Научная статья на тему 'Условия формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы'

Условия формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PUPILS' CHEMICAL LITERACY FORMING AT A COMPREHENSIVE SCHOOL / CHEMICAL LITERACY / PROCESS OF CHEMICAL LITERACY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушкина Светлана Петровна

В статье раскрывается сущность понятий «химическая грамотность», «процесс формирования химической грамотности» учащихся общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of the Pupils Chemical Literacy Development at a Comprehensive School

The article considers the essence of such notions as «chemical literacy», «the process of chemical literacy development», pedagogical conditions of the pupils chemical literacy development at a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Условия формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы»

УДК 372.854 ББК 74.262.4

Петрушкина Светлана Петровна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутского государственного университета

г.Сургут Petrushkina Svetlana Petrovna Applicant

Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Условия формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы Conditions of the Pupils' Chemical Literacy Development at a Comprehensive School

В статье раскрывается сущность понятий «химическая грамотность», «процесс формирования химической грамотности» учащихся общеобразовательной школы.

The article considers the essence of such notions as «chemical literacy», «the process of chemical literacy development», pedagogical conditions of the pupils' chemical literacy development at a comprehensive school.

Ключевые слова: химическая грамотность, процесс формирования химической грамотности, педагогические условия формирования химической грамотности учащихся.

Key words: chemical literacy, process of chemical literacy development, pedagogical conditions of pupils' chemical literacy forming at a comprehensive school.

Практическая деятельность людей в обществе связана с применением материи как вещества. Поскольку, вещество и изменения, происходящие с ним -есть предмет изучения химии, то химическая грамотность необходима во всех областях науки и технологии.

Знание химии необходимо не только специалистам, работающим в химической промышленности, строительстве, медицине, металлургии, но даже в повседневной жизни не обойтись без химической грамотности, которая помогает правильно, без ущерба для здоровья живых организмов использовать различные вещества. Химическая грамотность помогает также осознать важность осуществления природоохранной деятельности для сохранения жизни будущих поколений.

Разделяя подход к пониманию грамотности Гершунского Б.С., Лебедева О.Е., Перминовой Л.М., Шутовой И.В. [1, 3, 4], под химической грамотностью

мы понимаем необходимую ступень образованности личности, приобретаемую в процессе систематизированной учебной деятельности, которая представляет собой способность приобретать, углублять, расширять знания и умения по химии, определяемые образовательным стандартом по химии основной школы, необходимые для осуществления жизнедеятельности, безопасной для здоровья человека и окружающей среды при обращении с веществами, химическими явлениями.

В структуру химической грамотности учащихся общеобразовательных школ входят гносеологический (система знаний), праксиологический (умения, учебный опыт) и мотивационный (мотивы учебной деятельности, отношение к учению) компоненты.

Несомненно, что для осуществления жизнедеятельности, безопасной для здоровья человека и окружающей среды при обращении с веществами, учащимся и выпускникам школы необходимо иметь не только совокупность теоретических и практических знаний по химии, но и умений, лежащих в основе выбора способа осуществления учебной и практической деятельности. Успешность осуществления необходимой деятельности напрямую зависит от опыта, приобретенного в процессе учебно-познавательной деятельности. Для совершенствования своих знаний, умений учащимся необходимо осознать собственные образовательные потребности, цели и результат деятельности, что возможно лишь в ходе учебно-познавательной деятельности. Задача, стоящая перед педагогом - создание положительной мотивации к процессу обучения. Из всего выше указанного очевидно, что компоненты химической грамотности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

В научно-педагогических исследованиях вопросам формирования химической грамотности учащихся общеобразовательных школ уделяется не так много внимания, как этого требуют современные условия.

Учитывая сущность и структуру понятия «химическая грамотность», мы рассматриваем формирование химической грамотности как целостный педагогический процесс взаимодействия субъектов (педагогов и учащихся), основан-

ный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на формирование у школьников знаний по химии, развитие мотивационной сферы и приобретение предметных умений деятельностно-прикладного характера.

Процесс формирования химической грамотности включает в себя два компонента: функциональный и процессуальный, который, в свою очередь, содержит целевой, содержательный, организационно-методический и результативный блоки. Целью процесса формирования химической грамотности учащихся является обеспечение единства компонентов химической грамотности при осуществлении данного педагогического процесса.

Как и любой педагогический процесс, формирование химической грамотности учащихся опирается на совокупность принципов, включающих как общепедагогические принципы, так и специфические принципы, отражающие особенности данного процесса.

К специфическим принципам формирования химической грамотности учащихся можно отнести принцип связи теории с практикой и принцип инте-гративности.

Принцип связи теории с практикой требует такого содержания учебного процесса, в котором у учащегося формировалось бы понимание связи между познанием действительности (следствием которого является теория) и ее изменением, практикой. При этом теория обеспечивает познание мира, а практика учит эффективно на него воздействовать. Учащиеся по алгоритмам и конкретным примерам, приведенным в заданиях учебных модулей, осваивают содержание предмета и способы действий.

Принцип интегративности (универсальности) процесса формирования химической грамотности предполагает:

• единство целей, содержания, форм и методов формирования химической грамотности;

• соответствие содержания образовательным стандартам, любой учебной программе; комплекс заданий, предложенных в модулях, является

универсальным в виду того, что он не связан с конкретным учебником, а сочетается с разными программами и учебно-методическими комплексами;

• взаимосвязь прикладного и фундаментального характера, но первостепенное значение имеют практические задачи, проблемно- ситуативные задания, формирующие опыт делового взаимодействия.

Принцип интегративности реализуется в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре учебно-воспитательного процесса данный принцип предполагает интеграцию исследуемого процесса с другими компонентами учебной подготовки в системе среднего (полного) общего образования.

В содержательном аспекте данный принцип реализуется при обеспечении единства гносеологического, праксиологического и мотивационного компонентов данного процесса.

В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм, методов организации учебно-воспитательного процесса.

Осуществление процесса формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы обеспечиваются рядом условий, от выбора и реализации которых во многом зависит его эффективность.

Наиболее эффективным средством формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы является комплексное воздействие трех педагогических условий:

1) обеспечение развития в единстве познавательных и учебных интересов;

2) использование технологии модульного обучения учащихся при изучении химии;

3) использование индивидуальных заданий для самостоятельной работы учащихся.

В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы установили, что существуют различные трактовки понимания познавательного интереса у разных авторов в педагогике и психологии, но не встречается в словарях и энцик-

лопедиях по педагогике и психологии описание термина «учебный интерес». Изучением интересов занимались многие авторы, но основателями в изучении их являются Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С., Коджаспиров Г.М., Морозова Н.Г., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Щукина Г.И. и другие авторы.

Мы рассматривает учебный интерес как начальную форму познавательного интереса, объектом которого является содержание определенной области образования. Познавательный интерес понимается нами как избирательная направленность на процесс познания с целью овладения сущностью познаваемого. Как познавательный, так и учебный интересы выступают в качестве значимых мотивов учения [ 2 ].

Многие темы в школьном курсе химии, такие как «Химические формулы соединений», «Гибридизация атомов», «Электронные конфигурации атомов», «Типы кристаллических решеток» являются абстрактными и сложными для восприятия учащихся. Как правило, при изучении данных тем, у учащихся снижается интерес к предмету (учебный интерес), а вслед за ним - познавательный интерес, то есть процесс познания с целью овладения сущностью познаваемого и вследствие этого - нет успешности процесса формирования химической грамотности учащихся. Поэтому, учителю археважно использовать в своей работе современные технологии обучения и индивидуальный подход к учащимся с учетом их способностей и возможностей для поддержания интереса к предмету и к процессу познания. Учителю важно помнить, что любую тему, связанную с изучением неорганических и органических веществ, лучше начинать с изучения прикладных вопросов, увлекающих и интригующих ум ребенка.

В последние годы количество часов, отводимых на изучение химии, согласно федеральному компоненту, уменьшилось: в 10, 11 классах (на базовом уровне) с двух часов до одного часа в неделю; в 10,11 классах ( на профильном уровне ) с 5 часов до 3 часов в неделю. В связи с этим учитель вынужден группировать темы в законченные логико-смысловые блоки, что дает возможность изыскать резерв времени на изучение химии. Поскольку модульная технология опирается на принцип «сжатия» учебной информации, то ее использование при изучении химии на современном этапе в связи с вышеизложенной проблемой,

является актуальным и необходимым условием. Важно научить школьников добывать знания самостоятельно, применять их для получения новых знаний.

В основе модульной технологии обучения находится деятельность учащихся, содержанием которой являются теоретические знания, следовательно, они будут являться и ее потребностью. Деятельность соотносится с определенной потребностью, а действия с мотивами. В связи с этим применение модульной технологии способствует повышению мотивации учащихся к изучению химический понятий, теорий, законов, химического языка, методов химической науки. Внедрение инновационной технологии модульного обучения оказывает влияние на изменение всех компонентов обучения, и в том числе на урок, поэтому данное педагогическое условие работает, прежде всего, на процессуальный компонент (целевой, содержательный, организационно-методический и результативный блоки) формирования химической грамотности учащихся.

Нами было проведено анкетирование среди учителей химии, работающих в школах, гимназиях, лицеях г. Сургута и учащихся 11-х классов профильного и базового уровней с целью выявления эффективных форм и методов формирования химической грамотности учащихся. Результаты проведенного нами анкетирования представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

%

Эффективные формы обучения химии

25

20

30

35

10

15

0

5

■ учителя

■ учащиеся непрофильных классов

■ профильных

Исходя из полученных данных (диаграмма 1), можно сделать вывод, о том, что существует противоречие в убеждениях учителей и учащихся о наиболее эффективных формах обучения на уроках химии, которое, по нашему мнению, является одной из причин возникновения конфликтных ситуаций между учителями и учащимися. Учителя на первое место по эффективности ставят самостоятельную работу учащихся, в то время как сами учащиеся, либо совсем отрицают эффективность самостоятельной работы (непрофильные классы), либо ставят данный вид работы на последнее место (профильные классы). Начиная со средней школы, учителям следует учить учащихся добывать знания самостоятельно. Индивидуальные домашние задания и хорошо продуманные контрольно-измерительные материалы на различных этапах изучения химии, способны оказать помощь в восполнении пробелов в знаниях учащихся, подготовить их к изучению нового материала, расширить и углубить знания по изучаемой теме. Успешная самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям служит одним из показателей эффективности процесса формирования химической грамотности. Реализация данного педагогического условия способствует обучению учащихся применению теоретических знаний и умений, необходимых для решения учебных и жизненных задач деятельностно-прикладного характера.

Библиографический список

1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - С. 70 - 72.

2. Педагогический словарь в 2 - х т. Т. 2. / Гл.ред. И. А. Каиров, М.: Издательство академии педагогических наук. - 1960, С.139. - 766 с. ].

3. Перминова, Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования / Л.М. Перми-нова. - СПб, 2004. - 387 с.

4. Шутова, И.В. Методика оценивания функциональной грамотности учащихся в процессе обучения химии. [Текст] : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 19.06.03 / Шутова Ирина Владимировна. - СПб., 2003. - 183 с. - Библиогр.: с. 151 - 169. - 61 04 - 13 / 187 - 7.

Bibliography

1. Gershunsky, B. S. Philosophy of Education for XXI Century / B.S. Gershunsky. - M.: Perfection, 1998. - P. 70-72.

2. Pedagogical Dictionary in 2 Volumes: V. 2 / I.A. Kairov. - M.: Publishing House of Academy of Pedagogical Sciences, 1960. - P. 139. - 766 p.

3. Perminova, L.M. Teacher's Self-Identification: Experience of Didactic Reflexion, Saint-Petersburg Academy of Post-graduate Pedagogical Education / L.M. Perminova. - SPb., 2004. - 387 p.

4. Shutova, I.V. Estimation Methods of Pupils' Functional Literacy While Teaching Chemistry [Text]: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.02 : 19.06.03 / Shutova Irina Vladimirovna. - SPb, 2003. -183 p. - Bibliogr.: P. 151 - 169. - 61 04 - 13 / 187 - 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.