Научная статья на тему 'Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы'

Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ХИМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ / ESSENCE AND STRUCTURE OF PUPILS' CHEMICAL LITERACY AT A COMPREHENSIVE SCHOOL / LITERACY / CHEMICAL LITERACY / THE PROCESS OF CHEMICAL LITERACY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушкина Светлана Петровна

В статье раскрывается сущность понятий «грамотность», «химическая грамотность», «процесс формирования химической грамотности»; структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF PUPILS'' CHEMICAL LITERACY AT A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article reveals the essence of such notions as «literacy», «chemical literacy», «the process of chemical literacy development», as well as the structure of pupils’ chemical literacy at a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы»

УДК 372.854 ББК 74.262.4

Петрушкина Светлана Петровна преподаватель г. Сургут Petrushkina Svetlana Petrovna

Lecturer Surgut

Сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы Essence and Structure of Pupils' Chemical Literacy аt a Comprehensive School

В статье раскрывается сущность понятий «грамотность», «химическая грамотность», «процесс формирования химической грамотности»; структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы.

The article reveals the essence of such notions as «literacy», «chemical literacy», «the process of chemical literacy development», as well as the structure of pupils' chemical literacy at a comprehensive school.

Ключевые слова: грамотность, химическая грамотность, сущность и структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы, процесс формирования химической грамотности.

Key words: literacy, chemical literacy, essence and structure of pupils' chemical literacy at a comprehensive school, the process of chemical literacy development.

Одним из наиболее значимых достижений цивилизации в развитии человека и общества является грамотность, ее рассматривают как фактор социального благополучия.

Проблема формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы является актуальной в условиях изменений, происходящих в системе общего образования, выдвигающих новые требования к качеству предметной подготовки учащихся общеобразовательных школ. На первый план выдвигаются требования подготовки учащихся к решению учебных и жизненных задач дея-тельностно-прикладного характера. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача - формирования функциональной грамотности учащихся школ. Общие вопросы формирования функциональной грамотности учащихся нашли отражение в значительном количестве психолого-педагогических исследований, но проблема формирования химической грамотности учащихся рассмотрена не достаточно.

В широком, социально-философском смысле слова, грамотность рассматривается как «результат систематизированной учебной деятельности, выражен-

ной в активном овладении знаковой системой естественного или искусственного языков, а так же в умении использовать данную систему в целях познания окружающей действительности и разрешении проблем, возникающих в ходе практической деятельности» [3].

Конкретное содержание понятия «грамотность» исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к овладению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах [4].

Другая концепция грамотности (Б. С. Гершунский, О.Е. Лебедев и др.) трактует ее как некий исходный результативный компонент образовательной деятельности. При этом подчеркивается пропедевтический смысл грамотности: она важна и сама по себе, но вместе с тем и как ступень (но ступень необходимая и обязательная) для последующего образования, формирования личности [1].

Разделяя подход к пониманию грамотности Б.С. Гершунского, О.Е. Лебедева, мы понимаем грамотность как необходимую ступень образованности личности, приобретаемую при систематизированной учебной деятельности, результатом которой является способность использовать полученные знания и умения в целях познания окружающей действительности и разрешении проблем, возникающих в ходе практической деятельности.

Практическая деятельность в обществе связана с применением материи как вещества. Вещество и изменения, происходящие с ним - есть предмет изучения химии, поэтому химическая грамотность необходима во всех областях науки и технологии.

Одной из приоритетных целей изучения химии в основной школе является формирование способности применять полученные знания и умения для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

В научно-педагогических исследованиях вопросам формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы уделяется не так много внимания, как этого требуют современные условия. Основное внимание уделяется собственно химическому образованию, его формам, методам.

При определении исследуемого понятия мы опирались на исследования Б.С. Гершунского, Л.М. Перминовой, И.В. Шутовой [1; 5; 7], что позволяет рассматривать химическую грамотность учащихся как необходимую ступень образованности личности, приобретаемую в процессе систематизированной учебной деятельности, направленной на овладение знаниями и умениями, необходимыми для осуществления жизнедеятельности, безопасной для здоровья человека и окружающей среды.

Структура химической грамотности учащихся общеобразовательной школы состоит из гносеологического, праксиологического и мотивационного компонентов (рис. 1).

Гносеологический компонент химической грамотности учащихся характеризует систему знаний по химии. Гносеологический компонент химической грамотности учащихся общеобразовательной школы включает знания: методов научного познания веществ и химических явлений; химического языка и правил пользования им; неорганической химии; органической химии; основ теоретической химии; экспериментальных основ химии; знания раздела «Химия и жизнь». Требования к знаниям учащихся обозначены в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по химии.

В содержание гносеологического компонента химической грамотности учащихся мы включаем:

1. Понятия: вещество, химический элемент, атом, валентность, химическая формула, химическая реакция и другие понятия.

2. Теории и законы: атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, периодический закон и периодическая система химических элементов, теория строения атома, теория строения вещества, теория электролитической диссоциации и другие.

3. Фактический материал: физические и химические свойства веществ, способы получения, применения веществ, круговорот веществ в природе.

4. Химический язык: знаки химических элементов, химические термины, номенклатура неорганических и органических веществ.

5. Методы химической науки: общенаучные (описание, наблюдение, моделирование, прогнозирование, анализ, синтез) и химические (химический эксперимент).

6. Вклад ученых: С. Аррениус, И. Берцелиус, Д. Дальтон, М.В. Ломоносов, Д. И. Менделеев.

7. Знания экспериментальных основ химии.

Праксиологический компонент химической грамотности в процессе обучения учащихся включает в себя умения, навыки, учебный опыт. Действенность знаний проявляется в умениях и навыках учебной деятельности учащихся. Мы придерживаемся классификации учебных умений, формируемых на уроках химии, которую использует М.В. Зуева [2] и выделяем:

I. Специальные или предметные умения: пользование химическим языком; решение химических задач; выполнение химического эксперимента.

II. Общеучебные умения:

1. Интеллектуальные: сравнение; вычленение существенных признаков; выявление причинно-следственных связей; классификация; систематизация; обобщение.

2. Организационно-познавательные: работа с учебными пособиями; соблюдение правил работы на определенном рабочем месте; умение работать коллективно; умение планировать предстоящую работу; умение рационально использовать время выполнения работы и другие.

3. Практические: составление схем, графиков; общие расчетные умения.

Мотивационный компонент химической грамотности учащихся включает

в себя мотивы учебной деятельности, готовность к самообразованию. Проблемами мотивации в химическом образовании занимались Н.Е. Кузнецова, Г.А. Шипарева, И.М. Титова, М.С. Пак, Ю.В. Ходаков, Л.А. Цветков и другие авторы.

Особенностями химической грамотности учащихся являются: выраженная направленность на жизнедеятельность, безопасную для здоровья человека и окружающей среды при использовании веществ и химических явлений; осознание учащимися ценности знаний и умений по химии для осуществления безопасной жизнедеятельности.

Учитывая сущность и структуру понятия «химическая грамотность», мы рассматриваем формирование химической грамотности как целостный педагогический процесс взаимодействия субъектов (педагогов и учащихся), основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на формирование у школьников знаний по химии, развитие мотивационной сферы и приобретение предметных умений деятельностно-прикладного характера.

Учитывая сущность и структуру понятия «химическая грамотность», мы рассматриваем формирование химической грамотности как целостный педагогический процесс взаимодействия субъектов (педагогов и учащихся), основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на формирование у школьников знаний по химии, развитие мотивационной сферы и приобретение предметных умений деятельностно-прикладного характера.

При определении сущности данного процесса мы учитывали философское положение о том, что «сущность отражает глубинные связи, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления» [6].

С учетом данных положений сущность исследуемого процесса в соответствии с сущностью педагогического процесса предполагает перевод внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное). Таким образом, сущностью процесса формирования химической грамотности учащихся является освоение учащимися соответствующего опыта (усвоение химических знаний и приобретение предметных умений) для осуществления жизнедеятельности, безопасной для здоровья человека и окружающей среды при использовании веществ и химических явлений.

Рисунок 1. Структура химической грамотности

Цель процесса формирования химической грамотности - обеспечение единства компонентов химической грамотности.

Данная цель конкретизируется в задачах, включающих:

1. Формирование химических знаний.

2. Создание условий и формирование умений, необходимых для решения учебных и жизненных задач.

3. Развитие мотивационной сферы учащихся.

Библиографический список

1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - С. 70 - 72.

2. Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии / М.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1989. - С. 36.

3. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. - М.: Проспект, 1997. -

400 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство Большая Российская Энциклопедия. - Москва, 2003. - С. 57.

5. Перминова, Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования / Л.М. Перминова. - СПб, 2004. - 387 с.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф.Ильичев [и др.]; - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

7. Шутова, И.В. Методика оценивания функциональной грамотности учащихся в процессе обучения химии. [Текст] : дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 19.06.03 / Шутова Ирина Владимировна. - СПб., 2003. - 183 с. - Библиогр.: с. 151 - 169. - 61 04 - 13 / 187 - 7.

Bibliography

1. Brief Philosophical Dictionary / Edited by A.P. Alexeev. - M.: Prospekt, 1987.- 400 p.

2. Gershunsky, B. S. Education Philosophy for XXIst Century / B.S. Gershunsky. - M.: Perfection, 1998. - P. 70-72.

3. Pedagogical Encyclopedic Dictionary. Scientific Publishing House of Big Russian Encyclopedia. - Moscow, 2003. - P. 57.

4. Perminova, L.M. Teachers' Self-Identification: Experience of Didactic Reflexion. Saint-Petersburg Academy of After-graduate Pedagogical Education / L.M. Perminova. - SPb., 2004. -387 p.

5. Phylosophical Encyclopedic Dictionary / Ch. Ed. of L.F.Ilyichev. - M.: Soviet Encyclopedia, 1983. - 840 p.

6. Shutova, I.V. Methods of Pupils' Functional Literacy Estimation While Teaching Chemistry [Text]: Thesis of Cand. of Ped.: 13.00.02 : 19.06.03 / Shutova Irina Vladimirovna. - SPb, 2003. - 183 p. - Bibliogr.: P. 151 - 169. - 61 04 - 13 / 187 - 7.

7. Zueva, M.V. Pupils' Studying Activity Organization Improvement During Chemistry Lessons / M.V. Zueva. - M.: Prosveshchenie, 1989. - P. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.