Научная статья на тему 'Методика формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования'

Методика формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2055
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / INFORMATION LITERACY / FORMATION OF INFORMATION LITERACY / TECHNIQUE OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY / THE PRINCIPLES OF TRAINING IN WORK WITH INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Ольга Александровна

В данной статье сформулировано определение понятия «предметная информационная грамотность». Определены актуальность, цель, задачи методики формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования. Описаны принципы обучения и методологические подходы, реализующие цель формирования информационной грамотности. Раскрываются некоторые методы и приемы, применяемые на уроках русского языка для реализации данной цели в соответствии с заявленными методологическими подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY AT pupilsof elementary school IN THE COURSE OF LANGUAGE EDUCATION

In this article concept definition «subject information literacy» is formulated. Relevance, the purpose, problems of a technique of formation of information literacy at pupils of elementary school in the course of language education are defined. The principles of training and the methodological approaches realizing the purpose of formation of information literacy are described. Some methods and the receptions applied at lessons of Russian to realization of this purpose according to declared methodological approaches reveal.

Текст научной работы на тему «Методика формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования»

УДК 372.881.161.1 14.25.09, 13.00.02

ГОРОБЕЦ Ольга Александровна,

аспирант Уральского государственного педагогического

университета г. Екатеринбург,

г. Югорск, Россия

[email protected]

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье сформулировано определение понятия «предметная информационная грамотность». Определены актуальность, цель, задачи методики формирования информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования. Описаны принципы обучения и методологические подходы, реализующие цель формирования информационной грамотности. Раскрываются некоторые методы и приемы, применяемые на уроках русского языка для реализации данной цели в соответствии с заявленными методологическими подходами.

Ключевые слова: информационная грамотность, формирование информационной грамотности, методика формирования информационной грамотности, принципы обучения работе с информацией, младший школьник.

GOROBETS Olga Aleksandrovna, graduate of the Ural state pedagogical University

Ekaterinburg Yugorsk city, Russia [email protected]

TECHNIQUE OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY AT PUPILSOF ELEMENTARY SCHOOL IN THE COURSE OF LANGUAGE EDUCATION

In this article concept definition «subject information literacy» is formulated. Relevance, the purpose, problems of a technique of formation of information literacy at pupils of elementary school in the course of language education are defined. The principles of training and the methodological approaches realizing the purpose of formation of information literacy are described. Some methods and the receptions applied at lessons of Russian to realization of this purpose according to declared methodological approaches reveal.

Keywords: information literacy, formation of information literacy, technique of formation of information literacy, the principles of training in work with information.

Стремительное развитие новых информационных технологий, быстро растущий поток информации обусловили потребность в новой парадигме образования. В настоящее время цель образовательных учреждений - подготовить человека к жизни в информационном обществе.

В своей статье С.Х. Исламова отмечает следующее: «Основными международными организациями, занимающимися изучением проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе, являются ЮНЕСКО и ИФЛА. В 2001 году ЮНЕСКО учредила международную программу «Информация для всех», где информационная грамотность является одним из приоритетов. В 2002 году ИФЛА создала секцию по информационной грамотности» [3, с. 162].

В общеобразовательных учреждениях нашей страны в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта реализуется междисциплинарная программа «Чтение: работа с текстом». Тем не менее, она осуществляет скорее техническую сторону информационной грамотности, не учитывает ценностную и когнитивную составляющие [4]. Кроме того, не определены задачи и программа реализации данного направления в образовательном стандарте второго поколения для каждого учебного предмета.

Отдельными авторами (Н.И. Гендина, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова) были разработаны программы формирования информационной грамотности, но они предполагают работу вне учебных предметов [2], [5]. Таким образом, программы обучения русскому языку предполагают формирование информационной грамотности, но методика формирования информационной грамотности разработана недостаточно, не учитывает все направления данной деятельности.

Под методикой формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка предполагается последовательность действий, направленная на овладение приемами работы с информацией, обеспечивающими поиск, обработку и хранение информации, и характеризующаяся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью составляющих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание, методы и приемы обучения, виды упражнений.

Предметная информационная грамотность - это система знаний, умений и ценностных установок, которые обеспечивают поиск, обработку и хранение информации для решения элементарных учебно-информационных задач, возникающих в процессе языкового образования.

Методика направлена на создание условий для формирования знаний и умений в сфере информационной деятельности, обеспечивающих поиск, восприятие, обработку и хранение информации.

Данная цель реализуется в процессе осуществления следующих направлений: формирования знаний, умений, накопления опыта в области информационной деятельности; развития

логического мышления, критического отношения к источникам информации, к получаемой информации; воспитания ценностного отношения к информации и ее источникам, к информационной деятельности.

Дидактические принципы - это педагогическая концепция, которая составляет основу процесса обучения работе с информацией. В описываемой методике за основу взяты принципы развивающего и воспитывающего характера обучения, сознательности и активности, наглядности обучения, систематичности и последовательности, научности, эмоциональности, связи теории с практикой.

Наше исследование предполагает полиподходность к методике формирования информационной грамотности, соответственно, методологические подходы реализуются через описанные принципы обучения работе с информацией.

Все заявленные дидактические принципы направлены на формирование опыта информационной деятельности, умения ориентироваться в информационном обществе, в проблемных ситуациях, владеть инструментами работы с информацией, поэтому они реализуют идеи компетентностного подхода к формированию информационной грамотности младшего школьника в процессе языкового образования.

Мотивационно-аксиологический компонент информационной грамотности формируется на протяжении всего периода обучения в начальной школе как с помощью отдельных методов (задачи на ценностную ориентировку; создание нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности, дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха), так и в процессе решения тех учебно-информационных задач, которые направлены на становление когнитивно-операционального компонента, так как все компоненты информационной грамотности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Целеполагание на каждом уроке воспитывает ценностное отношение к информационной деятельности, обеспечивает понимание учащимися значения данного учебного материала. При этом младшие школьники сами должны уметь ставить перед собой задачу не только в начале урока, но и при выполнении каждого задания для формирования осознанного отношения к обучению. Это умение весьма ценно при реализации любой деятельности, так как входит в ее структуру.

Все методологические подходы к формированию информационной грамотности реализуются в процессе использования в учебной деятельности модели позиционного обучения. Чтение под определенным углом зрения, позиционное чтение - термины, раскрывающие ее суть.

Модель позиционного обучения может быть названа «активным чтением» и состоит из следующих этапов:

- подготовительный - подготовка педагогом материала, разработка заданий для групп учащихся, подготовка к управлению групповой дискуссией;

- организационный - деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей;

- позиционное чтение - группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы демонстрации своей позиции;

- презентация группой и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

Работа организуется по единому тексту с точки зрения одной из позиций. Изначально модель позиционного обучения предполагает достаточно большое количество позиций. Адаптируя данный метод под возрастные особенности младших школьников, под количество учащихся в классах общеобразовательной школы, мы посчитали самым оптимальным возможность применения в уроке 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока, от возрастной категории и возможностей учащихся. Младшим школьникам доступны следующие позиции [1]: «понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения; «схема» - представить схему, показывающую смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения; «вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала; «рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у ученика при использовании материала; «практик» - выход изучаемого материала за пределы учебного пространства; «эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы; «ассоциация» - назвать ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы и т.д.); «символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста; «поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме; «театр» - донести содержание средствами театра(миниатюра, сценка).

При проведении таких уроков появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин, преемственность методов обучения, формируется целостное представление о методах и приемах информационной деятельности, положительное стимулирование обучающихся к учебному процессу. Таким образом, модель позиционного обучения в комплексе реализует аксиологический, системный, деятельностный, развивающий, компетентностный подходы к формированию информационной грамотности у учащихся начальных классов.

Модель позиционного обучения предполагает возможность реализации всех видов работы с информацией на одном уроке: поиск информации по тексту на основе поставленной учебной задачи (в соответствии с позицией), обработка информации, ее хранение (оформление результатов деятельности группы). В процессе работы группы, во взаимодействии групп между собой происходит оценка достоверности получаемой информации.

Модель позиционного обучения может внедряться в учебный процесс, когда заложены фундаментальные знания и способы действия в области информационной деятельности. Поэтому в 1-м классе, когда школьники не все умеют читать, целесообразно научить работать со звучащим текстом.

Сначала необходимо мотивировать ученика на прослушивание текста, то есть перед его прочтением нужно определить цель для школьника, для чего он должен прослушать и воспринять текст, постараться понять его.

Уроки русского языка раскрывают большие возможности для работы с текстом, так как позволяют использовать тексты разных типов, разных стилей.

Задание: послушай внимательно текст и по описанию определи, о ком идет речь.

Я необычное и красивое животное. Моя Родина - Австралия. У меня четыре ноги, но я не бегаю, а прыгаю: передние ноги - короткие и слабые. Мои задние ноги - длинные и сильные. В длину могу прыгать на 10 метров, а в высоту - до 3 метров. На животе у меня есть карман (сумка). Поэтому меня называют сумчатым животным. Кто я? [6, с. 21]

К данному тексту могут быть сформулированы следующие задания:

1. Ответь на вопросы.

Какое по счету предложение в тексте: Моя Родина - Австралия?

Почему описываемое животное называют сумчатым?

Что ты еще знаешь о кенгуру?

2. Задай вопросы по тексту одноклассникам.

3. Дополни предложение: В длину кенгуру прыгает на ... , а в высоту - на ... .

4. Задание на недостаток информации. Можно ли по данной информации догадаться, о ком идет речь? Я необычное и красивое животное. Моя Родина - Австралия. У меня четыре ноги. Кто я?

5. Задание на избыток информации. Что в тексте вам показалось лишним?

Я необычное и красивое животное. Моя Родина - Австралия. Ее столица - Канберра. У меня четыре ноги, но я не бегаю, а прыгаю: передние ноги - короткие и слабые. Мои задние ноги - длинные и сильные. В длину могу прыгать на 10 метров, а в высоту - до 3 метров. На животе у меня есть карман (сумка). Поэтому меня называют сумчатым животным. Кто я?

К тексту-повествованию можно дать задание на восстановление деформированного

текста.

С 1-го класса необходимо формировать умение определять тему и основную мысль

текста.

В 1 -м классе наиболее актуально использование игровых приемов во время уроков, так как учащиеся совсем недавно сменили основную деятельность с игровой на учебную. Формированию умения задавать вопросы к тексту способствует педагогический прием «Кубик Блума», суть которого состоит в подбрасывании кубика, на гранях которого написано начало вопроса: почему, назови, предложи, придумай, поделись. Несомненное достоинство данного приема в том, что ученики не будут повторять один и тот же вопрос друг за другом, что очень характерно для данного возраста в учебной ситуации. Кроме того, кубик Блума формирует умение обрабатывать текст, информационным продуктом которого являются вопросы разного типа: простой, уточняющий, оценочный, творческий, интерпретационный (объясняющий), практический.

В первые дни обучения первоклассник впервые сталкивается с учебной книгой. Поэтому в конце обучения грамоте должна быть организована работа по ознакомлению с аппаратом ориентировки в информационном источнике.

Это может быть организовано через постановку проблемной ситуации: как в толстой книге с большим количеством текстов найти нужный? Для чего нужна последняя (первая) стра-

ница в «Азбуке», на которой написано «Оглавление»? Для чего авторы странички учебника снабдили разными значками?

По окончании букварного периода необходима работа со словарями для обучения первоклассников поиску слов, упорядоченных в алфавитном порядке. Предвосхищать такую деятельность может задание на сортировку слов по алфавиту.

Запиши слова в алфавитном порядке: барсук, аист, парус, ананас, барс, рука. Какое слово ты напишешь первым; барсук или барс, аист или ананас? Почему?

В целях обучения работе со словарем можно использовать следующие задания:

1. Найди заданное слово по словарю, выпиши его значение.

2. Составь с этим словом предложение.

3. Задумай слово, знакомое твоим одноклассникам, зачитай его толкование классу.

Одно из важных направлений формирования информационной грамотности младших

школьников - развитие логических операций. Период младшего школьного возраста является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать логические приемы.

Обучение основным логическим формам позволит показать младшим школьникам рациональные способы обработки информации, что непременно будет способствовать формированию информационной грамотности личности. Поэтому на уроках русского языка в начальных классах можно также работать над такими информационными продуктами, как конспект, тезисы, рецензия, план и другими.

Моделирование, создание информационных продуктов обеспечивает становление в сознании учащихся системы языковых знаний, а также формирует когнитивный и операциональный компоненты информационной грамотности. При этом учащиеся должны понимать, что знания и умения, приобретаемые на уроках русского языка, могут использоваться на других предметах. Способствовать этой цели может использование межпредметных связей, а именно

включение учебных текстов, относящихся к другим учебным дисциплинам.

Цель данной методики, ее задачи, принципы, содержание, методы и приемы обучения, виды упражнений воплощают идеи методологических подходов к организованному процессу обучения работе с информацией, что подтверждает воплощение концепции полиподходности к формированию информационной грамотности у младших школьников в процессе языкового образования. Все компоненты методики направлены на формирование знаний и умений в сфере информационной деятельности, обеспечивающих поиск, восприятие, обработку и хранение информации. Педагогическая деятельность, направленная на формирование информационной грамотности у младших школьников, в конечном итоге предполагает получить всесторонне развитую личность, компетентную в сфере информационной деятельности, воспитанную в уважении к информационным ресурсам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1994.- №3. -С. 122-129.

2. Гэндина Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

3. Исламова С.Х. Необходимость в формировании информационной культуры школьников/ С.Х. Исламова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). -Уфа: Лайм, 2013.- С. 162-164.

4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболето-ва и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. - М.: Баласс, 2013. - 288 с. - (Образовательная система «Школа 2100»).

6. Учусь учиться. Комплексные работы для младших школьников: Рабочая тетрадь для учащихся 1 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий/ Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина. - Челябинск: Рост, 2010. - 60 с.

REFERENCES

1. Veraksa N.E. Model of position training of students. Psychology questions. 1994. N3. PP. 122-129 (in Russian).

2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., UlenkoYu.V. Formation of information culture of the personality: theoretical justification and modeling of the maintenance of a subject matter. Moscow:Interregional center of library cooperation, 2006. 512 p.

3. Islamova S.H. Need in formation of information culture of pupils //Topical issues of modern pedagogics. Ufa,Lime, 2013. PP. 162-164.

4. Alekseeva L.L., Anashchenkova S.V., Biboletova M.Z. The planned results of the primary general education. Mos-cow:Education, 2009. 120 p.

5. Korchemlyuk O.M. Collection of programs of extracurricular activities. Elementary school. Book 1. Moscow:Balass, 2013. 288 p.

6. Titarenko N.N., Ashmarina V.N.I learn to study. Complex works for youngerpupils: A workbook for pupils of 1-st classes of comprehensive schools, lyceums, gymnasiums. Chelyabinsk: Growth, 2010. 60 p.

Информация об авторе Information about the author

Горобец Ольга Александровна, аспирант Gorobets Olga Aleksandrovna, graduate of the

Уральского государственного педагогическо- Ural state pedagogical University Ekaterinburg

го университета г. Екатеринбург, учитель primary school, teacher municipal educational

начальных классов Муниципального бюд- institution «Secondary school № 6»Yugorsk

жетного общеобразовательного учреждения city, Khmao-Yugra, «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Югорска ХМАО-Югры

г. Югорск, Россия Yugorsk city, Russia

[email protected] [email protected]

Получена: 25.11.2014 Received: 25.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.