Научная статья на тему 'Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения'

Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
functional literacy / process of self-knowledge. competence in the sphere of health / care / cluster / cluster approach / individual experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Бахарева

Полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе зависит не столько от номенклатуры освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Проблема формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса занимает особое место в системе образования России. Ведущими становятся задачи по созданию оптимальных и комфортных условий для воспитания, обучения и развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH IN DEVELOPMENT OF THE FUNCTIONAL LITERACY IN THE SPHERE OF HEALTH CARE

Cluster approach allows to create conditions, necessary for pupils to form the functional literacy in the sphere of health care. In particular, it assists to develop the skills to organize and manage the process of self-knowledge, taking into account individual peculiarities of an organism; it introduces dialogue as a means of interaction and acquiring of knowledge, and assists to create situations of communication without stresses; it stimulates the pupils to think independently, to develop initiative in the choice of their own living position and competent attitude to own health.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения»

ESTIMATION OF TREATMENT EFFICIENCY OF ACNE PATIENTS TAKING INTO ACCOUNT DATA ABOUT STRUCTURE AND TYPE OF AGENT RESISTANCE

V.A. Baturin

The Chair of Clinical Pharmacology Stavropol State Medical Academy Mira str., 310, Stavropol, Russia, 355017

YE.N. Shikhanova

Territory Clinical Dermatovenerologic Dispensary Dostoyevskogo str., 52, Stavropol, Russia, 355020

Regional study was carried out to identify microflora of acne elements and to determine its sensitivity to antibacterial drugs. S. aureus and S. epidermidis predominated in the structure of isolated pathogens. High sensitivity of staphylococci to cephazoline, gentamycine, co-amoxyclave and ciprofloxacine was revealed. About 50% of isolated S. aureus and S. epidermidis strains proved to be resistant to doxycycline, erythromycine and clindamycine.

Clinical efficiency of cephazoline use in acne patients was studied. At parenteral introduction of cephazoline during 10 days a more clinically apparent effect was received, in comparison with peroral intake of doxycycline during 21 day.

Keywords: acne disease, S. aureus, S. epidermidis, antibiotic resistance, antibiotic therapy, cepha-zoline, doxycycline.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Е.В. Бахарева

Кафедра управления развитием школы Московский педагогический государственный университет

Москва

Полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе зависит не столько от номенклатуры освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Проблема формирования и развития здоровьесберега-ющих компетенций у субъектов образовательного процесса занимает особое место в системе образования России. Ведущими становятся задачи по созданию оптимальных и комфортных условий для воспитания, обучения и развития учащихся.

Развитие здоровьесбережения в образовательном процессе связано с формированием у школьников функциональной грамотности, где большую роль играют ключевые компетенции здорового образа жизни, культуры здоровья, его сохранения.

Вопросы формирования функциональной грамотности школьников рассматривают в своих работах П.Р. Атутов, Ж.М. Витник, Б.В. Гершунский (1), В.А. Ермоленко (2), И.В. Зимняя (3), С.С. Крупник, Ю.В. Кулюткин (4), О.Е. Лебедев (5), А.А. Леонтьев (6), А.М. Новиков, Л.М. Перминова (7), Р.Л. Перченок (2), Н.А. Сметанникова (8), А.С. Тангян, П.И. Третьяков (9), С.Ю. Черноглазкин (2), Т.И. Шамова (11), И.В. Шутова.

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день уходит в прошлое одностороннее понимание функциональной грамотности как набора общеучебных умений и навыков. Функциональная грамотность рассматривается как определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень овладения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности.

На современном этапе развития образования в нашей стране можно выделить ряд проблем, связанных с недостаточной сформированностью функциональной грамотности школьников, которые тормозят развитие образования в целом:

— неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.;

— сложившаяся система обучения «натаскивает» учащихся применять стандартные способы решения на основании «узнавания» задачи, что вызывает определенные трудности в применении предметных умений в решении задач, содержание, условия которых даны в непривычной форме;

— отсутствие системного, целостного, творческого анализа предлагаемой ситуации, выдвижения гипотез и их проверки.

Следует отметить трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся в области здоровь-есбережения в образовательных учреждениях:

— окончательно не сформировано само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования;

— функциональная грамотность в области здоровьесбережения не развивается как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения как-то работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, на индивидуальные характеристики организма, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);

— не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной грамотности, компьютерной грамотности, экологической грамотности, экономической грамотности, правовой грамотности и др.;

— низкий уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционной педагогики и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе, которая требует оперирования такими понятиями, как неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения, необходимость перейти от житейской ситуации к ее математической или естественнонаучной модели.

Попыткой решения перечисленных выше проблем, особенно в вопросе формирования функциональной грамотности школьников в решении проблемно-жизненных задач, на наш взгляд, может стать организация образовательного процесса с опорой на кластерный подход.

Под кластером понимается организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов или подразделений субъектов в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом (по Т.И. Шамовой [11]).

Большое значение в функционировании кластера играет коммуникация (коммуникационная сеть), которая строится с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности и создает благоприятные условия для быстрого распространения новых технологий (по Д.А. Тюкаеву [10]).

Важной особенностью эффективно функционирующих кластеров является присутствие в их структуре «инициаторов инноваций», т.е. субъектов образования, образовательной системы или образовательного процесса, которые формируют и определяют инновационную стратегию всей системы.

Кластерная форма организации субъектов образовательного процесса приводит к созданию особой синергетической формы нововведений «совокупного инновационного продукта» и позволяет ускорить его распространение по сети коммуникации и взаимосвязей между всеми участниками образовательного кластера.

В кластере все субъекты оказывают друг другу поддержку.

Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации внутри кластеров. Входящие в кластер субъекты быстро узнают о новациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств образования, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые образовательные

тенденции в развитии, опираясь на постоянные взаимоотношения с другими членами кластера.

На наш взгляд, объединение в кластер формирует не стихийное сосредоточение разнообразных теоретических, технологических, организационных разработок, установок и рекомендаций, а определенную систему распространения новых знаний и образовательных технологий.

Таким образом, кластерный подход позволяет создать необходимые условия для формирования функциональной грамотности школьников в области здоровье-сбережения, в частности, способствует развитию у них умений организовывать и управлять процессом самопознания, учитывая индивидуальные особенности собственного организма, внедряет в образовательный процесс диалог как средство взаимодействия и получения знаний. Это способствует созданию ситуаций бесстрессового общения, стимулирует участников к самостоятельности мысли, инициативе в выборе собственной жизненной позиции и грамотного отношения к собственному здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 432 с.

[2] Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. — М., 1999. — 228 с.

[3] Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

[4] Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985. — 128 с.

[5] Лебедев О.Е. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. — СПб.: СПбАППО, 2006. — 196 с.

[6] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — 102 с.

[7] Перминова Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология. — СПб., 1998. — 54 с.

[8] Сметанникова Н.Н. Грамотность, единственное или множественное число? — ^№№.НЪгагу.га/1/80сю^Лех1/а11;1с1е.рЬр?а_шд=77

[9] Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. — 568 с.

[10] Тюкаев Д.А. Управление инновационным развитием экономики муниципального образования на основе кластерного подхода: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Саратов, 2006. — 21 с.

[11] Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Материалы 10-го международного образовательного форума: В 2-х ч. (Белгород, 24—26 окт. 2006) / БелГУ, МПГУ, МАНПО; отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — Ч. 1. — С. 24—29.

Бадоева З.А. и др. Медико-демографические тенденции в Республике Северная Осетия—Алания

CLUSTER APPROACH IN DEVELOPMENT OF THE FUNCTIONAL LITERACY IN THE SPHERE OF HEALTH CARE

E.V. Bakhareva

SCHOOL № 2009

Admiral Rudnev str., 16, building 1, Moscow, Russia, 117042

Cluster approach allows to create conditions, necessary for pupils to form the functional literacy in the sphere of health care. In particular, it assists to develop the skills to organize and manage the process of self-knowledge, taking into account individual peculiarities of an organism; it introduces dialogue as a means of interaction and acquiring of knowledge, and assists to create situations of communication without stresses; it stimulates the pupils to think independently, to develop initiative in the choice of their own living position and competent attitude to own health.

Key words: functional literacy, process of self-knowledge. competence in the sphere of health, care, cluster, cluster approach, individual experience.

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

З.А. Бадоева, Т.Т. Аликова, Ж.А. Шавлохова, Ф.Т. Купеева, И.Т. Габисова, З.И. Яхъяева

Северо-Осетинская государственная медицинская академия ул. Пушкинская, 40, Владикавказ, Россия, 362025

Демографическая ситуация в Республике Северная Осетия—Алания характеризуется нарастанием числа лиц пожилого и старческого возраста. Процесс старения населения в РСО— Алания, как в России, в целом, происходит на фоне устойчивой убыли населения.

Старение населения приводит к целому ряду экономических и социальных последствий, важнейшими из которых являются изменение соотношения числа лиц моложе и старше трудоспособного возраста к числу трудоспособного населения, на иждивении которых они находятся, и рост расходов на оказание медицинской помощи пожилым.

Постоянно увеличивающаяся доля пожилых людей в общей структуре населения развитых стран, в частности Европы, является одной из глобальных проблем XXI века. Данное положение ставит множество медицинских, экономических и социальных вопросов. По данным ВОЗ, в 2004 г. население в возрасте 60 лет и старше составляло 600 млн чел. Понятно, что старение населения увеличивает число больных с множественной хронической патологией. На лечение па-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.