя мотивация, по большей части, обусловлена предыдущим неудачным опытом обучающихся в изучении иностранного языка. Воздействовать на сложившееся отрицательное отношение к иностранному языку возможно путём создания положительной внутренней мотивации к обучению. При создании мотивации нужно учитывать особенности профессиональной деятельности студентов неязыковых направлений подготовки, четко сформировать принципы и цели использования иностранного языка в профессиональной деятельности [1]. Например, это может быть деловая переписка или деловые переговоры с иностранными представителями, которые повысят уровень сотрудничества, возможность межкультурного обмена, осуществление командировок за границу, участие в интернет-конференциях и онлайн-лекциях, что повысит уровень профессиональной подготовки специалиста, сделает его социально и профессионально мобильным и увеличит опыт работы с иностранными представителями. Такой специалист будет востребован и конкурентоспособен в своей профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов.

Зарубежный методист Дж. Хармер делает вывод о том, что «.у большинства обучающихся, не имеющих устойчивой внешней мотивации, отношение к иностранному языку формируется именно под воздействием внутренней мотивации. Внутренняя мотивация подвергается влиянию таких факторов, как метод обучения, условия обучения, степень успешности и посильности обучения и воздействие личности преподавателя» [11, с. 34]. Последний фактор во многом зависит от умения преподавателя находить дифференцированный подход к обучаемым, определяя для каждого соответствующий уровень трудности и посильности учебной задачи.

По мнению методиста Р. Мильруд «.негативный эффект на внутреннюю мотивацию будут иметь те виды работы и задания, которые по типу умственной деятельности не соответствуют возрастным особенностям обучаемым» [3, с. 134]. На основе осознания речевых механизмов и алгоритмов соответствующих умственных действий интуитивное владение речью наступает гораздо быстрее.

К традиционным средствам формирования мотивации отнесём оценку и отметку. Эти понятия близки по значению, но не идентичны, поскольку оценка имеет качественные характеристики, а отметка -количественные. Таким образом, оценка - это те имена прилагательные, глаголы и наречия, которые мы

можем использовать при характеристике ответа или иной деятельности обучающегося, а отметка - это количественное выражение успешности. Соответственно, обучающиеся стремятся получить хорошую отметку (высокий балл) для успешной сдачи дисциплины в течение семестра, а благоприятная оценка педагогом ответа повышает как самооценку обучающегося, так и оценку его среди сверстников.

По утверждению Т. Осадчей, важнейшим фактором мотивации обучающихся может стать оценивание их коммуникативной и межкультурной компетенции, которое помогает сформировать у них стойкую потребность получать соответствующие знания и умения для успешной коммуникации в иноязычной среде [4, с. 161].

Электронные средства обучения являются хорошим средством формирования мотивации к изучению иностранных языков. При организации подготовки и самоподготовки большую помощь оказывают такие ресурсы, как Федеральный портал «Российское образование», Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru/); портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (http://www.ict.edu.ru/) и др.

В зарубежном опыте обучения иностранным языкам зародился, а позже был перенят и отечественными педагогами метод обучения в блоге. Блог - это электронный дневник, где человек записывает свои мысли с определённой периодичностью. Блог может быть тематическим (литературным, психологическим, языковым). В качестве мотивирующего к обучению мы хотели бы представить блог учителя английского языка с 26-летним стажем Кристины Кабал "Blog de Cristina" (http://www.cristinacabal.com/). В её блоге она даёт большое количество информации о языке, структурировано и порционно. Необычным в блоге является то, что Кристина Кабал предлагает информацию не только для изучающих язык, но и для учителей английского языка, с планами уроков и необходимыми материалами методического характера. Более того, она даёт ряд советов, применяемых в деятельности педагога. Как пишет педагог, в процессе обучения важно придерживаться ряда правил, и тогда мотивация к изучению иностранного языка будет успешно сформирована. Рассмотрим эти правила [10].

1) отталкивайтесь в обучении от студента, его интересов, т.е. возьмите за основу личностно-ориентированное обучение;

2) привлекайте студентов к активным формам обучения;

3) дайте студентам возможность самореализоваться;

4) делайте занятия запоминающимися, яркими, интересными, но в то же время полезными и действительно обучающими;

5) отходите от учебника: шаблон не может стимулировать мотивацию. Студенты предпочитают смотреть на экран, а не в книгу. Именно поэтому важно использовать визуальные эффекты, карточки, инфографику, викторины и другие инновационные технологии;

6) чёткие указания способствуют формированию плана действия для студента;

7) студентам важно знать цель каждого занятия, а по окончании занятия - сделать вывод о достижении цели и обсудить дальнейшие планы;

8) важно варьировать формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные), пересаживать обучающихся в аудитории, сохранять положительный настрой в процессе работы;

9) не злоупотреблять исправлениями в процессе устного ответа - это занижает самооценку обучающегося, но неэффективно в плане изучения языка. Гораздо лучше, если педагог сделает заметки об основных ошибках, а потом разберёт их в индивидуальном порядке или в аудитории. При этом не обязательно акцентировать внимание на том, у какого конкретно студента прозвучали эти ошибки;

10) взрослых тоже надо хвалить: в письменных работах и после устного ответа. Позитивная реакция на тот или иной вид деятельности.

Кроме рассмотренных выше правил, можем отметить, что хорошим мотиватором в процессе изучения иностранных языков является понимание того, для чего изучается иностранный язык. Так, на занятиях по деловому иностранному языку обучающиеся знакомятся с лексикой и речевыми оборотами, применяемыми в деловом общении, а также учатся записывать и оформлять документы (письма, резюме, договоры и пр.) на иностранном (английском) языке. Такие задания приближают учёбу к будущей работе и наполняют процесс обучения смыслом. Чтение профессионально ориентированных текстов, содержащих лексику, применение которой возможно в профессиональной деятельности, развивает устную и письменную англоязычную речь.

Выводы. Таким образом, процесс обучения иноязычному языку обучающихся нефилологических направлений подготовки в образовательных учреждениях высшего образования необходимо рассматривать как способ передачи обучающимся профессионально-значимой информации, выработки и отработки навыков использования англоязычной речи в своей профессиональной деятельности, подготовки будущего специалиста к континуальному образованию. Важной особенностью студенческого возраста является подготовка к профессиональной карьере, то есть обучение нацелено на получение профессии в учебном заведении. Для преподавателя иностранного языка важно знать мотивы изучения данных дисциплин обучающимися и направлять их на достижение поставленной цели обучения. Педагог должен иметь совокупность теоретических идей и закономерностей по вопросам формирования потребностно-мотивационной сферы обучающегося [7, с. 18]. Анализ научных источников, учебных пособий и опыт преподавания иностранного языка, как отечественных, так и зарубежных педагогов, показывает, что развитие мотивации у обучающихся неязыковых направлений подготовки происходит более эффективно, если упражнения, задания, речевые ситуации, которые им предлагаются, являются посильными, предлагается необходимая помощь для их выполнения, применяются инновационные и информационные технологии, а также усваиваемые знания имеют непосредственную связь с дальнейшей профессиональной деятельностью.

Столкнувшись с подготовкой будущих финансистов и бухгалтеров на занятиях по иностранному языку и деловому иностранному (английскому) языку, мы пришли к выводу, что интерес обучающихся к предмету зависит от ряда факторов: 1) знание иностранного языка на базовом уровне; 2) наличие профессионально ориентированных текстов в программе обучения; 3) возможность применить полученные знания на практике (в т. ч. в процессе диалогической речи).

Для повышения мотивации обучаемых нужно учитывать тот факт, что этот процесс может осуществляться только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий, которые будут дополнять друг друга при осуществлении учебной деятельности [6, с. 776-781].

В рамках преподавания дисциплины «Деловой иностранный (английский) язык» будущим экономистам

мы исходили из того, что обучение будет эффективным при учёте интересов студентов. При подборе текстов, заданий для составления диалогов мы основывались на профессиональной направленности обучающихся. Тексты на темы, связанные с экономикой Великобритании, США и Канады, о денежных единицах мира способствовали развитию интереса к изучению языка через развитие профессионального интереса. Кроме того, обучающиеся привлекались к активным формам обучения и им предоставлялась возможность самореализоваться, что также способствовало повышению мотивации: диалоги составлялись и проигрывались обучающимися без ограничения выбора партнёра, изучение документации предприятия обучающимися, работающими по специальности, позволило сравнить теорию и реализацию её на практике. В процессе занятий соблюдалось главное условие - разнообразие средств обучения. Мы не пользовались одним учебником, а позволяли варьировать задания и средства обучения (учебник, рабочие тетради, аудиозаписи, дополнительные пособия и пр.). Это придало занятиям значимости и убедило обучающихся в практической пользе изучения дисциплины.

В связи с вышеизложенным можно утверждать, что регулярное обращение к иностранному языку, профессиональная направленность изучаемого на занятиях материала, учёт возрастных особенностей, положительный микроклимат и личность педагога, изучение иностранного языка ради знаний, а не оценки -важнейшие условия создания положительной учебной мотивации, способствующей успешному обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки.

Литература:

1. Иванова, О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Иванова Оксана Юрьевна. - М., 2005. - 245 с.

2. Каменський, О. I. Методика викладання англшсько! мови як шоземно! (англшською мовою) = Teaching English as a Foreign Language: [навч. поаб. для студ. фшол. спец.] / О. I. Каменський. - Вид. 2-ге, стереотип. - eвпаторiя : [GICH КГУ], 2011. - 213 с.

3. Мильруд, Р. П. Методика преподавания английского языка = English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов [на англ. яз.] / Р. П. Мидьруд. - М.: Дрофа, 2005. - 253 с.

4. Осадчая, Т. Ю. Оценивание межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку и культуре как важный фактор мотивации студентов: зарубежный опыт / Т. Ю. Осадчая // Вюник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. - 2012. - № 13 (248). - С. 153 - 161.

5. Подоляк, Л. Г. Психолопя вищо! школи : тдручник / Л. Г. Подоляк, I. В. Юрченко. - Вид. 2-е, виправ. i доп. - К.: Каравела, 2008. - 352 с.

6. Рыжова, Е. В. Факторный анализ эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза / Е. В. Рыжова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 776-781.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

9. Шарохина, Е. В. Педагогика: конспект лекций [Электронный ресурс] / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. - Режим доступа: http://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl72.shtm (дата обращения: 20.09.2017).

10. Cabal, Cristina How to keep your students motivated [Электронный ресурс] / Cristina Cabal. - January, 20, 2017. - Режим доступа: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/how-keep-your-students-motivated?utm_source=BC_TE_Facebook&utm_medium=social&utm_campaign=voices (дата обращения: 19.01.2018).

11. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching: New ed. / John Harmer. - London: Longman, 1991. - 252 p.

12. Mallik, Srabani Motivation as a Promoting Determinant in Second and Foreign Language Classroom: a Review / Srabani Mallik // European Journal of Foreign Language Teaching. - 2017. - Volume 2. - Issue 1. -P. 90-102.

13. Fominykh, N. Approaches to Prospective Economists Professional Foreign Language Training in Computer Orientated Language Learning Environment / N. Fominyk, O. Barsova, M. Zarudnaya, N. Kolomiytseva // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - № 11 (18). - Pp. 12067-12083.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Плотникова Ирина Ивановна

Физкультурно-оздоровительный центр (г. Иркутск), Иркутский государственный университет (г. Иркутск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный

педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика

М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат биологических наук, доцент Сухинина Ксения Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет» (г. Иркутск), физкультурно-оздоровительный центр (г. Иркутск)

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ФУТБОЛ

Аннотация. В статье описан опыт использования опережающего подхода к развивающему обучению техническим действиям в мини-футболе с использованием эффективного метода моделирования учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию у младших школьников.

Ключевые слова: модернизация образования, принцип опережающего развития, мини-футбол, начальная школа, учебная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.