УДК 74.01 ББК 63.1
Куликов Иван Андреевич
аспирант
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kulikov Ivan Andreevich Post-graduate
Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Компьютерная грамотность будущего учителя химии: особенности и специфика
Computer literacy of the future teacher of chemistry: characteristics and specificity
В статье анализируются различные понятия авторов формирования компьютерной грамотности учителей, нами была выдвинута своя точка понятия компьютерная грамотность, а также разработана модель формирования компьютерной грамотности, в которой рассматриваются компоненты компьютерной грамотности учителей химии.
This article analyzes the various concepts of authors formation of computer literacy teachers, we have put forward their own point of the concept of computer literacy, and developed a model of computer literacy, which describes the components of computer literacy of teachers of chemistry.
Ключевые слова: компьютерная грамотность, компьютеризация, информатизация, информационные технологии, семиотика, знаки, визуализация, фрейм.
Key words: computer literacy, computerized, in-formatting, information technology, semiotics, signs, imaging, frame.
Современный этап развития общества характеризуется компьютеризацией и информатизацией образования. В условиях быстро меняющегося мира содержание высшего профессионального образования обновляется в соответствии
с задачами непрерывности подготовки специалистов и их готовности к реали-
94
зации профессиональной деятельности в условиях ее изменения, усложнения и совершенствования.
Этим обусловлены трудности в поиске оптимального соотношения технологии реализации программ обучения, сочетающих общее и профессиональное развитие личности. В новых условиях обучение должно быть ориентировано не только на фундаментальность, объем и полноту конкретного знания, но и на формирование умений самостоятельно пополнять знания, определять и решать новые задачи, осмысливать и выдвигать альтернативные решения.
-*•/• Ч_/ Ч_/ /■*
Компьютеризация является устойчивой тенденцией развития общества и образования на современном этапе. Особенное значение приобретает компьютеризация в условиях высшего профессионального образования, что связано с необходимостью подготовки специалистов, умеющих использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Формирование компьютерной грамотности студентов и учителей является одной из наиболее актуальных задач педагогического вуза, так как современный этап развития общества характеризуется компьютеризацией и информатизацией образования. У истоков информатизации образования стояли А.П. Ершов, Е.П. Велихов и др., создавшие концепцию информатизации образования, усилиями которых не только удалось успешно начать процесс информатизации образования в России, но и определить основные направления его развития на годы вперед [1, 5].
Компьютеризация образования претерпела значительные изменения с появлением систем коллективного пользования и ПК, а также с развитием программного обеспечения к ним (например, текстовых редакторов, электронных таблиц, систем управления базами данных и др.). Эти изменения способствовали тому, что:
- в образовательном процессе компьютеры начинают использоваться не только при обучении студентов математического или естественно-научных факультетов, но также при обучении студентов-гуманитариев (статистическая
обработка, базы данных у историков и юристов, обработка текстов у филологов и т.д.);
- вновь создаваемые обучающие программы обладают значительно большими дидактическими возможностями по сравнению с ранее существовавшими (в первую очередь, их отличает интерактивность). Это способствует развитию компьютеризации обучения по различным предметам, в том числе гуманитарным. Широко используются компьютеры для самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей;
- появляется возможность управления учебной деятельностью, создаются предпосылки и начинают создаваться автоматизированные системы управления учебными заведениями [1,2,5].
Таким образом, компьютеризация образования - это комплекс мер, направленных на решение следующих задач:
- обеспечение компьютерными технологиями образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- психолого-педагогическое обоснование использования компьютерных технологий в процессе обучения;
- компьютеризация процессов управления;
- оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой.
Широкая компьютеризация и информатизация производства, темпы технологического и научно-технического прогресса привели к тому, что в этих условиях смена критериев профессиональной компетентности, а значит, и социальных приоритетов будет с неизбежностью происходить по нескольку раз за период деятельной жизни одного поколения. Потому необходимо сосредоточить внимание на развитии творческих качеств человека, его способностей к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, к приобретению новых знаний и навыков владения современными методами получения, накопления, классификации и передачи информации.
Суть информатизации образования состоит в том, что в любой школе, вузе обучаемому должна быть доступна любая электронная информация по изучаемому предмету независимо от ее местонахождения (всевозможные базы данных и знаний, архивы и т. д.). Студенты и преподаватели, в свою очередь, должны обладать определенными умениями для отбора необходимой информации, уметь перерабатывать ее для предъявления другим людям, в связи с чем в литературе все чаще используется понятие информационной культуры [2, 3].
Формирование компьютерной грамотности является одной из наиболее актуальных задач современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит педагогической науке. Необходимым условием построения оптимального учебного процесса по педагогике и вычислительной технике является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия «компьютерная грамотность» [8].
Обобщение эффективного педагогического опыта, собственные изыскания позволили зафиксировать следующее: самостоятельная работа с использованием информационных компьютерных технологий способствует активизации познавательной деятельности и формированию творческого мышления, умения анализировать собственные действия, помогает освоить приемы самообразования, а так же умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации. Таким образом, компьютерная грамотность определяется, как умение работать на компьютере и овладение основными компонентами компьютера.
В таблице 1. представлены основные определения понятия «компьютерная грамотность», представленные в научной литературе.
Вид грамотности Автор Трактовка понятия «компьютерная грамотность»
Кузнецов А. А, Монахов В. М, Шварц-бурд В. И. Совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности
Гуманитар- ная грамотность Розенберг Н. М. Навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям, понимания устройства и принципов функционирования ЭВМ
Христочевский С. В. Системная совокупность знаний и умений необходимых человеку для использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда в компьютеризированном обществе
Батышев С. Я. Способность использовать электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и использования различного рода информации
Техническая грамотность Каймин В. А. Одна из разновидностей технической грамотности, то есть умение грамотно обращаться с техническими средствами
Велихов Е. П, Логвинов И. И, Логвинова Т. Л, Знание принципов действия ЭВМ, понимание области ее применения в общей цепи решения проблемы, осознание значения микропроцессорной
Разумовский В. Г. техники в ускорении научно-технического прогресса
Берталанфи Л. Системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда
Базовая грамотность Оксан В. М. Знание принципов работы и работы компьютеров и умение его применять непосредственно в своей деятельности
Русакова Н.А Совокупность знаний и умений, необходимых каждому индивиду для эффективного функционирования в своей социальной группе во всех видах деятельности, где компьютерные технологии используются прямо или опосредованно
Анализируя данную таблицу, можно сказать, что все три вида
и и Т/" ^
компьютерной грамотности взаимосвязаны между собой. Каждый отдельный вид грамотности определяет ту или иную сферу деятельности будущего специалиста. Это обстоятельство обусловливает востребованность на рынке труда будущих специалистов, подготовленных к использованию средств новых информационных технологий в профессиональной деятельности. В свою очередь, требования к современному специалисту обусловливают стратегические задачи, а именно: формирование у обучающих высокого уровня подготовленности к использованию средств новых информационных технологий будущей профессиональной деятельности.
С нашей точки зрения, компьютерная грамотность - это набор минимальных знаний и умений человека использования электроннопроцессорной техники как в повседневной, так и в профессиональной деятельности в целях решения алгоритмических задач, хранения, обработки и использования различного рода информации с помощью программного обеспечения, а также умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде.
Формирование компьютерной грамотности будущих учителей химии должно предполагать обучение навыкам практического применения готовых компьютерных средств: систем управления базами данных, редакторов и т.д, усвоение системы знаний о функционально-логической структуре имеющихся компьютерных средств. С появлением информационных технологии в сфере образования появилась возможность создания высокоэффективных технологий обучения, позволяющих, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста [9]. Так, Е.И. Машбиц выделяет основные типы знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся при формировании компьютерной
грамотности: знание основной сферы применения компьютера; умение пользоваться программной документацией, осуществлять поиск информации в компьютерной базе данных; умение применять на практике приобретенные навыки работы с оборудованием, программами и документацией.
Б.С. Гершунский считает, что при подготовке будущего специалиста химии к использованию средств новых информационных технологий следует сместить акценты в сторону изучения химико-технологических и эксплуатационных характеристик компьютера и формирования умений с его помощью ставить и решать задачи.
Компьютерная грамотность предполагает усвоение знаний и закрепление навыков, а также освоение и эффективное использование компьютерных средств. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательное развитие учащихся [4].
Г.Г. Воробьев, В.А. Каймин, В.Ю. Милитарев, Е.П. Смирнов, С.А. Христочевский выдвигают на первое место умения обращаться с информацией, а именно:
а) выявить информацию, недостающую для решения проблемы;
б) осуществить ее поиск с помощью средств новых информационных технологий;
в) произвести отбор необходимой информации из всего полученного информационного массива;
г) сохранить информацию в памяти компьютера;
д) обработать информацию;
е) передать информацию при помощи средств телекоммуникации;
ж) эффективно использовать полученную информацию в деятельности [6, 10].
Отсутствие единой точки зрения на сущность, содержание и структуру подготовленности будущего специалиста химии к использованию средств новых информационных технологий создает пробелы в теории и практике информатизации образования. В частности, недостаточно полная разработанность этого вопроса затрудняет процесс выявления содержательно-процессуальных основ компьютеризированного
образовательного процесса.
Рассмотрим следующие компоненты компьютерной грамотности будущего учителя химии (рис. 1).
Рис, 1, Компоненты компьютерной грамотности будущих учителей химии
В отличие от других наук, составляющие компьютерной грамотности будущего учителя химии отличаются тремя практическими компонентами (вычислительный, технико-химический, проектно-конструкторский).
Компьютерная грамотность предполагает не только усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, по и психологическую готовность осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательная мотивация. Исследованием установлено, что все компоненты компьютерной грамотности будущего специалиста химии связаны между собой, а изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом [7].
Содержательное наполнение выделенных компонентов не исчерпывают всех аспектов компьютерной грамотности будущего учителя химии, но в целом достаточно полно характеризуют специалиста, стремящегося творчески использовать информационно-компьютерные. Исследованием установлено, что все компоненты компьютерной грамотности будущего специалиста химии связаны между собой, изменения, происходящие в одном компоненте, влекут за собой изменения в другом.
Основными компонентами компьютерной грамотности будущего учителя
1 ч_/ ч_/ ч_/ -1 ч_/
химии выступают информационный, системный, интеллектуальный, офисный поисковый, аппаратный, программистский, технико-химический, вычислительный и проектно-конструкторский компоненты. Структурные компоненты информационно-компьютерной грамотности находятся в тесной взаимосвязи. Компьютерная грамотность предполагает не только усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, по и психологическую готовность осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Другими словами, в основе формирования компьютерной грамотности лежит познавательная мотивация.
Библиографический список
1. Велихов, Е. П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. - 1986. - №1.- С. 18-22.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. Вильяме, Р. Компьютеры в школе: пер. с англ. / общ. ред и вс. ст. В.В. Рубцова. М. Прогресс. - 1988. - 336 с.
4. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б.С. Гершунский. - Киев: 1986. - 197 с.
5. Ершов, А.П. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники Текст. / А. П. Ершов, Н.М. Шанский, А.П. Окунева, Н.В. Баско; под ред.: А.П. Ершова, Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1991. -158с.
6. Каймин В. А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование. - 1990. - №6.
7. Милютина, И. А. Технические средства компьютерных информационных технологий. - М: АО «Московские учебники и Картометография», 1997
8. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. -7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
9. Федорова, О. И. Новые задачи в преподавании информатики в современной школе. // Педагогика. - 2001. - № 5.
10. Христочевский, С. В. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. - № 1. - С. 13-19.
Bibliography
1. Velikhov , E.P. A new information technology in the school / / Computer Science and Education . - 1986 . - № 1. - P. 18-22 .
2 . Verbitsky , A.A. Active Learning in Higher Education: the contextual approach . Moscow: Higher School , 1991 . - 207 p.
3 . Williams , R. Computers in schools: Per. from English. / Society. Ed and Sun Art. VV Rubtsov. M. Progress . - 1988 . - 336 .
4 . Gershunsky , B.S. Educational prognostics : Methodology . Theory .
Practice / BS Gershunsky . - Kiev : 1986 . - 197 p.
5 . Ershov , A.P. Glossary on the basics of computer science text . / AP Ershov, NM Shan , AP Okuneva NV Basco , ed . : AP Yershov , NM Shan . MA: Education , 1991 . - 158c.
6. Kaimin V.A. Informatics Course : status , methods and perspectives / / Computer Science and Education . - 1990 . - № 6.
7. Milutin , I.A. Technical means of computer information technology. - M:
JSC ” Moscow Textbooks and Kartometografiya ”, 1997
8. Mikheeva , E.V. Information technology in professional activities : studies. benefits for the students . environments. prof. Education / EV Mikheev. - 7th ed . , Sr.
- Moscow: Publishing Center "The Academy ", 2008. - 384 p .
9. Fedorov , O.I .New challenges in the teaching of computer science in the modern school . / / Pedagogy . - 2001 . - № 5 . 10 . Christochevsky , SV Informatization of Education / / Science and education. 1994 . - № 1. - Pp. 13-19 .