Научная статья на тему 'Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий'

Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
644
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION EDUCATION / INFORMATION EDUCATED PERSON / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / MEDIA LITERACY / COMPUTER LITERACY / INFORMATION / INFORMATION PROCESSES / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPUTER NETWORKS / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Анна Александровна

Становление информационного общества выдвигает новые требования к современной личности. Для того чтобы личность жила и успешно развивалась в нем, необходимо, что бы она была информационно образована. Современные исследователи определили круг понятий, характеризующий информационно образованную личность: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, медиаграмотность, компьютерная грамотность. Данные понятия исследователями часто понимаются по-разному, поэтому имеет смысл разобраться в их формулировках и взаимосвязи. В данной статье автор уточняет формулировку понятия компьютерная грамотность (КГ). В статье проанализированы как подходы родоначальников понятия КГ, так и подходы современных исследователей. Формулируя данное понятие в начале процесса компьютеризации общества, авторы выделяли конкретные знания и умения, которыми должна обладать в области компьютерных технологий. Современные авторы дают более общее понятие, чаще всего под компьютерной грамотностью понимается совокупность знаний и умений, позволяющих использовать компьютер и информационные технологии в жизни и профессиональной деятельности. На взгляд автора статьи следует уточнить конкретные знания и умения, характеризующие компьютерную грамотность современной личности. Для поставленной цели, помимо анализа подхода к формулировке рассматриваемого понятия, были проанализированы нормативные документы, которые регламентируют становление информационного общества в России и за рубежом. А также проанализированы навыки работы населения на персональном компьютере и цели использования сети Интернет, рассмотренные в статистическом сборнике «Информационное общество в Российской Федерации». В данном сборнике отражены исследования по становлению информационного общества в России, и проанализированные навыки выступают как важная составляющая современного человека. Все вышесказанное позволило выделить знания и умения, относящиеся к компьютерной грамотности личности и уточнить формулировку данного понятия исходя из современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Комарова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLARIFICATION OF THE CONCEPT OF COMPUTER LITERACY BASED ON PRESENT DAY

The formation of the information society puts forward new requirements for the modern personality. In order for a person to live and successfully develop in information society, it is necessary that it was educated informationally. Modern researchers have identified a range of concepts that characterize information-educated personality: information culture, information literacy, information competence, media literacy, computer literacy. These concepts are often understood by researchers in different ways, so it is necessary to understand their formulations and in how they connect to each other. In this article, the author clarifies the formulation of the concept of computer literacy. The article analyzes the approaches of the founders of the concept of computer literacy, and the approaches of modern researchers. Formulating this concept at the beginning of the process of computerization of society, the authors identified specific knowledge and skills that should have in the field of computer technology. Modern authors give a more General concept, most often computer literacy is understood as a set of knowledge and skills that allow the use of computer and information technology in life and professional activities. In the author's opinion, it is necessary to clarify the specific knowledge and skills that characterize computer literacy of the modern person. For this purpose, in addition to the analysis of the approach to the formulation of the concept, the normative documents that regulate the formation of the information society in Russia and abroad were analyzed. And also analyzed the skills of the population on a personal computer and the purpose of using the Internet, considered in the statistical book "Information society in the Russian Federation". This collection reflects the research on the formation of the information society in Russia, and analyzed skills acting as an important component of modern human. All of the above allowed to highlight the knowledge and skills related to computer literacy of the individual and to clarify the wording of the concept based on modern realities.

Текст научной работы на тему «Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий»

УДК 37

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПОНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИСХОДЯ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

© 2018

Комарова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатики и методики преподавания информатике» Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, e-mail: prokopjeva@rambler.ru)

Аннотация. Становление информационного общества выдвигает новые требования к современной личности. Для того чтобы личность жила и успешно развивалась в нем, необходимо, что бы она была информационно образована. Современные исследователи определили круг понятий, характеризующий информационно образованную личность: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, медиагра-мотность, компьютерная грамотность. Данные понятия исследователями часто понимаются по-разному, поэтому имеет смысл разобраться в их формулировках и взаимосвязи. В данной статье автор уточняет формулировку понятия компьютерная грамотность (КГ). В статье проанализированы как подходы родоначальников понятия КГ, так и подходы современных исследователей. Формулируя данное понятие в начале процесса компьютеризации общества, авторы выделяли конкретные знания и умения, которыми должна обладать в области компьютерных технологий. Современные авторы дают более общее понятие, чаще всего под компьютерной грамотностью понимается совокупность знаний и умений, позволяющих использовать компьютер и информационные технологии в жизни и профессиональной деятельности. На взгляд автора статьи следует уточнить конкретные знания и умения, характеризующие компьютерную грамотность современной личности. Для поставленной цели, помимо анализа подхода к формулировке рассматриваемого понятия, были проанализированы нормативные документы, которые регламентируют становление информационного общества в России и за рубежом. А также проанализированы навыки работы населения на персональном компьютере и цели использования сети Интернет, рассмотренные в статистическом сборнике «Информационное общество в Российской Федерации». В данном сборнике отражены исследования по становлению информационного общества в России, и проанализированные навыки выступают как важная составляющая современного человека. Все вышесказанное позволило выделить знания и умения, относящиеся к компьютерной грамотности личности и уточнить формулировку данного понятия исходя из современных реалий.

Ключевые слова: информационное общество, информационное образование, информационно образованная личность, информационная культура, информационная грамотность, медиаграмотность, компьютерная грамотность, информация, информационные процессы, информационные технологии, компьютерные сети, сеть Интернет.

THE CLARIFICATION OF THE CONCEPT OF COMPUTER LITERACY BASED ON PRESENT DAY

© 2018

Komarova Anna Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate Professor of "Informatics and methods of teaching Informatics" Pedagogical Institute Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx street, 1, e-mail: prokopjeva@rambler.ru)

Abstract. The formation of the information society puts forward new requirements for the modern personality. In order for a person to live and successfully develop in information society, it is necessary that it was educated informationally. Modern researchers have identified a range of concepts that characterize information-educated personality: information culture, information literacy, information competence, media literacy, computer literacy. These concepts are often understood by researchers in different ways, so it is necessary to understand their formulations and in how they connect to each other. In this article, the author clarifies the formulation of the concept of computer literacy. The article analyzes the approaches of the founders of the concept of computer literacy, and the approaches of modern researchers. Formulating this concept at the beginning of the process of computerization of society, the authors identified specific knowledge and skills that should have in the field of computer technology. Modern authors give a more General concept, most often computer literacy is understood as a set of knowledge and skills that allow the use of computer and information technology in life and professional activities. In the author's opinion, it is necessary to clarify the specific knowledge and skills that characterize computer literacy of the modern person. For this purpose, in addition to the analysis of the approach to the formulation of the concept, the normative documents that regulate the formation of the information society in Russia and abroad were analyzed. And also analyzed the skills of the population on a personal computer and the purpose of using the Internet, considered in the statistical book "Information society in the Russian Federation". This collection reflects the research on the formation of the information society in Russia, and analyzed skills acting as an important component of modern human. All of the above allowed to highlight the knowledge and skills related to computer literacy of the individual and to clarify the wording of the concept based on modern realities.

Keywords: information society, information education, information educated person, information culture, information literacy, media literacy, computer literacy, information, information processes, information technology, computer networks, Internet.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Потоки информации обрушиваются на каждого из нас ежедневно, современная личность должна уметь противостоять информационной лавине. Как написано в Руководстве по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни «Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности» [1, с. 6]. Другими словами, человек, живущий и развивающийся в информационном обществе, должен обладать умениями выделять нужную информацию, определять её свойства, обрабатывать инфор-

мацию, принимать на ее основе решения и так далее. И речь идет далеко не только о наличии данных умений у специалиста в профессиональной деятельности, в повседневной жизни каждый человек сталкивается с потоком информации: реклама, новости, телевизионные шоу и другое. Современной личности необходимы знания и умения обработки текстовой, числовой, графической информации, поиска информации и др. Исходя из современных реалий, важно уметь правильно реагировать на любую информацию. Так в ожидаемых результатах реализации Концепции информационной безопасности детей (2015г.) заявлено обеспечение в 2020 году формирования в Российской Федерации поколения молодых

Комарова Анна Александровна УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ...

граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве [2]. Все это говорит о том, что человек в современном мире должен быть информационно образован.

Область информационного образования личности, на сегодняшний день, активно изучается. Данный вопрос освещается в работах Бешенкова С. А., Ракитиной Е. А., Гендиной Н.И. [3-5] и др. Понятий, введенных в этой области достаточно много (информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, медиаграмотность, компьютерная грамотность).

Понятие компьютерной грамотности появилось ранее остальных, однако до сих пор активно изучается. Родоначальниками определения данного понятия были Каймин В.А. [6], Селевко Г.К. [7], Ершов А.П. [8]. Чаще всего компьютерная грамотность определялась как конкретный набор знаний и умений работы с конкретными технологиями.

Сегодня вопросами компьютерной грамотности занимаются Гендина Н.И. [4, 5], Бешенков С.А. [1], Никитина Е.Ю. [9], Чалкина Н.А. [10] и другие. Здесь чаще всего дается достаточно общее понятие (умение использовать компьютер в жизни и профессии).

Так как компьютерная грамотность является одной из основных качеств информационно образованной личности с одной стороны, а становление информационного общества диктует новые требования к компьютерной терминологии, умениям и навыкам, необходимым современной личности с другой стороны, поэтому возникает вопрос: что же является компьютерной грамотностью сегодня.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Исследователи активно занимаются вопросом компьютерной грамотности, способами ее формирования у разных групп населения, соответственно формулируя для своего исследования данное понятие.

Гендина Н.И., проводя анализ терминологии, пишет, что термин компьютерная грамотность [computer literacy (competence)] понимается как совокупность знаний и умений, позволяющих человеку использовать ЭВМ в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни [4].

Никитина Е.Ю. и Куликов И.А. пишут, что компьютерная грамотность лежит в основе совокупности умений, включающихся в такие понятия, как функциональная и базовая грамотность, но не поглощается ими полностью, поскольку в условиях современного мира компьютерная грамотность является достаточно общей культурной категорией и часто рассматривается не только в плане возможностей функционирования индивида, но как часть его общей культуры [9].

Чалкина Н.А. и Двоерядкина Н.Н. обобщая подходы, введенные Ершовым, Селевко, Кайминым отмечает, что содержание компьютерной грамотности не исчерпывается лишь компонентами, выделенными этими авторами, и предполагает не только усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, но и психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства [10].

Авторы Паскова А.А., Бутко Р. П. понимают компьютерную грамотность как системную совокупность знаний и умений, необходимую человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда. При этом выделяют три уровня компьютерной грамотности: уровни элементарной, функциональной и системной профессиональной. [11].

Анализ данных исследований позволяет сделать вы-

вод, что вопрос, рассматриваемый в данной статье по-прежнему актуален, однако, большинство современных исследователей определяют компьютерную грамотность в общем, тогда как родоначальники данного понятия, такие как Ершов А.П., Селевко Г.К., Каймин В.А., выделяют конкретные знания, умения, навыки. Это и послужило поводом для уточнения формулировки понятия компьютерная грамотность личности.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью статьи является уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Процесс информатизации общества, начавшись в девяностые годы прошлого столетия, целенаправленно меняет жизнь каждого человека и самого общества в целом. Идет активное становление информационного общества, которое выдвигает новые требования к современной личности.

Изучая опасные тенденции информатизации общества [12], можно сделать вывод, что современная личность должна уметь противостоять информационной лавине, обладать умениями поиска и отбора качественной и достоверной информации. Человек должен обладать умениями искать нужную информацию, выделять в найденном материале нужное, определять свойства информации, обрабатывать её, принимать на ее основе решения и так далее. Помимо этих навыков, важно уметь правильно реагировать на информацию. Другими словами, в информационном обществе должны жить и развиваться информационно образованные личности.

Область информационного образования личности освещается во многих рабатах, соответственно и понятий, введенных в этой области достаточно много (информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, медиаграмотность, компьютерная грамотность), поэтому следует разобраться в том, какое понятие что из себя представляет, как они связаны друг с другом, являются ли они тождественными, взаимозаменяемыми, или же некоторые понятия более широкие (узкие). Озвученная задача является достаточно объемной. Так как понятие компьютерной грамотности появилось ранее остальных, однако до сих пор активно изучается и, является одной из основных качеств информационно образованной личности, то, в рамках данной статьи, рассмотрим уточнение определения понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий.

Понятие компьютерной грамотности, является одним из трех понятий, характеризующих грамотность информационно образованной личности (компьютерная грамотность, медиаграмотность, информационная грамотность).

Изучая историю информатизации общества, можно сказать, что понятие «компьютерная грамотность» появилось раньше двух других, еще в начале процесса информатизации, а точнее на этапе компьютеризации общества. Первые попытки ввести данное понятие были предприняты С.Я. Батышевым, В.А. Кайминым, Г.К. Селевко, А.П. Ершовым.

С.Я. Батышев определяет компьютерную грамотность как способность использовать электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и использования разного рода информации [13, с. 499]. В.А. Каймин рассматривает компьютерную грамотность как умение грамотно обращаться с техническими средствами [6, с. 70].

А.П. Ершов и Г.К. Селевко, вводя понятие компьютерной грамотности, определяют ее как конкретный набор знаний, умений и навыков (ЗУН).

Так по Ершову А.П. это знание роли новых информационных технологий в обществе и сферы применения вычислительной техники; умение работать с ЭВМ; зна-

ние устройства и возможностей вычислительной техники и средств передачи информации; знание основных понятий алгоритмизации и принципов программирования; подготовка и обработка текстов; хранение и поиск информации; выполнение расчетов [8, с. 58].

ЗУН по Селевко Г.К.: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных программных оболочек; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования [7, с. 135].

Однако, рассматривая данные определения сегодня как компьютерную грамотность современного человека (не распределяя по профессиональной направленности), следует отметить, что набор ЗУН существенно изменился.

На первый план выходят ЗУН по передачи, поиску и защите информации, умения работы с информационными технологиями: обработка текстовой, числовой, графической, звуковой, видео информации.

И отходят на второй план (а точнее сказать их можно отнести к уже профессиональному уровню компьютерной грамотности) ЗУН в области алгоритмизации и программирования.

В отличие от родоначальников изучения понятия компьютерная грамотность, современные исследователи дают достаточно общее определение понятия. Так, например, как совокупность знаний и умений, позволяющих человеку использовать ЭВМ в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни понимает компьютерную грамотность Гендина Н.И. [4]. Как системную совокупность знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использование компьютера в качестве орудия интеллектуального труда определяют рассматриваемое понятие Паскова А.А., Бутко Р. П. [11].

Таким образом, от конкретного набора знаний и умений исследователи уходят к более общей формулировке (использование компьютера и информационных технологий в жизни и профессиональной деятельности). На взгляд автора статьи необходимо проанализировать использование информационных технологий современным человеком и уточнить набор компонентов, входящих в состав понятия компьютерная грамотность сегодня.

Для достижения поставленной цели проведем анализ нормативных документов и научных исследований, посвященных становлению информационного общества. Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены и озвучены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000г.), Декларацией принципов «Построение информационного общества в новом тысячелетии» (2003г.), Планом действий Тунисского обязательства (2005г.) [14-16]. Также в 2000 году ЮНЕСКО учредила Программу «Информация для всех» [17]. Ее цель - построение информационного общества для всех путем сокращения разрыва между информационно-богатыми и информационно-бедными.

В России, документами, регламентирующими становление информационного общества являются государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 [18], Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. [19], Стратегия развития информационного общества в

Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 [20].

В документах приведены характеристики действующего информационного общества. Первое, что отмечается в приведенной стратегии, это активное использование пользователями сети «Интернет».

В частности, поиск информации, социальные сети, сайты госуслуг, покупка товаров и услуг через сеть и др. Также отмечается, что важность внедрения технологии обработки данных.

В статистическом сборнике «Информационное общество в России» (2017г.) [21] изучались навыки работы населения на персональном компьютере (результаты приведены на рисунке 1).

Pdirou i ruKLIOBUH p4U

flfpTJM1" флНГВД НГИДу К<ПР Щ-КПГрЛН И периферийными устромгмчн (цчфрГ'И-Й «34*«р4Й. ИЧр'».

Рабфта £ э|*н грон ними "аЬпица*и

IT: полый1ип иг • .JK- длн ¡-г-д^к гмрг.н.1 пня fan-, -иЛ' о и лудкофайме

Подклцчгмчгк Г~ пнолв ммм* упрлйси

[□JAJMHL; >ЛГК1 pUfllMUIH ГрсНШJI|H H L ».inr.nLJUCJMHL'"

Ипнеплмн.' rupfHrrpof ипн H.irïpoH'h коифи1у|-..и|ии flpOrpdfMHOrO «ШЛ^ММ

CaMOCTMTtrtbWrt Mj'iH'Ij иИ'.-npfli piH миги а ^«печгни» ç кпспыпмнигк H ]W*OB npel pa« MLHpCDO KtH

ТО M 30 40 Я Ю

Рисунок 1 - Навыки работы населения на персональном компьютере

Можно отметить, что с уменьшением процента навыки постепенно переходят в профессиональные (программисты, системные администраторы).

Анализируя навыки, исследуемые в сборнике, а также информацию, приведенную в рассмотренных документах, можно сделать вывод, что современному человеку важно обладать умениями обрабатывать текстовую, числовую, графическую, аудио-, видео- информацию средствами информационных технологий.

Также важен такой информационный процесс как передача файлов.

Статистическое исследование было проведено также на предмет выявления целей использования сети Интернет показало следующие результаты (результаты приведены на рисунке 2).

Анализируя и обобщая цели, рассмотренные на рисунке 2, выделим умения: поиск и передача информации средствами сети Интернет, осуществление коммуникаций, получение электронных услуг.

Соответственно для освоения умений, обозначенных при анализе рисунков 1 и 2, нужны теоретические знания. Выделим теоретические знания: понятие информация, подходы к измерению информации; единицы измерения информации, свойства информации, классификация информации; понятие информационного процесса, виды информационных процессов; понятие информационной технологии (ИТ), классификация ИТ, инструментарий ИТ; понятие компьютерной сети, сеть Интернет, услуги сети Интернет, социальные сервисы web2.0.

Вышесказанное позволяет уточнить формулировку понятия, которую современные авторы формулируют как «использование компьютерных и информационных технологий в повседневной жизни». Что касается использования компьютерных и информационных технологий в профессиональной деятельности, согласимся с современными исследователями в необходимости общей формулировки, так как конкретизировать ее можно зная о какой профессии идет речь.

Комарова Анна Александровна УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛИРОВКИ ...

Учитывая все вышесказанное, мы можем конкретизировать понятие «компьютерная грамотность».

HHMrf во оймоммим ч ц..и tpo&kefUH < >•'* '^ i

D л М Я ¥1 » I

Рисунок 2 - Цели использования сети Интернет

Компьютерная грамотность современного человека -это совокупность следующих компонентов:

- набор теоретических знаний в области информационных технологий (знания в области тем: информация, информационные процессы, информационные технологии (ИТ), компьютерные сети, сеть Интернет),

- умения и навыки работы с информацией (поиск, хранение, обработка, передача, защита средствами инструментария информационных технологий, соответствующего виду информации), позволяющие применять их в повседневной жизни,

- набор ЗУН по информационным технологиям, применяемым в профессиональной деятельности.

Подводя итоги изучения компонентов компьютерной грамотности, нельзя не отметить о стремительном развитии информационных технологий: появление новой техники, постоянное обновление программного обеспечения и тд. Это требует от современного человека особого отношения. Как пишут Чалкина Н. А. и Двоерядкина Н.Н. [10], компьютерная грамотность предполагает не только усвоение некоторой суммы знаний или закрепление навыков, но и психологическую готовность успешно осваивать и эффективно использовать все новые компьютерные средства. Развивая далее эту мысль можно сказать, что современная личность должна быть готова к постоянной работе над своей компьютерной грамотностью, обладать способностью к саморефлексии и саморазвитию в области информационных технологий.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Анализ подходов к формулировке понятия компьютерная грамотность, а также документов и литературы отражающих суть современного информационного общества позволил сформулировать понятие компьютерной грамотности исходя из современных реалий.

Компьютерная грамотность - это совокупность сле-

дующих компонентов:

- набор теоретических знаний в области информационных технологий (знания в области тем: информация, информационные процессы, информационные технологии (ИТ), компьютерные сети, сеть Интернет),

- умения и навыки работы с информацией (поиск, хранение, обработка, передача, защита средствами инструментария информационных технологий, соответствующего виду информации), позволяющие применять их в повседневной жизни,

- набор ЗУН по информационным технологиям, применяемым в профессиональной деятельности.

Также следует отметить, что современная личность должна быть готова к постоянной работе над своей компьютерной грамотностью, обладать способностью к саморефлексии и саморазвитию в области информационных технологий.

В дальнейшем планируется расширить изучение понятий, касающихся информационной образованности личности: изучить подходы к формулировке понятий медиаграмотность, информационная грамотность. Определить взаимосвязь понятий компьютерная грамотность, медиаграмотность, информационная грамотность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лау, Хесус. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни* русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning [Текст] / Хесус Лау. — Издатель: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. 45 с.

2. Концепция информационной безопасности детей [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р // СПС «КонсультантПлюс». — (Дата обращения 10.10.2018).

3. Бешенков, С.А., Ракитина, Е.А., Миндзаева, Э.В. Информационное образование в России [Текст] / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева // Знание. Понимание. Умение. 2013. №3. С. 42-51.

4. Гендина, Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) [Текст]/Н.И. Гендина //Школьная библиотека. — 2005. №3. С. 18-24.

5. Гендина, Н.И., Рябцева, Л.Н. Информационное образование: дефениция и принципы [Текст] / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 217-223.

6. Каймин, В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре [Текст] // Советская педагогика. 1990. №4. С. 70-71.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.

8. Ершов, А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования [Текст]/А.П. Ершов. — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. 125 с.

9. Никитина, Е.Ю., Куликов, И.А. Теоретико-методологические аспекты развития компьютерной грамотности будущего учителя [Текст] / Е.Ю. Никитина, И.А. Куликов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №5. С. 137-150.

10. Чалкина, Н.А., Двоерядкина, Н.Н. Компоненты компьютерной грамотности студентов гуманитарных специальностей высшей школы [Текст] / Н.А. Чалкина, Н.Н. Двоерядкина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.

B.П. Астафьева. 2010. №3. С. 87-92.

11. Паскова, А.А., Бутко, Р.П. Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества [Текст] / А.А. Паскова, Р.П. Бутко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 1. С. 105-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Раецкая, О.В. Социальные последствия информатизации [Текст] / О.В. Раецкая //Перспективы науки и образования. 2013. № 1.

C. 68-72.

13. Профессиональная подготовка [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.

14. Окинавская хартия глобального информационного общества [Электронный ресурс], 2000. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901770887. — (Дата обращения 10.10.2018).

15. Декларация принципов «Построение информационного общества в новом тысячелетии - глобальная задача в новом тысячелетии» [Электронный ресурс] : Документ WSIS-03/GENEVA/ DOC/4-R от 12 декабря 2003 года. — Режим доступа: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30170561#pos=0;0. — (Дата обращения 10.10.2018).

16. Тунисская программа для информационного общества [Электронный ресурс] : Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества Женева, 2003г. Тунис, 2005г. Документ WSIS-05/TUNIS/D0C/6(Rev.1)-R . — Режим доступа:

17. http://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis.pdf. — (Дата обращения 10.10.2018).

18. Программа «Информация для всех» [Текст] : Публикация № 050210/a/1. -М.: МОО ВППЮНЕСКО, 2000. — 8 с.

19. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // СПС «КонсультантПлюс». — (Дата обращения 10.10.2018).

20. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. // СПС «КонсультантПлюс». — (Дата обращения 10.10.2018).

21. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 // СПС «КонсультантПлюс». — (Дата обращения 10.10.2018).

22. Информационное общество в Российской Федерации : статистический сборник [Текст] /К. Э. Лайкам, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; Росстат, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУВШЭ, 2017. — 328 с.

Статья поступила в редакцию 15.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.