Научная статья на тему 'Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России'

Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRUCTURE / THE MAINTENANCE / COMPONENTS / CRITERIA / SELF-EDUCATION / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич

В статье рассматривается факторы и условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России»

Подпорин Игорь Васильевич

аспирант кафедры педагогики и психологии

Краснодарского государственного университета культуры и искусств (тел.: 88612577632)

Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России

Аннотация

В статье рассматривается факторы и условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе.

Annotation

In article it is considered factors and conditions of formation of readiness of cadets to self-educational activity in the course of training in high school.

Ключевые слова: модель, структура, содержание, компоненты, критерии, самообразование, деятельность.

Key words: мodel, structure, the maintenance, components, criteria, self-education, activity.

условиях модернизации выс-

Вшего юридического образования в вузах главными его целями являются, во-первых, подготовка будущих полицейских, уровень которых соответствует современному уровню и состоянию системы МВД России, во-вторых, научное обоснованные решения путей и способов совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников полиции, в-третьих, разработка психолого-педа-гогических основ профессиональной подготовки, обеспечивающих формирование гармонично развитой личности.

Особое место в достижении поставленных целей и решении задач высшего юридического образования занимает организация самообразовательной деятельности курсантов, будущих сотрудников полиции. В самообразовании человек - и субъект, и объект деятельности, что вызывает активную рефлексию и определяет своеобразие структурных компонентов этой деятельности. К ним относятся собственное целеполага-ние, внутренняя потребность в самообучении, самоорганизации познавательной деятельности. При этом основной целью считается усвоение знаний, приобретение навыков и умений, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

В нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп россий-

ского общества, так как оно оказывается, чуть ли не единственным способом компенсации недостаточных возможностей профессионального роста, которые предоставляет государство в рамках учебных заведений системы МВД. Механизм самообразования приводится в действие противоречием между сформированным активным познавательным интересом и уровнем развития личности, недостаточным для удовлетворения этого интереса. Непосредственным побуждающим моментом к самообразованию будущего сотрудника полиции является изменение его отношения к себе и к своей деятельности, осознание необходимости выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя.

Сегодня особую значимость приобретает разработка целостной системы условий, необходимых для формирования умений и навыков самообразовательной деятельности курсантов в период обучения в вузе МВД России, как части их профессиональной деятельности.

Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности учитывает факторы и условия, которые необходимо учитывать при разработке организационно-педагогических условий. В их число входят:

психологические условия (создание в процессе обучения атмосферы, направленной на стимулирование профессионального роста, самореализации в учебном процессе, ориентация на профессиональную карьеру, обеспечение возможности предлагать оригинальные идеи, реализации профессионального мышления, правового сознания и др.);

______________________________________88

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 1 (15)

педагогические условия предполагают мотивационно-личностную заинтересованность курсантов в самообразовании, стимулирование к овладению умениями и навыками профессиональной деятельности, способствующими саморазвитию и самореализации; создание и сохранение эмоционального фона, направленного на самообразовательную деятельность, создание условий овладения современными технологиями профессиональной деятельности, учет индивидуальности личности в процессе учебной и самостоятельной деятельности, обеспечение курсантов необходимым дидактическим и методическим материалом, способствующему формированию самообразовательной деятельности;

профессиональные условия представляют содержание и структура учебной дисциплины "Тактико-специальная подготовка" по специальности 030501.65 - "Юриспруденция" для вузов МВД России юридического профиля. Приобретение и расширение самообразовательной деятельности по приобретению понятийных знаний в области:

1) топографических карт и соответствующих планов, их классификации и назначений, практическое применение их при решении оперативнослужебных задач (представление о форме и размерах Земли, геометрическая сущность проекции Гаусса, порядок определения номенклатуры смежных листов карт, сборные таблицы и порядок пользования картами при составлении заявки на карты различных масштабов и др.); изучение материала, включающего понятия численных и линейных масштабов карты, их практическое применение при решении оперативно-служебных задач, их условные знаки по их значению и свойствам, цветовое оформление топографических карт, уяснение сущность изображения рельефа, определения абсолютных высот и др.

2) изучения и освоения методов обнаружения и измерения радиоактивных излучений, умение самостоятельно изучить назначение, принцип действия приборов радиационной разведки местности, порядка проведения измерений уровня радиации на местности приором ДП-5, овладение методиками работы с приборами контроля радиоактивного облучения (порядок проведения измерений приорами ДП-22В, ИД-1), овладение последовательностью действий определения отравляющих веществ в воздухе, на местности, выявления радиационной и химической обстановки уяснение алгоритма оценки химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих сильнодействующие химические вещества, действия по использованию средств индивидуальной и коллективной средств защиты;

3) приобретения навыков в обнаружении взрывных устройств, приемов и способов их по-

иска и обнаружения, уяснения последовательности распознавания и обезвреживания взрывных устройств и действий сотрудников ОВД при обнаружении подозрительных предметов; по охране общественного порядка и безопасности, действий в различных ситуациях оперативной обстановки по охране общественного порядка и безопасности. Развитии самостоятельности является необходимой основой для принятия решений в служебно-боевой деятельности и работе старшего наряда, осуществляющего блокирование района при нахождении в нем преступников, по их розыску и задержанию.

Важную составляющую концептуальной модели составляют средства обучения, которые являются инструментарием процесса самообразования. При структурировании процесса формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности особую группу составляют технические средства, включающие компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования и др. Будущая профессиональная деятельность курсантов связана с умением целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки, передачи и хранения с помощью компьютерных информационных технологий и современных технических методов и средств. Каждый курсант должен владеть информационной технологией, то есть комплексом методов, способов и средств, обеспечивающих обработку, передачу и отторжение, восприятие и хранение информации, ориентирующей на повышение эффективности обучения. А это означает, что современный сотрудник полиции должен соответствовать требованиям информационной компетентности, информационной культуры и информационной деятельности нашего времени, должен знать: информационно-поисковую систему (ИПС) (information retrieval system); самостоятельно овладеть совокупностью поискового языка, средствами и правилами перевода текстов на этот язык. В зависимости от видов информационных массивов, на работу с которыми должны быть ориентированы курсанты, они должны различать документографические, фактографические, документально-фактографические информационно-поисковые системы. В качестве дополнительных средств должны уметь использовать операции контрольных и корректирующих действий.

Важная роль принадлежит определению компонентов, критериев и показателей оценки конечных и промежуточных результатов готовности курсантов к самообразовательной деятельности. Условия формирования готовности курсантов включают следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: профессионально-целевой, мотивационно-личностный, организа-

89

ционно-методический, результативно-оценочный.

Профессионально-целевой компонент модели отображает формирование учебно-познавательных и профессиональных интересов будущих сотрудников полиции. А именно:

развитие умений самостоятельно анализировать, обобщать, и систематизировать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи;

усвоение теоретических знаний в области права :

cамостоятельное овладение разнообразием форм, методов, технологий, применяемых в профессиональной деятельности в соответствии с нормами права для решения конкретных профессиональных задач;

развитие умений принимать осознанные самостоятельные решения в профессиональной деятельности;

активизация самообразовательной деятельности к решению профессиональных задач;

развитие навыков самообразовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки курсантов;

развитие основ прогнозирования перспектив саморазвития и самореализации.

Для обоснования мотивационно-личностного компонента модели важно выявить специфику мотивационного сопровождения процесса формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности, а также личностного подхода в профессиональной ориентированности, функциональности, ситуативности при осуществлении подготовки будущих сотрудников полиции, определить основные профессиональные компетенции, необходимые выпускнику высшего учебного заведения МВД России.

Организационно-методический компонент формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности включает совокупность профессионально-образовательных технологий: контекстно-прикладные (формируют навыки определенного вида профессиональной деятельности на основе освоения алгоритмов решения конкретных задач);

интегративно-модульные (обеспечивают междисциплинарные межпредметные связи, формируют и развивают профессиональные знания, умения, компетенции будущего сотрудника полиции);

интерактивные (обеспечивают эвристическую основу самообразовательной деятельности);

проектные (стимулируют познавательную активность, формируют культуру самообразовательной деятельности и др.).

Результативно-оценочный компонент формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности включает осуществление мониторинга и оценки действенности будущих сотруд-

ников полиции. В Таблице 1 представлены компоненты и критерии формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России:

1. Профессионально-целевой осознание цели и задач самообразовательной деятельности в профессиональной подготовке;

развитие умений самостоятельно анализировать, обобщать, и систематизировать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи;

самостоятельное усвоение профессиональных теоретических и практических знаний, стремление к самостоятельной работе;

овладение разнообразием форм, методов, технологий, самообразовательной деятельности;

развитие умений принимать осознанные самостоятельные

решения в профессиональной деятельности; активизация самостоятельного подхода к решению профессиональных задач;

развитие навыков самообразовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки;

приоритетные ориентиры профессиональной самореализации;

овладение интерактивными методами самообразования (интернет, электронное программное обеспечение и др.)

Таблица 1

Компоненты и критерии формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности

Компоненты Критерии

Мотивационно- личностный -мотивационная и волевая готовность к самообразовательной деятельности; - осмысленное обобщенноориентировочное и действеннопрактическое освоение курсантами самообразовательной деятельности; - самостоятельная выработка аргументированных взглядов, убеждений и принципов профессионального развития личности; - мотивации на профессиональное саморазвитие; - познавательное мышление и познавательная активность

Организационно- методический -совокупность самообразовательных навыков в практикоориентированной деятельности - владение технологиями самообразования и саморазвития; -освоения основами самостоятельной работы, ориентированной на овладение алгоритмом решения конкретных профессиональных задач; -способности самостоятельного использования межпредметных и междисциплинарных связей, -овладение необходимым компетенциями в саморазвитии, самореализации через самообразовательную деятельность

______________________________________90

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 1 (15)

Компоненты Критерии

Результативно- оценочный -самостоятельная оценка степени готовности к профессиональной деятельности; -владение методиками оценки и самооценки своего профессионального уровня; - технологии мониторинга профессионального развития и готовности к исполнению профессиональных обязанностей; -самостоятельное фиксирование изменений, происходящих в уровнях готовности курсантов к профессиональной деятельности; осуществляется оценка результативности процесса. - осмысление полученных результатов и выработка самостоятельных корректирующих воздействий в достижении результатов саморазвития

Таким образом, анализируя самообразовательную деятельность, мы связываем её со следующими компетенциями курсантов:

умением находить, перерабатывать и творчески использовать необходимую информацию для успешной профессиональной деятельности;

умением реализовать самообразовательные навыки в практико-ориентированной деятельности;

умением ставить и решать конкретные профессиональные задачи в служебной деятельности.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.