Научная статья на тему 'Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности'

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МОТОРИКА / ТОНКАЯ МОТОРИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL CHILDREN / MOTOR SKILLS / FINE MOTOR SKILLS / VISUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

Развитие тонкой моторики у дошкольника посредством художественной творческой деятельности определяет его готовность к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF VISUAL ACTIVITY

The development of fine motor skills in preschoolers through creative art activities determines its readiness for school.

Текст научной работы на тему «Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

• Are you going to buy any plants? Where will you put them?

Furniture:

• How many stools/tables/chairs can you buy? Where will you put them?

• Is there anything else you would like to buy?

IV. Упражнения, направленные на преодоление языкового барьера (основной язык коммуникации обучающихся - якутский).

Группа упражнений направлена на развитие критического мышления студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Применяются приемы переключения языковых кодов и предупреждения/профилактики ошибок. Способствуют развитию положительной мотивации к содержанию самостоятельной учебной деятельности средствами изучаемой дисциплины: наблюдение, анализ, рефлексия.

Пример упражнения.

Определите видо-временную форму глагола в предложении. Сравните порядок слов в русском, английском и якутском языках.

Когда я пришел туда, собрание уже закончилось.

While I came there, the meeting had already been finished.

Мин онно кэлбиппэр, мунньах номнуо буппут этэ.

Пример упражнения.

Напишите транскрипцию следующих слов, обращая внимание на английские дифтонги. Найдите аналоги в якутском языке.

Sing, girl, furniture, song, near, pain, oyster.

Пример упражнения.

Прочитайте текст. Найдите схожие звуки с якутскими дифтонгами ыа, уо, иэ, Ye и долгими гласными аа, ыы, оо, уу, ээ, ии, ее, YY Осуществите критический анализ результатов.

City law firms are rapidly increasing their presence in the Middle East in an effort to counter a slowdown in London. Clifford Chance, the world's biggest law firm by revenue, opened a new office in Abu Dhabi yesterday with 14 lawyers drawn from offices including London. It expects the office to double in size in the next two years. Allen & Overy, Freshfields Bruckhaus Deringer and Herbert Smith have opened offices in the oil-rich emirate in the past year, while others, such as Norton Rose, are awaiting regulatory approval to join them. Abu Dhabi is the latest emirate to become fashionable.

Выводы. Несмотря на большое количество упражнений для развития всех видов иноязычной речевой деятельности, проблема разработки упражнений для развития учебной самостоятельности студентов-северян неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте остается актуальной, что обусловлено следующими факторами: особенности обучающихся при изучении иностранного языка; наличие определенного речевого опыта у обучаемых; этап обучения студентов; характер учебной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим: - М.: Просвещение,1988: - 256 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Мещанова, Н.Ф. Методические аспекты развития культуры восприятия англоязычного аутентичного телетекста у учащихся старших классов гимназии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2004. - 226 с.

5. Мильруд, Р.П. English Teaching Methodology (Методика преподавания английского языка): учебное пособие для вузов / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 256 с.

6. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения / Е. И. Пассов, Е.С. Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

7. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. -М.: Центр ВЛАДОС, 2005. - 245 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Светлана Сергеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (г. Нижний Тагил)

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Развитие тонкой моторики у дошкольника посредством художественной творческой деятельности определяет его готовность к школе.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, моторика, тонкая моторика, изобразительная деятельность.

Annotation. The development of fine motor skills in preschoolers through creative art activities determines its readiness for school.

Keywords: preschool children, motor skills, fine motor skills, visual activity.

Введение. В ФГОС ДО [1] уделяется внимание целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые свидетельствуют о том, что у дошкольников непременно должно быть развито воображение, которое реализуется в многообразных видах деятельности. Именно изобразительная деятельность помогает сформировать и развить тонкую моторику у детей, являющуюся наиболее доступным видом деятельности.

H.В. Антропова, В.М. Бехтерева, Е.К. Бережная в своих исследованиях рассматривали проблему развития тонкой моторики у дошкольников. По их мнению, тонкая моторика выражает одну из сторон двигательной сферы, тесно связана с письмом и речью детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что именно кончики пальцев ребенка заключают в себе истоки его способностей и дарований. Изобразительная деятельность является источником творческих мыслей.

Изложение основного материала статьи. Изобразительная деятельность многогранна, учеными рассматривалась как средство определения степени умственного развития, как средство психолого-педагогического изучения ребенка. Именно изобразительная деятельность способствует развитию у детей зрительного восприятия и глазомера, тактильного восприятия.

Актуальность изобразительной деятельности доказывается эффективностью в формировании тонкой моторики, которая приводит к точности движений рук.

Сформированность навыков тонкой моторики оказывает огромное влияние на физические и психические особенности в развитии ребенка.

И.М.Сеченов в своих трудах писал, что мышечное чувство присуще различным ощущениям. Именно они способны повысить другие ощущения и объединить их.

Тонкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая тесно связана с письмом, речью ребенка, овладением предметными действиями. Физиологи под тонкой моторикой понимают движение мелких мышц кистей рук. Взаимосвязь «рука-глаз» имеет огромное значение, ведь зрение контролирует движение рук [7].

Функция руки оказывает огромное стимулирующее значение на становление речевой функции.

Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, сотрудники Института физиологии детей и подростков, доказали, что речь дошкольника напрямую зависит от развития сформированности движения пальцев рук [5].

Так, Кольцова М.М. доказала, что движение пальцев рук является тонизирующим фактором для коры больших полушарий, именно тонкая моторика повышает работоспособность головного мозга.

В работах М.М. Кольцовой подробно описаны особенности тонкой моторики согласно возрастной периодизации:

— 1 - 2 года (дети свободно управляют карандашом, с легкостью переворачивают книжные страницы и составляют башни из 2 - 6 кубиков);

— 2 - 3 года (ребенок умеет обращаться с ножницами, песком, может открыть любой ящик);

— 4 - 5 лет (дети способны вылепить из пластилина фигуру, состоящую из нескольких частей, легко зашнуровывают обувь);

— 5 - 6 лет (движения пальцев и рук скоординированы, ребенок отлично управляет ручкой, держа ее правильно - тремя пальцами).

Тонкая моторика оказывает огромное значение в подготовке к школе, ведь с ее помощью дети легко осваивают не только умение писать, но и улучшают свое речевое развитие.

Понятие «моторика» определяется А. Гомбургером как итог способностей и умений.

Большой психологический словарь гласит о том, что тонкая моторика есть сфера всех двигательных функций организма.

Мы опираемся на понятие О.А. Затишной, которая утверждает, что умение пользоваться движениями пальцев рук и есть тонкая моторика.

Вся человеческая жизнь требует скоординированных движений пальцев рук и самих кистей, для того чтобы человек мог писать, рисовать и выполнять простейшие действия.

Тонкая моторика включает ряд компонентов:

I. опорно-двигательная система зависит от точности движения рук;

2. зрительно-моторная координация участвует в согласованности движения рук и глаз, ведь пальцам необходимо обрабатывать ту информацию, которую доставляют глаза;

3. оптико-пространственное восприятие помогает получить знания о цвете, толщине и глубине;

4. ловкость движения рук связана с логическим мышление, умением овладевать быстротой реакции.

Ребенок на протяжении долгого времени находится на этапе познания жизни и всего окружающего мира.

Именно ощущения помогают детям постичь элементарные знания в разных областях: предмет, цвет, запах, вкус.

Прикосновения являются источником получения информации. Дети хватают, трогают различные предметы. Сенсомоторика позволяет поддерживать психическое развитие ребенка. Умственное и физическое воспитание зависит от того, как ребенок осязает происходящее вокруг.

Если у ребенка не развита тонкая моторика, то он не может собирать пазлы, мозаику, неправильно держит ложку и не может ей ловко управлять. А ведь именно от этого зависит успешность и качество его жизни. Словарный запас находится в прямой зависимости с моторикой рук и пальцев.

Тонкая моторика получает отсчет своего развития еще с младенчества. Именно в этом возрасте ребенок проявляет огромный интерес к своим рукам, пальцам, он учится держать предметы, перекладывать их из руки в руку.

Тонкая моторика способствует развитию активной познавательной деятельности, качественному обучению.

Изобразительная деятельность способствует эффективному развитию моторики, тем самым повышает эффективность обучения.

В дошкольном учреждении на занятиях по художественно-эстетическому развитию дети овладевают навыками работы с кистью и красками, клеем и бумагой. Именно такие занятия развивают тонкую моторику. Изобразительная деятельность развивает трудолюбие и самостоятельность, отзывчивость и аккуратность.

Навык подражания помогает развить у ребенка конструктивную деятельность. Раскрашивание оказывает огромное влияние на координацию движений, оно укрепляет двигательный аппарат рук, развивает зрительные и двигательные анализаторы. Именно раскрашивание является интересным и доступным видом деятельности. Ручки, карандаши укрепляют тонкую моторику. Лепка из пластилина и теста совершенствует осязание пальцев рук. Аппликация оказывает возможность точно передать формы и размер. Вырезание, склеивание благоприятно влияют на ручные навыки, создают предпосылки к овладению техникой письма [6].

Штриховка с помощью трафарета помогает развить графический навык, способствует верной постановке рук. Данные занятия должны носить систематический характер.

Тонкая моторика напрямую зависит от продуктивной деятельности.

Изобразительное искусство помогает ребенку воплотить в реальность что-то интересное, значимое, именно это и развивает тонкую моторику [4].

Пальчиковые игры, ниткопись, физические упражнения являются средствами развития моторики.

Руку ребенка необходимо готовить к письму, развивать мышечную силу и умелость.

Изобразительная деятельность помогает ориентироваться на листе бумаги, развивает зрение, чувство овладения цвета и формы. Именно рисование приносит радость, создает эмоционально положительный настрой.

Техника нетрадиционного рисования способствует развитию точности и скоординированности движения пальцев [3]. В этой технике создаются необычные произведения, в которых цвет, линия и сюжет едины. Дети проявляют собственную инициативу, могут самовыразиться, учатся наблюдать и фантазировать, рисовать без кисти, карандашей и красок [8].

Имеется целый ряд нетрадиционной техники изображения, которые способствуют развитию мелкой моторики у старших дошкольников [2]:

— точечный рисунок (Тренирует силу кисти рук и точность движений. Например, ватную палочку обмокнуть в краску, поставить перпендикулярно листу и изображать рисунок точками);

— метод пальцевой живописи (Развивает круговые движения пальцев рук. Например, обмокнув все пальцы в краску, приступить к рисованию);

— рисование поролоновыми тампонами (Развивает силу рук и точность движений, помогает сочинять и воображать);

— оттиск смятой бумаги (Улучшает силу сжимания и разжимания кистей, а также развивает зрительность и слуховое внимание);

— тычок жесткой полусухой кистью (Оказывает огромное влияние на ловкость рук и пространственное восприятие. Рисунок наносится по всей поверхности, передает особенность структуры. Например, обмокнуть кисть в краску, оставив ее полусухой, и резкими, точными движениями выполнить рисунок. Отсюда происходит регулирование силы нажимания на кисть);

— ниткография (Развивает силу кисти и тренирует щипковый захват нити, развивает точность в движениях пальцев);

— монотипия (Развивает воображение, помогает фантазировать, улучшить пространственное мышление. За счет переворачиваний рисунков формирует и развивает навык удержания);

— кляксография (Помогает тренировать точность движения рук, воспитать эстетическую манеру восприятия произведения искусства);

— печать листьями (Способствует развитию зрительно-моторной координации, ловкости рук. Натуральная природная форма помогает четко видеть художественный образ и замысел);

— рисование акварелью по влажной бумаге (С помощью добавления нового цвета красок развивается оптико-пространственное восприятие, позволяющее проявлять фантазию. Работа с водой благоприятно влияет на развитие чувствительности кончиков пальцев);

— техника пластинография (Плавность и сила мазковых движений помогает отработать четкость движений, ребенок может тактильно определить толщину пластилинового слоя. Ловкость и чувствительность пальцев помогает воспроизводить сложные шедевры);

— воскография (Помогает тренировать не только щипковые захваты, но и развивать ловкость большого пальца. Свеча доказывает свою эффективность в развитии умений использовать непрерывные линии);

— действия с бумажными полосками (Отлично развивают ловкость как пальцев, так и кистей рук. Помогают дифференцировать восприятие трудового процесса по созданию различных предметов. Ножницы помогают развить скоординированность движения рук).

Выводы. Познавательная активность у дошкольников развивается с помощью тонкой моторики, а эффективность этого возможна через применение изобразительной деятельности. Поэтому у детей развивается отзывчивость и трудолюбие.

Использование нетрадиционных техник изображения позволяют развить силу, точность и четкость движения, повысят умения подчинять движение рук замыслу, научат координировать их по зрительной восприимчивости. Применение нетрадиционных техник помогает развить тонкую моторику у ребенка, способствующую выработке тактильной восприимчивости, пространственной ориентации на листе бумаги.

Колоссальная развивающая сила изобразительной деятельности способствует развитию тонкой моторики. Изобразительная деятельность формирует умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание старшего дошкольника.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1. — М.: «Издательство Скрипторий», 2013. — 77 с.

3. Изобразительная деятельность как средство коррекции в развитии детей / А.А. Акулич, И.А. Карачарова // Дошкольная педагогика. — 2014. — №2. — С. 69.

4. Кислова В. А. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства // Дошкольная педагогика. — 2013. — №7. — С. 72.

5. Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3. — С. 28 — 35.

6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ «Сфера», 2012. — 160 с.

7. Учебно - методический кабинет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/istoki-darovanija-detei-na-konchikah-palcev.html (дата обращения: 24.03.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Развивающий портал Детидома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://detidoma.net/melkaya-motorika-i-razvitie-rebenka-avtor-stati-olga-olgakrakovskay/ (дата

обращения: 25.03.2017)

Педагогика

УДК [37.015.3:005.32]-057.875:811.111

кандидат педагогических наук, доцент Пирожкова Алёна Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

БУДУЩИМИ ЭКОНОМИСТАМИ

Аннотация. В статье раскрывается роль формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка у будущих специалистов экономического направления подготовки, проанализирован зарубежный опыт обучения будущих экономистов английскому языку. Рассмотрены такие понятия, как мотив, студенчество, оценка, отметка. Описаны необходимые психолого-педагогические условия формирования положительной учебной мотивации к изучению иностранных языков среди обучающихся нефилологических направлений подготовки.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, положительная мотивация, иностранные языки, высшая школа, обучение английскому языку, нефилологический профиль подготовки, педагогический опыт зарубежья.

Annotation. The article reveals the role of formation of stable motivation to the English language learning by future specialists of economic direction of training. Foreign experience of training of future economists of English is analyzed. Such terms as "motive", "students", "mark" are considered. We describe the necessary psycho-pedagogical conditions of formation of positive learning motivation to learn foreign languages among students of non-philological specialties.

Keywords: Psycho-pedagogical conditions, positive motivation, foreign languages, higher school, teaching students, non-philological profile of training, teaching experience abroad.

Введение. Обучение иностранным языкам в образовательных учреждениях высшего образования не может быть доступным, посильным, интересным и легким абсолютно для всех. Это связано как с индивидуально-психологическими способностями, так и со степенью мотивированности обучающихся. Данному вопросу посвящено много трудов отечественных и зарубежных учёных. Тем не менее, недостаточно внимания уделяется формированию мотивации к изучению иностранного языка обучающимися нефилологических направлений подготовки. В частности, не в полной мере раскрыты особенности формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка через нетрадиционные подходы к работе с обучающимися нефилологических направлений подготовки.

Цель данной статьи - сформулировать психолого-педагогические условия, влияющие на формирование мотивации к изучению иностранных языков у обучающихся нефилологических направлений подготовки.

Изложение основного материала статьи. Мотив (фр. motif - побудительная причина, повод) -побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [9, с. 89]. В качестве мотива выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Система и типизация мотивов глубоко изучена в работах С. Малик [12], Н. Фоминых [13].

Поскольку в данной работе мы рассматриваем работу с обучающимися образовательного учреждения высшего образования, рассмотрим определение студенчества. Л. Подоляк предлагает такое определение студенчеству как возрастной группе: «Студенчество - это молодежь, которая проходит стадию персонализации на основе целенаправленного усвоения учебных, профессиональных и социальных функций путём осознанного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками» [5, с. 23].

По мнению И. Шаповаленко «...преподаватель должен знать особенности мотивационной сферы определенного возраста, учитывать их при обучении, потому что интерес обучающихся к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, как эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в своей профессиональной деятельности» [8, с. 76].

Интерес обучающихся к изучению иностранных языков обусловливает внимание и ассоциации по сходству, смежности, контрасту, что способствует непроизвольному запоминанию. Интерес и внимание находятся в тесной взаимозависимости с количеством и сложностью материала. Слишком трудные и большие тексты ослабляют интерес к чтению; быстрая речь учителя, переполненная незнакомой лексикой и грамматическими структурами, негативно влияет на удержание внимания обучающихся. В то же время, заниженные требования и задачи, не учитывающие возможностей обучающихся, развивают безразличие и пассивность.

Как известно, студенческий возраст (18-25 лет), с точки зрения физиологии, является сенситивным периодом, т. е. наиболее благоприятным для завершения формирования психофизических и личностных качеств, т. к. именно в студенческом возрасте происходит переоценка ценностей, формирование мировоззрения, завершение процесса формирования личности под влиянием накопленного жизненного опыта [13, с. 12075].

В этот период имеющиеся интересы или меняются и уходят безвозвратно, ассоциируясь с детскими и подростковыми, или же, напротив, углубляются и сопровождают человека большую часть жизни. Период студенчества - один из последних этапов взросления, в который можно привить интерес к изучению иностранных языков, независимо от того, будет ли иностранный язык связан непосредственно с будущей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.