Научная статья на тему 'Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы'

Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1672
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FUNCTIONAL LITERACY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахарева Е.В.

Проблема формирования и развития функциональной грамотности у субъектов образовательного процесса занимает особое место в системе образования России. Попыткой решения указанной проблемы может стать организация методической работы в общеобразовательной школе с опорой на кластерный подход, который позволяет создать необходимые условия для повышения профессиональной компетентности учителей в развитии функциональной грамотности школьников, способствует развитию у них умений организовывать и управлять процессом самопознания, учитывая индивидуальные особенности собственного организма, внедряет в методическую работу диалог как средство взаимодействия и получения знаний, что способствует созданию ситуаций бесстрессового общения, стимулирует участников к самостоятельности мысли, инициативе, творческому подходу в решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TEACHER COMPETENCE IN THE IMPROVEMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF PUPILS IN THE SECONDARY SCHOOL

The problem of development and improvement of functional literacy among subjects of educational process takes an important place in Russian educational system. To solve this problem it is possible to organize effective methods of teaching, based on a cluster approach, which provides conditions necessary to development of professional teacher competence needed to improve the functional literacy of pupils. This approach assists to develop the skills to organize and manage the process of selfknowledge, taking into account individual peculiarities of an organism; it introduces dialogue as a means of interaction and acquiring of knowledge, that leads to gain the situations of stressless communication, encourages participants to think independently, to take the initiative, to demonstrate creative approach in solving of professional problems.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы»

УДК: 378.37 ББК 74

повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы

Е.В. Бахарева, аспирант кафедры УРШ ФПК ППРО МПГУ

Проблема формирования и развития функциональной грамотности у субъектов образовательного процесса занимает особое место в системе образования России. Попыткой решения указанной проблемы может стать организация методической работы в общеобразовательной школе с опорой на кластерный подход, который позволяет создать необходимые условия для повышения профессиональной компетентности учителей в развитии функциональной грамотности школьников, способствует развитию у них умений организовывать и управлять процессом самопознания, учитывая индивидуальные особенности собственного организма, внедряет в методическую работу диалог как средство взаимодействия и получения знаний, что способствует созданию ситуаций бесстрессового общения, стимулирует участников к самостоятельности мысли, инициативе, творческому подходу в решении профессиональных задач.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, функциональная грамотность, компетенции, коммуникативные умения, кластерный подход.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TEACHER COMPETENCE IN THE IMPROVEMENT OF FUNCTIONAL

LITERACY OF PUPILS IN THE SECONDARY SCHOOL

Bakhareva E.V.

The problem of development and improvement of functional literacy among subjects of educational process takes an important place in Russian educational system. To solve this problem it is possible to organize effective methods of teaching, based on a cluster approach, which provides conditions necessary to development of professional teacher competence needed to improve the functional literacy of pupils. This approach assists to develop the skills to organize and manage the process of self-knowledge, taking into account individual peculiarities of an organism; it introduces dialogue as a means of interaction and acquiring of knowledge, that leads to gain the situations of stressless communication, encourages participants to think independently, to take the initiative, to demonstrate creative approach in solving of professional problems.

Keywords: professional competence, functional literacy, competence, communication skills, cluster approach.

олноценное функционирование выпускника в со- нальной грамотности как набора общеучебных умений и

П временном постиндустриальном обществе зависит не столько от номенклатуры освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил. Проблема формирования и развития функциональной грамотности у субъектов образовательного процесса занимает особое место в системе образования России. Ведущими становятся задачи по созданию оптимальных и комфортных условий для социализации и эффективной адаптации подрастающего поколения в новых условиях.

Развитие личности школьника в образовательном процессе связано с формированием у него функциональной грамотности, где большую роль играют ключевые компетенции, особенно компетенции в решении жизненных проблем.

Функциональная грамотность в решении проблем является необходимым условием конкурентоспособности личности.

Вопросы формирования функциональной грамотности школьников рассматривают в своих работах П.Р. Атутов, Ж.М. Витник, Б.В. Гершунский, В.А. Ермоленко, И.В. Зимняя, С.С. Крупник, Ю.В. Кулюткин, О.Е. Лебедев, А.А. Леонтьев, А.М. Новиков, Л.М. Перминова, Р.Л. Пер-ченок, Н.А. Сметанникова, А.С. Тангян, П.И. Третьяков, С.Ю. Черноглазкин, Т.И. Шамова, И.В. Шутова.

Исследователи отмечают, что на сегодняшний день уходит в прошлое одностороннее понимание функцио-

навыков. Функциональная грамотность рассматривается как определенный уровень образованности учащихся, показывающий степень овладения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности.

На современном этапе развития образования в нашей стране можно выделить ряд проблем, связанных с недостаточной сформированностью функциональной грамотно -сти школьников, которые тормозят развитие образования в целом:

- неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.;

- сложившаяся система обучения «натаскивает» учащихся применять стандартные способы решения на основании «узнавания» задачи, что вызывает определенные трудности в применении предметных умений в решении задач, содержание и условия которых даны в непривычной форме;

- отсутствие системного, целостного, творческого анализа предлагаемой ситуации, выдвижения гипотез и их проверки.

Необходимо обратить внимание и на причины, не способствующие успешности формирования функциональной грамотности учащихся в образовательном процессе школы:

- недостаток строгости мышления, точности мысли, недостаточная сформированность мыслительных операций, в частности анализа, обобщения, оценки, а также недостаток

самостоятельности мысли и инициативы в выборе собственной жизненной позиции;

- недостаточный диалогический характер гуманитарного образования;

- слабая ориентированность в актуальных проблемах естествознания, таких как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.;

- недостаточное развитие коммуникативных умений (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения - своей, слушателя (читателя), автора) - неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;

- практическое отсутствие овладения общеучебными умениями организовывать собственное познание, управлять познавательным процессом.

Многие исследователи (В. А. Ермоленко, Л.М. Перми-нова, Т.И. Шамова и др.) отмечают различные трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях. На наш взгляд, особенно значимым здесь является решение проблемы низкого уро-веня профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционной педагогики и в силу этого не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе, которая требует оперирования такими понятиями, как неопределенность, неоднозначность, противоречивость, недостаточная надежность информации, наличие альтернативных точек зрения, необходимость перейти от житейской ситуации к её математической или естественнонаучной модели.

Попыткой решения указанной выше проблемы повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности школьников в решении проблемно-жизненных задач может стать организация методической работы в общеобразовательной школе с опорой на кластерный подход.

Под кластером понимается организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентных преимуществ.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов или подразделений субъектов в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом (по Шамовой Т.И.).

Большое значение в функционировании кластера играет коммуникация (коммуникационная сеть), которая строится с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности и создает благоприятные условия для быстрого распространения новых технологий (по Д. А. Тюкаеву).

Важной особенностью эффективно функционирующих кластеров является присутствие в их структуре «инициаторов инноваций», т.е. субъектов образования, образовательной системы или образовательного процесса, которые формируют и определяют инновационную стратегию всей системы.

Кластерная форма организации субъектов образовательного процесса приводит к созданию особой синерге-тической формы нововведений «совокупного инновационного продукта» и позволяет ускорить его распространение по сети коммуникации и взаимосвязей между всеми участниками образовательного кластера.

В кластере все субъекты оказывают друг другу поддержку.

Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации внутри кластеров. Входящие в кластер субъекты быстро узнают о новациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств образования, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые образовательные тенденции в развитии, опираясь на постоянные взаимоотношения с другими членами кластера.

На наш взгляд, объединение в кластер формирует не стихийное сосредоточение разнообразных теоретических, технологических, организационных разработок, установок и рекомендаций, а определенную систему распространения новых знаний и образовательных технологий.

Разнообразие различных источников знаний и связей внутри кластера облегчает достижение личностью конкурентных преимуществ и становится предпосылкой её успешного и устойчивого развития.

Таким образом, кластерный подход позволяет создать необходимые условия для повышения профессиональной компетентности учителей в развитии функциональной грамотности школьников, способствует развитию у них умений организовывать и управлять процессом самопознания, учитывая индивидуальные особенности собственного организма, внедряет в методическую работу диалог как средство взаимодействия и получения знаний, что способствует созданию ситуаций бесстрессового общения, стимулирует участников к самостоятельности мысли, инициативе, творческому подходу в решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.