УДК 37:001.895 ББК Ч404.43+Ч424.43 А-88
Сангаджиева Занда Ивановна, аспирантка кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета, т.: 8(927)5903425.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(рецензирована)
В статье анализируются критерии готовности педагога начальных классов к инновационной педагогической деятельности, ведущими из которых являются высокий уровень развития творческого потенциала и психологическая готовность к реализации данной деятельности, включает формирование мотивов деятельности, умение выдвигать оригинальные цели и задачи обучения и воспитания; представления о программе деятельности, информационная основа деятельности, и др.
Ключевые слова: критерии готовности педагога к инновационной деятельности, оценка готовности будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности
Sangadzhieva Zanda Ivanovna, post-graduate student of the Department of Pedagogy of the Kalmyk State University, tel.: 8 (927) 5903425.
CONDITIONS FOR FORMATION OF READINESS OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO INNOVATION
(reviewed)
The article analyzes the readiness criteria of primary school teachers to innovative teaching activities, the most important of them are the high level of creativity and psychological readiness for the implementation of these activities, including the formation of incentives, the ability to raise the original goals and objectives of education and training, ideas about the program of activities information-based activities, etc.
Keywords: teacher readiness criteria for innovation, assessment of readiness for future teachers of vocational training for innovation.
В условиях реформирования образования в стране инновационный процесс приобрел массовый характер.
Готовность к реализации инновационной деятельности может быть сформирована только в контексте целостности ее основных структурных компонентов - мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного, которые определены в работах Е.А. Подвигиной, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой [1, 2, 3]. Данная проблема требует решения двуединой задачи - формирования у педагога готовности к восприятию нового и развития умений действовать по-новому.
Инновационная деятельность во многом обусловлена неповторимостью личности учителя и ученика, особенностями класса, школы и т.д. Задача руководителя, учителя в данных условиях состоит в использовании современных психолого-педагогических знаний для разработки собственной траектории образовательной деятельности. Решению этой задачи будет способствовать изменение в подходе педагога к содержанию образования.
Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Опираясь на идеи, высказанные В.А. Сластениным, укажем критерии готовности педагога к инновационной деятельности:
- осознание необходимости инновационной деятельности;
- готовность к творчеству;
- уверенность в том, что принятое к внедрению новшество принесет позитивный результат;
- согласованность личных целей с инновационной деятельностью;
- готовность к преодолению творческих неудач;
- технологическая готовность;
- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
- способность к профессиональной рефлексии [4].
Основой модернизации образования является инновационная деятельность. Исходя из положения, что современная школа - это развивающаяся школа, в которой педагогический процесс все время совершенствуется, разумно изменяясь, существуют основные требования к осуществлению педагогически целесообразных перемен, а именно: любые крупные преобразования в школе необходимо заранее подготавливать, создавая в коллективе определенный психологический настрой, способствующий формированию чувства необходимости и безотлагательности перемен; (скоро построится новая школа и нам необходимо задуматься над этим); преобразования должны быть основаны на детальном плане и расчете, который обязательно приведет к успеху. Если уверенности в успехе нет, «реформы» лучше не проводить; надо всегда помнить, что процесс перемен в школе - это процесс перемен в учителе, в его взглядах, методах, подходах к решению организационных проблем и т.д. Перемены начинаются с личности, а уже потом
приобретают общий характер.
Надо сказать, что становление и развитие инновационных процессов напрямую связано с новым, более качественным уровнем деятельности, как педагогов-воспитателей, так и руководителей школы, с повышением уровня их технологичности, владения педагогической техникой.
Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:
- грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;
- анализ имевшихся технологических ресурсов;
- умение проектировать;
- организацию и анализ деятельности коллектива;
- умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.
По нашему мнению, именно в начальной школе требуется разбудить мысль каждого младшего школьника. Развивающее обучение как раз и направлено на то, чтобы обучать детей думать, размышлять. Оно помогает решать задачи, волнующие сегодня учителей: как учить детей без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумался над ней.
С целью создания действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста, их интеллекта и творческого начала ведущими методистами страны разработано множество учебников по развивающему обучению.
В качестве условий формирования готовности к инновационной деятельности учителей начальных классов нами обозначены следующие составляющие готовности учителя к инновационной деятельности.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
- как способ получения дополнительного заработка;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современ-ных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, всем о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и возможностей их устранения.
Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.
Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.
Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
- знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
- умеет изучать опыт учителей-новаторов;
- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;
- умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;
- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;
- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от: уровня мотивационной готовности; уровня компетентности в инновационном образовании; уровня компетентности в педагогической инноватике.
Исследования отечественных ученых в области педагогического феномена инновационной деятельности свидетельствуют о том, что студенты понимают значение и роль инновационной деятельности педагогов профессионального обучения в современных условиях, интересуются возможностями данного вида деятельности, представляют, какими свойствами она должна обладать, но при этом недостаточно полно осознают все аспекты и формы проявления инновационной деятельности педагогов профессионального обучения, отождествляя её только с результатами научно-технических разработок. Это указывает на необходимость специальной подготовки будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности.
Одним из направлений реализации инновационной деятельности является знакомство студентов с новыми, альтернативными системами и технологиями развивающего обучения в начальной школе (Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.)
Практика показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более эффективно, если выполняются следующие условия:
- каждая система изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения методической системы;
- освоение каждой новой методической системы обучения младших школьников осуществляется не изолированно, а в сравнении, как с традиционной, так и с ранее изученными системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);
- в ходе освоения каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с учетом специфики данной системы и приобрести определенный опыт проведения таких уроков (принцип практического освоения методической системы).
С учетом этих условий нам представляется эффективным следующий план освоения систем развивающего обучения (например, Л.В. Занкова):
1. Анализ традиционной системы обучения в начальной школе.
2. Диагностика затруднений в педагогической деятельности, ее рефлексия, выработка путей совершенствования.
3. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. Проблемы соотношения обучения и развития, их решение в различных дидактических системах. Пути изучения воздействия обучения на развитие детей.
4. Коллективные занятия со студентами по темам: теория учебной деятельности; ход развития школьников, его диагностика; учебное сотрудничество.
5. Диагностика уровня общего развития школьников, усвоения ими теоретических знаний и способов действий с учебным материалом.
6. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова (теоретические основы, дидактические принципы, типичные свойства).
7. Особенности преподавания учебных предметов в системе Л.В. Занкова (математики, русского языка, естествознания и т.д.).
8. Итоговая рефлексия.
9. Индивидуальные и групповые консультации по выбору.
Образование всегда было связано с новаторством, педагогическим поиском, опытноэкспериментальной работой, инновационными процессами. Исторически можно констатировать тот факт, что высокое качество обучения пропорционально уровню новаторской деятельности учителя.
Вайзер Т.А. высказывается о том, для начальной школы в контексте современной ситуации характерна вариативность, которая определяет поставленную автором проблему готовности учителя начальных классов к инновационной деятельности [5]. Инновационная деятельность учителя начальной школы является компонентом целостной инновационной системы школы и рассматривается как «многоаспектный феномен профессиональной деятельности, обеспечивающий целесообразные нововведения» в образовательный процесс. Направленная на совершенствование дидактического процесса, она предполагает изменения в целях, условиях, содержании, методах и формах обучения, способствующих повышению качества обучения младших школьников посредством реализации развивающего потенциала.
Специфика деятельности учителя начальных классов, как известно, обусловлена возрастными и психологическими особенностями детей. Каждый этап развития системы обучения в начальной школе, учитывая специфические особенности младшего школьного возраста, рождал новшества, сформировавшие к настоящему времени систему современного образования. Уровень развития общества в нынешних условиях,
- повсеместная компьютеризация, Интернет, высокий уровень информатизации и т.д. - заставляет учителей искать и использовать новые способы организации познавательной деятельности. К таковым относятся организация проектной деятельности, исследовательской деятельности младших школьников, использование Интернета в процессе организации уроков и развития навыков работы с компьютером, в частности применение мультимедиа и обучающих образовательных программ. Все это требует от учителя высокого уровня методической грамотности, профессиональной компетентности, педагогической импровизации, творческого самосовершенствования, иначе говоря, готовности к осуществлению инновационного процесса обучения.
По нашему мнению, формирование инновационной деятельности учителя начальных классов целесообразно представить следующим образом:
1. Отработка приобретенных основ традиционной методической работы в начальной школе и расширение методического кругозора посредством изучения широкого спектра современных методических систем обучения младших школьников.
2. Практическое знакомство с существующими альтернативными системами обучения младших школьников, возможное применение элементов инновационных систем обучения;
3. Непосредственное освоение и адаптация конкретной системы обучения в собственной практической деятельности;
4. Возможное усовершенствование инновационной системы обучения младших школьников, разработка, создание собственной инновационной системы работы.
Характеризуя начальную стадию становления готовности учителя начальных классов к инновационной деятельности мы поддерживаем мнение Т.А. Вайзер о том, что после получения первоначальных навыков профессиональной деятельности еще в течение 3 -4 лет молодой учитель в повседневной практической работе совершенствует полученный профессионально-методический багаж.
В процессе этой работы возникает потребность профессионального роста учителя, которая может реализовываться, как констатирует автор, в двух направлениях: одни учителя совершенствуют педагогическое мастерство на основе традиционной системы обучения, а другие осваивают теоретические основы инновационных систем. Этот процесс основывается на знакомстве с учебно-методической литературой по альтернативным методическим системам, посещении уроков, участии в разнообразных конкурсах, при подготовке учащихся к олимпиадам и т.д. Постепенно осознавая ограниченные возможности традиционной методики, учитель приближается к пониманию необходимости освоения инноваций, повышению собственного методического уровня [7].
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Литература:
1. Подвигина Е.А. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. №4(35).
2. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / С.Д. Поляков [и др.]. М.: Сентябрь, 1999. 144 с.
3. Шамов М.С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. М.: Новая школа, 1992. 48 с.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. 2006. №1. С. 32-37.
5. Вайзер Т.А. Профессиональная подготовка будущих учителей в вузе как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2007. №5. С. 47-51.
6. Торгунская Н.Л. Педагогическая сущность инноваций в вузе // Высшее образование сегодня. 2007. №4. С. 49-50.
7. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании. М.: Новая школа, 1991. 92 с.
References:
1. Podvigina E.A. Pedagogical conditions of formation of future teachers readiness to innovation // Questions of modern science and practice. V.I. Vernadsky University. № 4 (35). 2011.
2. Personal individuality development management in teaching process / S.D. Polyakov [and oth.]. M.: September, 1999. 144 p.
3. ShamovM.S. Innovation in vocational education. M: New School, 1992. 48p.
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Teacher readiness for innovation // Education science and education. 2006. №1. P.32-37.
5. Weiser T.A. Training future teachers at the university as a pedagogical problem // Modern problems of science and education. 2007. № 5. P. 47-51.
6. Torgunskaya N.L. Pedagogical essence of innovation in the university // Higher Education Today. 2007. № 4. P. 49-50.
7. Yusufbekova N.R. General framework for pedagogical innovation: experience in developing innovative processes in education. M.: New School, 1991. 92 p.