Научная статья на тему 'Содержание понятия «Компьютерная грамотность» в научной литературе'

Содержание понятия «Компьютерная грамотность» в научной литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2331
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / АСПЕКТЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ / COMPUTER LITERACY / INFORMATION / ASPECTS AND COMPONENTS OF COMPUTER LITERACY / CHILDREN WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазаева Ю. А., Агавелян О. К.

В статье рассматривается актуальность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью компьютерной грамотности, приводится теоретический анализ понятия «компьютерная грамотность» в научной литературы, раскрываются различные аспекты и составляющие компьютерной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF CONCEPT «COMPUTER LITERASY» IN SCIENTIFIC LITERATURE

In artide the urgency of training of diildren with intelllectual insufficiency is considered, the theorecal analysis of concept Komputer litery» is provided in scientific literature, various aspects and components of computer litery reveal.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Компьютерная грамотность» в научной литературе»

оздоровительном, спортивном, рекреационной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

• способность разрабатывать проекты и методическую документацию в сфере физической культуры и спорта с учетом социальных, морфофункциональных, психологических особенностей студентов, использовать современные информационные технологии в проектировании.

Научно-исследовательская деятельность:

• способность выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта;

• способность разрабатывать планы, программы и методики проведения исследований в области физической культуры и спорта;

• способность использовать методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта;

Библиографический список

1. Магин, В.А. Педагогические способности личности и деятельности тренера в спорте // Вестник Ставропольского государственного университета - 2011. - № 77(6).

2. Сорокопуд, Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Педагогическое образование и наука -2010. - №11.

3. Магин, В.А. Инновационность системы подготовки студентов по направлению «Физическая культура» как средство повышения их конкурентоспособности // Мир науки, культуры, образования - 2011 № 6 (31).

Bibliography

1

2

• способность интерпретировать результаты собственных научных исследований и выявлять их практическую значимость.

Культурно-просветительская деятельность:

• высокий уровень знаний в области пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодёжи разных факультетов (знание новейших теорий, методов и технологий)

• способность выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения эффективности культурно-просветительской деятельности;

• способность разрабатывать целевые программы привлечения студентов различных факультетов к активным занятиям физической культурой и спортом и др.

Таким образом, выделенная структура и содержание профессиональной компетентности преподавателя физической культуры является определённым ориентиром для проектирования практико-ориентированных заданий, направленных на формирование конкретных компетенций и профессиональной компетентности в целом.

З.

Magin, V.A. Pedagogicheskie sposobnosti lichnosti i deyateljnosti trenera v sporte // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta

- 2011. - № 77(6).

Sorokopud, Yu.V. Modelj professionaljnoyj kompetentnosti prepodavatelya vihssheyj shkolih // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - 2010.

- №11.

Magin, V.A. Innovacionnostj sistemih podgotovki studentov po napravleniyu «Fizicheskaya kuljtura» kak sredstvo povihsheniya ikh konkurentosposobnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya - 2011 № 6 (31).

Статья поступила в редакцию 12..07.12

УДК 376

Mazaeva Y.A., Agavelyan O.K. THE CONTENT OF CONCEPT «COMPUTER LITERASY» IN SCIENTIFIC LITERATURE. In article the urgency of training of children with intellectual insufficiency is considered, the theoretical analysis of concept «computer literacy» is provided in scientific literature, various aspects and components of computer literacy reveal.

Key words: computer literacy, information, aspects and components of computer literacy, children with intellectual insufficiency.

Ю.А. Мазаева, аспирантка АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected];

О.К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье рассматривается актуальность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью компьютерной грамотности, приводится теоретический анализ понятия «компьютерная грамотность» в научной литературы, раскрываются различные аспекты и составляющие компьютерной грамотности.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, информация, аспекты и составляющие компьютерной грамотности, дети с интеллектуальной недостаточностью.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Информационные технологии широко используются в самых различных сферах современного общества, в том числе, и в образовании. Именно здесь начинают свое формирование социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки информатизации всего общества. Следовательно, информатизация сферы образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества и должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.

Д.И. Фельдштейн считает, что одна из задач современного образования должна быть направлена на выявление «резервов» психического развития современных детей, путем их накопления, в том числе и возможностей ускорения психического разви-

тия путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы [1]. Все это напрямую относится и к детям с интеллектуальной недостаточностью.

Все увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывает необходимость повышения эффективности, а, следовательно, качества учебно-воспитательного процесса в специальных школах. Сегодня главная цель информатизации специального образования состоит в подготовке обучающихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности.

Обучение компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью способствует не только формированию информационного мировоззрения, но и развитию системного мышления, ориентации в массе программных средств компьютера, необходимых для полноценной жизнедеятельности данной категории детей.

Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII будут жить и работать в таком же информационном обществе, что и выпускники всех других общеобразовательных учреждений. Поэтому вопрос компьютеризации специального образования заслуживает особого внимания.

Вопросы компьютеризации средней школы разрабатывались многими учеными (С. Пейперт, Б.С. Гершунский, М.С. Чва-нова и др.). Однако, проблема компьютеризации школы в них, в основном, рассматривалась авторами в целом, как прорыв в существующей системе образования. Существуют работы по социально-философскому осмыслению проблемы компьютеризации (И.В. Бестужев-Лада), представлении компьютера как инструмента реализации и развития творческих способностей детей (Р Вильямс). Вопросами внедрения ЭВМ в систему образования и изучением взаимодействия с компьютером старшеклассников занимались В.С. Собкин, И.А. Липский, Е.И. Машниц,

А.Ю. Уваров и др. Часть исследователей рассматривают социальные и культурные аспекты освоения компьютерной грамотности как глобальной проблемы современности (Д. Белл, М. Маклюэн, О. Тоффлер, В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул и др.). Изучением применения компьютера в специальном образовании занимались И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.

В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Так, по данным Д.И. Фельдштейна имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается в 22,5% случаев [1].

Давая предварительную оценку состояния проблемы обучения компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью важно отметить, что до настоящего времени специальные исследования, посвященные данной проблеме не проводились.

В работах обнаруживается противоречие между требованиями современного информационного общества и низким уровнем готовности детей с интеллектуальной недостаточностью к использованию компьютера в жизни и обучении. Одним из основных положений специальной психологии является утверждение об общности законов нормального и аномального развития детей. Следовательно, обучение компьютерной грамотности для аномального ребенка не менее существенно, чем для нормального.

Внедрение компьютерной техники в специальное образование связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определении приоритетов и сопод-чиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Как отмечает Л.Ф. Отверченко формирование компьютерной грамотности российских учащихся в теории и на практике увязывается с контекстом информатизации школьного образования. Понятие «информатизации образования» практически не встречается в западной литературе и является особенностью российской академической традиции [2].

Рассматривая понятие «компьютерная грамотность» необходимо определить как же, что в целом представляет собой информация и как ее можно получать с помощью компьютера. Наиболее распространенными являются два подхода к определению информации. Первый предложен английский кибернетиком и биологом У. Эшби на основе категории разнообразия. Второй впервые обоснован философами-марксистами на основе категории отражения как свойства всей материи.

Академик В.М. Глушков считает, что источником разнообразия является неоднородность распределения материи в пространстве и времени. На этом основании он характеризует информацию как меру этой неоднородности, как показатель изменений, которые сопровождают все происходящие в мире процессы.

Также существуют семантическая (смысловая) и прагматическая концепции информации. Основой прагматической концепции выступает измерение количества ценности информации, а семантическая характеризует смысл, содержательность сообщений [3].

В энциклопедическом словаре понятие информации раскрывается как «первоначальные сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другими способами». Исхо-

дя из определения информации можно сделать вывод о том, что понятие информации связано с понятием компьютерной грамотности.

Анализ литературы показал, что понятие «компьютерная грамотность» интерпретируется в научной литературе по-разному. По мнению В.Н. Каптелинина, необходимым условием построения оптимального учебного процесса по информатике является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия «компьютерная грамотность» [4]. В настоящее время такого определения не существует. Мнения специалистов не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу. Отсюда вытекает необходимость теоретического поиска определения понятия «компьютерной грамотности». Рассмотрим наиболее распространенные определения «компьютерной грамотности».

В Российской педагогической энциклопедии компьютерная грамотность рассматривается как элемент общеобразовательной подготовки человека и как часть технологического образования. Поэтому в понятие компьютерной грамотности входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютера, знания о применении компьютера в различных сферах производства, культуры, образования и связанные с ним изменения в деятельности человека, первоначальный опыт использования прикладных программ унилитарного назначения [5, с. 460-462].

По мнению Г. К. Селевко, компьютерная грамотность охватывает операции с персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, умение работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных [6].

В словаре Г.М. Коджаспировой компьютерная грамотность определяется как часть технологического образования и включает в свою структуру знание основных понятий информатики и вычислительной техники, знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, знание современных операционных систем и владение их основными командами, знание современных программных оболочек и операционных систем общего назначения и владение их функциями, владение хотя бы одним текстовым редактором, первоначальные представления об алгоритмах и языках программирования, первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения [7].

В диссертации Н.М. Рукиной отмечается, что понятие «компьютерная грамотность» изменялось с развитием, совершенствованием и внедрением компьютерной техники. До 70-х годов оно включало в себя только обязательное умение программировать и овладение совокупностью определенных технологических навыков работы на электронно-вычислительной машине. С середины 70-х годов изменился сущностный подход к компьютерной грамотности, пересмотрена образовательная ценность различных видов знаний и умений, основной акцент делается на решение задач с помощью компьютера [8].

Сегодня информационный поиск в сети «Интернет» выдает большое количество сайтов, где упоминается категория «компьютерная грамотность». Анализируя их содержание, планомерно вытекает вывод о том, что компьютерная грамотность на сайтах всемирной паутины трактуется как способность к овладению элементарными навыками работы на компьютере (текстовые документы, электронные таблицы, мультимедиа презентации и т.д.).

В учебном пособии по информатике, толкование компьютерной грамотности было дано не столько из технических, сколько из дидактических соображений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас.

По мнению В.Н. Каптелинина, понятие компьютерной грамотности имеет несколько аспектов: бытовой, профессиональной и овладение компьютером как интеллектуальным средством [4].

Бытовая компьютерная грамотность подразумевает то, что пользователем компьютеров станет практически каждый. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа. Так, обучение первоначальным навыкам работы на компьютере можно определить как одну из задач школы.

Профессиональная компьютерная грамотность связана с использованием компьютера в разных профессиях. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством предполагает то, что компьютер является средством, обеспечи-

вающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных.

В.Н. Каптелинин выделяет задачу формирования компьютерной грамотности учащихся как одну из наиболее актуальных задач современной школы. Мы считаем, что формирование компьютерной грамотности одна из задач и специального образования [4].

Анализ содержания понятия «компьютерной грамотности» позволяет выделить следующие составляющие: когнитивные навыки, эмоциональное отношение к компьютеру, особенности саморегуляции, мотивационной сферы и личности пользователя, сформированность специальных коммуникативных навыков [9; 10].

Многие авторы отмечают, что обеспечить полноценную компьютерную грамотность школьников может лишь комплексный учебно-воспитательный процесс, учитывающий все перечислен-

Библиографический список

ные компоненты. Однако центральным звеном, которое создает основу для формирования всей системы психологических особенностей является развитие мышления учащихся [9; 10].

Таким образом, суммируя представленные определения компьютерной грамотности, можно сделать вывод о том, что понятие компьютерная грамотность - это умение работать с персональным компьютером, с электронным текстом, электронными таблицами, использовать компьютерные программные средства, создавать презентации и базы данных. Также анализ литературных источников показал, что вопрос о применении компьютера в специальном образовании неоспорим. Для детей с интеллектуальной недостаточностью компьютер способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни, выступает в качестве помощника в освоении нового, развитии мотивации.

1. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития: офиц. Текст. - Нижний Новгород, 19-20 апреля 2010 г.

2. Отверченко, Л.Ф. Компьютерная грамотность школьников в контексте информатизации образования: монография. - Новочеркасск, 2007.

3. Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики. - М., 1987.

4. Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников // Вопросы психологии -М. - 1986. - №5.

5. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М., 1993. - Т. 1.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006. - Т. 2.

7. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. - М.; Ростов н/Д., 2005.

8. Рукина, Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. -

Оренбург, 2010.

9. Шнейдерман, Б. Психология программирования. - М., 1984.

10. Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова - М., 1985.

Bibliography

1. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmeneniyj rebenka i situacii ego razvitiya: ofic. Tekst. - Nizhniyj Novgorod, 19-20 aprelya 2010 g.

2. Otverchenko, L.F. Kompjyuternaya gramotnostj shkoljnikov v kontekste informatizacii obrazovaniya: monografiya. - Novocherkassk, 2007.

3. Glushkov, V.M. Osnovih bezbumazhnoyj informatiki. - M., 1987.

4. Kaptelinin, V.N. Psikhologicheskie problemih formirovaniya kompjyuternoyj gramotnosti shkoljnikov // Voprosih psikhologii - M. - 1986. - №5.

5. Mashbic, E.I. Kompjyuterizaciya obucheniya // Rossiyjskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: v 2 t. - M., 1993. - T. 1.

6. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006. - T. 2.

7. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike. - M.; Rostov n/D., 2005.

8. Rukina, N.M. Formirovanie kompjyuternoyj gramotnosti vzroslihkh v sfere dopolniteljnogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2010.

9. Shneyjderman, B. Psikhologiya programmirovaniya. - M., 1984.

10. Psikhologicheskie problemih sozdaniya i ispoljzovaniya EhVM / pod red. O.K. Tikhomirova - M., 1985.

Статья поступила в редакцию 12.07.12

УДК 378 (075.8)

Minzer I.V, Babayev E.S. DESIGNINGTHE PROGRAM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION ON BASE OF THE INTEGRATIONS OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION. In the article as a response on modern trends of

the development of the unceasing education is offered the author's model of the program of the professional learning

of the unemployed people, which were designed on the base of the integrations formal and informal education.

Key words: designing, integration, professional education, formal and informal education, unemployed people.

И.В. Минзер, ассистент каф. «Экономика и менеджмент» КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»;

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., декан факультета начальных классов, филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье, как отклик на современные тенденции развития непрерывного образования, предложена авторская модель программы профессионального обучения безработных граждан, разработанная на основе интеграции формального и неформального образования.

Ключевые слова: проектирование, интеграция, профессиональное обучение, формальное и неформальное образование, безработные граждане.

Существующая образовательная практика показывает, что для того, чтобы эффективно осуществлять образовательный процесс, необходимо разработать, прежде всего, эффективную модель программы обучения. Что и было нами осуществлено при планировании профессионального обучения безработных граждан на основе интеграции формального и неформального образования.

В педагогике сложилось устойчивое понимание того, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование, включающее в себя диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

В технологической плоскости идея нашей проектной деятельности состояла в том, чтобы разработать и описать модель,

2GG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.