Научная статья на тему 'Опыт совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов в контексте компетентностного подхода'

Опыт совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИННОВА7 ЦИОННЫЙ НАДДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина О. Н.

В статье описывается опыт совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в контексте компетентностного подхода; рассматриваются результа7 ты реализации организационно7педагогических условий подготовки его к деятельности по фор7 мированию информационной грамотности младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов в контексте компетентностного подхода»

Алехина О.Н.

Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина Е-mail: alehina-oksana@yandex.ru

ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье описывается опыт совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в контексте компетентностного подхода; рассматриваются результаты реализации организационно-педагогических условий подготовки его к деятельности по формированию информационной грамотности младшего школьника.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная грамотность, инновационный наддисциплинарный курс.

Совершенствование подготовки будущего учителя начальных классов на современном этапе определяется модернизацией среднего профессионального образования, связанной с переходом российской системы образования к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход, начинающий реализовываться на всех уровнях системы образования, и инновационными процессами, протекающими в начальной школе [1], в частности информатизацией.

В 2009 году принципиально обновлены квалификационные требования, предъявляемые к учителю. Центральное место в них стали занимать профессиональные компетентности [1], одной из основных составляющих которых обозначена информационная компетентность [2].

Современный этап информационного образования младшего школьника направлен на формирование такого качества личности, как информационная грамотность [3], включающая умения и навыки информационной деятельности, представление об окружающем мире как информационном пространстве, сочетание осваиваемых основных коммуникативных навыков, ценностное отношение к информации [4].

В настоящее время Т.П. Петуховой и И.Н. Ващук разработано научное [4] и методическое сопровождение [5, 6, 7] курса информатики, направленного на формирование информационной грамотности младшего школьника и внедренного в образовательный процесс МОУ «Гимназия №3», МОУ СОШ №12, МОУ СОШ №30, МОУ СОШ №48 г. Оренбурга.

Для формирования у младшего школьника информационной грамотности учитель должен обладать информационной компетентнос-

тью, понимаемой нами как профессиональноличностное качество педагога, выраженное в теоретической и практической готовности решать профессиональные задачи, связанные с:

- обучением информатике и информационным технологиям в рамках пропедевтического курса, реализующего интегративный потенциал образовательной области «Информатика», как теоретической, так и практической его составляющих;

- организацией, адаптацией и корректировкой информационно-образовательной среды начальной школы, позволяющей в учебной деятельности создавать модели реального информационного поведения младшего школьника.

Анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах» [8], проведенный с учетом структурно-логического определения информационной грамотности младшего школьника, условий ее развития и требований к учителю, в аспектах формирования данного личностного качества показал, что стандарт не ориентирован на формирование у будущего учителя:

- готовности к приобретению передового опыта учителей-новаторов в области информационного образования младшего школьника;

- методологических знаний в области информатики;

- методических знаний, умений и опыта деятельности в области развития информационной грамотности младшего школьника;

- знаний в области информатизации начальной школы;

- знаний, умений и опыта практической деятельности в области создания и корректи-

ровки информационно-образовательной среды начальной школы, позволяющей в учебной деятельности создать модель реального информационного поведения младшего школьника;

- потребности в личностном и профессиональном саморазвитии и самообразовании в области информатики, информационных технологий и методики формирования информационной грамотности младшего школьника;

- ценностного отношения к информации, информационным технологиям и информационной грамотности младшего школьника как личностному качеству.

В 2009 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения [10], в котором в отличие от ГОС СПО (2002 г.) предусмотрено формирование знаний и умений в области использования сервисных и информационных ресурсов сети Интернет, в то же время другие недостатки так и остались неисправленными.

В целях совершенствования подготовки будущего учителя начальных классов и развития его готовности к деятельности по формированию информационной грамотности младшего школьника с 2005 г. на базе ГОУ СПО «Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина» реализовываются следующие мероприятия:

- внедрен инновационный наддисципли-нарный курс «Методика формирования информационной грамотности младшего школьника» в рамках вариативной составляющей учебного плана на 4-м и 5-м курсах;

- функционирует научно-исследовательская лаборатория, ориентированная на проведение научно-педагогических исследований в области методики формирования информационной грамотности младшего школьника, на распространение передового опыта учителей-новаторов в данной области.

Наддисциплинарный инновационный курс направлен на приобретение будущим учителем знаний о сущности информационной грамотности младшего школьника и методике ее формирования; о создании и корректировке информационно-образовательной среды и опыта деятельности по разработке собственного учебнометодического обеспечения процесса формирования информационной грамотности младшего школьника.

В основу данного курса нами положена его наддисциплинарность, необходимость которой диктуется структурой информационной грамотности и способом ее формирования на основе межпредметных связей.

Инновационность данного учебного курса заключается во включении обучающихся в практическую деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций в практике обучения младших школьников, изучению опыта учителей-новаторов в данной области.

При проектировании содержания курса «Методика формирования информационной грамотности младшего школьника» нами использована модульная система. Первый модуль - «Введение в теорию и практику информатизации начальной школы» направлен на осознание студентами роли информатизации в развитии общества, приобретение знаний об этапах информатизации в начальной школе и направленности информационного образования младшего школьника. Второй модуль - «Теоретические основы информационной грамотности младшего школьника» ориентирован на раскрытие содержания понятия «информационная грамотность младшего школьника», представление модели, форм, методов и средств ее развития и организационно-педагогических условий ее формирования.

После изучения первых двух модулей проводится круглый стол, в рамках которого обсуждаются возможности развития информационной грамотности младшего школьника средствами программ пропедевтического курса информатики, используемых в российских школах в настоящее время. Для проведения круглого стола студенты делятся на группы, каждая группа готовит презентацию одной из рассматриваемых программ, отображает возможность использования данной программы в совокупности с другими для формирования рассматриваемого качества ребенка. Выбирается студент-модератор, ответственный за соблюдение регламента и обозначающий вопросы для обсуждения. В процессе подготовки к круглому столу будущие учителя начальных классов учатся осуществлять поиск, анализ, обобщение и оценку информации, получают опыт работы с учебно-методическими комплектами, рабочими программами, учебно-тематическими планами. Участвуя в работе круглого стола, студенты

получают практический опыт отстаивания профессионально-педагогических взглядов, защиты своей педагогической позиции, проведения дискуссий.

Следующие три модуля посвящены методике формирования информационной грамотности младшего школьника во втором, третьем и четвертом классах соответственно. В ходе изучения данных модулей проводится анализ тематического планирования основных предметов начальной школы («Русский язык», «Математика», «Чтение», «Окружающий мир») с целью выявления тем, материал которых может быть использован на уроках информатики. Изучаются механизм создания информационно-образовательной среды начальной школы как модели естественного информационного пространства с адаптированными к возрасту учащихся источниками информации (книги, аудио-, видеозаписи, Интернет) и методика поэтапного формирования информационной грамотности младшего школьника. В ходе изучения данных модулей выполняются практические работы по подбору, разработке собственного программного сопровождения, направленного на развитие информационной грамотности младшего школьника, и дидактического продукта, базирующегося на межпредметных связях. Ведется работа по подбору, адаптации и разработке собственного учебно-методического сопровождения процесса формирования информационной грамотности младшего школьника. Например, проводятся практические занятия, в ходе которых будущие учителя разрабатывают:

- систему усложняющихся задач для освоения графического редактора Paint с алгоритмом их решения;

- опорные конспекты для содержательной линии пропедевтического курса информатики «Информация и виды ее представления. Информационные процессы»;

- интерактивные кроссворды, ориентированные на межпредметные связи с основными предметами начальной школы: русский язык, чтение, окружающий мир, математика, разработанные в среде MS Excel;

- диагностический материал в бумажной и электронной версиях для мониторинга уровня информационной грамотности младшего школьника;

- тестовые задания обучающего и контролирующего характера для содержательной линии пропедевтического курса информатики «Информационные технологии», созданные в среде MS Excel и MS PowerPoint.

В результате будущие учителя начальных классов получают опыт практической деятельности по разработке собственного программного и методического сопровождения процесса формирования информационной грамотности младшего школьника, обогащают имеющиеся знания, умения и опыт деятельности в области информационных технологий, осознают ценность использования информационных технологий в профессиональной деятельности современного учителя.

После завершения изучения данного курса студенты, обладающие высоким уровнем готовности к деятельности по формированию информационной грамотности младшего школьника, проводят мастер-классы. Мастер-класс как особый вид учебно-познавательной деятельности способствует обобщению и распространению опыта деятельности в условиях информатизации начальной школы. Этапами проведения мастер-класса выступают следующие содержательные аспекты:

- представление проблемы, т. е. краткая ее характеристика, актуализация знаний в данной области;

- представление системы учебных занятий, включающей теоретическое описание приемов работы;

- проведение имитационной игры со слушателями с демонстрацией рассматриваемых приемов работы;

- моделирование учебного занятия с использованием предложенных приемов;

- рефлексия результатов деятельности в форме дискуссии.

В результате изучения курса «Методика формирования информационной грамотности младшего школьника» будущие учителя приобретают:

- знания в области информатизации начальной школы и информационного образования младшего школьника;

- методические знания в области развития информационной грамотности младшего школьника и создания информационно-образовательной среды;

- практический опыт создания методического и программного сопровождения изучаемого процесса;

- навыки работы с научной и научно-методической литературой;

- ценностное отношение к данному качеству личности.

Научно-исследовательская лаборатория ориентирована на изучение и распространение передового опыта в области формирования информационной грамотности младшего школьника. Структурно лаборатория состоит из мобильных групп, создаваемых под конкретный проект на срок его реализации.

Например, мобильная группа по научному и научно-методическому сопровождению совместно с руководителем лаборатории осуществляет планирование и проведение студенческих семинаров, семинаров для учителей школ Оренбуржья по вопросам формирования информационной грамотности младшего школьника; консультации для учителей информатики начальной школы; встречи студентов с учеными и учителями-новаторами. Члены данной группы активно участвуют в работе региональных студенческих научно-исследовательских и научнопрактических конференций.

Группа по разработке учебно-методического сопровождения процесса формирования информационной грамотности младшего школьника осуществляет разработку заданий по методике развития данного качества личности младшего школьника во втором, третьем и четвертом классах соответственно. Совместно с творческой группой по разработке программного сопровождения осуществляется работа по созданию банка программно-методического сопровождения данного процесса. Апробацию в базовых школах колледжа созданного сопровождения осуществляют члены другой мобильной группы - «Информатика для малышей».

Работая в данном направлении, студенты получают не только опыт практической деятельности по созданию и адаптации программно-методического сопровождения, но и опыт организации взаимодействия между различными группами.

Члены лаборатории при подборе программного обеспечения для начальной школы активно используют следующие федеральные образовательные ресурсы: единую кол-

лекцию цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); каталог электронных образовательных ресурсов для открытой мультимедиасреды федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов образования (http://ndce.edu.ru/).

Участниками мобильной группы разработаны и апробированы электронные версии тестовых заданий обучающего и контролирующего характера по разделам: «Информация и действия с ней» (2-й класс), «Первое знакомство с компьютером» (2-й класс), «Множество» (2-й класс); интерактивные кроссворды и ребусы по разделам: «Общая информационная схема компьютера» (3-й класс), «Компьютер -универсальное устройство обработки информации» (4 класс) и другие. Созданная членами лаборатории база программных продуктов, направленных на формирование информационной грамотности младшего школьника, постоянно пополняется и активно используется учителями Оренбуржья.

Группа по мониторингу уровня информационной грамотности младшего школьника осуществляет наблюдение за процессом формирования информационной грамотности младшего школьника в школах, сотрудничающих с колледжем, используя разработанный собственными силами диагностический материал. Результаты мониторинга анализируются, на основании полученных данных координируется деятельность всех членов лаборатории, вносится корректировка в методическое и программное сопровождение. Члены мобильной группы «Информатика для малышей» разработали и апробировали программу факультативных занятий для 3-4-х классов «Информатика: логика и алгоритм», в которой прослеживается интеграция предметных областей информатики и математики. При проведении занятий учащиеся начальной школы приобретают навыки работы на компьютере, создания рисунков в графическом редакторе, а также печатных и электронных публикаций, поиска информации во Всемирной сети Интернет.

В базовых школах будущими учителями организован кружок «Информатика для малышей». При проведении занятий школьники получают первоначальные знания о создании тек-

стового документа средствами стандартного приложения Блокнот и графического изображения с помощью редактора Paint, а также важнейшие сведения о безопасности работы с компьютером. Результатом данной работы является создание книжки-малышки «Сказы о компьютере», в которой собраны работы детей, созданные на занятиях кружка. Сначала книжка-малышка разрабатывается на бумажном носителе, позже с помощью программы FlipAlbum CD создается электронная версия книги. В результате учащиеся обогащаются базовыми знаниями в области информационных технологий, развивают умения и навыки в практической деятельности, реализуют творческий потенциал.

При реализации проекта «Информационная грамотность в ребусах» задействованы: мобильные группы по методическому обеспечению, мониторингу, проведению в базовых школах занятий «Информатика для малышей» и техническая группа печатного дома «ЧУДИК

- Чрезвычайно Увлекательное Детское Издание Колледжа». На этапе разработки творческая группа по методике формирования информационной грамотности младшего школьника изучает особенности формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. С этой целью участники определяют индивидуальные образовательные маршруты и на основе выделения одного содержательного направления изучения информатики в начальной школе: информация и окружающий мир, начальные сведения о предметах окружающего мира как объектах, компьютер и человек - приступают к работе по подбору и созданию ребусов. В дальнейшем разработанные ребусы апробируются творческой группой на внеклассных занятиях «Информатика для малышей». После проведения серии занятий с использованием ребусов организуется мониторинг. Полученные данные анализируются и ис-

Список использованной литературы:

пользуются для корректировки деятельности по формированию информационной грамотности младшего школьника. Созданные младшими школьниками ребусы, разработанные студентами методические рекомендации по проведению внеклассных занятий с целью формирования информационной грамотности младшего школьника редактируются и издаются печатным домом «ЧУДИК».

В процессе работы по формированию информационной грамотности младшего школьника в научно-исследовательской лаборатории будущие учителя начальных классов приобретают:

- опыт проведения внеклассных занятий, кружков, направленных на развитие информационной грамотности младшего школьника;

- опыт создания и изменения информационно-образовательной среды начальной школы;

- опыт проведения диагностики и оценки уровня информационной грамотности с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

- опыт разработки методического и программного сопровождения по формированию информационной грамотности младшего школьника;

- ценностное отношение к самообразованию в области информатики, информационных технологий и методики формирования инфор-мационнной грамотности млашего школьника.

В результате реализации организационнопедагогических условий подготовки будущих учителей начальных классов к деятельности по формированию информационной грамотности младшего школьника на 26,3% повысился уровень информационной компетентности будущих учителей начальных классов с адаптационно-исполнительского до локально-моделиру-ющего и на 19,1% - с локально-моделирующего до системно-моделирующего.

24.05.2010

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Министерство образования и науки Российской Федерации // Актуальные документы [электронный ресурс] http://mon.gov.ru/dok/akt

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.

3. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / О.Н. Алёхина, О.В. Белоус, А.О. Бударина и др. / Под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. - Книга 8. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 251 с.

4. Петухова Т. П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192 с.

5. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Информатика. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 73 с.

6. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Информатика. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 65 с.

7. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Информатика. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 49 с.

8. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). - М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. 76 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации, приказ от 5 ноября 2009 г. №535.

Алёхина Оксана Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории Оренбургского педагогического колледжа №1 им. Н.К. Калугина, соискатель Оренбургского государственного университета г. Оренбург, ул. Волгоградская, 1, тел. (3532) 362226, e-mail: alehina-oksana@yandex.ru

Alekhina O.N.

The experience of the improvement of training the future teacher of elementary school in the context of competence approach

The author described the experience of the improvement of the professional training of the future teacher of elementary school in the context of competence approach; the results of the realization of the organizational-pedagogical conditions for its preparation for the activity in molding of the information literacy of junior pupils are examined.

The key words: information competence, information literacy, innovation extra-disciplinary Bibliography

1. National education initiative «our new school» / The Ministry of education and science of the Russian Federation // Relevant documents [electronic resource] http://mon.gov.ru/dok/akt

2. A single Handbook managers, specialists and employees. Section «Qualification features posts educators». Annex to the order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation from 14 August 2009 No. 593.

3. Modern educational technologies: psychology and pedagogy: Monograph / O.N. A№ina, O.V. Belous, A.O. Budarin and other / Under general supervision E. Korotaevoj, s.s. Chernoff. - Book 8. -Novosibirsk: CRNS, 2009. -251.

4. Petukhova, Vashchuk I.N. Formation information literacy young schoolboy in training activities: Monograph. -Nizhniy Novgorod: VGIPU, 2007. - 192.

5. Petukhova, Vashchuk I.N. Informatics 2 class: guidelines for teachers. - Orenburg: GOW OSU, 2004. -73 with.

6. Petukhova, Vashchuk I.N. Informatics 3 class: guidelines for teachers. - Orenburg: GOW OSU, 2004. -65.

7. Petukhova, Vashchuk I.N. Informatics 4 class: guidelines for teachers. - Orenburg: GOW OSU, 2004. -49.

8. State educational standard of secondary vocational education. State the requirements for minimum maintenance and

training graduate 0312 teaching in elementary classes (an increased level of secondary vocational education). -M.: izd-vo ASI ACT, 2002. 76 c.

9. The Federal State educational standard of secondary vocational education on a speciality 050146 teaching in elementary classes are confirmed by the order of the Ministry of education of the Russian Federation order from 5 november 2009 No. 535

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.