Научная статья на тему 'Педагогические условия обучения английскому языку в профессиональных целях'

Педагогические условия обучения английскому языку в профессиональных целях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT AND CONDITIONS / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Аркадьевна, Кузнецова Елена Викторовна

Раскрыты педагогические условия обучения будущих специалистов Горного университета в процессе обучения английскому языку. В качестве условий авторами предложен вариативный курс обучения профессиональному английскому языку. Обоснованы условия реализации эффективного обучения, в зависимости от мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Аркадьевна, Кузнецова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENVIRONMENT AND CONDITIONS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES

Pedagogical environment and conditions of teaching English at the University of Mines have been described in the paper. Authors offer special alternative course of learning English for specific purposes at the year of graduation. The course is considered to be one of the effective conditions due to motivation of graduates.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обучения английскому языку в профессиональных целях»

- © М.А. Иванова, Е.В. Кузнецова, 2015

УДК 372.811.1

М.А. Иванова, Е.В. Кузнецова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

Раскрыты педагогические условия обучения будущих специалистов Горного университета в процессе обучения английскому языку. В качестве условий авторами предложен вариативный курс обучения профессиональному английскому языку. Обоснованы условия реализации эффективного обучения, в зависимости от мотивации.

Ключевые слова: педагогические условия; обучение, профессиональный английский язык, компетенция, мотивация.

Основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров предусматривают изучение дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение обязательных дисциплин позволяет студенту получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности, быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Обучение английскому языку в условиях глобализации современного мира становится важным и необходимым, т.к. в многонациональных компаниях он выступает в качестве рабочего языка. И международные компании требуют уверенного владения, как общим, так и профессиональным языком для всех членов работников и руководителей подразделений для обеспечения эффективной работы. Таким образом, будущие специалисты должны иметь такой уровень владения английским языком, который позволит качественно выполнять функциональные обязанности.

Следовательно, можно утверждать, что существуют противоречия между: социальным заказом общества на компетентного специалиста, владеющего хотя бы одним иностранным языком (в частности английским языком) для его практического использования в своей профессиональной деятельно-

сти, и подходами к обучению английского языка вузах, которые существуют сейчас; а также, возросшей потребностью личности в повышении уровня владения английским языком и с одной стороны, и не оправдавшей себя практикой обучения английскому языку в технических вузах, с другой. Рассмотрим условия профессиональное обучение в вузе, акцентируя внимание на обучение английскому языку в профессиональных целях. Придерживаясь определения В.И. Андреева, что «педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 314] можно заключить, что в качестве педагогических условий эффективного обучения профессиональному английскому языку студентов в техническом вузе целесообразно рассматривать совокупность мер и факторов, влияющую на все компоненты профессионального обучения на занятиях по английскому языку. На основе теоретического анализа и по результатам экспериментального обучения правомерно выделить следующие педагогические условия, способствующие эффективной реализации обучения английскому языку студентов в вузе.

На организационном уровне при обучении профессиональному английскому языку необходимо обеспечить проведение организационно-аналитических мероприятий, таких как:

• определение образовательного заказа специалистов со знанием английского языка в профессиональной сфере [3];

• оценка возможностей вуза для реализации обязательной части и вариативной направлений профессионального обучения на занятиях по английскому языку;

• оценка материальной и методической базы, основополагающим условием со стороны преподавателя является разработка программно-методического обеспечения, включающего: перспективный план и учебную программу по профессиональному английскому языку, учебно-методические комплексы, дидактические материалы;

• адаптацию программы профессиональный английский язык в соответствии с индивидуальными потребностями выпускника и его уровнем владения [4];

• мотивация и стимулирование деятельности педагогов;

• регулярное проведение методической работы по данному направлению обучения совместно с выпускающими кафедрами (создание научно-методического совета);

• обеспечение повышения профессиональной квалификации преподавателей-филологов на выпускающих кафедрах и в других организациях;

• создание системы диагностики, анализа и оценки уровня владения профессиональным английским языком, в соответствии с международной системой стандартов [6];

• использование новых технологий и методов обучения с целью мотивации и стимулирования студентов к изучению английского языка [3];

• использование актуальной, современной и профессионально-значимой, аутентичной информации;

• организация обучения профессиональному английскому языку на старших и выпускных курсах;

• обеспечение студентам свободы выбора способов действий, возможности проявления индивидуальности.

В Горном университете курс обучения английскому языку состоит из двух лет. На первых и вторых курсах обучения, как правило, нет специальных предметов по направлению обучения, поэтому студенты испытываю огромные сложности при получении информации на английском языке по специальности. Следовательно, падает интерес к изучению английского языка. Исследуя данный вопрос вероятнее всего предположить, что мотивация к обучению английскому языку будет возрастать к последним годам обучения. Нами проведен анкетный опрос, с целью выявления мотивации обучения профессиональному английскому языку среди студентов Горного университета в зависимости от курса обучения. Общее количество студентов участвующих в опросе было 400 человек (100 человек на каждый курс).

мотивация изучения английского языка, %

а 4 выпускной курс обучения

3 курс обучения ■ 2 курс обучения ■ 1 курс обучения

Мотивации изучения профессионального английского языка студентов Горного университета

На диаграмме представлена мотивация студентов Горного университета (%) к изучению профессионального английского языка в зависимости от курса обучения.

Как видим, процентное соотношение мотивации изучения английского языка повышается к выпускному курсу. Таким образом, на выпускных курсах вуза мотивация изучения профессионального английского языка составляет 40%, в то время когда обучение английскому языку прекращается вообще. Необходимо решать организацию вариативных курсов обучения и изменения условия обучения профессиональному английскому языку, переводя их на выпускные курсы, а также на курсы повышения квалификации, т.е. должен быть гибкий учебный план обучения профессиональному английскому языку. По нашему мнению, данные курсы обучения должны быть специально разработаны для студентов, выпускников, которые осознали значимость владе-

ния профессиональным английским языком и мотивированы в изучении английского языка для их дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, одним из важных факторов в системе профессиональной подготовки будущих выпускников в высшем учебном заведении является педагогические условия формирования конкурентного специалиста с хорошим уровнем владения английским языком. Наиболее важными педагогическими условиями являются формирование иноязычной компетенции на занятиях по профессиональному английскому языку, являются: осознание значимости коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности; моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающих свободное вхождение студентов в процесс профессионального общения; индивидуальный и дифференцированный подход к каждому участнику образовательного процесса.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

Иванова Марина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: ivspb@bk.ru, Кузнецова Елена Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: el_kuznеtsova@mail.ru,

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный».

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.

2. Галкин А.Л., Максимова Н.И. Аспекты мотивации обучения студентов в Горном университете // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2014. - № 4. -С. 361-370.

3. Иванова М.А. Технология развития профессиональной компетенции у студентов инженерного вуза на основе самообразовательной деятельности // Известия Российского педагогического университета им.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 389393.

4. Федорова О.Н. Обучение английскому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 278 с.

5. Симонова А.Н. Формирование коммуникативно-проектировочных умений у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2012. - 23 с.

6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. - М.: Рема, 2003. - 256 с. ГГУТ^

UDC 372.811.1

PEDAGOGICAL ENVIRONMENT AND CONDITIONS OF TEACHING ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES

Ivanova M.A.1, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, e-mail: ivspb@bk.ru,

Kuznetsova E.V.1, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, e-mail: el_kuznetsova@mail.ru,

National Mineral Resource University «University of Mines», 199106, Saint-Petersburg, Russia.

Pedagogical environment and conditions of teaching English at the University of Mines have been described in the paper. Authors offer special alternative course of learning English for specific purposes at the year of graduation. The course is considered to be one of the effective conditions due to motivation of graduates.

Key words: pedagogical environment and conditions, teaching, English for specific purposes, motivation.

REFERENCES

1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 2-e izd. (Pedagogy: training course for creative self-development, 2nd edition), Kazan, Tsentr innovats. tekhnologii, 2000, 608 p.

2. Galkin A.L., Maksimova N.I. Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten'. 2014, no 4, pp. 361-370.

3. Ivanova M.A. Izvestiya Rossiiskogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008, no 65, pp. 389-393.

4. Fedorova O.N. Obuchenie angliiskomu yazyku studentov neyazykovogo vuza na osnove kompetent-nostnogo podkhoda (Competency-based approach to teaching English to students of non-linguistic institutions), Candidate's thesis, Saint-Petersburg, 2007, 278 p.

5. Simonova A.N. Formirovanie kommunikativno-proektirovochnykh umenii u studentov neyazykovogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku (Formation of communication planning skills in non-linguistic institution students in learning a foreign language), Candidate's thesis, Ekaterinburg, 2012, 23 p.

6. Obshcheevropeiskie kompetentsii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, prepodavanie, otsenka (Pan-European foreign language competence: Learning, teaching, valuation), Moscow, Rema, 2003, 256 p.

A

_ НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ГОРНАЯ КНИГА»

Обушок-2015

Стихи и прозаическая миниатюра поэтов-горняков России.

Коллектив авторов

Год: 2015

Страниц: 250

ISBN: 978-5-98672-346-4

Двенадцатым выпуском «Обушка» издательство «Горная книга» завершает восемнадцатилетний проект публикации сборников самодеятельных поэтов-горняков МГГУ: студентов, преподавателе, выпускников, коллег из других вузов.

В сборник вошли произведения А. Шора, О. Гридина, В. Федотова, В. Гальперина, С. Ашиткова, В. Ефимова, В. Чумаковой, Л. Волковой, А. Дворниковой, М. Рогова, В. Якубовской, И. Мироновой, Б. Карто-зия, М. Завалишиной, Е. Сахарова, А. Валуева, Л. Калганова, С. Смирнова, В. Исмиевой, Л. Антиповой, С. Корчиковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.