УДК 001.8(07) ББК 74.261.63
Попова Ада Андреевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра математики и естествознания и методики обучения математике и естествознанию
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Чёрная Елена Викторовна старший преподаватель кафедра экономики отраслей и рынков Челябинский государственный университет г. Челябинск Popova Ada Andreevna Doctor of Pedagogics, Professor
Chair of Mathematics and Natural Sciences and Methods of Mathematics and
Science Teaching Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Chernaya Elena Viktorovna Senior Lecturer Chair of Economics Industries and Markets Chelyabinsk State University Chelyabinsk [email protected] Деятельность младших школьников по освоению универсальных учебных действий информационного наполнения The Activities of Primary School Pupils for the Development of the Universal Educational Scills of Information Content В статье представлено описание деятельности младших школьников по освоению универсальных учебных действий информационного наполнения. В основу предложенной стратегии положен концентрический подход, способствующий достижению планируемых результатов формирования начальной информационной грамотности.
The article describes the activities of primary school pupils for the development of universal educational scills of information content. The basis of the proposed strategy is in the concentric approach towards promoting the planned results of the mitial information literacy's formation.
Ключевые слова: начальная информационная грамотность, универсальные учебные действия информационного наполнения, стратегия формирования начальной информационной грамотности, концентрический подход.
Key words: initial information literacy, universal education scills of information content, the strategy of literacy's formation the initial information concentric approach.
В рамках ФГОС НОО формирование начальной информационной грамотности предполагается в основном в предметной области «Математика и информатика» через освоение универсальных учебных действий. Так требования к результатам освоения основной образовательной программы включают: «использование знако-символических средств представления информации для создания модели»; «использование различных способов поиска информации»; «интерпретация информации»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа»; «наглядное представление данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов» и другие [11]. В связи с тем, что вышеназванные действия составляют подгруппу универсальных учебных действий (УУД), назовём эту подгруппу «универсальные учебные действия информационного наполнения». Опираясь на определение универсальных учебных действий, данное А.В. Федотовой [12], мы предлагаем трактовку понятия «универсальные учебные действия информационного наполнения» как обобщенные действия, открывающие возможность ориентации учащихся в предметной области «Информатика».
Целью настоящей статьи является разработка стратегии и выбор основного подхода формирования начальной информационной грамотности через освоение универсальных учебных действий информационного наполнения.
Мы солидарны с М.Г. Шишковой в определении «педагогической стратегии» как совокупности целесообразных действий всех участников педагогического процесса, направленных на достижение запланируемого результата [13].
В ФГОС НОО в разделе 12.2 «Математика и информатика» [11] дано содержание предметной области, включающее элементы начальной информационной грамотности, а реализация этого содержания осуществляется в рамках дисциплины «Математика». С целью выработки стратегии формирования начальной информационной грамотности нами был проведен анализ содержания школьных учебников математики для начальных классов, на наш взгляд, наиболее ориентированных на освоение предметной области «Математика и ин-
форматика» [1,2,4-10], который показал, что в этих учебниках недостаточно внимания уделяется формированию следующих УУД: моделирование; преобразование модели; применение методов информационного поиска; выбор наиболее эффективного способа решения задач; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; создание алгоритмов деятельности при решении задач; синтез - составление целого из частей; достраивание с восполнением недостающих компонентов и другие. Для удобства оперирования названиями универсальных учебных действий в работе использованы сокращения: ПЛ2 - «синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов»; ПО3 - «применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств»; ПЗ1 - «моделирование - преобразование объекта из чувственной формы, в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)»; ПО 13 - «самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем»; ПЗ2 - «преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область»; ПО12 - «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»; ПО6 - «выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий».
Для отработки вышеперечисленных УУД нами предложен комплекс заданий, оформленный в виде авторского электронного ресурса «Формирование начальной информационной грамотности через приобретение универсальных учебных умений» (сайт http://infgr.ucoz.ru/).
В соответствии с содержанием начальной математики и предложенным комплексом заданий для формирования УУД информационного наполнения нами предложено описание деятельности учащихся по классам обучения.
В первом классе учащиеся начинают знакомиться с простейшими информационными структурами: таблицами, цепочками, цепочками цепочек, мешками, а также производить элементарные операции с этими объектами: состав-
лять цепочки из различных предметов по какому-либо правилу, объединять несколько цепочек в цепочку цепочек, определять количество элементов в мультимножестве, составлять мультимножества по какому-либо признаку. Использовать в качестве элементов мультимножества буквы, цифры, фигуры. Учились читать таблицы, а также строить и заполнять несложные таблицы. Стандарт ФГОС НОО ориентирует на освоение компьютерной грамотности в предметной области «Математика и информатика», поэтому учащимся было предложено познакомиться с понятием «персональный компьютер» на визуальном уровне.
Реализация этой цели осуществлялась путём включения в упражнения заданий на распознавание объектов по существенным и несущественным признакам. Учитель предъявлял изображение, на котором изображены принтер, телевизор, компьютер, пишущая машинка и др., затем следовали вопросы: «Найдите на картинке изображение компьютера», «Чем он отличается от пишущей машинки и от телевизора?», «Из каких частей состоит компьютер?», «Какая часть является основной?».
С понятиями цепочка, мешок, таблица учащиеся знакомились не только с помощью картинок, но, также с помощью реальных объектов.
Примеры таких задач представлены на сайте «Формирование начальной информационной грамотности через приобретение универсальных учебных умений» (http://infgr.ucoz.ru/) Так, умение читать таблицы сопровождалось операциями над мультимножествами. Определяя по таблице количество разнородных объектов, учащиеся объединяли их в один мешок, при этом отрабатывалось универсальное учебное действие «Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов» (ПЛ2).
Во втором классе продолжается изучение информационных структур, добавляются иерархические - деревья. Уже знакомые с понятием «алгоритм», учащиеся учились различать виды алгоритмов. Решали задачи с извлечением информации из столбчатых и круговых диаграмм и заполнением таблиц на ос-
нове этой информации. Знакомились с правилами поиска информации, в том числе на компьютере, отрабатывали и применяли правила безопасности в работе с ПК.
В ходе опытно-педагогического эксперимента ученикам второго класса предлагались задачи, содержащие различные информационные структуры: цепочки, мешки, деревья. Так, иерархические структуры использовались для вычислений значений выражений (дерево вычислений). Предлагались задачи на достраивание дерева, способствующие развитию логического мышления. В этих задачах учащиеся знакомились с новыми понятиями, которые вводились путём демонстрации, относящимися к иерархическим структурам в информатике и программировании, такими как «корень дерева», «лист дерева», «уровень». Например, предлагалась задача на вычисление числового выражения, где требовалось выполнить арифметические действия, вписать полученные значения в листья, выполнять движение от верхнего уровня к нижнему, внизу записать ответ в корень дерева.
В задачах при достраивании дерева использовались элементы комбинаторики. Так, учащимся предлагалось рассмотреть все элементы предлагаемого множества, составить варианты комбинаций из них (сочетания без повторений), расположить по ветвям дерева и уровням.
Решая текстовые и вычислительные задачи, ученики второго класса определяли линейные и разветвлённые алгоритмы, способы их представления (текстовый, графический в виде блок-схемы).
Например, учащимся предлагалось задание на вычисление значений переменных, следуя по линейным или разветвлённым алгоритмам, заданным блок-схемами, где в разветвлённом алгоритме необходимо выполнить операцию сравнения. Во многих текстовых задачах предлагалось самостоятельно создавать алгоритм поиска решения задачи.
Решая текстовые задачи, ученики строили либо достраивали диаграммы на основе табличных данных, а также решали обратные задачи на заполнение
таблиц, считывая данные из круговой или столбчатой диаграммы. В предложенных заданиях продолжилась отработка универсального учебного действия ПЛ2.
В курсе математики учащиеся выполняли творческие домашние задания по изучаемой теме, используя различный поиск информации, в том числе компьютерный (по ключевым словам, используя поисковую систему). При этом отрабатывалось УУД «применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств» (ПО3). Предлагая такое домашнее задание, учитель заостряет внимание учеников на правилах безопасной работы за компьютером, например, показывая подборку картинок с изображениями правильной и неправильной работы за компьютером.
При работе с информационными структурами и алгоритмами, отрабатывались универсальные учебные действия «моделирование - преобразование объекта из чувственной формы, в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)» (ПЗ1) и «самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем» (ПО13).
В третьем классе к изученным ранее информационным структурам добавляется массив. Обучаясь упорядочивать элементы в линейных массивах, учащиеся знакомились с понятием индекс элемента.
В текстовых задачах ученикам предлагались условия с недостающей и избыточной информацией. Осваивали азы информационной культуры - определяли название информационного источника, его автора, находили основную и вспомогательную информацию. Дома не только находили информацию по конкретной теме, но и оформляли свою работу в виде компьютерного документа.
Реализация формирования информационной грамотности в третьем классе осуществлялась с помощью различных заданий, направленных на освоение уже большего количества универсальных учебных действий. Учащиеся осваивали следующие УУД: ПЗ1, ПЗ2, ПЛ2. Например, учащимся были предложены
числовые множества, которые необходимо упорядочить, занумеровать элементы, т.е. получить упорядоченные линейные массивы, не пересчитывая элементы, определить количество элементов массивов. Для удобства учащиеся работали с таблицей, заносили в неё элементы массивов и их индексы.
Для поиска информации использовался и учебник математики. Учитель давал задания: «найди правило в рамке», «найди выделенный текст», «найди справочную информацию», «определи основную информацию в данном пункте и вспомогательную».
Кроме того, использовали задания с сайта «Формирование начальной информационной грамотности через приобретение универсальных учебных умений» (http://infgr.ucoz.ru/), в которых по предложенным картинкам обложек книг ребята определяли автора, название, год издания, издательство. Таким образом, учащиеся осваивали универсальное учебное действие «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (ПО12).
Задания по развитию компьютерной грамотности, учащимся давались на дом. Предлагалось выполнить поиск информации в различных источниках, в том числе компьютерных, по изучаемым математическим темам, затем оформить свою работу на компьютере и представить ее в классе. Таким образом, отрабатывалось универсальное учебное действие «применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств» (ПО3).
В четвёртом классе задания были направлены на обобщение знаний и умений по начальной информационной грамотности. Это задачи с использованием различных видов алгоритмов. Использование структур для анализа и интерпретации информации. Создание и ведение простейших баз данных.
Формирование информационной грамотности происходило с помощью заданий, направленных на отработку нескольких УУД каждая. Например, учащимся были предложены текстовые задачи, где данные извлекались из круговой или столбчатой диаграммы, выполнялись вычисления, самостоятельно выстраивался алгоритм решения задачи. Кроме того, учащиеся решали задачи с
параметром, используя навыки прикидки и оценки. В таких задачах к выше перечисленным УУД добавляется «выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий» (ПО6).
Подведём итоги. Результаты проведённой нами работы показали, что целесообразно в первом классе акцентировать внимание на формировании одного УУД (ПЛ2), то во втором классе к названному УУД добавить ПО3, ПЗ1, ПО13, в третьем классе к этой группу УУД добавляются ПЗ2, ПО12, в четвёртом классе ко всем вышеперечисленным добавляется ПО6.
Такое построение учебного материала позволяет говорить о нелинейных дидактических технологиях, в которые Н.И. Пак включает концентрический подход. По его толкованию концентрический подход «предполагает ступенчатое, многоуровневое построение процесса обучения заданному курсу» [3]. В нашем случае очевидно ступенчатое построение этапов деятельности младших школьников по освоению универсальных учебных действий информационного наполнения. При этом происходит периодическое возвращение к одному и тому же УУД, что способствует более глубокому его освоению. Таким образом, предложенная стратегия способствует достижению запланированных результатов освоения универсальных учебных действий информационного наполнения.
Библиографический список
1. Аргинская, И.И. Математика [Текст]: учебник для 4 кл. Часть 1. / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. - Самара: Изд. дом Фёдоров, 2010. - 143 с.
2. Аргинская, И.И. Математика [Текст]: учебники для 4 кл. Часть 2. / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. - Самара: Изд. дом Фёдоров, 2010. - 127 с.
3. Пак, Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации [Текст]: моногр. / Н.И. Пак - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 223с.
4. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: рабочие программы: 1-4 классы. / Л.Г. Петер-сон. - Москва: Просвещение, 2011. - 158 с.
5. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: учебник для 4 кл. Часть 1. / Л.Г. Петерсон -Москва: Ювента, 2011. - 96 с.
6. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: учебник для 4 кл. Часть 2. / Л.Г. Петерсон -Москва: Ювента, 2011. - 128 с.
7. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: учебник для 4 кл. Часть 3. / Л.Г. Петерсон -Москва: Ювента, 2011. - 96 с.
8. Петерсон, Л.Г. Математика [Текст]: методические рекомендации для учителей: 4 кл. / Л.Г. Петерсон. - Москва: Ювента, 2011. - 320 с.
9. Программы начального общего образования [Текст]: система Л. В. Занкова / сост.: Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Изд. дом «Фёдоров», 2011. - 224 с.
10. Реализация нового образовательного стандарта [Текст]: потенциал системы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян и др. - 2-е изд., перераб. - Самара: Учеб. литература ; Изд. дом «Федоров», 2011. - 224 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
12. Федотова, А. В. Практика работы [Электронный ресурс]: метод. находки: роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А.В. Федотова. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Универсальные учебные действия#а1с note-autogenerated20130525-1-2 (дата обращения
26.05.2013).
13. Шишкова, М.Г. Ориентирование студентов вузов на творческую самореализацию как педагогическая стратегия [Электронный ресурс] / М. Г. Шишкова // Педагогические науки. Сер. 4. Стратегические направления реформирования системы образования. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/8_NND_2011/Pedagogica/4_80712.doc.htm (дата обращения
27.09.2014).
Bibliography
1. Arginskaya, I. I. Mathematics [Text]: book for 4 grade. Part 1. / I. I. Arginskaya, E.I. Ivanovskaya, S.N. Kormishina. - Samara: Publishing House Fyodorov, 2010. - 143 p.
2. Arginskaya, I. I. Mathematics [Text]: book for 4 grade. Part 2. / I. I. Arginskaya, E.I. Ivanovskaya, S.N. Kormishina. - Samara: Publishing House Fyodorov, 2010. - 127 p.
3. Pak, N.I. Nonlinear learning technologies in the conditions informatization [Text]: mo-nography. / N.I. Pak - Krasnoyarsk: RIO KSPU, 2004. - 223 p.
4. Peterson, L.G. Mathematics [Text]: work programs: grades 1-4. / L.G. Peterson. - Moscow: Education, 2011. - 158 p.
5. Peterson, L.G. Mathematics [Text]: book for 4 grade. Part 1. / L.G. Peterson - Moscow: Juventa, 2011. - 96 p.
6. Peterson, L.G. Mathematics [Text]: book for 4 grade. Part 2. / L.G. Peterson - Moscow: Juventa, 2011. - 128 p.
7. Peterson, L.G. Mathematics [Text]: book for 4 grade. Part 3. / L.G. Peterson - Moscow: Juventa, 2011. - 96 p.
8. Peterson, L.G. Mathematics [Text]: guidelines for teachers: 4 grade. / L.G. Peterson. -Moscow: Juventa, 2011. - 320 p.
9. Programs of primary education [Text]: The systemof L.V. Zankova / comp.: N.V. Ne-chayev, S.V. Bukhalova. - Samara: Publishing House Fyodorov, 2011. - 224 p.
10. Realization of the new educational standard [Text]: system capacity L.V. Zankov / A. Vantsyan, etc. - 2nd ed., Rev. - Samara: Educational literature; Publishing House Fyodorov, 2011. - 224 p.
11. Federal State Educational Standard primary education [Text] / Ministry of Education and Science of the Rus. Federation. - Moscow: Education, 2010. - 31 p.
12. Fedotova, A.V. Practices [Electronic resource]: the method of findings: the role of universal educational scills in the system of modern general education / A.V. Fedotova. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Универсальные_учебные_действия#cite_note-autogenerated20130525-1-2 (Access Date 26.05.2013).
13. Shishkova, M.G. Targeting university students on creative self-realization as a pedagogical strategy [Electronic resource] / MG Shishkova // Jurisprudence. Ser. 4 Strategic Directions of education system's reforming. - Access mode: http://www.rusnauka.com/8 NND 2011/Pedagogica/4 80712.doc.htm (Access Date 27.09.2014).