Научная статья на тему 'Правовая функциональная грамотность и правовая культура учащейся молодежи: корреляционный аспект'

Правовая функциональная грамотность и правовая культура учащейся молодежи: корреляционный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION CONTENT / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / ПРАВОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / LEGAL FUNCTIONAL LITERACY / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / LEGAL EDUCATION AT EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриш Екатерина Михайловна

Инновационные подходы к проблеме содержания образования детерминируют обращение к феноменам «функциональная грамотность», «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура». Автор статьи предлагает теоретико-методическую модель правовой культуры учащейся молодежи, содержащую пять логически взаимообусловленных компонентов, отражающих структуру и содержание рассматриваемого концептаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nnovational approaches to the education content determine the reference to the phenomena "functional literacy", "legal functional literacy" and "legal culture". The author of the article introduces methodological model of the legal culture of the students. The model contains 5 logically linked components which reflect the structure and the content of the regarding concept

Текст научной работы на тему «Правовая функциональная грамотность и правовая культура учащейся молодежи: корреляционный аспект»

поднимающее ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства — классического танца, предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя личность будущего артиста балета, балетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества. Можно сказать, что школа как социальный институт — это самостоятельный художественно-педагогический механизм, организационно-методическая, учебная и идеологическая система, наиболее эффективно сохраняющая, накапливающая и транслирующая основы хореографической традиции.

Примечания

1. Балет: [энциклопедия]. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

2. Бахрушин Ю. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. - М., 1965.

3. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - М.: Искусство, 1987.

4. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца / Г. Ф. Богданов. - М.: МГУК, 2003.

5. Бочарникова Е. В. Балетная школа Большого театра / Е. В. Бочарникова, М. М. Га-бович. - М., 1957.

6. Бочарникова Е. В. Московское хореографическое училище / Е. И. Бочарникова.

- М., 1971.

7. История художественного образования в России. - СПб.: Композитор, 2007.

- Выпуск 1-2.

8. Кауфман С. И. Большой балет. Взгляд изнутри / С. И. Кауфман. - М.: Радуга, 2008.

9. Красовская В. М. История русского балета / В. М. Красовская. - Л., 1978.

Е. М. Гавриш

ПРАВОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Инновационные подходы к проблеме содержания образования детерминируют обращение к феноменам «функциональная грамотность», «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура». Автор статьи предлагает теоретико-методическую модель правовой культуры учащейся молодежи, содержащую пять логически взаимообусловленных компонентов, отражающих структуру и содержание рассматриваемого концепта. Ключевые слова: образование в сфере культуры, содержание образования, функциональная грамотность, правовая функциональная грамотность, правовая культура, правовое воспитание учащейся молодежи.

Innovational approaches to the education content determine the reference to the phenomena "functional literacy", "legal functional literacy" and "legal culture". The author of the article introduces methodological model of the legal culture of the students. The model contains 5 logically linked components which reflect the structure and the content of the regarding concept. Keywords: liberal education, education content, functional literacy, legal functional literacy, legal culture, legal education at educational establishments.

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

Развитие отечественного образования требует обоснования новых подходов к формированию его содержательной базы. С разработкой соответствующего содержания образования связана и проблема формирования функциональной грамотности учащейся молодежи.

Человек, прошедший через определенный этап образования, приобретает необходимую функциональную грамотность, которая может рассматриваться как мера развития человека, готовящегося войти в мир образованности.

Сам термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе по ликвидации неграмотности, проходившем в Тегеране в сентябре 1965 года (7, с. 15).

Многоплановость феномена «функциональная грамотность» обусловливает наличие большого числа объясняющих его дефиниций. В контексте нашего рассмотрения целесообразно представить некоторые из них. Функциональная грамотность - это:

— способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней (5);

— индекс грамотности, делающий возможной полноценную деятельность индивида в социальном окружении (6).

Б. С. Гершунский акцентирует внимание на личностной ориентированности категории «функциональная грамотность», показывая ее место в процессе становления личности. По его мнению, в структуру образованности, которая воспроизводит структуру функциональной грамотности, входят такие компоненты, как компьютерная грамотность, информационная грамотность, экологическая грамотность, психолого-педагогическая грамотность, медико-гигиеническая грамотность, художественно-эстетическая грамотность и т.д. (2, с. 90).

Функциональная грамотность становится актуальной тогда, когда приходится сталкиваться с ее отсутствием, поэтому необходимо говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной неграмотности. Это очень важный аспект, поскольку, как считают многие эксперты, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации, она способна обернуться и, к сожалению, оборачивается большими потерями и убытками для общества.

Основу формирования функциональной грамотности составляют соответствующие образовательные программы, при разработке которых необходимо учесть:

— многокомпонентную структуру функциональной грамотности;

— минимизацию содержания функциональной грамотности;

— инвариантность функциональной грамотности по отношению к подсистемам образования (общего, профессионального, дополнительного);

— личностную ориентированность образования (4, с. 44).

Подчеркивая интегративный характер категории «функциональная грамотность», В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок и С. Ю. Черноглазкин выделяют ее правовую составляющую. По их мнению, правовая функциональная грамотность характеризуется знакомством с нормами реализации избирательного права, трудового права, семейного права, экологического права, уголовного права, правового регулирования гражданских отношений, а также с видами ответственности за правонарушения, с основами судебного гражданского процесса, с деятельностью арбитражного суда, нотариата, адвокатуры РФ и т.д. (4, с. 45).

Правовая грамотность является базой для формирования у молодого челове-

ка гражданской позиции как точки зрения, влияющей на выбор жизненного пути, построение стратегий взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом.

В условиях учебного заведения решение задачи становления правовой функциональной грамотности учащейся молодежи связано с процессами воспитания и образования, предопределяющими роль и значение функциональной грамотности как базового иерархического уровня последовательности «грамотность — образованность — профессионализм — культура».

Следует различать понятия «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура» как две степени усвоения правовых знаний и формирования правовой деятельности.

В современной научной литературе выделяются несколько подходов к определению понятия «правовая культура». Так, ряд авторов (К. А. Моралева, Р. С. Могилевский, В. В. Орехов и др.) в правовую культуру включают весь комплекс осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

А. Ф. Гранин, В. Д. Шишкин, Л. С. Явич и др. трактуют правовую культуру как совокупность ценностей правовой сферы, которые имманентны определенному историческому периоду.

Е. В. Аграновский, Е. А. Зорченко, А. Л. Липас, С. Н. Кожевникова рассматривают правовую культуру как способ деятельности, как комплекс приемов, способов, процедур, характеризующих уровень правовой работы, достигнутый обществом.

Как представляется, органичным по отношению к нашему исследованию является определение, данное В. Н. Гуляихиным, который понимает под правовой культурой правовую сферу жизни социума, которая детерминируется общественно-экономическим строем и выражается в достигнутом уровне правовой деятельности, правосознания личности и в целом в правовом развитии граждан (3, с. 76).

Круг субъектов правовой культуры достаточно обширен. Необходимо различать правовую культуру всего населения, больших и малых социальных групп, отдельных индивидов. На основании тех или иных социальных ролей, выполняемых личностью, правовая культура предстает как правовая культура родителей, покупателей, пассажиров, руководителей, педагогов, учащихся и т.д. «Перечень субъектов правовой культуры, по-видимому, бесконечен», — считает С. С. Алексеев (1, с. 139).

Нами разработана теоретико-методическая модель правовой культуры учащейся молодежи, которая включает в себя следующие компоненты:

— идентификация уровня собственного правосознания;

— определение правопсихологической направленности личности;

— усвоение основ правовой ювенологии, девиантологии, виктимологии;

— интериоризация норм права;

— реализация паттернов правового поведения.

Существенное значение для повышения уровня правовой культуры молодежи имеет правовое воспитание, которое представляет собой систематическое воздействие на сознание и поведение субъекта с целью создания у него чувства уважения к праву и формирования навыков соблюдения нормативных правовых актов на основе развитого мировоззрения.

Говоря о правовом воспитании, чаще всего имеют в виду нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое воспитание, этико-правовое воспитание,

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.

патриотическое воспитание. Правовая воспитанность ведет к процветанию государства, поскольку правовые знания и правовые навыки являются основой эффективной экономической деятельности граждан.

Важнейшей задачей правового воспитания является ориентация учащейся молодежи на борьбу с правонарушениями и, прежде всего, на профилактику противозаконных деяний. Поэтому много внимания должно уделяться устранению дефектов правосознания у лиц, склонных к правонарушениям.

Однако в основной своей части правовоспитательные мероприятия направлены на законопослушных граждан, педагогическое воздействие на которых осуществляется с целью формирования определенного уровня правовой функциональной грамотности и правовой культуры.

Примечания

1. Алексеев С. С. / С.С. Алексеев // Государство и право. - 1999. - № 8. - С. 136140.

2. Гершунский Б. С. Грамотность для XXI века / Б. С. Гершунский // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 89-94.

3. Гуляихин В. Н. Правовая культура: понятие и структура / В.Н. Гуляихин // Сб. науч. ст. / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 2000. - Вып. 7, 8 - 128 с.

4. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: [пособие для работников системы образования] / В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок, С. Ю. Черноглазкин; Рос. акад. образования, теории образования и педагогики. - М., 1999. - 228 с.

5. Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: философия [Электронный ресурс] / В.В. Мацкевич, С. А. Крупник. - Режим доступа: Ьир: // [email protected]

6. Сметанникова Н. Н. Грамотность, единственное или множественное число? [Электронный ресурс] / Н. Н. Сметанникова. - Режим доступа: Ьир:// www.library.ru

7. Тангян С. А. Новая грамотность в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 14-19.

А. Н. Кузнецова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен комплекс педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности учащихся в общеобразовательной школе, анализируются такие понятия, как «комфортная среда» и «педагогически комфортная среда», раскрываются виды творческой деятельности и пути совершенствования развития творческой самостоятельности личности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогика, творческая самостоятельность, педагогическая среда, творческая деятельность, учащиеся общеобразовательных школ.

In article the complex of pedagogical conditions which promote formation of creative independence of pupils in a comprehensive school is presented, the analysis of such concepts as "the comfortable environment" and "the pedagogical comfortable environment" is made, kinds of creative activity and a way of perfection of development of creative independence of the person are opened. Keywords: liberal education, pedagogic, creative independence, the pedagogical environment, creative activity, pupils of comprehensive schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.