Научная статья на тему 'Методическая модель формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку'

Методическая модель формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / MODELING METHOD / METHODICAL MODEL OF TRAINING / INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY / TRAINING IN FOREIGN LANGUAGE IN SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTION / CONTENT OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Владимировна

На сегодняшний день владение иностранным языком рассматривается как ключевое требование, предъявляемое к компетентному специалисту, востребованному на рынке труда. В связи с этим, иностранный язык используется в качестве средства повышения квалификации и саморазвития в рамках определенного направления подготовки и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, иностранный язык изучается на межпредметном уровне и получает статус «языка специальности», учитывая профессиональную направленность подготовки. В соответствии с этим, изменяется и цель обучения иностранному языку, которая в новом свете должна быть направлена на формирование способности к иноязычному общению на профессиональные темы в современном поликультурном обществе, т. е. акцент ставится на профессионально-деловой составляющей иноязычного общения специалиста в рамках формирования профессиональной компетенции. Анализ современных нормативных документов, регулирующих положения концепции информатизации отечественной системы образования, а также современной методической литературы позволяет говорить, с одной стороны, о необходимости формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку как одной из основных целей обучения в неязыковом вузе, а, с другой стороны, об отсутствии или недостаточной разработанности содержания и соответствующей методики обучения. Статья посвящена проблеме разработки методической модели формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку. В ней автор освещает актуальность проблемы, уточняет определение методической модели обучения, описывает ее основные компоненты: целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный блоки, и раскрывает их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL MODEL OF FORMATION OF ABILITIES OF INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY AT STUDENTS OF SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

Today foreign language skills are the key requirement imposed to the competent expert demanded at the labor market. In this regard, the foreign language acts as means of professional development and self-development within a certain direction of preparation and future professional activity. Thus, people learn the foreign language at the intersubject level and receive the status of «specialty language», considering a professional orientation of preparation. According to it, the purpose of training in a foreign language which in a new light directs on formation of ability to foreign-language communication on professional subjects in modern polycultural society also changes, i.e. there is the accent on a professional and business component of foreign-language communication of the expert within formation of professional competence. The analysis of the modern normative documents regulating provisions of the concept of informatization of a domestic education system and also modern methodical literature allows to speak, on the one hand, about need of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language as one of main objectives of training in non-language higher education institution, and, on the other hand, about absence or an insufficient readiness of the contents and the corresponding technique of training. Article is about a problem of development of methodical model of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language. In it the author lights relevance of a problem, specifies definition of methodical model of training, describes its main components: target, theoretical, technological and estimated and productive blocks, their contents also opens.

Текст научной работы на тему «Методическая модель формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

КАЛИНИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Высшая военная образовательная организация, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

На сегодняшний день владение иностранным языком рассматривается как ключевое требование, предъявляемое к компетентному специалисту, востребованному на рынке труда. В связи с этим, иностранный язык используется в качестве средства повышения квалификации и саморазвития в рамках определенного направления подготовки и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, иностранный язык изучается на межпредметном уровне и получает статус «языка специальности», учитывая профессиональную направленность подготовки. В соответствии с этим, изменяется и цель обучения иностранному языку, которая в новом свете должна быть направлена на формирование способности к иноязычному общению на профессиональные темы в современном поликультурном обществе, т. е. акцент ставится на профессионально-деловой составляющей иноязычного общения специалиста в рамках формирования профессиональной компетенции. Анализ современных нормативных документов, регулирующих положения концепции информатизации отечественной системы образования, а также современной методической литературы позволяет говорить, с одной стороны, о необходимости формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку как одной из основных целей обучения в неязыковом вузе, а, с другой стороны, об отсутствии или недостаточной разработанности содержания и соответствующей методики обучения. Статья посвящена проблеме разработки методической модели формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку. В ней автор освещает актуальность проблемы, уточняет определение методической модели обучения, описывает ее основные компоненты: целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный блоки, и раскрывает их содержание.

Ключевые слова: метод моделирования, методическая модель обучения, информационно-аналитическая деятельность, обучение иностранному языку в специализированном вузе, содержание обучения.

Формирование умений информационно -аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку рассматривается как целостный педагогический процесс, обуславливающий взаимодействие большого количества его структурных компонентов при относительной их автономности, направленных на достижение единой учебной цели. Именно целостность, как сущностная характеристика педагогического процесса обучения, обеспечивает эффективность получения прогнозируемых результатов обучения и их прикладной характер.

Моделирование, как метод, довольно активно используется в педагогических исследованиях, поскольку позволяет объединять эмпирическую и теоретическую составляющие с последующей их апробацией в ходе научного эксперимента. Продуктом моделирования является методическая

модель, непосредственно связанная с выдвигаемыми научными абстракциями, позволяющая получать всю необходимую информацию как об объекте обучения, так и о педагогическом процессе на всех этапах его проведения [1].

Учитывая явные преимущества этого метода, в данной работе под моделированием понимается процесс исследования определенного явления или объекта посредством построения и описания соответствующих моделей, которым присущи следующие функции: нормативная функция, ориентированная на воспроизведение сущностных характеристик объекта обучения, занимает промежуточное звено между научно-познавательной и практи-ко-преобразующей деятельностью; дескриптивная функция, позволяющая использовать модель как источник получения информации об объекте обучения; прогностическая функция, направленная на

возможность преобразования модели обучения и отдельных ее компонентов с целью управления педагогическим процессом [2].

При разработке методической модели формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку, необходимо учитывать тот факт, что объект обучения - это многогранная категория, в то время как субъекта обучения, как правило, интересует определенная сторона этого объекта. В связи с этим степень отражения объекта обучения в методической модели будет соотноситься с основной целью обучения. Следовательно, в данной работе, разрабатывая методическую модель обучения, мы не претендуем на комплексное решение проблемы исследования, а предлагаем один из возможных и наиболее оптимальных способов ее решения.

Основной целью разработанной методической модели выступает формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку.

В рамках данной работы необходимо подробно остановиться на дидактических и методических принципах, наиболее актуальных для решения вопроса формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку.

Принцип последовательности и систематичности предполагает логическое построение учебного процесса. Прежде всего, учебный процесс должен быть хорошо спланирован, учебный материал должен отбираться в соответствии с разработанным планом, разбиваться на модули, по каждому модулю должны выделяться основные идеи и терминология. Для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным, необходимо использовать яркую фактическую информацию в сочетании с ее эмоциональным преподнесением, направленным на закрепление учебного материала.

Принцип адаптивности в процессе обучения играет огромнейшую роль, поскольку в зависимости от уровня развития обучающегося необходимо производить отбор методов, средств, организационных форм и содержания обучения. Одной из тенденций современной педагогической науки стала подстройка процесса обучения под личность обучающегося. Как правило, это подбор заданий репродуктивного и продуктивного характера, позволяющих обучающемуся самостоятельно творчески решать поставленные задачи и определять для

себя уровень сложности, а в некоторых случаях и последовательность действий.

Принцип посильности и доступности предполагает обеспечение соответствий между новым учебным материалом и уже имеющимися у обучающихся знаниями и их индивидуальными особенностями. Преподаватель должен иметь в виду, что учебный материал не должен быть слишком легким для усвоения, а наоборот вызывать интерес к процессу познания и решению трудностей на пути к получению знаний. Более того, преподаватель должен мотивировать обучающихся к проведению самостоятельной исследовательской деятельности, тем самым формируя у них умения поиска необходимой информации.

Принцип избыточности направлен на удовлетворение познавательных потребностей обучающегося в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей развития. Предлагая учебный материал для обучения, необходимо учитывать степень и скорость его усвоения и, вследствие этого, иметь дополнительный материал для углубленного изучения определенной темы.

Принцип прочности предполагает фундаментальное усвоение знаний у обучающихся для последующего их применения на практике. Интеграция данного принципа в педагогике позволяет формировать у обучающегося способность к воспроизведению изученного материала и решению профессиональных задач. Однако данная способность зависит напрямую от памяти обучающегося, которую необходимо развивать.

Принцип обратной связи позволяет обучающемуся на всех этапах учебного процесса обращаться за консультацией или советом как к другим участникам учебного процесса, так и к преподавателю. Особенно важно проведение общих дискуссий, в ходе которых обучающиеся могут обсудить свое видение решения поставленной учебной задачи, а также способы их решения и потенциальные ошибки. Роль преподавателя при таком обучении сводится к роли советника, который проводит промежуточный и итоговый контроль, при этом, как исправляя ошибки во время процесса обучения, так и после его окончания.

Принцип наглядности направлен на повышение эффективности процесса обучения за счет привлечения наглядных средств. Таким образом, обогащая чувственно познавательный опыт обучающихся, преподаватель формирует способность овладения абстрактными понятиями, недоступными для прямого восприятия. Обучение строится на конкретных образах и предполагает использование различных форм наглядности, таких как языковая

Т. V. КАЫМКА

наглядность (речевые образцы), зрительная (иллюстрации, фото- и видеоматериалы), слуховая наглядность (аудиоматериалы).

Принцип сознательности и активности направлен на развитие и поддержание активности обучающихся в процессе обучения. Как правило, источником активности являются мотивы и потребности обучающихся. Следование принципу сознательности и активности способствует формированию положительного отношения к объекту обучения, а следовательно, и заинтересованности обучающихся в познании. Также степень сознательности выражается и в осуществлении самостоятельной деятельности, поскольку чем больше обучающийся вовлечен в самостоятельную деятельность, тем сознательнее и прочнее знания, которые он получает во время учебного процесса [3].

Принцип коммуникативной направленности реализуется непосредственно в ситуациях реальной коммуникации или максимально к ним приближенных. Следование принципу коммуникативной направленности определяет структуру учебного процесса, предполагающего одновременное овладение ИЯ и как средством общения, и как средством достижения цели обучения. При актуализации данного принципа учебный процесс рассматривается как направленность на решение коммуникативных задач на иностранном языке [4].

Принцип профессиональной направленности предполагает организацию педагогического процесса обучения в соответствии с формированием профессионально-значимой мотивационной сферы деятельности. Таким образом, в процессе обучения лежит идея формирования профессиональной направленности личности, а также способности и готовности к осуществлению будущей профессии [5].

Принцип ситуативно-тематической представленности учебного материала играет важную роль при обучении ИЯ, поскольку формирование творческой личности напрямую зависит от способности преподавателя отбирать тематический материал и создавать коммуникативные ситуации проблемного характера. Такой подход к обучению ИЯ позволяет развивать и поддерживать высокий уровень мотивации у обучающихся, так как они самостоятельно моделируют учебный процесс и занимаются поиском решения поставленных коммуникативных задач.

Анализируя вышеуказанные дидактические и методические принципы обучения, необходимо отметить их явную взаимосвязь, что опять же подтверждает единство их реализации в рамках методической модели обучения и целостность педагогического процесса. Однако, в то же время, видит-

ся целесообразным выделить их последовательность в процессе обучения. Так, например, принципы адаптивности, избыточности, наглядности, ситуативно-тематической представленности учебного материала, принцип профессиональной направленности задействованы при отборе учебного материала, принципы обратной связи и коммуникативности - при непосредственном общении с участниками учебного процесса, а принцип последовательности и систематичности, прочности, сознательности и активности - при разработке методики формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку.

Система методов формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку является автономным компонентом методической модели обучения и может быть представлена группами аналитических, интерактивных, информационно-репродуктивных, информационно-продуктивных, креативных, проектных методов, а также методами контроля.

Процесс формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку напрямую зависит от соблюдения ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность достижения поставленной учебной цели. К таким условиям относятся: (а) сформированность ИКК у студентов к моменту обучения; (б) поддержание уровня мотивации студентов на всех этапах обучения; (в) использование аутентичного учебного материла; (г) использование технологии обучения в сотрудничестве; (д) использование комплекса упражнений, направленного на формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов при обучении ИЯ; (е) использование пошагового алгоритма обучения.

Важным компонентом методической системы обучения, определяющим ее направленность, является содержание обучения, что представляет собой совокупность учебного материала, который должен быть усвоен студентами в процессе обучения. В данной работе содержание обучения по формированию умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку разрабатывалось на основе рабочей программы по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» для специализированных вузов на

2013-2014 гг. Инвариантную часть содержания обучения составляют фундаментальные исследования по теории ИАД: информационное пространство и информационное общество; характеристики информации, ее классификации и источники; специфика ИАД; управление в информационном пространстве; информационная политика РФ; информационная безопасность; аналитическая разведка, разновидности и функции [6; 7; 8; 9; 10].

Вариативная часть содержания обучения представлена следующим тематическим наполнением:

Тема 1. Человек и общество: профессиональная деятельность человека; трудоустройство и проблема занятости населения; уровень жизни; социальные взаимоотношения; социальная политика государства; социальный протест; общественные организации; актуальные социальные явления и проблемы.

Тема 2. Транспорт, туризм, таможня: основные средства транспорта, их оборудование, типичные ситуации, возникающие во время поездки на транспортных средствах, транспортные проблемы; правила дорожного движения; современные виды туризма; таможенные правила, прохождение паспортного и таможенного контроля.

Тема 3. Проблемы окружающей среды: изменение климата; загрязнение окружающей среды; меры по решению проблем окружающей среды.

Тема 4. Современные средства связи: современные устройства, формы и форматы коммуникации, коммуникационные платформы; пользование Интернетом.

Тема 5. Физическая и экономическая география страны (региона) изучаемого языка: географическое положение и территория, административное деление, наиболее важные регионы и наиболее развитые отрасли промышленности и сельского хозяйства, крупнейшие промышленные предприятия; современные экономические проблемы; демографический и этнический состав населения.

Тема 6. Краткие сведения из истории страны (региона) изучаемого языка: важные этапы исторического развития, важнейшие исторические события и имена выдающихся исторических личностей.

Тема 7. Культура, религия и национальный характер страны (региона) изучаемого языка: важнейшие явления культуры и искусства; основные конфессии страны (региона), роль церкви в жизни страны (региона); основные черты национального характера жителей, особенности быта, нравов и обычаев; нормы поведения.

Тема 8. Государственное устройство, избирательная система, политические партии и общественные организации страны (региона) изучаемого языка: система органов государственной власти; ведущие государственные и политические деятели, основные политические партии и их платформы, основные общественные организации.

Тема 9. Средства массовой информации страны (региона) изучаемого языка: основные газеты и журналы, электронные средства массовой информации, их политическая направленность.

Тема 10. Правоохранительные органы и судебная система страны (региона) изучаемого языка, преступность: система правоохранительных органов, их роль в обеспечении национальной безопасности; судебные органы; виды преступлений и правонарушений, система наказания.

Тема 11. Специальные службы страны (региона) изучаемого языка: разведывательные и контрразведывательные органы, основные направления их деятельности, формы и методы работы.

Тема 12. Вооруженные силы страны (региона) изучаемого языка: общая характеристика вооруженных сил, основных видов вооружения и техники; воинские звания; участие страны изучаемого языка в военных конфликтах.

Тема 13. Страна (регион) изучаемого языка в мировом сообществе: роль страны (региона) изучаемого языка в мировом сообществе, основные направления ее внешней политики, отношение к международным и региональным проблемам, участие в международных организациях и форумах, характер отношений с другими странами, в том числе с Российской Федерацией; визиты, переговоры, заключение договоров и соглашений, международное сотрудничество в области безопасности.

Тема 14. Важнейшие современные политические события в России и мире, актуальные проблемы международных отношений: важные события в мире и позиция России; очаги международной напряженности; деятельность международных организаций и структур, в том числе в области безопасности, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО; внутриполитическая ситуация в России.

Тема 15. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации: основные факторы, формирующие современные угрозы безопасности Российской Федерации, их перечень (в пределах компетенций органов безопасности России), специальная терминология и основные речевые обороты по теме.

Т. V. КАЫММА

Тема 16. Основные направления деятельности органов безопасности по противодействию угрозам безопасности: основные направления и содержание борьбы органов безопасности с разведывательно-подрывной деятельностью

специальных служб и организаций иностранных

государств, организованной трансграничной преступностью и международным терроризмом и экстремизмом, в том числе в рамках международного межведомственного правоохранительного сотрудничества, специальная терминология и основные речевые обороты по теме.

Современные требования ФГОС НПО к подготовке специалистов и области ип ф орм а нио п по-аналитической деятельности в условиях информатизации современного общества

V

Социальный заказ на подготовку специалистов, способных осуществлять информационно-аналитическую деятельность на ИЯ

Л/""

Противоречия между необходимостью формирования информационно -аналитических умений у студентов в специализированных вузах и pea 1.1 i.iii'-u соответствую щей методики на практике

т ЦЕЛЕВОЙ БЛОК *

Цель: формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов

специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку >-;-^^-;--

' ТЕОРЕТИЧЕСКИМ БЛОК

Подходы: компетентностный, системный, личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный Принципы: дидактические: пришшп последовательности и систематичности, принцип адаптивности, принцип посильности и доступности, принцип избыточности, принцип прочности, принцип обратной связи, принцип наглядности, принцип сознательности и активности

методические: принцип коммуникативной направленности, принцип профессиональной направленности, принцип ситуативно-тематической представленности учебного материала

/ ^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК * \

Психолого-педагогические условия: (а) сформированное^ ИКК у обучающихся к моменту обучения; (б) поддержание уровня моти нации студентов г га всех гтапах обучения; (в) использование аутентичного учебно!материла; (г) использование технологии обучения В сотрудничестве; (д) использование комплекса упражнений, направленного на формирование умений информационно-аналитической деятельности у студентов спец. вузов при обучении ИЯ; (д) использование пошагового алгоршма обучения

Методы обучения:

> аналитический;

> интерактивный; У информационно-

репродуктивный ;

г- информационно-продуктивный: крса'1 ивный, У проектный;

> контроль

Формы обучения:

> аудиторная (индивидуальные и групповые формы обучения);

> внеаудиторная (самостоятельная деятельность)

Средства обучения:

УМК;

СМИ;

авторские

разработки

(раздаточный

материал)

Содержание обучения; ипвариаитная часть: основные положения по теории ИАД

вариатиеиан часть:

тематическое содержание учебной программы для студентов

специализированных вузов

демонстрационный; шаг

Алгор там обучен un :

1 этап: подготовительный (niai 1: ознакомительный; niai обеспечение информационной безопасности);

2 этап: процессуальный (шаг 4: определение объекта анализа; шаг 5; сбор и оценка информации, шаг 6: построение рабочей гипотезы; шаг 7: проведение анализа; шаг 8: формулирование выводов), S этап: заключительный (шаг презентация результатов; niai 10: дискуссионный; шаг 11: рефлексивный)

+ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК *

Компоненты информационно-аналитической компетентности

аксиологический, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный Критерии оценки: (а) осознание потребности в осуществлении ИЛД; (б) наличие теоретических знаний в области ИАД; (в) адекватность использования знаний в области ИАД на практике; (г) получение и распространение опыта в области ИЛД, (д) способность к рефлексии. Результат: сформированное™, умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку

Уровни сформированное»!!! умений ИАД у студентов спец. вузов

нулевой

НИЗКИЙ

средним

ВЫСОКИ!!

уровень аналитика

Рис. 1. Методическая модель формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку

Тема 17. Практический курс перевода и реферирования: основные понятия теории перевода; предпереводческий анализ текста; основные переводческие трансформации; грамматические и лексические трудности; правила составления реферата; смысловая структура текста.

Организация процесса обучения по формированию умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку будет осуществляться на основе алгоритма обучения, представленного тремя этапами и одиннадцатью шагами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе структуры информационно-аналитической компетентности, представленной аксиологическим, когнитивным, деятельностным, коммуникативным и рефлексивным компонентами были выделены критерии оценки умений информационно-аналитической деятельности студентов специализированных вузов: (а) осознание потребности в осуществлении ИАД; (б) наличие теоретических знаний в области ИАД; (в) адекватность использования знаний в области ИАД на практике; (г) получение и распространение опыта в области ИАД; (д) способность к рефлексии.

Сформированность умений информационно-аналитической деятельности как результат в данной работе рассматривается в качестве уровневой категории и предполагает выделение пяти последовательных уровней: нулевой, низкий, средний, высокий и уровень аналитика.

Схематично методическую модель формирования умений информационно-аналитической деятельности у студентов специализированных вузов в процессе обучения иностранному языку можно представить в виде схемы (рис. 1).

Литература

1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.

2. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.

3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.

5. Махмутов М. И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы педагогики. 1984. № 4. С. 30-36.

6. Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе М.: ООО «Издательство Яуза», 2001.

7. Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: РУСАКИ, 2004.

8. Назначило Е. В. Развитие информационно-аналитической компетентности преподавателя в процессе непрерывного педагогического образования. ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук, Магнитогорск. 2003.

9. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Ин-форм. ресурсы России. 2001. № 2. С. 14-21.

10. Трофименко А. Е. Методика развития информационно-аналитических компетенций студентов в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 89-101.

References

1. Dakhin А. N. Pedagogicheskoye modelirovaniye: monografiya. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2005.

2. Zagvyazinskij V. I. Metodologiya i metodika did-akticheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1982.

3. Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posobiye dlya vuzov. M.: VLАDOS-press, 2004.

4. Passov Ye. I. Kommunikativnyj metod obucheni-ya inoyazychnomu govoreniyu. M.: Prosvesh-cheniye, 1991.

5. Makhmutov M. I. Printsip problemnosti v obuchenii // Voprosy pedagogiki. 1984. № 4. S. 30-36.

6. Kuznetsov I. N. Informatsiya: sbor, zashchita, an-aliz. Uchebnik po informatsionno-analiticheskoj rabote M.: OOO «Izdatel'stvo Yauza», 2001.

7. Kurnosov Yu. V., Konotopov P. Yu. Аnalitika: metodologiya, tekhnologiya i organizatsiya information-no-analiticheskoj raboty. M.: RUSАKI, 2004.

8. Naznachilo Ye. V. Razvitiye informatsionno-analiticheskoj kompetentnosti prepodavatelya v protsesse nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. avtoref. dis. ...kand. ped. nauk, Magnitogorsk. 2003.

9. Slyadneva N. А. Informatsionno-analiticheskaya deyatel'nost': problemy i perspektivy // Inform. resursy Rossii. 2001. № 2. S. 14-21.

10. Trofimenko А. Ye. Metodika razvitiya infor-matsionno-analiticheskikh kompetentsij studentov v vuze // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. №4. 2012. S. 89-101.

T. V. KALININA

* * *

METHODICAL MODEL OF FORMATION OF ABILITIES OF INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY AT STUDENTS OF SPECIALIZED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

KALININA TATYANA VLADIMIROVNA The Highest Military Educational Organization, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Today foreign language skills are the key requirement imposed to the competent expert demanded at the labor market. In this regard, the foreign language acts as means of professional development and self-development within a certain direction of preparation and future professional activity. Thus, people learn the foreign language at the intersubject level and receive the status of «specialty language», considering a professional orientation of preparation. According to it, the purpose of training in a foreign language which in a new light directs on formation of ability to foreign-language communication on professional subjects in modern polycultural society also changes, i.e. there is the accent on a professional and business component of foreign-language communication of the expert within formation of professional competence. The analysis of the modern normative documents regulating provisions of the concept of informatization of a domestic education system and also modern methodical literature allows to speak, on the one hand, about need of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language as one of main objectives of training in non-language higher education institution, and, on the other hand, about absence or an insufficient readiness of the contents and the corresponding technique of training. Article is about a problem of development of methodical model of formation of abilities of information and analytical activity at students of specialized higher education institutions in the course of training in a foreign language. In it the author lights relevance of a problem, specifies definition of methodical model of training, describes its main components: target, theoretical, technological and estimated and productive blocks, their contents also opens.

Key words: modeling method, methodical model of training, information and analytical activity, training in foreign language in specialized higher education institution, content of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.