Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку'

Психолого-педагогические условия формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ / INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING IN COOPERATION / ALGORITHM OF TRAINING / TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE IN SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Владимировна

Глобальная направленность информатизации всех сфер человеческой деятельности привела к повышению роли информационных процессов и постановке новых комплексных задач перед отечественной системой высшего образования. Предъявление новых требований к качеству и содержанию языкового образования породило крайнюю необходимость в разработке и интеграции новых форм и методов обучения вне зависимости от направления подготовки. Таким образом, в рамках реализации компетентностного подхода в образовании основной целью обучения стало не только формирование ряда специальных компетенций, но и способности свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, производить накопление теоретических знаний и проводить их классификацию для дальнейшего использования на практике. В свою очередь, активное расширение геополитического пространства нашей страны и установление международных контактов с представителями других культур в различных сферах: туризме, торговле, бизнесе, образовании и др. обусловили необходимость подготовки компетентных специалистов, владеющих иностранным языком на довольно высоком уровне и готовых к обработке огромных массивов информации и осуществления информационно-аналитической работы на иностранном языке. Статья посвящена проблеме формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку. В ней автор выявляет и раскрывает содержание шести психолого-педагогических условий, направленных на интенсификацию учебного процесса: (а) сформированность ИКК у студентов к моменту обучения; (б) развитие и поддержание высокого уровня мотивации студентов на всех этапах обучения; (в) использование аутентичного учебного материла; (г) использование педагогической технологии обучения в сотрудничестве; (д) использование единого комплекса упражнений; (е) использование пошагового алгоритма обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ABILITIES OF INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY AT STUDENTS OF SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

The global orientation of informatization of all spheres of human activity led to increase of a role of information processes and statement of new complex tasks before domestic system of the higher education. Presentation of new requirements to quality and the content of language education generated emergency in development and integration of new forms and methods of training regardless of the direction of preparation. Thus, within realization of competence-based approach in education a main objective of training didn’t become only formation of a number of special competences, but also abilities freely to be guided in modern information space, to make accumulation of theoretical knowledge and to carry out their classification for further use in practice. In turn, active expansion of geopolitical space of our country and establishment of the international contacts with representatives of other cultures in various spheres: tourism, trade, business, education, etc. caused need of training of the competent experts knowing a foreign language at quite high level and huge arrays of information and implementation of information and analytical work, ready to processing, in a foreign language. Article is about a problem of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language. In article author reveals and opens the maintenance of six psychology and pedagogical conditions directed on an intensification of educational process: (a) formation of foreign language communicative competence at students by the time of training; (b) development and maintenance of high level of motivation of students at all grade levels; (c) use of the authentic educational; (d) use of pedagogical technology of training in cooperation; (e) use of a uniform set of exercises; (e) use of step-by-step algorithm of training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

КАЛИНИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Высшая военная образовательная организация, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Глобальная направленность информатизации всех сфер человеческой деятельности привела к повышению роли информационных процессов и постановке новых комплексных задач перед отечественной системой высшего образования. Предъявление новых требований к качеству и содержанию языкового образования породило крайнюю необходимость в разработке и интеграции новых форм и методов обучения вне зависимости от направления подготовки. Таким образом, в рамках реализации компетентностного подхода в образовании основной целью обучения стало не только формирование ряда специальных компетенций, но и способности свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, производить накопление теоретических знаний и проводить их классификацию для дальнейшего использования на практике. В свою очередь, активное расширение геополитического пространства нашей страны и установление международных контактов с представителями других культур в различных сферах: туризме, торговле, бизнесе, образовании и др. обусловили необходимость подготовки компетентных специалистов, владеющих иностранным языком на довольно высоком уровне и готовых к обработке огромных массивов информации и осуществления информационно-аналитической работы на иностранном языке. Статья посвящена проблеме формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку. В ней автор выявляет и раскрывает содержание шести психолого-педагогических условий, направленных на интенсификацию учебного процесса: (а) сформированность ИКК у студентов к моменту обучения; (б) развитие и поддержание высокого уровня мотивации студентов на всех этапах обучения; (в) использование аутентичного учебного материла; (г) использование педагогической технологии обучения в сотрудничестве; (д) использование единого комплекса упражнений; (е) использование пошагового алгоритма обучения.

Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, психолого-педагогические условия, обучение в сотрудничестве, алгоритм обучения, обучение иностранному языку в специализированном вузе.

Проблема формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку на современном этапе становления педагогической науки является весьма актуальной, в то время как степень ее изученности носит фрагментарный характер. Анализируя опыт формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов в языковых вузах (Карпенко Е. М., Климова А. Б., Трофименко А. Е., Хрулева И. И., Шиян Т. В.) и неязыковых вузах (Астахова Л. В., Трофименко А. Е., Брановский Ю. С., Колин К. К., Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю., Кузнецов И. Н., Митра-хович О. А., Назначило Е. В., Сляднева Н. А., Со-

колов А. В., Ennis К Н., Цгеи1 A. D.), приходится констатировать, что не смотря на то, что за последнее десятилетие сложилась довольно мощная методологическая база исследований в области информационно-аналитической деятельности, до сих пор остается достаточно много нерешенных задач и неизученных аспектов. В связи с этим, видится целесообразным выявить психолого-педагогические условия формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов, соблюдение которых будет способствовать интенсификации учебного процесса и эффективности получаемых результатов.

Сформированность иноязычной коммуникативной компетенции у студентов специализиро-

T. V. KALININA

ванных вузов к моменту обучения. Реализация концепции Болонского процесса и интеграция российской системы образования в Единое Европейское Образовательное Пространство способствовали унификации образовательных стандартов и повышению роли изучения иностранного языка для установления и поддержания международных контактов. В качестве основных результативных преимуществ данного явления выделяют доступность высшего образования, растущую динамику академической мобильности студентов и преподавателей, и обеспечение трудоустройства по окончании вуза. Причем, именно последнее играет наиважнейшую роль, поскольку все программы и стандарты высшего образования ориентированы на подготовку специалиста, востребованного на современном рынке труда [1].

В рамках реализации компетентностного подхода основной целью обучения иностранному языку в языковом вузе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов: лингвистической, социолингвистической, прагматической, социокультурной, дискурсивной, компенсаторной и социальной компетенций. Основной целью обучения иностранному языку в специализированном неязыковом вузе является формирование способности у обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач профессионального характера [2]. Ведущую позицию при этом занимает реализация положений коммуникативно-когнитивного подхода к обучения ИЯ, поскольку он предполагает овладение языком как средством общения в ситуациях реальной коммуникации или максимально к ним приближенным

Учитывая специфику обучения иностранному языку в неязыковом вузе и профильную ориентацию учебного процесса, большой проблемой служит ограниченное количество часов, отведенных на иностранный язык. Вследствие этого большинство обучающихся специализированных вузов имеют невысокий уровень владения иностранным языком, на что обязательно необходимо обращать внимание [3].

В рамках данной работы следовало бы определить минимально значимый уровень владения иностранным языком для формирования умений информационно-аналитической деятельности студентов специализированных вузов. Наиболее оптимальным уровнем владения иностранным языком, на наш взгляд, является уровень В1, характеризующийся средней степенью уверенности в использовании языковых средств и грамматических конструкций, приемлемым количеством пауз и повторов

в процессе реальной коммуникации, а также самостоятельностью в проявлении инициативы для установления контактов с другими людьми. Уровень владения ИЯ В1 позволяет обучающемуся уверенно чувствовать себя в большинстве ситуаций общения, возникающих в повседневной жизни, общаться на профессиональные темы, высказывать и аргументировать свое мнение, делать логические выводы.

При этом, стоит отметить, что если уровень владения ИЯ у студентов будет ниже уровня В1 по общеевропейской шкале СЕБЯ [4], то это будет вызывать дополнительные трудности у обучающихся, поскольку они не будут способны в полной мере воспринимать иноязычную речь, формулировать и ясно излагать свои мысли, а следовательно, и формировать умения информационно-аналитической деятельности на иностранном языке.

Развитие и поддержание высокого уровня мотивации студентов на всех этапах обучения. Отмечая необходимость изучения иностранного языка в неязыковом вузе, многие преподаватели сталкиваются с низким уровнем мотивации обучающихся.

Статистический анализ показывает, что большинство обучающихся изучают иностранный язык, поскольку считают его интересным и необходимым для установления и поддержания международных контактов с представителями других культур, а также осознают его важность при устройстве на престижную работу. Больше всего антимотивов к изучению иностранного языка (использование неактуального учебного материала, несовпадение темпа подачи учебного материала и скорости его усвоения обучающимися и др.) возникает в процессе учебной деятельности, которая целиком и полностью должна осуществляться под тщательным мониторингом со стороны преподавателя. Таким образом, рассматривая явление учебной мотивации как психологический процесс, необходимо выделить основные стратегии по развитию и поддержанию уровня мотивации при формировании умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов при обучении иностранному языку.

Во-первых, преподаватель должен осознавать, что процесс обучения иностранному языку - это, прежде всего, культура общения между педагогом и обучающимися. Создание дружеской психологической атмосферы на занятиях по иностранному языку будет способствовать формированию доверительных отношений между субъектами обучения.

Во-вторых, в процессе обучения иностранному языку, преподаватель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности и потребности обу-

чающихся в познавательной деятельности. Так, залогом успешной познавательной деятельности служит такой подход, при котором цель обучения совпадает с интересами самих обучающихся. В соответствии с этим преподавателю необходимо производить отбор учебного материала для создания проблемных ситуаций в процессе обучения.

В-третьих, преподаватель должен вербальными и невербальными способами подталкивать обучающихся к осуществлению самостоятельной деятельности. Причем уровень самостоятельности будет определяться самими обучающимися во время их обращения к личному опыту и анализу жизненных ситуаций.

В-четвертых, развитию и поддержанию высокого уровня мотивации будет способствовать нетрадиционная подача учебного материала, поскольку все новое и неизведанное, а тем более вызывающее интерес у обучающихся будет привлекать их внимание. Так, в процессе обучения иностранному языку преподаватель может использовать разные методы обучения: метод мозгового штурма, кейс-метод, игровые методы и т. д.

В-пятых, обучающимся необходимо предоставить возможность самостоятельной оценки своей деятельности, а преподавателю иногда и вообще отказаться от критической оценки, поскольку это будет способствовать формированию способности обучающихся к проведению рефлексивной деятельности.

Таким образом, наиболее оптимальным способом повышения и поддержания уровня мотивации в процессе обучения будет совместная учебно-познавательная деятельность, которая основывается на учете возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Причем стоит отметить, что рост мотивации крайне важен на всех этапах обучения: от постановки учебной цели до проведения оценочно-результативной деятельности [5].

Использование аутентичного учебного материла. Главной особенностью аутентичного учебного материала при обучении иностранному языку является передача социокультурного фона через употребление лингвокультуроведческих единиц и безэквивалентной лексики. Многие исследователи занимались проблемой выявления и классификации лингвокультуроведечких единиц по тематическому наполнению (Верещагин Е. В., Костомаров В. Г., Томахин Г. Д., КгеЬ Е. Б.). Однако, наиболее удачной, на наш взгляд, является классификация лин-гвокультуроведческих единиц, предложенная П. В. Сысоевым и М. Н. Евстигнеевым, в которой авторы выделяют восемь типов лингвокультуроведческих единиц (географический, религиозный, историче-

ский, социально-ориентированный, этнографический, искусствоведческий, общественно-политический и научно-технический) и подробно описывают их содержание. Использование лексики, имеющей культурно-историческую коннотацию, позволяет погрузиться в национальную культуру страны изучаемого языка и по возможности овладеть ее исторически-обусловленными культурными реалиями и традициями [6].

Актуальность использования аутентичных материалов при обучении иностранному языку оправдано, прежде всего, их функциональностью, а именно ориентацией на использование в реальной коммуникации и приобщение к культурному наследию изучаемого языка. Кроме того, использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку способствует эффективному обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, поскольку позволяет имитировать естественно-коммуникативные ситуации общения.

Однако необходимо отметить, что аутентичные учебные материалы могут вызывать трудности у студентов на начальном этапе изучения иностранного языка, поскольку такие материалы отличаются более сложной лексикой и подходят для обучения на среднем или продвинутом уровнях. Обучение иностранному языку с помощью аутентичных учебных материалов способствует повышению уровня мотивации и стимулирует участников коммуникативного процесса к обыгрыванию определенных социальных ролей для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.

В процессе формирования умений информационно-аналитической деятельности использование аутентичных учебных материалов будет способствовать:

- обучению естественному языку, на котором говорят носители языка;

- формированию адекватных представлений о культуре страны изучаемого языка;

- получению значимой информации, удовлетворяющей интересы и потребности обучающихся;

- формированию умений представлять свою страну на международной арене в рамках диалога культур;

формированию эмоциональной и речевой реакции с учетом межкультурных различий [7].

Использование педагогической технологии обучения в сотрудничестве. Сущность данной педагогической технологии заключается в способности преподавателя иностранного языка создавать условия для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно извлекать информацию из различных источников, осознавать важность ее использования

Т. V. кльшшл

на практике, формировать речевые умения при взаимодействии друг с другом, формировать исследовательские умения (поиск и отбор информации, анализ информации, построение гипотез, проведение эксперимента и т. д.), и, таким образом, развивать системное мышление (Johnson D. W., Johnson R., Slavin R. E., Totten S., Sills T., Digby A., Russ P.).

Из явных преимуществ использования педагогической технологии обучения в сотрудничестве стоит, прежде всего, отметить, что в центре внимания при таком подходе стоит сам обучающийся с его интересами, потребностями и мотивами, что способствует эффективному развитию его творческих способностей. Процесс обучения выстраивается таким образом, что для обучающегося интересна логика осуществления деятельности при достижении поставленной цели. Кроме этого, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности, такие как темп усвоения материала, и давать возможность обучающемуся самому выбирать темп и логику познавательной деятельности. Главной особенностью применения такой технологии является обращение обучающегося к личному опыту и

использованию усвоенных знаний на практике в ситуациях реального общения [8].

Последовательность выполнения действий сводится к следующему: преподаватель предлагает на выбор обучающимся несколько актуальных тем, обсуждает их вместе с обучающимися. Обучающиеся обсуждают предлагаемые преподавателем темы или предлагают свои собственные. Далее происходит деление на группы. Причем деление на группы должно осуществляться таким образом, чтобы в каждой группе были обучающиеся с разным уровнем подготовки. Далее преподаватель совместно с обучающимися выделяет несколько подтем в рамках одной темы и распределяет их между группами. Следующий этап заключается в осуществлении поисковой деятельности - поиск и оценка информации по определенной подтеме; обучающиеся в группах и/или индивидуально обсуждают тот или иной способ решения проблемы и находят общее решение, оформляют результаты. На следующем этапе проводится презентация проекта и его оценка преподавателем и обучающимися (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм реализации педагогической технологии обучения в сотрудничестве

Принимая во внимание тот факт, что проектная деятельность в зависимости от уровня сложности материала может занимать достаточно много времени, целесообразней проводить ее во внеаудиторное время. Также необходимо иметь в виду, что как только поставленная задача решена, сразу появляются новые, требующие дальнейшего исследования, что в свою очередь предполагает вариативность сценариев обучения, которые зачастую вырабаты-

ваются спонтанно, хотя преподаватель должен предвидеть все возможные отклонения.

Использование комплекса упражнений, направленного на формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов при обучении ИЯ. Эффективность получаемых результатов по окончании обучения во многом зависит от использования единого комплекса упражнений, на-

правленного на достижение определенной цели, в нашем случае - на формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов при обучении иностранному языку.

Под комплексом упражнений понимается совокупность различных видов учебных заданий, выполняемых в определенной последовательности и в том объеме, которого будет достаточно обучающимся для овладения технологиями проведения информационно-аналитической деятельности на иностранном языке [9].

Исходя из этого, для достижения основной цели в рамках данной работы должен быть разработан комплекс упражнений, направленный на формирование умений информационно-аналитической деятельности студентов специализированных вузов при обучении иностранному языку, а именно на:

- поиск информации на иностранном языке (определение области поиска, конкретизация сегмента области поиска, формулирование и перефор-мутирование запроса поиска);

- оценку информации (определение достоверности, значимости, объективности, новизны, приоритетности и полноты информации);

- интерпретацию информации (определение цели информационного сообщения, раскрытие подтекста, объяснение информации);

- анализ информации (сопоставление, сравнение, классификация, систематизация, ранжирование, выявление причинно-следственных связей, выделение главной и второстепенной информации, обобщение, формулирование выводов);

- форматирование информации (составление аналитических документов: планы, графики, резюме, записки, аннотации; редактирование текста, составление нового текста, подготовка презентации);

- хранение и передачу информации (разработка информационных архивов и каталогизация информации, подготовка информационных сообщений к передаче по различным каналам).

На практике данная типология упражнений, направленных на формирование умений информационно-аналитической деятельности обучающихся, может использоваться и в смешанном виде. Так, например, при выявлении недостатков в действующем законодательстве и контроль юридической грамотности будут одновременно задействованы упражнения на поиск, интерпретацию, анализ и форматирование информации.

Использование пошагового алгоритма обучения. Результативность учебного процесса во многом зависит от организации его проведения. С педагогической точки зрения учебный процесс - это

двунаправленное динамическое образование, которое включает в себя два таких обширных массива, как обучающая деятельность преподавателя и учебная деятельность обучающихся (Краевский В. В., Подласый И. П., Сластенин В. А., Хуторской А. В.).

Таким образом, учебный процесс необходимо выстраивать на основе алгоритма обучения, который предусматривает его пошаговое исполнение. Прежде всего, необходимо отметить, что алгоритм обучения должен включать такие этапы, как установка на процесс обучения, непосредственно сам учебный процесс и анализ учебных результатов.

Необходимость пошагового планирования учебного процесса объясняется тем, что во многих случаях отсутствие подобного алгоритма обучения, либо отклонение от него способствует формированию ложных стереотипов в отношении культурных реалий изучаемого языка. Так, например, в методике обучения иностранному языку известны случаи, когда обучающимся в рамках самостоятельной исследовательской деятельности было предложено подготовить доклады на социально-значимые темы, они находили информацию пропагандистского и экстремистского характера, и выдавали эту информацию на занятиях по иностранному языку как единственно верную. Также большой резонанс получают случаи при реализации телекоммуникационных проектов, когда обучающиеся ведут переписку с носителями языка, но зачастую неадекватное использование языковых средств и игнорирование норм изучаемого языка приводит к построению ложных стереотипов и формированию антимотивации к дальнейшему его изучению [10; 11].

Учет выделенных психолого-педагогических условий в процессе обучения позволит в итоге получить компетентного специалиста, готового к осуществлению иноязычного общения и проведению информационно-аналитической деятельности на иностранном языке.

Литература

1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Мыльцева Н. А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.

3. Поляков О. Г. Цели профильно-ориентированного обучения иностранному языку в вузе. Опыт формулирования // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 3-7.

4. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: CUP, 2001.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2001.

T. V. KALININA

6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Типологизация лингвокультуроведческих единиц: поликультурный подход (на материале культуроведения США) // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 5. С. 30-41.

7. Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 6-9.

8. Полат Е. С. Метод проектов на уроке иностранно языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. С. 3-9.

9. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007.

10. Fischer G. E-mail in foreign language teaching. Towards the creation of virtual classrooms. Tübingen, Germany: Stauffenburg Medien, 1998.

11. Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003. № 2. P. 29-35.

References

1. Bolotov V. А., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme // Pedagogika. 2003. № 10. S. 8-14.

2. Myl'tseva N. А. Sistema yazykovogo obrazovaniya v neyazykovykh spetsializirovannykh vuzakh (na materiale anglijskogo yazyka): avtoref. dis. ... dok-ra ped. nauk. M., 2008. 42 s.

3. Polyakov O. G. Tseli profil'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Opyt formulirovaniya // Inostrannye yazyki v shkole. 2008. № 1. S. 3-7.

4. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: CUP, 2001.

5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. M.: Logos, 2001. 384 s.

6. Sysoev P. V., Yevstigneyev M. N. Tipologizatsiya lingvokul'turovedcheskikh yedinits: polikul'turnyj podkhod (na materiale kul'turovedeniya SShA) // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2008. № 5. S. 30-41.

7. Nosonovich Ye. V., Mil'rud R. P. Parametry au-tentichnogo uchebnogo teksta // Inostrannye yazyki v shkole. 1999. № 1. s. 6-9.

8. Polat Ye. S. Metod proyektov na uroke inostran-nogo yazyka // Inostrannye yazyki v shkole. 2000. № 3. s. 3-9.

9. Khutorskoj A. V. Sovremennaya didaktika: ucheb. posobiye. 2-ye izd., pererab. M.: Vysshaya shkola, 2007.

10. Fischer G. E-mail in foreign language teaching. Towards the creation of virtual classrooms. Tübingen, Germany: Stauffenburg Medien, 1998. 205 p.

11. Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003. № 2. p. 29-35.

* * *

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ABILITIES OF INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY

AT STUDENTS OF SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

KALININA TATYANA VLADIMIROVNA The Highest Military Educational Organization, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The global orientation of informatization of all spheres of human activity led to increase of a role of information processes and statement of new complex tasks before domestic system of the higher education. Presentation of new requirements to quality and the content of language education generated emergency in development and integration of new forms and methods of training regardless of the direction of preparation. Thus, within realization of competence-based approach in education a main objective of training didn't become only formation of a number of special competences, but also abilities freely to be guided in modern information space, to make accumulation of theoretical knowledge and to carry out their classification for further use in practice. In turn, active expansion of geopolitical space of our country and establishment of the international contacts with representatives of other cultures in various spheres: tourism, trade, business, education, etc. caused need of training of the competent experts knowing a foreign language at quite high level and huge arrays of information and implementation of information and analytical work, ready to processing, in a foreign language. Article is about a problem of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language. In article author reveals and opens the maintenance of six psychology and pedagogical conditions directed on an intensification of educational process: (a) formation of foreign language communicative competence at students by the time of training; (b) development and maintenance of high level of motivation of students at all grade levels; (c) use of the authentic educational; (d) use of pedagogical technology of training in cooperation; (e) use of a uniform set of exercises; (e) use of step-by-step algorithm of training.

Key words: information and analytical activity, psychology and pedagogical conditions, training in cooperation, algorithm of training, training of foreign language in specialized higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.